Для чего используется пути эвакуации ответ
Перейти к содержимому

Для чего используется пути эвакуации ответ

  • автор:

Эвакуационные выходы и пути: понятие, определение, иллюстративные схемы. Понятие запасного эвакуационного выхода, область применения и нормативные требования к устройству

Эвакуация (п. 6.2 СНиП 21-01-98) представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом. Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы.

Эвакуация людей при пожаре (ГОСТ 12.1.033-81*) вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара.

Спасение (п. 6.3 СНиП 21-01-98) представляет собой вынужденное перемещение людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числе с использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы.

Путь эвакуации – последовательность коммуникационных участков, ведущих от мест пребывания людей в безопасную зону. Такой путь должен быть защищен требуемым нормами комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных и инженерно-технических решений, а также организационных мероприятий.

Эвакуационный выход – выход, на путь эвакуации, ведущий в безопасную при пожаре зону и отвечающий требованиям безопасности.

Мероприятия, обеспечивающие защиту путей эвакуации:

· Объемно-планировочные: кратчайшие расстояния до эвакуационных выходов, их достаточная ширина, изоляция путей эвакуации от пожаро- и взрывоопасных помещений, возможность движения к нескольким эвакуационным выходам.

· Эргономические: назначение размеров эвакуационных путей и выходов, отвечающих антропометрическим размерам людей, особенностям их движения, нормирование усилий при открывании дверей.

· Конструктивные: прочность, устойчивость и надежность конструкций эвакуационных путей и выходов, нормирование горючести отделки на путях эвакуации, перепадов высот на путях движения, размеров ступеней, уклона лестниц и пандусов.

· Инженерно-технические мероприятия: организация противодымной защиты, оборудование автоматическими установками пожаротушения, проектирование требуемой освещенности, размещение световых указателей, громкоговорителей системы оповещение.

· Организационные: обеспечение функционирования всех эвакуационных выходов при пожаре и поддержание на требуемом уровне объемно-планировочных, конструктивных, эргономических и инженерных показателей, например: предупреждение загромождения эвакуационных путей и выходов горючими материалами, а также предметами, уменьшающую их пропускную способность.

Общие требования к эвакуационным путям и эвакуационным выходам по СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Номера маршрутов Описание маршрута эвакуации из помещений первого наружу:
непосредственно;
через коридор;
через вестибюль (фойе);
через лестничную клетку;
через коридор и вестибюль (фойе);
через коридор и лестничную клетку;
в соседнее помещение (кроме помещения категории А и Б), обеспеченное эвакуационными выходами

Рис. 1а. Эвакуационные выходы из помещений 1-го этажа.

Номера маршрутов Описание маршрута эвакуации из помещений любого этажа, кроме первого
Непосредственно в лестничную клетку или лестницу третьего типа
В коридор ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3 го типа
В холл фойе выходм непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3 го типа
В соседнее помещение (кроме помещения А и Б), обеспеченное эвакуационными выходами

Рис. 1б. Эвакуационные выходы из помещений, расположенных на любых этажах, кроме 1-го.

Запасный выход — аварийный выход, выход, которым пользуются в случаях крайней необходимости; не главный, не парадный вход/выход, дополнительный выход, служебный выход, тайный (потайной) ход.

Надпись «Запасный выход» наносилась заводами-изготовителями подвижного состава транспорта на специально оборудованных окнах автобусов, троллейбусов и трамваев с внутренней стороны. Надпись часто сопровождалась следующими пояснениями: «Выдернуть шнур», «Выдавить стекло», «Разбить стекло молотком» и «Молоток находится у водителя». Такие надписи можно было видеть как в советское время, так и сейчас — не только в старом транспорте, но и в новом подвижном составе.

Эвакуация представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом.

Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы.

Для обеспечения безопасной эвакуации людей эвакуационные пути и выходы должны отвечать определенным требованиям.

Во внутренних и наружных стенах имеются различные проемы, разнообразные пути движения людей (проходы, фойе, коридоры, лестницы и т.п.). Однако не каждый проем можно считать эвакуационным выходом и не всякий коридор или лестницу – эвакуационным путем.

К эвакуационным выходам и путям относятся только такие, которые обеспечивают безопасное удаление людей от источника опасности за пределы помещений, здания или сооружения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

8.Эвакуационные выходы и пути: понятие, определения, нормативные требования, требования технического регламента.

Эвакуация — процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.

Путь эвакуации – путь движения или перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону.

Эвакуационный выход – выход на путь эвакуации ведущий в безопасную при пожаре зону и отвечающий требованиям безопасности.

Мероприятия, обеспечивающие защиту путей эвакуации.

-Объемно-планировочные: кратчайшие расстояния до эвакуационных выходов, их достаточная ширина, изоляция путей эвакуации от пожаро- и взрывоопасных помещений, возможность движения к нескольким эвакуационным выходам и т.п.

-Эргономические: назначение размеров эвакуационных путей и выходов отвечающих антропометрическим размерам людей, особенностям их движения, нормирование усилий при открывании дверей и т.п.

-Конструктивные: прочность, устойчивость и надежность конструкций эвакуационных путей и выходов, нормирование горючести отделки на путях эвакуации, перепадов высот на путях движения, размеров ступеней, уклона лестниц и пандусов и др.

-Инженерно-технические мероприятия: организация противодымной защиты, оборудование автоматическими установками пожаротушения, проектирование требуемой освещенности, размещение световых указателей, громкоговорителей системы оповещение и др.

-Организационные: обеспечение функционирования всех эвакуационных выходов при пожаре и поддержание на требуемом уровне объемно-планировочных, конструктивных, эргономических и инженерных показателей, например: предупреждение загромождения эвакуационных путей и выходов горючими материалами, а также предметами, уменьшающую их пропускную способность и т.п.

9.Принципы нормирования количества и размеров эвакуационных выходов.

Нормирование количества и размеров эвакуационных выходов и размеров эвакуационных путей направлено на то, чтобы процесс эвакуации был кратковременным, заканчивался раньше, чем появится опасность для здоровья и жизни человека.

При проектировании эвакуационных выходов должны соблюдаться следующие условия безопасности:1. Суммарная фактическая ширина эвакуационных выходов должна быть не менее требуемой.2. Фактическое количество эвакуационных выходов должно быть не меньше требуемого нормами минимального количества выходов.3. Ширина эвакуационного выхода должна находиться в интервале между минимально и максимально допустимыми размерами.

Если условия безопасности выполняются, то размеры эвакуационных путей и выходов и их количество установлено правильно и проект в этом отношении соответствует требованиям норм проектирования. Если хотя бы одно из условий безопасности не выполнено, проект не обеспечивает безопасность людей и нуждается в переработке.

В настоящее время существуют два принципа нормирования суммарной ширины эвакуационных путей и выходов и протяженности путей эвакуации. В соответствии с первым принципом размеры путей эвакуации определяются расчетом, исходя из необходимого времени эвакуации. В соответствии со вторым принципом в нормах проектирования приводятся готовые нормативы в виде цифр. Расчета этих величин не требуется, они просто определяются по таблицам норм.

Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев.

Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:

помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже 4,5 метра через окно или дверь размером не менее 0,75×1,5 метра, а также через люк размером не менее 0,6×0,8 метра. При этом выход через приямок должен быть оборудован лестницей в приямке, а выход через люк — лестницей в помещении. Уклон этих лестниц не нормируется;

помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.

4.2.2 Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь подвальные и цокольные этажи при площади более 300 м2 или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек.

4.2.3 Число эвакуационных выходов с этажа должно быть не менее двух, если на нем располагается помещение, которое должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.

4.2.4 При наличии двух эвакуационных выходов и более они должны быть расположены рассредоточено. Минимальное расстояние L, м, между наиболее удаленными один от другого эвакуационными выходами следует определять по формулам:

где Р — периметр помещения, м;

Способы эвакуации людей при пожаре

Эвакуация людей при пожаре – комплекс действий, общий смысл которых сводится к тому, чтобы помочь людям как можно скорее покинуть опасную зону, где на них воздействуют все факторы, характерные для пожара. Способы эвакуации определяются руководящими лицами, представителями пожарной команды, всегда подбираются в соответствии с особенностями сложившейся обстановки, факторами риска, состоянием людей.

При эвакуации используются различные технические средства, способные гарантировать безопасность. Пожарные должны учитывать, в каком состоянии находятся главные и вспомогательные эвакуационные пути, системы оповещения, спасения, имеющиеся на объекте.

Основные правила

К эвакуации нужно приступать немедленно в следующих ситуациях:

  • Люди на объекте могут получить отравление продуктами горения;
  • Сформировался риск детонации, обрушения несущих конструкций, падение которых чревато травматизмом людей, обрушением здания;
  • Люди не могут сами покинуть опасную территорию из-за распространения по путям эвакуации отравляющих веществ;
  • Анализ пожара показал, что нейтрализовать его можно с применением веществ, представляющих опасность для человека при вдыхании или контакте с кожей.

Пути эвакуации

  1. Главные, запасных входы и выходы из здания;
  2. Проемы окон, балконные блоки. В этой ситуации понадобятся вспомогательные средства, например, пожарные трапы, которые актуальны при высоте вплоть до пятого этажа, или пожарные рукава, обеспечивающие безопасный спуск с 20-этажной отметки;
  3. Технологические и специализированные люки в перекрытиях, открывающие доступ к безопасной области здания;
  4. Проемы в стенах, перекрытиях, которые намеренно сформированы членами пожарной команды.

Способы

Основные методы эвакуации при возгорании следующие:

  • Вывод спасаемых членами пожарной команды. Способ используется в ситуации, когда эвакуационные пути задымлены, что усложняет ориентацию, вплоть до полной невозможности. Также в сопровождении нуждаются лица групп высокого риска, пожилые люди, дети, инвалиды. Для вывода людей с ограниченной мобильностью могут использоваться не носилки, а специализированные эвакуационные кресла. В отличие от носилок, они могут использоваться даже одним спасателем, конструкция адаптирована для движения по лестничным маршам, колеса воспринимают основную нагрузку, тогда как человек выполняет больше функцию поддержки, обеспечения баланса;
  • Вынос людей с ограниченной мобильностью, травмированных, потерявших сознание из-за контакта с продуктами горения;
  • Спуск эвакуируемых при помощи специализированных технических средств, механизированных и ручных. Если отсутствует возможность выхода по эвакуационным путям, лестницы заблокированы, необходимо использовать, например, навесные спасательные лестницы.

Вывод людей в безопасное место должен проводиться с учетом условий локализации и нейтрализации возгорания, состояния, в котором они находятся. Если самостоятельный выход невозможен, требуется поддержка спасателей, вплоть до транспортировки на носилках. Пожарные, параллельно с эвакуацией, должны использовать средства, повышающие уровень защиты спасаемых. Например, допускается использование универсальных огнетушащих веществ, которые не просто помогают сдержать и остановить распространение огня, но охладить конструкции, с которыми приходится контактировать людям, что чревато ожогом, в минимальные сроки рассеять дым, нейтрализовать опасные продукты горения, способные спровоцировать отравление, нейтрализовать вещества, термическая активность и распространение которых по помещениям связано с высоким риском детонации.

Для чего используется пути эвакуации ответ

Статья 53. Пути эвакуации людей при пожаре

1. Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

3. Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *