Для чего создаются нештатные пожарные подразделения
327. Пожарная безопасность представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение воздействия опасных факторов пожара на личный состав полка, вооружение и военную технику, боеприпасы и взрывчатые вещества в местах их хранения, на иные потенциально опасные объекты полка, а также на повышение их живучести в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
328. Основой организации пожарной безопасности в полку является утверждаемый командиром полка план противопожарной охраны полка.
План противопожарной охраны полка разрабатывается заместителем командира полка по тылу совместно с начальниками служб полка на основе требований пожарной безопасности (приложение N 14) и нормативных документов, определяющих особенности пожарной безопасности в различных воинских частях и утвержденных соответствующими командирами (начальниками).
Выписка из плана, включающая требования пожарной безопасности в полку, расчет сил и средств, привлекаемых для тушения пожара, и порядок эвакуации личного состава, а также вооружения, военной техники и другого военного имущества, должна находиться в документации дежурного по полку.
329. В полку, где пожарная команда либо пожарный расчет не предусмотрены штатом, создается нештатная пожарная команда численностью от 5 до 15 человек, которые, как правило, назначаются из одного подразделения.
От команды выделяется пожарный наряд, который несет службу на пожарных постах круглосуточно или в течение определенного времени согласно табелю постам, утвержденному командиром полка.
Личный состав пожарной команды освобождается от несения других нарядов.
330. Командир полка (начальник полигона) отвечает за выполнение требований пожарной безопасности в расположении полка (на полигоне), а также на остальной территории, закрепленной за полком (полигоном), и во всех местах проведения мероприятий повседневной деятельности полком и его подразделениями. В случае возникновения непосредственно в расположении полка или на территории военного городка чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуются аварийно-спасательные и другие неотложные работы в порядке, определенном в главе 10 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.
(в ред. Указов Президента РФ от 29.07.2011 N 1039, от 22.01.2018 N 16)
(см. текст в предыдущей редакции)
331. За организацию и состояние пожарной безопасности в полку отвечает заместитель командира полка по тылу. Он обязан:
организовывать изучение личным составом требований пожарной безопасности и обучение его действиям при тушении пожаров;
контролировать и обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности; не реже одного раза в три месяца лично проверять организацию и состояние пожарной безопасности полка и проводить учебные пожарные тревоги;
поддерживать в необходимой степени готовность пожарной команды, а также подразделений (команд), выделяемых для аварийно-спасательных работ;
организовывать материально-техническое обеспечение пожарной команды;
обеспечивать наличие на всех объектах запасов воды согласно установленным нормам, молниезащитных устройств и средств пожаротушения;
обеспечивать безопасность систем отопления и вентиляции, электросетей и электроустановок бытового назначения, исправность сетей противопожарного водоснабжения, а также выполнение предписаний и других законных требований должностных лиц пожарного надзора;
организовывать телефонную связь с ближайшей городской (гарнизонной) пожарной командой.
332. Командиры подразделений, начальники служб, мастерских, цехов, клубов, лабораторий и других объектов отвечают за выполнение требований пожарной безопасности в подчиненных им подразделениях, службах и на объектах, а также за сохранность и содержание в исправном состоянии средств пожаротушения.
333. Непосредственно обеспечением пожарной безопасности в полку руководит начальник пожарной команды.
Начальник пожарной команды подчиняется заместителю командира полка по тылу. Он отвечает за постоянную готовность пожарной команды, средств пожаротушения, обучение личного состава полка требованиям пожарной безопасности и обязан:
знать особенности состояния пожарной безопасности объектов полка, участвовать в разработке плана противопожарной охраны полка, а также необходимых дополнительных требований пожарной безопасности;
проводить занятия с офицерами, прапорщиками и старшинами подразделений полка по противопожарной подготовке; вести разъяснительную работу по выполнению требований пожарной безопасности среди личного состава;
проводить занятия по специальной подготовке с пожарной командой и инструктировать пожарный наряд;
проводить проверку состояния пожарной безопасности всех объектов и осуществлять повседневный контроль за выполнением личным составом установленных требований пожарной безопасности и несением службы пожарным нарядом;
следить за исправностью и правильной эксплуатацией всех средств пожаротушения, пожарной сигнализации, источников пожарного водоснабжения и принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к действию;
вести учет технического состояния средств пожаротушения;
запрещать пользоваться неисправными и опасными в пожарном отношении установками, приборами отопления, освещения и тому подобными средствами;
своевременно докладывать заместителю командира полка по тылу о недостатках в организации пожарной безопасности в полку, а обо всех случаях возгораний, пожаров и о принятых мерах — немедленно;
руководить тушением пожара.
334. Все военнослужащие обязаны знать и соблюдать требования пожарной безопасности на объектах полка (приложение N 14) и уметь обращаться со средствами пожаротушения.
Военнослужащий при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) обязан незамедлительно принять меры по вызову пожарной команды и тушению пожара всеми имеющимися средствами, а также по спасению людей, сохранению вооружения, военной техники и другого военного имущества.
Нештатные службы пожарно-спасательного гарнизона
Нештатные службы пожарно-спасательного гарнизона создаются для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы.
Подробнее о том, что такое гарнизонная служба в пожарной охране и каковы её задачи
В пожарно-спасательных гарнизонах (далее – гарнизон) создаются следующие нештатные службы: оперативного реагирования, газодымозащитная, техническая, связи, профилактики, радиационно-химическая, охраны труда.
Внимание. В местных гарнизонах разрешается не создавать нештатную службу связи и радиационно-химическую службу, при этом задачи нештатной службы связи возлагаются на нештатную техническую службу, а задачи радиационно-химической службы – на службу охраны труда.
Нештатные службы территориального гарнизона возглавляются должностными лицами Главного управления МЧС России, должностными лицами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подведомственные подразделения которых входят в состав территориальных и функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Нештатные службы местного гарнизона возглавляются должностными лицами подразделений федеральной противопожарной службы (ФПС), сотрудниками органов ГПН или подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации, ответственными за данные направления деятельности.
Нештатные службы пожарно-спасательного гарнизона
Оперативного реагирования
Нештатная служба оперативного реагирования создается для обеспечения руководства гарнизонной службой, контроля состояния боеготовности и осуществления пожарно-тактической подготовки в гарнизоне, проведения общегарнизонных мероприятий, своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки в гарнизоне.
Газодымозащитная
Нештатная газодымозащитная служба создается для обеспечения ведения действий по тушению пожаров в непригодной для дыхания среде с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), технических и мобильных средств противодымной защиты (пожарного автомобиля дымоудаления, переносные дымососы).
Техническая
Нештатная техническая служба создается для обеспечения готовности техники, оборудования, снаряжения и имущества, огнетушащих веществ, имеющихся в гарнизоне, к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (АСР).
Связи
Нештатная служба связи создается для обеспечения готовности средств (систем) связи и управления гарнизона к тушению пожаров и проведению АСР.
Профилактики
Нештатная служба профилактики предназначена для проведения профилактической работы, направленной на предупреждение возникновения пожаров, ограничение их последствий, профилактику нарушений, связанных с угрозой жизни и здоровья людей, а также создания условий для эффективного тушения пожаров и проведения АСР.
Радиационно-химическая
Нештатная радиационно-химическая служба создается для управления, координации действий и обеспечения готовности сил и средств радиационно-химической защиты гарнизона, осуществления комплекса мероприятий направленных на снижение потерь личного состава подразделений гарнизона в условиях радиационно-химического заражения.
Охраны труда
Нештатная служба охраны труда предназначена для осуществления контроля за соблюдением личным составом государственных нормативных требований охраны труда, при выполнении им служебных обязанностей.
Подробнее о каждой из нештатных служб читайте в следующих материалах:
Источник: приказ МЧС России № 467 от 25.10.2017 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах».
для специалистов в области ГО и ЧС
2. В силу ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в т.ч. заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
3. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности , особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Организация деятельности НАСФ :
Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с Приказом МЧС России от 23.12.2005 №999 » Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2006 N 7383) и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований , разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России .
Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:
разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;
осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;
осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;
поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.
Приказ МЧС России от 27.10.2015 № 569 «Об утверждении нормативов по физической подготовке спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (з арегистрировано в Минюсте России 18.11.2015 N 39759).
Правовые основы создания НФГО:
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» , организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне , в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаются нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
НФГО — формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой для жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Правовые основы создания и деятельности НФГО составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» и иные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального закона «О гражданской обороне» могут создавать, содержать и организовывать деятельность НФГО на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Типовой порядок создания НФГО определен приказом МЧС России от 18.12.2014 №701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» (зарегистрирован в Минюсте России 16 февраля 2015 года, регистрационный № 36034).
Организация деятельности НФГО:
НФГО создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Состав, структура и оснащение НФГО определяются руководителями организаций в соответствии с утвержденным МЧС России Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию и применению НФГО, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России — органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Оснащение НФГО осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Основными задачами НФГО являются:
поддержание органов управления, сил и средств в постоянной готовности к обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведение работ не связанных с угрозой для жизни и здоровья;
контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведению не связанных с угрозой для жизни и здоровья;
обеспечение действий нештатных аварийно-спасательных формирований при выполнении мероприятий по гражданской обороне и проведении работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций не связанных с угрозой для жизни и здоровья;
обеспечение мероприятий по гражданской обороне не связанных с угрозой для жизни и здоровья.
Организации, создающие НФГО:
разрабатывают структуру и табели оснащения НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, планы действий нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
укомплектовывают НФГО личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих подразделений;
осуществляют подготовку и руководство деятельностью НФГО;
осуществляют всестороннее обеспечение применения НФГО;
осуществляют планирование и применение НФГО;
поддерживают НФГО в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.
При создании НФГО учитываются наличие и возможности имеющихся в организации штатных аварийно-спасательных формирований, аварийно-спасательных служб и других подразделений с целью доведения общей численности их личного состава до 7-10% от штатной численности работников организации.
Версия сайта для слабовидящих
Цель, виды, порядок создания и деятельности внештатных пожарных формирований
Внештатные пожарные формирования создаются в целях обеспечения пожарной безопасности, участия в предупреждении и тушении пожаров.
Внештатные пожарные формирования подразделяются на следующие виды:
- пожарные команды;
- пожарные дружины;
- пожарно-технические комиссии.
Пожарная команда представляет собой объединение работников организации (ее структурного подразделения), в (на базе) которой она создана, принимающее участие в предупреждении и тушении пожаров, обеспечивающее круглосуточную готовность к тушению пожаров с применением пожарной автоцистерны или иной приспособленной для тушения пожаров техники. Пожарная команда включается в план привлечения сил и средств на тушение пожаров и ликвидацию других чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах.
Пожарная дружина представляет собой объединение работников организации (ее структурного подразделения), в которой она создана, принимающее участие в предупреждении и тушении пожаров, обеспечивающее в рабочее время готовность к тушению пожаров первичными средствами пожаротушения, техническими средствами противопожарной защиты, а также с применением пожарной автоцистерны или иной приспособленной для тушения пожаров техники (при их наличии). Пожарная дружина не включается в план привлечения сил и средств на тушение пожаров и ликвидацию других чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах.
Пожарно-техническая комиссия представляет собой объединение работников имеющей штатный инженерно-технический персонал организации (ее структурного подразделения), в которой она создана, осуществляющее подготовку предложений по осуществлению пожарно-профилактических мероприятий, своевременному выявлению и устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и международных актов.
Порядок создания и деятельности внештатных пожарных формирований устанавливается Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.05.2020 № 296 «О внештатных пожарных формированиях».
Обязанности членов внештатных пожарных формирований
Члены внештатных пожарных формирований обязаны:
- знать и соблюдать законодательство о пожарной безопасности и международные акты;
- вести разъяснительную работу среди работников организации, в (на базе) которой создано внештатное пожарное формирование, по соблюдению законодательства о пожарной безопасности и международных актов;
- информировать руководство организации, в (на базе) которой создано внештатное пожарное формирование, о фактах нарушения на объектах организации законодательства о пожарной безопасности и международных актов;
- при обнаружении пожара или другой чрезвычайной ситуации незамедлительно сообщить по номерам телефонов 101 или 112 либо непосредственно в пожарное аварийно-спасательное подразделение адрес и место пожара или другой чрезвычайной ситуации, принять возможные меры по оповещению людей и их эвакуации, а также по тушению пожара, в том числе имеющимися первичными средствами пожаротушения;
- выполнять с учетом специфики деятельности организации иные обязанности в области обеспечения пожарной безопасности, возложенные приказом руководителя организации, в (на базе) которой создано внештатное пожарное формирование.
Члены пожарных команд помимо выполнения обязанностей, указанных выше, обязаны:
- участвовать в предупреждении и тушении пожаров;
- соблюдать меры безопасности при тушении пожаров;
- знать месторасположение, противопожарное состояние и конструктивные особенности зданий и сооружений, состояние противопожарного водоснабжения, проездов в районе выезда;
- повышать уровень знаний, умений и навыков для успешного решения задач по предупреждению и тушению пожаров;
- прибыть к месту дислокации (сбора) пожарной команды или возникновения пожара при получении соответствующей информации;
- выполнять распоряжения начальника пожарной команды;
- при тушении пожара выполнять распоряжения руководителя тушения пожара, а до его прибытия – распоряжения начальника пожарной команды;
- принимать меры по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим от пожара.
Члены пожарных дружин помимо выполнения обязанностей, указанных выше, обязаны:
- участвовать в предупреждении и тушении пожаров в соответствии с планом действий работников на случай возникновения пожара, установленным руководителем организации, в которой создана пожарная дружина;
- соблюдать меры безопасности при тушении пожаров;
- выполнять распоряжения начальника пожарной дружины;
- при тушении пожара выполнять распоряжения руководителя тушения пожара, а до его прибытия – распоряжения начальника пожарной дружины;
- принимать меры по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим от пожара.
Члены пожарно-технических комиссий помимо обязанностей, указанных выше, выполняют обязанности, возложенные на них руководителями организаций, в которых созданы пожарно-технические комиссии.
Работники, являющиеся членами внештатного пожарного формирования, освобождаются от работы для участия в тушении пожаров в соответствии с законодательством о труде и Законом «О пожарной безопасности».
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНОЙ КОМАНДЫ
Пожарная команда может создаваться:
- в организации (независимо от формы собственности) – решением этой организации (далее – организация, в которой создана пожарная команда);
- на базе организации (независимо от формы собственности) – решением местного Совета депутатов, исполнительного и распорядительного органа (далее – организация, на базе которой создана пожарная команда).
- организация, на базе которой создается пожарная команда;
- сроки создания пожарной команды;
- источники финансирования пожарной команды;
- место дислокации пожарной команды (определяется совместно с городским (районным) отделом по чрезвычайным ситуациям);
- район выезда пожарной команды;
- разряд пожарной команды;
- иная информация по усмотрению организации или органа, принявших решение о создании пожарной команды.
Пожарная команда может создаваться в структурных подразделениях организации, в которой или на базе которой создана пожарная команда.
Пожарная команда считается созданной с момента включения ее в план привлечения сил и средств на тушение пожаров и ликвидацию других чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах.
Руководство пожарной командой, организация ее деятельности и обеспечение взаимодействия с органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, добровольными пожарными организациями, иными организациями, обеспечение соблюдения законности в деятельности пожарной команды осуществляются руководителем организации, в которой или на базе которой создана пожарная команда.
Пожарные команды подразделяются на следующие разряды:
- первый разряд – с круглосуточным пребыванием водителя транспортного средства пожарной команды в месте нахождения пожарной автоцистерны или иной приспособленной для тушения пожаров техники организации, в которой или на базе которой создана пожарная команда, и круглосуточной готовностью других членов пожарной команды прибыть к месту нахождения пожарной автоцистерны или иной приспособленной для тушения пожаров техники организации, в которой или на базе которой создана пожарная команда, или к месту возникновения пожара (к месту сбора);
- второй разряд – с круглосуточной готовностью водителя транспортного средства пожарной команды прибыть к месту нахождения пожарной автоцистерны или иной приспособленной для тушения пожаров техники организации, в которой или на базе которой создана пожарная команда, а других членов пожарной команды – к месту нахождения пожарной автоцистерны или иной приспособленной для тушения пожаров техники организации, в которой или на базе которой создана пожарная команда, или к месту возникновения пожара (к месту сбора);
- третий разряд – с круглосуточной готовностью членов пожарной команды прибыть к месту нахождения пожарной автоцистерны подразделения по чрезвычайным ситуациям или к месту возникновения пожара (к месту сбора).
Требования по обеспечению постоянной готовности пожарной команды к тушению пожаров, в том числе обеспечению безопасности членов пожарной команды и оперативности реагирования пожарной команды, устанавливаются Министерством по чрезвычайным ситуациям. Ответственность за соответствие пожарной команды указанным требованиям возлагается на руководителя организации, в которой или на базе которой создана пожарная команда, и начальника пожарной команды.
Пожарная команда состоит из работников организации (ее структурного подразделения), в которой или на базе которой она создана.
Членами пожарной команды могут быть граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие восемнадцатилетнего возраста, способные по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности члена пожарной команды.
Начальник пожарной команды определяется из числа ее членов руководителем организации, в которой или на базе которой создана пожарная команда.
Члены пожарной команды не позднее одного месяца со дня принятия организацией, в которой или на базе которой создана пожарная команда, решения о зачислении в пожарную команду проходят подготовку по программам пожарно-технического минимума в соответствии с законодательством. Подготовка членов пожарной команды также осуществляется при проведении тактико-специальных учений, занятий и объектовых тренировок. В период прохождения подготовки по программам пожарно-технического минимума, а также участия в тактико-специальных учениях, занятиях и объектовых тренировках членам пожарной команды предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством при повышении квалификации, переподготовке, профессиональной подготовке и стажировке работников по направлению нанимателя.
Пожарная команда может иметь символику, зарегистрированную в порядке, установленном законодательством, а также свое наименование.
Упразднение пожарной команды производится решением организации или органа, принявших решение о создании пожарной команды.
Организация или орган, принявшие решение о создании пожарной команды, не позднее 15 календарных дней до принятия решения об упразднении пожарной команды направляет уведомление в соответствующий городской (районный) отдел по чрезвычайным ситуациям. Пожарная команда считается упраздненной со дня исключения ее из плана привлечения сил и средств на тушение пожаров и ликвидацию других чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПОЖАРНОЙ КОМАНДЫ
Основной задачей пожарной команды является участие в предупреждении и тушении пожаров с применением пожарной автоцистерны или иной приспособленной для тушения пожаров техники с обеспечением круглосуточной готовности к тушению пожаров.
Основными функциями пожарной команды являются:
- участие в тушении пожаров;
- участие в осуществлении мероприятий по предупреждению пожаров;
- проведение разъяснительной работы среди работников организации, в которой или на базе которой создана пожарная команда, по соблюдению законодательства о пожарной безопасности и международных договоров Республики Беларусь, технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь в области обеспечения пожарной безопасности.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОЖАРНОЙ КОМАНДЫ
Пожарная команда создается и содержится за счет средств:
- организации, в которой или на базе которой создана пожарная команда;
- местных бюджетов (при условии создания пожарной команды местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами);
- иных источников, не запрещенных законодательством.
Средства организации, в которой или на базе которой создана пожарная команда, могут направляться на финансирование мероприятий по обеспечению создания и содержания пожарной команды по следующим направлениям:
- страхование членов пожарной команды в соответствии с частью третьей статьи 28 Закона Республики Беларусь «О пожарной безопасности»;
- обеспечение пожарной команды необходимыми помещениями;
- оплата коммунальных услуг, услуг связи, эксплуатационных расходов, связанных с выполнением пожарной командой возложенных на нее функций и задач;
- приобретение, эксплуатация и ремонт пожарной аварийно-спасательной техники, а также иной приспособленной для тушения пожаров техники, экипировки, пожарного аварийно-спасательного оборудования и инструмента, мебели, специальной одежды, средств связи и иных материально-технических средств;
- подготовка членов пожарной команды;
- поощрение членов пожарной команды;
- пожарно-профилактические мероприятия, в том числе приобретение или изготовление наглядно-изобразительной продукции;
- другие нужды, связанные с обеспечением деятельности пожарной команды.
Средства местных бюджетов (при условии создания пожарной команды местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами) могут направляться на финансирование мероприятий по обеспечению создания и содержания пожарной команды по направлениям, указанным выше, за исключением:
- обеспечения пожарной команды необходимыми помещениями;
- приобретения пожарной аварийно-спасательной техники, а также иной приспособленной для тушения пожаров техники;
- поощрения членов пожарной команды;
- других нужд, связанных с обеспечением деятельности пожарной команды.
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНОЙ ДРУЖИНЫ
Создание пожарной дружины осуществляется решением организации независимо от формы собственности (далее – организация). В решении, указанном в части первой настоящего пункта, должна содержаться следующая информация:
- сроки создания пожарной дружины;
- источники финансирования пожарной дружины;
- мероприятия по созданию пожарной дружины, в том числе по обеспечению при необходимости пожарной автоцистерной или иной приспособленной для тушения пожаров техникой, пожарным аварийно-спасательным оборудованием и инструментом, экипировкой членов пожарной дружины, и другие мероприятия;
- иная информация по усмотрению организации.
Пожарная дружина может создаваться в структурных подразделениях организации.
Пожарная дружина считается созданной с момента принятия решения о ее создании.
Руководство пожарной дружиной, организация ее деятельности и взаимодействия с органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, добровольными пожарными организациями, иными организациями, обеспечение соблюдения законности в деятельности пожарной дружины осуществляются руководителем организации.
Пожарная дружина состоит из работников организации (ее структурного подразделения), в которой она создана.
Членами пожарной дружины могут быть граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие восемнадцатилетнего возраста, способные по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности члена пожарной дружины.
Пожарную дружину возглавляет начальник, определяемый руководителем организации.
Численный состав пожарной дружины определяется руководителем организации.
Пожарная дружина создается:
- с численностью работающих в здании, сооружении и помещениях организации от 25 до 100 человек – в количестве не менее 5 человек;
- с численностью работающих свыше 100 человек – в количестве не менее 5 человек дополнительно на каждые 100 работающих.
В организации с численностью работающих в здании, сооружении и помещениях менее 25 человек пожарная дружина может не создаваться, а обязанности на случай возникновения пожара должны распределяться между работниками такой организации решением ее руководителя. Пожарная дружина также может не создаваться при наличии в организации пожарной команды. При сменном графике работы организации комплектование пожарной дружины производится таким образом, чтобы в каждой смене имелись члены пожарной дружины.
Члены пожарной дружины не позднее одного месяца со дня принятия организацией решения о зачислении их в пожарную дружину проходят подготовку по программам пожарно-технического минимума в соответствии с законодательством. Подготовка членов пожарной дружины также осуществляется при проведении тактико-специальных учений, занятий и объектовых тренировок. В период прохождения подготовки по программам пожарно-технического минимума, а также участия в тактико-специальных учениях, занятиях и объектовых тренировках членам пожарной дружины предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством при повышении квалификации, переподготовке, профессиональной подготовке и стажировке работников по направлению нанимателя.
Упразднение пожарной дружины производится решением организации.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПОЖАРНОЙ ДРУЖИНЫ
Основной задачей пожарной дружины является участие в предупреждении и тушении пожаров в рабочее время с применением первичных средств пожаротушения, технических средств противопожарной защиты, а также пожарной автоцистерны или иной приспособленной для тушения пожаров техники (при их наличии).
Основными функциями пожарной дружины являются:
- осуществление мероприятий по предупреждению пожаров;
- участие в тушении пожаров в соответствии с планом действий работников на случай возникновения пожара, установленным руководителем организации;
- проведение разъяснительной работы среди работников организации по соблюдению законодательства о пожарной безопасности и международных актов;
- информирование руководства организации о фактах нарушения на объектах организации законодательства о пожарной безопасности и международных актов;
- оказание первой помощи лицам, пострадавшим от пожара.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОЖАРНОЙ ДРУЖИНЫ
Пожарная дружина создается и содержится за счет средств:
- организации, в том числе ежегодно предусматриваемых в соответствующих бюджетах на содержание государственных органов (организаций);
- иных источников, не запрещенных законодательством.
Средства по созданию и содержанию пожарной дружины могут использоваться по следующим направлениям:
- страхование членов пожарной дружины в соответствии с частью третьей статьи 28 Закона Республики Беларусь «О пожарной безопасности»;
- приобретение, эксплуатация и ремонт пожарной аварийно-спасательной техники, а также иной приспособленной для тушения пожаров техники, экипировки, пожарного аварийно-спасательного оборудования и инструмента, специальной одежды и иных материально-технических средств;
- другие нужды, связанные с обеспечением деятельности пожарной дружины.
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
Пожарно-техническая комиссия (далее – комиссия) создается решением организации, имеющей штатный инженерно-технический персонал. Комиссия может создаваться в структурных подразделениях организации.
В состав комиссии включаются инженерно-технические работники, в том числе ответственные за пожарную безопасность, деятельность которых связана с организацией и проведением технологических процессов, эксплуатацией и обслуживанием электроустановок, систем водоснабжения, связи, производственной автоматики, а также другие должностные лица по усмотрению руководителя организации.
Председателем комиссии является заместитель руководителя организации или главный инженер (инженер).
Члены комиссии не позднее одного месяца со дня принятия организацией решения о включении их в состав комиссии проходят подготовку по программам пожарно-технического минимума в соответствии с законодательством. В период прохождения подготовки по программам пожарно-технического минимума членам комиссии предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством при повышении квалификации, переподготовке, профессиональной подготовке и стажировке работников по направлению нанимателя.
Упразднение комиссии производится решением организации.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ КОМИССИИ
Основной задачей комиссии является подготовка предложений по осуществлению пожарно-профилактических мероприятий, своевременному выявлению и устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и международных актов.
Основными функциями комиссии являются:
- выявление в технологических процессах производства, работе машин, агрегатов, при изготовлении и хранении веществ и материалов причин и условий, которые могут привести к возникновению пожаров, и разработка мероприятий по их устранению;
- информирование руководства организации о фактах нарушения на объектах организации законодательства о пожарной безопасности и международных актов;
- анализ выполнения требований, предписаний, предложений, рекомендаций, выданных (вынесенных) органами государственного пожарного надзора, и подготовка соответствующих предложений руководству организации;
- анализ противопожарного состояния организации, вынесение вопросов пожарной безопасности для обсуждения на производственные и другие совещания (собрания);
- проведение разъяснительной работы среди работников организации по соблюдению законодательства о пожарной безопасности и международных актов;
- привлечение работников организации к участию в работе по проведению пожарно-профилактических мероприятий;
- внесение руководству организации предложений по организации обучения работников требованиям по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по подготовке по программам пожарно-технического минимума;
- иные функции по решению руководителя организации.
В целях подготовки предложений по осуществлению пожарно-профилактических мероприятий, своевременному выявлению и устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и международных актов комиссия не реже одного раза в полугодие обследует здания, сооружения, помещения и территорию организации на предмет выявления нарушений законодательства о пожарной безопасности и международных актов. Предложения комиссии оформляются актом, на основании которого разрабатывается и руководителем организации утверждается план мероприятий по устранению нарушений.
Контроль за выполнением мероприятий этого плана возлагается на председателя комиссии.
“Закрытое пространство — это любая закрытая или частично закрытая конструкция. Примеры включают: резервуары, ямы, дымоходы, шахты, подземные канализационные трубы, туннели и колодцы. В замкнутом пространстве может быть вредная среда, опасные пары, легковоспламеняющиеся газы, пониженный или небезопасный уровень кислорода или хранимые вещества, которые могут разрушиться и поглотить человека.”
“Двумя возможными рисками ограниченного пространства являются недостаток кислорода и вредная среда (включая пары и легковоспламеняющиеся газы). Почуять некоторые смертоносные газы невозможно, поэтому человеческий нос является ненадежным индикатором безопасной или вредной среды. Вместо этого необходимо регулярно проверять воздух в замкнутых пространствах на кислород и загрязняющие вещества, используя соответствующее оснащение.”