Адсорбер на Лада Калина
Одно из основных требований к современному автомобилю – нанесение минимального вреда окружающей среде. Именно для этой цели был разработан адсорбер – специальное устройство, предназначенное для улавливания бензиновых паров, которые затем направляются на дожигание в двигатель или, после конденсации, обратно в бак.
Применение адсорбера позволяет исключить попадание вредных паров бензина в атмосферу, добиться более стабильной работы двигателя и сэкономить топливо, которое вместо того, чтобы испаряться в окружающую среду сжигается в камерах сгорания или стекает обратно в бензобак. Если двигатель начинает работать неправильно – плавает холостой ход, снижается мощность, увеличивается расход, нужно обязательно проверить адсорбер, возможно именно он является причиной проблемы.
Как работает адсорбер
Чтобы быть более точным и понятным, возьмем пример конкретного автомобиля – популярную модель Лада Калина. Этот узел состоит из трех основных элементов, непосредственно адсорбера с порошкообразным активированным углем, который расположен на бензобаке, клапана и патрубков, которые их соединяют. Клапан адсорбера на Лада Калина находится в патрубке подачи воздуха, непосредственно после воздушного фильтра. Нужно отметить, что на других модификациях и моделях адсорбер может устанавливаться не на баке, а в разных местах подкапотного пространства.
Испарившийся из бака бензин попадает в адсорбер, который продувается воздухом, в результате чего пары по патрубку попадают на клапан, который открывается и направляет их на дроссельную заслонку. Далее бензин попадает во впускную трубу и направляется в камеры сгорания.
В системе адсорбера используется обычный электромагнитный клапан, который при подаче на него напряжения начинает приоткрываться, пропуская воздух, насыщенный бензиновыми парами. Управление клапаном адсорбера осуществляет ЭБУ. Дополнительно на клапан может устанавливаться датчик давления, отслеживающий состояние системы.
Как проверить адсорбер на Лада Калина
Существуют признаки неисправности клапана адсорбера или самого устройства, которые нельзя игнорировать. При этом часто они могут вызываться другими проблемами, поэтому к поломке нужно подходить комплексно. Среди таких признаков выделяют:
- Плавающие обороты. Проблема возникает не сразу, а после того, как двигатель уже проработал около 10 минут и прогрелся.
- После запуска двигателя, пока он холодный и при нажатие на педаль газа, двигатель почти глохнет. Похожая ситуация случается, когда заканчивается бензин.
- Теряется до 15 % мощности, хотя все системы работают нормально, но при этом увеличивается потребление топлива.
- После запуска двигателя датчик может застучать, что напоминает стук разбалансированных клапанов.
- При открытии бака раздается сильный свист впускаемого воздуха, поскольку в нем создается разрежение.
Именно последний признак точно указывает на проблему с адсорбером или его клапаном.
Чтобы проверить клапан адсорбера Лада Калина потребуется обычная диодная контролька с двумя лампочками – красной и зеленой. При запущенном двигателе ее провод устанавливается на массу, а игольчатый контакт вводится в провод постоянного питания, при этом должна загореться красная лампочка. Если нажать на педаль газа лампочка должна гореть постоянным светом, никак не реагируя.
При установке контакта на второй провод, тоже должна загореться красная лампочка, но при нажатии на педаль газа начинает моргать или загораться зеленая лампа, что указывает на открытие клапана, а это значит, что он работает нормально. В случае, когда при нажатии на газ зеленая лампа не загорается, клапан подлежит замене, поскольку он не открывается и не пропускает воздух с бензиновыми парами для дожигания в камере сгорания.
Виды неисправностей
Электронный блок управления Лада Калина при появление неисправностей, связанных с адсорбером, выдает соответствующие коды ошибок в диапазоне 0440-0455. К наиболее часто встречающимся относят такие ошибки:
- 0440. Проблема датчика клапана EGR (рециркуляции выхлопных газов). Неисправна система контроля отвода бензиновых паров.
- 0441. Некорректная работа клапана при неправильном расходе воздуха. Неправильная регулировка системы контроля отвода топливных паров.
- 0442. Утечка системы отвода топливных паров.
- 0443. Неисправность в системе управления клапана адсорбера. Неисправность клапана продувки угольного адсорбера (система EVAP). Неисправность клапана в системе контроля отвода топливных паров.
- 0444. Обнаружение короткого замыкания в цепи 12 В, оборвана цепь клапана системы продувки адсорбера. Разрыв цепи клапана контроля отвода топливных паров.
- 0445. Заземление цепи или короткое замыкание системы продувки адсорбера.
- 0446. Неисправен контролирующий датчик вентиляции системы отвода топливных паров.
- 0447. Размыкание цепи контрольного датчика вентиляции системы отвода топливных паров.
- 0448. Замыкание цепи вентиляционного датчика, контролирующего отвод топливных паров.
Некоторые автовладельцы, чтобы избавиться от проблемы просто отключают адсорбер. Но делать это лучше программно, путем перепрошивки ЭБУ. Это связанно с тем, что поток воздуха, проходящий через клапан адсорбера, учитывается компьютером, и механическая заглушка приведет к принудительному обогащению топливной смеси, что негативно отразится на работе двигателя.
Как проверить клапан адсорбера на примере «Лада Калина»
В бензобаке любого автомобиля всегда присутствуют испарения, образующиеся из-за понижения атмосферного давления или нагрева горючего. Чтобы не допустить утечку топливных паров в атмосферу, на «Калине» устанавливается специальная система улавливания паров бензина (СУПБ). Благодаря ей, испарения, задерживаемые адсорбером (по сути, это активированный уголь), поступают во впускной коллектор и сгорают в цилиндрах двигателя. Чтобы регулировать количество бензиновых паров, идущих из адсорбера в коллектор, используется специальный электромагнитный клапан.
Зачем нужна система улавливания паров бензина
Инжекторые машины (в т. ч. «Калина»), чей класс в экологическом плане относится к Евро-3, должны в обязательном порядке оснащаться СУПБ. Это не дает парам топлива попадать в атмосферу, загрязняя ее. Помимо этого, система гарантирует более стабильную работу силовой установки и обеспечивает экономию бензина. О том, как проверить клапан адсорбера, входящего в СУПБ, и как он функционирует, речь пойдет далее.
Принцип работы
Сам адсорбер позволяет скапливаться испарениям горючего в особом месте – сепараторе. В итоге бензин превращается в конденсат и поступает обратно в бак. Испарения, не прошедшие обработку, идут сквозь удвоенные клапаны системы, один из которых не дает топливу вылиться наружу при аварийной ситуации (например, перевороте), а второй «занимается» регулировкой давления в баке. Клапан продувки адсорбера размещается под капотом, а сам адсорбер находится на баке. КПА обеспечивает нормальную работу всей системы: вентилирует ее и удаляет конденсат.
Конструкция и работа клапана продувки адсорбера
КПА представляет собой электромагнитное запорное устройство, работающее от бортовой сети авто. Клапан состоит из:
- пластмассового корпуса;
- клапана с пружинкой;
- обмотки;
- металлического сердечника;
- разъема.
Когда двигатель автомобиля заглушен, на клапан не подается напряжение, и он находится в закрытом положении. Т. е. со стороны мотора система, улавливающая пары, перекрыта. Одновременно адсорбер начинает «собирать» испарения. Когда силовой агрегат запускается, на клапан подается напряжение, благодаря чему он открывается, и пары горючего попадают во впускной коллектор. Как только зажигание выключается, КПА обесточивается, и трубопровод перекрывается: испарения в ресивер не попадают.
Автомобили высокой ценовой категории имеют более сложную систему улавливания испарений. На таких машин стоят особые датчики, способные «вычислить» количество воздуха и паров в процентном отношении. Это позволяет более точно управлять подачей бензина в инжектор.
Признаки неисправности КПА
Для начала пустите двигатель: на холостом ходу или в холодную погоду вы услышите характерное еле слышное стрекотание. Оно говорит о том, что клапан исправен. Чтобы не перепутать этот звук с шумом от работающего ГРМ, резко надавите на газ. Характер стрекота не должен измениться. О неисправности КПА говорят нижеследующие признаки:
- зажигание сигнала CHECK на панели приборов;
- определение ошибки РО441 в ходе тестирования;
- повышенный расход бензина;
- неустойчивая работа силового агрегата при движении;
- нестабильный холостой ход;
- увеличение содержания СО2;
- шипящий звук при отворачивании крышки бака (появилось разрежение);
- появление запаха топлива в салоне.
Проверка клапана на месте
Понадобится тестер (вольтметр, мультиметр) и отвертка. Сам КПА установлен на радиаторной рамке. Устройство можно узнать, увидев подходящие к нему две трубки, по которым и двигаются испарения. Далее:
- отсоедините от КПА электрический разъем, отжав фиксатор колодки;
- с помощью мультиметра проверьте наличие напряжения, прикоснувшись минусовым (черным) щупом прибора к массе, а красным – к «А» (буква на разъеме колодки);
- включите зажигание: мультиметр должен показывать бортовое напряжение автомобиля. Если это не так, проверьте электропроводку.
Как снять клапан продувки
Снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Если будет мешать ДМРВ (датчик массового расхода воздуха), снимите с него входной патрубок. Затем отогните крепление клапана и потяните его вверх. Теперь нужно отсоединить пару штуцеров. Первый снимается свободно, чтобы вытащить второй, нажмите на фиксатор и подденьте усики, например, тонкой отверткой.
Как проверять клапан адсорбера, снятый с авто
Нужно взять подходящий по объему медицинский шприц, просто вытащить на 2-3 см поршень и подсоединить к отводящему штуцеру. Если надавить на поршень, он пойдет с трудом, что говорит о наличии в клапане давления. Теперь к электрической части КПА подсоедините аккумулятор и снова нажмите на поршень: сопротивление должно исчезнуть. Если этого не происходит, придется покупать новый клапан.
Лада калина что такое абсорбер
Адсорбер на Лада Калина – отремонтировать, не испортив
Электромагнитный клапан, называемый адсорбером, присутствует на каждом двигателе с инжекторным типом впрыска. Однако мало кто догадывается зачем необходима данная деталь. Адсорбер предназначен для скапливания паров топлива, которые подвергаются нагреву в топливном баке. Таким образом, при запуске двигателя именно скопленные адсорбером пары попадают в коллектор и камеру сгорания, за что отвечает специальный клапан продувки, который регулирует конденсат и вентилирует систему.
1 Принципы и особенности работы адсорбера
Чтобы контролировать количество поступаемых в камеру сгорания паров топлива, на каждую модель автомобиля с двигателем инжекторного типа устанавливается специальный продувочный клапан – как правило, в районе бензобака. В целом, адсорбер – это система, состоящая из нескольких клапанов, каждый из которых отвечает за определенные параметры. Так, клапан гравитации предотвращает перелив топлива в аварийных ситуациях, а датчик давления, соответственно, регулирует давление в бензобаке. Кроме того, в состав адсорбера входит угольный фильтр, электромагнитный датчик и специальные соединительные трубки для целостности системы.
Похожие статьи
Что касается адсорбера на модель Лада Калина, то при неисправности этого механизма у автомобиля повышается расход топлива и существенно понижается уровень мощности. Однако в последнее время специалисты расходятся во мнении относительно того, как именно неисправность адсорбера влияет на поведение двигателя и автомобиля. В любом случае, адсорбер – это важная составляющая топливной системы, компоненты которого подлежат ремонту и замене в случае обнаружения неисправностей в работе.
2 Диагностика клапанов адсорбера и возможность самостоятельного ремонта
Если на вашем автомобиле неисправен клапан адсорбера, это может привести к самым разным последствиям для топливной системы и двигателя. Во-первых, из-за недостаточного и некачественного проветривания системы может пострадать бензонасос, а во-вторых, постепенное накопление топлива в коллекторе может привести к провалам при работе двигателя. Если ваша Лада Калина «задыхается» на холостых оборотах или существенно теряет в тяге, в этом может быть повинен как раз датчик адсорбера. Чтобы определить, исправен ли адсорбирующий механизм на модели Лада Калина, необходимо открыть бензобак после остановки автомобиля и прислушаться. Если из области бензобака доносится характерное «шипение», это первый признак неисправности клапана вентиляции в адсорбере.
Кроме того, о неисправности может свидетельствовать запах бензина в салоне. В таком случае адсорбер подлежит немедленной замене, чтобы избежать более серьезных последствий для двигателя. Конечно, запах бензина в салоне может быть вызван иными причинами, но если все другие элементы топливной системы исправны, значит, проблема в клапане продувки, который можно заменить своими руками.
3 Установка нового клапана адсорбера своими руками
Работа по демонтажу неисправного клапана и установки нового не таит в себе ничего сложного. Для этого вам потребуется крестообразная отвертка и информация, которую вы узнаете в этой статье. В случае с автомобилем Лада Калина «достать» клапан адсорбера будет немного труднее, чем в других моделях, но опять же, ничего сложного нет. Необходимо в первую очередь убрать клемму на минус с аккумулятора, затем расслабить крепление и попытаться снять клапан, приложив определенное усилие. Чтобы окончательно вынуть клапан из крепления, необходимо так же убрать штуцеры, которые находятся под защелкой. Затем в обязательном порядке необходимо сверить маркировку снятого и нового клапана продувки, чтобы они совпадали. Если все сделано правильно, необходимо выполнить ту же работу в обратном порядке, и новый клапан без проблем встанет на место.
Кроме того, на модели Лада Калина можно самостоятельно провести не только диагностику, но и ремонт адсорбера, но для этого необходимо обладать определенными знаниями. Лучше доверить это специалистам, тем более, что цена подобных работ будет относительно невысокой.
И важно также помнить, что «запускать» неисправный адсорбер не стоит, так как неисправный датчик или клапан системы может со временем стать причиной более серьезной поломки в топливной системе или двигателе, особенно это касается автомобиля ВАЗ Калина.
4 Ремонт клапана абсорбера
В том случае, если вы все же решили самостоятельно отремонтировать датчик адсорбера, необходимо снять цельное устройство с датчиком, которое находится на бензобаке. Затем с помощью простого напильника постараться спилить крышку механизма, извлечь из нее составные части, в том числе датчик продувки и фильтр, который подлежит замене. Далее необходимо произвести необходимую диагностику и ремонт, установить обратно все пластины и пружины, починенный датчик и т. д. Затем крышка устанавливается на место, надежно запаивается и для уверенности промазывается герметиком.
Чтобы сделать новый фильтр, можно использовать паралон или войлок, а также немного хлопчатобумажной ткани. В целом ремонт датчика адсорбера не сложен, но необходимо знать, что делаешь и учитывать нюансы, чтобы не пришлось делать ремонт после ремонта.
Как проверить клапан адсорбера на примере «Лада Калина»
В бензобаке любого автомобиля всегда присутствуют испарения, образующиеся из-за понижения атмосферного давления или нагрева горючего. Чтобы не допустить утечку топливных паров в атмосферу, на «Калине» устанавливается специальная система улавливания паров бензина (СУПБ). Благодаря ей, испарения, задерживаемые адсорбером (по сути, это активированный уголь), поступают во впускной коллектор и сгорают в цилиндрах двигателя. Чтобы регулировать количество бензиновых паров, идущих из адсорбера в коллектор, используется специальный электромагнитный клапан.
Зачем нужна система улавливания паров бензина
Инжекторые машины (в т. ч. «Калина»), чей класс в экологическом плане относится к Евро-3, должны в обязательном порядке оснащаться СУПБ. Это не дает парам топлива попадать в атмосферу, загрязняя ее. Помимо этого, система гарантирует более стабильную работу силовой установки и обеспечивает экономию бензина. О том, как проверить клапан адсорбера, входящего в СУПБ, и как он функционирует, речь пойдет далее.
Принцип работы
Сам адсорбер позволяет скапливаться испарениям горючего в особом месте – сепараторе. В итоге бензин превращается в конденсат и поступает обратно в бак. Испарения, не прошедшие обработку, идут сквозь удвоенные клапаны системы, один из которых не дает топливу вылиться наружу при аварийной ситуации (например, перевороте), а второй «занимается» регулировкой давления в баке. Клапан продувки адсорбера размещается под капотом, а сам адсорбер находится на баке. КПА обеспечивает нормальную работу всей системы: вентилирует ее и удаляет конденсат.
Конструкция и работа клапана продувки адсорбера
КПА представляет собой электромагнитное запорное устройство, работающее от бортовой сети авто. Клапан состоит из:
- пластмассового корпуса;
- клапана с пружинкой;
- обмотки;
- металлического сердечника;
- разъема.
Когда двигатель автомобиля заглушен, на клапан не подается напряжение, и он находится в закрытом положении. Т. е. со стороны мотора система, улавливающая пары, перекрыта. Одновременно адсорбер начинает «собирать» испарения. Когда силовой агрегат запускается, на клапан подается напряжение, благодаря чему он открывается, и пары горючего попадают во впускной коллектор. Как только зажигание выключается, КПА обесточивается, и трубопровод перекрывается: испарения в ресивер не попадают.
Автомобили высокой ценовой категории имеют более сложную систему улавливания испарений. На таких машин стоят особые датчики, способные «вычислить» количество воздуха и паров в процентном отношении. Это позволяет более точно управлять подачей бензина в инжектор.
Признаки неисправности КПА
Для начала пустите двигатель: на холостом ходу или в холодную погоду вы услышите характерное еле слышное стрекотание. Оно говорит о том, что клапан исправен. Чтобы не перепутать этот звук с шумом от работающего ГРМ, резко надавите на газ. Характер стрекота не должен измениться. О неисправности КПА говорят нижеследующие признаки:
- зажигание сигнала CHECK на панели приборов;
- определение ошибки РО441 в ходе тестирования;
- повышенный расход бензина;
- неустойчивая работа силового агрегата при движении;
- нестабильный холостой ход;
- увеличение содержания СО2;
- шипящий звук при отворачивании крышки бака (появилось разрежение);
- появление запаха топлива в салоне.
Проверка клапана на месте
Понадобится тестер (вольтметр, мультиметр) и отвертка. Сам КПА установлен на радиаторной рамке. Устройство можно узнать, увидев подходящие к нему две трубки, по которым и двигаются испарения. Далее:
- отсоедините от КПА электрический разъем, отжав фиксатор колодки;
- с помощью мультиметра проверьте наличие напряжения, прикоснувшись минусовым (черным) щупом прибора к массе, а красным – к «А» (буква на разъеме колодки);
- включите зажигание: мультиметр должен показывать бортовое напряжение автомобиля. Если это не так, проверьте электропроводку.
Как снять клапан продувки
Снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Если будет мешать ДМРВ (датчик массового расхода воздуха), снимите с него входной патрубок. Затем отогните крепление клапана и потяните его вверх. Теперь нужно отсоединить пару штуцеров. Первый снимается свободно, чтобы вытащить второй, нажмите на фиксатор и подденьте усики, например, тонкой отверткой.
Как проверять клапан адсорбера, снятый с авто
Нужно взять подходящий по объему медицинский шприц, просто вытащить на 2-3 см поршень и подсоединить к отводящему штуцеру. Если надавить на поршень, он пойдет с трудом, что говорит о наличии в клапане давления. Теперь к электрической части КПА подсоедините аккумулятор и снова нажмите на поршень: сопротивление должно исчезнуть. Если этого не происходит, придется покупать новый клапан.
Все признаки неисправности адсорбера. Факты и на что следует обратить внимание
Зачем нужна система улавливания паров топлива
Бензин относится к разряду легкоиспаряющихся углеводородов, а его пары обладают высокой летучестью. Во время работы двигателя бензин, находящийся в баке, хоть немного, но нагревается. К тому же во время движения он колышется. Эти процессы ускоряют испарение топлива, создавая повышенное давление в емкости. Раньше автомобильные баки имели лишь примитивную систему вентиляции, которая попросту выпускала пары через специальные отверстия в атмосферу. Естественно, это наносило определенный вред окружающей среде, а об экономии топлива вообще речи не шло.
Внедрение системы улавливания паров бензина позволило решить эти обе проблемы одновременно. С ней испарения не выбрасываются в окружающую среду понапрасну, а используются по назначению, т.е. для обеспечения работы двигателя.
1.9. Каталитический нейтрализатор
Для выполнения норм Евро-II на содержание вредных веществ в отработавших газах необходимо применение каталитического нейтрализатора в системе выпуска.
Применение каталитического нейтрализатора дает значительное снижение выбросов углеводородов, окиси углерода и окислов азота с отработавшими газами при условии точного управления процессом сгорания в двигателе.
Для ускорения процесса преобразования углеводородов, окиси углерода и окислов азота в нетоксичные соединения нейтрализатор имеет окислительный и восстановительный катализаторы.
Окислительным катализатором является платина. Она способствует окислению углеводородов и окиси углерода, содержащихся в отработавших газах, в водяной пар и двуокись углерода.
Восстановительным катализатором является родий. Он ускоряет химическую реакцию восстановления окислов азота в безвредный азот, являющийся одной из составляющих воздуха.
Для нейтрализации углеводородов и окиси углерода требуется кислород. Одновременно происходит восстановление окислов азота. Поэтому для эффективной работы нейтрализатора необходимо точное поддержание баланса подаваемой в двигатель топливовоздушной смеси.
Повышенное остаточное содержание кислорода в отработавших газах (при сгорании бедных смесей) затрудняет восстановление окислов азота. Пониженное содержание кислорода в отработавших газах (при сгорании богатых смесей) затрудняет окисление окиси углерода и углеводородов. Только точный баланс топливовоздушной смеси обеспечивает эффективную нейтрализацию всех трех токсичных компонентов.
Наиболее полное сгорание топливовоздушной смеси и максимально эффективная нейтрализация вышеупомянутых токсичных компонентов отработавших газов обеспечиваются при отношении воздуха к топливу 14,5. 14,6:1, т.е. 14,5. 14,6 кг воздуха на 1 кг топлива.
При эксплуатации неисправного двигателя нейтрализатор может выйти из строя из-за тепловых напряжений (выше 970 °С), которым он подвергается при окислении избыточных количеств углеводородов. При тепловых напряжениях керамические блоки нейтрализатора могут разрушиться (закупориться), вызвав повышение противодавления.
Из чего состоит система улавливания паров
СУПБ в «Калине» состоит из следующих элементов:
Как видите, система достаточно проста. Рассмотрим назначение каждого из ее элементов в отдельности.
Что касается топливопроводов, то это попросту трубки, по которым испарения бензина уходят из бака, а также по которым топливо возвращается в него обратно. Сепаратор служит для сбора паров горючего и их конденсации. Адсорбер предназначен для улавливания тех испарений, которые не успели перейти в жидкое состояние. Клапан продувки адсорбера («Калина») необходим для того, чтобы направлять пары бензина в ресивер впускного коллектора.
Чем грозит?
Безусловно, можно и продолжать путешествовать по дорогам с подобной неисправностью. Машина станет ехать, но у нее по-прежнему будут плавать холостые. К тому же, если не устранить вовремя неисправности адсорбера, то на ближайшей заправочной станции при попытке залить бензин в бак крышка может буквально «выстрелить» от образующихся газов, которые вовремя не удаляются. Так что лучше всего будет поменять негожую деталь на новую.
К тому же, если бензобак плохо будет проветриваться, это может привести к возникновению разрежение. А как следствие – деформацию и повреждение такой важной запчасти, как бензонасос. А невентилируемый адсорбер может вызывать и во впускном коллекторе накопление топлива. А это уже может сказаться на стабильности работы всего движка.
Как работает система
Топливные испарения поднимаются и концентрируются в верхней части бака. Когда давление в емкости поднимается, пары попадают в топливопровод, а оттуда в сепаратор. Там происходит процесс их остывания и конденсации. Часть испарений оседает на стенках сепаратора, переходит обратно в жидкое состояние и по обратному топливопроводу возвращается назад в бак. Другая же часть, которая не успела конденсироваться, поступает в адсорбер. Устройство представляет собой обычную пластиковую банку, заполненную измельченным активированным углем. Пары накапливаются в адсорбере до запуска двигателя.
Когда мы пытаемся завести мотор, в работу вступает электромагнитный клапан продувки адсорбера («Калина»). Сигнал на его открытие подается от электронного блока управления двигателем. В момент запуска клапан открывается, и пары бензина по трубопроводу подаются в ресивер впускного коллектора. Таким образом, испарения, которые раньше никто даже в учет не брал, способствуют экономии горючего, а также не загрязняют окружающую среду.
Рабочие фазы клапана
При выключенном двигателе клапан продувки адсорбера («Калина») обесточен и находится в закрытом положении. Иными словами, система улавливания паров перекрыта со стороны силового агрегата. В это время в адсорбере под давлением концентрируются испарения бензина. В момент запуска двигателя электронный блок управления подает на клапан питание, приводя в действие электромагнит. Он открывает запорное устройство, и пары бензина естественным путем всасываются во впускной коллектор. Когда двигатель прекращает свою работу, клапан обесточивается и перекрывает трубопровод. Пары бензина перестают поступать в ресивер. Так работает клапан продувки адсорбера («Калина»).
Некоторые современные автомобили зарубежного производства оборудуются более сложными устройствами. Их конструкция дополнена датчиками, позволяющими электронному блоку дополнительно получать информацию о насыщении парами топлива адсорбера, оценивать процентное содержание воздуха и на основе полученных данных управлять подачей топлива в инжектор.
1.11. Система автоматического управления климатической установкой
Схема соединений системы автоматического управления климатической установкой показана на рис. 1.11-01.
При включении водителем выключателя кондиционера, расположенного на панели приборов, блок управления климатической установкой в зависимости от температуры испарителя выдает сигнал запроса на контакт “75” контроллера ЭСУД.
При получении запроса контроллер корректирует положение регулятора холостого хода для компенсации дополнительной нагрузки, создаваемой для двигателя компрессором кондиционера. Значение частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу при этом может увеличиться до 900 об/мин. После этого контроллер через специальное реле включает муфту компрессора кондиционера.
Таким образом, компрессор кондиционера включается при следующих условиях:
• с момента запуска двигателя прошло более 5 сек;
• напряжение бортовой сети не превышает 16,5 В;
• дроссельная заслонка открыта не более, чем на 68%;
1 Установить адсорбер на автомобиль, завернуть и затянуть болт хомута крепления адсорбера. Момент затяжки болта 1,6. 2,8 Н.м (головка сменная 10, вороток, удлинитель, ключ моментный).
2 Присоединить паропроводящие трубки к адсорберу, затянуть хомуты крепления трубок (отвертка крестообразная).
Рис. 2. Расположение клапана продувки адсорбера на автомобилях семейства LADA SAMARA:
1 — клапан продувки адсорбера
Рис. 3. Расположение клапана продувки адсорбера на автомобилях семейства LADA KALINA:
Признаки неисправности клапана продувки адсорбера
Клапан продувки адсорбера («Лада Калина»), как и любая другая электромеханическая деталь, может выходить из строя. Признаками его неисправности являются:
- появление на приборной панели надписи CHECK (при тестировании определяется ошибка с кодом P0441, соответствующая неисправности системы улавливания паров бензина);
- плавающие обороты двигателя на холостом ходу;
- нестабильная работа двигателя во время движения;
- увеличение расхода топлива;
- повышение уровня CO2 в выхлопных газах.
Кроме этого, в автомобилях «Лада Калина» неисправность клапана продувки адсорбера может проявляться в появлении характерного запаха бензина в салоне. Это явление возникает, когда давление в системе улавливания паров превышает расчетные показатели.
Провести диагностику клапана несложно, однако надо знать, где его искать.
Назначение клапана продувки адсорбера
В модели Лада Калина, как в принципе и любом прочем авто, оборудованном распределенным впрыском топлива, адсорбирующая система необходима для локализации образующихся бензиновых паров. Они скапливаются внутри бака после остановки мотора, а по прошествии определенного времени, необходимого для превращения данных паров в конденсационное состояние, переходят обратно в жидкое топливо. Оставшийся объем паров, которому не удалось вернуться в бак, перемещается в адсорбер, где удерживается двумя клапанами. Первый (гравитационного типа) необходим для предотвращения пролива топлива во время переворачивания кузова LADA Kalina (при аварии и пр.), а с помощью 2-го осуществляется контроль показателя давления внутри бака.
Преодолев указанные клапаны, пары перемещаются в полость адсорбера, который выполнен в форме банки, заполненной активированным углем. Сразу после пуска двигателя скопившиеся внутри емкости пары направляются в камеры, где осуществляется их сжигание.
Чтобы контур данного узла вентилировался и имел возможность осуществлять регулировку объема паров, в адсорбере присутствует электромеханический клапан продувки адсорбера для продувки (КПА). Датчик адсорбера управляется посредством специального контроллера.
Если в данном узле возникают неисправности, то мотор LADA Kalina сразу реагирует на это путем повышения топливного расхода и снижения показателя мощности. Также если датчик адсорбера не корректно работает, это может вызвать неудовлетворительное проветривание бака или даже вывести из строя бензонасос.
Как проверить работу датчик? Для диагностирования системы нужно взять во внимание несколько простых признаков. Неисправность адсорбера может выдать себя провалами мотора на холостом ходу, вдобавок к чему наблюдается присутствие запаха топлива внутри салона Лада Калина. Именно в данном случае потребуется безотлагательно заменить КПА, иначе возникает угроза существенной поломки компонентов мотора и элементов контура топливоподачи. Теперь вы знаете, как проверить систему.
Лада Гранта лифтбек фото багажника
Коврик в багажник Лада Гранта лифтбек
Проверка клапана
Заподозрив, что устройство вышло из строя, поспешите провести его диагностику и при необходимости заменить. Нет, его поломка не несет критических последствий. Автомобиль как ездил, так и будет ездить, просто двигатель будет работать в аварийном режиме, да и топлива будет потреблять больше. Но как проверить клапан продувки адсорбера на «Калине» своими силами?
Этот процесс не займет много времени. А все, что нужно из инструментов – это мультиметр, отвертка и пара проводов. Поднимаем капот, находим клапан. Далее отсоединяем от него жгут проводов. Для этого отжимаем фиксатор крепления колодки. Первым делом проверим, поступает ли на клапан напряжение. Включаем мультиметр в режиме вольтметра. Черный его щуп присоединяем к «массе» автомобиля, а красный – к разъему «А» на колодке жгута проводов. Включаем зажигание и смотрим на показания прибора. Напряжение на выводах должно соответствовать напряжению аккумулятора. Если его вообще нет, или оно значительно меньше, проблема не в клапане, а гораздо глубже.
Если же с напряжением все в порядке, идем дальше. Демонтируем клапан продувки. Для этого отверткой ослабляем крепления хомутов шлангов и снимаем их со штуцеров. Сдвигаем клапан вверх по кронштейну и снимаем его.
Проверка устройства заключается в подключении его напрямую к клеммам аккумулятора. Берем один провод и подсоединяем его к плюсовому выводу клапана продувки. Второй провод подключаем к минусовому и кидаем оба проводника на соответствующие клеммы аккумулятора. В этот момент должен раздаться щелчок, говорящий о том, что электромагнит сработал. В данном случае можно считать клапан продувки адсорбера рабочим. Если же при подключении ничего не произошло, устройство придется менять.
Меняем клапан продувки
Пытаться ремонтировать клапан – занятие неблагодарное. Да и стоит он недорого. В зависимости от модификации, цена на него может составлять от 350 до 600 рублей.
Замена клапана продувки адсорбера на «Калине» после его проверки и демонтажа осуществляется с использованием одного инструмента – отвертки с крестовой битой.
Порядок установки устройства следующий. В первую очередь присоединяем шланги подачи паров бензина к штуцерам клапана. Отверткой затягиваем винты крепления хомутов. Устанавливаем клапан на кронштейн и сдвигаем его по направляющим вниз до упора. Подключаем жгут проводов. Включаем зажигание, запускаем двигатель. Если его работа заметно улучшилась, обороты стали стабильными, а с приборной панели исчезло сообщение об ошибке, значит мы все сделали правильно.
1.10. Стартер
В данной системе управления двигателем питание на обмотку втягивающего реле стартера поступает через контакты дополнительного реле (рис. 1.10-01).
Контроллер управляет включением/выключением дополнительного реле стартера в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и времени прокрутки двигателя стартером.
После установки ключа зажигания в положение «Стартер» и частоте вращения коленвала не более 500 об/мин контроллер подаёт сигнал на дополнительное реле и таким образом включает стартер.
После своего включения стартер будет работать до тех пор, пока ключ зажигания будет находиться не более 20 секунд в положении «Стартер» при условии, что получен “правильный” пароль от иммобилизатора и частота вращения коленвала не увеличилась до 500 об/мин. Тем самым предотвращается включение стартера при запущенном двигателе и его перегрев при длительной прокрутке.
Где находится клапан продувки адсорбера? «Калина»: неисправность клапана продувки адсорбера
Все современные автомобили с автоматическим впрыском топлива, в том числе и «Лада Калина», оснащаются системой улавливания паров бензина (СУПБ). Это обязательное требование для машин, чей класс экологичности начинается от Евро-3. Система призвана в первую очередь исключить попадание топливных паров в атмосферу, но кроме этого она позволяет поддерживать стабильную работу двигателя, а также экономить горючее.
Одним из основных узлов СУПБ является клапан продувки адсорбера. Что собой представляет этот элемент, как он устроен и для чего предназначен, мы и поговорим в этой статье. Кроме этого, мы рассмотрим признаки неисправности клапана, причины выхода из строя, а также опишем процесс его замены на примере автомобиля «Лада Калина».
Зачем нужна система улавливания паров топлива
Бензин относится к разряду легкоиспаряющихся углеводородов, а его пары обладают высокой летучестью. Во время работы двигателя бензин, находящийся в баке, хоть немного, но нагревается. К тому же во время движения он колышется. Эти процессы ускоряют испарение топлива, создавая повышенное давление в емкости. Раньше автомобильные баки имели лишь примитивную систему вентиляции, которая попросту выпускала пары через специальные отверстия в атмосферу. Естественно, это наносило определенный вред окружающей среде, а об экономии топлива вообще речи не шло.
Внедрение системы улавливания паров бензина позволило решить эти обе проблемы одновременно. С ней испарения не выбрасываются в окружающую среду понапрасну, а используются по назначению, т.е. для обеспечения работы двигателя.
Из чего состоит система улавливания паров
СУПБ в «Калине» состоит из следующих элементов:
- отводной и возвратный топливопроводы;
- сепаратор;
- адсорбер;
- клапан продувки адсорбера.
Как видите, система достаточно проста. Рассмотрим назначение каждого из ее элементов в отдельности.
Что касается топливопроводов, то это попросту трубки, по которым испарения бензина уходят из бака, а также по которым топливо возвращается в него обратно. Сепаратор служит для сбора паров горючего и их конденсации. Адсорбер предназначен для улавливания тех испарений, которые не успели перейти в жидкое состояние. Клапан продувки адсорбера («Калина») необходим для того, чтобы направлять пары бензина в ресивер впускного коллектора.
Как работает система
Топливные испарения поднимаются и концентрируются в верхней части бака. Когда давление в емкости поднимается, пары попадают в топливопровод, а оттуда в сепаратор. Там происходит процесс их остывания и конденсации. Часть испарений оседает на стенках сепаратора, переходит обратно в жидкое состояние и по обратному топливопроводу возвращается назад в бак. Другая же часть, которая не успела конденсироваться, поступает в адсорбер. Устройство представляет собой обычную пластиковую банку, заполненную измельченным активированным углем. Пары накапливаются в адсорбере до запуска двигателя.
Когда мы пытаемся завести мотор, в работу вступает электромагнитный клапан продувки адсорбера («Калина»). Сигнал на его открытие подается от электронного блока управления двигателем. В момент запуска клапан открывается, и пары бензина по трубопроводу подаются в ресивер впускного коллектора. Таким образом, испарения, которые раньше никто даже в учет не брал, способствуют экономии горючего, а также не загрязняют окружающую среду.
Что представляет собой клапан продувки адсорбера на «Калине»
По сути, клапан продувки адсорбера («Калина») – это обычное запорное устройство, приводимое в действие обычным электромагнитом. Он состоит из:
- пластикового корпуса;
- электрического разъема;
- подпружиненного клапана;
- электромагнитной обмотки;
- магнитного сердечника.
Рабочие фазы клапана
При выключенном двигателе клапан продувки адсорбера ( «Калина») обесточен и находится в закрытом положении. Иными словами, система улавливания паров перекрыта со стороны силового агрегата. В это время в адсорбере под давлением концентрируются испарения бензина. В момент запуска двигателя электронный блок управления подает на клапан питание, приводя в действие электромагнит. Он открывает запорное устройство, и пары бензина естественным путем всасываются во впускной коллектор. Когда двигатель прекращает свою работу, клапан обесточивается и перекрывает трубопровод. Пары бензина перестают поступать в ресивер. Так работает клапан продувки адсорбера («Калина») .
Некоторые современные автомобили зарубежного производства оборудуются более сложными устройствами. Их конструкция дополнена датчиками, позволяющими электронному блоку дополнительно получать информацию о насыщении парами топлива адсорбера, оценивать процентное содержание воздуха и на основе полученных данных управлять подачей топлива в инжектор.
Признаки неисправности клапана продувки адсорбера
Клапан продувки адсорбера («Лада Калина») , как и любая другая электромеханическая деталь, может выходить из строя. Признаками его неисправности являются:
- появление на приборной панели надписи CHECK (при тестировании определяется ошибка с кодом P0441, соответствующая неисправности системы улавливания паров бензина);
- плавающие обороты двигателя на холостом ходу;
- нестабильная работа двигателя во время движения;
- увеличение расхода топлива;
- повышение уровня CO2 в выхлопных газах.
Кроме этого, в автомобилях «Лада Калина» неисправность клапана продувки адсорбера может проявляться в появлении характерного запаха бензина в салоне. Это явление возникает, когда давление в системе улавливания паров превышает расчетные показатели.
Провести диагностику клапана несложно, однако надо знать, где его искать.
Клапан продувки адсорбера («Калина»): где находится, и как его узнать
В отличие от инжекторных автомобилей семейства «Самара», адсорбер у «Калины» находится не в моторном отсеке, а рядом с бензобаком. Добраться до него, не снимая топливную емкость, невозможно. А вот клапан продувки расположен под капотом. Он закреплен на рамке радиатора, и доступ к нему всегда свободен. Вы без труда найдете его, узнав по двум трубкам, по которым, собственно, и движутся пары бензина.
Проверка клапана
Заподозрив, что устройство вышло из строя, поспешите провести его диагностику и при необходимости заменить. Нет, его поломка не несет критических последствий. Автомобиль как ездил, так и будет ездить, просто двигатель будет работать в аварийном режиме, да и топлива будет потреблять больше. Но как проверить клапан продувки адсорбера на «Калине» своими силами?
Этот процесс не займет много времени. А все, что нужно из инструментов – это мультиметр, отвертка и пара проводов. Поднимаем капот, находим клапан. Далее отсоединяем от него жгут проводов. Для этого отжимаем фиксатор крепления колодки. Первым делом проверим, поступает ли на клапан напряжение. Включаем мультиметр в режиме вольтметра. Черный его щуп присоединяем к «массе» автомобиля, а красный – к разъему «А» на колодке жгута проводов. Включаем зажигание и смотрим на показания прибора. Напряжение на выводах должно соответствовать напряжению аккумулятора. Если его вообще нет, или оно значительно меньше, проблема не в клапане, а гораздо глубже.
Если же с напряжением все в порядке, идем дальше. Демонтируем клапан продувки. Для этого отверткой ослабляем крепления хомутов шлангов и снимаем их со штуцеров. Сдвигаем клапан вверх по кронштейну и снимаем его.
Проверка устройства заключается в подключении его напрямую к клеммам аккумулятора. Берем один провод и подсоединяем его к плюсовому выводу клапана продувки. Второй провод подключаем к минусовому и кидаем оба проводника на соответствующие клеммы аккумулятора. В этот момент должен раздаться щелчок, говорящий о том, что электромагнит сработал. В данном случае можно считать клапан продувки адсорбера рабочим. Если же при подключении ничего не произошло, устройство придется менять.
Меняем клапан продувки
Пытаться ремонтировать клапан – занятие неблагодарное. Да и стоит он недорого. В зависимости от модификации, цена на него может составлять от 350 до 600 рублей.
Замена клапана продувки адсорбера на «Калине» после его проверки и демонтажа осуществляется с использованием одного инструмента – отвертки с крестовой битой.
Порядок установки устройства следующий. В первую очередь присоединяем шланги подачи паров бензина к штуцерам клапана. Отверткой затягиваем винты крепления хомутов. Устанавливаем клапан на кронштейн и сдвигаем его по направляющим вниз до упора. Подключаем жгут проводов. Включаем зажигание, запускаем двигатель. Если его работа заметно улучшилась, обороты стали стабильными, а с приборной панели исчезло сообщение об ошибке, значит мы все сделали правильно.