что входит в полную диагностику автомобиля в автосервисе
Процедура определения технического состояния без разборки, с точностью выявления проблемного узла или детали – это диагностика автомобиля. Прохождение ведется комплексно, либо локально, в итоге анализируют полученную информацию и делают выводы о дальнейшем обслуживании ТС (транспортного средства). Рабочие показатели агрегатов автомобиля зависят от климатических, эксплуатационных факторов, интенсивности использования, переносимых нагрузок.
Комплексная диагностика автомобиля (что входит)
Предусмотрено несколько основных этапов:
Во время мероприятий выявленные неполадки устраняют, негодные элементы меняют или чинят. Длится проверка автомобиля, в зависимости от сложности работ, используемого оборудования, от нескольких минут до 2-3 часов.
Проводить компьютерную диагностику автомобиля, стоимость которой вполне доступна, необходимо не реже одного раза в год. Актуальна она после смены сезонов. Рекомендуется комплексную проверку делать после ДТП, приобретая подержанное авто, если наблюдается неадекватное поведение ТС при езде.
Внешне технику осматривают без использования специальных приспособлений. Обращают внимание на функциональность световой оптики, кузовное покрытие, состояние салона. Выявленные неполадки устраняют на месте. Полная диагностика автомобиля с применением компьютерного оборудования выполняется для сложных электронных систем. Сюда входит зажигание и КПП — автомат.
Виды диагностики автомобиля
Проведение проверки ТС осуществляется не только во время эксплуатации, но и на специальном стенде. Обращают внимание на нехарактерные шумы, фильтры электропроводки, видимые соединения и узлы.
Проверка технического состояния автомобилей по «ходовке» подразделяется на несколько видов:
Важным моментом называется обследование двигателя и тормозов. На этом этапе проверяются все составные элементы на предмет работоспособности, смазки и износа.
Методы диагностики автомобилей
Работу выполняют прямыми или косвенными способами. В первом случае, измеряют контрольные размеры деталей, прогиб ремня привода вентилятора, зазоры в подшипниках и тому подобное.
Косвенные методы технической диагностики автомобилей заключаются в определении структурных параметров при помощи специального приспособления без разборки ТС. Выявляют величины, отвечающие за техническое состояние узлов и агрегатов, включая расход, давление масла и топлива, ускорение при разгоне, функционирование электроники.
Результаты диагностики автомобиля на СТО заносят в журнал, где фиксируется год и дата поступления машины от последнего капремонта. Там же указывают вид проведенной починки, остаточный ресурс, номер следующего технического обслуживания.
Общая диагностика автомобиля сканером
Компактные приборы считывают коды ошибок, недорогие, подходят для группы VAG, подсоединяются посредством колодки диагностики. Что включает в себя бесплатная диагностика автомобиля сканером? Устройство дает возможность быстро выявить большинство неисправностей ТС.
Прибор подключается к гнезду OBD, которое расположено в салоне. После включения зажигания на ЖК-мониторе появится набор параметров, указывающих на проблему. Расшифровка выполняется по специальной таблице. Сканер пытается пять раз произвести диагностику автомобиля, стирая высвечивающуюся проблему. Если это не удается сделать, велика вероятность серьезной поломки, требующая вмешательства мастера.
Независимая диагностика автомобиля с осциллографом
В комплект указанного оборудования, кроме самого прибора, входят разборные щупы, емкостная и индуктивная линейки. Приспособление служит для электронной диагностики легковых автомобилей в узле зажигания. Не всегда удается обнаружить проблему через ЭБУ.
Например, авто может троить при сгоревшей катушке, а неполадка не высвечивается на табло. Неполадка решается за несколько минут, нужно просто подсоединить осциллограф к элементу или бортовым проводам. Осуществляют проверку датчиков, форсунок и прочих элементов зажигания, не снимая их с ТС.
Техническая диагностика токовыми клещами и мультиметром
Для чего нужна проверка и что входит в технологический процесс проверки инжекторных современных автомобилей? Указанные приспособления позволяют выявить неисправности в проводке и некоторых узлах авто. Например, сканер обнаружил неполадку в работе клапана вентиляции бака для горючего. При этом, сопротивление не выходит за рамки нормы, питание подается стабильно, но запуск не происходит. Проблему разрыва цепи проводки при ремонте легкового автомобиля ищут тестером. Основная задача – прозвонить систему от блока управления до разъема клапана.
Для автомобиля этот процесс заключается в подключении мультиметра с токовыми клещами в режиме «проверка диодов». Особенности диагностики — предварительно необходимо отключить зажигание. Щуп красного цвета подсоединяют к массе, а черный элемент – на вывод клапанного гнезда. Что показывает компьютерная диагностика в этом случае? Если напряжение на нулевом уровне – это участок питающего пина. Отображение параметров около 550 мВ свидетельствует о том, что проводка до блока работает нормально. При превышении указанного показателя следует искать разрыв цепи.
Транзистор полностью прозвонить не получится. Зато можно использовать диод, который подключен обратной полярностью (щупы при проверке нужно размещать соответствующе). При правильном подсоединении напряжение высветится на индикаторе, это означает целостность проводки.
Что еще дает компьютерная диагностика с указанным прибором? В положении «проверка диодов» для авто мультиметр выдает порядка 1,5 В, не распознавая напряжение свыше 999 мВ. Бывает, что сканер выявляет ошибку по индикатору детонации. В этом случае проверяется пьезовый элемент (конденсатор). Оценивается его емкость. Профессиональные приборы имеют несколько режимов измерений, запоминают минимальный и максимальный параметр.
Процесс диагностики автомобиля
Сканер не предоставляет больше значений, чем ЭБУ машины. Это приспособление в состоянии лишь обмениваться информацией с электронным блоком. Сделать компьютерную диагностику можно, подключившись через специальный разъем. Поскольку разные модификации и марки авто внедряют различные типы ЭБУ, производители выпускают сканеры с несколькими видами подключения и протокола обмена данными, ориентированные на конкретную модель ТС.
Подробные сведения о состоянии техники дает компьютерная диагностика систем автомобиля. Качественная проверка автомобиля включает в себя:
Компьютерная диагностика авто проводится для ДВС, подушек безопасности, системы зажигания, подачи топлива и воздуха, КПП, тормозов, ряда подсистем.
Сколько стоит диагностика автомобиля в мастерских
Цена зависит от марки ТС, поскольку изготовители используют разное программное обеспечение, влияющее на сложность и длительность процедуры. Комплексная диагностика авто проводится не во всех автосервисах, некоторые СТО осуществляют только осмотры отдельных агрегатов машины.
Сколько стоит компьютерная диагностика автомобиля в денежном исчислении? В зависимости от указанных факторов, эта цифра колеблется от 300 до 3000 рублей. Стоимость компьютерной диагностики авто во всех мастерских выше при проверке новых марок ТС, чем ранних модификаций.
Где можно пройти и записаться на диагностику? Если вы не стеснены в средствах и живете в мегаполисе, лучший вариант – сервисный центр производителя. Узнать сколько стоит полная проверка и где сделать диагностику в вашем регионе можно,
Проанализировав отзывы пользователей о ближайших мастерских. Средства диагностики на них могут отличаться, поэтому выбирать следует СТО, подходящее под марку ТС и проверяемые узлы. Результаты диагностики выдаются сразу после обследования. На их основании планируется дальнейшее обслуживание или починка машины.
Сколько по времени делается диагностика автомобиля
Сроки обследования зависят от того, что проверяется. Полная электронная диагностика автомобиля займет несколько часов. Экспресс-тестирование длится 15-20 минут.
У современных авто имеются ЭБУ, которые включают в себя три основных элемента, дающих возможность проверить автомобиль на ходу:
Сколько длится диагностика в этом случае? После запуска двигателя ЭБУ собирает и обрабатывает нужные сведения, выполняет расчеты, контролирует циклы работы механизмов, включая момент подачи искры и количество впрыскиваемого горючего. Для детального обследования ТС лучше провести компьютерную диагностику автомобиля.
Проверка практически любых марок машин возможна дома, если есть комп и соответствующие навыки. Ручная технология со сканером или мультиметром эффективна, делается бесплатно. Независимо от того, какая часть машины проверяется, все проблемы необходимо устранить в кратчайшие сроки, автомобиль будет быстрее изнашиваться, если игнорировать тревожные сигналы.
Описание большинства ошибок прилагается в мануале к ТС. Что показывает и сколько времени занимает, зависит от назначения и где проходит процесс. Недорого проверку можно сделать на обычном СТО, оснащенным соответствующим оборудованием и мастерами, имеющими понятие о том, что это такое. Услуги нередко предоставляют частные лица, имеющие в гараже соответствующие приспособления и навыки.
Компьютерная диагностика авто: для чего это нужно?
Высокотехнологичные электронные системы современного автомобиля гарантируют стабильную работу и безопасную эксплуатацию транспортного средства. Появление ошибок в работе таких систем влечет за собой серьезные поломки дорогостоящих элементов и, как следствие, высокие затраты.
Компьютерная диагностика: цели и задачи
Избежать программного сбоя или неисправности в функционировании элементов сложных механизмов помогает компьютерная диагностика автомобиля. В рамках диагностических мероприятий происходит считывание и обработка кодов ошибок, обнаруженных при анализе действия основных узлов и агрегатов.
Диагностическое оборудование включает в себя специальные средства контроля, такие как диагностические сканеры определенной марки, многофункциональные стенды, а также переносные считыватели, известные как «ридеры». Все эти устройства подключаются к диагностическому разъему авто. Специализированная компьютерная техника позволяет не только фиксировать любые изменения в работе различных систем, но и стирать найденные коды ошибок с целью их коррекции.
Узнать о возможных дефектах и текущих ошибках водитель может заблаговременно. Бортовые системы современного автомобиля оборудованы электронным блоком управления с функцией самодиагностики, анализирующим основные системы автомобиля и оповещающим водителя об их неисправности.
Автопроизводители рекомендуют регулярно проводить компьютерную диагностику авто для обеспечения безотказной работы важнейших систем машины. Только высокоточное оборудование, с помощью многочисленных электронных датчиков и чипов, способно распознать неполадку в программном обеспечении того или иного узла.
Этапы проведения диагностики
Компьютерная диагностика независимо от марки и модели автомобиля включает в себя несколько этапов. Обычно, чтобы комплексно диагностировать все неисправности транспортного средства, специалисту требуется около 30 минут. Продолжительность анализа одной системы, например, АБС, занимает около 10-15 минут. Чтобы удостовериться в правильности действий сотрудника сервисного центра, владельцу автомобиля важно знать, как проходит диагностика.
Когда проходить диагностику
Производители автомобилей рекомендуют проводить комплексную компьютерную диагностику не реже 1 раза в год при условии, что автомобиль исправен, а на бортовом компьютере не видны пиктограммы с ошибками. При появлении странных звуков, нехарактерных для машины рывков или толчков во время движения необходимо как можно быстрее обратиться в надежный сервисный центр с целью тщательной диагностики всех систем. Это стоит сделать и в случае, когда машина не предупреждает о поломке, но вы чувствуете, что ее поведение изменилось.
Компьютерная диагностика двигателя автомобиля проводится в том случае, если вы заметили, что двигатель издает посторонние звуки, работает нестабильно, теряет мощность, а расход топлива изменился в сторону увеличения. В ходе диагностики специалисты обычно проверяют систему впрыска, корректность функционирования электрики, а также измеряют компрессию.
Диагностика автоматической коробки передач показана при возникновении проблем с переключением скоростей, несвойственных автомобилю рывков, толчков и пробуксовок, либо при обнаружении утечки масла.
Подвеску следует проверить, если резина автомобиля изнашивается неравномерно, а при маневрах во время движения слышен громкий стук. Помимо компьютерной диагностики сотрудник СТО обязан провести визуальный осмотр неисправной системы и дать необходимые рекомендации по ремонту автомобиля.
Высококвалифицированные специалисты официальных сервисных центров ГК FAVORIT MOTORS проводят качественную компьютерную диагностику с использованием сертифицированного оборудования, рекомендованного зарубежными автопроизводителями. Высокий уровень сервиса и выгодная для автовладельцев стоимость работ являются основными причинами доверия многочисленных клиентов ГК FAVORIT MOTORS. Современные системы диагностики, применяемые в наших сервисных центрах, позволяют своевременно обнаружить неисправности, существенно снизив затраты на содержание и дальнейший ремонт автомобиля.
Диагностика автомобиля на СТО: когда нужна и что проверить
Содержание
Когда необходимо ехать в сервис
Первый признак того, что машине требуется проверка на СТО – «продавец-сказочник». У таких всегда «только поцарапан бампер». Даже если машина на первый взгляд кажется живее всех живых, но вам кажется, что продавец слишком распинается, рассказывая об автомобиле – перед покупкой проверьте авто в сервисе.
Обязательно везите машину на СТО, если:
Машина не первой свежести, и гарантия истекла – доверьте проверку специалистам. Мастера расскажут и о реальном состоянии автомобиля, и отметят, у каких деталей уже «подходит» ресурс.
Заинтересовавший автомобиль выглядит печально, но привлекает невысокой ценой – не спешите совершать покупку, стоит проверить его в сервисе. Это редкость, но порой дешёвые и «уставшие» машины на поверку оказываются исправными и нуждаются в минимуме вложений.
Известны «детские болячки», то, что ломается на буквально каждом авто данной модели? Отдайте на проверку мастерам, они подскажут, менялась уже «ахиллесова пята» или потребует замены вскоре.
Как выбрать СТО и не переплатить
В случае, если вы живёте не в деревне, где все обслуживаются в одном гаражном сервисе, подойдите к выбору СТО тщательно. Есть несколько способов выбрать сервис:
В первую очередь, обращаемся к глобальной сети. Отзывы в агрегаторах, рейтинги автосервисов, сайты компаний – всё это поможет определиться с выбором.
Выбирайте из специализированных сервисов, ищите тех, кто работает с автомобилями конкретной марки. Мастера в таких местах лучше знают конкретные авто и знают к ним подход. Ориентируйтесь на средний ценник в специализированных СТО, сравните цены на услуги в нескольких компаниях. Это поможет не переплатить за проведение работ.
Рекомендации родственников, друзей или знакомых – отличный способ выбрать СТО. Люди, уже набившие «шишки» в выборе и нашедшие хороший сервис, дадут стоящую рекомендацию. Но даже если дают дельный совет, поищите самостоятельно – возможно, найдете СТО лучше.
Для состоятельных и недоверчивых существуют СТО при официальных дилерах. Здесь дорого, но строго по сертификатам качества. Автосалон каждой популярной марки есть в каждом крупном городе, здесь можно проверить авто перед покупкой у дилера.
Что проверять на СТО
Когда автомобиль закатили в сервис, лучшим решением будет попросить мастеров провести комплексную диагностику. Стоимость услуги варьируется от тысячи до нескольких тысяч рублей в зависимости от марки и модели машины.
Полная процедура диагностики обычно включает в себя:
Данный список не полный, но благодаря этим основным процедурам клиент узнает, была ли машина в ДТП, и есть ли у неё внутренние технические проблемы, не связанные с авариями.
Мастера СТО с помощью специального оборудования выяснят, реальный ли у авто пробег, в каком состоянии его мотор, элементы подвески и многое другое. По итогам проверки будет составлен список необходимых работ, чтобы привести машину в идеальное техническое состояние. В случае покупки будет известно, сколько денег закладывать на последующие работы.
В каких случаях диагностика не нужна
Существует немного ситуаций, когда авто с пробегом не нуждается в проверке в сервисе. Если машину продаёт родственник, хороший друг, или ТС продаётся официальным дилером – в этих случаях авто не нуждается в проверке. Во всех остальных ситуациях не пренебрегайте поездкой в сервис или заказом выездной диагностики.
Выездная проверка является альтернативой поездке на СТО. Мастера с оборудованием приедут к автомобилю, и проведут проверку там, где удобно клиенту. Стоимость выездной экспертизы составляет от 2600 рублей, её итогом станет полное понимание тех.состояния транспортного средства.
Прежде, чем переходить к осмотру и диагностикам техники, проверьте историю автомобиля сервисом «Автокод». Информация по более, чем 12 базам данных будет собрана за несколько минут. За 349 рублей можно узнать всё об автомобиле (пробег, залоги, ограничения и многое другое), и заранее принять решение, смотреть машину или отказаться от покупки.
Хочу всё знать: что такое компьютерная диагностика, и как её проводят
Многие из автомобилистов знают, что компьютерная диагностика позволяет узнать некоторые параметры работы двигателя, выяснить, что с ним не так, а иногда даже – подкорректировать работу мотора. В целом, всё так и есть. И всё же мы попытаемся рассказать о процессе подробнее: поверьте, это очень интересный процесс.
Н ачнём с самого начала. Чтобы подключить к машине диагностическое оборудование, нужен специальный разъём, который сейчас есть у всех автомобилей, и который иногда называют просто OBD-II. На самом деле, OBD-II – это не разъём, а целая система бортовой диагностики. И несмотря на то, что прочно она вошла в нашу жизнь всего-то лет 20 назад, её история начинается ещё в 50-х годах прошлого века.
В середине ХХ века американское правительство внезапно пришло к мысли, что стремительно растущее количество автомобилей как-то не лучшим образом влияет на экологию. Правительство стало делать вид, что оно хочет на законодательном уровне эту ситуацию улучшить. Автопроизводители в свою очередь стали делать вид, что они выполняют придуманные законы.
Появлялись крайне разнообразные системы диагностики, задача которых была ограничена контролем за выбросами в атмосферу (а так как сложной техники не было, то максимум, за чем могли более менее адекватно наблюдать, это за расходом топлива). Никто (иногда даже сами производители) нормально пользоваться такими системами не мог. И когда к середине 70-х департамент по контролю за воздушной средой (Air Resources Board, ARB) и агентство по защите окружающей среды (Environment Protection Agency, EPA) стали понимать, что ничего хорошего добиться не получается, они стали усиленно рекомендовать внедрять новые системы.
Они не просто мигали бы лампочкой, «если что-то пошло не так», а позволяли бы быстро проверить автомобиль на выполнение им экологических норм. Первым откликнувшимся производителем стал General Motors, разработавший свой интерфейс ALDL. Разумеется, ни о каком мировом стандарте речь ещё не заходила, да и об американском тоже. В 1986 году ALDL был модернизирован, но до нужных масштабов дело никак не доходило. И только в 1991 году California Air Resources Board (калифорнийский департамент по контролю за воздушной средой) обязал всех американских автопроизводителей оборудовать свои автомобили диагностической системой OBD-I (On-Board Diagnostic), разработанной в 1989 году.
В январе 1996 года наличие новой версии OBD- II стало обязательным для всех автомобилей, проданных в Америке. Основным отличием этой диагностической системы от OBD- I стала возможность контролировать систему питания, а также её можно было проверить на автомобиле с помощью подключаемого сканера. Этим занимались полицейские. Им было абсолютно плевать на всё, кроме токсичности – ведь вся эта система изначально и разрабатывалась для контроля за ОГ. Полагалось, что система диагностики на новом автомобиле должна была работать пять лет или сто тысяч километров пробега. Но на этом история OBD- II ещё не заканчивается.
В 2001 году все автомобили, проданные в Европе, должны были иметь систему EOBD (European Union On-Board Diagnostic), теперь уже – с CAN-шиной (о которой подробно как-нибудь в другой раз). В 2003 году японцы ввели обязательный JOBD (Japan On-Board Diagnostic), а в 2004 год наличие EOBD становится обязательным для всех дизельных автомобилей в Европе.
Это – очень (даже слишком) краткая история OBD-II. Я её специально не стал усложнять, вам же вряд ли интересно читать про рецессивные и доминантные биты спецификации Controller Area Network? Вот и я думаю, что для начала хватит. Давайте лучше посмотрим на разъём OBD-II «живьем».
Место встречи изменить нельзя
Я уже говорил, что через диагностический разъём калифорнийские копы при желании должны были легко подключиться к самой системе. Чтобы упростить задачу, разъём было решено ставить не далее 60 см от рулевого колеса (хотя, скажем, китайцы это требование часто игнорируют, а иногда этим же балуются инженеры Рено). И если раньше разъём можно было встретить даже под капотом, то сейчас он всегда в зоне досягаемости водителя. Что из себя представляет разъем?
Вообще, он называется DLC – Diagnostic Link Connector. Вполне очевидно, что сама колодка тоже стала соответствовать одному стандарту. Разъём имеет 16 контактов, по восемь в два ряда. Стандарт определяет и назначение выводов в колодке. Например, контакт №16 (самый правый в нижнем ряду) должен быть подключенным к «плюсу» АКБ, а четвёртый – быть заземлением. И всё же шесть контактов отданы в распоряжение производителю – там может располагаться что-то по его желанию.
Часто от диагностов можно услышать слово «протокол». В данном случае – это стандарт передачи данных между отдельными блоками системы диагностики. Тут мы уже опасно сближаемся с информатикой, но ничего не поделаешь: диагностика-то компьютерная. Придётся ещё немного потерпеть.
Разработчиками OBD- II предусмотрены пять разных протоколов. Если говорить очень-очень упрощённо, то это пять различных способов передачи данных. Например, протокол SAE J 1850 используется преимущественно американцами, скорость передачи данных по нему – 41,6 Кб/с. А вот ISO 9141-2 в США не распространён, скорость передачи тут – 10,4 Кб/с. Впрочем, нам всё это знать не обязательно.
диагностическая колодка OBD-II везде одинаковая, распиновка – тоже, а какие разъёмы будут использоваться для подключения сканера, зависит от протокола, применяемого производителем.
Ну а теперь попробуем продиагностировать автомобиль – в этом нам помогут специалисты из компании «Лаборатория Скорости». Попутно посмотрим, что такое настоящая диагностика.
Что может диагностика?
Начнём с того, что подключить дешёвый мультимарочный сканер и считать одну-две ошибки – это даже близко не диагностика. И было бы большой ошибкой полагать, что диагностику делает сканер, а не человек. На самом деле они работают в паре, и если один из них значительно глупее другого, ничего хорошего из этого не выходит. Терпеть не могу пронумерованные списки, но использую один, чтобы более наглядно показать, что должна в себя включать правильная компьютерная диагностика:
Много непонятного? Спокойно дойдем до каждого из пунктов.
Есть еще постдиагностические работы: адаптация, активация дополнительных функций… Но про это в одной из следующих публикаций. Пока что сосредоточимся на диагностике неисправностей и рассмотрим все этапы.
Сбор анамнеза
Хороший диагност перед началом работы обязательно спросит у владельца, что с автомобилем не так, как неисправность проявляется, при каких условиях, с какой периодичностью, что предшествовало появлению неисправности… Одним словом, будет вести себя как опытный врач, причём не из бесплатной поликлиники, а из хорошего медицинского центра.
Наш подопытный MINI абсолютно здоров, поэтому в данном случае спрашивать нечего. Впрочем, иногда диагностику есть смысл проводить в качестве превентивной меры, не дожидаясь, когда Check Engine начнёт светить постоянно или периодически подмигивать с панели приборов.
Чтение имеющихся и сохранённых ошибок
Итак, подключаем к нашему «Минику» сканер и ноутбук с программным обеспечением от BMW (о том, как связаны BMW и MINI, напоминать не будем, тут все грамотные). Разумеется, через диагностический разъём. Кстати, Мини не хочет нормально проходить диагностику на одном аккумуляторе, поэтому подключаем внешний источник питания. Но это – особенность автомобиля, исключение, а не правило. Теперь ждём установления связи с автомобилем. Смотрим на картинку на экране ноутбука.
Первым делом мы можем увидеть общую информацию об автомобиле – от текущего пробега до номера двигателя и КПП. Кстати, если покупаете автомобиль с пробегом, то зачастую диагностика поможет определить его истинный пробег, который в том числе будет виден, например, в АКПП.
Или ещё интереснее: если открыть ремонтную историю, там будет видно, при каком пробеге было осуществлено последнее вмешательство (может, кто-то скидывал ошибки, проводил адаптацию какого-то механизма или делал что-то ещё). И если там стоит пробег тысяч 100, а на одометре – всего 70, то кое-кто хочет вас обмануть. Далеко не всегда такая возможность есть на 100%, да и «скрутчики» пробегов часто бывают изобретательны и не ленивы – иногда подчищают пробеги везде, хотя это и редкость.
Но мы отвлеклись. Мы быстренько сканируем на предмет ошибок и в разделе «Накопитель ошибок» все-таки находим такие записи, говорящие об ошибках в электроусилителе рулевого управления!
Еще раз подчеркну: если на машине не горит «чек» и не проявляется каких-либо явных неисправностей, это не значит, что их нет. Электроника может работать некорректно, не оповещая об этом без подключения сканера.
Поэтому компьютерную диагностику, особенно если у вас дорогая машина со сложной электроникой, нужно проводить регулярно, чтобы многие поломки устранить превентивно, пока они не вылились во что-то серьезное.
Данные во Freeze Frame помогают понять, отчего произошла ошибка. Не всегда, конечно, но важной может оказаться любая сопутствующая информация о скорости, пробеге, напряжении и т.п. Это все при условии, что специалист умеет думать.
Бывает ведь, что доморощенные «диагносты» просто видят, какая деталь в машине «глючит», и тут же предлагают ее поменять в сборе «методом тыка», потому что, дескать, причину ошибки знает только Святой Дух, разгадать ее невозможно. Это все от большой жадности и недостатка профессионализма. А мы движемся дальше…
Просмотр потока данных (Live Data)
Live Data – это те данные, которые можно получить в режиме реального времени. Есть простые данные – например, обороты двигателя или температура охлаждающей жидкости.
А есть такие, которые без сканера выяснить вообще невозможно. Например, напряжение датчиков положения педали (речь идёт об электронной педали газа). Их два, смотрим показания: 2,91 В на одном и 1,37 В на втором. Теперь нажимаем на педаль и смотрим на значения: 3,59 В и 1,58 В. Собственно, это и есть Live Data – то, что происходит с механизмом в реальном времени.
Опрос и сопоставление
Это работа диагноста, а не оборудования. После того, как машина протестирована всеми доступными способами, снятые показания предстоит осмыслить и сопоставить. А было ли напряжение штатным? А сопротивление? А температура? Ну и так далее.
Тест исполнительных механизмов
Его проводят для проверки их работоспособности. Обычно – чтобы просто убедиться, что узел работает как положено. Заходим в раздел меню «Активация детали» (да, русификация тут несколько странная) и запускаем, например, электровентилятор системы охлаждения. Работает. Для чего это может быть полезно? А вот, скажем, перегрев мотора. Если бы вентилятор не включился принудительно, вскрылась бы причина перегрева.
Использование дополнительных измерительных приборов
Бывает, что диагностика не может показать, какой именно из элементов системы вышел из строя. Возьмём, к примеру, ту же «электронную педаль газа». Допустим, напряжение окажется нештатным. Сканер это покажет, мы в этом уже убедились. Но в чём причина падения напряжения?
Тут уже поможет только измерение сопротивления реостата омметром и визуальный осмотр дорожек на предмет выявления повреждений или истертых контактов. Или еще пример. Диагностика показывает ошибки по датчикам положения коленвала и распредвалов. Скорее всего, это говорит о смещении фаз ГРМ, то есть – о растяжении цепи. А насколько смещены фазы? С этим поможет только осциллограф. Все-таки замена цепи ГРМ – работа крайне дорогостоящая, особенно на каком-нибудь V 8. Тут лучше знать наверняка.
Одним осциллографом тоже, бывает, не обойтись. Например, сюда же можно отнести и опрессовку впуска с дыммашиной, и тест производительности форсунок «с обраткой», и контроль тех же дизельных форсунок на специальном форсуночном стенде, и многое другое…
Ещё можно применить диагностические замеры на диностенде, хотя это мало кто применяет в виду отсутствия оборудования. Ведь замер на стенде позволяет не только видеть цифры мощности и момента, но и смотреть характер кривой того и другого и параллельно снимать данные по давлению наддува, AFR, температуре выхлопных газов, распределению момента по осям и колесам и многое другое. Но это в России – экзотика.
Поэтому этот пункт отмечаем отдельно: настоящий диагност не брезгует запачкать одежду, ибо на этапе инструментальной диагностики придется открыть капот, залезть в проводку, демонтировать проблемные датчики или узлы и проверить их состояние визуально и на предмет правильности функционирования, прозвонить проводку, подключить осциллограф, мультиметр и другие необходимые приборы. Компьютерная диагностика предполагает использование не только одного сканера (а в реальной жизни сканеров должно быть больше – об этом в отдельном материале), но и других средств диагностики.
Логирование
Оно применяется в случае, который меня бы точно поставил в тупик: если ошибка имеет плавающий характер. Как раз та ситуация, когда в сервисе обычно говорят: «ну, сейчас же всё работает, вот как только опять случится – приезжайте». Действительно, такую неисправность определить бывает сложно. Но выход есть.
К диагностическому разъёму подключают специальный сканер (как правило, мини-сканер, который просто вставляется в разъем OBDII и не висит, не болтается, работает автономно, не мешает водителю. В общем, не требует никакого участия обычного пользователя – клиента автосервиса) и отправляют клиента кататься по своим нуждам.
Сканер тем временем усиленно работает, записывая лог, а в момент проявления проблемы дополнительно регистрирует саму ошибку и условия её проявления. Метод удобный, а главное – практически незаменимый при наличии сложных «плавающих» ошибок. И ещё одно его преимущество заключается в том, что специалисту не приходится в режиме реального времени сидеть и отслеживать всё, что творится в автомобиле. Иногда это просто невозможно, да если и возможно – то очень сложно. Гораздо удобнее потом просто забрать все записи и вдумчиво посидеть над логами.
А напоследок я скажу…
Всё вышесказанное – лишь вершина айсберга. Всю глыбу мы будем постепенно приподнимать, но не сразу.
Например, мы ничего не сказали о кодах, хотя тема эта очень интересная. Многие, наверное, слышали что-нибудь вроде такого: «У меня ошибка P0123. Это что значит?». Да, можно посмотреть. Это – высокий уровень выходного сигнала датчика положения дроссельной заслонки «А». Если коротко, то все ошибки делятся на группы. P – двигатель и трансмиссия, В – кузов, С – шасси.
Внутри тоже есть деления. Перечислять все долго и не нужно, но хотя бы для примера: P01ХХ – контроль системы смесеобразования, P03ХХ – система зажигания и система контроля пропусков воспламенения, а вот с P07ХХ до P09ХХ – трансмиссия. Вместо ХХ указываются подсистемы. Например, P0112 – низкий уровень датчика температуры всасываемого воздуха, а P0749 – ошибка электромагнитного клапана регулировки давления. Кодов – сотни, но несведущий человек ничего толкового из этой информации не вынесет.
Вообще, конечно, вопрос важный: предположим, где-то сделал диагностику, а что делать дальше? В этом случае ещё раз можно проверить квалификацию специалистов. Разобраться в истоках появления той или иной ошибки почти всегда возможно. Так что если слышите совет менять детали одну за другой, пока машина не поедет нормально, уносите ноги из такого сервиса. Их-то понять можно: менять детали, проданные с наценкой – куда проще, чем учиться на диагноста и ковыряться в мелочах, которые не принесут больших денег.
Особенно циничны в этих вопросах официальные дилеры, которых хлебом не корми, дай поменять полмашины в сборе. И если работа выполняется по гарантии, то путь так и будет. Но если вам придётся менять заслонку за свой счёт, то это может быть ой, как дорого. Хотя у дилера всё же есть преимущество – доступ к базе знаний. Так называют накопленную статистику по поломкам конкретной модели определенного года (а может, и месяца, и даты выпуска), определённой комплектации и даже цвета (если речь идёт, например, о кузове) по всем дилерам, где эти машины реализуются. Иногда использование базы знаний может существенно помочь в выяснении неисправности.
В будущих публикациях мы подробно разберемся в кодах ошибок, проведем практические замеры и даже сравним дилерский сканер с мультимарочными нескольких ценовых категорий! Оставайтесь на связи.
За помощь в подготовке материала благодарим компанию «Лаборатория Скорости» (СПб, ул. Химиков, д. 2, (812)385-50-82
Когда необходима комплексная диагностика автомобиля и что в нее входит?
Комплексная диагностика автомобиля — единственный способ своевременно «пролечить» транспортное средство и предупредить серьезные проблемы в работе всех узлов. Вынужденный ремонт всегда обходится дороже регулярной профилактики.
Когда необходима комплексная диагностика?
Полное изучение всех систем автомобиля рекомендуется проводить ежегодно, а еще лучше в качестве подготовки к предстоящей смене сезона. Но в некоторые случаях рекомендация превращается в необходимость, а именно:
при покупке б/у машины;
при возникновении странностей в поведении авто.
Попадание в ДТП — ситуация крайне неприятная, но даже если транспортное средство внешне не пострадало, крайне важно изучить все рабочие компоненты на предмет возможных невидимых повреждений. Любое из них способно проявить себя в неподходящий момент.
Наконец, необходимость проведения комплексной диагностики авто полностью оправдана при возникновении необъяснимых на первый взгляд странностей в поведении машины на дороге. Скрипы, стук, шумы неизвестного происхождения, заносы, плохое реагирование руля и прочее — все это тревожные звонки, заметив которые, необходимо немедленно обратиться за диагностикой.
Кстати, если вы собираетесь продавать свою машину, то не ведите себя так, как гипотетический продавец из примера выше — проведите комплексную диагностику перед продажей. Тем самым вы существенно повысите шансы быстрее найти покупателя. Даже если останутся некоторые незначительные неисправности, то сообщив о них, вы только больше расположите к себе, как ответственный продавец, которому можно доверять.
Состав комплексной диагностики автомобиля
Полноценная проверка всех узлов и агрегатов включает тщательное изучение:
4.Систем охлаждения и отопления
Это первостепенные мероприятия. По желанию клиента могут быть выполнены дополнительные, например, изучение состояния кузова и лакокрасочного покрытия. Эти процедуры полезны в первую очередь при проведении диагностики автомобиля, приобретенного с рук. Так, например, можно узнать, во сколько слоев окрашен автомобиль, нет ли зашпаклеванных вмятин на кузове и т. д.
Дополнительные мероприятия
Кроме описанных действий мы рекомендуем регулярно проводить промежуточную диагностику автомобиля. Эта процедура состоит из проверок:
масла и антифриза (желательно каждый месяц);
трансмиссионной жидкости в гидроусилителе и КПП;
В состав промежуточной диагностики нередко включается чистка салона и визуальный осмотр кузова на предмет повреждений, а также подкачка колес.
Как мы работаем
Мы проводим высокоточную компьютерную диагностику, чтобы максимально точно выявить все имеющиеся неисправности. Прекрасно понимая важность человеческого фактора, мы допускаем к работе только высококвалифицированных специалистов с богатым опытом. Хорошо знаем типичные проблемы конкретных марок машин и способы их устранения.
Не дожидайтесь, пока ваш автомобиль «заболеет» — проводите комплексную диагностику регулярно и будьте спокойны за безопасность себя своих близких.
Что в себя включает комплексная диагностика автомобиля
Все основные узлы автомобиля находятся под постоянными нагрузками, поэтому требуют к себе внимательного отношения. Регулярная проверка всех систем и замена изношенных и повреждённых деталей – залог безопасности и комфортной езды. Перечень работ при комплексной диагностике зависит от целей проверки и состояния машины. Найти хороших специалистов помогут советы по выбору СТО.
Что такое комплексная диагностика
Это углублённое исследование всех систем автомобиля с целью обнаружения неполадок, неисправностей, изношенных деталей, требующих замены. Она включает в себя тщательный осмотр корпуса и механизмов и проверку работы узлов и компонентов при помощи электронного оборудования и специального программного обеспечения, разработанного производителем.
Полная диагностика охватывает несколько аспектов:
- проверка состояния корпуса и его покрытия, салона, светового оснащения;
- проверка работы двигателя;
- осмотр и диагностика ходовой части;
- диагностика работы электронного оборудования.
В общем случае порядок проведения работ выглядит следующим образом.
- Осмотр подкапотного пространства – всё должно быть цело и подключено как положено.
- Проверка состояния свечей.
- Проверка состояния фильтров.
- Проверка работы форсунок, а затем компрессии в цилиндрах при помощи приборов.
- Компьютерная диагностика – подключение сканера к блоку электронного управления и проверка работы датчиков и электроприборов.
- Осмотр ходовой части – колёс, тормозной системы, амортизаторов, пыльников и других её компонентов.
Более подробный перечень работ приведен на странице https://madcat.biz/services/remont/.
Причины проведения комплексной диагностики
Чтобы поддерживать машину в хорошем рабочем состоянии и предотвратить поломки, которые потребуют длительного или дорогого ремонта, рекомендуется проводить диагностику регулярно – не реже раза в год. Уместна она и при других обстоятельствах.
Внимание!
Лучше проводить профилактическую диагностику автомобиля дважды в год при подготовке к новому сезону – зимнему или летнему.
- Перед покупкой подержанного авто. Выполнив проверку, можно до заключения сделки убедиться в его исправности, а выявив проблемы – добиться снижения цены либо вовсе отказаться от приобретения.
- После ДТП. Даже если столкновение не было очень сильным и машина по-прежнему на ходу, разрушительные последствия удара могут проявиться позднее.
- Если водитель заметил в работе машины какие-либо неправильности – шумы, вибрации, плохое управление.
- Перед продажей также стоит проверить автомобиль. Продавец, который честно предупреждает покупателя о возможных мелких проблемах, вызывает больше доверия.
Сложности поиска СТО
При проведении комплексной диагностики всех систем автомобиля важно сочетание двух факторов: наличие оборудования, необходимого для тестирования, и специалистов, способных правильно интерпретировать полученную информацию, чтобы устранять обнаруженные неполадки. Проще всего – обратиться в авторизованный сервисный центр производителя автомобиля, если таковой имеется в населённом пункте.
Если этой возможности нет, нужно искать специалиста, который имеет опыт работы с автомобилями определённой марки, знает их особенности и типичные поломки. При поисках можно ориентироваться на отзывы в интернете или рекомендации знакомых.
Интересно!
Хорошего мастера можно найти на местном автомобильном форуме, задав вопрос и описав свою проблему.
Комплексная диагностика автомобиля призвана выявить скрытые неполадки и неисправности до того, как они стали причиной более существенной поломки или аварийной ситуации. Это хороший способ подстраховаться от покупки «кота в мешке» при выборе подержанного авто. Следует, однако, быть готовым к тому, что в сложных случаях может потребоваться несколько проверок.
Компьютерная диагностика автомобиля
Компьютерная диагностика автомобиля помогает предотвратить риск ошибок и технических сбоев в работе электронных микропроцессоров транспортного средства. Если не проводить такую проверку своевременно, появляется опасность поломок, на устранение которых нужны большие затраты, не говоря об угрозе жизни водителя и пассажиров.
Комплексная диагностика подразумевает проведение проверки двигателя, коробки передач АКПП и МКПП, тормозной системы, подвески, оптики, электрообеспечения, систем безопасности. Каждый автомобиль оснащен разъемом для подключения компьютера и оборудования — сканеров, стендов, переносных считывателей. Специализированное программное обеспечение позволяет расшифровать закодированную информацию, говорящую о неисправностях. Далее владелец машины принимает решение о выборе способов коррекции и ремонта.
Цели задачи и виды компьютерной диагностики
Компьютерная диагностика показывает, что в автомобиле работает в штатном функциональном режиме, а что подвергается износу. Она позволяет оценить текущее техническое состояние машины, выявить причины неисправностей, их количество, предусмотреть меры профилактики.
Бортовые системы автомобиля оснащены опцией самодиагностики и сообщают водителю о возможных неисправностях. Но они не всегда выявляют значительные риски или могут считать ошибки в работе автомобиля несущественными. При проведении проверки специализированная программа исследует работу бортовой системы, а также важных агрегатов и узлов машины, фиксирует изменения в их действии, обрабатывает и стирает коды возможных ошибок.
Что входит в задачи компьютерной диагностики:
выявление очевидных и скрытых неисправностей, например при нестабильной работе двигателя, потере мощности, неравномерном или повышенном расходе топлива;
оценка технического состояния электронных систем;
оценка работоспособности бортовой системы.
Для компьютерной проверки используется профессиональное оборудование:
Дилерский сканер. Рассчитан на техническое обслуживание автомобилей определенных марок, снабжен соответствующими программами для диагностики. Способен давать полную расшифровку поломки, точно определить причины ошибки, предлагает варианты коррекции.
Мультимарочный или мультибрендовый сканер. Универсальный диагностический прибор, подходит для работы с автомобилями всех марок.
Портативный сканер. Умеет выдавать код ошибки, определять локацию поломки. Может подойти для личного использования.
Отдельно выделяются сканеры для грузовых автомобилей, мотоциклов, спецтехники. Для некоторых видов проверки применяют газоанализатор, осциллограф, мультиметры с переменным сопротивлением.
Виды компьютерной диагностики подразделяются по тем элементам автомобиля, которые необходимо проверить:
Двигатель — если он работает нестабильно, издает нехарактерные звуки, показывает рост расхода топлива или увеличение времени прогревания. В этом случае пройдет проверка компрессии, системы впрыска, работоспособности электрики.
Автоматическая коробка передач — когда возникают проблемы с переключением скоростей, толчки, пробуксовки, утечка масла, одна из передач сломана.
Подвеска — если наблюдается неравномерный износ шин, слышится сильный стук при движении, увеличен свободный ход руля.
Этапы проведения диагностики
Владельцу автомобиля нужно знать, как проводится проверка, чтобы проконтролировать правильность действий представителя автосервиса. Компьютерная диагностика машины проходит в 3 основных этапа:
- Общее тестирование с помощью мультиметра, без включения основных систем. Его цель — проверить электрику: генератор, аккумуляторную батарею, все провода и соединения.
- Опрос автовладельца. Владелец машины сообщает о жалобах, предполагаемых ошибках и сбоях в работе электронных систем.
- Динамическая проверка. Автомобиль фиксируют на стенде, к машине через адаптер подключается сканер elm327. Датчики елм327 собирают информацию и передают на компьютер для анализа. Происходит сброс базы данных, которую собрала бортовая система. Активируется управляющее устройство. Коды ошибок дешифруются в приложениях.
В ходе комплексной диагностики проверяются:
ходовая часть, включая амортизаторы, подшипники, пружины и чашки, пыльники шруса, люфты на наконечниках тяг, шаровых, шрусах;
тормозная система — тормозные шланги, рабочие цилиндры, тормозная жидкость, тормозные колодки, диски, барабаны, суппорты, усилитель тормозов и главного цилиндра;
системы зажигания — модуль, индивидуальные катушки, свечи;
технические жидкости, в том числе плотность антифриза;
необходимость промывки двигателя, замены масла;
фильтры — воздушный, салонный.
Сколько по времени занимает диагностика, зависит от сложности выявления проблем и вида работ, примерное время — от 15 минут до 1,5 часов. В результате благодаря отчету о реальном состоянии авто становятся известными неполадки электронных систем и их характер.
Когда нужно делать диагностику
Комплексную проверку состояния легковых и грузовых автомобилей желательно проводить не реже 1-2 раз в год, при смене сезона, в случаях, когда машина работает исправно и бортовые компьютеры не фиксируют неполадок. Рекомендуется проводить проверку также если был куплен подержанный автомобиль, либо когда машина долго не эксплуатировалась.
Если появляются первые признаки неисправностей — подозрительные звуки, рывки, толчки, необходимо провести диагностику двигателя машины как можно быстрее. Как часто нужно делать диагностику, покажут особенности эксплуатации машины. Например, желательно провести профилактическую проверку перед дальней дорогой, когда предполагается ехать в места, где может не оказаться сервисного центра поблизости.
Когда еще точно нужно делать диагностику:
загорается лампочка Check Engine;
из выхлопной трубы идет густой дым, даже когда погода теплая;
машину уводит в сторону при торможении;
мотор долго запускается;
не работают кнопки и переключатели в салоне.
Можно ли сделать диагностику самому
Возможно сделать диагностику самому. Для этой цели подойдет портативный или мультибрендовый сканер-адаптер для разъема OBD-II и специализированная программа, которая устанавливается на компьютер или смартфон.
С помощью переходника можно подключиться к машине и сканеру через ноутбук. Для того, чтобы подключиться через телефон, используется Bluetooth. Можно выбрать бесплатную программу или приложение для Андроид и iOS, чтобы посмотреть ошибки, либо купить платное ПО для осуществления расширенной проверки.
Функциональность самостоятельной проверки ограничена. Автовладелец может получить базовую информацию об ошибках, но необходимо знать расшифровку кодов, понимать, как работают все узлы и механизмы, как связаны между собой различные параметры. Чтобы оценить работоспособность электроники максимально точно, требуется профессиональное диагностическое оборудование для авто, которое могут предложить только надежные центры техобслуживания.
Сколько стоит диагностика, зависит от ее вида и общего состояния машины, ее марки и модели, города, наличия акций и скидок. Профессиональная проверка в официальном дилерском центре обходится за меньшую цену, чем покупка сканера и установка приложения для самостоятельной проверки.