XIII. Требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании пожарной техники
89. Пожарная техника предназначена для использования личным составом пожарной охраны при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
90. Пожарная техника поставляется в подразделения пожарной охраны с сертификатом соответствия, сертификатом пожарной безопасности и подлежит учету с момента поступления в подразделения пожарной охраны. Она маркируется с указанием инвентарного номера, который не меняется в процессе эксплуатации на весь период ее нахождения в подразделении пожарной охраны.
91. Пожарная техника, не имеющая инвентарного номера и даты испытания, считается неисправной и снимается с расчета.
92. Ответственными за безопасность проведения работ при эксплуатации, техническом обслуживании и испытании пожарной техники являются начальники подразделений пожарной охраны, обеспечивающих проведение технического обслуживания и испытаний согласно требованиям технической документации завода-изготовителя.
93. К управлению и эксплуатации мобильных средств пожаротушения не допускаются лица, не прошедшие специальную подготовку.
94. Техническое состояние пожарной техники должно отвечать требованиям технической документации завода-изготовителя. В процессе эксплуатации запрещается вносить изменения в конструкцию пожарной техники.
При поступлении в подразделения новых, наукоемких образцов пожарно-технической продукции проводится ознакомление и инструктаж личного состава под роспись в журнале инструктажей с последующей проверкой знаний правил охраны труда при обращении с ними.
95. Осмотр и проверка работоспособности пожарной техники проводятся закрепленным за ней личным составом пожарной охраны при заступлении на дежурство.
К работе на пожарных автомобилях с электроэнергетическими агрегатами допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу по электробезопасности не ниже III.
96. При заступлении на дежурство проверяется целостность и надежность крепления подножек, поручней, рукояток, исправность замков, дверей и отсеков, техническое состояние пожарного автомобиля, заправка горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами.
97. Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным в отсеках и на платформах пожарного автомобиля, выполняется безопасным. Крыши и платформы пожарных автомобилей имеют настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.
98. Двери кабины пожарного автомобиля, а также дверцы отсеков кузова пожарного автомобиля снабжаются автоматически запирающимися замками, удерживающимися в закрытом положении и фиксирующимися в открытом положении.
99. Дверцы отсеков кузова пожарного автомобиля оборудуются устройством, подающим сигнал об их открытии на щит приборов кабины водителя.
Дверцы отсеков кузова пожарного автомобиля, открывающиеся вверх, фиксируются на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность при эксплуатации.
100. С наступлением отрицательных температур напорные патрубки и сливные краны пожарного насоса держатся открытыми и подлежат закрытию только при работе пожарного насоса на пожаре и проверке его на «сухой» вакуум.
101. При техническом обслуживании пожарного автомобиля на пожаре (учении) водитель выполняет следующее:
1) устанавливает пожарный автомобиль на расстояние, безопасное от воздействия огня (теплового излучения) и не ближе 1,5 — 2,5 м от задней оси до водоисточника;
2) выбирает остановочную площадку с наименьшим углом перепада высот между передней и задней осью колес пожарного автомобиля;
3) устанавливает противооткатные упоры для колес пожарного автомобиля;
4) не допускает резких перегибов всасывающих пожарных рукавов; при этом всасывающая сетка полностью погружается в воду и находится ниже уровня воды, но не ниже 200 мм;
5) смазывает подшипники и сальники при работе пожарного насоса (по необходимости);
6) проверяет на подтекание соединения и сальники насоса, выкидные вентили, а также системы охлаждения двигателя (основную и дополнительную), масло из двигателя, коробки переключения передач, коробки отбора мощности, жидкость из узлов и систем гидравлических приводов;
7) следит, чтобы температура воды в системе охлаждения двигателя пожарного автомобиля была на уровне 80 — 95 °C, а также за давлением масла в двигателе. При средних оборотах двигателя пожарного автомобиля давление должно быть не менее 2,0 кг/см 2 ;
8) промывает чистой водой в случае подачи пены все внутренние полости пожарного насоса и проходные каналы пеносмесителя;
9) открывает краны и выпускает воду из рабочей полости насоса по завершении работы, после чего их закрывает.
102. После возвращения с пожара (учения) под контролем и при непосредственном участии начальника (руководителя) караула (дежурной смены) осуществляется приведение техники и личного состава в готовность к выезду.
Проводятся следующие мероприятия:
водители проводят дозаправку автомобилей горюче-смазочными материалами (при заправке за пределами подразделения на пожарном, аварийно-спасательном автомобиле выезжает весь личный состав караула (дежурной смены);
личный состав караула (дежурной смены) проводит замену неисправного пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования, заправку пожарных автомобилей огнетушащими веществами;
водители и личный состав проводят техническое обслуживание пожарной и аварийно-спасательной техники;
начальник (руководитель) караула (дежурной смены) докладывает о готовности караула (дежурной смены) к выполнению задач по предназначению.
103. К работе на диагностических стендах с приспособлениями и приборами допускаются операторы, имеющие соответствующий допуск для работы на них.
104. Пульты управления, аппаратные шкафы, блоки барабанов, роликов и другое электротехническое оборудование поста диагностики подлежат заземлению.
105. Перед техническим обслуживанием, ремонтом или монтажом узлов с электрооборудованием с диагностических стендов снимается (отключается) электрическое напряжение.
106. При подготовке к работе проверяется:
1) крепление узлов и деталей;
2) наличие, исправность и крепление защитных ограждений и заземляющих проводов;
3) исправность подъемных механизмов и других приспособлений;
4) достаточность освещения рабочего места и путей движения пожарного автомобиля.
107. Во время работы диагностических стендов запрещается:
1) работать при снятых защитных кожухах, щитах, ограждениях;
2) открывать пульт управления, доводить частоту оборотов вращения ротора электрической машины выше допустимого значения.
108. При проведении диагностики пожарный автомобиль устанавливается и закрепляется на диагностическом стенде оператором. Закрепление пожарного автомобиля на диагностическом стенде осуществляется фиксирующим устройством и упорами (башмаками), которые подкладываются под оба передних или оба задних колеса. Во время работы двигателя пожарного автомобиля на диагностическом стенде отработанные газы из глушителя принудительно отводятся через вытяжное устройство с использованием накидного шланга или безшланговым методом (вытяжной вентиляцией). Выезд пожарного автомобиля с диагностических стендов осуществляет оператор при опущенном пневмоподъемнике или застопоренных барабанах, при этом датчики приборов отключаются и снимаются с агрегатов, а вытяжное устройство отработанных газов отводится в сторону.
109. Для удаления медно-графитовой пыли один раз в месяц открываются люки, крышки электрических машин и продуваются сжатым воздухом контактные кольца, щетки и щеткодержатели.
В конце смены следует обесточить диагностический стенд рукояткой блок-предохранитель-рубильник, закрыть краны топливных баков, топливомеров, перекрыть вентиль подачи сжатого воздуха.
110. При подключении прибора для замера расхода топлива (расходомера) необходимо соблюдать осторожность, избегая разлива или разбрызгивания топлива. При длительных перерывах в работе топливо из стеклянных расходомеров и резиновых трубопроводов сливается.
111. При стендовом диагностировании запрещается:
1) находиться в осмотровой канаве и стоять на пути движения пожарного автомобиля в момент въезда его на диагностический стенд и съезда с него;
2) находиться посторонним лицам в осмотровой канаве во время диагностирования пожарного автомобиля, стоять на барабанах (роликах) диагностического стенда;
3) касаться вращающихся частей трансмиссий пожарного автомобиля и тормозной установки во время работы диагностического стенда;
4) производить диагностирование пожарного автомобиля при неисправном электрооборудовании диагностического стенда;
5) включать соединительные муфты до полной остановки электротормозного стенда и беговых барабанов;
6) производить контроль диагностических параметров, связанных с вращением барабанов стенда, без находящегося за рулем пожарного автомобиля оператора;
7) работать на диагностическом стенде до полной фиксации пожарного автомобиля;
8) вскрывать задние стенки пультов управления и регулировать устройства и приборы диагностического стенда при включенном рубильнике электроснабжения;
9) производить диагностирование пожарного автомобиля на ходу при неподключенном заборнике отработанных газов и выключенной приточно-вытяжной вентиляции.
112. Помещения диагностики пожарной техники обеспечиваются огнетушителями, индивидуальными средствами защиты, аптечками первой помощи, бачками (фонтанчиками) для питьевой воды.
113. Запрещается проведение испытаний тормозных механизмов на ходу внутри помещения диагностики.
114. Работа двигателя пожарного автомобиля проверяется при включенном ручном тормозе, нейтральном положении рычага коробки переключения передач и, в случае проведения проверки в гараже, подключенной к газоотводу выхлопной системы.
115. Труднодоступные точки на пожарном автомобиле смазываются с использованием наконечников, соединенных с пистолетами гибкими шлангами, или наконечников с шарнирами.
116. При проверке уровня масла в агрегатах для освещения применяются переносные лампы с защитным кожухом напряжением не выше 36 В или электрические фонари. Запрещается пользоваться открытым огнем.
117. При техническом обслуживании и ремонте пожарной техники используются исправные инструмент и приспособления, соответствующие своему назначению.
118. После установки пожарного автомобиля на смотровой канаве на рулевом колесе укрепляют табличку: «Двигатель не запускать — работают люди».
119. При необходимости выполнения работ под автотранспортным средством, находящимся вне смотровой канавы, подъемника, эстакады, личный состав обеспечивается лежаками.
120. При техническом обслуживании и ремонте пожарной техники запрещается:
1) наращивать гаечные ключи другими ключами или трубками, использовать прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек, ударять по ключу при отвертывании или завертывании;
2) применять рычаги или надставки для увеличения плеча гаечных ключей;
3) выбивать диски кувалдой, производить демонтаж автомобильных шин с диска колеса путем наезда на него автомобилем;
4) пользоваться электроинструментом с неисправной изоляцией токоведущих частей или при отсутствии у них заземляющего устройства;
5) выполнять техническое обслуживание пожарного автомобиля при работающем двигателе, за исключением случаев проверки регулировки двигателя и тормозов;
6) обслуживать трансмиссию при работающем двигателе пожарного автомобиля;
7) выполнять какие-либо работы на пожарном автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях) без установки козелков (упоров);
8) подкладывать вместо козелков (упоров) диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;
9) работать на станках и оборудовании без их заземления.
121. Крепежные операции выполняются с использованием преимущественно накидных или торцевых ключей. В труднодоступных местах при ограниченном угле поворота используются ключи с трещотками (храповым механизмом).
Запрещается вращать ключи вкруговую во избежание их возможных срывов и травм рук работника.
122. Шиномонтажные работы производятся съемником в предназначенном для этого месте. Накачивание смонтированной шины производится с применением устройств, предотвращающих вылет замочного кольца и не допускающих разрывы покрышки.
123. При работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, дополнительно проверяется выключение зажигания, рычаг коробки переключения передач устанавливается в нейтральное положение, освобождается рычаг стояночного тормоза, после чего стояночный тормоз затягивается и вновь включается низшая передача.
124. Техническое обслуживание и ремонт агрегатов проводятся при использовании стендов, соответствующих своему назначению.
125. Корпуса электродвигателей, станков и оборудования, а также пульты управления заземляются.
126. Пожарный автомобиль оснащается аптечкой, укомплектованной в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.
Эксплуатация пожарных автомобилей
В отличие от автомобилей обычного назначения пожарные автомобили эксплуатируются в особых, можно сказать более «жёстких» условиях. Цель технической эксплуатации пожарных автомобилей – максимальная реализация их потенциальных свойств, при движении в оперативном режиме и обеспечении основных действий на пожаре и при проведении аварийно – спасательных работ.
Эксплуатация пожарного автомобиля состоит из двух основных режимов: ожидание и использование по назначению. Режим использования пожарного автомобиля включает:
- выезд и следование к месту вызова;
- развёртывание средств;
- ликвидацию горения и выполнение специальных работ;
- свёртывание средств;
- следование в часть.
При выезде и следовании к месту вызова холодный двигатель пожарного автомобиля эксплуатируется с максимально возможной нагрузкой на форсированных режимах, что, несомненно, увеличивает его износ, снижая при этом его долговечность.
При ликвидации горения двигатель автомобиля работает в стационарном нагрузочном режиме – приведение в действие пожарного насоса. В зависимости от потребляемой стационарной мощности тепловое состояние агрегатов может быть нормальное или повышенное.
Особенностями эксплуатации пожарных автомобилей являются также частые пуски механизмов с целью проверки их работоспособности, прогрев механизмов в движении, отсутствие установившихся режимов работы двигателя при подаче воды насосом.
Таким образом, в агрегатах пожарных автомобилей более интенсивно по сравнению с обычными транспортными автомобилями проходят процессы, предопределяющие снижение их работоспособности. В результате техническое состояние пожарного автомобиля неизбежно ухудшается, снижается его надёжность.
Для поддержания парка пожарных автомобилей в исправном состоянии осуществляется комплекс технических и организационных мероприятий, который можно разделить на две группы: техническое обслуживание и ремонт.
Требования к исправному пожарному автомобилю
Находящийся в расчёте пожарный автомобиль должен быть в исправном состоянии. Исправное техническое состояние пожарного автомобиля должно обеспечить его безопасность при движении в оперативном режиме и безотказность при работе на пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.
Технически исправный пожарный автомобиль должен отвечать следующим основным требованиям:
- быть чистым, исправным, отрегулированным, смазанным и заправленным положенными эксплуатационными материалами;
- двигатель должен легко запускаться стартером, и устойчиво работать при различной частоте вращения коленчатого вала;
- свободный ход педалей, рычагов управления и рулевого колеса должен быть в пределах нормы;
- сцепление не должно «вести» или «пробуксовывать»;
- тормоза должны обеспечивать одновременное плавное торможение колёс и остановку пожарного автомобиля на установленном для данной модели тормозном пути; торможение пожарного автомобиля с гидравлическим приводом тормозов обеспечивается при одном нажатии на педаль;
- углы развала и схождения колёс должны соответствовать установленным нормам;
- сигнал-сирена, электрозвуковой сигнал, стоп-сигнал, указатели поворотов, фары, подфарники, прожектора, плафоны, стеклоочистители и все контрольные приборы на щитке приборов и в насосном отделении должны быть исправными;
- крепление агрегатов пожарного автомобиля и пожарно-технического вооружения должно быть надёжным;
- система управления пожарным насосом должна быть исправной;
- пожарный насос должен исправно (без посторонних шумов) работать на всех режимах, быть герметичным и иметь подачу в пределах нормы;
- при включении основной и дополнительной трансмиссий (коробки передач, раздаточной, отбора мощности) и переднего ведущего моста не должно быть стука, скрежета и других нехарактерных шумов;
- давление воздуха в шинах должно соответствовать норме;
- пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование пожарного автомобиля должно соответствовать табелю положенности, быть исправным и располагаться на своих местах;
- не должны иметь место подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя и других жидкостей.
Неисправным считается пожарный автомобиль, имеющий следующие основные дефекты:
- Неисправности кузова:
- наличие вмятин и повреждение окраски;
- перекос дверей кабин или отсеков кузова, затрудняющий их открывание и закрывание;
- неисправность замков, запоров и фиксаторов дверей кабин и отсеков кузова, а также неисправность фиксаторов откидной кабины;
- отсутствие стёкол или наличие на них глубоких царапин (трещин), затрудняющих и обзорность, а также отсутствие противосолнечных козырьков;
- неисправность стеклоподъёмников;
- отсутствие или повреждение зеркал заднего вида;
- неисправность или отсутствие очистителей и омывателей ветрового стекла;
- неисправность креплений элементов специальной надстройки;
- нарушение целостности цистерны и бака для пенообразователя.
- Неисправности моторной установки:
- содержание вредных примесей или уровень дымности в отработавших газах превышает установленные нормы;
- подтекание топлива из системы питания;
- неисправность или отсутствие глушителя;
- отсутствие приспособления для подавления помех радиоприёму;
- наличие стуков в подшипниках коленчатого вала, резких стуков поршней в цилиндрах и деталей газораспределительного механизма (при прогретом двигателе);
- давление масла в системе смазки полностью прогретого двигателя, работающего на минимальной частоте вращения холостого хода, меньше величины, указанной в эксплуатационной документации на конкретную марку двигателя;
- пуск двигателя при положительной температуре воздуха затруднён;
- двигатель перегревается, неустойчиво работает на установившихся режимах (в том числе на холостом ходу) или работает с перебоями на переходных режимах;
- подтекает охлаждающая жидкость через сальники водяного насоса, радиатор и другие соединения трубопроводов системы охлаждения.
- Неисправности основной и дополнительной трансмиссий:
- пробуксовывает или неполностью выключается сцепление;
- при плавном включении сцепления происходят резкие рывки автомобиля или появляются нехарактерные стуки;
- величина свободного хода педали сцепления не соответствует данным инструкции завода-изготовителя;
- прослушиваются стуки в коробке передач при движении автомобиля на любой передаче или при нейтральном положении рычага переключения передач;
- прослушиваются стуки в дополнительной трансмиссии при включённой коробке отбора мощности или затруднено включение КОМ;
- не включается или самопроизвольно выключается передача;
- подтекает масло через сальники или плоскости разъёма коробки передач или коробки отбора мощности;
- имеются повреждения (или биение) карданных валов, повреждены или изношены их промежуточные опоры;
- отмечается повышенный шум в заднем мосту при движении автомобиля;
- подтекает масло через сальники и другие уплотнения картера заднего моста;
- имеет место чрезмерный нагрев картера главной передачи.
- Неисправности ходовой части:
- на лонжеронах, поперечинах или кронштейнах рамы имеются трещины;
- отсутствуют или ослаблены заклёпки в соединениях деталей рамы;
- имеются погнутости и трещины на балке переднего моста;
- углы установки колёс не соответствуют требованиям инструкции завода-изготовителя;
- повышенный люфт передних колёс;
- затруднено вращение колёс из-за неправильной регулировки подшипников;
- сломаны листы рессор или любые другие детали подвески;
- сломаны или имеют сорванную резьбу центровые болты рессор;
- неисправны амортизаторы;
- отсутствуют или повреждены предусмотренные конструкцией автомобиля стабилизаторы поперечной устойчивости;
- шины грузового автомобиля имеют сквозные повреждения, разрыв корда или остаточную глубину рисунка протектора менее 1 мм;
- шины не соответствуют модели транспортного средства по размеру и допускаемой нагрузке;
- на автомобиле установлены шины разных видов или с различными типами рисунков протектора.
- колёсные диски ненадёжно закреплены на ступице или имеют повреждения реборд или посадочных отверстий;
- давление воздуха в шинах не соответствует установленной норме;
- Неисправности систем управления:
- величина люфта рулевого управления превышает норму, установленную заводом-изготовителем;
- затруднено вращение или имеется выраженная неравномерность усилия поворота рулевого колеса;
- не закреплены, не зашплинтованы, отсоединились, либо повреждены детали рулевого управления;
- неисправен гидроусилитель рулевого управления (включая радиатор рабочей жидкости ГУР, если он установлен);
- рабочий тормоз не обеспечивает равномерного затормаживания всех колёс;
- при однократном нажатии на педаль рабочего тормоза не обеспечивается установленная эффективность торможения;
- подтекает жидкость в гидравлической системе тормозов;
- при неработающем двигателе падение давления воздуха в пневматическом и пневмогидравлическом приводе тормозов после полного приведения их в действие превышает 0,05 МПа за 15 минут;
- не работает манометр пневматической тормозной системы;
- рычаг (рукоятка) стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством;
- стояночный тормоз не удерживает пожарный автомобиль на уклонах, соответствующих нормативной величине для конкретного типа автомобиля.
- Неисправности электрооборудования:
- электропроводка имеет повреждённую изоляцию;
- аккумуляторная батарея имеет течь, ослабленную посадку штырей, ненадёжное крепление;
- неисправны контрольные приборы;
- фары не отрегулированы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
- не горят фары, основные и дополнительные габаритные огни;
- не горит стоп-сигнал;
- не работает в установленном режиме указатель поворота;
- отсутствует предусмотренные конструкцией транспортного средства световозвращатели;
- не горит фонарь заднего номерного знака;
- не горят проблесковые маяки (или не вращаются их отражатели).
- Неисправности специальных агрегатов:
- неисправна вакуумная система пожарного насоса (за нормативное время не создаётся требуемый вакуум в пожарном насосе);
- не герметичен пожарный насос;
- отсутствуют смазки в пожарном насосе;
- пожарный насос ненадёжно закреплён на раме автомобиля;
- неисправны контрольно-измерительные приборы в насосном отсеке пожарного автомобиля;
- имеются подтекания масла или воды при работе пожарного насоса;
- отмечаются стуки и вибрация при работе пожарного насоса;
- неисправны пеносмеситель или дозатор пожарного насоса;
- отмечается сильный нагрев корпуса при работе пожарного насоса высокого давления (или ступени высокого давления для комбинированных насосов).
Техническое обслуживание пожарных автомобилей
Техническое обслуживание – это комплекс мероприятий, направленных на качественную и безотказную эксплуатацию пожарных автомобилей; оно проводится с целью обеспечения постоянной готовности пожарных автомобилей к ведению основных действий, безопасности их движения, надлежащего внешнего вида, увеличение межремонтных пробегов, предупреждения возникновения неисправностей и своевременного их устранения, уменьшения отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду, сокращения расхода топлива, смазочных и других эксплутационных материалов. Техническое обслуживание предусматривает уборку и мойку, заправку топливом, проверку технического состояния приборов, узлов и агрегатов, пожарного оборудования и устройств, доливку и смену эксплутационных жидкостей, промывочно-очистительные, крепежные, контрольно-регулировочные и электротехнические работы.
Руководители подразделений пожарной охраны (начальники пожарных частей) несут ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание пожарных автомобилей, пожарного оборудования и устройств. Они обязаны обеспечивать проведение технического обслуживания в установленные сроки, представляя для этого личному составу необходимые средства и время.
Техническое обслуживание организуется по планово-предупредительной системе, основанной на обязательном выполнении работ по уходу за пожарными автомобилями, пожарным оборудованием как в процессе их использования, так и в процессе кратковременного или длительного хранения.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
- ежедневное техническое обслуживание при смене дежурств (ЕТО);
- техническое обслуживание на пожаре или учении;
- техническое обслуживание по возвращении в часть с пожара или учения;
- техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру;
- техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
- техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание (СО).
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится в подразделении при смене дежурств заступающим на дежурство водителем и личным составом расчета под руководством начальника пожарного расчёта, с целью проверки готовности выезда автомобиля на пожар или аварию. Основным назначением его является осуществление контроля, направленного на обеспечение безопасности движения пожарного автомобиля, поддержание его внешнего вида; оценки общего технического состояния специальных агрегатов, пожарно-технического вооружения и аварийно – спасательного оборудования, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.
Перед сменой дежурств сменяющийся водитель и личный состав расчета должны подготовить пожарный автомобиль к сдаче (подготовка осуществляется по всем пожарным автомобилям, включая резервные). Автомобили должны быть чистыми, полностью заправлен эксплутационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными исправным оборудованием согласно табельной положенности. Кроме того, сменяющийся водитель обязан проконтролировать внесение в эксплутационную карту всех записей о работе пожарного автомобиля во время его дежурства.
Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии сменяющегося водителя должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплутационной карте. При этом время работы двигателя автомобиля не должно превышать:
3 минуты – для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем;
5 минут – для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой;
7 минут – для специальных пожарных автомобилей;
10 минут – для пожарных автолестниц и автоподъемников.
В соответствии с типовой технологией технического обслуживания пожарных автомобилей для основных пожарных автомобилей общего применения в перечень работ ЕТО включаются следующие операции:
- внешний осмотр автомобиля для проверки его комплектности и выявления наружных повреждений;
- проверка состояния дверей кабины, салона расчёта и кузова (петель, фиксаторов, замков, запорных механизмов откидных кабин), стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, рамы, рессор, шин и креплений колес (визуально);
- проверка правильности опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов пожарного насоса;
- проверка (визуально) креплений цистерны, пенобака и специального кузова (ложементов, стремянок, стяжных болтов и т.п.);
Рис. 7.1. Схема измерения прогиба под нагрузкой 40 Н (4 кгс) приводных ремней двигателей ЗИЛ-645 (слева), ЗИЛ-508 (в центре), КамАЗ-740 (справа).
- проверка отсутствия течей воды и пенообразователя из ёмкостей и трубопроводов;
- проверка действия кранов, вентилей, задвижек пожарного насоса, пеносмесителя и вакуумного затвора – маховички и ручки не должны иметь повреждений и должны быть надежно закреплены на штоках, вращение маховичков и передвижение ручек должны быть плавным, без заеданий;
- проверка отсутствия в пожарном насосе воды (водных растворов) и посторонних предметов;
- проверка состояния и натяжения приводных ремней (см. рис. 7.1);
- проверка исправности привода жалюзи и (в зимнее время) состояния утеплительного чехла;
- проверка отсутствия течей эксплуатационных жидкостей;
- проверка уровня масла в картере двигателя (для автомобилей с дизельным двигателем дополнительно уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения), уровня воды или низкозамерзающай жидкости в системе охлаждения двигателя, уровней рабочих жидкостей в гидроприводе тормозов, механизме выключения сцепления, бачке гидроусилителя, уровня топлива в топливном баке;
- проверка работоспособности механизма выключения сцепления (см. рис. 7.2). Значения свободного хода педали сцепления должны соответствовать требованиям руководства по эксплуатации шасси, например, для ЗИЛ-431410 – 35…50 мм, для ЗИЛ-433360 и ЗИЛ-433100 – 30…42 мм, для автомобилей КамАЗ – 6…15 мм;
- проверка работы двигателя на режимах пуска и на холостого хода, а также исправности контрольно-измерительных приборов на приборной панели в кабине водителя и на щитке водителя в насосном отсеке (где они есть);
- проверка исправности гидроусилителя рулевого управления (включая радиатор охлаждения рабочей жидкости ГУР, если он установлен), оценка состояния рулевых тяг, шплинтовки их пальцев, ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес, проверка величины люфта рулевого колеса. Суммарный угловой люфт (свободный ход) рулевого колеса при работе двигателя на режиме холостого хода не должен превышать 25° для автомобилей ЗИЛ и 15° для автомобилей КамАЗ;
- проверка исправности приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, работоспособности стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла, системы отопления, вентиляции и обогрева стекол (в холодное время года);
- проверка радиостанции в объёме ТО-1 (см. главу 6.3);
- проверка исправности привода остановочных тормозов (величины свободного хода педали тормоза и выходов штоков тормозных камер (см. рис. 7.3) должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем шасси. Например, для автомобилей ЗИЛ-433100 ход штоков передних камер должен составлять 20…30 мм, задних камер – 25-35 мм. Расстояние от полностью нажатой педали тормоза до пола кабины должно быть не менее 10 мм;
- проверка исправности стояночной тормозной системы;
- проверка чёткости включения и надёжности фиксации рычага переключения передач КПП;
- проверка срабатывания приводов включения раздаточной коробки и отключаемого переднего моста (где они есть);
- проверка плавности включения КОМ дополнительной трансмиссии;
- проверка приводов управления моторно-трансмиссионной установкой из насосного отсека;
- проверка уровня и качества масла в корпусе (масляной ванне) пожарного насоса, наличия смазки в пресс-масленке, уровня масла в масляном бачке шиберного вакуумного насоса;
- проверка крепления насоса к раме автомобиля;
- проверка системы запуска двигателя из насосного отсека;
- проверка исправности контрольно-измерительных приборов в насосном отсеке пожарного автомобиля (манометров, мановакууметра, тахометра, а также дублирующих контрольно-измерительных приборов (КИП) двигателя, если они есть);
- проверка работоспособности вакуумной системы по величине создаваемого разряжения (при нормально работающей вакуумной системе разряжение 0,073-0,076 МПа должно быть достигнуто не более чем за 20 секунд)
- проверка герметичности насоса по величине падения разряжения: герметичность насоса считается удовлетворительной, если падение разряжения не превышает величины 0,013 МПа за 2,5 мин (0,05 кг/см 2 за 1 мин)[1];
- проверка (после остановки двигателя) работоспособности фильтра центробежной очистки масла: исправный ротор фильтра вращается 2-3 минуты после остановки полностью прогретого двигателя;
- проверка работоспособности сигнальных ламп открытия дверей и плафонов освещения отсеков кузова;
- проверка комплектности, состояния, укладки и крепления пожарного вооружения;
- уборочно-моечные работы пожарного автомобиля: уборка кабины, отсеков кузова, ПТВ; очистка зеркал заднего вида, внешних световых приборов, специальных светосигнальных устройств, номерных знаков;
- дополнительные смазочные и заправочные работы: доливка воды в бачок омывателя ветрового стекла, проверка уровней воды в цистерне и пенообразователя в пенобаке (цистерна и пенобак должны быть полностью заправлены, а контрольные лампочки уровня должны подтверждать полноту заправки).
Пожарно-техническое вооружение (ПТВ) и аварийно-спасательное оборудование (АСО) пожарных автомобилей обслуживает личный состав пожарного расчета. Ответственность за содержание ПТВ и АСО пожарных автомобилей в исправности и чистоте возлагается на начальников пожарных расчётов, за которыми закреплены автомобили. При проведении в ходе ЕТО проверки надежности закрепления ПТВ и АСО на автомобиле начальник пожарного расчёта должен иметь в виду, что согласно п. 23.2 Правил дорожного движения ответственность за крепление и состояние груза несёт водитель. Поэтому начальник пожарного расчёта не должен допускать не предусмотренных соответсвующей нормативно-технической документацией изменений схем и конструкций крепления ПТВ и АСО на автомобиле. Водитель, в свою очередь, обязан контролировать правильность раскладки ПТВ и работоспособность крепёжных, стопорных и фиксирующих устройств.
При обнаружении неисправности агрегата или системы пожарного автомобиля, устранение которой не требует больших трудозатрат её устраняют, как правило, силами сдающего и принимающего водительского состава. В случае выявления неисправности, требующей проведения сложных восстановительных работ с использованием специализированного оборудования, пожарный автомобиль выводится из расчета и заменяется резервным. Решение о замене пожарного автомобиля на резервный принимается руководителем подразделения.
Работы по устранению неисправностей, выполненные в ходе ЕТО, указываются водителем в Журнале учета технического обслуживания.
Типовая технология ежедневного технического обслуживания предполагает, что помимо качественных оценок состояния агрегатов (“работает – не работает”) производится и количественная оценка ряда показателей пожарного автомобиля (см. таблицу 7.1). Для измерения параметров используются, в основном, штатные контрольно-измерительные приборы, но для проверки линейных, угловых и временных величин водителям необходимы дополнительные инструменты: линейка (или штангенциркуль), угломер типа К-402, К-187 или аналогичный и секундомер.
Перечень технических показателей пожарной автоцистерны,подлежащих при проведении ЕТО количественной (числовой) оценке.
В итоге ежедневного технического обслуживания водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство. Ответственность за своевременное и качественное проведение ежедневного технического обслуживания пожарных автомобилей несет начальник дежурной смены.
Один раз в 10 дней одновременно с ЕТО пожарного автомобиля осуществляется проверка уровня и плотности электролита, а также давления в шинах и затяжки гаек крепления колес, о чем делается соответствующая запись в журнале учета технического обслуживания.
Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше предохранительного щитка над сепараторами, и он доводится до нормы доливкой дистиллированной воды. Доливку электролита можно производить только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет его утечки или выплёскивания. При этом плотность доливаемого электролита должна быть, такой же, как и у электролита в аккумуляторной батарее. Плотность электролита заряженной аккумуляторной батареи должна соответствовать климатическому району эксплуатациии и календарному периоду.
Нормативное давление в шинах должно указываться несмываемой краской на крыльях или бортах пожарного автомобиля. При проверке давления шины должны быть холодными, а давление должно соответствовать требованиям завода-изготовителя шасси. Так, например, для пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ- 433360 и ЗИЛ-431410, шины колес камерные с радиальным кордом имеют размер 260-508Р: давление воздуха для передних колес – 0,4 МПа (4 кгс/см 2 ), для задних 0,63 МПа (6,3 кгс/см 2 ); для пожарных автомобилей на шасси КамАЗ-53213 шины 260-508Р: давление воздуха для передних колес 0,73 МПа, для задней тележки 0,53 МПа.
Гайки крепления колёс на ступице должны быть затянуты до отказа. Момент затяжки резьбовых соединений гаек крепления колёс пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ – 40…50 кгс . м.
Техническое обслуживание на пожаре (учении) служит для обеспечения безотказной работы пожарного автомобиля при выполнении основных действий на пожаре и при проведении аварийно-спасательных работ. Оно выполняется водителем пожарного автомобиля. В соответствии с приложением №10 к Наставлению по технической службе ГПС МВД России примерный перечень операций ТО на пожаре (учении) для основных пожарных автомобилей общего применения включает:
- проверку надежности установки в безопасное от воздействия огня место;
- проверку положения всасывающих рукавов и всасывающей сетки при подаче воды из водоема: всасывающие рукава не должны иметь резких перегибов, а всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду с заглублением не менее 200 мм;
- смазку уплотнений насоса, если он имеет сальниковое уплотнение вала: при работе насоса через каждый час смазывать сальники поворотом на 2-3 оборота крышки колпачковой масленки;
- периодическую проверку утечек воды через соединения и сальники насоса, вентили, из основной и дополнительной систем охлаждения двигателя, а также утечек масла из двигателя, коробки передач и коробки отбора мощности;
- постоянный контроль за температурой воды в системе охлаждения двигателя: температура охлаждающей жидкости должна быть 80 – 95 °С; в летний период при необходимости можно открывать капот двигателя, жалюзи радиатора, а также снижать температуру охлаждающей жидкости, регулируя подачу воды от пожарного насоса к теплообменному аппарату вентилями дополнительной системы охлаждения двигателя пожарного автомобиля;
- постоянный контроль величины давления масла в системе смазки двигателя, которое в прогретом двигателе должно быть в пределах 0,2…0,4 МПа (2…4 кгс/см 2 ). На многих типах пожарных автомобилей приборная панель щитка приборов оборудована сигнализаторами с красными светофильтрами, один из которых загорается при понижении давления в системе смазки до 0,03…0,06 МПа (0,3…0,6 кгс/см 2 ), а другой при повышении температуры охлаждающей жидкости двигателя свыше 100°С;
- постоянный контроль за показаниями контрольно-измерительных приборов (манометр, мановакууметр, тахометр) при работе пожарного насоса: для пожарного насоса ПН-40УВ (НПЦ-40/100) значения напора не должны превышать 100 метров (0,1 МПа или 10 кгс/см 2 ), а обороты вращения его вала – 2700 мин –1 ;
- промывку пеносмесителя и всех внутренних полостей пожарного насоса чистой водой по окончании подачи воздушно-механической пены от насоса пожарного автомобиля;
- заполнение (дозаправка) цистерны водой по окончанию работ на пожаре (учении);
- полный слив воды из внутренней полости пожарного насоса и его водопенных коммуникаций, причём летом сливной краник и напорные патрубки насоса можно после слива закрыть, а с наступлением холодов их следует держать открытыми, закрывая только при работе насоса и проверке его на герметичность;
- проверку на ходу автомобиля (при подъезде к пожарной части) работы сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, ручного и ножного тормозов: не допускается самовыключение передач, а также стук и скрежет в коробке передач и раздаточной коробке; передний ведущий мост должен легко включаться и выключаться без выключения сцепления при малых оборотах двигателя; ножной тормоз должен одновременно действовать на все колеса, полное торможение происходит при одноразовом нажатии на педаль тормоза; ручной тормоз должен обеспечивать надежное торможение пожарного автомобиля на уклонах (для одиночных автомобилей на шасси ЗИЛ не менее 16 %).
Дефекты, выявленные в процессе работы автомобиля, устранение которых возможно силами водителя и без перерыва подачи воды или пены, устраняются на месте, остальные дефекты устраняются по приезде в пожарную часть, перед постановкой пожарного автомобиля в расчет.
Кроме того, водитель и начальник пожарного расчета при работе на пожаре обязаны:
- следить за правильной прокладкой пожарных напорных рукавов, исключающей попадание их в кислоты, масла и другие вещества, вызывающие порчу, отсутствие заломов; при прокладке по проезжей части защитить рукавными мостиками в целях исключения наезда автотранспорта; в зимнее время рукавные головки утеплить снегом, а замерзшие рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами;
- при использовании всасывающей сетки или гидроэлеватора исключить засорение (заиливание) решетки, повреждение веревки обратного клапана;
- при работе с пожарной колонкой следить за состоянием сальников, при необходимости подтянуть уплотнение;
- при работе с разветвлением в зимнее время утеплить его снегом, при возможности установить в помещении;
- при использовании рукавных задержек следить за тем, чтобы острые предметы, части конструкций не повредили петли, охватывающие рукав;
- при подъеме и спуске по трехколенной выдвижной лестнице следить за полной фиксацией кулачков валика-останова о ступень колена лестницы;
- при работе со спасательной веревкой не допускать воздействия на нее едких веществ, открытого пламени, соприкосновения с острыми углами строительных конструкций.
Техническое обслуживание по возвращению с пожара (учения) в часть предназначено для восстановления работоспособности пожарного автомобиля после проведенных работ, подготовки его для выполнения последующих оперативных заданий. С точки зрения авторов, это техническое обслуживание является важнейшим, т.к. позволяет объективно оценить “поведение” автомбиля в процессе его реального применения, а также состояние узлов и агрегатов, прогретых до рабочих температур.
Техническое обслуживание проводят водитель и личный состав расчета пожарного автомобиля под руководством начальника пожарного расчета. Ответственность за своевременное и качественное проведение технического обслуживания по возвращению с пожара (учения) несет начальник дежурной смены. В соответствии с приложением №10 к Наставлению по технической службе ГПС МВД России примерный перечень операций ТО по возвращению с пожара (учения) для основных пожарных автомобилей общего применения включает:
- проверку на ощупь нагрев ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов и промежуточной опоры карданного вала – нагрев считается нормальным, если не вызывает ощущения ожога ладони, а тормозные барабаны при правильно отрегулированных тормозных механизмах не должны нагреваться;
- проверку, нет ли подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя, охлаждающей и амортизационной жидкостей;
- проверку надежности затяжки гаек крепления колес, а также состояние шин по их осадке; удаление посторонних предметов, застрявших в протекторе и между спаренными колесами;
- проверку состояния рессор и крепления амортизаторов;
- проверку люфта рулевого управления, состояния крепления и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояния шкворней и стопорных шайб-гаек.
- проверку состояния и герметичности трубопроводов и приборов тормозной системы, слив конденсата из воздушных баллонов пневматической системы тормозов (для гидравлической системы тормозов – проверку уровня тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра);
- протирку двигателя, насоса и приборов, расположенных на них, стекол кабины, фар, подфарников, стоп-сигнала, регистрационных и других знаков;
- проверку уровня масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе; при необходимости дозаправку этих емкостей.
- заправку (при необходимости) автомобиля топливом и огнетушащими веществами;
- заправку смазкой масленки насоса и при необходимости доливку масла в корпус насоса;
- проверку состояния, исправности и чистоты всего пожарного и аварийно-спасательного оборудования, бывшего в употреблении;
- проведение уборо-моечных работ пожарного автомобиля с последующей протиркой насухо поликов отсеков, пола кабины и салона под резиновыми ковриками, шторных дверей и их направляющих;
- укомплектование автомобиля сухими напорными рукавами взамен использованных на пожаре (аварии) или учении;
- устранение всех дефектов автомобиля, ПТВ и АСО, выявленных во время работы на пожаре (аварии) или учении, а также в пути следования и в ходе проведения технического обслуживания автомобиля.
Техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру (после обкатки базового шасси пожарного автомобиля) проводят для новых пожарных автомобилей с целью обеспечения исправной работы агрегатов и систем автомобиля в начальный период эксплуатации, а также для завершения процесса приработки деталей. Техническое обслуживание новых (гарантийных) автомобилей целесообразно проводить на СТО, имеющей договор с предприятием-изготовителем шасси. Допускается проведение ТО-1000 закрепленными за автомобилем водителями в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя на посту ТО пожарной части в объеме требований Инструкции по эксплуатации базового шасси пожарного автомобиля[1]. Ответственность за своевременность и качество проведения данного вида обслуживания несет непосредственно начальник пожарной части.
При техническом обслуживании производят замену масел и смазок, проверяют крепление (подтяжку) агрегатов, узлов и механизмов базового шасси пожарного автомобиля, правильность установки зажигания и другие работы.
Техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру для пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-433100 включает следующие операции.
- Проверить крепление (при необходимости подтянуть):
- передних и задних опор двигателя;
- головок цилиндров двигателя;
- деталей привода управления подачей топлива и привода останова двигателя;
- топливного бака к кронштейнам и кронштейнов к раме;
- глушителя, выпускных газопроводов и труб глушителя;
- подвески радиатора;
- картера сцепления;
- пневмогидравлического усилителя сцепления;
- коробки передач к картеру сцепления;
- картера демультипликатора к картеру коробки передач;
- картера главной передачи;
- корпуса тягово-сцепного или седельно-сцепного устройства к раме;
- оси собачки тягово-сцепного устройства;
- амортизаторов;
- стремянок передних и задних рессор, стремянок и болтов отьёмных ушков, а также стяжных болтов;
- рулевого механизма к раме, насоса к кронштейну и кронштейна к блоку двигателя, рулевой сошки, рулевой колонки, болта клеммного соединения продольной тяги, контргайки регулировочного винта вала сошки, клиньев карданного вала рулевого управления;
- компрессора и его кронштейна;
- тормозного крана и других пневматических аппаратов;
- осей колодок, тормозных камер и кронштейнов разжимных кулаков, воздушных баллонов, шплинтовку пальцев штоков тормозных камер;
- кабины.
- Проверить и при необходимости отрегулировать:
При проведении ТО-1000 на СТО неисправности узлов и агрегатов шасси, возникшие в период гаранитйного срока, устраняются тоже на СТО, а при проведении этого ТО в пожарной части вопросы гарантийного ремонта решаются на основании Акта рекламации уже не с заводом-изготовителем шасси, а с организацией-поставщиком пожарного автомобиля. Это, как правило, требует несоизмеримо бóльших затрат времени.
- после проверки крепления головок блока цилиндров зазоры между стержнями клапанов и коромыслами (для впускного и выпускного клапанов на холодном двигателе зазоры равны 0,40…0,45 мм);
- натяжение приводных ремней;
- ход штоков тормозных камер (для передних тормозных камер 20…30 мм, задних 25…35 мм).
- Смазать:
- тягово-сцепное устройство;
- пальцы передних и задних рессор;
- шкворни поворотных кулаков;
- валы разжимных кулаков и червячные пары регулировочных рычагов тормозных механизмов (только у рычагов без автоматической регулировки).
- Проверить:
- действие ручного останова двигателя;
- герметичность привода сцепления, коробки передач, заднего моста.
К операциям ТО-1000 относится и техническое обслуживание насосного агрегата после его обкатки на пожарном автомобиле. Обкатка насосного агрегата осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации пожарного автомобиля и, как правило, для агрегата с пожарным насосом ПН-40 осуществляется в течение 20 часов при оборотах вала насоса в интервале от 1300 мин –1 до 2400 мин –1 (см. главу 2.2). После обкатки проводится техническое обслуживание насосного агрегата в объеме работ первого технического обслуживания (см. раздел 3).
Первое техническое обслуживание (ТО-1) предназначено для снижения интенсивности изнашивания деталей пожарного автомобиля, выявления и предупреждения неисправностей путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.
ТО-1 производится с периодичностью: для основных пожарных автомобилей – через 1500 км общего пробега (но не реже 1-го раза в месяц); для специальных пожарных автомобилей – через 1000 км общего пробега (но не реже 1-го раза в месяц).
Общий пробег пожарного автомобиля складывается из пробега по спидометру шасси и приведенного пробега. Приведенный пробег учитывает стационарную работу двигателя на привод специальных агрегатов из расчета: 1 час работы двигателя соответствует 50 км пробега автомобиля.
Годовой план-график ТО-1 разрабатывается технической службой ТПО; при его составлении обеспечивается равномерность вывода пожарных автомобилей из расчета в районах выезда.
Первое техническое обслуживание организует начальник пожарной части или его заместитель. Проводят его на посту ТО пожарной части закрепленные за автомобилем водители под руководством старшего водителя, а также личный состав расчета пожарного автомобиля в объеме основного перечня работ. Для проведения ТО-1 пожарный автомобиль выводится из расчета на срок до двух дней и заменяется резервным.
Перед ТО-1 начальник пожарной части или его заместитель совместно со старшим водителем, дежурным начальником пожарного расчета и водителем проводят контрольный осмотр технического состояния пожарного автомобиля, ПТВ и АСО. По результатам контрольного осмотра и с учетом замечаний водителей старший водитель составляет план проведения ТО с распределением всего объема работ между привлекаемыми на ТО водителями и личным составом пожарного расчета. Кроме того, старший водитель обязан подготовить необходимые для проведения технического обслуживания эксплутационные материалы, инструмент, приспособления и запасные части.
Первое техническое обслуживание включает работы ежедневного технического обслуживания и, кроме того:
- проверку крепления всех агрегатов пожарного автомобиля, резьбовых соединений (крепление гаек, болтов и их шплинтовку),
- состояние регулируемых деталей и механизмов с восстановлением между ними первоначальных рабочих зазоров;
- смазку узлов и агрегатов пожарного автомобиля в соответствии с картой смазки[1];
- снятие воздушных и топливных фильтров и их промывку;
- действие приборов освещения и сигнализации;
- исправность пожарного насоса, водопенных и других коммуникаций, приборов и их арматуры;
- проверку состояния и испытание вывозимого пожарного оборудования и пожарных устройств.
Примечание: Все проверки затяжки резьбовых соединений, для которых величина моментов не оговорена особо в нормативно-технической документации, выполняются в соответствии с рекомендациями таблицы 7.2.
Моменты затяжки резьбовых соединений.
В приложении 5 приведены для примера карты смазки автоцистерны АЦ-40 модели 63Б и шасси ЗИЛ-431410.
Виды ТО пожарных автомобилей
Пожарные автомобили, как и любые автомобили, проходят перед сдачей в эксплуатацию ряд обязательных процедур. Здесь постановка на учет, обкатка с последующим техническим обслуживанием и ремонтами. Но обслуживание машин этого типа немного отличается, потому что они относятся к категории «спецтехники». Итак, рассмотрим в статье виды ТО пожарных автомобилей, планирование этих мероприятий и порядок проведения.
Эксплуатация пожарных машин
Организация эксплуатации – это перечень процессов, которые производятся с автомобилем. Здесь четкая последовательность проводимых действий:
- после регистрации автомобиля в автоинспекции его ставят на боевое дежурство;
- внутри гаража машину ставят на свой учет;
- здесь же все время контролируют, какие работы автомобиль проводит;
- техническое обслуживание;
- ремонт;
- перевод техника на зимнее или летнее обслуживание;
- диагностика технического состояния.
Техническое обслуживание
К техническому обслуживанию пожарных автомобилей отношение серьезное. Потому что от ТО зависит эффективная работа техники. Но, как и любое оборудование, со временем детали, узлы и агрегаты изнашиваются. Этот процесс закономерный и естественный. Износ деталей приводит к снижению качественного состояния самой машины. А значит, велика вероятность, что в самый неподходящий момент она выйдет из строя. Это скажется на боевом состоянии пожарной части.
Технический осмотр пожарной машины силами дежурного экипажа
Есть пять эксплуатационно-технических показателя, которые определяют техническое состояние оборудования. Это:
- долговечная эксплуатация;
- надежность техники;
- скорость перемещения должна быть максимальной;
- максимальная должна быть и производительность или мощность;
- экономическая сторона дела не должна быть забыта.
Понятно, что со временем эти характеристики снижаются. Но чтобы увеличить их действие во времени, нужно периодически проводить обслуживание, и при необходимости, выявляя недостатки или поломки, проводить ремонт. Поэтому для пожарных автомобилей производители устанавливают периодичность.
Что должно обеспечивать ТО:
- постоянную готовность выполнять боевую задачу;
- в течение установленного производителем срока обеспечивать надежную службу;
- передвигаться с высокой степенью безопасности;
- находить и устранять причины, которые могут создать условия возникновения отказов в работе;
- не превышать установленный паспортом расход горючего, а также других расходных материалов;
- уменьшить негативное воздействие самого пожарного автомобиля на природу.
ТО – это в первую очередь мойка автомобиля, смазка вращающихся и перемещающихся деталей, подтяжка крепежей, диагностика. Во вторую очередь – это заправка топливом и огнетушащим веществом, регулировка деталей и узлов согласно стандартам, ремонтные работы. Эти три операции проводятся только после того, как будет выполнена диагностика. И если она подтверждает, что эти процедуры необходимы.
Техническое обслуживание является системой планово-предупредительной. То есть беспричинно вскрыть автомобиль и начать проведение ТО, никто не позволит. Поэтому на каждый год составляется план проведения этого мероприятия. И его строго по времени придерживаются.
Суть ППС заключается в следующем:
- проводить испытания и обслуживание через установленный производителем пробег, или через определенное время эксплуатации;
- есть два вида (соответственно и периодичность) ТО пожарных автомобилей: ТО-1 и ТО-2, при производстве которых применяется перечень собственных работ;
- оба вида ТО проводят в разных подразделениях.
Итак, из выше сказанного можно сделать заключение, что техническое обслуживание проводится строго по графику, а ремонт по необходимости.
Ремонт пожарных машин делается по необходимости
Как планируется техническое обслуживание
Виды технического обслуживание пожарных автомобилей – это два вида: ТО-1 и ТО-2. График, он же годовой план, для ТО-1 разрабатывает начальник технического отдела пожарной части. Этот документ согласовывается с отделом пожаротушения этой же части. План-график утверждается начальником гарнизона.
Важно! Составляя план-график ТО, начальник техотдела формирует равномерную периодичность вывода каждого пожарного автомобиля из боевого дежурства. При этом он учитывает ТО-2 и другие специфичные условия несения службы пожарной части.
Что касается ТО-2, то план-график его составления производит служба пожаротушения областного или регионального управления, которая все свои наметки согласовывает со службой вышестоящей организации, а также с отделом службы и подготовки. Утверждает этот документ начальник ОГПС или УГПС. То есть составляется он не в пожарной части. А вот выписку из него рассылают всем подразделениям за 15 дней до начала года, то есть 25-26 декабря.
Необходимо отметить, что в некоторых регионах оба вида ТО объединяются в один план-график.
ТО проводится строго по плану согласно инструкции
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
Здесь необходимо учитывать, что на службе пожарных частей есть обычные автомобили и специальные. Так вот периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже 1 раза в месяц или при пробеге 1500 км. Для специальных 1 раз в месяц или при пробеге 1000 км.
Но как учесть пробег, ведь автомобиль работает и на пожаре, когда включается насос. Последний работает от двигателя. Поэтому общий пробег учитывает и время работы насоса. Отсюда формула расчета общего пробега:
So=Sпр + Sн, где Sпр – это пробег, измеряемый по спидометру, Sн – пробег, равный времени работы насоса, измеряемый в часах.
Порядок проведения первого ТО заключается в следующем:
- пожарный автомобиль выводят из боевого дежурства максимум два дня;
- проводят обслуживание на посту, к которому машина закреплена;
- само техническое обслуживание производит экипаж в свободное и рабочее время, руководитель – старший водитель;
- за основу ТО берется инструкция обслуживания пожарных машин.
Второе техническое обслуживание
Периодичность ТО-2 основных пожарных автомобилей – пробег 7000 км или один раз в год. Для специальных машин – 5000 км. Для этого автомобиль выводится с боевого дежурства на два или три дня. Проводят его водитель автомобиля и работники технической службы пожарной части.
Постановка пожарного автомобиля на второе техническое обслуживание производится в пожарно-техническом центре на посту (отдельном для каждой машины).
Сезонное обслуживание (СО)
Этот вид техобслуживания надо рассматривать, как одно из ТО. Чаще, как ТО-1. Поэтому во многих случаях СО подгоняют под график первого технического обслуживания. Сезонное ТО пожарного автомобиля проводится два раза в год (осенью и весной). Основная задача – подготовить оборудование к работе в жаркое или холодное время года. В северных регионах СО является самостоятельным видом технического обслуживания пожарных машин.
Замена шин – сезонное техническое обслуживание
Ежедневное техническое обслуживание
Цель ЕТО – убедиться, что пожарная машина готова к боевым действиям. Это мероприятие производит водитель и члены экипажа, заступающие в караул. Руководит процессом командир отделения. Что делается во время ежедневного ТО:
- заводится автомобиль с целью проверки корректной работы двигателя, насоса, прочих механизмов и агрегатов;
- если появляется необходимость, производится заправка топливом, маслом, водой и огнетушащими материалами.
Техобслуживание на пожаре
К порядку проведения ТО на пожаре подходят с тех же позиций, которые озвучены в инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля. Его чаще всего проводит водитель, но иногда подключаются члены экипажа.
Суть проведения ТО этого типа состоит в том, что во время работы всех агрегатов и механизмов машины она подвергается большим нагрузкам. И цель водителя – отследить, чтобы какой-то из узлов не вышел из строя. Поэтому не существует нормативов, которые касаются времени проведения ТО этого типа. Но в сложной боевой обстановке это делать надо все равно, в независимости от того, что происходит на пожаре.
Главное в проведении ТО этого типа – отслеживать работу мотора автомобиля и насосного оборудования. Если одно из них выйдет из строя, то толку от машины не будет.
После окончания тушения пожара полости насоса необходимо промыть. Это касается и коммуникационных трубопроводов, если тушение огня производилось пеной. Обязательно цистерну заполняют водой. После чего автомобиль направляется в пожарную часть. По дороге проверяют работу тормозов, мотора и других вращающихся деталей.
Обслуживание автомобиля во время пожара
Раньше, после прибытия машины в часть, также проводилось ТО. Сегодня это не делают. Но обязательно автомобиль моют, заполняют топливом и огнетушащим веществом, проверяют агрегаты, детали и узлы. Также проводят осмотр пожарных рукавов на предмет их технического состояния. Если оно неудовлетворительное, то шланги меняют на новые.
Было еще одно техобслуживание, которое проводилось после пробега по спидометру в 1000 км. По сути, это было ТО-1. Сегодня оно тоже отменено.
Технологический процесс технического обслуживания пожарных автомобилей
Есть две причины, почему разрабатывается технологический процесс:
- Рационально проведенный процесс исключает временные затраты непроизводственного типа.
- С его помощью рационально используется оборудование и инструменты, а также персонал поста, участвующего в проведении технических работ.
ТО пожарных машин – это комплекс действий, которые проводятся в последовательном определенном порядке. Все действия, они же операции, объединяются в группы по условиям выполнения или по характеру проводимых операций. Поэтому проводимые во время ТО работы делятся вот на эти категории:
- моечные операции, они же уборочные;
- диагностические, они же осмотровые;
- крепежные, в процессе которых подтягиваются крепежные изделия разного назначения;
- регулировочные;
- заправочные: топливо, огнетушащее вещество, техническое масло;
- смазочные, здесь производится смазка вращающихся узлов и деталей;
- шинные: замена шин, подкачка воздуха и прочее.
В видео показано, как надо проводить техническое обслуживание пожарных автомобилей основного назначения:
Заключение по теме
Итак, в статье рассмотрены виды ТО пожарных автомобилей, сроки, место проведения и их периодичность. В заключении нужно сказать, что техническое обслуживание позволяет обеспечить постоянную боевую готовность пожарной техники, максимальную надежность агрегатов и узлов, а также маневренность машины при выполнении поставленных задач.
При этом техобслуживание дает возможность выявить неполадки и неисправности автомобиля и пожарного оборудование, которое является составной частью машины. А также причины, которые могут за собой повлечь эти неполадки. То есть с помощью ТО «убивается сразу два зайца». Поэтому на каждый вид обслуживания есть инструкция, в которой четко расписано, что надо делать, ставя пожарную машину на то или другое ТО.
Виды ТО пожарных автомобилей
Пожарные машины, как и любой другой автомобиль, перед вводом в эксплуатацию проходят ряд обязательных процедур. Здесь регистрация, обкатка с последующим обслуживанием и ремонтом. Но обслуживание машин этого типа несколько иное, потому что они относятся к категории «спецтехника». Итак, в статье мы рассмотрим виды обслуживания пожарных машин, планирование этих мероприятий и порядок их проведения.
Эксплуатация пожарных машин
Организация операций — это перечень процессов, которые выполняются с автомобилем. Вот четкая последовательность действий, которые нужно предпринять:
- после постановки на учет автомобиль в ГИБДД ставится по тревоге;
- внутри гаража автомобиль зарегистрирован;
- здесь всегда проверяют, какую работу выполняет машина;
- поддержание;
- ремонт;
- передача оборудования на зимнее или летнее обслуживание;
- диагностика технического состояния.
Техническое обслуживание
Отношение к обслуживанию пожарных машин серьезное. Потому что эффективная работа оборудования зависит от технического обслуживания. Но, как и любое оборудование, детали, узлы и агрегаты со временем изнашиваются. Этот процесс естественный и естественный. Износ деталей приводит к ухудшению качественного состояния самого станка. Это означает, что велика вероятность того, что в самый неподходящий момент он выйдет из строя. Это повлияет на боевые условия пожарной части.
Технический осмотр пожарной машины дежурным экипажем
Существует пять показателей эффективности, определяющих техническое состояние оборудования. Это:
- длительная эксплуатация;
- надежность техники;
- скорость передвижения должна быть максимальной;
- по максимуму должна быть и производительность, и мощность;
- нельзя забывать об экономической стороне дела.
понятно, что со временем эти характеристики уменьшаются. Но чтобы со временем усилить их действие, необходимо периодически проводить техническое обслуживание и при необходимости выявлять недостатки или неисправности, проводить ремонт. Поэтому производители устанавливают частоту для пожарных машин.
Что должно предоставить ТО:
- постоянная готовность к выполнению боевой задачи;
- обеспечить надежный сервис в сроки, указанные производителем;
- двигаться с высокой степенью безопасности;
- найти и устранить причины, способные создать условия для возникновения сбоев в работе;
- не превышать установленный в паспорте расход топлива и других расходных материалов;
- снизить негативное воздействие самой пожарной машины на природу.
Мойка пожарной машины
ЭТО в основном мойка автомобилей, смазка вращающихся и движущихся частей, подтяжка крепежа, диагностика. Во-вторых, это заправка и тушение, наладка деталей и узлов по нормам, ремонтные работы. Эти три операции выполняются только после постановки диагноза. И если вы подтвердите, что эти процедуры необходимы.
Техническое обслуживание — это плановая профилактическая система. То есть никто не позволит вам открыть машину и начать обслуживание без повода. Поэтому на каждый год составляется план проведения этого мероприятия. И придерживаются строго в срок.
Суть ГЧП заключается в следующем:
- проводить испытания и техническое обслуживание по истечении установленного производителем пробега или определенного времени эксплуатации;
- существует два вида (соответственно и периодичность) обслуживания пожарных машин: ТО-1 и ТО-2, при производстве которых используется перечень наших работ;
- оба вида обслуживания выполняются в разных отделах.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что техническое обслуживание проводится строго по графику, а ремонт — по мере необходимости.
Ремонт пожарных машин производится по мере необходимости
Как планируется техническое обслуживание
По видам обслуживания пожарных машин бывает двух типов: ТО-1 и ТО-2. Программа, также известная как годовой план, для ТО-1 разрабатывается начальником инженерного отдела пожарной части. Этот документ согласовывается с пожарной службой той же партии. Программа утверждается начальником гарнизона.
Важно! Составляя график ТО, начальник инженерного отдела формирует единую периодичность вывода каждой пожарной машины из боевого состава. При этом учитывается ТО-2 и другие специфические условия пожарной службы.
Что касается ТО-2, то программу его подготовки составляет пожарная служба областной или районной администрации, которая согласовывает все свои планы со службой вышестоящей организации, а также с отделом услуг и обучения. Этот документ утверждается руководителем НГОПС или УГПС. То есть в пожарной части его не заполняют. Но выписка рассылается во все подразделения за 15 дней до начала года, то есть 25-26 декабря.
Следует отметить, что в некоторых регионах оба вида обслуживания объединены в одной программе.
Капитальный ремонт проводится строго по плану по инструкции
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
Здесь следует учитывать, что в пожарной части есть обычные и специальные автомобили. Так частота ТО-1 для крупных пожарных машин — не реже 1 раза в месяц или при пробеге 1500 км. По спец раз в месяц или при пробеге 1000 км.
Но как учесть пробег, ведь при включенной помпе машина тоже горит. Последний приводится в действие двигателем. Следовательно, в общем пробеге также учитывается время работы насоса. Отсюда формула для расчета общего пробега:
So = Sпр + Sн, где Sпр — пробег, измеренный спидометром, S — пробег, равный времени работы насоса, измеренному в часах.
Процедура первого обслуживания следующая:
- пожарная машина снимается с боевой службы максимум на двое суток;
- производить техническое обслуживание в том месте, где установлена машина;
- само техническое обслуживание осуществляется бригадой в свободное и рабочее время, начальник — старший водитель;
- инструкции по техническому обслуживанию взяты за основу при обслуживании пожарных машин.
ТО-1 курирует старший водитель
Второе техническое обслуживание
Периодичность ТО-2 основных пожарных машин — 7000 км или 1 раз в год. Для спецтехники — 5000 км. Для этого машина снимается с боевой службы на два-три дня. Управляют автомобилем водитель и сотрудники технической службы пожарной части.
Настройка пожарной машины на второе ТО производится в пожарно-техническом центре почтового отделения (отдельно для каждого автомобиля).
Сезонное обслуживание (СО)
Этот тип технического обслуживания следует рассматривать как одну из задач. Чаще типа ТО-1. Поэтому во многих случаях CO корректируется в соответствии с первым графиком технического обслуживания. Сезонное обслуживание пожарной машины проводится два раза в год (осенью и весной). Основная задача — подготовить оборудование к работе в жаркое или холодное время года. В северных регионах СО — это вид самостоятельного обслуживания пожарных машин.
Замена шин — Сезонное обслуживание
Ежедневное техническое обслуживание
Цель ETO — убедиться, что пожарная машина готова к действию. Это мероприятие проводится водителем и членами экипажа, участвующими в вахте. Бригадир отвечает за процесс. Что делать при ежедневном обслуживании:
- автомобиль заводится для проверки правильности работы двигателя, помпы, других механизмов и групп;
- при необходимости дозаправка осуществляется топливом, маслом, водой и средствами пожаротушения.
Техобслуживание на пожаре
Процедура технического обслуживания при пожаре рассматривается с тех же позиций, что и в инструкции по эксплуатации пожарной машины. Чаще всего им управляет водитель, но иногда задействованы и члены экипажа.
Суть этого вида обслуживания заключается в том, что при работе всех узлов и механизмов машины он подвергается большим нагрузкам. И цель водителя — убедиться, что некоторые узлы не выходят из строя. Следовательно, нет никаких стандартов, применимых к срокам проведения этого типа обслуживания. Но в сложной боевой обстановке это все равно нужно делать, вне зависимости от того, что происходит в огне.
Главное при проведении данного вида обслуживания — следить за работой двигателя автомобиля и насосного оборудования. Если один из них выйдет из строя, машина потеряет всякий смысл.
После тушения пожара полости насоса необходимо промыть. Это касается и коммуникационных труб, если пожар тушили пеной. Убедитесь, что вы наполнили резервуар водой. Затем машина отправляется в пожарную часть. Попутно проверяют работу тормозов, двигателя и других вращающихся деталей.
Автосервис во время пожара
Раньше после приезда машины на агрегат также проводилось техническое обслуживание. Сегодня они этого не делают. Но обязательно помыть машину, залить горючим и огнетушащим составом, проверить узлы, детали и агрегаты. Также осматривают пожарные рукава на предмет их технического состояния. В случае неудовлетворительного результата трубки заменяют на новые.
Было еще одно техническое обслуживание, которое проводилось после пробега спидометра на 1000 км. Фактически это был ТО-1. Даже сегодня его отменили.
Технологический процесс технического обслуживания пожарных автомобилей
Есть две причины, по которым рабочий процесс развивается:
- Рационально проведенный процесс исключает длительное непроизводство.
- С его помощью рационально используется техника и инструменты, а также задействован почтовый персонал в технических работах.
Техническое обслуживание пожарной машины — это комплекс действий, выполняемых в последовательном порядке. Все действия, также являющиеся операциями, объединены в группы в соответствии с условиями выполнения или характером выполняемых операций. Поэтому работы, выполняемые при обслуживании, делятся на следующие категории:
- также собраны операции стирки;
- диагностические, они же тесты;
- застежки, в процессе которых подтягиваются застежки различного назначения;
- регулирование;
- сТО: топливо, огнетушащий состав, техническое масло;
- смазка, при которой смазываются узлы и вращающиеся детали;
- пневматический: смена шин, прокачка воздуха и т д.
На видео показано, как проводить техническое обслуживание пожарных машин:
Заключение по теме
Далее в статье обсуждаются типы обслуживания пожарных машин, сроки, место и частота. В заключение следует сказать, что техническое обслуживание позволяет обеспечить постоянную боевую готовность противопожарного оборудования, максимальную надежность узлов и агрегатов, а также маневренность машины при выполнении поставленных задач.
В то же время техническое обслуживание позволяет выявить неисправности и неисправности автомобиля и противопожарного оборудования, которое является неотъемлемой частью автомобиля. А также причины, которые могут привести к этим проблемам. То есть с помощью ТО «убивают сразу двух зайцев». Поэтому для каждого вида услуг есть инструкция, в которой четко прописано, что делать при постановке пожарной машины на то или иное ТО.