4. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, территориальные и функциональные подсистемы и уровни управления рсчс
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).
Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
• МВД РФ: функциональная подсистема охраны общественного порядка
• МЧС РФ: функциональная подсистема мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС; предупреждения и ликвидации ЧС на потенциально опасных объектах; организация поиска и спасения людей
• Минздрав РФ: функциональная подсистема медицинских ресурсов; надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой
• Минобороны РФ: функциональная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС в вооруженных силах РФ
• Минтранс РФ: функциональная подсистема транспортного обеспечения ликвидации ЧС
В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:
• служба медицины катастроф (Минздрав России);
• служба охраны общественного порядка (МВД России);
• противопожарная служба (МВД России);
• служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхоз России);
• государственная спасательная служба (МЧС России);
• служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);
• служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);
• служба экологической безопасности (Госкомэкология России);
• противопаводковая служба (Минприроды России);
• служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);
• служба поиска и спасения на море (Минтранс России);
• транспортная служба (Минтранс России);
• служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);
• служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).
Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях.
Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации.
Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:
— на федеральном уровне — МЧС России;
— на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
— на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;
— на объектовом уровне (в организациях) — отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.
В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:
• на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;
• на территориальном уровне — КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• на местном уровне — КЧС органов местного самоуправления;
• на объектовом уровне (в организациях) — объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.
Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС.
5. Задачи и состав сил и средств РСЧС.
Основными задачами сил и средств РСЧС являются:
• осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;
• ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС;
• проведение эвакуационных мероприятий из зон ЧС в безопасные районы;
• проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий в ЧС;
• восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;
• поддержание формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, обучение и повышение профессиональной квалификации личного состава;
• разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.
В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС.
К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:
— службы и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль над состоянием окружающей природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоровье населения;
— формирования санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России;
— ветеринарная служба Минсельхозпрода России;
— службы наблюдения и лабораторного контроля над качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Минсельхозпрода России;
— геофизическая служба Российской академии наук;
— служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
— подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;
— космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;
— учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:
— военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
— формирования и учреждения ВСМК;
— формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
-военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
— формирования ГО Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;
— специально подготовленные силы и средства войск ГО Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
— аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;
— службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
— восстановительные и пожарные поезда МПС России;
— аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
Аварийно-спасательные формирования укомплектовываются с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток.
Медицинские подразделения ГО и МЗ, используемые в ЧС
Санитарная дружина (СД). Создается на объектах народного хозяйства и включает 24 человека. Это не медицинские работники, а гражданский персонал, прошедший специальную подготовку по оказанию первой медицинской помощи. На оснащении она имеет сумка санитарные для оказания первой медицинской помощи 13-15 пострадавшим, носилки, носилочные лямки, а также средства индивидуальной защиты. Санитарная дружина способна оказать первую медицинскую помощь 500 пострадавшим за 10 часов работы.
Отряд первой медицинской помощи (ОПМ). Формируется на базе крупных лечебных учреждений и имеет в своем составе 146 человек, в том числе 8 врачей и 38 средних медицинских работников. Отряд предназначен для оказания первой врачебной помощи. На оснащении у него имеется 15 автомобилей, подвижная электростанция, медицинское и санитарно-хозяйственное имущество согласно табелю. ОПМ способен за сутки работы принять и оказать первую врачебную помощь до 1000 пострадавшим. Отряд развертывает приемно-сортировочное, операционно-перевязочное, госпитальное и другие вспомогательные отделения и подразделения. В настоящее время рассматривается вариант замены ОПМ отрядом экстренной медицинской помощи.
Подвижной противоэпидемический отряд (ППЭО). Организуется на базе санитарно-эпидемиологической службы. Он включает 65 человек, в том числе 9 врачей и 10 средних медицинских работников, имеет 3 отделения — санитарно-эпидемиологическое, лабораторное и дезинфекционное. Лабораторное отделение, в свою очередь, имеет 3 лаборатории — бактериологическую, санитарно-химическую и радиологическую. Отряд способен проводить санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия на территории с населением 25-30 тыс. человек.
Автосанитарный отряд. Комплектуется на базе автохозяйств и включает до 200 человек личного состава, имеет 72-90 автобусов, приспособленных для перевозки носилочных пострадавших. За один рейс может эвакуировать до 1000 пострадавших в комбинированном варианте (лежа, сидя), что соответствует эвакоемкости отдельной автосанитарной роты, формируемой на флотах в условиях военного времени.
Авиасанитарная эскадрилья. Создается на базе авиаотрядов и имеет в своем состава 50 человек личного состава и 10 самолетов типа АН-2 или ЯК-40. За один рейс способна эвакуировать до 180 пострадавших. Это соответствует возможностям ОТСАЭ флотов военного времени. Следует отметить ограниченную эвакоемкость этого подразделения из-за устаревших типов самолетов и недостаточную эффективность использования из-за отсутствия вертолетов.
Медицинские подразделения и учреждения Министерства здравоохранения представлены следующим образом:
Врачебно-сестринские бригады. Они создаются на базе межрайонных отделений, в их состав входят: врач, 2 медицинских сестры, водитель-санитар. За 12 часов работы бригада способна оказать первую медицинскую и первую врачебную помощь 50 пострадавшим.
Бригады специализированной медицинской помощи. Формируются на базе медицинских, лечебных и диагностических центров, НИИ, крупных больниц (до ЦРБ включительно). В состав каждой бригады входят 2-3 врача и 4-6 средних медицинских работников определенного профиля (хирургический, ожоговый, радиологический, педиатрический и др.). Каждая бригада оснащается специальным имуществом и автомобилем, и предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи в условиях стационара. Производительность бригады хирургического профиля — до 16 операций в сутки. Чаще всего используется для усиления или специализации лечебного учреждения или его отделения.
Региональные и центральные лечебные учреждения. К их числу относятся крупные больницы, клиники, НИИ и другие лечебные учреждения. Здесь осуществляется оказание специализированной медицинской помощи, лечение и реабилитация пострадавших.
6. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России.
Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают: Центр управления в кризисных ситуациях (Москва); Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково — спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти; Центр специального назначения (Москва); авиацию МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО Российской Федерации.
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.
Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.
Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2тыс. спасателей-общественников.
Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в ЧС, оказания пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в лечебные учреждения, проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи:
• проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности;
• осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы;
• обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями;
• осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказания медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудования и ценностей из зон бедствия; доставка сил и средств Российского на¬ционального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы.
Авиация МЧС России включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном г. Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров МЧС России.
Предназначение, задачи и структура РСЧС
Во исполнение Федерального Закона “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” (от 21.12.1994 №68 ФЗ) и в целях совершенствования РСЧС 30 декабря 2003 г. постановлением Правительства РФ №794 утверждено “Положение о единой Государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС” (РСЧС).
В этом новом Положении учтены:
· накопленный за прошедшие годы опыт и особенности функционирования РСЧС на всех ее уровнях;
· развитие нормативной правовой базы по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;
· изменения, происшедшие в структуре и функциях ФОИВ, включая создание шести федеральных округов, а также развитие системы МЧС России с включением в нее ГПС и ГИМС и изменением структуры ЦА Министерства (Указ Президента №868 от 14.07.2004г.).
Новое Положение позволяет повысить эффективность функционирования РСЧС при решении вопросов по защите населения и территорий от ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – организационная система, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территорий, окружающей природной среды, социально-экономического комплекса материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера.
Расширенное понятие РСЧС приведено в приложении 2.
На РСЧС в соответствии с Федеральным законом №68-ФЗ были возложены следующие основные задачи (Приложение 3) и сформулированы принципы (Приложение4).
Основные цели функционирования РСЧС и требования к ней представлены в приложении 5.
РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет пять уровней, реагирующих на ЧС: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Они могут состоять из региональных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных), муниципальных (городских, районных), объектовых и иных звеньев РСЧС, создаваемых в соответствующих структурных подразделениях данных министерств и ведомств. Если структурные подразделения не созданы, то на ряде уровней отдельные звенья подсистемы могут отсутствовать. Организация, состав сил и средств, порядок функционирования подсистем и звеньев определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями соответствующих ФОИВ по согласованию с МЧС России.
Положение о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации, а также положения о других функциональных подсистемах единой системы, создаваемых федеральными органами исполнительной власти в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, согласованным с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Перечень создаваемых ФОИВ функциональных подсистем РСЧС приведен в приложении 6.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, автономиях) для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, городских, районных, объектовых и иных звеньев РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению данных территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования подсистем и звеньев определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов федерации.
Каждый уровень РСЧС имеет координационные органы управления; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГОЧС); органы повседневного управления; а также подчиненные им силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координационными органами РСЧС являются:
на федеральном уровне,, — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности ФОИВ и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральным органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации);
на региональном (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
на муниципальном (в пределах территории муниципального образования) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Основной задачей данных органов управления является координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В повседневных условиях они собираются с определенной периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС – немедленно.
Правительственная комиссия является общегосударственным координационным органом управления в области и предупреждения и ликвидации ЧС, создаваемым Правительством России в целях формирования и проведения единой государственной политики по предупреждению и ликвидации ЧС.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании
Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:
а) разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;
в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
на федеральном уровне — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
на межрегиональном уровне — территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — региональные центры);
на региональном уровне — территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее — главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);
на муниципальном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления
Эти органы управления предназначены для непосредственной организации ежедневного планирования и руководства выполнением мероприятий по ПЛЧС.
Органами повседневного управления единой системы являются:
центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В повседневной деятельности управление деятельностью РСЧС организуется с рабочих мест соответствующих руководителей. При ликвидации ЧС в мирное время могут использоваться, при необходимости, запасные и подвижные пункты управления, если руководство АСДНР не осуществляется с места постоянного размещения органа управления РСЧС.
Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом
В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее — силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.
Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
По своему назначению силы и средства РСЧСмогутвключать силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС.
К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:
формирования, службы и учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля за состоянием природной среды, сырья, продуктов питания, воды, ПОО и прилегающих к ним территорий, подчиненные МЧС России и другим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации.
К силам и средствам ликвидации ЧС:
силы и средства МЧС России — федеральные, региональные, территориальные поисково-спасательных формирования (ЦАМО, СЦ, ПСС, ПСО), организации МЧС России (ЦУКС, ЦСООР, ГУАП и др.), подразделения, части и соединения Войск ГО центрального и регионального подчинения;
силы и средства министерств и ведомств РФ, органов исполнитель ной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организаций — специально подготовленные поисково-спасательные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные противопожарные, медицинские, ветеринарные и другие силы и средства (службы и формирования);
нештатные аварийно-спасательные формирования — общие, специальные и специализированные объектовые, местные, территориальные и ведомственные.
Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.
Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров Российской Федерации.
Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы.
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подготовка работников ФОИВ, ОИВ, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством РФ.
Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от ЧС осуществляет МЧС.
Готовность АСС и АСФ к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий МЧС, органами государственного надзора, органами по делам ГО и ЧС, а также ФОИВ, создающими указанные службы и формирования.
Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.
Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС), представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности осуществляется всеми указанными органами управления и организациями в порядке, установленном Правительством РФ.
Сроки и формы представления указанной информации устанавливаются МЧС по согласованию с ФОИВ и ОИВС РФ.
Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.
Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет МЧС.
При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей ФОИВ, ОИВС Российской Федерации, органов местного самоуправления, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (Рис.2.10):
а) режим повышенной готовности — при угрозе возникновения ЧС;
в) режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации ЧС.
Решениями руководителей ФОИВ и ОИВС РФ, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС;
б) границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС;
в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
г) перечень мер по обеспечению защиты населения от ЧС или организации работ по ее ликвидации;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, или руководитель работ по ликвидации ЧС.
Рис.2. Режимы функционирования РСЧС
Руководители соответствующих ОУ должны информировать население через СМИ и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для ведения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима ЧС, соответствующие руководители отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.
При угрозе возникновения или возникновения региональных, федеральных и трансграничных ЧС режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами единой системы – следующие.
При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «а» статьи 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», для органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «б» указанной статьи, — режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Ликвидация ЧС осуществляется со следующей классификацией, установленной Правительством РФ (Приложение 7).
Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации ЧС.
Руководители АСС и АСФ, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации ЧС, определенных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, Планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС.
Руководители работ по ликвидации ЧС по согласованию с ОИВС, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла ЧС, устанавливают границы зоны ЧС, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению АСДНР.
Решения руководителей работ по ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Руководители работ по ликвидации ЧС незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие ОУ и организации.
Финансирование единой системы осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и организации.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС осуществляется за счет средств организаций, находящихся в зоне ЧС, средств ФОИВ, а также соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При недостаточности указанных средств ФОИВ и ОИВС Российской Федерации могут обращаться в Правительство РФ с просьбой о выделении средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий в порядке, установленном Правительством РФ.
В целях оперативной ликвидации последствий ЧС МЧС может использовать в установленном порядке целевой финансовый резерв по предупреждению и ликвидации последствий ЧС на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте.
Выдача материальных ценностей из государственного материального резерва, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном материальном резерве» и иными правовыми актами.
Порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, а также проведшие АСДНР, возложенных на пожарную охрану, определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности, в том числе техническими регламентами.
Международная гуманитарная помощь государствам, на территориях которых возникли ЧС, предоставляется в соответствии с международными договорами РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
При угрозе или с началом войны РСЧС передает свои полномочия Гражданской обороне страны.
В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий органов управления, сил и средств РСЧС на основе Федерального плана действий в ЧС, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий в ЧС федеральных органов исполнительной власти (в т.ч. МЧС России), региональных центров ГОЧС, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объем и содержание указанных
мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Организационно-методическое руководство планированием действий РСЧС возложено на МЧС России.
Все это говорит о том, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи РСЧС:
- Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения
- Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях
- Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
- Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС
- Надзор и контроль в сфере защиты населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций
- Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий
- Ликвидация ЧС
Организационная структура РСЧС
РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.
Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
- федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
- региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
- территориальный — территорию субъектов РФ;
- местный — территорию района (города, населенного пункта);
- объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.
Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:
- координирующие органы;
- органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
- органы повседневного управления;
- силы и средства;
- резервы финансовых и материальных ресурсов;
- системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).
Региональный уровень включает районирование России по регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:
- режим повседневной деятельности
- режим повышенной готовности
- режим чрезвычайной ситуации.
Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Алексеев, С. П. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций / С. П. Алексеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 366-370. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16138/ (дата обращения: 12.08.2023).
Решение задач по защите населения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различных мероприятий органами исполнительной власти на федеральном и территориальных уровнях, а также органами местного самоуправления. Усилия всех этих органов в мирное время сосредоточены в рамках «Российской системы предупреждения и действий в ЧС, а в военное время — в рамках системы «Гражданская оборона РФ».
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС Постановлением Правительства РФ № 1113 от 5.11.1995 г. была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕГСЧС). Ее аббревиатура осталась прежней — РСЧС.
Основная цель создания этой системы — объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Создание системы базировалось на ряде принципов и предпосылок с учетом сложившейся реальной обстановки.
Во-первых, это необходимость соблюдения комплексного подхода при формировании системы, т. е. учета всех возможных видов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия последствий, а также всех возможных мер по противодействию им, и всего требуемого для этого состава участников.
Во-вторых, это признание «ненулевого риска», т. е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз.
В-третьих, это базирование на принципе превентивной безопасности, предусматривающей максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, отдание предпочтения профилактической работе.
Кроме того, формирование системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее роль были определены, исходя из обоснованной системы приоритетов, поскольку только с их учетом мог быть достигнут оптимальный результат в условиях ограниченных ресурсов.
Также при формировании РСЧС, выборе путей, форм и методов ее деятельности учитывались сложившиеся реалии текущего момента, такие, как государственное переустройство, экономическая реформа, повышение самостоятельности субъектов Российской Федерации.
Государство, реализуя свои функции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организует и осуществляет следующие основные мероприятия:
— разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— создание специальной системы, предназначенной для реагирования на чрезвычайные ситуации;
— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— ликвидация чрезвычайных ситуаций;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем. Данная система действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (с изменениями от 27 мая 2005 г.).
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Территориальные подсистемы единой системы созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Каждый уровень РСЧС имеет:
— постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
— органы повседневного управления;
— силы и средства;
— резервы финансовых и материальных ресурсов;
— системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующие органы РСЧС:
— на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайных ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
— на региональном уровне — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России. Территория России разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Хабаровск, Новосибирск, Чита.
— на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
— на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
— на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
В состав Межведомственной комиссии включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.
Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:
— на федеральном уровне — министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
— на региональном уровне — региональные центры;
— на территориальном и местном уровнях — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;
— на объектовом уровне — отделы (секторы и специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.
Органы повседневного управления РСЧС:
— пункты управления в кризисных ситуациях, оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
— дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС реализуется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
— Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России (ЦУКС МЧС России);
— информационные центры федеральных органов исполнительной власти;
— региональные информационно-управляющие центры;
— информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;
— абонентские пункты городских и районных органов управления по делам ГО и ЧС;
— информационные центры организаций;
— средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам ГО и ЧС определяется Правительством РФ.
Функциональные подсистемы РСЧС (министерства и ведомства) определены Указом Президента РФ от 30.04.98г. № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Они создаются для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Территориальная подсистема РСЧС является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действует на региональном, муниципальном и объектовом уровнях в пределах субъекта РФ состоит из звеньев территориальной подсистемы РСЧС соответствующих административно-территориальному делению его территории.
Организация, состав сил и средств звеньев территориальной подсистемы РСЧС, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в субъекте РФ.
На каждом уровне территориальной подсистемы РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами единой системы являются:
— на региональном уровне (в пределах субъекта РФ) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в субъекте РФ;
— на муниципальном уровне (в пределах территории муниципальных образований) — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;
Создание, реорганизация и ликвидация комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляются решениями Губернатора субъекта РФ, руководителями органов местного самоуправления и организаций соответственно.
Органами повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС являются:
— единая дежурно-диспетчерская служба «01» («112») субъекта РФ;
— единые дежурно-диспетчерские службы «01» муниципальных образований;
— дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размещение органов управления территориальной подсистемы РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемыми в состоянии постоянной готовности к использованию.
Ни один народ и государство не может считать себя защищенным от всевозможных катаклизмов, стихийных бедствий и последствий недуманных действий или решений людей.
Любая чрезвычайная ситуация — это всегда нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, или массовым инфекционным заболеванием, которые могут приводить к людским или материальным потерям. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития.
В основе большинства ЧС лежат дисбаланс между деятельностью человека и окружающей средой, дестабилизация специальных контролирующих систем, нарушение общественных отношений. Самое тревожное — динамика роста ЧС, особенно техногенного характера.
Переход в ЧС принципиально меняет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих не превышение допустимых уровней негативного воздействия и задач снижения риска воздействия опасностей, на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших в ЧС и восстановлении повседневной жизнедеятельности.
Особенность техногенных ЧС на современном этапе развития заключается в увеличении зон и интенсивности действия негативных факторов, последствия ЧС сравнимы с последствиями применения современных видов вооружений.
Неблагоприятные последствия стихийных бедствий могут быть значительно уменьшены с помощью их прогнозирования, предотвращения, а также своевременного оповещения населения о приближении стихийного бедствия и принятия, соответствующих мер защиты.
Приоритетным направлением деятельности МЧС России являются, в первую очередь, дальнейшее снижение гибели людей при пожарах, в чрезвычайных ситуациях и на водных объектах. Для достижения этой цели планируется совершенствовать взаимодействие на всех уровнях, развивать территориальную политику, в том числе в рамках соглашений между МЧС России и субъектами Федерации.
Второе важное направление — повышение культуры безопасности жизнедеятельности, совершенствование работы с населением на всех уровнях.
Серьезное внимание уделяется профилактике правонарушений в сфере надзорно — контрольной деятельности, внедрению страховых механизмов снижения рисков возникновения различных чрезвычайных ситуаций, повышению ответственности в работе инспекторского состава отдела надзорной деятельности и сотрудников МЧС России.