Дороги из брусчатки от Римской империи до наших дней
Древняя легенда об алмазной горе, на вершину которой раз в тысячу лет прилетает ворон поточить клюв, говорит, что пройдет лишь секунда вечности к тому моменту, когда он источит всю гору. С тех пор, как были построены первые мощеные дороги из камня, прошли столетия – небольшой срок для вечности, но в сравнении с человеческой жизнью он огромен.
Что позволило древним дорогам, пусть и не в первозданном виде, сохраниться до наших дней? Археология и научные исследования дают однозначный ответ на этот вопрос — использование природного камня и правильная технологии укладки плит мощения и гранитной брусчатки.
Технологии Древнего Рима
Без особого преувеличения можно сказать, что все современные технологии дорожного строительства восходят к временам Римской империи. Именно тогда (III век до н.э.) впервые была реализована методика, описание которой и сегодня можно встретить в учебниках по строительству. Поставленная цель – обеспечение быстрого перемещения войск при любых погодных условиях, потребовала создания дорог высокой прочности, долговечности и пропускной способности.
Построенные по технологии «слоеного пирога» римские дороги покрытые плитами мощения во всех отношениях отвечали этим требованиям. Ее лучшее описание дано известным архитектором того времени Марком Витрувием Поллионом. Прокладка дороги включала:
- Выборку грунта и устройство траншеи по ширине дорожного полотна (глубина достигала 1,5 метров).
- Засыпку траншеи крупным необработанным камнем (первый опорный слой – statumen);
- Выравнивание смесью из мелкого дробленого камня и известкового раствора с добавлением измельченной вулканической породы – пуццолана (второй слой – rudus).
- Укладку слоя из мелких кирпичных и керамических обломков залитых цементом (третий слой – nucleus).
- Мощение булыжниками из базальта с заделкой швов раствором цемента (четвертый слой — pavimentum).
При укладке мастера создавали небольшие уклоны к обочинам дороги, что позволяло потокам дождевой воды стекать в водоотводящие каналы по краям дороги, не оставляя луж и смывая грязь.
О высоком уровне мастерства древних строителей говорят инструменты, использовавшиеся при строительстве:
- портативные солнечные часы – для определения направления дороги;
- грома – для проведения линий и откладывания прямых углов;
- хоробат – прообраз современного нивелира, для определения неровностей рельефа.
Дороги и цивилизация инков
Еще одна древняя цивилизация — инки — достигла не менее впечатляющих успехов в строительстве дорог. В XIII–XIV веке нашей эры ими были построены удивительные по своей прочности и протяженности дороги – сакбе.
Наиболее известная и сохранившаяся до наших дней Белая дорога. Ее внешние края выложены из хорошо обработанных блоков известняка, а пространство между ними заполнено последовательно уложенными слоями камня. Начинали засыпку с самых крупных постепенно уменьшая размеры, чтобы обеспечить высокую плотность укладки. Верхний слой мелкого щебня проливали известковым раствором и подвергали уплотнению. Предположительно, трамбовку слоев выполняли при помощи цилиндрических катков из монолитного камня.
Средневековая Европа и дороги
Падение Римской империи и последовавшие за ним столетия упадка остановили развитие дорожного строительства. Первые упоминания о возрождении забытых технологий мощения дорог камнем относятся уже к XV веку. Франция, а немного позже Голландия стали приводить в порядок свои дороги, вымащивая их камнями крупного размера – 35х25х20 см.
К XIX веку была изобретена новая технология укладки плиты мощения (ее иногда называют голландской). Она заключается в использовании камней пирамидальной формы с усеченной вершиной, которые укладывались на двухслойное основание вершиной кверху. Пространство между ними заполнялось мелким гравием после чего покрытие тщательно утрамбовывалось.
Брусчатка на дорогах в наши дни
Мощение дорог природным камнем в наши дни переживает свое возрождение благодаря развитию технологий добычи и обработки камня. Возможность получить брусчатку из гранита и даже из превосходящего его твердостью габбро диабаза, придать любую форму и структуру поверхности — гладкую или шероховатую, открывает широкие возможности для ее использования в благоустройстве инфраструктуры городов.
Булыжная мостовая. Опыт предков
Вашему вниманию предлагается статья об опыте изготовления булыжных мостовых. Статья издана в 1932 году!
Данная статья любезно предоставлена Костиковым Юрием Борисовичем. Ответственным исполнителем по составлению "Рекомендаций по применению мощений при устройстве покрытий территорий жилой и общественной застройки" С. Петербург 2011.
Мощение булыжником.
При благоустройстве территорий, совместно с искусственными камнями/плитами часто используется булыжник (рис 1. слева). Булыжными называют мостовые, устраиваемые из мелкого валунного камня – “кругляка” (или булыжника в его естествен¬ном виде) или крупного грубо колотого камня, называемого шашкою.
Мощение булыжником включает в себя следующие операции:
- подготовка основания, сортировка булыжника по высоте и ширине (в плане);
- укладка булыжника, расщебенка пустот, трамбование, засыпка песком и укатка.
Основные правила булыжного мощения следующие (см. Технические условия на работы по замощению и ремонту про¬езжих частей улиц и устройству и ремонту тротуаров на 1932 год (дополнительное и исправленное на 1/II -1932г) Ленинград. Издательство Леноблисполкома и Ленсовета, 1932) :
- Камень должен сажаться на место в песок насухо, c полным прижатием к ранее установленным камням, без прослойки песка между ними, препятствующей постановке следующих камней.
- Промежутки между камнями заполняются мелкофракционным щебнем
- Камень (однообразный по высоте с соседним) должен сажаться суженным концом вниз (тычком), без навалки и укрепляться в устойчивое положение ударом молотка.
- Камень должен ставиться так, чтобы он соприкасался с окружающими его камнями не менее, чем в трех точках, рассоложенных по его периметру, а не сосредоточенных в какой-нибудь одной его части. Не допускается укладка камней с оставлением четырехугольных зазоров между ними; зазоры должны быть треугольными и иметь наименьший возможный по величине размер.
Правила проиллюстрированы на рис. 2 (а, б). при несоблюдении правил, возможна потеря устойчивости отдельных камней в дорожном покрытии, их выжимание под ударами колеса и, как следствие, разрушение целых участков мостовой.
Рис. 2а пример неправильного мощения булыжником
Недочёты:
- по линии А-Б сквозной шов по направлению движения;
- Четырёхугольные зазоры “c”;
- плохая сортировка камней по величине в плане;
- плохая сортировка камней по высоте;
- Камень “д” чрезмерной высоты по сравнению со средней высотой остальных камней (врезался в грунт) и кроме того установлен в неустойчивое положение;
- Камень “к” уложен плашмя;
- Имеющий в плане форму камень “м” уложен по направлению движения.
Рис. 2б – пример правильного мощения булыжником
Заштрихованные камни I и II, имеющие угловатую форму, уложены с недостаточной возможной плотностью: пунктиром показана более правильная укладка их в плане, чем достигнуто уменьшение пустот между одними и теми же камнями до минимума, а именно: вместо больших пустот 1-6-7-3-2-1 и 3-8-9-5-4-3 получены значитель¬но меньшие зазоры 2-7-3-2 и 3-8-4-3, т.е. более плотное мощение.
Порядок мощения при различных профилях дорожного покрытия показан на рис. 3.
Реализуем некондиционные остатки гранитной плиты за 1/5 от начальной стоимости.
Наконец-то разработан каталог технических решений мощений с применением составом quick-mix (logo)
Наверное уже можно рассказать об одном очень интересном для нас проекте. Работы на нем сейчас идут полным ходом.
По всем вопросам
обращайтесь по e-mail: info@4-7.ru
© ООО "Четыре Седьмых", 2022
ООО "Четыре Седьмых"
Офис: Москва, ул. Маршала Вершинина, д.8, кор. 2
т. (499) 194-83-13, (499) 194-30-92
Склад: ООО «Четыре седьмых. Одинцово» М.О. Одинцовский район, пос. ВНИИССОК
ИНН:5032122410, ОГРН:1045006487316;
т. (495) 989-76-77
Этапы создания садовых дорожек из камня и выбор материала
Садовые дорожки из камня оригинальны, практичны и долговечны. На них не будет скользко и грязно даже в мороз и слякоть. Для обустройства троп используется прочный материал: бут, щебень, плитняк, песчаник, гранит и другие. Такие конструкции не требуют специального навыка монтажа. Главное — правильно подготовить основание.
Преимущества и недостатки дорожек из камня
Организация ландшафтного дизайна дело тонкое. Дорожки из камня сделают двор эстетичным и аккуратным. В качестве преимуществ такого монтажа выступают:
- длительный срок службы;
- разнообразие дизайна;
- возможность декорирования;
- быстрая кладка;
- отсутствие сложных подготовительных работ;
- минимальные финансовые затраты.
Обратите внимание, что садовые тропки могут занимать большую часть территории. Поэтому важно обзавестись таким материалом, который будет подчеркивать единый стиль оформления. Такое функциональное декорирование приусадебной территории имеет несколько недостатков:
- сложность подбора формы камня;
- плохая эксплуатация во влажной среде;
- обрастает сорняками (при неправильном обустройстве);
- некоторый материал не выдерживает УФ-лучей и мороза.
Чтобы дорожки из натурального камня в саду надежно эксплуатировались, нужно определиться с материалом, который будет взят за основу. Обязательно изучите их характеристики. Из них вы сможете понять подходит ли камень для конкретной местности.
Материалы, которые применяются для кладки
Для создания небольших тротуаров используют материал разной фактуры и фракции. Наиболее подходящими считаются:
- Гранит. Он бывает двух видов: обработанный и необработанный. Второй вариант обойдется дороже. Каждый камушек такого материала имеет разный оттенок. В облицовке это красиво смотрится.
- Морская или речная галька. Камушки имеют гладкую структуру, из них удобно выкладывать различные композиции на дорожках. Фрагменты гальки подлежат окрашиванию и долго держат яркий оттенок.
- Бут. Камень, изготовленный большими кусками. Толщина таких может достигать от 2 до 7 см. При кладке камней его надежно трамбуют в грунт. Такой материал выдерживает механические нагрузки, устойчив к выгоранию.
- Щебень. Камни разной фракции могут использоваться для одной или нескольких дорожек. Насыпь подходит для больших площадей. Выдерживает многочисленные проезды автомобиля.
- Песчаник. Камень отличается простотой эксплуатации. Он легко режется, имеет шероховатую фактуру. Благодаря чему даже в мокрую погоду не будет скользким. Не требует специального ухода.
- Сланцевый плитняк. Плоский камень, который подходит для отделки широких и узких троп во дворе. Данная поверхность получается очень хрупкой, поэтому каждый камень нужно надежно фиксировать в грунт. Отличается разнообразием фактур и цветом.
Любой вид камня подходит для кладки на разных слоях грунта с любым содержанием: глинистым, щелочным, кислотным. Они выдерживают воздействие негативной климатической среды только в том случае, когда обустраиваются с учетом всех нюансов и правил.
Подготовительный этап в строительстве дорожек
Прежде чем приступить к кладке, обязательно изучите тонкости подготовки основания. Если упустить важные моменты, дорожки скоро начнут проваливаться, сползать и уклоняться. Подготовительный этап содержит несколько шагов:
- Подготовка котлована. Выкапываем траншею глубиной 20-25 см (на один штык лопаты) нужной ширины.
- Уборка мусора и сорняков. Выгребаем всю почву из котлована, убираем корни, камни, палки и другие предметы.
- Застилка геотекстилем. Подготавливаем полотно геотекстиля шириной в 2,5 раза больше ширины дорожки. Укладываем его на дно.
- Засыпка щебнем. Поверх слоя геотекстиля насыпаем слой щебня мелкой фракции. Его толщина должна быть в пределах 17-22 см. Если насыпать меньше, камень быстро сядет.
- Увеличение слоя (если нужно). Когда по дизайнерской тропе предполагают движение транспортного средства, слой подсыпки увеличивают на 10 см.
- Заливка бетона. Цементирование необходимо, если дорожки будут попадать под постоянные нагрузки. Раствор заливают поверх щебня и армированной сетки с толщиной слоя 10 см.
Только после подсыхания бетонной стяжки выкладывается песчано-цементный сухой слой. На него и укладываются в дальнейшем камни для окончания кладки дорожки.
Пошаговый алгоритм создания дорожки
Самый бюджетный вариант — укладка дорожки из камня на придомовом участке или на территории дачи. Для условий, где наблюдается близкий уровень залегания вод лучше использовать цементно-песчаную смесь. В противном случае подойдет чисто песочный слой. Все работы выполняют пошагово:
- Подготавливается смесь. Для этого берется пять частей песка и одна часть цемента маркировки M300 — 400. Если используется маркировка М500, увеличивают количество песка до 7 частей.
- Высыпается слой для мощения и распределяется по поверхности равномерно. Проверяется по уровню, при необходимости подсыпка добавляется.
- Затем выравниваются края камней. Это делается алмазным диском или с помощью болгарки.
- Выкладывается конструкция разным узором: мозаикой, по диагонали, дуге и прямыми линиями. Приветствуется выкладка различных узоров.
- Камни кладутся параллельно друг другу приблизительно одинаковыми сторонами. Между ними обязательно оставляется зазор 5-10 мм.
- Аккуратно утрамбовывайте их, используя резиновый молоток (киянку) с широкой площадью.
- При кладке соседнего камня обязательно проверяйте уклон с помощью правила или строительного уровня. Никаких погрешностей быть не должно, иначе на дорожке после дождя будут ямы и лужи.
- Все щели между камешками заполните песком. После выполните прометание с помощью метлы с жесткими прутьями. При необходимости повторите процедуру, пока все щели не заполнятся до верха.
Если планируете создать более прочную, ничем недвижимую дорожку, все камни можно класть на приготовленный раствор. В данном случае важно укладывать камни на раствор постепенно, пока смесь не застыла. Утрамбовывайте каждый камень и проверяйте уровень. Его легко откорректировать пока цемент еще свежий. Все зазоры аккуратно заполняются раствором. Для этого лучше использовать строительный шприц, чтобы не переборщить с количеством смеси.
Особенности отвода воды
Роль дренажа, где обустроены садовые дорожки из природного камня, сыграет первый слой — щебень. Как активно он будет отводить воду зависит от фракции материала. Чем мельче щебенка, тем медленнее будет выводиться влага.
Если на участке уклона нет, тогда прибегают к обустройству желобов в грунте или дорожки поднимают выше.
Варианты садовых дорожек с пошаговыми инструкциями
Каждый хозяин может сооружать тропы в своем саду из любого материала. Очень красивыми получаются дорожки из гравия, гальки, плитняка и других. В каждом отдельном случае есть определенные нюансы исполнения.
Тропа из гравия
Гравий — бюджетный строительный материал. Он легок в монтаже, не требует специальной обработки по итогу изготовления дорожек. Чтобы соорудить тропы в ландшафтном дизайне, действуйте по алгоритму:
- Заготавливаем схему на бумаге, следом переносим рисунок на местность.
- Освобождаем территорию от пней, мусора, листьев, корней и сорняков.
- Копаем яму нужной длины глубиной 20 см.
- Края траншеи выравниваем, внутрь засыпаем щебень крупной фракции слоем 5 см.
- Сооружаем опалубку во всю длину из досок, устанавливаем перекладины через каждые 50 см.
- Обрабатываем внутреннюю поверхность битумом или гидроизоляцией.
- Внутренние участки (секции) засыпаем слоем мокрого песка.
- Берем гравий двух или трех цветов, засыпаем их по очереди в каждую секцию.
Дорожка получится разноцветной и дизайнерской. Лучше всего задействовать для этой цели материал мелкой фракции. С ним проще работать, между ним не видны прослойки раствора.
Садовая дорожка с узорами из гальки
Дорожки из гальки считаются самыми креативными. Сложность в том, что необходимо разбирать материал по оттенкам. Чтобы сделать такую тропку, действуйте по инструкции:
- Подготовьте гальку разных цветов, речной песок, цемент марки М-500.
- Выкопайте котлован, а затем установите опалубку.
- Влейте в нее смесь песка и цемента.
- Далее подготовьте рисунок и в соответствии с ним разложите гальку в растворе.
- Дождитесь высыхания, обустройте бордюры.
Гальку можно выбирать небольшого размера. Тогда легко можно соорудить рисунок в стиле мозаика.
Дорожка из природного камня
Бюджетную дорожку из природного камня в своем саду можно сделать из толстого плитняка. Тропинки получаются хорошо выраженными и простыми, не требуют специальных навыков кладки:
- Выложите камни в том порядке, как они будут выглядеть в тропе, очертите их.
- Подготовьте отверстия и обустройте в них систему дренажа крупным гравием.
- Влейте небольшое количество цементного раствора и усадите камень.
- Проделайте тоже самое с остальными камнями, оставляя зазор между ними в 3-5 см.
Выкладывать такую садовую дорожку из камня можно прямо на газоне. Главное не использовать песчаную подушку для крупных камней. Она быстро просядет.
Садовая дорожка из искусственного камня
Такой вариант тропинки можно делать в виде секций или создавать цельную дорожку. Делайте по алгоритму:
- Изготавливаем камень: добавляем в цементный раствор краситель и заливам в форму.
- Форму предварительно смазываем для лучшего отделения фигур.
- Дожидаемся полного высыхания.
- Подготавливаем схему и сделайте разметку на грунте.
- Выставляем маяки, проверяем, чтобы не было уклона.
- Затем насыпаем слой песка в котлован толщиной 5-7 см.
- Сверху укладываем искусственно созданный камень и хорошо затрамбовываем его.
- Поступаем аналогично с каждой деталью.
Красители нужно использовать специальные, а вместо цемента приветствуется применение состава для бетонирования фундамента.
Садовая дорожка с бетонными листьями
Очень оригинальной будет тропинка, высыпанная гравием и отдельно лежащими листьями из цементного раствора:
- Берем специальные формы для бетона, смешиваем песок и цемент в пропорциях 16:1.
- Можно использовать обычный лист лопуха. Его укладываем изнаночной стороной вверх в любую емкость.
- Сверху заливаем бетоном, не нарушая границы листа. Оставляем до застывания.
- Затем высыпаем мелкий гравий в ранее намеченную дорожку.
- В нужные места вставляем листья и хорошо трамбуем их.
- Бетонные детали даже можно посадить на цементное основание.
Обратите внимание, что раскладывать детали нужно в одинаковом порядке.
Полезные советы при мощении дорожек натуральным камнем
При сооружении самодельных садовых дорожек важно помнить несколько правил:
- Материал, который берется за основу, должен быть устойчив к воздействию окружающей среды и химических составляющих.
- Обязательно предусматривайте возможность нагрузок: проезд автомобиля, транспортировка мебели и оборудования.
- Можно соорудить незначительный угол наклона в одну сторону. Он даст возможность воде стекать и не повлияет на комфорт ходьбы.
- Для компактных участков лучше применять дизайн волнистых и дугообразных дорожек. Прямолинейные смотрятся не эстетично.
- Садовая дорожка должна быть видимой. Поэтому в зарослях высокой травы такой объект не сооружайте.
- Комбинируйте натуральный камень с искусственными или другими породами: кирпичом, древесиной.
Не рекомендуется применять для мощения слишком хрупкие камни. Они начнут трескаться после накопления влаги. Дорожка быстро начнет рассыпаться и крошиться.
Заключение
Дорожки из натурального камня могут изготавливаться с разным декором. Бетонные тропинки с рисунком, фигурными бордюрами и эффектным подъемом обязательно притянут внимание. Красиво смотрятся различные комбинации оттенков и фактур. Но применять такие следует с умом. Различие в размерах и форме камней может принести негатив в оформление участка.