Системы связи и оповещения ГО при ЧС населения о чрезвычайных ситуациях
При возникновении чрезвычайной ситуации самым главным является своевременное оповещение людей, жизнь и здоровье которых окажутся под угрозой. В таких ситуациях вся ответственность ложится на имеющиеся на вооружении системы оповещения. Их применение позволяет не только заранее предупредить людей об опасности, но и уловить первые признаки ЧС.
Срабатывание систем оповещения, работающих в автоматическом режиме, позволяет вовремя начать эвакуацию, что значительно снижает количество пострадавших в ЧС. Сигналы должны иметь максимальный охват территории, независимо от места их расположения: город, село или удаленные районы. Кроме того оповещение должно дойти до каждого гражданина, где бы он в данный момент не находился.
Системы связи и оповещения в ГО
Для этого используется специализированная организация управления связи оповещения в системе ГО, а также они имеют свою определенную четкую классификацию и способ функционирования.
В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют:
- федеральная система оповещения;
- региональные системы оповещения;
- территориальные системы оповещения;
- местные системы оповещения;
- локальные системы оповещения;
- объектовые системы оповещения (системы оповещения организаций).
Оповещение населения по радиоканалам
Федерального регионального и территориального уровня
Оповещение с помощью федеральной системы происходит централизованно и автоматически. Она обеспечивает передачу всех поступающих сигналов от пунктов МЧС РФ до центров, расположенных в регионах, а также до всех органов и соединений, которые находятся в подчинении федерального центра.
Региональные системы, получив сигнал от федерального пункта, передают его по всем подчиненным региональному центру управлениям ГО и ГОЧС. Их работа должна совпадать с деятельностью федеральной системы. Оповещение может охватывать до 7 регионов.
Всего на территории России для обеспечения своевременного оповещения компетентных органов городов, сел и других населенных пунктов задействовано 88 систем территориального действия. Все они действуют автоматически.
Главная их задача состоит в четкой передаче сообщений, поступивших от органов ГО субъекта РФ до:
- руководителей всех организаций, которые отвечают за ГО во всех субъектах РФ, включая города федерального значения;
- диспетчеров служб оперативного реагирования, находящихся на объектах с потенциальной опасностью, а также на особо крупных производствах;
- населения;
- органов управления ГО, находящихся на территории определенного города и относящихся к нему районов.
Комплекс технических средств П-160 выступает базой, на основе которой функционируют все существующие системы оповещения.
Он находится в достаточно работоспособном состоянии, но задействованные в нем принципы передачи связи устарели, и требуют обновления.
Местные
Они необходимы для передачи сигналов и сообщений, поступающих от органов ГО города и прилегающих к нему районов до следующих объектов:
- дежурным сотрудникам диспетчерских служб потенциально опасных объектов и крупных предприятий, имеющих экономическую ценность;
- руководству ГО города и сельских районов;
- населению.
Такие системы оповещения имеют условное разделение на средства, осуществляющие передачу сигналов должностным лицам, трудовым коллективам и жителям населенных пунктов. Они функционируют в основном на базе КТС (комплекс технических средств) П-164. КТС этого типа в большей степени предназначались для оповещения в крупных чрезвычайных ситуациях. Для мирного времени они плохо адаптированы.
Для типа П – 164 предусмотрен срок эксплуатации 12 лет, потом они подлежат списанию. Однако многие действующие сейчас местные КТС уже превысили этот срок, что позволяет говорить об устаревшем оборудовании. Это вызывает ряд ограничений при взаимодействии с современными средствами оповещения.
Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации их последствий начало внедрение новых КТС типа П-166 после проведенных успешно испытаний. Их главным плюсом является то, что деятельность П – 166 сопряжена с устаревшим типом П – 160, что предполагает их постепенную замену.
Данная система предполагает как централизованное оповещение всего населения, так и можно осуществлять выбор конкретной зоны, не затрагивая всю территорию. Она работает благодаря специальным выделенным каналам ТЧ (тональной частоты). Для того чтобы задействовать в работе цифровые каналы требуется специальное оборудование.
Еще одной аналогичной по функциям и назначению системой оповещения является АСО (автоматизированная система оповещения). Она также работает по каналам ТЧ. Имеет модем для передачи информации по цифровым линиям сетей МЧС, ГТС или МГТС.
Локальная ГО и ЧС
В районах, где находятся или предполагается размещение объектов, имеющих потенциальную опасность, создаются локальные системы предупреждения населения. Обеспечением их технической исправности и поддержанием их готовности к внезапному задействованию в случаи ЧС занимается соответствующий начальник ГО. Он вправе привлекать все службы связи и оповещения.
Зоны, в пределах которых действуют локальные системы, определяются соответствующим документом Правительства РФ. Системы оповещения местного значения входят в территориальные системы ГО, и для слаженной работы необходимо, чтобы они технически и программно с ними соотносились.
Важно знать в каких случаях запускают оповещение на таких объектах:
- Крупные техногенные аварии с угрозой выброса ядовитых, отравляющих химических веществ в окружающую среду. Они могут привести к значительным разрушениям, экологической катастрофе, человеческим жертвам, гибели скота.
- Угроза нападения противника, выражающая в его непосредственном вторжении, сбросе бомб, использование запрещенного оружия (ядерное, химическое, бактериологическое).
- Природные катастрофы, представляющие угрозу населенным пунктам и производственным предприятиям. Это могут быть подземные толчки, сходы лавин, быстро распространяющиеся лесные пожары, оползни, наводнения.
Их главной задачей является быстрое доведение информации о возникшей чрезвычайной ситуации до населения, руководителей и работников предприятий. Оповещение их о дальнейших действиях и местах ближайших убежищ (при необходимости укрытия).
Специалисты МЧС полагают, что такой многоуровневый способ передачи информации обладает большей эффективностью за счет того, что с центрального аппарата ГО оповещение дойдет в региональный дежурный пункт заранее и это поможет предотвратить возможную угрозу.
Объектовые
(Действующие в пределах организации)
В случаи, когда последствия возникшей аварийной ситуации ограничиваются только лишь территорией самого объекта, запускается объектовая система оповещения. Она использует для передачи сигнала существующую на объекте производственную сеть связи и специальное оборудование на основе КТС типа П-164.
Цель таких систем оповещения заключается в доведении до сведения информации до руководящих должностей, персонала, а также служб ГО, действующих на данном объекте.
Сейчас идет совершенствование объектовой системы. Внедряются СГС-22М, позволяющие сразу проектировать и ЛСО (локальные средства оповещения), и проводить звукофикацию открытых и закрытых помещений объекта. Оно приспособлено для передачи предупредительных сигналов и речевых сообщений. Вместе с этим системы оповещения объекта в одностороннем порядке могут использоваться в местной системе вещания.
Имеется возможность управления существующими режимами работы данной системы удаленно. Это происходит при помощи местной системы, функционирующей на основе ГС АСО. Она автоматизировано может передавать любые голосовые сообщения по телефонным каналам всем абонентам, имеющимся в базе. Их успешно используют в своей работе оперативные службы.
В их базе имеются заранее записанные текстовые сообщения. Причем существует возможность выбора мужского или женского голоса, а также изменения тембра голоса и темпа речи. В программе хранятся заранее подготовленные списки людей, которых необходимо будет оповестить при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации.
Управление оповещением в системе ГО
Управление системой – диспетчер
Для того чтобы обеспечить своевременное предупреждение о надвигающейся опасности всех необходимых должностных лиц, а также население страны были созданы системы централизованного оповещения (СЦО), которыми оснащены все управляющие отделы ГО.
Они могут управляться прямо дежурной службой из органов управления соответствующего уровня либо по решению непосредственно руководителя ГО и согласованию с местной администрацией через дежурную часть предприятия связи, которое функционирует в данной местности.
Для того чтобы передать информация на СЦО того или иного местного объекта используется радиосеть, телефонный узел, наружные сирены. Эта функция возложена на диспетчерские службы.
Что включает в себя система связи МЧС России
В последние годы в российскую систему связи активно внедряются и с успехом используются телекоммуникационные технологии соответствующие мировым стандартам качества.
Это технологии АТМ, сотовая радиосвязь и связь GSM, спутниковые, цифровые и пейджинговые системы, индивидуальные средства современной мобильной связи. Новшества коснулись и транспортных технологий. Раньше они функционировали на основе плезиохронной (PDH) цифровой иерархии передачи сигнала, а сейчас применяется синхронная (SDH).
Внедрение новых технологий обеспечило организации РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС РФ качественной, бесперебойной и быстрой связью, которая используется специалистами соответствующих ведомств, как при выполнении обыденных задач, так и при возникновении и ликвидации стихийных бедствий и крупных чрезвычайных ситуаций.
Концепция по усовершенствованию существующей системы связи МЧС РФ закреплена приказом № 609 от 09.12.2000 г. Благодаря ему стала активно реализовываться.
Активизация и функционирование
При возникновении внештатной ситуации для приведения систем в готовность дается всего пару минут. Это касается всей территории, которая подвергается угрозе.
Для недопущения паники среди жителей тех населенных пунктов, которые в зону риска не попадают, система должна иметь техническую возможность передавать сообщения локализовано.
Активизация может происходить вручную либо в автоматическом режиме. Это зависит не только от исправности средств оповещения, но и от его способности надежно осуществлять передачу в условиях чрезвычайной ситуации, включая природные явления (ливень, сильный снег, шквалистый ветер).
Система оповещения транслирует либо уже записанный предварительно текст, либо необходимая информация произносится дежурным диспетчером. Допускается задержка начала оповещения. Однако она не должна превышать время, которое рассчитывается исходя из времени возникновения критически опасных последствий возникшей ЧС.
При отсутствии тревожных новостей, установленные системы оповещения могут использоваться для транслирования музыки, объявлений или других общих сообщений.
Для оптимального функционирования систем оповещения и эффективного реагирования населения должны соблюдаться следующие требования:
- Запрещается самовольно, без веского основания, и разрешения вышестоящего начальства начинать транслировать сигналы тревоги.
- При их функционировании не должно оказывать негативного воздействия на другие системы, отвечающие за жизнеобеспечение на данном объекте
- Придерживаться максимального времени оповещения – 5 минут.
- Следует предусмотреть все возможные способы дублирования сообщений, включая мобильные средства.
Сначала для привлечения внимания людей включается электросирена. Ее звучание обозначает сигнал «Внимание всем!». Затем начинается передача текстового иили голосового сообщения по всем радио и телеканалам.
Системы оповещения для проверки их функционирования подвергаются ежегодному профилактическому включению. В таких случаях, населения и персонал предприятия предварительно оповещается об этом.
Что такое автоматизированная система централизованного оповещения кратко
В перечень защитных мер для населения при опасности техногенного или природного характера входит оповещение о возникновении ЧС. Как организованы централизованные системы оповещения о ЧС, какие сигналы они подают – это должны знать не только представители МЧС, но и обычные граждане.
Как организованы централизованные системы оповещения населения о ЧС – информацию об этом региональные представители МЧС обязаны доносить до граждан. Люди при подаче сигнала должны понимать, как вести себя. Системы должны быть всегда исправными и готовыми к работе. Ответственность за их функциональность ложится не только на дежурные пункты МЧС, но и на представителей местной исполнительной власти.
Как организованы системы оповещения населения в ЧС
Система оповещения — это комплекс мер, технических сил различного направления, цель которых заключается в донесении срочной информации до большого количества граждан одновременно. В нее входят
- все доступные средства связи и оповещения,
- телевидение, радио, ресурсы интернета общего пользования,
- печатные издания – для оглашения предупреждений и прогнозов.
Одновременно должны работать системы оповещения на нескольких уровнях – федеральном, региональном, областном или краевом, районом, муниципальном и объектовом, к примеру, на территории завода, предприятия или цеха.
От того, как организованы централизованные системы оповещения населения, насколько слажено функционируют все их службы и узлы, зависят жизни людей. Это обязаны понимать техники, обслуживающие их, и лица, отвечающие за их наличие. В экстренных случаях, когда ЧС возникла неожиданно – резкое повышение уровня воды, пожар, террористическая угроза или иные ситуации, системой оповещения подается специальный сигнал, резкий, громкий звук.
Принцип работы централизованной системы оповещения о ЧС
Не все понимают, как организованы системы централизованного оповещения населения в ЧС, и считают, что их функционал заключается в подаче звукового сигнала. На самом деле, это сложная схема информирования, знаков, тренингов и совместной работы нескольких служб – теле и радио каналов, СМИ, силовых структур.
Прежде всего, система является информационной, и начинает функционировать уже на уровне ознакомления населения с требованиями соблюдения норм безопасности и правилами поведения в случае возникновения ЧС. В систему входят даже незначительные для многих указатели, информационные плакаты, значки, планы эвакуации, мимо которых мы все проходим, не уделяя им должного внимания.
Системы экстренного оповещения об опасности, точнее громкоговорители и сирены, есть в каждом населенном пункте и на каждом крупном объекте. За их исправность и работу отвечают специальные службы, на которые ложится ответственность не только за своевременное включение, но и за безопасность населения. В небольших населенных пунктах ответственность за исправность громкоговорителей и сирен ложится на глав муниципалитетов.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.
Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) и населения.
Системы оповещения создаются:
на федеральном уровне — федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
на межрегиональном уровне — межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
на региональном уровне — региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
на муниципальном уровне — местная система оповещения (на территории муниципального образования);
на объектовом уровне — локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций — это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения — это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
ОКСИОН — общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
СЗИОНТ — система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.
Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;
главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основной способ оповещения населения — передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания
Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций
Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.
Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке.
Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.
Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
Управление локальной системой оповещения на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов автоматизированного пульта управления для цифровой сети АПУ-Ц, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта.
При создании локальных систем оповещения должно быть предусмотрено их организационное, техническое и программное сопряжение с региональной (местной) автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.
Локальные системы оповещения создаются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта:
в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов – в радиусе 5 км вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта);
в районах размещения химически опасных объектов – в радиусе до 2,5 км вокруг каждого из объектов;
в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) – на расстоянии до 6 км от каждого объекта.
КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и программно-технических комплексов (технических средств и оконечных устройств), тип и вид которых определяется в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, присущих данной территории опасных природных и техногенных процессов, а также групп населения, которые могут находиться в данной зоне.
КСЭОН должна обеспечивать выполнение следующих задач:
своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;
передачу в автоматическом и (или) автоматизированном режимах необходимой информации и сигналов оповещения (аудио, видео, буквенно-цифровых и других) для адекватного восприятия населением при угрозе возникновения или при возникновении ЧС;
возможность сопряжения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с программно — техническими комплексами принятия решений в органах повседневного управления РСЧС, в том числе с учетом возникновения ЧС и ее масштабов, информационную поддержку в принятии оперативных решений по действиям в кризисных ситуациях;
возможность сопряжения систем оповещения населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с системами мониторинга потенциально-опасных объектов, природных и техногенных ЧС;
использование современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
своевременную передачу информации до органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия необходимых мер по защите населения;
управление оконечными средствами оповещения и информирования с пунктов управления органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня;
передачу информации в заданных режимах (индивидуальный, избирательный, циркулярный, по группам по заранее установленным программам);
защиту информации от несанкционированного доступа и сохранность информации при авариях в системе.
В состав комплекса технических средств ОКСИОН входят информационные центры, стационарные терминальные комплексы (пункты уличного информирования и оповещения населения, пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей, мобильные комплексы информирования и оповещения населения).
ОКСИОН обеспечивает в общественных местах и местах массового пребывания людей при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций информирование и оповещение населения, а в режиме повседневной деятельности — его обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности.
Основные направления совершенствования ОКСИОН:
модернизация существующих элементов системы путем оснащения современными техническими средствами, в том числе энергосберегающими с возможностью отражения информации в звуковом и речевом режимах;
развитие составляющей ОКСИОН за счет средств субъектов Российской Федерации и иных источников финансирования.
СЗИОНТ создается в целях обеспечения:
информирования и оперативного оповещения людей, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте;
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.
СЗИОНТ включает в себя терминальные комплексы, оснащенные подсистемами массового информирования (визуального и звукового), наблюдения и сбора информации, контроля параметров окружающей среды, в том числе радиационного химического контроля, экстренной связи, а также системы управления в центрах управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации.
В настоящее время реализуется первый этап по созданию СЗИОНТ, в рамках которого отрабатываются технологии создания СЗИОНТ, создаются опытные зоны на наиболее уязвимых объектах транспортной инфраструктуры ряда субъектов Российской Федерации, организуется их опытная эксплуатация, проводится комплекс работ по совершенствованию нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих порядок создания СЗИОНТ.
Создание и развитие СЗИОНТ осуществляется в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р.
Основные направления развития СЗИОНТ:
отработка технологий информирования и оповещения населения на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, завершение работ по их оснащению экспериментальными зонами;
внедрение СЗИОНТ на всех объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, в том числе и за счет собственников этих объектов;
интеграция СЗИОНТ, созданных на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, с местными системами оповещения и информирования населения, через диспетчерские центры управления движением;
НПА, на основании которых осуществляется оповещение
система оповещения, в которой передача, обработка и (или) прием сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием технических средств и комплексов автоматизации оповещения, сопряженных с каналами связи сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, а также вещания.
EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010
Смотреть что такое «Автоматизированная система централизованного оповещения» в других словарях:
Автоматизированная система военного назначения (АСВН) — Структурная схема интегрированной автоматизированной системы военного назначения ВС РФ Система, автоматизирующая такие процессы или функции управления войсками и (или) оружием (боевыми средствами) как: сбор, обработка, хранение и выдача… … Энциклопедия РВСН
система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Система передачи — Совокупность технических средств, обеспечивающая образование линейного тракта, типовых групповых трактов и каналов первичной сети электросвязи, состоящая из станций системы передачи и среды распространения сигналов электросвязи (ГОСТ 22348 77)… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПВО ОБЪЕДИНЕННАЯ СИСТЕМА — коалиционная система ПВО государств участников блока. До 1991 г. существовала в блоке государств ОВД, затем распалась и вновь воссоздается, но только в масштабах СНГ. В начале ХХI века сохраняется в НАТО, охватывая всю Западную Европу, и состоит… … Война и мир в терминах и определениях
МАСЦО — местная автоматизированная система централизованного оповещения … Словарь сокращений и аббревиатур
РАСЦО — региональная автоматизированная система централизованного оповещения МЧС России гос … Словарь сокращений и аббревиатур
Система передачи извещений о пожаре — совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления.В России личным составом органов управления и подразделениями пожарной охраны, привлеченными к проведению боевых действий по тушению пожаров.
Система экстренного оповещения (англ. Emergency Alert System, EAS) — национальная система предупреждения населения в США, работает с 1997 года, заменила Emergency Broadcast System (EBS) (1963—1997) и систему CONELRAD (1951—1963). Система управляется Федеральным агентством по связи, Федеральным агентством по управлению в чрезвычайных ситуациях, и National Weather Service (Национальной Метеорологической Службой). Система EAS разработана для того, чтобы Президент США или правительство могли обратиться.
Ситуационный/диспетчерский центр — это помещение (зал, комната, кабинет), оснащённое средствами коммуникаций (видеоконференцсвязь, конференц-связь и другими средствами интерактивного представления информации), предназначенное для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов различной природы, ситуаций и других функций.
Радиоста́нция — один или несколько радиопередатчиков или радиоприёмников, или комбинация радиопередатчиков и радиоприёмников, включая вспомогательное оборудование, необходимые в определённом месте для организации службы радиосвязи.
НАВТЕКС (англ. NAVTEX — „NAVigational TEleX“) международная автоматизированная система оповещения. В судоходной навигации служит для приема навигационной и метеорологической информации безопасности (англ. Maritime Safety Information) и служит компонентом Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) Международной морской организации в соответствии с конвенцией СОЛАС-74/88. Информация распространяется в текстовом режиме (режим узкополосного буквопечатания (УБПЧ.
Информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз) — федеральная государственная информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров. Предназначена для мониторинга лесных пожаров, а также контроля достоверности сведений о таких пожарах, поступающих от региональных диспетчерских служб.
Каналы утечки информации — методы и пути утечки информации из информационной системы; паразитная (нежелательная) цепочка носителей информации, один или несколько из которых являются (могут быть) правонарушителем или его специальной аппаратурой .
Назе́мный монито́ринг лесо́в — это мониторинг за состоянием лесных территорий, осуществляемый посредством наземных средств наблюдения (специализированных высотных сооружений, видеокамер, тепловизоров и т.п.).
Сеть проводно́го радиовеща́ния (также радиотрансляцио́нная сеть, РТС) — система, которая позволяет передавать сигнал радиовещания по проводам.
Единая Система Спутниковой Связи (ЕССС) — система спутниковой связи в интересах Вооружённых Сил СССР и позже Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ). В своём развитии прошла первый (1970—1985 гг.) и второй (1986—1999 гг.) этапы. В настоящее время осуществляется переход к третьему этапу развития, Интегрированной Системе Спутниковой Связи, который характеризуется одновременным функционированием единых систем спутниковой связи старого и нового поколений.
Любительская радиосвязь — техническое хобби, состоящее в проведении радиосвязей между непрофессиональными операторами в отведённых для этой цели диапазонах радиочастот. Международный Регламент радиосвязи определяет любительское радио как одну из служб радиосвязи, в числе прочих.
Сотовая связь, сеть подвижной связи — один из видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть. Ключевая особенность заключается в том, что общая зона покрытия делится на ячейки (соты), определяющиеся зонами покрытия отдельных базовых станций (БС). Соты частично перекрываются и вместе образуют сеть. На идеальной (ровной и без застройки) поверхности зона покрытия одной БС представляет собой круг, поэтому составленная из них сеть имеет вид шестиугольных ячеек (сот).
Диспетчерская централизация — техническое средство оперативного руководства движением поездов, позволяющее поездному диспетчеру с центрального поста управлять стрелочными переводами и сигналами всех контролируемых пунктов, входящих в диспетчерский круг. Наибольший эффект даёт применение диспетчерской централизации на однопутных участках с двухпутными вставками благодаря возможности производить безостановочное скрещение поездов. К началу 1990-х годов диспетчерской централизацией оборудовано около.
Электросвя́зь — разновидность связи, способ передачи информации с помощью электромагнитных сигналов, например, посредством тока по металлическим кабелям, излучения в оптическом диапазоне (в атмосфере или по волоконно-оптическому кабелю), излучения в радиодиапазоне.
Фемтосота (англ. Femtocell) — маломощная и миниатюрная станция сотовой связи, предназначенная для обслуживания небольшой территории (одного офиса или квартиры). Соединяется с сетью сотового оператора через канал связи, подведённый к пользователю (публичный Интернет), обслуживает одновременно в режиме разговора определённое количество телефонов — от 4/8 для дома и малых офисов и 16/32 для предприятия. В режиме ожидания на фемтосоте может находиться намного больше пользователей.
АИС (Автоматическая идентификационная система, (англ. AIS Automatic Identification System) — система в судоходстве, служащая для идентификации судов, их габаритов, курса и других данных с помощью радиоволн диапазона УКВ (частота 161,975 МГц и 162,025 МГц).
Глоба́льная навигацио́нная спу́тниковая систе́ма (ГЛОНА́СС) — российская спутниковая система навигации, одна из двух полностью функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации.
Система когнитивного радио (Cognitive Radio System, CRS) — радиосистема, способная получать сведения об особенностях собственной эксплуатации и на основе этих данных корректировать свои параметры работы.
ЧМ-вещание — радиовещание на основе метода частотной модуляции. Обеспечивает повышенное качество приёма сигналов звукового вещания по сравнению с системами на основе амплитудной модуляции (АМ). Широкое распространение в мире начинается в 1940-х годах. Термин ЧМ-вещание соответствует англоязычному FM broadcasting.
В периоды чрезвычайных ситуаций любительское радио часто используется как средство связи, когда отказывают проводные телефоны, мобильная связь и другие традиционные способы связи.
Подзе́мная свя́зь, подзе́мное ра́дио (англ. Underground Radio) — технология, позволяющая передавать сигнал сквозь толщи породы.
Связь через ЛЭП, PLC (англ. Power line communication) — термин, описывающий несколько разных систем для использования линий электропередачи (ЛЭП) для передачи голосовой информации или данных. Сеть может передавать голос и данные, накладывая аналоговый сигнал поверх стандартного переменного тока частотой 50 Гц или 60 Гц. PLC включает BPL (англ. Broadband over Power Lines — широкополосная передача через линии электропередачи), обеспечивающий передачу данных со скоростью до 500 Мбит/с, и NPL (англ.
Технологическое видеонаблюдение — это комплекс систем видеонаблюдения, видеоаналитики и реагирования, устанавливаемых на предприятиях для предупреждения и предотвращения нештатных и потенциально опасных ситуаций.Термин появился при создании систем безопасности на взрывоопасных производствах. Впоследствии технологическое видеонаблюдение стало применяться на производстве, транспорте, в логистике и др.
Видеонаблюдение — процесс, осуществляемый с применением оптико-электронных устройств, предназначенных для визуального контроля или автоматического анализа изображений (автоматическое распознавание лиц, государственных номеров). В англоязычной среде используется термин англ. Сlosed Circuit Television, CCTV — система телевидения замкнутого контура.
Проблесковый маячок — устройство, устанавливаемое на транспортном средстве, не являющееся штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве сигнального прибора, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов и издающее звуковые сигналы, отличающиеся от сигналов штатного звукового сигнального прибора по спектральному составу (за исключением средств охранной сигнализации).
Передача информации — физический процесс, посредством которого осуществляется перемещение знаков (сведений, способных предоставлять информацию) в пространстве или осуществляется физический доступ субъектов к знакам.
Регламент радиосвязи — основной документ Международного союза электросвязи, определяющий порядок использования любого радиоустройства, которое работает на территории любой из стран-членов Международного союза электросвязи.
ГМССБ или GMDSS (англ. Global Maritime Distress and Safety System) — международная система, использующая современные наземные, спутниковые и судовые системы радиосвязи, разработана членами Международной Морской Организации (IMO) и представляет собой существенное усовершенствование способов аварийной связи. Все суда, попадающие под действие Международной Конвенции о безопасности жизни на море должны полностью соответствовать требованиям GMDSS.
Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также — информационно-коммуникационные технологии) — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC.
История Интернета началась с разработки компьютеров в 1950-х годах и появлении научных и прикладных концепций глобальных вычислительных сетей в разных странах почти одновременно. В первую очередь в научных и военных лабораториях в США, Великобритании, Франции и СССР.
Системы централизованного оповещения территориального уровня
Системы централизованного оповещения территориального уровня являются основным звеном в ряду систем оповещения. С этого уровня организуется централизованное оповещение населения в масштабе субъекта РФ.
СЦО территориального уровня должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное включение СЦО местных уровней. Верхние звенья СЦО территориального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления по делам ГО и ЧС территориального уровня по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.
Элементы комплекса аппаратуры среднего звена СЦО территориального уровня устанавливаются на предприятиях местных органов связи (междугородные станции, городские и районные узлы связи).
Конечные комплекты аппаратуры оповещения СЦО территориального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления ГО и ЧС, созданных при органах местного самоуправления, в органах управления сил, непосредственно подчиненных органам исполнительной власти данного субъекта РФ.
Локальные системы оповещения
Создание локальных систем оповещения (ЛСО) определено требованиями ПП РФ от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».
При возникновении на потенциально опасном объекте аварии (катастрофы), угрозы нападения противника, крупномасштабной террористической атаке оповещать приходится целый район или город, что связано со значительной задержкой во времени. В этих условиях более эффективной является организация оповещения населения непосредственно дежурным диспетчером самого предприятия.
Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных локальных систем оповещения с централизованным управлением от местных органов управления ГО и ЧС. Создание таких объединенных локальных систем оповещения позволяет объединить финансовые возможности объектов.
Помимо создания систем оповещения площадного характера – от территории объекта экономики до территории целого субъекта РФ, есть не менее важная задача организовать оповещение на территории отдельного здания (гостиница, торговый центр, учебное заведение и т.п.), где часто одновременно присутствуют тысячи людей. Появилось понятие «интеллектуальное здание», оснащенное комплексом систем безопасности, в состав которого обязательно включены система пожарной сигнализации, оповещения о пожаре и система управления экстренной эвакуации.
Приказом МЧС России от 20 июня 2003 года № 323 были утверждены нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» № НПБ 104-03, которые устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
СОУЭ – комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации.
Технические средства оповещения – звуковые, речевые, световые и комбинированные пожарные оповещатели, приборы управления ими, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности.
Оповещение и управление эвакуацией людей должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:
— подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;
— трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
— трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;
— размещением и включением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации и эвакуационного освещения;
— дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (оборудованных электромагнитными замками).
СОУЭ проектируется с целью реализации планов эвакуации. Особо подчеркивается, что при проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения ГО города.
Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения и время начала оповещения в отдельных зонах определяются, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей.
Система оповещения позволяет транслировать передачи с CD-проигрывателя, магнитофона и тюнера. При объявлении тревоги трансляция передач автоматически прекращается и подключается магнитофон тревожных сообщений. Тревожную информацию можно также передавать с выносных микрофонных пультов в любую из зон или во все зоны одновременно.
По требованиям как международных, так и отечественных стандартов система громкого оповещения должна присутствовать в любом ограниченном пространстве, где возможно скопление людей.
Информирование населения и его оповещение
Информирование — постоянное доведение до населения соответствующей информации в области защиты. Эта информация включает в себя сведения:
о прогнозируемых и возникающих ЧС и их последствиях;
радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности в конкретном регионе;
деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области защиты.
Информирование проводится в соответствии с требованиями ст.6 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Средствами информирования являются средства массовой информации федерального и местного уровней, а также иные каналы в зависимости от конкретной обстановки.
Законом установлены требования к информированию, важнейшие из которых гласность, открытость, достоверность и оперативность.
Оповещение — частный, но наиболее важный случай информирования. Оно является важнейшим условием принятия мер по защите населения при угрозе возникновения ЧС, особенно в районах размещения таких ПОО, как АЭС, химические предприятия, гидроузлы. Оповещение — это экстренное доведение до органов управления РСЧС, ее сил и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о ЧС. Сигнал оповещения предупредительный, являющийся командой для проведения мероприятий или действия органов управления, сил и средств ликвидации ЧС, а также для использования населением средств и способов защиты от поражающих факторов. Сигналы оповещения доводятся через систему оповещения.
Система оповещения РСЧС — это организационно-техническое объединение сил, специализированных технических средств оповещения и связи, а также каналов территориальной ведомственной связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения и информации о ЧС.
На систему оповещения возлагается своевременное доведение до органов управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов и информации обо всех видах опасности и распоряжений о защитных мероприятиях. Используют ручной и автоматизированный способы оповещения соответственно телеграммой, посылаемой по установленному сигналу с пункта управления МЧС по государственным каналам связи, и передачей сигналов (команд) от старших до подчиненных органов управления по государственным каналам связи с использованием комплекса специальной аппаратуры и технических средств оповещения. Автоматизированный способ наиболее оперативен и позволяет организовать доведение срочной информации за минимальное время.
Системы оповещения подразделяются на централизованные и локальные.
Системы централизованного оповещения (СЦО) базируются на сетях связи, проводного, радио- и телевизионного вещания и специальной аппаратуре, а также электросирен, звучание которых означает сигнал «Внимание всем!» и предваряет сообщения по радио и телевидению. По сетям связи в системе оповещения передаются команды дистанционного управления и речевая информация.
В городе СЦО строятся на базе городских телевизионных сетей, сети телеграфной связи, сети проводного и радиовещания, а также телевидения. Система позволяет:
— централизованно управлять электросиренами;
— принудительно переключать все программы радиотрансляции, радио- и телевещания на передачу речевых сообщений;
— централизованно оповещать должностных лиц РСЧС через квартирные и служебные телефоны.
Городская СЦО включает системы оповещения районов и объектов. Объектоваясистема строится на базе сетей связи городской и производственной, а также проводной. В качестве средств оповещения используются электрические сирены, уличные и абонентские громкоговорители. В масштабе города и на объектах для воспроизведения сигнала «Внимание всем!» могут использоваться звуковые сигналы всех видов транспорта и гудки промышленных предприятий. Районные и объектовые СЦО запускаются как самостоятельно, так и с пункта управления ГОЧС города.
Услышав предупредительный сигнал «Внимание всем!» при нахождении дома, необходимо немедленно включить радио и телевизор. Находясь вне дома, следует поспешить в места, где имеются эти средства оповещения (лучше домой, в крайнем случае — к уличному громкоговорителю). По всем средствам радио- и телевещания за сигналом последует экстренное сообщение, повторяемое многократно, определяющее все дальнейшие действия населения.
Организация инженерной защиты населения от ПФ ЧС военного и мирного времени, Инженерная защита, виды защитных сооружений (ЗС). Основное предназначение ЗС ГО. Правила поведения в ЗС.
Инженерная защита — комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению ЧС и уменьшению их масштабов, а также последствий в случае возникновения. Основная цель этой защиты — предотвращение людских потерь и уменьшение материального ущерба, создание условий для неотложных аварийно-спасательных работ.
Инженерная защита населения основывается прежде всего на строительстве и использовании в зонах вероятных разрушений, радиационного и химического загрязнения защитных сооружений — убежищ и укрытий.
Укрытие населения в этих сооружениях — наиболее эффективное и универсальное мероприятие защиты от поражающих факторов всех природных и техногенных ИЧС, а также во время ведения боевых действий.
Убежища — наиболее надежные защитные сооружения: они обеспечивают защиту от всех механических, тепловых, радиационных, химических и биологических факторов.
Противорадиационные укрытия (ПРУ) — сооружения, предназначенные для защиты от внешнего облучения, непосредственного попадания на кожу, одежду, обувь радиоактивной пыли, капель АХОВ, биологических средств. ПРУ ослабляют излучение в десятки —сотни раз. Для защиты используются конструкция ПРУ, его заглубление и грунтовая обсыпка, простейшие системы филь-тровентиляции и герметизации.
К ПРУ относятся специально возводимые сооружения, сооружения хозяйственного назначения (погреба, гаражи, овощехранилища), приспособленные для укрытия людей. Укрытия обычно вмещают от 50 до 300 человек, нормы на одного человека по площади и объему те же, что и для убежищ.
В целях решения всего комплекса вопросов инженерной защиты в ЧС разработана комплексная программа «Инженерная защита городов и населенных пунктов России от воздействия опасных природных и техногенных процессов». Ее выполнение позволяет существенно повысить защиту населения и территории в ЧС.
3. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСНР), проводимые в зонах ЧС. Организация и основное содержание АСНР. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: