Как проверить турбину на авто
Перейти к содержимому

Как проверить турбину на авто

  • автор:

Как просто проверить турбину своими руками на дизельном и бензиновом двигателе

Эта статья будет полезная не только владельцам машин с турбинами, но и тем, кто хочет приобрести авто с турбодвигателями на вторичном рынке. Сегодня покажу, как можно проверить турбокомпрессор со снятием и без снятия его с двигателя. Какие признаки неисправностей могут быть.

Будем проверять турбонагнетатели визуально, тактильно, и при помощи компьютерной диагностики. Диагностика будет проводиться на снятой турбине и на двигателе. Видео и комментарии специалистов прилагаются.

Как просто самому проверить турбину дизельного или бензинового мотора

Общие рекомендации

  1. Внимательно смотрим на патрубки и корпус турбины на наличие масла. Если масло внутри патрубков или на корпусе агрегата – это признаки неисправности турбокомпрессора.
  2. При покупке подержанной турбины осматриваем лопасти крыльчатки холодной и горячей части. Они должны быть целыми, не иметь сколов и трещин.
  3. Проверяем улитки, если в районе крыльчаток есть потертости от лопастей, значит турбина иметь серьезный дефект.
  4. Пальцами беремся за край вала крыльчатки и проверяем осевой и радиальный люфт. В осевом направлении его не должно ощущаться. При радиальном смещении допускается совсем небольшой люфт – это тепловой зазор.

Это были общие советы проверки турбины снятой с мотора и установленной под капотом. Сейчас приведу конкретные рекомендации.

Как проверить турбокомпрессор снятый с двигателя

Допустим, вы хотите купить б/у турбину на разборке. Доверять продавцам нельзя, им важно продать товар. Поэтому проверяем её своими руками.

Осматриваем его визуально

Чтобы не было сколов на её корпусе: картридже, улитках. Масляные потеки вы не увидите, а вот если есть микротрещины или отколоты кусочки металла – это уже звоночек, чтобы пройти мимо такой покупки. Кроме того, лопасти рабочих колес должны быть целыми, не должно быть сколов или деформаций.

Визуальная проверка целостности турбины

Заглядываем внутрь улиток холодной и горячей части. Если у предыдущего владельца разлетелась крыльчатка, то внутри будут выбоины и места ударов.

Присматриваемся, чтобы не было притёртостей в районе лопастей и внутреннего корпуса улитки. Если был большой люфт, то лопатки могут «выгрызть» целые борозды в металле. Такую турбину покупать нельзя.

Беремся пальцами за край вала крыльчатки и проверяем люфт

Пробуем расшатывать её в осевом и радиальном направлении. Осевого люфта руками ощущаться не должно. Он допускается с завода, но его можно измерить только спецприборами, а пальцами он не должен чувствоваться.

При раскачивании влево-вправо, небольшой люфт допускается – это тепловой зазор между крыльчаткой и корпусом. В работе давление масла центрует вал и он не шатается, а при нагревании он расширяется и зазор «уходит».

Проверка осевого и радиального люфта крыльчатки турбины

Видео ручной проверки снятой турбины:

Проверяем клапан турбины

В статье про автомобильные турбокомпрессоры подробно описывал назначение клапана вестгейта или «калитки». Поэтому его неисправность приведет к снижению наддува турбины.

Беремся за шток управления байпасом и двигаем его вверх. Он должен открывать клапан, визуально это будет видно. При отпускании штока, он должен закрывать его под действием возвратной пружины. Такой принцип проверки зависит от типа актуатора – на давление или разряжение.

Плотность прилегания «калитки» в улитке можно оценить только визуально, посветив во входной патрубок горячей части фонариком. Если клапан плотно закрылся, то свет не должен пробиваться сквозь него. Не везде этот метод будет работать.

Проверить по-другому работоспособность актуатора не получиться. Сымитировать давление или разряжение над мембраной будет тяжело, чтобы посмотреть подвижность штока или клапана. Не у всех хватит легких, чтобы надуть или втянуть шток.

Попытка проверить работоспособность клапана сброса давления турбины своими легкими

Проверяем наличие люфта на самом клапане. Для этого отсоединяем тягу актуатора и пальцами расшатываем «калитку». Она болтаться в посадочном месте не должна, в противном случае клапан вестгейта не будет корректно работать. Допускается небольшой люфт, если агрегат с пробегом, но не больше 0,1-0,2 мм.

Проверка геометрии

Чтобы проверить турбину с изменяемой геометрией, нужно запастись рожковым ключом, так будет удобнее. Одной рукой держим за корпус турбокомпрессора, второй берем ключ и упираемся в место соединения штока актуатора и механизма геометрии.

Проверяем подвижность геометрии турбокомпрессора ключом

В зависимости от типа актуатора ключ нужно надавливать от него или к нему и смотреть на подвижность штока. Если все двигается без заклиниваний – геометрия исправная.

Диагностика турбонагнетателя на автомобиле

Используется для проверки:

  1. Ваши глаза, руки и уши. Кроме этого, иногда можно применять «пятую точку» (в хорошем смысле этого слова).
  2. Компьютерное оборудование: Лаунч, Вася диагност и т.д.

При покупке б/у автомобиля проверка турбины начинается с визуального осмотра. Для этого пригодятся вещи с первого пункта. Фактически, всё, что мы проверяли на снятом турбокомпрессоре, то же самое можно посмотреть и на автомобиле.

На СТО или самостоятельно снимаем патрубок от турбонагнетателя до интеркулера. Нет возможности, скидывает шланг от радиатора к впускному коллектору. Проверяем наличие масла внутри. Если оно там есть и оно выливается из него – это свидетельствует о больших проблемах с турбокомпрессором.

Корпус не должен быть в масле. Это касается и патрубков.

Чтобы добраться до крыльчатки, нужно снять впускной патрубок от воздушного фильтра до улитки. Пальцами проверяем радиальный и осевой люфт.

Постарайтесь осмотреть колесо компрессора, его лопатки и внутреннюю часть «холодной» улитки. Если есть малейшие повреждение – турбину на помойку. До горячей части добраться будет сложнее, да и никто вам разбирать её не разрешит. Но принцип проверки такой же.

Попросите сделать тестовую поездку

Смотрите за ускорением автомобиля. Если машина не может разгоняться и её обгоняет даже троллейбус, значит есть проблемы. Именно сейчас вам понадобится ваша «пятая точка». Ей хорошо чувствовать, как автомобиль ускоряется.

Во время поездки слушайте, какие звуки исходят из-под капота. Если на холостых оборотах свиста не было, а при разгоне он появился и стал усиливаться – есть нюансы в турбокомпрессоре. Но свистеть могут патрубки, интеркулер, поэтому не нужно сразу списывать со счетов турбонагнетатель.

Проверка на холостом ходу

Попросите хозяина несколько раз погазовать. Если из выхлопной трубы пойдет плотный сизый дым с запахом горелого масла – проблемы с турбиной или с мотором в целом. Такую машину лучше обойти стороной.

Сильное дымление при перегазовке может свидетельствовать о поломке турбины

Проверьте уровень масла. Если турбокомпрессор гонит масло во впуск, а об этом может свидетельствовать белый дым из трубы, то уровень масла в двигателе будет низким или вообще отсутствовать.

Не все владельцы автомобилей с TSI двигателями задумываются об уровне масла в картере мотора. Хорошо если есть электронный датчик, но в большинстве случаев никто не проверяет масляный щуп. При диагностике турбокомпрессора на б/у машине этот показатель будет критическим.

Компьютерная диагностика

Разберем диагностику на примере «Вася Диагност» и автомобиля Фольксваген Тигуан с мотором 2,0 литра. Кстати, подобные измерения можно сделать и другими средствами, тем же «Лаунчем» или более дешевым ELM327.

    Подключаемся к автомобилю и нажимаем на кнопку «Выбор» в окне «Выбор блока управления».

Подключаемся к блокам авто Васей диагност

Подключаемся к блоку двигателя

Выбираем измеряемые группы для диагностики турбины васей диагност

Выводим необходимые параметры для диагностики турбины

На холостых оборотах двигателя эти показатели не сильно нас волнуют. Нам важно знать, как они меняются при ускорении и плавном разгоне. Не отключаясь, начинаем разгоняться. Смотрим на «Фактическое» и «Расчетное значение наддува» в первой строке, и «клапан N75» во второй строчке.

На какие параметры нужно обращать внимание при проверке турбины Васей Диагност

Открытие клапана N75 не должно быть более 80-85%. Если этот показатель у вас будет выше, значит, есть неполадки в системе наддува мотора.

Важное о Васе Диагносте и диагностике наддува мотора

Некоторые автомобили после 2012 года оснащены ЭБУ с прошивкой EDC17. В ней производители реализовали защиту от чтения и записи информации с блоков памяти. Поэтому, прочитать корректно данные невозможно. Другими словами – в Васе Диагносте недоступна кнопка «Измеряемые группы».

Проверка турбины дизельного двигателя: простые и сложные способы, использование диагностических программ

Михаил ПетровичМихаил Петрович

П роверка турбины дизельного двигателя обязательна при покупке б/у машины или запчасти на разборке. Работоспособность проверяется визуальным осмотром, по звуку работы, со снятием устройства или непосредственно на авто.

Ниже рассмотрим, как состояние турбины влияет на цену машины. Разберемся с признаками неисправности, причинами поломки и способами проверки без снятия и после демонтажа. Отдельно приведем инструкцию по проверке устройства с помощью программы «Вася Диагност».

Влияние состояния турбины на стоимость автомобиля

Турбина — простой, но дорогостоящий узел транспортного средства. Ее состояние прямо пропорционально влияет на итоговую стоимость авто на вторичке.

Такая же ситуация относится и к самой турбине при покупке ее на разборке для замены, вышедшей из строя.

К примеру, чтобы приобрести новый турбокомпрессор VV20 на Mercedes-Benz GLK 200 CDI (X204) придется выложить около 62 000 рублей. С разборки – где-то в два раза меньше, но и проверять турбину нужно внимательней.

Если говорить про Audi A4 1.8 T, то новая турбина 53169886717 будет стоить около 43 000 рублей.

Похожая цена характерна при покупке турбокомпрессоров для других авто немецких и иных европейских производителей.

Во избежание затрат важно проверять бывшую в эксплуатации турбину на факт дефектов и работоспособности.

Несправная или проблемная турбина позволяет требовать снижения стоимости авто на цену детали и ее замены.

Простой способ проверить турбину, не снимая с автомобиля

Для начала рассмотрим простейший способ проверки состояния турбокомпрессора.

  1. Осторожно снимите патрубок с турбины.
  2. Доберитесь до крыльчатки.
  3. Проверьте деталь на факт осевого и радиального люфта с помощью пальцев.

Наличие радиального люфта в пределах 1 мм допустимо. Он необходим в качестве теплового зазора, который используется при повышении температуры и расширении металла. Осевого люфта быть не должно. Допускается до 0.06 мм, но они не чувствуются при проверке вручную.

Люфт турбины свидетельствует о том, что устройство со временем заклинит, а в худшем случае разлетится. В дальнейшем куски детали попадут в систему, что потребует очистки ее перед установкой новой турбины.

Рассмотренный метод не единственный, поэтому ниже приведем другие варианты проверки. Они отличаются большей точностью, но требуют иного подхода.

Признаки неисправности турбины

Поломку турбины можно распознать по следующим признакам.

Свидетельствует о несвоевременной замене или применении некачественной смазки и фильтра.

Низкое давление, масложор.

Происходит при передавливании маслопровода, появлении течи или неправильном подключении патрубка.

Синий и сизый дым.

Изменение цвета свидетельствует о повреждении дизельного мотора или элементов турбины. В частности, масло попадает в выхлопную систему, где сгорает. Такая признак может подкрепляться масложором.

Происходит при дефиците воздуха и сгорании горячего в турбине. Причиной проблемы, как правило, является загрязнение клапана или фильтра, течь в коллекторе впуска или выпуска.

Чрезмерная шумность мотора.

Причиной может быть нарушение целостности оси турбированного компрессора, трубопровода и ротора. Для точного определения неисправностей нужна диагностика.

Появляется при забивании маслопровода турбокомпрессора.

Неисправность турбины может проявляться другими признаками:

  • ухудшение динамики разгона;
  • частый перегрев двигателя;
  • повышение расхода топлива.
  • появление масла на патрубках и кулере;
  • срабатывание сигнальной лампы на приборной панели;

Рассмотренные выше признаки могут появляться по одному или в комплексе. Для установки точного «диагноза» нужна более глубокая диагностика.

Проверка турбины, не снимая с автомобиля

Ниже рассмотрим, в какой последовательности действовать.

Внешний осмотр

Первое — визуальная проверка состояния узла.

Выполните следующие шаги:

  1. Проверьте уровень масла в двигателе. Учтите, что смазка должна быть оригинальной и качественной.
  2. Осмотрите турбину на факт целостности и наличия подозрительных предметов внутри.
  3. Проанализируйте цвет выхлопных газов. Снижение мощности и появление черного дыма свидетельствует о чрезмерном насыщении топлива воздухом, проблемах впускной и выпускной системы, синего и белого — о попадании внутрь масла, забитом роторе / фильтре.
  4. Обратите внимание на воздушный фильтр. Загрязненный фильтрующий элемент пропускает недостаточный объем воздуха. Результатом становится разность давления в картридже и кожухе. Смазка забивает турбину и повреждает ее.
  5. Оцените состояние патрубков и мест соединений на факт герметичности. Если это необходимо, протяните хомуты.
  6. Изучите сливной маслопровод с позиции искривлений и перегибов.

Осмотрите турбокомпрессор на факт износа и проверьте люфт по схеме, которая рассмотрена в начале статьи.

Звук турбины

Простейшая проверка турбокомпрессора на целостность — оценка звуковых характеристик. Заведите машину и прислушайтесь к работе узла до нагрева двигателя.

Износ или повреждение турбины проявляет себя скрежетом или шумным жужжанием.

Причиной посторонних звуков могут быть следующие элементы:

  • подшипник — быстро изнашивается;
  • кулер — цепляет лопастями кожух турбин.

Появление нестандартных шумов свидетельствует о проблемах в турбине и необходимости пересмотра цены автомобиля.

Прослушать звук изношенной турбины.

Расход масла

Небольшой масложор или угорание масла является нормальным для любого двигателя. Главное, чтобы этот параметр не превышал разумных пределов.

На 10 000 км допускается расход не более 1-3 л. В некоторых случаях цифры могут быть на много меньше, все зависит от качества моторного масла.

Если показатель выше, это свидетельствует о наличии течи и повреждении турбокомпрессора, повышенном износе цилиндропоршневой группы мотора или о качественном масле.

При покупке машины смотрите, с какой из сторон масло видно на корпусе:

  1. Если смазка появилась со стороны колеса турбины или внутри кожуха, значит, она попала сюда из картриджа. Следовательно, целостность турбокомпрессора нарушена, и брать авто не нужно.
  2. Если следы жидкости заметны на месте контакта с коллектором выхлопа, масло появилось со стороны двигателя. Следовательно, причина неисправности не в турбине.
  3. В ситуации, когда следы смазки видны на трубке, через которую подводится воздух к компрессору, это говорит о неисправности в вентиляционной системе картерных газов.

Скорость разгона

Назначение турбины состоит в повышении мощности и улучшении динамических параметров машины при снижении расхода топлива и улучшении экологических норм (хотя кто сегодня в России про это думает).

Если устройство исправно, автомобиль быстро набирает скорость, а ее характеристики соответствуют тем, что заявил производитель.

Для проверки сделайте следующее:

  1. Садитесь за руль.
  2. Жмите педаль акселератора в пол и замерьте скорость разгона.
  3. Сравните параметр с тем, что заявляет завод-изготовитель.

К примеру, турбированный дизельный 2-литровый 180-сильный мотор разгоняет авто до «сотни» в среднем за 7-8 секунд.

При мощности двигателя меньше 100 лошадиных сил набор скорости будет более медленным, даже при исправной турбине. Если узел поврежден, машина разгоняется медленнее, и владелец сразу ощутит изменения.

Черный дым

В случае износа масло из турбированного компрессора оказывается в коллекторе впуска. В результате происходит его сгорание вместе с топливовоздушной смесью.

При таких обстоятельствах из выхлопной трубы выходит черный дым.

Чем хуже состояние турбины, тем больше смазки просачивается в мотор и тем темнее выхлопные газы.

Контроль на заведенном моторе

Для проверки можно запустить двигатель, оценить работоспособность турбины и рабочее давление.

Алгоритм действий такой (понадобиться помощник):

  1. Запустите двигатель (ручка КПП в нейтральном положении).
  2. Пережмите трубку, которая объединяет турбину и коллектор впуска. Можно использовать обычный инструмент или сделать это пальцами.
  3. Попросите помощника несколько раз нажать на газ для повышения давления.

Если турбокомпрессор рабочий, в патрубке будет чувствоваться давление. При его отсутствии трубка легко пережимается. Это свидетельствует о повреждении турбины и необходимости ее замены.

Альтернативная причина — повреждение трубки коллектора впуска. Это значит, что перед ремонтом или заменой компрессора нужно проверить герметичность системы.

Масло

Одним из индикаторов состояния турбины является моторное масло. При повреждении узла оно теряет прозрачность, становится практически черным и густым.

Для проверки сделайте следующее:

  1. Поставьте авто на ровную поверхность.
  2. Дождитесь остывания двигателя, если перед этим была длительная поездка.
  3. Откройте крышку горловины, через которую заливается масло.
  4. Проверьте состояние смазки.

Для контроля масла подсветите внутреннюю часть с помощью фонарика или встроенной в телефон подсветки. Чернота и чрезмерная густота смазки, а также появление уплотненных элементов на стенках свидетельствует о повреждении турбины. От покупки такой машины лучше отказаться.

Патрубок

Проверяя турбину дизельного двигателя, оцените состояние патрубка и кулера. Осторожно снимите патрубок, чтобы не навредить близлежащим деталям. После демонтажа загляните внутрь на факт состояния узла.

Для лучшей наглядности подсветите внутреннюю часть фонариком. На исправном патрубке не должно быть грязи, металлической стружки, пятен масла и пробок.

Проверка кулера проходит по такому же принципу. Осмотрите лопасти на факт дефектов и следов износа.

Если деталь износилась, коллектор впуска будет пропускать пары масла. Они будут оставаться на поверхности трубки и корпуса. В самых сложных случаях масло попадает в турбину.

Проверка снятой турбины

Более удобной является проверка снятого турбированного компрессора. Такой вариант более наглядный и позволяет распознать даже мелкие неисправности.

Актуатор

В состав турбины входят актуаторы — управляющие клапаны, отвечающие за геометрию газов устройства. На их поверхности не должно быть дефектов и деформаций. Если это произошло, ход штока меняется, и он не доходит до крайней позиции.

В результате турбина работает неправильно, а мощность автомобиля снижается.

Актуаторы боятся ржавчины, которая видна только на снятой детали. Следы коррозии, как правило, появляются в нижней части штока. Если это произошло, проблема возникает и на внутреннем клапане.

Результат — клин штока и неспособность турбокомпрессора работать в оптимальном режиме. Водитель замечает неисправность по снижению мощности.

При проверке актуатора обратите внимание на другие моменты:

  1. Ход штока. Он должен перемещаться свободно и без трений.
  2. Исправность мембраны. Делается из резины, которая твердеет, трескается и не может выполнять свои функции.

Алгоритм проверки штока:

  1. Снимите турбину.
  2. Используйте гаечный ключ или другой инструмент для движения штока.
  3. Убедитесь, что ход составляет около 10 мм. Параметр может отличаться в зависимости от вида турбины.

Для проверки мембраны сделайте следующее:

  1. Поднимите шток в верхнюю позицию.
  2. Закройте отверстие вверху, имеющее связь с мембраной.
  3. Убедитесь, что мембранная часть не пропускает воздух, а шток находится в исходном положении.
  4. Уберите палец. Шток должен занять исходную позицию.
  5. Время проверки — 15-20 с. В этот период перемещать шток нельзя.

Клапан

Задача перепускных клапанов состоит в контроле направления движения отработавших газов, выходящих с дизельного мотора при сбросе давления. Их так и называют – клапаны сброса давления.

Главное назначение – направить поток лишних газов непосредственно через турбокомпрессор или до него.

  1. Внутренний. Самый распространенный вариант.
  2. Наружный. Встречается в редких случаях из-за особой конструкции такой турбины.
  3. Байпасный. Ставится на двигателях высокой мощности: грузовых машинах и тягачах. Конструктивно требует применения перекрестной трубы.

Рассмотрим проверку на примере клапана управления турбокомпрессора Мерседес Спринтер. Представленный ниже порядок действий подойдет и для других дизельных автомобилей.

Алгоритм действий такой:

  1. Возьмите вольтметр и убедитесь в поступлении +12 Вольт на датчик.
  2. Измерьте внутренне сопротивление устройства. Оно не должно превышать 15 Ом.
  3. Проверка срабатывания клапана — подключите к выходу с буквами VAC насос для создания вакуума.
  4. Подайте -12 Вольт на датчик.
  5. Зажмите пальцем выход OUT.
  6. Включите насос для выкачивания воздуха и VAC-выхода.
  7. Добейтесь появления вакуума. Если этого нет, следовательно, клапан вышел из строя, и его нужно поменять. Ремонту узел не подлежит.

Во время проверки замкните обмотки клапана. Появление писка на нагретом двигателе свидетельствует о неисправности и необходимости замены устройства. Ремонтировать деталь не имеет смысла.

Датчик

Задача датчика турбокомпрессора состоит в защите двигателя от появления детонации. Устройство находится между турбиной и коллектором впуска.

В случае поломки блок управления снижает мощность мотора путем ограничения оборотов (не более 3000 в минуту) и выключает наддув.

Для проверки датчика сделайте следующие шаги:

  1. Поставьте машину на площадке, двигатель не заводите.
  2. Проверьте показания на датчиках наддува и атмосферного давления.
  3. Сравните параметры и вычислите дифференциальное давление.
  4. Оцените данные. Они не должны быть больше установленного заводом-изготовителем показателя.

В случае полного повреждения или частичной поломки датчика движения зажигается сигнальная лампа «Check Engine».

Диагностика оборудования позволяет выявить ошибку Р0238 «Датчик давления наддува, высокое напряжение». Причиной неисправности может быть отсутствие питания в результате повреждение проводки или других причин.

Проверка проводится одним из следующих способов:

  1. Проверьте цепочку между ЭБУ и датчикам (последний отбросьте).
  2. Замените проблемный датчик на целый.
  3. Используйте программу «Вася Диагност» для измерения параметров наддува. Изменение характеристик свидетельствует о поломке и ограниченной мощности мотора.

При длительной эксплуатации датчик забивается. На нем появляются загрязнения в виде пыли и грязи, которая мешает передавать правильные данные к блоку управления. В результате системы работают с ошибкой.

Для продления срока службы датчика рекомендуется его периодически снимать его и чистить. Ремонтировать устройство бесполезно, поэтому в случае выход из строя лучший способ — замена.

Геометрия

Проблемы турбокомпрессора и искажение его геометрии приводят к клину устройства. Управляющие клапаны двигаются с перебоями, что приводит к рывкам при запуске и включении устройства. Результат — чрезмерный или слабый наддув.

Для устранения неисправности важно периодически снимать и чистить турбину.

  1. Снимите турбокомпрессор.
  2. Проверьте качество перемещения лопаток. Если все хорошо, они должны крутиться без препятствий. Накопление сажи и другой грязи ведет к налипанию.
  3. Демонтируйте кольцо и почистите его с помощью специальных средств. Действуйте осторожно и не используйте пескоструй во избежание повреждений.
  4. Проверьте качество работы. Для этого создайте давление с помощью компрессора на уровне 0,6-0,7 бар. При таком параметре клапан должен нормально перемещаться. Для контроля давления используйте манометр.

Корпус

Осмотрите кожух турбокомпрессора на факт дефектов. При наличии вмятин деталь стоит поменять. В ином случае при работе устройства могут раскрутиться винтовые соединения, а это приведет не только повреждению турбины, но и двигателя.

Проблема особенно актуальна, если бывший владелец пытается продать машину после ДТП или неудачного ремонта.

Лопасти

На снятой турбине осмотрите лопасти на факт остроты краев. Если они затупились, это свидетельствует о проблемах с турбиной или попадании внутрь мусора.

Посторонние предметы могли оказаться внутри из-за игнорирования замены воздушного фильтра.

Применение турбины с поврежденными лопастями приводит к снижению мощности и повышению прожорливости авто.

Главное последствие износа — нарушение балансировки. Если хотя бы одна из лопастей сточена больше обычного и имеет меньший вес, это ведет к появлению центробежной силы. Последняя приводит к постепенному повреждению устройства и снижению общего ресурса. Это значит, изношенные лопасти — повод заменить турбину.

Как проверить турбокомпрессор с помощью «Вася Диагност»

Рассмотренные способы позволяют косвенно оценить ситуацию и сделать приблизительные выводы в отношении турбины. Для получения точных результатов нужен ноутбук, ПО «Вася Диагност» и разъем для подключения.

Алгоритм проверки такой:

  1. Подключитесь к сервисному разъему блока управления.
  2. Запустите софт «Вася Диагност».
  3. Заведите машину и убедитесь, что двигатель работает на холостом ходу.
  4. В программе перейдите в «Выбор блока управления».
  5. Кликните на пункт «Электроника двигателя», а далее «Настраиваемые группы».
  6. Найдите в списке справа строчку «Absolute intake pressure».
  7. Слева посмотрите на параметр давления в кПа. При работе на ХХ этот параметр может быть немного больше 100 кПа.
  8. Активируйте дополнительные опции: угол нажатия педали акселератора, параметр крутящего момента, температура антифриза и прочие.
  9. Начните движения и убедитесь, что давление выросло до 200-300 кПа. Параметр зависит от выбранного режима езды.

Если вы покупаете автомобиль с рук, с помощью «Вася Диагност» необходимо проверить все системы, а не только турбокомпрессор. Это позволит избежать неприятных сюрпризов.

Причины поломки турбокомпрессора

Ошибка многих автовладельцев — установка турбины после ремонта или замена детали без разбирательств в причинах неисправности. Если ничего не предпринять, новый или вновь отремонтированный узел снова поломается. Ниже рассмотрим, почему турбокомпрессора выходит из строя.

Механические повреждения

Турбина находится в подкапотном пространстве и может повредиться из-за механического воздействия камня или иного предмета.

В зоне риска находится «горячая» крыльчатка, которая повреждается при нарушении некоторых элементов двигателя: поршней, седел, коллектора выхлопа.

Через «холодную» улитку во впускной тракт может попасть кусок ветоши, гайка или болт. При механическом ударе на поверхности остаются следы.

Если крыльчатка повреждена, использовать турбину нельзя. Попытки выровнять лопасти утконосами или другим инструментом не дадут результата из-за разбалансировки.

Единственный выход — обращение на СТО. Мастер определяет неисправность и перед установкой турбины проверяет трубопровод и каналы, через которые поступает воздух.

Перегрев

Во многих автомобилях охлаждение турбины и мотора объединены в единую систему.

При длительной нагрузке силового агрегата и быстром отключении масло перестает циркулировать в системе, а турбокомпрессор перегревается. Внутри детали остается смазка, которая твердеет и нарушает работу узла.

Другие причины перегрева турбины:

  • загрязнение воздушного фильтра;
  • низкое качество масла;
  • несоблюдение периодичности замены смазывающей жидкости;
  • нарушение герметичности соединений воздуховодов;
  • работа системы без топливного насоса;
  • разбалтывание точек отвода выхлопных газов.

Чтобы защитить узел от чрезмерного нагрева, остановитесь и перед прекращением работы мотора дайте ему поработать какое-то время.

Масляное голодание

Турбина нуждается в постоянной подаче смазки, а появление любого перерыва чревато износом и перегревом.

К базовым причинам стоит отнести:

  • ошибки эксплуатации дизельного двигателя, к примеру, недостаточный нагрев зимой;
  • попадание дизеля или охлаждающей жидкости в масло;
  • недостаточный уровень смазывающей жидкости в поддоне;
  • несоблюдение периодичности замены смазки и фильтра;
  • загрязнение маслопровода или его повреждение;
  • выработанный ресурс мотора;
  • длительный простой машины без эксплуатации;
  • поломка системы подачи смазки.

Дефицит масла может возникнуть из-за ошибок установки турбины. Известны случаи, когда после монтажа система не заполнялась смазкой, и устройство работало «в сухую».

Грязное масло

Для поддержания турбины в работоспособном состоянии необходимо соблюдение двух условий: своевременная замена и использование оригинального масла.

Нарушение этих правил ведет к попаданию внутрь мелких субстанций, которые повреждают детали турбированного компрессора.

Экономия на масле и покупка продукта низкого качества ведет к негативным последствиям. Фильтр и перепускной клапан быстрей загрязняются, из-за чего жидкость проходит мимо фильтрующего элемента, а грязь распространяется по системе.

Для защиты турбины от последствий важно своевременно менять масло / фильтр и использовать оригинальную продукцию.

Рассмотренные в статье способы позволят определить поломку турбины в 95% ситуаций. В большинстве случае изнашиваются или ломаются подшипники, из-за чего лопасти меняют траекторию и повреждают кожух устройства.

Частичные проблемы турбокомпрессора можно определить по высокому расходу масла. В самых сложных ситуациях узел вообще заклинивает.

Периодическая проверка турбины дизельного мотора (а также бензинового) позволяет избежать проблем и выявить неисправность на раннем этапе.

Как проверить турбину

Как проверить турбину

Уже долгое время, автопроизводители все чаще используют турбированные двигатели. Это обусловлено не столько простым повышением мощности силового агрегата, а жёсткими экологическими нормами. Так как, турбина в устройстве автомобиля позволяет сохранить мощность и динамику мотора, при относительно, невысоком выделении вредных веществ в выхлопных газах машины.

Поэтому, в современном автомобилестроении, начали появляться машины, оснащенные турбированными моторами, которые могут развивать повышенную мощность, тем более, учитывая изначальный рабочий объем 2 — 3 литра, мощность может быть увеличена на 30 — 80% от изначальной атмосферной версией мотора. Также, производители начали создавать машины укомплектованные малолитражными трехцилиндровыми двигателями, с рабочим объемом 1 или 1,2 литра. При этом, имея всего три цилиндра. Поскольку, такие моторы при современных технологиях и повышенной степенью сжатия, достигающуюся использованием турбин, способны развивать до 100 лошадиных сил. Согласитесь, это достойный результат, особенно, сравнивая с простыми атмосферными моторами, которые имеют в себе 4 цилиндра, рабочий объем 1,5-1,6 литра, расход топлива до 10 литров, и выдающие примерно такие же результаты по мощности.

Если сравнивать динамические характеристики, то малолитражные моторы имеют некоторое отличие, заключающиеся в том, что максимальная мощность и крутящий момент, у них наступает при более высоких оборотах, к чему стоит привыкать водителю.

Также, существует существенный минус в обслуживании турбированных моторов, заключающийся в том, что конструкция двигателя осложнена дополнительным оборудованием. Что влечет за собой дополнительный риск поломки, и более строгие правила регулярного обслуживания.

Поэтому, при покупке автомобиля бывшего в употреблении, стоит внимательно отнестись к проверке состояния турбины. Ведь стоимость данного агрегата может достигать 150 000 рублей, в зависимости от автомобиля и производителя. Даже купив не оригинальную запчасть, получится сэкономить половину стоимость, что также составляет не маленькую сумму денежных средств.

Перейдем к подробному описанию способов проверки, и на что стоит обращать внимание в первую очередь.

Звук работы турбины

В первую очередь, необходимо внимательно прислушаться к звучанию самой турбины. Лучше всего, заниматься этим на холодном автомобиле. Именно не прогретая турбина может показать все свои недостатки.

Поэтому, просим автовладельца запустить двигатель автомобиля и внимательно прислушаться при открытом капоте. Старая турбина, почти отработавшая свой срок, будет работать очень громко. Тем более, может раздаваться свист, скрежет или шум разбитого подшипника. Следовательно, лучше воздержаться от покупки данного автомобиля, или выбивать скидку в размере стоимости новой турбины и стоимости работ по ее замене.

Динамика автомобиля

Данный тест очень условен, и может указать на неисправность турбины только опытному водителю, который уже использовал данную модель автомобиля или схожую по техническим характеристикам. Ведь вся проверка будет проводиться на основании субъективного отношения.

Для этого, стоит полностью прогреть автомобиль, и попросить владельца проехаться на машине. Мощный турбированный силовой агрегат, должен создавать ощущение быстрого и легкого разгона, то есть, автомобиль должен соответствовать заявленной мощности двигателя. Ведь, неисправная турбина напрямую влияет на мощность мотора, а точнее, мощность мотора может варьироваться от 50 до 20% за счет наличия нагнетателя.

Естественно, если Вы приобретаете малолитражный автомобиль с двигателем мощностью до 100 лошадиных сил, то особой резвости от него ждать не стоит. Но можно принять во внимание. Что с неисправной турбиной, машина будет ехать еле-еле.

Расход автомобильного масла и его состояние

Это еще одни признаки, которые могут указывать на неисправность в автомобиле, в том числе и на неисправность турбины. В любом случае, если Вы обнаружите данные признаки — лучше не связываться с данным экземпляром автомобиля с пробегом.

В первую очередь, у продавца необходимо поинтересоваться о расходе масла в его машине. Дело в том, что любой турбированный автомобиль, в какой-то мере расходует масло, но максимальное значение не может превышать 1 литра на 10 000 километров. Поэтому, превышения данного значения — это явный признак неисправности, и не стоит принимать на веру, что для данной модели, повышенное потребление автомобильного масла, это нормальное явление.

Также, необходимо проверить состояние масла, если быть точнее, то необходимо рассмотреть внутреннее состояние заливной горловины на блоке двигателя. Для этого можно использовать фонарик или вспышку на телефоне.

Если открутив крышку заливной горловины, Вы увидите на ней или внутри, черный налет, представляющий собой нагар или грязь — необходимо отказываться от покупки автомобиля, и заняться поисками более подходящего варианта.

Индикация на приборной панели

В том случае, если при осмотре желаемого автомобиля, обнаруживается, что световой индикатор «Check engine» горит на приборной панели — это само собой признак, указывающий на явные неисправности в автомобиле. В том числе, данный сигнал может указывать на неисправность турбины.

Если есть возможность считать ошибки и узнать их значение. То неисправность нагнетателя, может быть причиной возникновения недостаточного давления в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания. Что будет отображено в считанных ошибках с электронной системы управления автомобиля.

В любом случае, зачем рисковать будущему владельцу. И приобретать заведомо неисправный автомобиль.

Для большего понимания, почему может загораться индикатор "Check Engine", можно прочитать подробную статью про данный сигнал на панели приборов.

Осмотр турбины автомобиля

После предыдущих тестов, можно переходить к более детальному осмотру самой турбины. Но прежде чем разбирать ее, стоит еще обратить внимание на уровень задымления выхлопными газами. Если из выхлопной трубы идет много дыма на прогретом автомобиле, и он имеет маслянистый или синий оттенок. То это также может указывать на неисправность в турбине или серьезные неполадки в двигателе автомобиля.

И так, для начала осмотра, необходимо демонтировать воздушный патрубок с корпуса турбины. Отнеситесь к данному действию ответственно, и не повредите сам патрубок, он также может стоить не мало, а машину Вы еще не приобрели. Так что, не стоит ломать чужие вещи, тем более, если она не пригодна для покупки.

Первое на что стоит обратить внимание — это наличие или отсутствие масла или его следов в патрубке, и на лопастях самой турбины. Дело в том, что сильно выработанные устройства, имеют свойство пропускать мелкие частицы автомобильного масла, оседающие на лопастях, в воздушном патрубке и попадающие во впускной коллектор. То есть, это явный признак того, что данная турбина доживает свой срок, и в скором времени полностью выйдет из строя.

Окончательной проверкой, станет осмотр внутренностей турбины и состояние «кулера». При снятом патрубке, необходимо пальцами аккуратно пошатать вентилятор внутри турбины, и определить степень люфта. В нормальном рабочем состоянии, он не должен превышать 1-2 миллиметров, и тем более, не должен соприкасаться с корпусом. Также, с помощью фонарика, осматриваем внутреннюю поверхность корпуса в районе «кулера». На ней не должно быть каких либо царапин, разрезов или других повреждений.

Вывод

В окончании статьи, могу сказать еще пару слов по работе турбины в конструкции автомобиля. Сама турбина, способна продолжать свою работу, даже имея серьезную степень выработки, но сама суть вопроса в том, что снизится качество работы, и значительно повысится расход автомобильного масла.

Дело в том, что конструкция автомобильной турбины — это простое устройство, которое состоит из металлического корпуса и вентилятора заключенного в него. При значительной степени износа, значительно снижается нагнетаемое давление, то есть, сам смысл использования турбины, постоянно приближается к нулю. При этом, расход масла может увеличиться до литра на 1 000 километров.

Как проверить турбину на двигателе: рекомендации специалиста

Еще 15-20 лет назад турбированные двигателя встречались только на грузовиках и спецтехнике. Но сейчас все чаще производители используют турбину на легковых автомобилях. На то есть свои причины. Ведь благодаря турбокомпрессору, можно значительно увеличить мощность двигателя и крутящий момент без потери расхода и увеличения камеры сгорания. К сожалению, данный элемент не вечен и со временем выходит из строя. Что же, давайте рассмотрим, как проверить работу турбины своими руками.

Основные признаки неисправности

Если данный механизм начал давать сбои в работе, вы сразу это ощутите. В первую очередь, неисправность турбины будет отображаться на ходовых качествах автомобиля. Так, значительно пропадет динамика разгона. Машине будет трудно набрать нужную скорость, особенно на подъем или при загрузке. Также двигатель будет тяжелее набирать обороты. По сути, он превратится в обычный «атмосферник». А как известно, на трубированных автомобилях стрелка тахометра существенно «оживает» после определенного диапазона оборотов (2 и более тысяч, в заливистости от типа мотора). При неисправном компрессоре она будет тянуться вверх так же медленно, как и в начале.

как проверить турбину дизельного

как проверить турбину на дизеле

Черный дым из выхлопной и малая мощность. Что делать?

Основная проблема заключается в несанкционированном поступлении воздуха в выпускной или впускной коллектор. Итак, как проверить турбину дизельного двигателя своими руками? Для начала запускаем мотор и прислушиваемся к его звуку работы. Так можно определить конкретное место поломки. Часто проблема заключается в лишнем «подсосе» воздуха или загрязненном воздушном фильтре.

как проверить работу турбины

Сизый дым из выхлопной

Этот признак может говорить о чрезмерном расходе масла. Смазка попадает в выхлопную систему и там сгорает. Основная причина заключается в недостаточном пропуске воздуха. Это может быть грязный фильтр, из-за чего создается разница в давлении между картриджем турбины и корпусом компрессора. Также стоит осмотреть повреждение на роторе и сливной маслопровод. Последний не должен содержать пробок и перегибов. Дополнительно проверяют давление картерных газов в системе. Это тоже может стать причиной повышенного расхода масла и синего дыма.

как проверить снятую турбину

Проверяем наддув

Как проверить турбину на дизеле без снятия? Запускаем двигатель, открываем капот и находим патрубок, который соединяет впускной коллектор и турбину. Его нужно пережать рукой, а затем отпустить. Далее помощник должен нажать на газ в течении трех секунд. В чем суть этой проверки? После нажатия на газ вы увидите, как патрубок под давлением раздувается. Если этого не произошло, значит, турбина не работает как положено.

Дефектовка

Чтобы убедиться в исправности элемента, можно произвести его дефектовку. Как проверить турбину? Для этого отсоединяем патрубок, который идет на воздушный фильтр, и осматриваем лопатки турбины. Они должны быть без забоин и зазубрин, с правильной формой (не погнутые). При повреждении крыльчатки компрессор нужно менять, либо ремонтировать.

как проверить турбину на двигателе

Если на автомобиле используется воздушный радиатор (интеркуллер), его тоже необходимо осмотреть. Внутри него исключены потеки масла. В противном случае компрессор нуждается в ремонте.

О герметичности

Стоит отметить, что даже при дефектовке невозможно определить поломку на 100 процентов. Дело в том, что подобные признаки могут наблюдаться и из-за негерметичных соединений впускного и выпускного тракта. По этой причине система не может произвести нормальную регулировку подачи топлива. Это ведет к повышенному расходу масла, топлива и падению мощности.

Профилактика

Чтобы не задаваться вопросом, как проверить турбину, нужно знать меры профилактики. Несколько простых советов, отмеченных ниже, значительно продлят срок службы вашему элементу:

  • Придерживайтесь регламента замены воздушного фильтра. В половине случаев повышенный расход масла и другие проблемы с турбиной возникают именно из-за грязного фильтра. И если на атмосферных двигателях просто пропадет тяга, то здесь будет перегружен весь механизм (а именно компрессор, из-за разницы давлений во впуске и выпуске).
  • Следите за уровнем масла. Даже кратковременное «голодание» очень вредно для двигателя и турбины. Заливайте только рекомендованное производителем масло. Часто поломки возникают из-за применения поддельной продукции. Что касается регламента замены, он немного отличается от обычных, атмосферных двигателей. На турбированных моторах масло меняется раз в 7 тысяч километров.
  • Контролируйте величину наддува. Особенно это касается тех, кто ставит турбину нештатно на бензиновые двигателя. Данный параметр должен находится в пределах одного бара. Помните, что с каждым увеличением «буста» мотор терпит колоссальные нагрузки.

как проверить турбину

  • Перед тем как глушить мотор после поездки, дайте ему поработать 1-2 минуты на холостых. Так вы исключите углеродный осадок, который вредит подшипникам турбины.

Заключение

Итак, мы выяснили, как проверить турбину разными способами. При возникновении проблем не стоит медлить с их устранением. Ведь повышенному износу подвергается не только компрессор, но и сам двигатель. Не используйте присадки, которые, по словам производителей, «лечат» турбину. Они никаким образом не восстановят заводские зазоры и уж тем более не вернут прежнее состояние треснутых лепестков крыльчатки. Все эти проблемы решаются только путем механического вмешательства, со снятием и дефектовкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *