Какие страны заключили договор о взаимном ограничении систем противоракетной обороны про в 1972 г
Перейти к содержимому

Какие страны заключили договор о взаимном ограничении систем противоракетной обороны про в 1972 г

  • автор:

Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года

Система противоракетной обороны

Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года – это двухстороннее соглашение между СССР и США, направленное на сокращение сферы качественного совершенствования стратегических вооружений, на устранение угрозы ядерной войны, укрепление доверия и международной безопасности.

Подписан в Москве 26 мая 1972 года. Вступил в силу 3 октября 1972 года, бессрочный, но подлежит рассмотрению через каждые 5 лет.

Согласно Договору его участники могли иметь только по 2 комплекса систем противоракетной обороны на территориях своих стран, развернутых в пределах района, ограниченного окружностью с радиусом 150 км, и согласованное количество пусковых установок противоракет (самих противоракет — до 100) и радиолокационных станций противоракетной обороны. Участники обязались не создавать, не испытывать и не развертывать систем (компонентов) противоракетной обороны морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. В 1974 году в развитие Договора 1972 года стороны приняли Протокол, устанавливающий согласие участников договора иметь по одному из двух предусмотренных Договором районов размещения противоракетных систем и их компонентов. В соответствии с Договором контроль за его выполнением осуществляется национальными техническими средствами на основе принципов и норм международного права.

После распада СССР преемником по выполнению договора является Российская Федерация. В сентябре 1997 года в Нью-Йорке подписан пакет российско-американских документов, призванных способствовать дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений Российской Федерации и США. Среди этих документов — Соглашение по разграничению стратегических и нестратегических систем противоракетной обороны, а также (совместно с Белоруссией, Казахстаном и Украиной) Меморандум о правопреемстве бывших советских республик в отношении Договора по противоракетной обороне. В последнее десятилетие США неоднократно заявляли о намерении создать национальную систему противоракетной обороны в нарушение действующих соглашений по противоракетной обороне.

Источники: Разоружение и безопасность, 1997—1998: Россия и международная система контроля над вооружениями: развитие и распад. —М., 1997; Волков Е.Б. Договор СНВ-2 и безопасность России // Военная мысль. 1996, № 1; В поисках выхода: Военно-политические аспекты международной безопасности. Кокошин А.А. — М., 1989.

Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 (Д. по ПРО)

Д. между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны. Подписан в Москве 26.05.1972. Обязывает стороны не развертывать системы противоракетной обороны (ПРО), которые покрывали бы всю территорию или же создали основу для такой широкой обороны. Системы ПРО разрешается размещать: в пределах одного района радиусом 150 км с центром в столице данной страны; в пределах одного района радиусом 150 км, в котором расположены пусковые установки (ПУ) межконтинентальных баллистических ракет. Для каждого из этих районов предусматривается не более 100 ПУ противоракет и соответственно не более 100 противоракет на стартовых позициях, а также ограничение числа и потенциала радиолокационных станций ПРО. Стороны обязались не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. В Д. указывается, что на испытательных полигонах каждая из сторон может иметь в совокупности не более 15 ПУ противоракет. Стороны обязались не создавать, не испытывать и не развертывать ПУ противоракет для пуска каждой ПУ более одной противоракеты одновременно, не модифицировать развернутые ПУ для придания им такой способности, а также не создавать, не испытывать и не развертывать автоматические, полуавтоматические или иные аналогичные средства скоростного перезаряжания ПУ противоракет. Стороны обязались не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или их компоненты, ограниченные Д.. Контроль за выполнением обязательств по Д. осуществляется национальными техническими средствами в соответствии с общепризнанными принципами международного права. Д. запрещается применять преднамеренно меры маскировки, затрудняющие осуществление контроля указанными средствами другой стороны. Д. носит бессрочный характер, однако содержит положение о праве каждой стороны выйти из него, если она решит, что связанные с содержанием Д.исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы. 3.07.1974 стороны подписали в Москве протокол к Д., ограничивающий для каждой из сторон размещение системы ПРО или ее компонентов одним районом, и Протокол о процедурах, регулирующих замену, демонтаж или уничтожение и уведомление о них для систем ПРО и их компонентов. В настоящее время США в одностороннем порядке фактически вышли из Д. по ПРО и приступили к разработке новых систем противоракетной обороны.

Договор об ограничении систем противоракетной обороны

Сокращение: ОСПРО Стороны:   СССР и   США Дата подписания: 26 мая 1972 Место подписания: Москва Подписавшие:  Леонид Брежнев,  Ричард Никсон Вступление в силу: 3 октября 1972 Условия: Ограничение систем противоракетной обороны

Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО).

Подписан 26 мая 1972 года США и СССР. Срок действия договора не ограничивался.

Каждая сторона обязалась иметь не более двух систем ПРО (вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных балистических ракет), где в радиусе 150 километров могло быть развернуто не более 100 пусковых противоракетных установок. Позже, в июле 1974 года, по дополнительному протоколу к этому Договору, разрешалось иметь только одну такую систему (либо вокруг столицы, либо в районе пусковых установок МБР).

12 июня 2002 США в одностороннем порядке вышли из договора.

Содержание

История принятия Договора об ограничении противоракетной обороны от 1972 года [ править | править код ]

К началу 70-х годов XX века развитие ядерных вооружений достигло такого уровня, при котором конфликт двух ядерных держав мог привести к уничтожению не только самих противников, но и всей жизни на планете. С 1945 года, когда США продемонстрировали разрушительную силу нового оружия, непрерывно велась гонка вооружений. США постоянно находились в более выгодном положении, но они не могли быть уверены, что в случае применения ядерного оружия против СССР, советский ответный удар можно будет предотвратить, или ущерб от него можно свести к минимальному. В 40-50-х годах США, превосходя Советский Союз в количестве ядерных бомб и самолетов, способных доставить их на территорию противника, стремились окружить Союз авиабазами. В случае американской ядерной бомбардировки, советские бомбардировщики не успели бы взлететь для нанесения ответного удара. Американское превосходство было сломлено в 1957 году, когда СССР вывел на орбиту искусственный спутник Земли. Это означало, что территория США больше не являлась недосягаемой для советского ядерного оружия, и ядерный ответ становился неотвратимым. И, хотя количественный паритет ядерных арсеналов Советского Союза и Соединенных Штатов был достигнут только к 70-м годам XX века, уверенность сторон в неотвратимости возмездия и неприемлемости ущерба от ответного удара только укреплялась.

Системы противоракетной обороны начали ставиться странами на вооружение в начале 60-х годов. Советские системы ПРО превосходили по качеству американские, но и те и другие были бессильны перед массированным ракетным ударом противника. Не смотря на это, системы ПРО, развернутые по периметру стран создавали иллюзию возможности «смягчить» удар противника.

К концу 60-х годов уже действовали различные договоры, ограничивающие опасность возникновения ядерного конфликта: «Договор о нераспространении ядерного оружия», «Договор об ограничении ядерных испытаний в трех средах». Однако эти договоры никак не ограничивали гонку вооружений ядерных держав.

Начатые в 1969 году переговоры касались ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ) и систем противоракетной обороны, причем, ОСВ считалось более важной задачей. Однако возникшие на переговорах разногласия по принципам сокращения наступательных вооружений вывели проблему ПРО на первый план. [1, стр.141]

Принятый в мае 1972 года Договор об ограничении систем противоракетной обороны запретил СССР и США иметь больше двух развернутых систем ПРО. Одна из них должна была находиться вокруг столицы, другая — в районе развертывания межконтинентальных баллистических ракет (МБР). В 1974 году к Договору был принят протокол, ограничивающий число развернутых систем ПРО до одной у каждой стороны. СССР оставил систему ПРО вокруг Москвы, США — в районе развертывания МБР. [2, стр. 91]

Договор по ПРО от 1972 года стал первым в цепи подобных договоров: на его основе до конца 70-х были приняты 2 договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2).

Принципиальность Договора по ПРО в том, что СССР и США, отказавшись от права на самозащиту, свели к нулю вероятность возникновения ядерного конфликта. Будучи фактически незащищенной перед массированным возмездием противника, ни одна из сторон не решилась бы начать ядерную войну. [1]

Мнения экспертов [ править | править код ]

Доктор наук Петер Бахмайер в своей статье Глобализация и Новый мировой порядок под руководством США обосновывает расторжение договора по ПРО,как часть проекта, Доминирование США

Духовные основы и цели Нового мирового порядка после 1989 разрабатывались Советом по международным отношениям („Council on Foreign Relations“), это такие документы как „Проект для нового американского столетия“, который разрабатывался в 1997 года под руководством Уильяма Кристола и Ричарда Перла, чтобы обосновать конец „эпохи Вестфальского мира“ и международного права. В 2001 году президент Буш-младший по рекомендации этой проектной группы расторг договор с Россией по ПРО, который предусматривал ограничение систем противоракетной обороны. Одним из архитекторов нового порядка был также Збигнев Бжезинский, который в своей появившейся тоже в 1997 году книге „Единственная мировая держава: Стратегия доминирования Америки“ (оригинальное название: „Большая шахматная доска“ – под таким названием она

вышла и на русском языке) требовал разделения России, или Национальная оборонная стратегия США в 2002 году [2]

См. также [ править | править код ]

Эта статья ещё далека от совершенства, и для её улучшения, по меньшей мере, нужно:

К 30-летию подписания Договора об ограничении систем противоракетной обороны

Он был заключен на неограниченный срок с правом каждой из сторон выйти из Договора, если она решит, что исключительные обстоятельства, связанные с содержанием Договора, поставили под угрозу высшие интересы страны. Уведомление об этом решении должно быть совершено за шесть месяцев до выхода из Договора.

СССР и США обязались не развертывать системы ПРО на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны. Каждой из сторон предоставлялось право иметь по 2 комплекса ПРО: вокруг столицы и в районе расположения шахтных пусковых установок /ПУ/ межконтинентальных баллистических ракет /МБР/. Но Протоколом к Договору, который был подписан 3 июля 1974 года и вступил в силу 24 мая 1976 года, было установлено, что каждая из сторон вместо двух районов размещения систем ПРО может иметь лишь одну.

Другие ограничения качественного характера, содержащиеся в Договоре, были связаны, в частности, с использованием радиолокационных станций.

Контроль за соблюдением договора осуществлялся с помощью национальных технических средств, находящихся в распоряжении сторон. Для содействия осуществлению Договора была создана советско-американская постоянная консультативная комиссия /переговоры осуществлялись с 1993 года/.

Договор подлежал совместному рассмотрению каждые пять лет после вступления его в силу.

13 декабря 2001 года президент США Джордж Буш объявил об одностороннем выходе США из Договора по ПРО от 1972 года. Он официально уведомил правительство России о выходе США из Договора, который просуществовал почти 30 лет.

/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА «Новости», 26 мая/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *