Штабная культура что это
Перейти к содержимому

Штабная культура что это

  • автор:

Штабная культура как цель военно-профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козорог Юрий Юрьевич

В статье автор раскрывает основные характеристики штабной культуры , определяет их истоки и намечает пути их научного изучения. Статья представляет интерес для широкого круга военных специалистов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козорог Юрий Юрьевич

Staff culture as the purpose of military-vocational training of the cadets of high institutions of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In the article the author opens the basic characteristics of staff culture , defines their sources and plans ways of their scientific studying. The article is of interest for a wide range of military experts.

Текст научной работы на тему «Штабная культура как цель военно-профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

УДК 355.232 Ю.Ю. Козорог*

Штабная культура как цель военно-профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России

В статье автор раскрывает основные характеристики штабной культуры, определяет их истоки и намечает пути их научного изучения. Статья представляет интерес для широкого круга военных специалистов.

Ключевые слова: штабная культура, военно-профессиональная подготовка.

Y.Y. Kozorog*. Staff culture as the purpose of military-vocational training of the cadets of high institutions of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In the article the author opens the basic characteristics of staff culture, defines their sources and plans ways of their scientific studying. The article is of interest for a wide range of military experts.

Keywords: staff culture, military-vocational training.

Штабная культура как категория, характеризующая комплекс свойств, необходимых офицерам для управления войсками, была выделена с появлением штабов и с возникшей необходимостью разработки большого объема служебных документов. В связи с этим у многих сложилось впечатление, что штабная культура — это только умение аккуратно разрабатывать документы, обладать каллиграфией и т.д. В частности, А. Гольц считает, что «штабная культура» означает особую, возведенную в максимальную степень, аккуратность и тщательность в работе. В. Купердяев трактует ее как культуру рабочего места. А. Тудос полагает, что штабная культура при проведении занятий заключается в подготовке плана-конспекта и графической части к нему. В. Губин и В. Искрин штабную культуру рассматривают как часть общей организационной культуры.

1-3 совпадения (имеют представление) Менее 1 совпадения (не имеют

Трафик 1. Результаты ответов курсантов и научно-педагогического состава на вопрос «В чем проявляется штабная культура?»

В ходе специально проведенного нами исследования — опрошены курсанты — 991 чел. (3-й курс

— 28,6%, 4-й курс — 31,2%, 5-й курс — 40,2%), педагогический состав — 137 чел., в т.ч. преподаватели военно-профессиональных дисциплин — 66,4%, гуманитарных и юридических дисциплин — 33,6%) было установлено, что штабная культура представляет собой сложный многоуровневый феномен. В

* Козорог, Юрий Юрьевич, доцент кафедры тактики. Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России. Россия, 198206, Санкт-Петербург ул. Летчика Пилютова, д. 1. Научный руководитель профессор кафедры военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доктор педагогических наук, профессор А.П. Шарухин. Тел. 744-70-92 (вн. 24-30), e-mail: kozorog@list.ru.

* Kozorog, Yury Yuryevich, the assistant professor of the chair of tactics, the St.-Petersburg military institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The supervisor of studies: the Professor of chair of military pedagogics and psychology of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor of pedagogical sciences, the professor A.P Sharuhin. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov street, 1. Ph. 744-70-92.

то же время курсанты связывают ее с культурой оформления и ведения документов (69,5%), культурой познавательной деятельности (20,6%), культурой общения (4,5%), культурой принятия решения (2,2%). О культуре использования технических средств и организации рабочего места не говорит никто. До 20% курсантов связывают штабную культуру только с документоведением.

Следует отметить, что число опрошенных, которые не вполне представляют, что такое штабная культура и в чем она проявляется, от курса к курсу уменьшается: 3-й курс — 17,7%, 4-й курс — 9,7%, 5й курс — 5,0% (график 1).

Анализ ответов преподавателей показывает, что большинство связывает штабную культуру с культурой оформления и ведения документов (63,5%), затем — с культурой познавательной деятельности (32,1%) и с культурой общения (11,7%); очень мало тех, кто связывает ее с культурой принятия решения (5,1%); и почти отсутствуют те, кто видит в ней также культуру организации рабочего места (0,7%). Культура использования технических средств не называется вообще. Большинство преподавателей (86,1%) связывают проявление штабной культуры с документоведением (график 1). Офицеров, которые правильно представляют суть штабной культуры, больше на кафедрах военно-профессиональной направленности (89,0%), чем на гуманитарных и юридических (80,4%).

В связи с отсутствием единого понимания того, что такое «штабная культура офицера подразделения», следует определить ее суть и выделить основные структурные компоненты.

В ходе исследования установлено, что в научной литературе существуют различные подходы к характеристике типичных проявлений профессиональной культуры, которые применимы и к штабной культуре.

С культурологических позиций профессиональная культура — интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства, что характеризует творчески-созидательное отношение к труду [6].

В.С. Виноградов [1] трактует профессиональную культуру как результат и условие деятельности специалиста. Будучи имманентно связанной с человеком, она «вынужденно отражает» человеческую сущность, его основные «структурные элементы», т.е. свойства. Профессиональную культуру автор рассматривает как своеобразное интегральное (суммарное) выражение структурных элементов человеческой культуры (душевной культуры, культуры разумной деятельности, духовной культуры, физической культуры) в их социально-профессиональном отношении. Ряд исследователей относит понятие профессиональной культуры к личностным характеристикам, связанным с общей культурой личности, общими категориями: культура мышления, поведения, общения и деятельности [3, 7].

Важно, что все авторы связывают профессиональную культуру с «профессионализмом». По мнению И.А. Зимней, профессионализм определяется совокупностью знаний, умений, обеспечивающих человеку способность адекватного решения требуемых профессиональной деятельностью задач [2]. Вторая составляющая профессиональной культуры, по мнению того же автора, — это образованность специалиста. Она характеризуется совокупностью системных, разносторонних знаний, образующих целостность определенной (субъективной) картины мира, и умений как обобщенных способов решения различных классов задач. Третьей составляющей профессиональной культуры выступает культура общая, на которой и строится культура профессиональная.

Н.Б. Крылова определяет культуру специалиста как интегральный (комплексный) показатель творческого начала поведения и деятельности, который складывается в единстве и взаимодействии системы знаний и интересов личности, убеждений, умений и развитых на их основе способностей, индивидуальных норм поведения и освоенных методов деятельности, социальных чувств [5]. Качества личности, необходимые для военной службы, следует определять на основе анализа функциональных действий военнослужащего. В процессе службы качества, присущие носителю феномена штабной культуры, должны сложиться в систему, образовать единое целое. Важно учесть, что все качества имеют не абстрактное, а конкретное деятельностное выражение.

«Деятельность» — это форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающаяся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании себя. Она носит осознанный характер, включая в себя цель, средство, сам процесс и результат [4]. В связи с тем, что качества носителя феномена штабной культуры можно установить через его деятельность, следует определить виды этой деятельности, причем важно точно установить весь комплекс видов деятельности. С этой целью целесообразно рассмотреть требования руководящих документов к выпускникам вузов и проанализировать результаты проведенного исследования.

В квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке [8] указывается, что выпускник предназначен для прохождения службы на должностях командира взвода, заместителя командира роты с перспективой выдвижения на должность командира роты. После получения

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

войскового опыта, а также подготовки на соответствующих курсах он может последовательно продвигаться до командира батальона, помощника командира (начальника) по правовой работе и равных им должностей. Указано, к каким видам профессиональной деятельности выпускник должен быть подготовлен (см. табл. 1).

Изучение профессиональной деятельности командира роты свидетельствует, что большую часть служебного времени он занимается управленческой деятельностью; командир взвода — психологопедагогической, управленческой и военно-специальной; заместитель командира по работе с личным составом — психолого-педагогической, социально-правовой и управленческой деятельностью. Управленческая деятельность составляет основу профессиональной деятельности. Штабная культура как часть культуры военно-профессиональной является необходимой прежде всего для осуществления именно командной, т.е. управленческой деятельности.

Соотношение видов профессиональной деятельности командиров подразделений

Виды деятельности Командир взвода Заместитель командира роты по работе с л/с Командир роты

1. Управленческая 20 % 20 % 55 %

2. Психологопедагогическая 35 % 35 % 10 %

3. Военноспециальная 20 % 5 % 15 %

4. Социальноправовая 5 % 30 % —

5. Военнотехническая 5 % — 5 %

6. Хозяйственная 15 % 10 % 15 %

На основе изучения практики можно ввести следующую классификацию основных видов управленческой деятельности командиров: поддержание постоянной боевой готовности подразделения; организация и руководство службой войск и безопасностью военной службы, организация служебнобоевой деятельности. В каждый вид входят подгруппы: военно-педагогическая (боевая подготовка, воспитание, социально-правовая), военно-техническая, хозяйственная (схема 1).

Из вышеизложенного следует, что штабная культура распространяется на все вопросы, связанные с управленческой деятельностью, а повышение ее качества и эффективности является важнейшим условием совершенствования управления подразделениями в целом.

К составляющим управленческой деятельности, отражающимся в штабной культуре, следует отнести такие компоненты, как интеллектуально-аналитический (сбор информации, ее систематизация, анализ данных обстановки и т.д.; прогнозирование; формулирование выводов для принятия решения); организационный (планирование, постановка задач, коммуникации, обеспечение, учет, контроль, оценка, внесение коррективов); документоведческий (разработка, оформление, ведение боевых документов). Из этого следует, что командиру нужны глубокие профессиональные знания, развитые мотивы, навыки и умения.

В своей работе Н.И. Степанский обращает внимание на то, что штабная культура — это понятие весьма широкое, и серьезную ошибку допускают те, кто сводит ее лишь к умению четко, без помарок написать документ, быстро и красиво нанести обстановку на карту, т.е. сводит штабную культуру к каллиграфии. В управленческой деятельности более важны высокая организованность и оперативность офицера, способность сохранять хладнокровие и выполнять свои функциональные обязанности в любой обстановке. Все это вместе взятое и определяет его штабную культуру [10].

В.И. Шеметов, В.В. Заборский, Б.Ф. Чельцов и др. дополнительно выделяют свойства личности, которые можно отнести к ценностно-ориентационному компоненту. Анализ высказываний ученых и практиков показывает, что эти свойства, порой повторяясь и дополняя друг друга, в целом отражают научно-познавательный, ценностно-ориентационный, побудительно-волевой, эмоциональнооценочный и творчески-созидательный компоненты.

Таким образом, можно сделать вывод, что штабная культура — интегративная (комплексная) характеристика профессиональной деятельности офицера и его психологических свойств, обеспечивающих данную деятельность.

Штабная культура как часть профессиональной культуры выступает в виде целостного, многоуровневого и полифункционального феномена, отражающего единство научно-познавательного, ценностно-ориентационного, побудительно-волевого, эмоционально-оценочного и творчески-

Заказ ГК ВВ МВД +

Военный институт + Выпускник вуза

осуществление управления (управленческая деятельность)

Деятельность по поддержанию постоянной боевой готовности подразделения 1 Деятельность п руководству с/ безопасностью □ организации и 1ужбой войск и зоенной службы Служебно-боевая деятельность

Военно-техническая деятельность Военно-педагогиче (боевая подготс социально Г " ' зская деятельность вка, воспитание, >-правовая) Хозяйственная деятельность

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

созидательного компонентов в психологической структуре личности офицера. Взаимодействие этих компонентов составляет характерологическую сущность исследуемого явления и определяет его функции (познавательную, аксиологическую, побудительную, рефлексивную, творческую).

Системообразующим в профессиональной культуре выступает ценностно-ориентационный компонент. Он включает в себя комплекс взглядов, убеждений, идеалов, определяющих избирательнооценочное отношение командира к объектам профессиональной деятельности, к самой деятельности как средству самовыражения и достижения профессиональных целей, к себе как субъекту профессиональной активности, к сложившимся условиям профессиональной деятельности.

Перечисленный компонентный состав штабной культуры позволяет рассматривать ее как цель профессиональной подготовки будущих офицеров, в ходе которой преподаватели и командиры сосредоточивают свои усилия на развитии каждого компонента. Обеспечение устойчивого развития каждого компонента выступает условием эффективной подготовки будущих выпускников к решению профессиональных задач.

1. Виноградов, В., Синюк, Л. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России. — 2000. — № 2. — С. 41-42.

2. Зимняя, И. Л. Культура, образованность, профессионализм специалиста (к проблеме унифицирования требований к уровню профессиональной подготовки в структуре государственных стандартов непрерывного образования) // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании : сб. науч. ст. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — С. 31-37.

3. Иванова, Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М., 1987. — С. 34-69.

4. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; под ред. А.П. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2004. — 496 с.

5. Крылова, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста : методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.

6. Культурология : учеб. для студ. техн. вузов / колл. авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. — М.: Высш. шк., 2001. — 511 с.

7. Полосин, Л. Н. Формирование профессиональных качеств у курсантов вузов танковых и мотострелковых войск: дис. . канд. пед. наук. — Казань, 2000. — 200 с.

8. Приказ ГКВВ МВД России № 34 от 31 января 2007 г. «Об утверждении основной профессиональной образовательной программы военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России».

9. Словарь-тезаурус синонимов русской речи / под общ. ред. проф. Л.Г. Бабенко. — М.: Аст-пресс книга, 2007. — 512 с.

10. Степанский, Н. И. Штабная культура офицера // Войсковой вестник. — 1988. — № 6. — С. 2-8.

1. Vinogradov, В., Sinjuk, Л. Preparation of the expert as a person of culture // Higher education in Russia. — 2000. — № 2. — P. 41-42.

2. Zymnyaya, I. Л. Culture, erudition, professionalism of the expert (to the problem of unifying of requirements to a professional standard in the structure of state standards of continuous education) / / Problems of quality, its rationing and standards in education. The collection of scientific articles. — Moscow, 1998. — P. 3137.

3. Ivanova, E. M. Bases of psychological studying of professional work. — Moscow, 1987. — P.

4. Short philosophical dictionary / A.P Alekseev, G.G. Vasilyev, etc.; under the edition of A.P Alekseev.

— The added second edition. — Moscow, 2004. — 496 p.

5. Krylova, N. B. The formation of the culture of the future expert : the methodical texbook. -Moscow, 1990. — 142 p.

6. Cultural science / The collective of authors; ed. N.G. Bagdasaryan. — Moscow, 2001. — 511 p.

7. Polosin, A. N. The formation of professional qualities of cadets of high institutions of tank and mechanize-infantry troops: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. — Kazan, 2000. — 200 p.

8. The Order of the Commander-in-chief of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 34, January, 31-st, 2007 «About the adoption of the basic professional educational program of a military educational institution of higher vocational training of Internal Troops of Ministry of Internal Affairs of Russia».

9. The dictionary-thesaurus of synonyms of Russian speech / Ed. L.G. Babenko. — Moscow, 2007. — 512 p.

10. Stepansky, N. I. Staff culture of the officer / / Army bulletin. — 1988. — № 6. — P. 2-8.

Штабная культура

Штабная культура (офицера, должностного лица в системе МЧС России) – это совокупность профессиональных и личностных качеств, характеризующих уровень его подготовки и способности к решению задач в ходе управленческой деятельности. Высокая Ш.к. заключается в профессионализме, оперативности и слаженности в работе, инициативной исполнительности, способности в наиболее целесообразной последовательности и с максимальной результативностью выполнять большой объем задач, в точности, четкости и краткости отрабатываемых документов, отдаваемых приказов, распоряжений и поручений, в эффективном использовании технических средств управления. Ш.к. требует от должностных лиц органов управления:

  • твердого знания основных положений законодательных и нормативных правовых актов в области ГО, защиты населения от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, характера и способов ведения АСДНР, характера основных опасностей и угроз военного, природного и техногенного характера, возможностей технических средств, используемых при ликвидации ЧС и тушении пожаров, организации и возможности сил и средств ГО и РСЧС;
  • умения глубоко анализировать и оценивать обстановку, быстро и точно проводить необходимые расчеты, делать обоснованные выводы для принятия решения, поддерживать непрерывную связь с подчиненными и вышестоящими инстанциями, в установленные сроки доводить до сил задачи (распоряжения);
  • четко, кратко докладывать данные обстановки, результаты расчетов, необходимые выводы и предложения; качественно разрабатывать документы; объективно оценивать результаты действий сил ГО и РСЧС, пожарных подразделений и подразделений ГИМС; уметь работать на электронно-вычислительной технике; эффективно применять средства управления;
  • знать и строго соблюдать требования по обеспечению защиты государственной тайны, правила обеспечения скрытого управления силами, безопасности связи и информации;
  • постоянно повышать уровень своих профессиональных знаний; совершенствовать практические навыки в управленческой деятельности.

Ш.к. основывается на знаниях функциональных обязанностей и приобретенном опыте по их выполнению, добросовестном отношении к работе, на общей образованности и воспитанности, прирожденных и развитых свойствах личности.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том IV (Т–Я) (издание третье, переработанное и дополненное); под общей редакцией В.А. Пучкова. – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.

Штабная культура

Штабная культура (Штабная культура офицера) — уровень подготовки офицера вооружённых сил и сочетание его личностных качеств и профессиональных навыков, необходимые для управленческой деятельности (работы в штабе).
Штабная культура вырабатывается офицером на знании должностных обязанностей и полученном опыте по их выполнению, прилежном отношении к служебному долгу, на общей образованности и воспитанности, прирождённых и развитых свойствах личности.

Части речи

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

  • Предлог
  • Союз
  • Частица

Отдельная часть речи

  • Междометие

Справочно-образовательный портал — Значение-Слов.рф | Контакты
Все права защищены © 2022

Произведение удалено автором

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *