Кто может быть руководителем контртеррористической операции
Статья 13. Руководство контртеррористической операцией
1. Лицо, принявшее в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, является руководителем контртеррористической операции и несет персональную ответственность за ее проведение. В период проведения контртеррористической операции ее руководитель может быть заменен только по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 96-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Руководитель контртеррористической операции:
1) определяет структуру и порядок работы оперативного штаба на период проведения контртеррористической операции, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба;
(в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 96-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;
3) отдает распоряжения оперативному штабу о подготовке расчетов и предложений по проведению контртеррористической операции;
4) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, обеспечения деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;
6) определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 96-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о применении группировки сил и средств, создаваемой в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 96-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.
Что важно знать о режиме КТО: экспресс-советы адвоката
Понятие режима контртеррористической операции можно найти в ст. 11 Закона о противодействии терроризму. Это особый правовой режим, который вводится в месте проведения контртеррористической операции с целью пресечения или раскрытия теракта и минимизации его последствий, защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Режим КТО вводится руководством ФСБ. Решение о его введении подлежит незамедлительному обнародованию. В нем должны быть отражены территория проведения КТО (перечень объектов), применяемые меры и временные ограничения.
Режим КТО действует до принятия решения о его отмене, которое также подлежит незамедлительному обнародованию.
Во время режима КТО закон позволяет силовикам ограничивать права и свободы граждан и организаций. Перечень таких ограничений указан в ст. 11 Закона о противодействии терроризму, например возможность:
- отслеживать телефонные разговоры и сообщения, в том числе в интернете;
- проверять документы граждан независимо от места и времени, а в случае отсутствия документов задерживать их для установления личности;
- досматривать граждан и их транспорт, ограничивать любое передвижение;
- изымать транспорт в целях реализации мер режима КТО;
- беспрепятственно проникать в дома и нежилые помещения для пресечения преступных действий;
- блокировать (глушить) связь, отслеживать перемещение телефонов;
- при необходимости выселять граждан, устранять транспорт из зоны КТО;
- ограничивать работу предприятий, в том числе работу по оказанию услуг населению. К примеру, ограничить или запретить продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащей продукции;
- вводить карантин и другие карантинные мероприятия.
Таким образом, при введении режима КТО могут быть ограничены фундаментальные конституционные права граждан, такие как право на неприкосновенность жилища, свободу передвижения, тайну переписки и переговоров. Все это допустимо в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Ответственность для граждан и организаций
Установлена специальная ответственность за неповиновение законному требованию сотрудника ФСБ о соблюдении мер и временных ограничений, введенных в рамках режима КТО (ч. 1 ст. 20.27 КоАП РФ). Штраф для граждан – до 500 рублей, для должностных лиц – от 1000 до 3000 рублей, для организаций – от 5000 до 10 000 рублей.
За несанкционированное проникновение или попытку проникновения на территорию (объект), в пределах которой введен режим КТО, полагается штраф в размере от 500 до 1000 рублей (ч. 2 ст. 20.27 КоАП РФ).
За воспрепятствование проведению контртеррористической операции грозит штраф либо арест на 15 или 30 суток (ч. 3 ст. 20.27 КоАП РФ).
СМИ, главредов и редакции оштрафуют в случае нарушения условий освещения контртеррористической операции (ч. 4 ст. 20.27 КоАП РФ).
Нелишним будет напомнить об уголовной ответственности за совершение преступлений против порядка управления (гл. 32 УК РФ). Наказание может быть вплоть до пожизненного лишения свободы (ст. 317 УК РФ).
Советы адвоката
Учитывая большой перечень возможных ограничений прав во время режима КТО, необходимо помнить о мерах, позволяющих минимизировать последствия их применения:
- ознакомьтесь с решением о введении режима КТО, чтобы знать об ограничениях;
- не конфликтуйте с силовиками и не оказывайте им сопротивление;
- как можно быстрее обращайтесь за помощью к адвокату, если возникли проблемы;
- пользуйтесь правом не давать показания, которое предусмотрено ст. 51 Конституции РФ;
- знайте, что вам будет возмещен имущественный и моральный вред из средств бюджета в случае нарушения ваших прав в условиях режима КТО (например, незаконного задержания или использования вашего автомобиля).
Если у вас остались вопросы, вы можете задать их адвокатам, заполнив форму на нашем сайте. Ответ поступит на указанный вами адрес электронной почты.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Самарской области
Отвечает на вопрос прокурор Сызранского района Евгений Ирха.
Правовой режим контртеррористической операции определяется ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и вводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности на территории Российской Федерации.
Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
«А какие ограничения вводятся при проведении данной операции?»
Законом допускается применение следующих мер и ограничений:
— проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, доставление их в органы внутренних дел для установления личности;
— удаление физических лиц и транспорта с отдельных участков местности;
— усиление охраны общественного порядка, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
— ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем;
— использование транспортных средств, принадлежащих организациям, а в неотложных случаях — принадлежащих физическим лицам;
— приостановление деятельности опасных производств и организаций;
— приостановление оказания услуг связи;
— временное отселение физических лиц, в безопасные районы;
— ограничение движения транспортных средств и пешеходов;
— беспрепятственное проникновение лиц, проводящих операцию, в жилые и иные помещения, принадлежащие физическим лицам и организациям;
— проведение досмотра физических лиц и транспортных средств;
— ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
— ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности.
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Самарской области
Прокуратура Самарской области
22 февраля 2019, 20:38
Что такое контртеррористическая операция, и каковы основания ее проведения?
Отвечает на вопрос прокурор Сызранского района Евгений Ирха.
Правовой режим контртеррористической операции определяется ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и вводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности на территории Российской Федерации.
Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
«А какие ограничения вводятся при проведении данной операции?»
Законом допускается применение следующих мер и ограничений:
— проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, доставление их в органы внутренних дел для установления личности;
— удаление физических лиц и транспорта с отдельных участков местности;
— усиление охраны общественного порядка, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
— ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем;
— использование транспортных средств, принадлежащих организациям, а в неотложных случаях — принадлежащих физическим лицам;
— приостановление деятельности опасных производств и организаций;
— приостановление оказания услуг связи;
— временное отселение физических лиц, в безопасные районы;
— ограничение движения транспортных средств и пешеходов;
— беспрепятственное проникновение лиц, проводящих операцию, в жилые и иные помещения, принадлежащие физическим лицам и организациям;
— проведение досмотра физических лиц и транспортных средств;
— ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
— ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности.
Статья 13. Руководство контртеррористической операцией
1. Лицо, принявшее в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, является руководителем контртеррористической операции и несет персональную ответственность за ее проведение. В период проведения контртеррористической операции ее руководитель может быть заменен только по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
2. Руководитель контртеррористической операции:
1) определяет структуру и порядок работы оперативного штаба на период проведения контртеррористической операции, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба;
2) определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;
3) отдает распоряжения оперативному штабу о подготовке расчетов и предложений по проведению контртеррористической операции;
4) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, обеспечения деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;
5) определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;
6) определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона;
7) отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о применении группировки сил и средств, создаваемой в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;
8) реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.