«Общая и медико-санитарная характеристика топологических и метеорологических катастроф»
1. Наводнения — это временное значительное затопление местности водой в результате подъема ее уровня в реке, озере или на море, а также образование временных водотоков.
По числу человеческих жертв и ущербу они занимают 2 место после землетрясений. На территории нашей страны существует угроза наводнений почти для 746 городов и нескольких тысяч населенных пунктов.
* Паводками – т.е. быстрым поднятием уровня воды в реке, в результате сильных дождей или интенсивного таяния снежного покрова.
Такие наводнения подразделяют на 4 группы:
низкие (наблюдаются на равнинных реках 1 раз в 5-10 лет), как правило, не несут угрозы жизни и здоровью людей;
высокие (наблюдаются раз в 20-25 лет), сопровождаются затоплением значительных участков речных долин, нанося ощутимый материальный ущерб, сопровождаются угрозой для жизни людей, что обусловливает необходимость частичной эвакуации населения;
выдающиеся (наблюдаются раз в 50-100 лет), приводят к затоплению целых речных бассейнов;
катастрофические (наблюдаются 1 раза в 100-200 лет), вызывают затопление огромных площадей, сопровождаются большими потерями среди местного населения.
* Воздействием нагонного ветра на морских побережьях и в устьях рек, впадающих в море (Санкт-Петербург в 1824, 1924 и 1955 гг. мак. уровень воды достигал 2 — 4 м, в 1952 г. на Каспийском море в районе Махачкалы и Каспийска уровень воды поднимался до 4,5 м).
* Цунами — наводнение, вызываемое подводными землетрясениями.
* Авариями на гидротехнических объектах (плотины, гидроузлы, и др.).
При таких авариях основным поражающим фактором будет явление прорыва.
Величина и структура потерь среди населения при таком наводнении зависит:
расстояния населенного пункта от места прорыва.
скорости движения и высоты волны прорыва.
температуры воды и окружающего воздуха и других факторов.
В зависимости от протяженности затопления, скорости движения воды, высоты волны затопления и расстояния населенного пункта от гидросооружения выделяют четыре зоны затопления (см. кодосхему).
Таким образом, величина общих потерь при внезапном затоплении может составить в среднем 20-35% от числа населения, находящегося в зоне затопления. В холодное время года они могут увеличиваться на 10-20%.
К медицинским последствия наводнений относятся:
Выделяют три вида утоплений.
Истинное утопление, когда вода попадает в легкие, ведет к расстройству дыхания и респираторной гипоксии. Кожные покровы и слизистые оболочки «утопленников», как правило, имеют синюшную окраску (так называемые «синие утопленики»).
При таком утоплении меры по реанимации включают очищение полости рта от посторонних предметов (водорослей, тины и т.д.), удаление воды из легких, проведение ИВЛ, непрямого массажа сердца и других мероприятий.
Асфиксическое утопление – при нем попавшая вода в верхние дыхательные пути вызывает рефлекторную остановку дыхания и ларингоспазм. Синюшность кожных покровов и слизистых оболочек при таком утоплении выражена слабо.
При оказании медпомощи прежде всего необходимо преодолеть спазм гортани при проведении ИВЛ с помощью форсированного интенсивного выдоха (желательно применение рото — глоточных трубок воздуховодов).
Синкопальное утопление – при таком утоплении наблюдается рефлекторная остановка сердца вследствие психоэмоционального шока, контакта с холодной водой кожи и верхних дыхательных путей. В этом случае клиническая смерть наступает сразу. У утонувших отмечаются бледность кожных покровов.
Вода в легкие в таких случаях как правило не попадает, и поэтому нет необходимости терять время на попытки ее удаление, следует срочно начинать ИВЛ и непрямой массаж сердца.
Спасенные в начальный период утопления сохраняют сознание и должны находиться под контролем окружающих, поскольку у них возможны психические расстройства и неадекватные реакции на окружающую обстановку. Возможно развитие так называемого синдрома «вторичного» утопления, когда на фоне относительного благополучия вдруг снова появляется надрывный кашель с обильной мокротой, содержащей прожилки крови, учащаются дыхание и сердцебиение, нарастает гипоксия, возникает синюшность кожных покровов, пораженным в отдельных случаях может потребоваться реанимация.
2. Переохлаждение. Отмечаются отморожения, возрастает заболеваемость пневмониями с высокой летальностью.
3. Механические повреждения различной тяжести.
4. Появление у значительной части населения нервно-психического перенапряжения.
5. Обострение различных хронических заболеваний.
Таким образом, при наводнениях в структуре санитарных потерь будут преобладать пострадавшие с явлениями асфиксии, ознобления, с острыми нарушениями дыхательной и сердечно-сосудистой деятельности, травмами мягких тканей, сотрясениями головного мозга. Часть пострадавших может находиться в состоянии психического расстройства.
2. Сели – это грязевые или грязекаменные потоки в руслах горных рек в результате интенсивных и продолжительных ливневых дождей, бурного таяния ледников и других явлений.
Как правило, сели движутся отдельными волнами со скоростью до 10 м/с и более, перенося огромные объемы земли, гальки и крупных камней (массой до 100-200 т). Крутой передний фронт селевой волны высотой от 5 до 15 м (может достигать 25 м) образует «голову» селя. Селевые потоки обладают большой разрушительной силой. В зоне транзита и остановки сель способен произвести большие разрушения или завалить сооружения селевой массой, толщина отложений которой может достигать нескольких метров.
3. Оползни — скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести;
Возникает, как правило, вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и других факторов.
4. Снежные лавины — возникают в результате накапливания снега на горных вершинах. Нередко лавины возникают внезапно и начинают свое движение бесшумно.
Основные лавины – они соскальзывают в неопределенных местах со склонов гор и, как правило невелики и не представляют особой опасности.
Лотковые лавины. Большинство таких лавин спускается по определенным лоткам (узкие ложбины на крутых горных склонах). По этим ложбинам одновременно может сорваться 200-300, а иногда до 500 тыс. т снега.
Прыгающие лавины — это лотковые лавины, которые на своем пути встречают «трамплины» и с большой силой «прыгают» через них, приобретая возрастающую скорость движения (увеличивается сила разрушений).
Б) Метеорологические катастрофы (бури, штормы, ураганы, смерчи, циклоны). Поражающее действие их связанно с чрезвычайно быстрым, сильным движением воздуха — 30 и более м/с. иногда до 120-210 м/с, вызывающее разрушение зданий, гибель людей и животных. При ураганах нередко в результате интенсивного выпадения дождей возникают наводнения.
Смерч — представляет собой вихрь с вертикально направленной осью вращения, напоминающий по форме воронку. Внутри вихревого потока образуется низкое атмосферное давление, поэтому смерч втягивает в себя подобно гигантскому пылесосу пыль, воду и все предметы, встречающиеся на пути его движения, поднимая их высоко вверх и перенося на большие расстояния (В 1984 году в г. Иваново в результате такого смерча 72 человека погибло и 804 получили травмы).
К метеорологическим катастрофам относятся также лесные и торфяные пожары. Лесные пожары возникают ежегодно в весенне-летний и осенний периоды в лесах России на обширных площадях и нередко принимают характер стихийных бедствий. В некоторых районах возникают торфяные пожары, доля которых по числу составляет 1% . Наиболее крупные и пожароопасные районы торфяных разработок расположены в Московской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Нижегородской областях.
Характеристика ЧС метеорологического характера.
Опасные метеорологические явления – это сильные ветры, значительные перепады атмосферного давления и большое количество осадков, которые могут вызвать разрушения и человеческие жертвы.
К ЧС метеорологического характера относятся:
Чрезвычайные ситуации метеорологического характера могут быть вызваны следующими причинами:
• ветром, в том числе бурей, ураганом, смерчем (при скорости 25 м/с и более, для арктических и дальневосточных морей – 30 м/с и более);
• сильным дождем (при количестве осадков 50 мм и более в течение 12 ч и более, а в горных, селевых и ливнеопасных районах – 30 мм и более за 12 ч);
• крупным градом (при диаметре градин 20 мм и более);
• сильным снегопадом (при количестве осадков 20 мм и более за 12 ч);
• сильными метелями (скорость ветра 15 м/с и более);
• заморозками (при понижении температуры воздуха в вегетационный период на поверхности почвы ниже О°С);
• сильными морозами или сильной жарой.
Эти природные явления, кроме смерчей, града и шквалов, приводят к стихийным бедствиям, как правило, в трех случаях:
1) когда они происходят на одной трети территории области (края, республики),
2) охватывают несколько административных районов,
3) продолжаются не менее 6 ч.
Вопрос 2. Характеристика и действия населения при ЧС метеорологического характера.
Характеристика ЧС метеорологического характера.
Циклоны и антициклоны. Атмосфера Земли неоднородна. Состав атмосферы у поверхности Земли" 78,1% азота, 21% кислорода, 0,9% аргона, в незначительных долях процента углекислый газ, водород, гелий, неон и другие газы. В нижних слоях атмосферы на уровне 20 км содержится водяной пар. На высоте 20-25 км расположен слой озона, который предохраняет живые организмы от вредного коротковолнового излучения. Выше 100 км молекулы газов разлагаются на атомы и ионы, образуя ионосферу.
От распределения температуры атмосферу подразделяют на тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу, экзосферу. Неравномерность нагревания способствует общей циркуляции атмосферы, которая влияет на погоду и климат Земли. Движение воздуха относительно Земли называют ветром. Сила ветра оценивается по шкале Бофорта (таблица 1). Движение воздуха направлено от высокого давления к низкому.
Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре называется циклоном. Циклон в поперечнике достигает несколько тысяч километров. В Северном полушарии ветры в циклоне дуют против часовой стрелки, а в Южном – по часовой. Погода при циклоне преобладает пасмурная, с сильными ветрами.
Антициклон – это область повышенного давления в атмосфере с максимумом в центре. Антициклон характеризуется системой ветров, дующих по часовой стрелке.
Ураган – это ветер большой разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого примерно равна 32 м/с (117 км/ч) и более 12 баллов по шкале Бофорта.
Движение и скорость ветра, интенсивность измеряется по шкале Бофорта в баллах.
Таблица 1. Шкала Бофорта
Название ветрового режима | Скорость ветра (км/ч) | Баллы | Признаки |
Затишье | 0 – 1,6 | 0 | Дым идёт прямо |
Лёгкий ветерок | 3,2 – 4,8 | 1 | Дым изгибается |
Лёгкий бриз | 6,4 – 11,3 | 2 | Листья шевелятся |
Слабый бриз | 12,9 – 19,3 | 3 | Листья двигаются |
Умеренный бриз | 20,9 – 28,9 | 4 | Листья и пыль летят |
Свежий бриз | 30,6 – 38,6 | 5 | Тонкие деревья качаются |
Сильный бриз | 40,2 – 49,9 | 6 | Толстые деревья качаются |
Сильный ветер | 51,5 – 61,1 | 7 | Стволы деревьев изгибаются |
Буря | 62,8 – 74,0 | 8 | Ветви ломаются |
Сильная буря | 75,5 – 86,9 | 9 | Черепица и трубы срываются |
Полная буря | 88,5 – 101,4 | 10 | Деревья вырываются с корнем |
Шторм | 103,0 – 120,7 | 11 | Везде повреждения |
Ураган | Более 120,7 | 12 | Большие разрушения |
Ураганы на суше называют бурей, а на море – штормом, тайфуном.
Ураганы подразделяют на тропические и внетропические. Тропическими называют ураганы, зарождающиеся в тропических широтах, а внетропическими — во внетропических. Кроме того, тропические ураганы часто подразделяются на ураганы, зарождающиеся над Атлантическим океаном и над Тихим. Последние принято называть тайфунами. Размеры ураганов различны. Обычно за ширину урагана принимают ширину зоны катастрофических разрушений. Часто к этой зоне прибавляют территорию ветров штормовой силы со сравнительно небольшими разрушениями. Тогда ширина урагана измеряется сотнями километров, достигая иногда 1000 км. Для тайфунов полоса разрушений обычно составляет 15-45 км. Средняя продолжительность урагана — 9-12 дней.
Ураганы являются одной из самых мощных сил стихии и по своему пагубному воздействию не уступают таким страшным стихийным бедствиям, как землетрясения. Это объясняется тем, что ураганы несут в себе колоссальную энергию. Ее количество, выделяемое средним по мощности ураганом в течение 1 ч, равно энергии ядерного взрыва в 36 гигатонн. Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, опустошает засеянные поля, обрывает провода и валит столбы линий электропередачи и связи, повреждает транспортные магистрали и мосты, ломает и вырывает с корнями деревья, повреждает и топит суда, вызывает аварии на коммунально-энергетических сетях в производстве. Известны случаи, когда ураганный ветер разрушал дамбы и плотины, что приводило к большим наводнениям, сбрасывал с рельсов поезда, срывал с опоры мосты, валил фабричные трубы, выбрасывал на сушу корабли. Часто ураганы сопровождают сильные ливни, которые опаснее самого урагана, так как являются причиной селевых потоков и оползней.
Буря – разновидность урагана, но имеет меньшую скорость ветра. Скорость ветра при урагане 30–40 м/с, при шторме 20–30 м/с, при буре 15–30 м/с, при тайфуне более 50 м/с. Кратковременные усиления ветра до скоростей 20-30 м/с называют шквалами.
Бури различают вихревые и потоковые. Вихревые бури представляют собой сложные вихревые образования, обусловленные циклонической деятельностью и распространяющиеся на большие площади. Потоковые бури – это местные явления небольшого распространения. Они своеобразны, резко обособлены и уступают вихревым бурям. Вихревые бури бывают пыльные, снежные и шквальные. Зимой они превращаются в снежные. В России такие бури часто называют пургой, бураном, метелью. Пыльные бури – это атмосферные возмущения, при которых в воздух вздымается большое количество пыли, перенесенной на значительные расстояния. Пыльные бури вызывают удушье и приводят к болезни, от них в значительной мере страдает техника, они могут разносить опасных паразитов. Пыльным бурям подвержены несколько областей Земли, в основном это пустыни. Как правило, пыльные бури проходят при неустойчивой погоде, при прохождении атмосферных фронтов. Пустыня как бы предупреждает о надвигающейся пыльной буре: сначала спасаются бегством животные, всегда в противоположном буре направлении, затем у горизонта появляется черная полоса, которая расширяется на глазах и за несколько минут затягивает весь небосвод. Внутри бури видимость ничтожна, понижается температура, а за несколько минут до бури обычно начинается дождь.
Шквальные бури возникают, как правило, внезапно, а по времени крайне непродолжительны (несколько минут). Например, в течение 10 мин скорость ветра может возрасти с 3 до 31 м/с. Потоковые бури подразделяют на стоковые и струевые. При стоковых поток воздуха движется по склону сверху вниз. Струевые характерны тем, что поток воздуха движется горизонтально или вверх по склону. Проходят они чаще всего между цепями гор, соединяющих долины.
Циклоны и тайфуны сопровождаются ливневыми дождями. Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, опустошает поля, обрывает провода, валит столбы и вырывает с корнями деревья, топит суда, повреждает транспортные средства.
Смерч – это атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и затем распространяющийся в виде темного рукава или хобота по направлению к поверхности суши или моря.
В верхней части смерч имеет воронкообразное расширение, сливающееся с облаками. Когда смерч опускается до земной поверхности, нижняя часть его иногда расширяется и напоминает опрокинутую воронку. Высота смерча может достигать 800-1500 м. Воздух в смерче вращается и одновременно поднимается по спирали вверх, втягивая пыль или воду. Скорость вращения может достигать 330 м/с. В связи с тем, что внутри вихря давление уменьшается, происходит конденсация водяного пара. Пыль и вода делают смерч видимым. Диаметр смерча над морем измеряется десятками метров, над сушей – сотнями метров. Смерч возникает обычно в теплом секторе циклона и движется вместе с циклоном со скоростью 10
20 м/с. Он проходит путь длиной от 1 до 60 км, сопровождается грозой, дождем, градом и, если достигает поверхности земли, почти всегда производит большие разрушения, всасывает воду и предметы, встречающиеся на его пути, поднимает их высоко вверх и переносит на большие расстояния. Смерч на море представляет опасность для судов.
Смерч над сушей называют тромбами, в США – торнадо. Как и ураганы, смерчи опознают со спутников погоды. В России смерчи чаще всего происходят в Центральных областях, Поволжье, на Урале, в Сибири, на побережье и акваториях Черного, Азовского, Каспийского и Балтийского морей. Статистика зарегистрировала смерчи вблизи городов Арзамаса, Мурома, Курска, Вятки и Ярославля. Крайне сложно прогнозировать место и время появления смерча, поэтому большей частью они возникают для людей внезапно, и предсказать их последствия тем более невозможно.
Гололед – слой плотного льда, образующийся на поверхности земли и на предметах при замерзании на них переохлажденных капель тумана или дождя.
Туман – скопление мелких водяных капель или ледяных кристаллов, или тех и других в приземном слое атмосферы, понижающее горизонтальную видимость до 1 км и менее.
Град – вид атмосферных осадков, состоящих из сферических частиц или кусочков льда (градин) размером от 5 до 55 мм, встречаются градины размером 130 мм и массой до 1 кг.
Пыльные бури – это атмосферные возмущения, при которых в воздух вздымается огромное количество пыли и песка, перенесенных на значительные расстояния.
Гроза – это атмосферное явление, при котором между мощными кучево-дождевыми облаками и землей возникают электрические разряды молнии.
Гром – звук в атмосфере, сопровождающий разряд молнии.
Молния – это гигантский разряд в атмосфере, проявляющийся обычно яркой вспышкой света и сопровождающаяся громом.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Тест с ответами: «Чрезвычайные ситуации»
1. Химически опасными объектами (ХОО) народного хозяйства не будут являться:
а) предприятия химической промышленности
б) водоочистные сооружения
в) хладокомбинаты и продовольственные базы, имеющие холодильные установки
г) все ХОО+
2. Что из перечисленного относится к природным катастрофам?
а) метеорологические+
б) топологические+
в) тектонические+
г) социальные
д) специфические
3. Что можно отнести к топологическим катастрофам
а) наводнения+
б) снежные лавины+
в) оползни+
г) ураганы
д) кораблекрушения
4. Что можно отнести к метеорологическим катастрофам?
а) бури+
б) засухи+
в) пожары+
г) морозы+
д) эпидемии
5. Если случился пожар, то какие действия необходимо выполнить?
а)идти в сторону, противоположную пожару+
б) оценить обстановку и определить, откуда исходит опасность, а также сообщить в пожарную охрану о пожаре+
в) укрыться в здании и ждать помощи пожарных
г) двигаться в сторону незадымленной лестничной клетки или к выходу+
6. Что можно отнести к техногенным катастрофам относят
а) транспортные катастрофы+
б) производственные катастрофы+
в) войны
г) терроризм
д) землетрясения
7. Что можно отнести к биолого – социальным катастрофам?
а) терроризм+
б) наркомания+
в) общественные беспорядки+
г) эпидемии+
д) транспортные катастрофы
8. Выберите объекты, которые относятся к пониманию химически-опасного объекта народного хозяйства:
а) производящие или использующие СДЯВ;
б) хранящие или использующие СДЯВ;
в) производящие, хранящие или использующие СДЯВ; +
г) использующие СДЯВ.
9. Что можно отнести к космическим катастрофам?
а) природным катастрофам+
б) техногенным катастрофам
в) специфическим катастрофам
г) социальным катастрофам
д) транспортным катастрофам
10. Что необходимо взять основой классификации и характеристики ЧС?
а) количество пострадавших+
б) число людей обратившихся за медицинской помощью
в) размер материального ущерба+
г) границы зон ЧС+
д) воздействие на людей нескольких поражающих факторов
11. Определите, какую территорию необходимо занять ЧС, чтобы являться региональной:
а) субъекта РФ+
б) федерального округа РФ
в) областного центра
г) нескольких муниципальных образований
д) государства
12. Согласна правилам в Республике Беларусь, где используются сильнодействующие ядовитые вещества?
а) только в сельском хозяйстве
б) только в промышленности
в) в сельском хозяйстве и промышленности+
г) не используются вообще
13. Какие силы и средства будут затрачены для устранения локальной ЧС?
а) предприятий, организаций+
б) органов местного самоуправления
в) органов исполнительной власти субъекта РФ
г) МЧС
д) Правительства РФ
14. Что можно отнести к критериям ЧС?
а) число пораженных от 10 – 15+
б) число погибших 2 – 4+
в) увеличение средне статистической заболеваемости в 3 раза+
г) возникновение одновременно 30 случаев острых инфекционных заболеваний
д) возникновение 20 случаев заболеваний с неизвестной этиологией+
15. Что произойдет в случае катастрофы?
а) возникновение массовых человеческих жертв+
б) нанесение ущерба здоровью группы людей+
в) изменение в формах и методах повседневной работы органов и учреждений здравоохранения+
г) создание сил и средств РСЧС
д) создание резервов материальных средств
16. На что должны быть устремлены основные усилия в борьбе с производственными авариями и катастрофами?
а) профилактику
б) предупреждение
в) профилактику и предупреждение+
г) человек не может предотвратить производственные аварии и катастрофы
17. Дайте название микроорганизмам, которые в обычных условиях не приносят вреда человеку:
а) патогенные микроорганизмы
б) анаэробы
в) сапрофиты
г) условно-патогенные микроорганизмы+
18. Что возникнет при аварии?
а) повреждение машин и оборудования+
б) ущерб здоровью людей+
в) ущерб окружающей природной среде+
г) угроза для жизни людей+
д) гибель людей
19. Выберите звено эпидемиологического процесса (цепи):
а) источник инфекции
б) механизм передачи
в) восприимчивое население
г) все является+
20. Что вы отнесете к медико – санитарным последствиям?
а) воздействие одного или нескольких поражающих факторов на человека
б) утрату средств защиты
в) санитарные потери среди населения+
г) осложненную санитарно – эпидемиологическую обстановку+
д) потери медицинских сил и средств+
II вариант.
1. Определите, что можно отнести к фазе развития ЧС:
а) зарождения+
б) инициирования+
в) кульминации+
г) затухания+
д) ликвидации
2. Как называются пути передачи инфекции, где возбудитель передаётся при непосредственном соприкосновении носителя инфекции со здоровым организмом, называется:
а) контактный+
б) фекально-оральный
в) аэрогенный
г) трансмиссивный
3. При возникновении какого фактора может возникнуть сложный очаг поражения?
а) механического фактора
б) термического фактора
в) психо – эмоционального фактора
г) химического фактора
д) нескольких поражающих факторов+
4. Среди общих потерь населения во время ЧС выделяются:
а) безвозвратные+
б) санитарные+
в) Транспортабельные
г) Стационарные
д) амбулаторные
5. Как называются пути передачи инфекции, при котором инфекция передаётся через внешние предметы:
а) контактный+
б) фекально-оральный
в) аэрогенный
г) трансмиссивный
6. Как называется путь передачи инфекции характерен для возбудителя болезни выделяется из организма больных с фекалиями, а заражение происходит через рот вместе с пищей и водой:
а) при контактном
б) при фекально-оральном+
в) при аэрогенном
г) при трансмиссивном
7. Что может стать источником воспламенения?
а) искры +
б) пламя спички+
в) бензин
г) непогашенный окурок+
8. Чрезвычайное событие это:
а) события, заключающиеся в отклонении протекающих процессов или явлений от нормы
б) события, вызывающие отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей
в) события, вызывающие отрицательное воздействие на функционирование экономики, социальную сферу, природную среду
г) а+б+в +
9. Определите, степень огнестойкости материалов:
а) горючие +
б) трудногорючие +
в) негорючие +
г) среднегорючие
10. Какие силы и средства будут затрачены для устранения локальной ЧС?
а) предприятий, организаций+
б) органов местного самоуправления
в) органов исполнительной власти субъекта РФ
г) МЧС
д) Правительства РФ
11. Выберите, что относится к ЧС техногенного характера:
а) геофизические и геологические явления, приведшие к человеческим жертвам+
б) аварии на электростанциях и очистных сооружениях
в) аварии на химически опасных объектах и атомных электростанциях
г) авиационные катастрофы, повлекшие за собой значительное количество человеческих жертв и требующие проведение поисково-спасательных работ
12. Что такое горение?
а) реакция горения, при которой скорость выделения тепла превышает скорость ее рассеивания
б) неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровью людей
в) это физико-механический процесс превращения горючих веществ и материалов в продукты сгорания, сопровождающийся интенсивным выделением тепла, дыма и световым излучением+
г) кислород
13. Найдите то, что НЕ относятся к ЧС техногенного характера:
а) аварии в научно-исследовательских учреждениях, осуществляющих разработку, изготовление, переработку, хранение и транспортировку бактериальных средств
б) столкновение или сход с рельсов железнодорожных составов, повлёкшие за собой групповое поражение людей, значительные разрушения железнодорожных путей
в) массовые инфекционные заболевания людей+
г) гидродинамические аварии (прорыв плотин, дамб и др.).
14. Что можно отнести к безвозвратным потерям среди населения во время ЧС?
а) умерших в очаге поражения+
б) умерших во время транспортировки в лечебное учреждение+
в) без вести пропавших+
г) пораженных без сознания
д) лиц с нервно-психическими расстройствами
15. Выберите, какой путь передачи инфекции характерен для пищевого и водного способов:
а) для контактного
б) для фекально-орального+
в) для аэрогенного
г) для трансмиссивного
16. Что из данного можно отнести к санитарным потерям среди населения во время ЧС?
а) пораженных и больных потерявших трудоспособность+
б) пораженных и больных поступивших в лечебное учреждение+
в) без вести пропавших
г) пораженных и больных нуждающихся в медицинском наблюдении
д) пораженных и больных нуждающихся в амбулаторной медпомощи
17. Определите классификацию для санитарных потерь:
а) по структуре+
б) по тяжести+
в) по транспортабельности+
г) по нуждаемости в различных видах медпомощи
д) по числу погибших
18. Выберите средний уровень детских потерь в санитарной структуре:
а) 20%+
б) 5%
в) 10%
г) 30%
д) 50%
19. При каком условии возрастет вероятность возникновения ЧС техногенного характера?
а) экологического кризиса
б) социального кризиса
в) экономического кризиса+
г) глобального кризиса
20. Какие ЧС могут приносить огромный материальный ущерб, приводить к значительным человеческим жертвам?
а) стихийные бедствия+
б) ЧС техногенного характера
в) ЧС биологического характера
г) ЧС социального характера
Тест на тему «Чрезвычайные ситуации природного характера» (9 класс)
6. Если случился пожар, то какие действия необходимо выполнить?
а) идти в сторону, противоположную пожару
б) оценить обстановку и определить, откуда исходит опасность, а также сообщить в пожарную охрану о пожаре
в) укрыться в здании и ждать помощи пожарных
г) двигаться в сторону незадымленной лестничной клетки или к выходу
7. Что можно отнести к биолого–социальным катастрофам?
а) терроризм
б) аварии на химических объектах
в) общественные беспорядки
г) землетрясения
д) транспортные катастрофы
8. Экстренной мерой по защите населения от поражающих факторов чрезвычайной ситуации является:
а) своевременное оповещение населения об опасностях, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций
б) обеспечение населения средствами индивидуальной защиты
в) качественное обучение правилам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
г) эвакуация населения из опасных районов
9. Как вы будете действовать при получении сигнала оповещения о радиационной аварии, если вы находитесь в своем доме (квартире)?
а) освободите от продуктов питания холодильник, вынесете скоропортящиеся продукты и мусор, выключите газ, электричество, погасите огонь в печи и проследуете на сборный эвакуационный пункт
б) включите радио и выслушаете сообщение, выключите электричество, наденете средства индивидуальной защиты, вывесите на двери табличку «В квартире жильцов нет» и проследуете на сборный эвакуационный пункт
в) немедленно закроете окна, двери, вентиляционные отверстия, включите радиоприемник или телевизор и будете готовы к приему информации о дальнейших действиях
г) выключите газ, электричество, возьмете необходимые продукты питания, вещи и документы, наденете средства индивидуальной защиты и проследуете на сборный эвакуационный пункт
10. Что не является главной целью террористов?
а) психологическое воздействие.
б) уничтожение противника.
г) способ достижения цели.
11. Экстремистская деятельность не только не может улучшить жизнь граждан, но, напротив, может стать основой для крайней формы экстремизма, которой является…
а) вандализм; б) терроризм; в) хулиганство; г) похищение граждан; д) ограбление.
12. Если самолёт, захваченный террористами, освобождает группа захвата, заложникам необходимо:
а) воспользовавшись суматохой, попробовать самостоятельно выбраться из самолёта;
б) лечь на пол и оставаться там до конца операции, не мешая её проведению;
в) попытаться вырвать оружие у террориста и помочь атакующей группе;
г) если нет другой возможности, спрятать голову за спинку впередистоящего кресла и закрыть её руками;
д) попытаться забрать свои вещи с багажной полки, так как после взрыва или пожара это будет сделать уже невозможно.
1. Вы находитесь дома одни. Вдруг задрожали стекла и люстры, с полок начали падать посуда и книги. Вы срочно:
а) позвоните родителям на работу, чтобы предупредить о происшествии и договориться о месте встречи
б) займете место в дверном проеме капитальной стены
в) закроете окна и двери, быстро спуститесь в подвальное помещение
г) подойдете к окну и узнаете у прохожих, что случилось
2. Что надо делать с получением сигнала о приближении урагана, бури, смерча при нахождении в доме (квартире)?
а) закрыть окна, включить радиоприемник для получения информации от управления ГО и ЧС
б) плотно закрыть двери и окна, отключить электроэнергию, занять безопасное место у стен внутренних помещений
в) закрыть окна и двери с наветренной стороны здания, а с подветренной открыть, убрать с балконов и подоконников вещи, которые могут быть подхвачены воздушным потоком
г) закрыть краны газовой сети, включить радиоприемник с автономным питанием для получения информации от управления ГО и ЧС
3. Как следует выходить из зоны лесного пожара?
а) навстречу ветру, используя для этого просеки, дороги
б) перпендикулярно направлению ветра, используя для этого открытые пространства
в) если загорелась одежда, то нужно бегом покинуть опасную зону по направлению ветра
г) если вы в составе группы, то нужно разделиться и по одному выходить навстречу ветру
4. Что можно отнести к топологическим катастрофам
а) наводнения
б) снежные лавины
в) оползни
г) ураганы
д) кораблекрушения
5. Что можно отнести к техногенным катастрофам относят
а) транспортные катастрофы
б) производственные катастрофы
в) войны
г) терроризм
д) землетрясения
6. Выберите, что относится к ЧС техногенного характера:
а) геофизические и геологические явления, приведшие к человеческим жертвам
б) аварии на электростанциях и очистных сооружениях
в) аварии на химически опасных объектах и атомных электростанциях
г) авиационные катастрофы, повлекшие за собой значительное количество человеческих жертв и требующие проведение поисково-спасательных работ
7. Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал оповещения:
б) «Внимание! Опасность!»
в) «Внимание всем!»
г) «Химическая (радиационная) опасность!»
8. Чрезвычайное событие это:
а) события, заключающиеся в отклонении протекающих процессов или явлений от нормы
б) события, вызывающие отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей
в) события, вызывающие отрицательное воздействие на функционирование экономики, социальную сферу, природную среду
г) все варианты верны
д) среди перечисленных вариантов правильного ответа нет
9. К неверным действиям человека, оказавшегося в зоне степного пожара, относится
а) попытка покинуть место пожара перпендикулярно направлению ветра;
б) ожидание помощи;
в) попытка покинуть место пожара и дышать через мокрый платок (шарф);
г) попытка обойти зону пожара, если её обойти невозможно, то преодолеть границу огня против направления ветра.
10. Терроризм — это .
а) способ выражения недовольства властью.
б) идеология насилия, связанная с устрашением населения.
в) совокупность действий, направленных на улучшение уровня жизни граждан.
11. Экстремизм угрожает:
а) активному отдыху в природе;
б) пожарной безопасности в доме;
в) соблюдению законности в государстве;
г) возникновением чрезвычайных ситуаций природного характера;
д) безопасности выполнения домашних хозяйственных работ;
е) законным политическим правам и свободам граждан;
ж) гражданскому миру и национальному согласию;
з) духовной, религиозной терпимости в обществе.
12. Вставьте в текст подходящие слова:
а) …? — осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или иных общественных местах.
б) …? — идеология насилия и практика воздействия на принятие органами власти решений, связанных с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.