6.1 Понятие о качестве окружающей природной среде
Возрастающее воздействие хозяйственной деятельности на природную среду и его негативные последствия остро поставили вопрос о регулировании качества той среды, в которой живет и разносторонне проявляет себя человек.
Качеством окружающей природной среды (ОПС) надлежащего уровня считается такое состояние ее экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ, энергии и информации между природой и человеком и беспрепятственно воспроизводит и обеспечивает жизнь. Оно поддерживается прежде всего самой природой путем саморегуляции, самоочищения от вредных веществ и явлений.
Нормирование качества ОПС представляет собой деятельность по установлению нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий на окружающую среду. При этом учитывается наиболее распространенный и к тому же опасный вид отрицательного воздействия загрязнения ОПС. Под загрязнением понимают физическое, химическое, биологическое изменение среды, вызванное антропогенной деятельностью и содержащее угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, состоянию растительного и животного мира экологических систем природы.
Нормативы качества ОПС подразделяются на три группы: санитарно-гигиенические, экологические (производственно-хозяйственные) и комплексные, сочетающие в себе признаки первой и второй групп.
К санитарно-гигиеническим показателям относятся нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ (химических, биологических), физических воздействий и др., нормативы санитарно-защитных зон, предельно допустимых уровней (ПДУ) радиационного воздействия и др. Целью создания таких нормативов является определение показателей качества окружающей среды применительно к здоровью человека. Это наиболее разработанная часть нормативов качества ОПС.
Вторую группу образуют экологические нормативы. Возглавляют данную группу нормативы выбросов и сбросов вредных веществ. Они устанавливают требования непосредственно к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной выброса (сброса).
Главная цель вспомогательных норм и правил состоит в обеспечении единства в употребляемой терминологии, в деятельности организационных структур и правовом регулировании экологических отношений (рис.13).
Рис. 13. Санитарно гигиенические нормативы качества
атмосферного воздуха
6.2 Стандартизация в области охраны окружающей среды
Окружающая среда считается благоприятной, если показатели ее состояний не превышают нормативов. Нормативы устанавливаются с учетом научно-технических достижений и требований международных стандартов. На основе нормативов качества окружающей среды проводится нормирование допустимых воздействий на нее хозяйственной и иной деятельности. С их помощью оценивается реальное состояние окружающей среды.
Стандарт – нормативно-технический документ, который устанавливает комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения.
Стандартизация – это установление единых норм и требований, предъявляемых к сырью, полуфабрикатам, готовым изделиям. Основной формой стандартов являются государственные стандарты (ГОСТы), наряду с которыми действуют отраслевые стандарты (ОСТы), технические условия (ТУ), а также СТП – стандарты предприятий.
В течение последних лет создана система стандартов, охватывающая все области охраны окружающей среды, в том числе требования к ее качеству, способам контроля, организации и проведению природозащитных мероприятий или корректировке природопользования в интересах экологической защиты окружающей среды, а также терминологию. Этой системе присвоено наименование «Охрана природы» и шифр 17 в общей номенклатуре. Он включает в себя 9 групп, каждая из которых касается того или иного охраняемого объекта. Система стандартов в области охраны природы (ССОП) включает следующие подсистемы (группы): 0 – основные положения; 1 – гидросфера; 2 – атмосфера; 3 – почвы; 4 – земли; 5 – флора; 6 – фауна; 7 – недра.
Например, 17.1 означает «Охрана природы. Гидросфера», а группа 17.2 – «Охрана природы. Атмосфера» и т. д. Этот стандарт регулирует различные стороны деятельности предприятий по защите водных и воздушных ресурсов, вплоть до требований к аппаратуре для наблюдения за качеством воздуха и воды.
В зависимости от направления действия государственные стандарты системы охраны природы подразделяются на следующие виды: 1 – термины, классификации, определения; 2 – нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов; 3 – правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов; 4 – методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия; 5–6 – требования к средствам контроля и зашиты окружающей среды; 7 – прочие стандарты.
Например, необходимо получить информацию о существующих нормах и методах измерения выбросов вредных веществ в отработавших газах тракторных двигателей, следует в этом случае обратиться к ГОСТ 17.2.2.05−86. Здесь «17» – номер системы, 2 – номер группы (атмосфера), следующая цифра 2 – вид стандарта (нормы и методы измерений), 05 – номер стандарта и 86 – год издания.
Утвержденные стандарты являются обязательными для исполнения всеми без исключения органами и отдельными гражданами. Нарушение или несоблюдение стандартов влечет за собой юридическую ответственность.
Экологический паспорт предприятия составляется в обязательном порядке в интересах охраны природы, рационального использования природных ресурсов, и улучшения здоровья человека. Его основные положения закреплены ГОСТ 17.00.04−90 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения», который введен 01.07.90 г.
Экологический паспорт предприятия создает реальную возможность перехода от изучения состояния окружающей среды к детальному анализу причин их загрязнения, и их устранению, от оценки общего объема выбросов к удельным показателям на единицу выпускаемой продукции.
Международные стандарты ИСО и Российская система стандартизации и сертификации продукции по экологическим требованиям. Резко возросшие контакты российских фирм с зарубежными, а также предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) должны поднять на более высокую ступень экологическую «привлекательность» отечественных товаров и услуг. В противном случае их трудно будет продвинуть на уже насыщенный международный рынок, особенно, западных стран. В этом аспекте большую значимость приобретает соблюдение требований международных экологических стандартов на выпускаемую продукцию и соответствующая ее сертификация.
Наличие у фирмы-производителя сертификата, т. е. документа об экологическом качестве товара или услуги, выданного государственным органом или иной уполномоченной на то организацией (в том числе международной), повышает уровень доверия потенциального покупателя и, естественно, престижность как самой фирмы, так и страны.
Быстрое распространение международных стандартов систем менеджмента окружающей среды (ОС) в абсолютном большинстве стран и та динамика, с которой эти процессы происходят, позволяют предположить, что внедрение стандартов ИСО приобретает исключительную важность и для России.
В ряду причин и мотивов для внедрения на российских предприятиях системы менеджмента окружающей среды (СМОС) одним из основных является получение конкурентных преимуществ и, соответственно, возможностей для продвижения своих товаров и услуг на перспективные рынки, где велика доля сертифицированных в экологическом отношении компаний. Однако в условиях усиливающейся конкуренции и возможного вхождения России в ВТО то количество предприятий стран СНГ, которые сертифицировали свои СМОС по международным стандартам ИСО серии 14000, явно недостаточно.
Что такое качество окружающей среды
Статья 1. Основные понятия
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
природная среда (далее также — природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;
естественная экологическая система — объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;
природный комплекс — комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;
природный ландшафт — территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;
охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также — природоохранная деятельность);
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
качество окружающей среды — состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;
использование природных ресурсов — эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;
загрязнение окружающей среды — поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
загрязняющее вещество — вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека;
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
нормативы в области охраны окружающей среды — установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
нормативы качества окружающей среды — нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду — нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду — нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
нормативы допустимых выбросов — нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
нормативы допустимых сбросов — нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также — нормативы предельно допустимых концентраций) — нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;
нормативы допустимых физических воздействий — нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;
временно разрешенные выбросы — объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, разрешенные для выброса в атмосферный воздух и устанавливаемые для действующих стационарных источников в целях достижения нормативов допустимых выбросов на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
временно разрешенные сбросы — объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ в сточных водах, разрешенные для сброса в водные объекты на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
оценка воздействия на окружающую среду — вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;
государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 21.11.2011 N 331-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
требования в области охраны окружающей среды (далее также — природоохранные требования) — предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;
(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
экологический риск — вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
объекты природного наследия — природные объекты, природные памятники, геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, природные достопримечательные места, подпадающие под критерии выдающейся универсальной ценности и определенные Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия;
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
объекты всемирного природного наследия — объекты природного наследия, включенные в Список всемирного наследия;
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;
вещества, разрушающие озоновый слой (далее — озоноразрушающие вещества), — химические вещества и их смеси, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области охраны озонового слоя атмосферы;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
обращение озоноразрушающих веществ — производство, использование, транспортировка, хранение, рекуперация, восстановление, рециркуляция (рециклирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
рекуперация озоноразрушающих веществ — извлечение, сбор и хранение озоноразрушающих веществ, содержащихся в машинах и оборудовании, их составных частях, контейнерах, в ходе их технического обслуживания или перед выводом их из эксплуатации;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
восстановление озоноразрушающих веществ — обработка рекуперированных озоноразрушающих веществ путем фильтрации, сушки, дистилляции, химической обработки в целях восстановления потребительских свойств озоноразрушающих веществ;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
рециркуляция (рециклирование) озоноразрушающих веществ — повторное использование рекуперированных озоноразрушающих веществ после их восстановления;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
уничтожение озоноразрушающих веществ — процесс разрушения озоноразрушающих веществ, приводящий к их разложению или превращению в вещества, не являющиеся озоноразрушающими веществами;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
потребление озоноразрушающих веществ в Российской Федерации — количество произведенных в Российской Федерации озоноразрушающих веществ и ввезенных в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ, за исключением количества озоноразрушающих веществ, которые:
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
вывезены из Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
произведены в Российской Федерации и подлежат уничтожению с применением технологий, утвержденных в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
произведены в Российской Федерации и используются исключительно как сырье для производства других химических веществ;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
произведены в Российской Федерации или ввезены в Российскую Федерацию для обеспечения основных видов применения, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)
объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
комплексное экологическое разрешение — документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды;
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
технологические нормативы — нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей;
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
технологические показатели — показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги;
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
технические нормативы — нормативы, которые установлены в отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды в соответствии с уровнями допустимого воздействия на окружающую среду;
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
стационарный источник загрязнения окружающей среды (далее — стационарный источник) — источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды;
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
передвижной источник загрязнения окружающей среды — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды;
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
накопленный вред окружающей среде — вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме;
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)
С 01.10.2023 в абз. 60 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 449-ФЗ). См. будущую редакцию.
объекты накопленного вреда окружающей среде — территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде;
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)
С 01.10.2023 ст. 1 дополняется абз. 61 (ФЗ от 04.08.2023 N 449-ФЗ). См. будущую редакцию.
система автоматического контроля — комплекс технических средств, обеспечивающих автоматические измерения и учет показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, фиксацию и передачу информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 252-ФЗ)
информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления об окружающей среде, в том числе о ретроспективном, текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, происходящих в ней процессах и явлениях, а также о воздействии на окружающую среду осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности, о проводимых и планируемых мероприятиях в области охраны окружающей среды;
(абзац введен Федеральным законом от 09.03.2021 N 39-ФЗ)
вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации Российской Федерации, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности;
(абзац введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 268-ФЗ)
грунт — поверхностный слой земли, состоящий из минеральных и (или) органических веществ;
(абзац введен Федеральным законом от 10.07.2023 N 297-ФЗ)
вечномерзлый грунт — грунт, находящийся в криогенном (мерзлотном) состоянии более трех лет подряд;
(абзац введен Федеральным законом от 10.07.2023 N 297-ФЗ)
состояние многолетней (вечной) мерзлоты — совокупность характеристик вечномерзлых грунтов;
(абзац введен Федеральным законом от 10.07.2023 N 297-ФЗ)
деградация вечномерзлого грунта — процесс периодического протаивания, характеризующийся постепенным повышением среднегодовой температуры вечномерзлого грунта, приводящим к понижению верхней поверхности слоя вечномерзлого грунта и повышению нижней поверхности слоя вечномерзлого грунта;
(абзац введен Федеральным законом от 10.07.2023 N 297-ФЗ)
государственный фоновый мониторинг состояния многолетней (вечной) мерзлоты — проводимые в целях выявления деградации вечномерзлых грунтов долгосрочные наблюдения за явлениями и процессами, происходящими в вечномерзлых грунтах на природных объектах, в рамках которых осуществляется получение информации о состоянии многолетней (вечной) мерзлоты, на основе которой проводятся анализ, оценка и прогнозирование состояния многолетней (вечной) мерзлоты.
Качество окружающей среды
состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
- Telegram
- Вконтакте
- Одноклассники
Научные статьи на тему «Качество окружающей среды»
Регулирование качества окружающей природной среды и его связь с проектированием и строительством
Влияние строительства на окружающую среду Строительство, темпы которого все убыстряются, вмешиваясь.
Регулированию качества окружающей природной среды призвана помочь экологическая политика, которая на.
Управление качеством окружающей природной среды во многом может быть реализовано с помощью экологически.
среду, сведя к минимуму экологический ущерб: воздуху, воде, почве, флоре и фауне, качеству жизни населения.
Проект должен быть экологически обоснован и тщательно продуман в определении состояния окружающей среды
Качество жизни и окружающая среда
В современных условиях усиливается влияние экологических факторов на формирование качества жизни. В целях обеспечения национальной безопасности страны особое внимание следует обратить на обеспечение экологической безопасности.
Финансово-экономические проблемы и задачи управления качеством окружающей среды
Определение 1 Управление качеством окружающей среды — это деятельность органов власти по обеспечению.
Необходимость управления качеством окружающей среды Общество в ходе своей жизнедеятельности оказывает.
Измерение параметров качества окружающей среды осуществляется на основе субъективных оценок.
Качество окружающей среды напрямую связано с термином «благоприятная окружающая среда», под которой понимают.
Управление качеством окружающей среды представляет собой ее охрану в разрезе всех элементов.
Качество окружающей среды
Понятие «качество окружающей среды» отражает чистоту, или, точнее говоря, ее загрязнение. Если поставить вопрос еще точнее, то речь идет, прежде всего, о соответствии или, напротив, об отклонении химических, физических, биологических характеристик воздуха, воды, почвы от некоторых значений, определяющих норму.
Качеством окружающей природной среды считается такое состояние ее экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ и энергией между природой и человеком и воспроизводит жизнь. Оно обеспечивается самой природой путем саморегуляции, самоочищения от вредных для нее веществ.
Под воздействием на окружающую среду понимают любые потоки вещества, энергии и информации, непосредственно образующиеся в окружающей среде или планируемые в результате антропогенной деятельности и приводящие к отрицательным изменениям окружающей среды и последствиям этих изменений.
Основные источники воздействия на окружающую среду подразделяют на:
- источники выбросов загрязняющих веществ – те, что связаны с рассеиванием загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в том числе при размещении и захоронении отходов;
- источники сбросов загрязняющих веществ, то есть связанные с поступлением и разбавлением загрязняющих веществ в поверхностных и/или подземных водах, а также в канализационных коллекторах, в том числе при размещении отходов;
- источники физико-химического воздействия на окружающую среду – источники шума, вибраций, ионизирующих излучений, электромагнитных полей, источники сброса и выброса тепла;
- на источники биологического загрязнения окружающей среды.
В свою очередь различают стационарные и подвижные источники воздействия на окружающую среду. Положение подвижных источников в пространстве изменяется в рассматриваемый период их действия; в качестве примеров можно упомянуть движущиеся транспортные средства, разливы жидкостей.
Отходы – остатки сырья, материалов, некондиционные и побочные продукты, использованная и потерявшая свои первоначальные потребительские качества готовая продукция, размещаемые в определенных местах по определенным правилам, с последующим обязательным использованием, переработкой или ликвидацией, захоронением; в зависимости от источника образования различают отходы производства и отходы потребления. Сами по себе отходы не обязательно являются источниками воздействия на окружающую среду, но образуют их в процессе размещения и удаления.
Под организованным размещением отходов понимают регламентированные и осуществляемые в соответствии с установленными нормами и правилами процессы выделения, концентрирования, сбора, транспортировки, накопления, складирования, временного хранения отходов, предусматривающие возможность их дальнейшего использования, переработки или ликвидации, захоронения. В свою очередь, неорганизованное размещение отходов осуществляется с нарушением установленных норм и правил. Типичными примерами такого размещения служат стихийные свалки на обочинах дорог, опушках лесов, в оврагах.
Фактически на любом предприятии присутствуют все описанные выше типы источников воздействия на окружающую среду. Кроме того, само предприятие можно рассматривать как некий совокупный источник воздействия.
Воздействие человеческого производства на природную среду поставило вопрос о регулировании качества той среды, в которой живет и проявляет себя человек. Нормативами качества окружающей природной среды в свете Закона РФ «Об охране окружающей среды» являются предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду со стороны антропогенной деятельности человека. Общие требования к содержанию этих норм: «экологическая безопасность населения», «сохранение генетического фонда», «обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий для устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Для оценки качества окружающей среды используют нормативы, ограничивающие воздействие вредных факторов, в основе обоснования которых лежит общий принцип: естественная адаптационная возможность организма. При воздействии вредного вещества на организм вначале возникает адаптация, затем предболезнь и в дальнейшем, при сохранении той же интенсивности воздействия, развиваются различные патологические болезненные эффекты, включающие в себя токсические, канцерогенные, мутагенные, аллергенные, гонадотропные и эмбриотропные. Эти болезненные эффекты могут вызывать болезни и даже приводить к летальному исходу.
В основе нормативов качества лежат три показателя:
- медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе);
- технологический (способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду его жизни);
- научно-технический (способность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем его параметрам).
Значительную часть нормативов качества окружающей среды составляют хорошо известные ПДК – предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в той или иной среде. Важно отметить, что эти нормативы зависят не только от вещества и природной среды, но и от способа и времени воздействия на организм человека. Так, для содержания веществ в воздухе установлены нормативы для разового воздействия, постоянного воздействия, а также для рабочей зоны. Сборники, содержащие таблицы установленных в Российской Федерации нормативов, а также действующих норм, унаследованных от СССР, выпускает информационно-издательский отдел Госсанэпиднадзора.
Норматив становится юридически обязательным с момента утверждения его компетентным органом. Для нормативов качества окружающей среды такими органами согласно Закону являются Госкомсанэпиднадзор и Министерство природных ресурсов России.
Все нормативы качества подразделяются на три группы:
- санитарно-гигиенические нормативы, их цель – определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека;
- экологические нормативы, которые предъявляются к источникам загрязнения с целью охраны окружающей среды и здоровья человека;
- производственно-хозяйственные;
- временные.
К санитарно-гигиеническим нормативам относятся гигиенические и санитарно-защитные нормативы.
Под гигиеническими нормативами понимают:
- предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере, водоемах и почве;
- уровни допустимых физических воздействий – вибрации, шума, электромагнитного и радиоактивного излучения, не оказывающие какого-либо вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленные промежутки времени, а также не влияющие на здоровье последующих поколений;
- токсикометрические показатели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или физические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма.
Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую природу в меньших концентрациях, чем на организм человека, то при нормировании исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.
Эти нормативы распространены и едины по всей территории РФ.
Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья населения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования при неблагоприятном вредном воздействии источников загрязнения.
Экологические нормативы определяют предел антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу сохранению оптимальных условий совместного существования человека и его внешнего окружения. Они включают в себя эколого-гигиенические и эколого-защитные нормативы, а также предельно допустимые нормативные нагрузки на окружающую среду.
При установлении эколого-гигиенических нормативов следует учитывать, что многие живые организмы более чувствительны к загрязнениям, чем человек, для которого установлены существующие нормативы, и поэтому целесообразно определить их на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность живых организмов.
Эколого-защитные нормативы направлены на сохранение генофонда Земли, восстановление экосистем, сохранение памятников всемирного культурного и природного наследия и т.п. Они используются при организации охранных зон заповедников, природных национальных парков, биосферных заповедников, зеленых зон городов и т.п.
Производственно-хозяйственные нормативы предназначены для ограничения параметров производственно-хозяйственной деятельности конкретного предприятия с точки зрения экологической защиты природной среды. К ним относятся технологические, градостроительные, рекреационные и другие нормативы хозяйственной деятельности.
Технологические нормативы включают: предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы, предельно допустимое количество сжигаемого топлива (ПДТ). Эти нормативы устанавливаются для каждого источника поступления загрязнений в окружающую среду и тесно связаны с профилем работы, объемом и характером загрязнений конкретного предприятия, цеха, агрегата. В связи с этим они могут быть разными даже в рамках одного предприятия.
Градостроительные нормативы разрабатывают для обеспечения экологической безопасности при планировке и застройке городов и других населенных пунктов.
Рекреационные нормативы определяют правила пользования природными комплексами в целях обеспечения условий для полноценного отдыха и туризма.
В случае, когда по тем или иным объективным причинам не представляется возможным разработать гигиенические или технологические нормативы, устанавливают временные нормативы. По мере роста научных знаний, развития и совершенствования техники и технологии их регулярно пересматривают в сторону ужесточения, с тем, чтобы воздействие на природу было минимальным.
Оценка качества окружающей среды осуществляется дифференцированно по следующим направлениям: качество воздушного бассейна, водного бассейна, почвенного слоя, продуктов питания и др.
Под качеством атмосферного воздуха понимают совокупность свойств атмосферы, определяющих степень воздействия физических, химических и биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на материалы, конструкции и окружающую среду в целом. Нормативами качества воздуха определены, в частности, допустимые пределы содержания вредных веществ как в производственной, так и в селитебной зоне населенных пунктов:
- ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны (при ежедневной работе, кроме выходных дней, эта концентрация в течение всего рабочего дня не должна вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, которые можно обнаружить современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни человека);
- максимальная разовая ПДК загрязняющего вещества в воздухе населенных (при вдыхании в течение 30 мин. эта концентрация не должна вызывать рефлекторных реакций в организме человека);
- среднесуточная ПДК вредного вещества в воздухе населенных мест (не должна вызывать отклонений в состоянии здоровья настоящего и последующих поколений при неопределенно долгом (в течение нескольких лет) вдыхании);
- ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу (этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест при наиболее неблагоприятных для рассеивания метеорологических условиях, определяется расчетным путем на 5 лет);
- предельно допустимое количество сжигаемого топлива (ПДТ) (этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов по продуктам сгорания топлива в воздухе населенных мест при неблагоприятных для рассеивания метеорологических условиях, устанавливается расчетным путем на срок не более 5 лет).
Под качеством воды в целом понимается характеристика ее состава и свойств, определяющая ее пригодность для конкретных видов водопользования. Показатели качества воды устанавливаются по различным признакам. По санитарному признаку устанавливаются микробиологические и паразитологические показатели воды (число микроорганизмов и число бактерий группы кишечных палочек в единице объема). Токсикологические показатели воды, характеризующие безвредность ее химического состава, определяются содержанием химических веществ, которое не должно превышать установленных нормативов. Наконец, при определении качества воды учитываются органолептические (воспринимаемые органами чувств) свойства: температура, прозрачность, цвет, запах, вкус, жесткость.
Оценка качества водного бассейна осуществляется с помощью системы основных показателей.
- ПДК загрязняющих веществ в воде водоема, при которой не должно оказываться прямого или косвенного вредного воздействия на организм человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений и не должны ухудшаться гигиенические условия водопользования;
- ПДС, регламентирующий массу загрязняющего вещества в сточных водах, сбрасываемых в водоем. Применение этого норматива должно обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм, установленных для водных объектов.
Принцип нормирования содержания химических соединений в почве основан на том, что поступление их в организм происходит преимущественно через контактирующие с почвой среды. Основные понятия, касающиеся химического загрязнения почв, определены в соответствующем ГОСТе.
Оценка качества почвенного слоя проводится по нормативам, установленным в соответствии с таким показателем, как ПДК загрязняющего вещества в пахотном слое почвы. При этом значении концентрации не должно оказываться прямого или косвенного отрицательного воздействия на контактирующие с почвой воду, воздух и, следовательно, здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы.
Экологическая напряженность в мире требует всестороннего и повседневного анализа состояния окружающей среды. Только на основании точных количественных и качественных данных можно принимать решения о проведении необходимых мероприятий, предупреждающих ухудшение состояния окружающей среды.