Боевая служба маневренной группы. Назначение, состав, порядок вы-полнения задачи.
Маневренная группа — это войсковой наряд численностью от отделения до батальона предназначенный для несения службы по ООП в закре-пленном районе (участке), на маршруте совместно с органами внутренних дел и ФСБ, а также для оказания помощи другим войсковым нарядам.
Маневренная группа может быть использована в качестве мобильного резерва для оперативного реагирования на резкие изменения обстановки, для оказания помощи другим войсковым нарядам и патрулям (по опыту действий в Северной Осетии может применяться как подвижный КПП или комендантский пост, для обеспечения безопасности граждан, их имущества, грузов), при со-провождении транспортных колонн, для несения службы на участке (в районе) или на указанном маршруте. В маневренную группу назначаются наиболее бое-способные подразделения, усиленные бронетехникой, специальными средства-ми и средствами обеспечения СБД. Наряд подчиняется вышестоящему коман-диру (начальнику). Состав, вооружение, оснащение, экипировка, форма одеж-ды, порядок несения службы определяется командиром с учетом обстановки и характера выполняемых задач.
Маневренная группа (МГ) должна быть экипирована, вооружена и снабжена всем необходимым для несения службы и самостоятельного ведения действий в зависимости от поставленной задачи, места и времени ее выполне-ния. В зависимости от характера выполняемой задачи МГ обеспечивается ра-диосредствами, сигнальными пистолетами (сигнальными ракетами разного ог-ня), электрофонарями, приборами ночного видения и наблюдения, инженерно-техническими приборами, маскировочными костюмами (халатами), специаль-ными средствами. Начальник маневренной группы назначается из числа офице-ров, в отдельных случаях прапорщиков. Он должен быть обеспечен картой (схемой), биноклем, часами, компасом, электрофонарем, блокнотом или поле-вой книжкой, карандашами и средствами связи. Боевой порядок группы зависит от характера выполняемой работы и может состоять из наблюдательных по-стов, патрульных групп (патрулей, дозоров, постов, засад, групп прикрытия, групп захвата и других войсковых нарядов). Например, при обеспечении сель-скохозяйственных работ в Северной Осетии от маневренной группы назнача-лись наблюдательные посты, дозоры, группы охраны и резервы. Кроме того, в состав маневренной группы (в зависимости от поставленной задачи) могут на-значаться группы применения специальных средств, оперативно-следственные группы, группы обеспечения движения, в состав которой включаются работни-ки ГИБДД.
В зависимости от складывающейся обстановки и поставленной задачи МГ располагаются вблизи комендатур, либо выводятся в установленные для них пункты дислокации, либо несут службу в указанном районе, участке или маршруте. Во взаимодействии с другими элементами группировки сил и средств и видами войсковых нарядов МГ могут быть использованы для прове-дения:
— рейдов по заранее назначенному маршруту с целью обеспечения про-ведения специальных операций (захват террористов, подпольных баз, складов оружия и боеприпасов, освобождения заложников и т. д.).
— деблокирования района (объекта), дороги.
— осуществления разведки в отдельных районах, участках местности, населенных пунктах.
Служебно-боевые действия войсковой наряд ведет путем наблюдения, выбором места расположения (например, если МГ действует как КПП), скрытым движением, тщательным поиском преступников, осмотром местности и пути следования. В силу разнообразия выполнения СБЗ основными тактическими способами могут быть:
— патрулирование в районе выполнения задач;
— блокирование объекта (местности);
— деблокирование дороги, объекта;
— преследование, вытеснение, сдерживание;
— поиск, сопровождение, захват;
Охрана — есть комплекс войсковых, режимных, инженерно-техни-ческих и иных мероприятий, проводимых силами и средствами подраз-деления с целью обеспечения безопасности объектов.
Патрулирование — действия подразделений по охране общественно-го порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах и в иных общественных местах городов и других населенных пунктов путем несения патрульно-постовой службы.
Блокирование — действия подразделений по изоляции участка мес-тности (района, города, населенного пункта или их части), предполагаемого нахождения правонарушителей.
Блокирование может быть сплошным (непрерывным), выборочным (по направлениям), в один и более рубежей (внутренний и внешний).
Для блокирования назначается рубеж: отделению на закрытой мес-тности — до 250 м, на открытой — до 500 м; взводу на закрытой местности — до 750 м, на открытой — до 1500 м; роте на закрытой местности — до 2 км, на открытой — до 5 км. В ночное время (в тумане) плотность блокирова-ния увеличивается.
Деблокирование — действия подразделений по разблокированию участка местности (района, населенного пункта или их части).
Окружение — действия подразделений (войсковых нарядов) по изоляции правонарушителей с целью их захвата (ликвидации).
Подразделениям назначаются рубежи окружения протяженностью: от-делению — 50—60 м, взводу — 300—450 м, роте — 1000—1500 м.
Оцепление — действия подразделений по изоляции мест проведения массового мероприятия, специальной операции, возникновения массовых беспорядков, пожара, взрыва, аварии, стихийного бедствия и при обес-печении режимно — карантинных мероприятий.
Изъятие — действия подразделений по захвату правонарушителей или наиболее активных участников массовых беспорядков, находящихся в толпе
Рассредоточение — действия подразделений по разделению участни-ков массовых беспорядков на части и вытеснению их с занимаемой тер-ритории.
Вытеснение — действия подразделений, по освобождению района про-ведения специальной операции от граждан в целях восстановления общест-венного порядка.
Сдерживание — действия подразделений по разъединению противо-борствующих сторон в различных конфликтах, в том числе по нанесению урона и срыву намерений крупных незаконных вооруженных формирований с целью выигрыша времени для организации действий войск.
Преследование — неотступное движение подразделений (войсковых нарядов), отдельных военнослужащих за лицами, бежавшими из-под охраны войскового наряда с целью их задержания.
Преследование может быть:
— непосредственным — преследуемые находятся в поле зрения пре-следующего войскового наряда, военнослужащего;
— по следам — проработкой следа служебной собакой, по видимым следам человека и транспортных средств.
Поиск — действия воинских частей (подразделений) по обнаружению и задержанию преступников в, местах их вероятного нахождения.
Поиск может быть сплошным или выборочным. При сплошном поиске ос-мотру подвергается весь назначенный район. При выборочном поиске осматри-ваются отдельные участки (объекты).
По способам ведения поиск подразделяется на односторонний, дву-сторонний, по направлениям (участкам), объектам и комбинированный.
Односторонний поиск ведется путем одновременного движения розыскных нарядов (подразделений) в одном направлении в пределах назначенных им по-лос.
Двусторонний поиск ведется путем встречного движения розыскных на-рядов (подразделений) в пределах назначенных им полос.
Поиск по направлениям (участкам) ведется в направлениях (местах) ве-роятного движения (нахождения) преступников.
Поиск по объектам применяется, как правило, в населенных пунктах для осмотра отдельных строений, зданий и сооружений.
Комбинированный поиск включает несколько перечисленных способов ведения поиска.
Для ведения поиска цепью на закрытой среднепересеченной местности (в лесу) интервалы между военнослужащими устанавливаются не более 10 м., средний темп поиска при этом может составлять 1—1,6 км/час. На открытой местности ширина полосы и темп поиска увеличиваются.
Подразделениям (войсковым нарядам) при ведении поиска назначаются рубежи: исходный, уравнительные, встречи (при двустороннем поиске) и конечный. Уравнительные рубежи назначаются через 1—2 часа движения по просе-кам, дорогам и другим, ясно видимым ориентирам с целью выравнивания дви-жения подразделений, уточнения задач и вопросов взаимодействия на местно-сти.
Демонстрационные действия — действия подразделений по введению правонарушителя в заблуждение относительно истинного замысла действий.
Сопровождение — действия подразделений по обеспечению безопас-ности прохождения колонн (эшелонов) с людьми и грузами.
Конвоирование — действия подразделений по сопровождению лиц, взя-тых под стражу в установленные места сбора.
Захват — действия подразделений по штурму места нахождения во-оруженных правонарушителей, их задержанию, а при активном сопро-тивлении— их ликвидации.
Прикрытие — действия подразделений по обеспечению выполнения за-дачи группой захвата (изъятия), поддержке ее огнем, специальными средства-ми.
Досмотр — действия подразделений по проверке объектов, транспортных средств в целях обнаружения разыскиваемых преступников, изъятию незаконно хранящихся (перевозимых) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркоти-ков и других запрещенных в гражданском обороте предметов и веществ.
Подводя итог, необходимо заметить, что на маневренную группу возлагается задача, от выполнения которой будет зависеть результат проведенной операции. Невыполнение возложенных на него задачи может привести к необратимым последствиям, а в частности, прорыв на участке блокирования, создание очагов массовых беспорядков, а соответственно и потерей жизней военнослужащих.
Методические рекомендации по созданию и организации работы патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп (утверждены приказом Сибирского регионального центра МЧС России 758 от 22 ноября 2016 года)
Методические рекомендации по созданию и организации работы патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп разработаны в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Решения Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности при Коллегии по проблемам безопасности и правопорядка в Сибирском федеральном округе от 08.12.2015 № 2, распоряжением Сибирского регионального центра МЧС России от 27.04.2016 № 168 «О создании патрульных, патрульно-маневренных, маневренных групп», протокольного решения селекторного совещания СРЦ МЧС России по анализу работы главных управлений МЧС России по субъектам РФ СФО по предупреждению, реагированию и ликвидации ЧС от 16.05.2016 № 137.
Данные методические рекомендации определяют общие положения по планированию, назначению, порядку организации и обеспечения деятельности патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и контрольно-патрульных групп.
Целью методических рекомендаций является создание условий для организации работы по профилактике возгораний сухой растительности, как одной из основных причин возникновения природных пожаров, принятия дополнительных мер по предупреждению возникновения ЧС в пожароопасный сезон, сокращение сроков реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия, связанные с природными пожарами (загораниями), усиление мер по защите населенных пунктов, объектов различных видов собственности от угрозы перехода природных пожаров (загораний), усиление работы с населением.
Положения методических рекомендаций действительны до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) методических рекомендаций МЧС России (СРЦ), в части касающейся организации деятельности патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп, направленных в установленном порядке для применения в деятельности органов исполнительной власти субъектов (ОИВ), органов местного самоуправления (ОМСУ), ведомств и организаций различных форм собственности, а также служебной деятельности Главных управлений МЧС России по Сибирскому федеральному округу.
Термины и определения
В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины с соответствующими определениями:
Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) — органы государственной власти (управления), выполняющие исполнительные функции государственного управления в Российской Федерации.
Органы исполнительной власти — это часть государственного аппарата, осуществляющая деятельность по государственному управлению с целью исполнения законов, связанная с полномочиями распорядительного характера.
Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.
Муниципальное образование — городское, сельское поселение или иная территория, в пределах которых: осуществляется местное самоуправление; имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач.
Патрульная группа — сводная группа сил и средств Ф и ТП РСЧС муниципального образования, созданная в установленном порядке для выполнения обязанностей в пожароопасный период по патрулированию территории района ответственности, мониторинга обстановки, связанной с природными пожарами, выявлению несанкционированных палов растительности, работы с населением по соблюдению правил пожарной безопасности.
Патрульно-маневренная группа — сводная группа сил и средств Ф и ТП РСЧС муниципального образования, созданная в установленном порядке для выполнения обязанностей в пожароопасный период по патрулированию территории района ответственности, мониторинга обстановки, связанной с природными пожарами, выявлению несанкционированных палов растительности и принятию мер по их тушению, работы с населением по соблюдению правил пожарной безопасности.
Маневренная группа — сводная группировка сил и средств Ф и ТП РСЧС муниципального образования, созданная в установленном порядке для выполнения обязанностей в пожароопасный период на территории района ответственности для тушения очагов природных пожаров и ликвидации угрозы перехода природных пожаров на населенные пункты, объекты экономики и лесной фонд.
Патрульно-контрольная группа — сводная группа сил и средств Ф и ТП РСЧС муниципального образования, созданная в установленном порядке для выполнения обязанностей в пожароопасный период на территории района ответственности для усиления правоохранительной деятельности в лесах.
Природный пожар — неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, подлежащий обязательной регистрации.
Природное загорание — неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, создающий угрозу населенному пункту и не подлежащий обязательной регистрации.
Район ответственности — (зона) участок земной поверхности, в границах которых предусмотрено реагирование патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп.
Пожароопасный сезон — часть календарного года в течение которого возможно возникновение природных пожаров.
П. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРУЛЬНЫХ, ПАТРУЛЬНО-МАНЕВРЕННЫХ, МАНЕВРЕННЫХ И ПАТРУЛЬНО-
2.1. Основная цель и основные задачи
Основной целью организации деятельности патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп является достижение высокого уровня готовности и слаженности к оперативному реагированию на природные загорания и эффективным действиям по их тушению на начальном этапе и недопущению перехода пожаров на населенные пункты, а также в лесной фонд, пресечение незаконной деятельности в лесах.
Основными задачами групп являются:
1) для патрульных групп:
выявление фактов сжигания населением мусора на территории населенных пунктов сельского поселения, загораний (горения) растительности на территории сельского поселения;
проведение профилактических мероприятий среди населения по соблюдению правил противопожарного режима;
идентификации термических точек, определение площади пожара, направления и скорости распространения огня;
взаимодействие с ЕДДС муниципального образования.
2) для патрульно-маневренных групп:
выявление фактов сжигания населением мусора на территории населенных пунктов сельского поселения, загораний (горения) растительности на территории сельского поселения;
проведение профилактических мероприятий среди населения по соблюдению правил противопожарного режима;
принятие мер по локализации и ликвидации выявленных природных загораний и сжигания мусора, принятие решения о необходимости привлечения дополнительных сил и средств;
первичное определение возможной причины его возникновения и выявление лиц виновных в совершении правонарушения, с дальнейшей передачей информации в надзорные органы;
идентификации термических точек, определение площади пожара, направления и скорости распространения огня;
взаимодействие с ЕДДС муниципального образования.
3) для маневренных групп:
принятие мер для ликвидации отдельных очагов природных пожаров, создающим угрозу населенным пунктам и лесному фонду;
оказание содействия оперативным службам по эвакуации населения, скота и материальных ценностей в случае угрозы перехода природных пожаров на населенный пункт;
взаимодействие с ЕДДС муниципального образования.
4) для патрульно-контрольных групп — проведение надзорно-профилактической деятельности и пресечение фактов незаконной деятельности в лесах;
выявление виновных лиц.
2.2. Порядок создания, состав и оснащение патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп
Создание патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп организуется в соответствии с нормативными правовыми актами (распоряжениями, указами) органов государственной исполнительной власти субъекта РФ по СФО, глав муниципальных образований, приказами ведомств и организаций Ф и ТП РСЧС на период пожароопасного сезона.
Состав и численность групп формируется из числа специалистов ОМСУ, населения муниципального образования, сотрудников и работников оперативных служб и учреждений, представителей общественных объединений с учетом территориальных особенностей, анализа прохождения пожароопасных сезонов на территории, степени пожарной опасности, зон (районов) обслуживания группами и иных обстоятельств, которые могут повлиять на развитие ситуаций, связанных с природными пожарами и последствиями от них.
Патрульные группы создаются в населенных пунктах муниципальных образований численностью от 2 до 3 человек из числа специалистов ОМСУ, старост населенных пунктов, общественных деятелей соответствующего населенного пункта (волонтеров).
Патрульно-маневренные группы создаются в населенных пунктах муниципальных образований численностью от 4 до 7 человек из числа специалистов ОМСУ, старост населенных пунктов, членов общественных объединений, местного населения (волонтеров).
Маневренные группы создаются в населенных пунктах муниципальных образований численностью не менее 15 человек из числа специалистов ОМСУ, представителей оперативных служб (пожарная охрана, полиция, лесничества и др.), членов общественных объединений, местного населения (волонтеров).
Патрульно-контрольные группы – создаются из представителей надзорных органов МЧС России, МВД России, лесной охраны и общественных организаций. Специалисты групп определяются приказами ведомств, включенных в их состав. Численность группы определяется в каждом конкретном случае индивидуально по решению КЧС и ОПБ муниципального образования, но не менее 4 человек.
Численность и состав групп, по решению главы муниципального образования, КЧС и ОПБ муниципального образования, с учетом складывающейся оперативной обстановки на территории, может быть увеличена.
Все, указанные группы, исходя из возложенных задач, должны быть оснащены:
средствами связи (сотовые телефоны, радиостанции, средствами спутниковой связи — по возможности);
спецодеждой, по типу штормовка и (или) противоэнцефалитные костюмы, защитными средствами (защитные каски с забралами);
средствами пожаротушения (мотопомпы с рукавами, РЛО, воздуходувки), шанцевыми инструментами (лопаты, топоры), механизированным инструментом(бензопилы);
техникой для доставки групп (автомобили с высокой проходимостью типа УАЗ, ГАЗ-66 и др.), в том числе техникой с запасами огнетушащих веществ(прицепы с емкостями для воды, автоцистерны). При этом, патрульные группы могут быть пешими, либо иметь иные средства для доставки группы;
-картами местности, навигационными приборами (при их наличии) и компасами.
Оснащение групп производится администрацией муниципальных образований из имеющихся материальных средств для обеспечения пожарной безопасности. При планировании и создании групп органы местного самоуправления должны спланировать расходную часть бюджета для приобретения необходимого оборудования и имущества для выполнения задач и функций групп, а также для заключения договоров с организациями и учреждениями (частными лицами) по использованию оборудования и имущества данных организаций и учреждений для патрулирования территорий, доставки участников групп к местам загораний и тушения очагов природных пожаров.
2.3. Порядок организации обучения и страхования
Обучение лиц, не имеющих соответствующей подготовки, входящих в состав групп, проводится по программе «Профессиональная подготовка пожарных, добровольных пожарных дружин» в объеме 16 часов. Ответственные за организацию обучения — представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, ведомства, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения от ЧС и происшествий (Управления (центры) по делам ГО, ЧС и пожарной безопасности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, главные управления МЧС России по субъекту, Управления (Агенства) лесного хозяйства), а также организации, имеющие лицензии на проведение данных видов работ (представления услуг) при заключении соответствующих договоров с ОИВ (ОМСУ).
Участники групп должны быть застрахованы от вреда здоровью, клещевого энцефалита.
Страхование от вреда здоровью участников групп можно осуществить за счет средств субъектов путем включения в реестр добровольной пожарной охраны субъектов, либо бюджета организаций, в чьих штатах они числятся, либо органов местного самоуправления.
Необходимо проработать вопрос по выделению денежных средств из муниципальных бюджетов, бюджетов организаций (для работающих граждан) для страхования от клещевого энцефалита участников групп.
2.4. Планирование работы и порядок реагирования патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп
При формировании бюджетов субъектов и муниципальных образований на следующий год предусматривается финансирование мероприятий, связанных с обеспечением деятельности групп, с учетом опыта их применения, объема проведенной работы в текущем и предшествующих годах.
Органам местного самоуправления, до начала пожароопасного периода, необходимо заключать договора с организациями, предпринимателями и частными лицами о предоставлении услуг по подготовке специалистов, выделения оборудования, средств связи, снаряжения, техники и людей для тушения природных пожаров.
Для организации патрулирования территорий разрабатываются специальные маршруты и время, исходя из прогноза, оперативной обстановки, количества действующих на территории муниципального образования термических точек, поступающей информации.
Реагирование патрульно-маневренных, маневренных групп осуществляется по решению главы муниципального образования, председателя КЧС и ОПБ муниципального образования, ЕДДС муниципального образования при получении информации о загорании, угрозе населенному пункту посредством передачи распоряжения непосредственно руководителю группы.
Оповещение членов групп проводит руководитель группы и диспетчер ЕДДС. Диспетчер ЕДДС дополнительно доводит информацию о сборе группы до руководителей ведомств, организаций, чьи люди задействованы в группах. При получении команды «Сбор Группы», начальники, руководители задействованных ведомств и организаций направляют сотрудников, работников к месту сбора группы. Место сбора специалистов групп определяет руководитель группы, с учетом мест их дислокации (проживание, работа и др.). Время сбора и реагирования (в рабочее и не рабочее время) не должно превышать 1 час 30 минут, при этом необходимое оборудование для пожаротушения должно находиться в закрепленном автомобиле.
По прибытию на место загорания, руководители патрульно-маневренных и маневренных групп определяют оперативную обстановку, пути распространения загорания и возможные последствия, способы и методы действий, направленных на локализацию и ликвидацию загораний, докладывают об обстановке главам муниципального образования, сельского совета, диспетчеру ЕДДС.
Реагирование патрульно-контрольных групп осуществляется в соответствии с поступающими оперативными данными о правонарушениях в лесах, а также в рамках профилактических мероприятий по соблюдению закона в области лесных отношений согласно планирующим документам. Специалисты группы выявляют незаконные вырубки (точки лесозаготовок) и вывоза древесины, незаконные пункты приема древесины, устанавливают поджигателей лесов, применяют, в рамках своих полномочий, меры административного и уголовного ресурсов.
2.5 Организационное и методическое руководство деятельностью патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп. Порядок взаимодействия
Общее руководство и контроль за деятельностью групп возлагается на главмуниципальных образований, председателей КЧС и ОПБ органов местногосамоуправления.
Управление и координация действий органов местного самоуправления по вопросам обеспечения пожарной безопасности населения и территорий в период пожароопасного сезона осуществляется председателями КЧС и ОПБ органов исполнительной государственной власти субъекта, главными управлениями МЧС России по субъекту.
Для непосредственного оперативного руководства группами, их организационного и методического обеспечения назначаются руководители групп, как правило, из числа лиц администрации муниципального образования, старост населенных пунктов, наиболее подготовленных специалистов (лесной охраны, пожарной охраны и др.), а также должностных лиц силовых и правоохранительных структур (ведомств) в соответствии с возложенными полномочиями.
осуществляет сбор группы, при ухудшении обстановки, определяет место и время сбора;
определяет оснащение группы, в зависимости от выполняемых задач;
определяет маршруты выдвижения в районы проведения работ, ставит задачи специалистам группы;
оценивает оперативную обстановку, принимает соответствующие решения, в рамках возложенных полномочий;
организует постоянный информационный обмен и взаимодействие с задействованными оперативными службами и учреждениями;
организует информационный «обмен с главой муниципального образования, председателем КЧС и ОПБ муниципального образования, ЕДДС муниципального образования;
организует исправность техники и оборудования, закрепленного за группой;
инструктирует специалистов группы по соблюдению охраны труда и безопасным приемам проведения работы.
Учет применения групп ведется в суточном режиме дежурными сменами ЕДДС муниципальных образований, ЦУКС главных управлений.
ЕДДС муниципального образования проводит суточный анализ реагирования и представляет его председателю КЧС и ОПБ МО.
Обобщенные анализы реагирования групп, утвержденные председателями КЧС и ОПБ МО, представляются ежедневно не позднее 20:00 (местного) часов через ЕДДС в дежурные смены ЦУКС главных управлений МЧС России. Дежурная смена ЦУКС представляет информацию председателям КЧС и ОПБ субъекта.
ЦУКС главных управлений готовят сводные суточные анализы реагирования органов управления и сил Ф и ТП РСЧС субъекта на термические точки и представляют их ежедневно губернаторам.
Формы учета и анализа по реагированию и результатам работы групп определяются распорядительными документами СРЦ МЧС России, администрацией (аппаратом управления) субъекта.
III. ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ ЛИЦ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРУЛЬНЫХ, ПАТРУЛЬНО-МАНЕВРЕННЫХ,
МАНЕВРЕННЫХ И ПАТРУЛЬНО-КОНТРОЛЬНЫХ ГРУПП
Уполномоченные должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления при организации деятельности патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп, в пределах своих полномочий, осуществляют следующие функции:
разрабатывают и издают нормативные правовые акты распорядительного характера по вопросам организации безопасности населения и территорий в период прохождения пожароопасного сезона и организуют их исполнение;
определяют цели и задачи патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп, планируют их деятельность;
обеспечивают сбор, систематизацию и анализ информации о пожарной обстановке на территориях, планируют и устанавливают порядок применения групп;
обеспечивают в деятельности групп комплексное использование имеющихся сил и средств, а также организаций, путем заключения договоров, их взаимодействие с оперативными службами Ф и ТП РСЧС,
обеспечивают информационный обмен по оперативной обстановке, связанной с природными пожарами, порядку применения групп, достаточности сил и средств для локализации и ликвидации природных пожаров (загораний);
разрабатывают, утверждают и исполняют соответствующие бюджеты в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание и обеспечение деятельности групп;
формируют сводные реестры групп для учета и применения их по назначению;
осуществляют оперативное управление сформированными группами.
ПРИЛОЖЕНИЯ К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ
ПО СОЗДАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПАТРУЛЬНЫХ, ПАТРУЛЬНО-
МАНЕВРЕННЫХ, МАНЕВРЕННЫХ И ПАТРУЛЬНО-КОНТРОЛЬНЫХ ГРУПП
взаимодействия при организации работы патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп
Органы исполнительной Государственной власти
Главные управления МЧС России по СФО
ЦУКС главных управлений МЧС России по СФО
Главы муниципальных образований
ЕДДС муниципальных образований
Патрульные, патрульно-маневренные, маневренные и патрульно-контрольные группы
Учреждения ЖКХ на территории МО
на территории МО
ния ФПС на территории МО
Отделы МВД на территории МО
Органы исполнительной Государственной власти
Главные управления МЧС России по СФО
ЦУКС главных управлений МЧС России по СФО
Главы муниципальных образований
ЕДДС муниципальных образований
Патрульные, патрульно-маневренные, маневренные и патрульно-контрольные группы
Учреждения ЖКХ на территории МО
на территории МО
ния ФПС на территории МО
Отделы МВД на территории МО
Порядок учета патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп в муниципальных образованиях
№ п/п Наименование населенного пункта Количество созданных
групп Численный состав групп, чел. Количество закрепленной техники Количество закрепленного оборудования
ПГ ПМГ МГ ПГ ПМГ МГ ПГ ПМГ МГ воздуходувки бензопилы Мотопомпы РЛО
группы Назначенные группы
(ПГ, ПМГ,МГ) Численный состав группы (кол-во людей) Руководитель группы (Ф.И.О., должностная категория, тел.) Состав группы
(Ф.И.О, тел.) Район ответственности (наименование населенных пунктов)
№ п/п Наименование муниципального образования Количество ПКГ Численность специалистов ПКГ Количество закрепленной техники за ПКТ Руководитель группы (Ф.И.О., № сот. телефона)
Прокуратура МЧС МВД Лесохрана Общественные формирования Прокуратура МЧС МВД Лесохрана Общественные формирования Приложение 3
Примерные формы учета работы групп
Сведения по работе патрульно-контрольных групп
Муниципальное образование Возникло лесных пожаров Выполненные мероприятия
Применялись Выявлено поджигателей лесов Предотвращено актов вывоза древесины из лесов Прекращена работа точек лесозаготовки Прекращена работа незаконных пунктов приема древесины
кол-во групп чел. ед. техн за сутки нарастающим итогом за сутки нарастающим итогом за сутки нарастающим итогом за сутки нарастающим итогом
Сведения по реагированию маневренных и патрульно-маневренных групп
Муниципальное образование Количество возгораний Применение за сутки для ликвидации возгораний Ликвидировано возгораний за сутки
Обнаружено за сутки явились ПРИЧИНОЙ лесных ПОЖАРОВ маневренных групп патрульно-маневренных групп кол-во групп Ликвидировано возгораний кол-во групп Ликвидировано возгораний Сведения по реагированию патрульных групп
Муниципальное образование Применение группы за сутки для мониторинга
кол-во групп Обнаружено за сутки загораний Обнаружено нарушителей противопожарного режима Обнаружено поджигателей Принятые меры
Примечание: Формы учета работы являются примерными и могут меняться в соответствии с распорядительными документами регионального центра, органов государственной исполнительной власти.
Особенности организации боевой службы маневренной группы в горно-лесистой местности (стр. 3 из 4)
Обстановка: «Маневренная группа вышла к границе района чрезвычайного положения. Техника находится в укрытиях».
Состав маневренной группы: подразделение до батальона включительно. Рота, действующая в маневренной группе, усиливается расчетами по применению специальных средств, минно-розыскных собак, а также саперами. Совместно с маневренной группой могут действовать оперативно-следственные работники, представители комендатуры или органа внутренних дел. В условиях вооруженного конфликта рота, действующая в маневренной группе, может быть усилена артиллерийскими и зенитными подразделениями, а также танками.
Экипировка маневренной группы: штатное оружие, бронежилеты, ПР-73, шлемы стальные (каски с забралом), индивидуальные перевязочные пакеты, электрические фонари, жезлы для остановки транспорта, средства наблюдения (бинокли, приборы ночного видения).
Ручные гранаты, осветительные, сигнальные патроны, устройство для принудительной остановки транспортных средств выдаются по решению командира воинской части.
Маневренная группа действует на штатной технике, а подразделение на автомобилях может быть усилено бронетехникой. В состав маневренной группы может включаться специальный автомобиль для перевозки задержанных, водомет или пожарная машина, звуковотщательные установки, а также машина сопровождения ГИБДД.
3.2. Построение походного порядка. Несение боевой службы.
Тактическая обстановка. Например: «2 мср 30 пон — маневренная группа, завершила подготовку к боевой службе и находится в ППД. По оперативным данным в районе п. Сокол, готовится прорыв незаконного вооруженного формирования из района чрезвычайного положения в направлении г. Саратов. Маневренной группе приказано выдвинуться врайон окраины п. Сокол, осмотреть редколесье леса и овраг, в дальнейшем осуществлять рубеж наблюдения с рубежа блокирования. Установить наличие и характер действий незаконных вооруженных формирований в районе п. Сокол и не допустить прорыва боевиков в направлении г. Саратова.
Командир подразделения разъясняет подчиненным, что построение походного порядка должно обеспечивать требования безопасности на марше и развертывание сил с ходу без лишнего маневрирования.
Походный порядок маневренной группы, как правило, состоит из походного охранения (дозорного отделения) и колонны главных сил.
Боевая техника (БТР, БМП) обычно располагается в голове и хвосте колонны, автомобили — в середине. Артиллерийские и зенитные подразделения могут быть расположены в голове колонны главных сил или, во избежание их уничтожения действиями из засад, в се середине.
Результаты наблюдения обучаемые докладывают командирам отделений.
Наблюдение отрабатывается применительно к условиям упражнения по разведке целей[2].
Для этого на учебном поле (стрельбище) готовится мишенная обстановка с появляющимися и движущимися целями. Мишени, обозначающие движущиеся цели, могут имитироваться макетами боевой техники и мишенями (фронтальной или бортовой конфигурации), устанавливаемыми на легковые или бортовые армейские автомобили, при этом с ними устанавливается двусторонняя радиосвязь[3].
В дальнейшем уточняется тактическая обстановка и задача маневренной группе. Например: «По данным ФСБ в направлении_____ г.Саратов просачивается незаконное вооруженное формирования. Маневренной группе приказано выдвинуться в район окраины п. Сокол и с 9.00 по 22.00 20.10 (время, дата) нести боевую службу подвижным КПП на перекрестке дорог.
В целях обеспечения безопасности при движении сил и средств маневренной группы назначаются сигналы взаимного оповещения и опознавания с соседними войсковыми нарядами (органами внутренних дел) на маршруте движения. Так, при подходе к местам несения службы войсковыми нарядами на маршруте маневренная группа (походное охранение) по радио или световым сигналом сообщает им о своем приближении, а при запросе пароля сообщает его.
3.3. Действия маневренной группы при осложнении обстановки
Обстановка. Например: «Маневренная группа завершила выполнение задачи подвижным КПП и несет боевую службу на указанном ранее маршруте.»
Порядок действий маневренной группы:
а) при обнаружении небольших по численности незаконных вооруженных формирований личный состав маневренной группы задерживает и обезоруживает их, а в случае оказания вооруженного сопротивления уничтожает. Задержанные передаются в органы внутренних дел или на фильтрационный пункт;
б) при обнаружении превосходящего по численности бандформирования (столкновении с ним) маневренная группа стремится сковать и задержать его до подхода резервов (отражает нападение огнем с места и во взаимодействии с высланным от воинской части резервом уничтожает боевиков).
Выполняя служсбно-боевые задачи на маршруте, маневренная группа должна быть всегда готова к оказанию помощи войсковым нарядам (КПП, заставам и караулам) при осложнении обстановки. При прорыве боевиков (правонарушителей) через КПП (заставы), маневренная группа выходит на направление прорыва, используя средства остановки транспорта, боевую технику и машины, перекрывает его, вынуждает прорвавшихся остановиться и производит их задержание. В отдельных случаях маневренная группа может для задержания боевиков (правонарушителей) высылать и группу преследования.
При оказании помощи войсковому наряду, подвергшемуся нападению, личный состав маневренной группы совместно с ним отражает его и задерживает нападающих. При вооруженном нападении (обстреле) маневренная группа, используя боевую технику и специальные средства, огнем подавляет преступников, окружает и блокирует их.
Последовательность действий маневренной группы:
— при выходе на заминированный участок маршрута;
— при столкновении с крупным незаконным вооруженным формированием в ходе движения;
— при деблокировании КПП, окруженного местными жителями.
При первом элементе командир подразделения с личный состав маневренной группы осуществляет движение и выходит на «заминированный» участок маршрута. Применяя саперов и расчет мннно-розыскной собаки, эвакуировать раненых, оказав им первую медицинскую помощи.
При столкновении с крупным НВФ действия командира подразделения должны быть следующими: он останавливает колонну, по радио (с применением переговорной таблицы) уточняет тактическую обстановку, например: «Огнем боевиков из засады уничтожены головная и замыкающая машины маневренной группы[4]».
Подразделение на БТР (БМП) в колонне по команде (сигналу), выдвигается на указанный рубеж, развертывается в боевой порядок и с ходу занимает его. При этом, исходя из тактики незаконных вооруженных формирований при устройстве засад, рубежи спешивания и отражения атаки указываются, возможно, ближе к подразделению. Время отсчитывается от команды (сигнала) на занятие рубежа до выхода личного состава (боевых машин) на указанный рубеж и доклада о готовности.
Для отработки третьего элемента командир подразделения уточняет тактическую обстановку и задачу маневренной группе. Например: «Старший начальник сообщил, что в районе КПП №1 — групповое нарушение общественного порядка. КПП блокировано жителями (населенные пункты), среди которых замечены вооруженные боевики. Два военнослужащих из состава войскового наряда захвачены в заложники. Маневренной группе №1 приказано выдвинуться по маршруту окраина п. Сокол деблокировать КПП, принять меры к освобождению захваченных военнослужащих и изъятию оружия. После деблокирования нести боевую службу в районе КПП».
При выполнении задач по пресечению групповых нарушений общественного порядка группировка сил и средств маневренной группы в зависимости от обстановки и ее численности должна состоять из групп: оцепления, рассредоточения (вытеснения), изъятия, конвоирования и охраны задержанных, применения специальных средств.
Выполняя данную задачу, маневренная группа может:
— производить оцепление места группового нарушения общественного порядка;
— перекрывать направления движения нарушителей;
— пресекать противоправные действия;
— рассредоточивать (вытеснять) и задерживать правонарушителей.
Способам построений (по решению руководителя):
— войсковая цепочка (нормальная, редкая, усиленная);
— двойная войсковая цепочка — двухшереножный строй из двух нормальных или усиленных войсковых цепочек, в котором вторая шеренга находится в 1 -3 шагах за первой;
— войсковая цепочка углом вправо (влево) — войсковая цепочка, в которой справа (слева) стоящие военнослужащие находятся уступом в 1-2 шагах правее (левее) и сзади от направляющего;
— клин — войсковая цепочка, в которой военнослужащие располагаются уступом в 1-2 шагах слева, справа и сзади от направляющего;
— колонна — строй, в котором военнослужащие располагаются в колонну по два (четыре).
Войсковая цепочка и двойная войсковая цепочка применяются при оцепленных участков местности, прикрытий объектов от нападения, вытеснении нарушителей.
Войсковая цепочка углом вправо (влево) применяется для оттеснения групп нарушителей от зданий, сооружений, оград, стен и других объектов.
Клин (колонна) применяется для рассечения участников «беспорядков и последующего их вытеснения.
Группа рассредоточения, действуя в войсковой цепочке (клином или в
колонне), с применением водометов (пожарных машин) рассекает участников групповых нарушений, вытесняет их за пределы района беспорядков и рассредоточивает на мелкие группы.
Группа изъятия, по командам (сигналам) командира подразделения изымает активных участников беспорядков, зачинщиков и передаст их группе конвоирования и охраны.
3.Тактика действий маневренной группе в Специальной операции.
3.1. Задачи, состав, экипировка, вооружение маневренной группы.
Маневренная группа может назначаться на сут-ки, находиться в месте дислокации, выходя на маршрут только при необ-ходимости, или осуществлять периодическое патрулирование на указан-ном ей маршруте (в районе).
На маневренную группу возлагаются следующие задачи:
— осуществление контроля за обстановкой в определенном районе (на маршруте);
— осуществление досмотра транспортных средств, отдельных строений и участков местности с целью изъятия оружия, взрывчатых веществ и задер-жания участников незаконных вооруженных формирований (правонару-шителей);
— пресечение групповых нарушений общественного порядка путем оцеп-ления районов (участков, объектов), рассредоточения правонарушителей;
— блокирование (оцепление) районов нахождения НВФ, участие в их ра-зоружении;
— отражение нападения на объекты, предприятия, учреждения;
— оказание помощи войсковым нарядам.
В специальной операции по пресечению массовых беспорядков в насе-ленном пункте маневренная группа может назначаться для завершения рассредоточения правонарушителей.
Походное охранение (дозорное отделение) назначается для ведения разведки маршрута и исключения внезапного нападения незаконных во-оруженных формирований на главные силы. При этом следует подчерк-нуть, что отделение усиливается специалистами инженерной, радиацион-ной и химической разведки. Оно действует на удалении зрительной и огне-вой связи от колонны основных сил.
Командир подразделения отдает приказ на выполнение задачи, где указы-вает задачу маневренной группы, состав и задачу походного охранения, маршрут и скорость движения, порядок наблюдения, доклада о замеченном и действиях при осложнении обстановки, сигналы оповещения, уп-равления, взаимодействия и порядок действий по ним, время готовности к маршу, а также заместителя.
Он объясняет обучаемым, что при ведении наблюдения на маршруте движения особое внимание уделяется участкам, где возможно скрытое рас-положение незаконных вооруженных формирований и их внезапное напа-дение на войсковой наряд. К ним относятся закрытые участки, отдельные строения, опушки леса, входы в ущелья и тоннели, узкие проходы (дефи-ле), мосты. Особо отмечается порядок движения и остановок машин в ме-стах, где возможно минирование дорог. После постановки задачи командир подразделения выстраивает колонну и выводит маневренную группу на маршрут.
Находясь в головной машине колонны главных сил, он по радиосвязи руководит выдвижением маневренной группы.
С выходом в район для досмотра объектов (их целесообразно подготовить — по количеству взводов) командир подразделения останавливает колонну, спешивает личный состав, заслушивает результаты наблюдения в ходе движения (ко-личество обнаруженных целей). Затем ставит задачу каждому взводу на до-смотр объектов. Командиры взводов организуют действия взводов по досмотру объектов. По команде, кинолог с минно-розыскной собакой последовательно осуществляет поиск взрывоопасных предметов.
Обстановка: «Маневренная группа вышла к границе района чрезвычайного положения. Техника находится в укрытиях».
Состав маневренной группы: подразделение до батальона включительно. Рота, действующая в маневренной группе, усиливается расчетами по при-менению специальных средств, минно-розыскных собак, а также сапера-ми. Совместно с маневренной группой могут действовать оперативно-следственные работники, представители комендатуры или органа внутрен-них дел. В условиях вооруженного конфликта рота, действующая в манев-ренной группе, может быть усилена артиллерийскими и зенитными под-разделениями, а также танками.
Экипировка маневренной группы: штатное оружие, бронежилеты, ПР-73, шлемы стальные (каски с забралом), индивидуальные перевязочные паке-ты, электрические фонари, жезлы для остановки транспорта, средства на-блюдения (бинокли, приборы ночного видения).
Ручные гранаты, осветительные, сигнальные патроны, устройство для принудительной остановки транспортных средств выдаются по решению командира воинской части.
Маневренная группа действует на штатной технике, а подразделение на автомобилях может быть усилено бронетехникой. В состав маневренной группы может включаться специ-альный автомобиль для перевозки задержанных, водомет или пожарная машина, звуковотщательные установки, а также машина сопровождения ГИБДД.