Как вертолет тушит пожар
Перейти к содержимому

Как вертолет тушит пожар

  • автор:

Тушение пожаров на открытых пространствах (местностях) с воздуха

Возгорание лесных угодий, особенно в жаркую и душную погоду способно привести к крайне плачевным последствиям: уничтожение большого количества посадок, деревень, а также к человеческим жертвам. Поэтому большое значение имеет быстрое обнаружение очага возгорания и предотвращение его распространения. Тушение лесных пожаров самолетом наиболее действенный способ справиться с возгоранием, и не дать распространиться огню на рядом расположенные важные объекты.

Созданная 10 мая 1995 года, пожарная авиация МЧС России по сей день является действенной и высокоэффективной службой при тушении возгораний с воздуха.

Тушение пожара с воздуха

Тушение лесного пожара с воздуха

К основным направлениям, где применяется авиационная техника МЧС России, относятся:

  • транспортировка пожарных, технических и спасательных средств, огнетушащих веществ;
  • доставка личного состава к объекту возгорания;
  • спасение и эвакуация пострадавших;
  • защита населенных пунктов от огня путем организации заградительных полос с помощью веществ и растворов препятствующих распространению горения;
  • тушение пожаров с самолета путем сброса водного залпа на очаг возгорания.

Виды и характеристика авиационной техники

Парк пожарной авиации насчитывает большое количество воздушных судов. Большую часть составляют вертолеты, оставшаяся часть – это самолеты различных видов.

Вертолеты

Тушение пожара вертолетом осуществляется с помощью водной бомбардировки места, которое необходимо затушить.

Пожарные вертолеты представлены 2 видами:

  1. Сухопутные. Для полноценной работы таких вертолетов необходим, в ближайшей доступности, водоем. Сухопутный вертолет имеет подвесное водосливное устройство, с помощью которого он и зачерпывает необходимую воду.
  2. Вертолеты-амфибии. Здесь вертолет имеет на борту собственную водную цистерну и, как правило, водонепроницаемый корпус. Также есть дополнительный бак с пенообразующей жидкостью (пенообразователем).

Для тушения пожаров с вертолета чаще всего устанавливаются: напорные рукава с ручными стволами на 240 м, баки для воды емкостью на 5000 литров, 2-4 насоса для подачи воды, поворот-штанги, переносные огнетушители (не более 10), бак с пенообразователем на 200 литров.

Однако с помощью только пожарных вертолетов не всегда возможно справиться с возгоранием, особенно, если поблизости нет водных объектов. Поэтому при больших площадях возгорания происходит тушением пожаров самолетом.

Самолеты

Самолеты практически всегда применяются для тушения степных, лесных пожаров и на нефтекомбинатах.

К таким самолетам относятся:

  • самолет Ил-76ТД, созданный в конце 90-х и способный за один вылет обрушить на площадь, охваченную огнем до 42 т воды и огнетушащих растворов;
  • самолет-амфибия БЕ-200. Самолет для тушения пожаров БЕ-200 способен самостоятельно заправиться водой, путем посадки на водоем и заполнения баков за несколько секунд в режиме глиссирования. Он ловко доставляет и сбрасывает на место пожара до 12 тонн воды. Данный пожарный самолет показал себя прекрасно не только при тушении пожаров, но и в сдерживании распространения огненного очага. Прекрасно он выполняет патрулирование лесных площадей.

Пожарная авиация показала свою высокую эффективность в тушении пожаров с воздуха.

Недостатки

Однако есть и некоторые недостатки в применении пожарных самолетов:

В МЧС показали, как белорусские вертолеты помогали тушить пожар на фабриках в турецкой Бурсе

В МЧС рассказали, как белорусская авиация тушила пожар в турецкой провинции Бурса.

В МЧС Беларуси рассказали, как помогали тушить пожары на фабриках в турецкой провинции Бурса, на сайте ведомства опубликовано небольшое видео, сделанное во вторник, 1 августа 2023 года.

В МЧС напомнили, что сразу два вертолета авиации МЧС Беларуси (Ми-8 и Ми-26) находятся на боевом дежурстве для оказания помощи в тушении лесных пожаров Турецкой Республике.

1 августа в борьбе с огнем, разбушевавшемся на фабриках по выпуску текстиля и производству мебели, находящихся в турецкой провинции Бурса, участвовал экипаж вертолета Ми-8. В МЧС отметили, что машина сделала вылеты, суммарное время налета — 3 часа 15 минут. За это время на очаги пожаров было произведено 13 сливов воды.

Технология тушения пожаров при помощи вертолета

В тушении лесных пожаров, окутавших Россию, принимают активное участие российские вертолеты МИ-8 и МИ-26 с водосливными устройствами.

Что касается устройства ВСУ 5, то его оболочка представляет собой 2 слойную, нежесткую в вертикальном направлении емкость. Жесткость оболочке около верхнего отверстия придает специальный элемент кольцевой формы. Оболочка в нижней части оснащена вторым металлическим кольцом меньшего диаметра, определяемого необходимой величиной секундного расхода сливаемой воды.

Внешняя оболочка, состоящая из капроновой основы, каркасированной кольцевыми и радиальными лентами, выполняет «силовую» функцию. Вторая (внутренняя) оболочка-вкладыш, выполненная из прорезиненной капроновой ткани, необходима для герметизации.

В ВСУ 5 сливной патрубок сконструирован таким образом, что при погружении оболочки он автоматически открывается и позволяет воде заполнять оболочку снизу. ВСУ заполняется водой, когда его опускают в естественные (искусственные) водоемы глубиной 1 3 м.

3.3 Работы на тушении пожаров с использованием всу

Для тушения пожаров с помощью вертолётов Ми-8 используется водосливное устройство ВСУ-5А (рис. 18), транспортируется на внешней подвеске вертолёта, предназначено для забора воды из открытых водоёмов (водохранилище, озеро, река, море, пруд) в режиме висения, доставки воды к местам возгорания и её слива на поступательной скорости или в режиме висе­ния.

Рисунок 18 — Ми-8МТВ с ВСУ-5А

Вертолет, оборудованный водосливным устройством ВСУ-5А (табл. 1), применяется для:

— первой атаки очагов загорания;

— тушения лесных низовых пожаров или отдельных его элементов непосредственным воздействием сливаемой вода на горящую кромку;

— заполнения наземных резервуаров (накопителей) водой в районе пожаров.

ВСУ-5А является изделием многократного применения. Назначенный ресурс — 2000 применений в течение пяти лет, далее по техническому состоянию в соответствии с решениями предприятия-разработчика. Водосливные устройства ВСУ-5А применяются в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от нуля до +50 °С.

Таблица 1 — Основные параметры, размеры и технические характеристики ВСУ-5А

Исп.II

Исп.III

Исп.IV

Объем мягкой оболочки, м3

Средний расход воды при сливе, л/с

Время заполнения мягкой оболочки водой:

-при первом погружении сухой мягкой оболочки, не более, с

-при последующих погружениях, не более, с

Время подъема сливного патрубка из нижнего положения в верхнее, не более, с

Потеря воды из заполненной мягкой оболочки через клапан, не более, л/мин

Масса ВСУ-5А, не более, кг

масса мягкой оболочки, не более, кг

масса устройства управления, не бо­лее, кг

масса ленточной стропы, не более, кг

Грузоподъемность ленточной стропы, не более, тс

Расчетная разрывная нагрузка ленточ­ной стропы, тс

Общая длина ВСУ-5А, м***

Продолжение таблицы 1

Габаритные размеры устройства управ­ления:

— механизма управления, мм, не более

— пульта управления, мм, не более

— длина жгута Ж1, м

— длина жгута Ж2, м

— длина жгута Ж3****, м

Скорость полета с пустым ВСУ-5А, км/ч

Скорость полета с полным ВСУ-5А, км/ч

Скорость полета при сливе воды, км/ч

Скорость полета во время закрытия кла­пана сливного патрубка, км/ч

Время приведения ВСУ-5А в рабочее состояние при участии четырех человек, не более, минут

Назначенный срок службы, год

Назначенный ресурс, количество применений

Параметры электропитания от бортовой сети постоянного тока:

-потребляемый ток, не более, А

Время с момента нажатия кнопки на пульте управления до открытия шарикового замка (клапана сливного патрубка), с

Продолжение таблицы 1

Время с момента нажатия кнопки на пульте управления до приведения механизма управ­ления в исходное состояние (закрытие кла­пана сливного патрубка), не более, с*****

Усилие срабатывания (начала пробук­совки) шариковой муфты механизма управления, кг

Усилие для проверки шарикового замка механизма управления в закрытом со­стоянии, кг

ВСУ-5А стойко к воздействию:

— температуры окружающей среды, °С

* При установленном поясе рифления.

** При среднем значении потери воды 5-6 л/мин.

*** Вместе с ленточной стропой ЛС-5А.

**** Входит в состав механизма управления.

*****При скорости полета не более 80 км/час.

В состав ВСУ-5А (рис. 19) входит мягкая ёмкость, ленточная стропа ЛС-5А, устройство управления. ВСУ-5А выпускается в четырёх исполнениях, каждое из них отличается максимальной вместимостью воды и грузоподъёмностью ленточной стропы. Для Ми-8Т используют II исполнение, для Ми-8АМТ/МТВ исполнение I или II. При необходимости объём мягкой ёмкости может быть уменьшен поясом рифления.

Рисунок 19 — Общий вид ВСУ-5А [9]:

1 — кабель (электрожгут); 2 — механизм управления; 3 — центральный трос; 4 — боковые троса; 5 — мягкая оболочка; 6 — вертолет; 7 — ленточная стропа ЛС-5А; 8 — обод верхний;

9 — обод нижний; 10 — вкладыш герметизирующий

Мягкая оболочка имеет сфероцилиндрическую форму, и основа ее изготовлена из ткани технической полиамидной с пленочным покрытием (поверхностной плотностью 250-400 г/м2, в дальнейшем, «ткань техническая с пленочным покрытием»), на которую нашит радиальный и кольцевой каркас, выполненный из текстильных лент (с разрывной нагрузкой не менее 2000 кгс) из полиэфирных волокон. В нижней части мягкая оболочка усилена кольцевой текстильной лентой (с разрывной нагрузкой не менее 6000 кгс) выполненной из арамидных волокон. В верхней части оболочки по ее периметру через тканевые рукава (образованные путем подгибки ткани в верхней части оболочки) и ленточные петли радиального каркаса, расположенные между рукавами, пропущен обод металлический верхний, выполненный из четырех или трех (в зависимости от исполнения ВСУ-5А) соединенных между собой дуг, изготовленных из стальной трубы диаметром 51 мм. В нижней части оболочки имеется сливное отверстие диаметром 600 мм. Отверстие ограничивает обод металлический нижний выполненный из стальной трубы диаметром 60 мм. На нижнем ободе равномерно окружности установлено восемь резиновых амортизаторов.

Для исключения утечки воды через ткань мягкой оболочки к ее основе в верхней и нижней части с помощью петель, через которые пропущена текстильная лента, крепится съемный вкладыш герметизирующий. Основа вкладыша выполнена из ткани технической полиамидной водонепроницаемой (прорезиненной или с полиуретановым покрытием) (в дальнейшем, «ткань водонепроницаемая»). В нижней части вкладыш имеет сливной патрубок с клапаном. Клапан представляет собой четыре мягких звена, пропущенных через пластмассовые кольца и имеющих на концах петли для подсоединения к центральному тросу. Звенья изготовлены из текстильных лент с разрывной нагрузкой не менее 900 кгс из полиэфирных волокон. Конструкция клапана не позволяет полностью исключить утечку воды из заполненной мягкой емкости, однако потери воды через клапан незначительные и составляют не более 8 л/мин при среднем значении 5-6 л/мин.

С наружной стороны сливной патрубок защищен от внешних повреждений и силового воздействия при заполнении мягкой емкости водой чехлом цилиндрической формы. Чехол изготовлен из ткани технической с пленочным покрытием и пришит к патрубку по верхней и нижней кромкам.

Боковые тросы, изготовленные из текстильных лент в два сложения (с разрывной нагрузкой каждой ленты не менее 2000 кгс) из полиэфирных волокон, служат для соединения мягкой емкости с механизмом управления. Концы боковых тросов с одной стороны заканчиваются петлями для крепления посредством узлов «удавка» к радиальному каркасу мягкой оболочки, а с другой стороны заканчиваются коушными шайбами для крепления к механизму управления. Длина боковых тросов указана в таблице 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *