Как наз. наблюдательная вышка над зданием пожарной части, почему?
Эти наблюдательные вышки в России стали строить с 19 века при Александре первом. Их строили над зданием пожарной части, которые первоначально располагались в полицейских участках. Кроме дозора эти вышки использовались и для сигнализации. Эти вышки назывались каланча.
Слово каланча имеет тюркское происхождение. Оно образовано от кале, что означает крепость по турецки.
Русские вначале называли каланчами турецкие оборонительные башни, а потом кавказские оборонительные башни.
Известны две такие башни у города Азов, построенные турками. Армия Петра первого штурмовала их две летние компании.
Как в старину называли сооружение, с которого пожарные видели, где возник пожар?
Слово «каланча» пришло из арабского языка. Там оно означало маленькую крепость, небольшое укрепление, оборонное сооружение. Как и всякая крепость того времени, она имела собственную дозорную вышку, откуда можно было увидеть подбирающихся врагов или караваны с добычей. Для иностранцев каланча — это башня и крепость. В русском языке название закрепилось лишь за высокой башней, предназначенной для дозора.
В русском языке каланча – это не просто высокая башня. Так называли особые пожарные высотные сооружения. Такая башня находилась на территории пожарной части (депо). Депо размещались в пределах видимости друг от друга, это облегчало передачу информации во времена, когда не было ни телефона, ни телеграфа.
Именно с каланчи дозорные обозревали окрестности с целью раннего обнаружения возгораний. Для удобства ведения наблюдения вершина башни имела плоскую площадку с круговым обзором. Дозорные круглосуточно находились на каланче, регулярно сменяя друг друга. Одна смена длилась летом два часа, а зимой – один час. Дозорных всегда было двое: один осматривал окрестности, а другой наблюдал за штаб-квартирой обер-полицмейстера. В случае возникновения пожара на здании штаб-квартиры вывешивался флаг или зажигался сигнальный фонарь. Этот знак передавался от одной башни к другой, чтобы за короткое время оповестить о приближении огня и созвать команду пожарных.
Пожарная или наблюдательная вышка в старину, 7 букв — сканворды и кроссворды
Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Пожарная или наблюдательная вышка в старину», 7 букв (первая — к, последняя — а):
Другие определения (вопросы) к слову «каланча» (45)
- истор. (историческое) дозорная вышка, башня пожарной части ◆ В одной из улиц Петербургской стороны загорелся дом. На каланче выкинули сигналы. В отдалении слышен стук едущей во всю прыть пожарной команды. Н. А. Лейкин, «На пожаре», 1879 г. ◆ В 12 часов ночи с верков Петропавловской крепости стали раздаваться сигнальные выстрелы, извещавшие о приближающемся наводнении. На всех пожарных каланчах были вывешены предупредительные сигналы. «Наводнение в Петербурге» (1913) // «газета «Русское слово»», 6 декабря 1913 г.
Значение слова
КАЛАНЧА́, -и́, женский род
1. Дозорная вышка пожарной части. Возвестили пожар с каланчи. Н. Некрасов, Утро. У подножья каланчи находилось депо одесской пожарной команды. Катаев, Белеет парус одинокий.
2. Разг. шутл. О человеке очень высокого роста. Зина локтем толкнула Антона. — Нужен ты мне, каланча. Наседкин, Большая семья. Кира была довольно миловидна и отнюдь не каланча. Кукушкин, Высокая должность.
[От тюрк. кала(н)ча из араб.]
Каланча́ — наблюдательная башня при пожарной (полицейской) части. Устаревшее значение — дозорная (оборонительная), сторожевая башня. Слово заимствовано из тюркских языков (*kala(n)ѕa от турецкого kale «крепость»).
Игра по ОБЖ на тему «Две стихии – огонь и вода»
Цель: Формирование у школьников потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации. Воспитание сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности.
Образовательная – закрепить знания по правилам ПБ и в период таяния льда.
Развивающая – активизировать познавательную и аналитическую деятельность обучающихся по формированию навыков безопасного поведения.
Воспитательная – воспитывать у детей умение вести себя в экстремальных ситуациях, формировать чувство ответственности, коллективизма и товарищества.
Тип урока — комбинированный
Форма урока – игра (3 команды)
Урок провели преподаватель-организатор ОБЖ и техник Государственной инспекции маломерных судов
Старший инспектор ГИМС
Начальник Отдела надзорной деятельности
Инспектор Отдела надзорной деятельности
Слайд 1 Тема урока: Две стихии – огонь и вода
Эпиграф: Отличные слуги — огонь и вода, а станут хозяевами — беда!
Е.А. вступление
Учитель ОБЖ
Слайд 2 Огонь. Человечество всегда притягивала стихия огня. Многие древние народы считали, что мир был сотворен из огня…
Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел.
Он, верно, служит людям в повседневном быту и на производстве.
Огонь человек мог получить тремя способами: трением твердого дерева о более мягкое; сверлением и высеканием (ударяя камни: серый колчедан, кремний, кварц – особо твердые). Третий способ применялся в Европе до самого начала ХХ века!
Огниво — это приспособление для получения огня, широко применявшееся до появления спичек.
Оно состоит из «кремня» и трута.
Внимание вопрос: как вы думаете, какое грандиозное открытие было сделано в 1830 году 19-ти летнем парнем, которого звали Шарлем Соира?
Слайд 3 Ответ : Это были фосфорные спички. Эти спички загорались даже от взаимного трения в коробке и при трении о любую твёрдую поверхность, например, подошву сапога. Эти спички не имели запаха, но были вредны для здоровья, так как белый фосфор очень ядовит.
Слайд 4 Но иногда мы слышим Слово «пожар». Некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии.
От чего бывают пожары?
(Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем)
Признаки пожара (анимация)
Чем опасен пожар, кроме огня?
(страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.)
Объясните значение слова «пожарник»?
1.Тот, кто тушит пожары. 2. Погорелец. 3 Погорелец — попрошайка.
Что относится к горючим жидкостям?
1. Пиво. 2. Растительное масло. 3. Шампунь.
Как потушить на себе горящую одежду?
1. Бегом сообщить взрослым. 2. Снять одежду. 3. Упасть на пол кататься, сбивая пламя.
Горящая синтетика тушить бензин
Мировая статистика показывает, что ежегодно на Земле происходит более 6 млн. пожаров, то есть каждые 5-6 секунд возникает пожар. Ежегодно на пожарах гибнет более 70 тыс. человек.
И основной причиной пожара все также является нарушение правил пожарной безопасности. Поэтому необходимо строго соблюдать ППБ.
Заморочки из бочки
1. Как в старину называли сооружение, с которого пожарные видели, где возник пожар? (каланча)
2. Какую боевую одежду и снаряжения надевают пожарные по тревоге?
(боевка – каска, брюки, куртка, сапоги, пояс, карабин)
3. Для чего в старину пожарные носили бороду? (борода спасала от едкого дыма, при этом бороду смачивали водой)
4. Какой формы пожарное ведро? (конус)
5. Для чего в старину при пожарных постах держали козла?
(Козлов в пожарных частях держали вовсе не для того, чтобы они били рогами в пожарный колокол, а из-за того, что козлы своим запахом отпугивали крыс)
6. Чему равна длина напорного пожарного рукава? (20м)
7. Кто отвечает по телефону 01? (диспетчер)
8. Что пожарные запрещают своим детям делать на Новогоднем утреннике?
(Кричать: «Раз, два, три! Елочка, гори!»)
9. По церкви эту площадь называли Троицкой, по частым пожарам — Пожар, по главному торгу города — Торговой. Сейчас она известна всему миру. Назовите её.
(Красная площадь.)
10. В средневековой России летом специальные чиновники опечатывали все печи в домах и хозяева были вынуждены готовить в саду или на огороде. Зачем?
(Чтоб уменьшить опасность пожара.)
11. Для чего жители средневековых городов использовали огромные, длиной до полутора метров, шприцы?
(Для тушения пожаров.)
12. Когда пожарные России отмечают свой профессиональный праздник?
Внимание вопрос:
Морякам перед отплытием желают «Семь футов под килем»
Подводникам – «Чтоб количество погружений равнялось количеству всплытий»
Летчикам желают – «Мягкой посадки»
А что желают пожарным? «Сухих рукавов»
Пожарный рукав – это приспособление для тушения пожаров , и когда они сухие, это означает, что пожара нет.
Назовите средства тушения пожара.
(Вода, песок, земля, ветки, кошма, асбестовое одеяло, огнетушители.)
Вода — наиболее эффективное и распространенное средство.
Далее продолжила урок техник Государственной инспекции маломерных судов
Весна (работа спасателей) – ролик РЫБАКИ
Итог и вывод урока
Жизнь дается человеку только один раз, и прожить ее надо так, чтоб не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
Но чтобы прожить жизнь так или иначе, сначала надо её сохранить.
Однако на свете существует много опасностей, которые могут не только очень испортить нам жизнь, но даже отнять ее у нас.
Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть опасности и знать способы, как избежать их или победить в возникшей критической ситуации.
Поэтому в школах и преподается предмет основы безопасности жизнедеятельности. Который и должен научить вас предвидеть опасности и помочь в трудных жизненных ситуациях.
Дорогие ребята!
Надо всегда быть готовым к опасности и уметь предвидеть ее.
Никогда не поддавайтесь панике.
В любой ситуации сохраняйте присутствие духа.
Помните, что безвыходных ситуации не бывает.
Лучше избежать опасности, чем встретиться с ней лицом к лицу.
Встретившись с опасностью, надо бороться с ней и не сдаваться.
Помните, что в борьбе с опасностью полезны не только сила и присутствие духа, но и знания – любое знание может оказаться полезным в этой борьбе.
Всегда будьте готовы помочь человеку, которому грозит опасность.
Жизнь, как бы сложна она ни была, Но замечательная.
Берегите себя и свою ЖИЗНЬ.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)