Кто должен плавно регулировать скорость спуска спасаемого с помощью системы слип эвакуатор
Перейти к содержимому

Кто должен плавно регулировать скорость спуска спасаемого с помощью системы слип эвакуатор

  • автор:

Норматив 4.7. Самоспасание с 4-го этажа учебной башни с помощью пожарно-спасательной системы «СЛИП-ЭВАКУАТОР» модель «Компакт»

1. Исполнитель стоит возле окна 4-го этажа учебной башни в боевой форме одежде и снаряжении. Справа от него лежит «СЛИП-ЭВАКУАТОР» модель «Компакт».

2. Исполнитель коснулся двумя ногами земли.

Время, сек. – на правильность.

Доведение правил охраны труда.

Руководитель занятия подает команду: самоспасание с 4-го этажа учебной башни с помощью «СЛИП-ЭВАКУАТОР» произвести.

Проведение спасательных работ при помощи слип эвакуатора. При спасании людей при помощи веревки должны соблюдаться те же правила охраны труда, что и при самоспасании

Эвакуация людей на пожаре методом переноски может производиться различными способами, при этом необходимо учитывать тяжесть полученной травмы (наложить шину и т. п.). Рекомендуется использовать один из следующих способов:

пожарный становится на левое (правое) колено около головы лежащего на земле человека и поворачивает его, при необходимости, лицом вниз. После этого пропускает свои руки снизу под руки спасаемого, соединяет их на спине, поднимает голову и плечи спасаемого как можно выше. Опуская свои руки со спины спасаемого на его талию и снова соединив их, поднимается вместе со спасаемым, выставив вперед слегка согнутую в колене левую (правую) ногу. Затем опускается на правое (левое) колено и кладет спасаемого на левое (правое) плечо, при этом его левую (правую) руку перекидывает через свое плечо. Пожарный обхватывает левой (правой) рукой ноги спасаемого, а другой рукой захватывает левую (правую) кисть руки спасаемого, поднимается на ноги, уравновешивает тело спасаемого на своем плече и переносит его в безопасное место. Двое пожарных становятся друг против друга. Каждый из них берет левой рукой запястье своей правой руки, а правой рукой — запястья левых рук Друг друга, при помощи третьего пожарного сажают на свои руки спасаемого и переносят его в безопасное место; первый пожарный берет спасаемого под мышки, второй — под колени, поднимают его и в таком положении переносят в безопасное место.

Для спасания людей из этажей здания назначается расчет из трех пожарных. Спасание выполняется по команде: «Для спасания людей (указывается этаж, окно)- марш!». По этой команде пожарные № 1 и № 2 прибывают со спасательной веревкой на указанное место. Пожарный № 1 вяжет двойную спасательную петлю, надевает ее на спасаемого, наматывает конец веревки, идущий к петле, на карабин (так же, как и при самоспасании пожарного), пропускает другой конец сзади вокруг своего пояса и удерживает его правой рукой, упертой в правый бок, левой рукой берет конец веревки, идущий к спасаемому.

После этого пожарный № 2 подводит (подносит) и сажает спасаемого на подоконник и, в случае необходимости, помогает пожарному № 1 производить спуск.

Пожарный № 1, опираясь ступней левой ноги о подоконник или о стену у подоконника, осторожно опускает спасаемого вниз. Скорость спуска регулируется прижатием правой руки с веревкой к себе или отводом ее от себя.

Пожарный № 3 принимает спасаемого на земле у места спуска, подтверждает окончание спуска словом «Есть!», снимает петлю и сообщает пожарному № 1 словом «Готово!», после чего последний поднимает веревку.

При спасании людей при помощи веревки должны соблюдаться те же правила охраны труда, что и при самоспасании.

25.4. Проведение спасательных работ при помощи пожарно-спасательной системы «слип-эвакуатор»

25.4.1, Система пожарно-спасательная «слип-эвакуатор» (далее «слип-эвакуатор» Рис. 28) предназначена для спуска людей из зданий и сооружений различного назначения (до 9-го этажа включительно или не выше 27 м), выполнения операций по спасанию людей, а также для выполнения специальных задач в экстремальных ситуациях. Работа со «слип — эвакуатором» осуществляется пожарным расчетом из двух пожарных.

25.4.2 . После принятия решения о применении системы «слип-эвакуатор» РТП (НУ) назначает пожарный расчет в количестве двух человек (пожарный № 1 -подающий, пожарный № 2 — принимающий спасаемых) и подает команду, например: «Пожарные Иванов и Петров!»Слип-эвакуатор» (указывается место установки) на спасание людей — марш!».

25.4.3 . После получения команды пожарный № 1извлекает укладочную сумку из отсека пожарного автомобиля

Пожарный № 2 остается внизу рядом со зданием (сооружением) для принятия спасаемых и открепления их от подвесной системы.

Пожарный № 1 берет укладочную сумку и, поднявшись к месту спасания, выбирает находящиеся над местом эвакуации силовые узлы здания (сооружения), за которые можно надежно закрепить петли крепления. Определив узлы установки (закрепления) «слип-эвакуатора», пожарный № 1 извлекает его из сумки и закрепляет петли крепления за силовую конструкцию здания (сооружения) при помощи карабинов

Пожарный № 1 закрепляет тормозное устройство находящимися на нем карабинами за висячие свободные коуши петель крепления и фиксирует замыкатели карабинов. Оба коуша свободных концов петель крепления должны находиться перед пожарным на уровне головы. Тормозное устройство закрепляется с запасованной рабочей веревкой.

Свободная ветвь рабочей веревки опускается па место предполагаемого приземления, причем так, чтобы по всей длине веревки отсутствовали узлы и перекручивания Пожарный № 1 надевает на спасаемою подвесную систему.

25.4.4. Подвесная система надевается следующим образом: спасаемый продевает руки под плечевые лямки подвесной системы, при этом короткая сторона треугольного полотна подвесной системы должна обхватывать тело человека на уровне груди, а длинная сторона пропускается между ног. После этого собранные вместе углы треугольного полотна скрепляются за кольца карабином на уровне груди спасаемого и подтягиваются плечевые лямки, так чтобы исключить их соскальзывание с плеч спасаемого.

Подвесная система с помощью карабина закрепляется за коуши рабочей веревки, после этого замыкатель карабина должен быть зафиксирован. Выбирается провис рабочей веревки между спускающимся и тормозным устройством. Свободная ветвь рабочей веревки на тормозном устройстве фиксируется удерживающим узлом типа «петля».

Пожарный № 1 наружным осмотром проверяет маршрут следования спасаемого, площадку приземления, сопровождает выход спасаемого за пределы здания (сооружения), обеспечив зависание на тормозном устройстве.

При спуске спасаемый должен быть обращен лицом к зданию (сооружению) или боком к нему, чтобы видеть стену на случай обхода выступов путем отталкивания ногами или руками от стены.

25.4.5. После надевания и проверки подвесной системы пожарный № 1 снимает удерживающий узел и производит спуск спасаемого, регулируя скорость спуска натяжением свободной ветви рабочей веревки, при этом выбирает безопасную скорость спуска, не допуская рывков и ускорений. В случае самопроизвольной остановки спасаемого в процессе спуска (из-за его недостаточного веса) пожарный № 1 должен плавно приподнять свободную ветвь рабочей веревки, обеспечивая этим продолжение спуска.

После приземления спасаемого пожарный № 2 отсоединяет от карабина два кольца подвесной системы и освобождает спустившегося. При этом подвесная система остается висеть на рабочей веревке. После окончания спуска на второй ветви необходимо завязать петлю способом «восьмерка».

Аналогично производится спуск следующего спасаемого. При этом подвесная система со спускающимся должна закрепляться карабином за петлю ветви рабочей веревки. Операция спасания проводится челночным способом.

25.4.6. При спасании «слип — эвакуатором» должны соблюдаться следующиеправила охраны труда:

к эксплуатации системы могут быть допущены лица, назначенные приказом, изучившие программу первоначальной подготовки и прошедшие проверку знания техники безопасности в соответствии с инструкциями, методическими указаниями и другими документами, регламентирующими безопасность работ на высоте;

для исключения рывков в процессе выхода спасаемого с высотного уровня ветвь рабочей веревки между тормозным устройством и спускающимся должна быть слегка натянута. Провис веревки запрещается. Спуск начинается только после вывешивания спускаемого человека на ветви рабочей веревки, при этом свободная ветвь веревки должна быть предварительно зафиксирована петлей на тормозном устройстве в соответствии с требованиями инструкции и паспорта на «слип-эвакуатор»:

система «слип-эвакуатор» должна закрепляться на здании (сооружении) в таком месте, чтобы исключить возможность соприкосновения веревки с острыми или нагретыми предметами или линиями электропередач, при этом пожарный № 1 должен иметь возможность визуально наблюдать траекторию спуска и место приземления спасаемого;

для предотвращения травмирования спасаемых при спуске со здания (сооружения) пожарный № 1 должен плавно регулировать скорость спуска, исключая рывки и выбирая при этом для каждого спускаемого безопасную скорость спуска.

эксплуатация системы, выработавшей установленный ресурс;

эксплуатация системы с неисправной веревкой, петлей крепления карабина, подвесной системой;

эксплуатация системы, не прошедшей технического освидетельствования;

проведение спасательных работ в зоне возможного воздействия открытого пламени, вблизи линий электропередач, а также при отсутствии полной видимости траектории спуска и приземления людей;

разборка элементов системы;

проведение спуска людей на карабинах, замыкатели которых не зафиксированы

38. При спасании «слип — эвакуатором» должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

к эксплуатации системы могут быть допущены лица, назначенные приказом, изучившие программу первоначальной подготовки и прошедшие проверку знания техники безопасности в соответствии с инструкциями, методическими указаниями и другими документами, регламентирующими безопасность работ на высоте;

для исключения рывков в процессе выхода спасаемого с высотного уровня ветвь рабочей веревки между тормозным устройством и спускающимся должна быть слегка натянута. Провис веревки запрещается. Спуск начинается только после вывешивания спускаемого человека на ветви рабочей веревки, при этом свободная ветвь веревки должна быть предварительно зафиксирована петлей на тормозном устройстве в соответствии с требованиями инструкции и паспорта на «слип-эвакуатор»:

система «слип-эвакуатор» должна закрепляться на здании (сооружении) в таком месте, чтобы исключить возможность соприкосновения веревки с острыми или нагретыми предметами или линиями электропередач, при этом пожарный № 1 должен иметь возможность визуально наблюдать траекторию спуска и место приземления спасаемого;

для предотвращения травмирования спасаемых при спуске со здания (сооружения) пожарный № 1 должен плавно регулировать скорость спуска, исключая рывки и выбирая при этом для каждого спускаемого безопасную скорость спуска.

эксплуатация системы, выработавшей установленный ресурс;

эксплуатация системы с неисправной веревкой, петлей крепления карабина, подвесной системой;

эксплуатация системы, не прошедшей технического освидетельствования;

проведение спасательных работ в зоне возможного воздействия открытого пламени, вблизи линий электропередач, а также при отсутствии полной видимости траектории спуска и приземления людей;

разборка элементов системы;

проведение спуска людей на карабинах, замыкатели которых не зафиксированы

39. При спасании с помощью УСР должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

личный состав расчета должен знать устройство и принцип работы УСР; РТП (НУ) необходимо организовать установку люльки с УСР в таком месте, чтобы эвакуация людей по спасательному рукаву производилась в безопасное место, исключая возможность воздействия на рукав открытого пламени, нагретых и острых предметов, соприкосновения с линиями электропередач;

устанавливать устройство на люльке АКП или АЛ необходимо в соответствии с технической документацией на изделие;

все соединительные элементы секций рукава должны быть состыкованы в соответствии с технической документацией на УСР;

после подъема УСР к месту проведения спасательных работ расстояние от нижнего конца рукава до земли должно составлять 1,0-1,5 м (при необходимости это расстояние регулируется отстыковкой или пристыковкой нужного количества секций спасательного рукава);

перед началом спуска людей необходимо проверить прочность закрепления устройства на АКП или АЛ путем повисания на нижнем конце спасательного рукава двух пожарных в течение 3-5 с

применять устройство не по назначению;

эксплуатация устройства, выработавшего установленный ресурс;

одновременный спуск по рукаву двух и более человек, кроме варианта спуска «сопровождающий + спасаемый».

40. При проведении спасательных работ с помощью (натяжного спасательного полотна) НСП , учитывая травмоопасность данного средства, необходимо выполнять следующие правила охраны труда.

при использовании НСП для спасания людей необходимо помнить, что НСП является крайним средством спасания, когда невозможно применить другое спасательное оборудование,

к эксплуатации полотна могут быть допущены лица, назначенные приказом руководства подразделений и прошедшие проверку знания техники безопасности в соответствии с руководством по эксплуатации НСП,

применение полотна должно осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации,

место установки полотна должно обеспечивать хорошую видимость НСП прыгающим человеком и возможность попадания его в центр мишени,

расчет, удерживающий НСП, должен подчиняться только командам руководителя спасания,

руководитель спасания должен принять меры по предупреждению травмирования людей при приземлении на полотно (предупредить спасающихся о повышенной опасности при прыжках в обуви на высоких каблуках, в очках и т п),

по возможности рядом с местом использования НСП должны находиться бригады врачей, лица, способные оказать первую медицинскую помощь пострадавшим,

лица, задействованные для спасания людей с помощью НСП, должны быть обеспечены защитными касками и рукавицами,

эксплуатация полотна, выработавшего ресурс,

эксплуатация полотна, не прошедшего технического освидетельствования,

проведение спасательных работ в зоне возможного воздействия открытого пламени, вблизи линий электропередач, а также при отсутствии полной видимости траектории спуска и приземления спасаемых,

осуществлять тренировочные прыжки людей на полотно,

применять полотно не по назначению,

применять полотно, имеющее видимые повреждения,

производить прыжки на НСП одновременно двух и более человек.

41. При проведении спасательных работ с помощью «Куба жизни» должны соблюдаться следующие правила охраны труда.

При использовании «Куба жизни» для спасания людей необходимо помнить, что данное изделие является крайним средством спасания, когда невозможно применить другое спасательное оборудование.

К эксплуатации «куба» могут быть допущены лица, назначенные приказом руководства подразделений и прошедшие проверку знания техники безопасности в соответствии с руководством по эксплуатации изделия, Правилами по охране труда в подразделениях противопожарной службы, методическими указаниями и другими материалами, регламентирующими безопасность работ в подразделениях пожарной охраны.

Применение «куба» должно осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации.

Расчет, выполняющий работу с «кубом», должен подчиняться только командам руководителя спасательных работ.

Место установки «куба» должно обеспечивать его хорошую видимость прыгающим человеком и возможность попадания его в центр мишени.

По возможности рядом с местом использования «куба» должны находиться бригады скорой помощи, лица, способные оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Обслуживание, ремонт и проверку изделия необходимо проводить в соответствии с Руководством по эксплуатации и обслуживанию «Куба жизни».

Тренировки по использованию «куба» должны быть ограничены лишь развертыванием изделия.

Проверка изделия должна осуществляться с использованием грузомакета (манекена или мешка с песком). Для тренировочных занятий целесообразно также использовать существующую документацию о реальных прыжках, включая видеофильмы.

эксплуатация «куба», выработавшего установленный ресурс;

эксплуатация «куба», не прошедшего технического освидетельствования;

проведение спасательных работ в зоне возможного воздействия открытого пламени, вблизи линий электропередач, а также при отсутствии полной видимости траектории спуска и приземления спасаемых;

осуществлять тренировочные прыжки людей на «куб»;

применять изделие не по назначению;

применять «куб», имеющий видимые повреждения;

производить прыжки на «Куб жизни» одновременно двух и более человек.

42. При спасании с помощью автолестниц и коленчатых подъемников должны выполняться следующие правила охраны труда .

Количество человек, которое может одновременно находиться в люльке автоподъемника, люльке или лифте автолестницы не должно превышать ее грузоподъемности, указанной в технической документации завода-изготовителя

На одном колене выдвинутой автолестницы может находиться только один человек.

Запрещается производить движения колен автолестницы, если на ней находятся люди.

Длина рабочей веревки зависит от высоты здания, что является расстоянием от верхнего этажа до земли. Заказывая слип-эвакуатор, необходимо указывать высоту эвакуации, так как если длина рабочей веревки будет больше, он не сможет функционировать нормально. Возвращая вторую петлю, нужно перетягивать к эвакуации рабочую веревку.

Назначение

Самоэвакуация и эвакуация лиц, не имеющих специальных навыков.

Особенности

Для управления данной системой требуется приложить силу всего лишь в 1-2 килограмма.

Использование

Канатно-спусковой спасательный эвакуатор необходим для одиночной или массовой эвакуации потерпевших с высоких этажей разных зданий при задымлениях, пожарах, катастрофах, а также спуска ценных материальных вещей.

Описание

Данная система особенна тем, что для ее работы необходимо прикладывать усилие всего в пару килограммов. За управление может отвечать как эвакуируемое лицо, так и тот, кто находится в зоне эвакуации или на спусковой трассе и площадке для приземления. Эвакуатор можно использовать для спуска ценных предметов.

Качели-мини — средство коллективного пользования, то есть при эвакуации происходит непрерывный цикл спуска пострадавшего или груза и подъема подвесной системы, свободной после спуска предыдущего пострадавшего или груза. Вся система упакована в заплечную сумку или рюкзак и при необходимости отправляется в опасную зону. Лучше всего заранее размещать систему в местах потенциальной эвакуации.

Важно

Конструкция бок-тормоза претерпела изменения: крепления качелей-мини выполняется на один карабин без использования подвесных петель. В случае проблемы или необходимости снаряжение может закрепляться на два анкера вместо одного, как и до этого с помощью петель крепления.

Эвакуатор «Качели-мини» имеет сертификацию АСС МЧС РФ. Заказывая данную конструкцию, используйте пример: комплект спасательного снаряжения «СЛИП-ЭВАКУАТОР» модель «КАЧЕЛИ-мини»-40, ТУ 8027-002-56216108-04 Где 40 — длина в метрах рабочей веревки.

Средства экстренной эвакуации

В результате стихийных бедствий, террористических актов, техногенных катастроф часто гибнет много людей, и в частности потому, что у многих из них не было возможности вовремя покинуть опасное место. Кроме того, в связи с развернувшимся в последнее время в крупных городах России активным строительством высотных зданий периодически возникают чрезвычайные ситуации, в которых жители таких зданий либо люди, работающие на высоте, оказываются предоставленными самим себе из-за отсутствия у них средств спасения. Вообще любой человек, живущий выше третьего этажа, рискует жизнью, ведь, в случае пожара, задымление и высокая температура часто делают самостоятельную эвакуацию невозможной, а помощи можно и не дождаться. Люди гибнут, прыгая с высоты, не выдерживая высокой температуры, или задыхаются. Рассматривая, например, ситуацию при пожаре в цехе завода, где работает мостовой кран, можно предположить, что машинист крана почти наверняка пострадает, так как при пожаре электричество отключается, кран останавливается, не доехав до площадки, и машинист остается наверху, там, где самая высокая температура и задымление, и не имеет возможности спастись.

Что интересно, способов спасения и различного оборудования у специальных служб достаточно, проблема в том, что далеко не всегда эти службы успевают вовремя оказать помощь.

Тем не менее эвакуация порой является единственным способом спасения человека, оказавшегося в опасной для жизни ситуации. К сожалению, устройств эвакуации, которые помогли бы людям при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах или в чрезвычайных ситуациях быстро и безопасно покинуть находящиеся в зоне бедствия сооружения самостоятельно, пока еще недостаточно.

В этой статье сделан обзор имеющихся на рынке средств спасения и эвакуации с высотных сооружений и проанализированы положительные и отрицательные стороны таких устройств.

Рукав спасательный представляет собой гибкую эластичную трубу, верхний конец которой закреплен на высоте, а нижний — на уровне земли. Диаметр рукава позволяет спуститься по нему человеку средних размеров. Скорость спуска снижается за счет трения эвакуируемого о внутреннюю поверхность рукава. Вообще, если тормозить собственным телом, то почти наверняка можно получить повреждения. Ребенок через рукав просто пролетит, а человек крупный может и застрять. Крепление должно быть стационарным, при этом невозможно обеспечить эвакуацию с нескольких этажей одновременно, придется крепить рукава так, чтобы они не были друг над другом. Для обеспечения эвакуации необходимо участие специалистов, причем и наверху и внизу.

Натяжное спасательное полотно (НСП) — плоская ткань в форме круга с нашитыми по периметру рукоятками для натягивания. При этом понадобятся как минимум 12 физически развитых человек. Позволяет эвакуировать людей с высоты до 8 м (ниже 3-го этажа). Требует ровной площадки размером не менее 8×8 м точно под тем местом, откуда проводится эвакуация. На льду растянуть НСП невозможно. При падении человека на край полотна, а также ногами или головой возможны увечья.

Комплект спасательный специальный (КОС) может применяться для оперативного спуска и кратковременной работы на высоте. КСС позволяет перемещаться в условиях ограниченного пространства — колодцах, гротах и т.д. Чтобы подготовить КСС к спуску, необходимо прикрепить конец спасательной веревки к силовому элементу объекта, сбросить чехол с веревкой на землю, надеть подвесную систему и прикрепить ее карабином к тормозному устройству, установленному на веревке. Для спуска требуется прижать рычаг к корпусу тормозного устройства (сжать их в ладони). Для остановки достаточно отпустить рычаг. При эвакуации неподготовленного человека необходимо участие спасателя, который регулирует скорость спуска, не видя спасаемого. В случае если неподготовленный человек закрепит веревку и разберется, как пользоваться устройством, то в стрессовой ситуации он может или слишком сильно прижать рычаг и разбиться, или отпустить его и повиснуть. Даже если ему удастся спуститься, то больше никто другой этим устройством воспользоваться уже не сможет, так как оно будет внизу. Недостаток — неподвижная веревка, которая может прогореть. Достоинства — небольшая масса, надежность, низкая стоимость.

Лестницы навесные спасательные теоретически позволяют эвакуироваться с любой высоты. На практике же далеко не каждый способен воспользоваться этим приспособлением. Требует более или менее ровной вертикальной поверхности, занимает значительный объем при хранении. Низкая стоимость и простота конструкции — основные достоинства. Необходимые качества для успешного спуска — хорошая физическая форма, отсутствие страха высоты, смелость и решительность. К сожалению, далеко не все обладают этими качествами.

Куб жизни представляет собой надувную конструкцию из прочной воздухонепроницаемой ткани, как правило, квадрат, иногда многоугольник (раньше изготовлялся в форме куба, отсюда и название). Высота 2 м и выше. Эффективно при спасении с высоты не более 12 м (4-й этаж). Для установки требуется ровная площадка. Время установки, не считая времени подвоза — больше 10 мин. Кроме решительности, требует от спасаемого точности прыжка. Недостатки те же, что и у НСП.

Раздвижные пожарные лестницы и подъемники размещаются на автомобилях. Требуются свободный подъезд и ровная площадка для установки. Ограничение по высоте — 8-й этаж. Есть незначительное количество машин с лестницей, достигающей 12-го этажа. При работе лестница раскачивается, что делает эвакуацию довольно сложной. Не является индивидуальным спасательным средством, имеет высокую стоимость.

Слип-эвакуаторы — устройства, применяемые для эвакуации по веревке, рассчитаны на подготовленного специалиста, хотя рекламируется как индивидуальное средство спасения. Высота спуска обычно ограничивается 15-30 м. Торможение происходит за счет трения веревки о неподвижные детали устройства, при этом чем больше масса спасаемого, тем выше сила трения. Это теоретически. На практике на скорость спуска дополнительно влияют: температура, влажность веревки, натяжение ее нижнего конца. Веревка неподвижна, что делает возможным ее прогорание; преодоление подоконников, балконов и т.п. может стать помехой для неподготовленного человека; предназначена для спасения одного человека.

Тормозные управляемые устройства конструктивно подобны слип-эвакуаторам. Управляются устройством, изменяющим силу зажимания веревки, как правило, это эксцентрик. На практике неподготовленный человек в стрессовой ситуации или намертво зажимает эксцентрик и зависает, или отпускает его и опускается с максимальной скоростью, что приводит к увечью. К достоинствам как слип-эвакуаторов, так и тормозных управляемых устройств относятся:

Главные недостатки — необходимость предварительного обучения и хорошая физическая форма спасаемого, неподвижная веревка. Позволяют эвакуировать только одного человека.

Надувное тормозное устройство представляет собой надувной волан большого диаметра, внутри которого находится человек. Позволяет обеспечить безопасную и надежную эвакуацию с любой высоты. Не требует особых физических качеств и квалификаций. Имеются всего три недостатка:

высокая стоимость (5 тыс. долл. США);

необходимость частого обслуживания при хранении;

спасение только одного человека.

Первоначально — один из проектов эвакуации космонавтов с орбиты.

Комплект группового спасения с высоты представляет собой закольцованный трос, пропущенный через РОЛИК наверху и через тормозное устройство внизу (или наоборот). Эвакуируемых поочередно с помощью спецприспособления прикрепляют к тросу в момент его остановки. Надежное и простое устройство. Позволяет эвакуировать неограниченное количество человек. Главный недостаток — необходимо участие специалистов, обслуживающих и управляющих эвакуацией.

Лебедки имеют практически те же достоинства и недостатки, что и комплекты группового спасения с высоты. Конструктивно схожи, только роль тормозного устройства играет лебедка, скорость спуска регулируется оператором, использование лебедки для эвакуации — это импровизация на случай, если других способов нет.

Спуск спасаемых с помощью системы «слип-эвакуатор»

Пожарно-спасательная система «слип-эвакуатор» предназначена для спуска людей из зданий и сооружений различного назначения (до 9-го этажа включительно, но не выше 27 м).

Спуск людей системой «слип-эвакуатор» выполняет расчет из двух человек: № 1 — подающий, № 2 — принимающий спасаемых.

После получения команды № 1 извлекает укладочную сумку из отсека мобильного средства пожаротушения, № 2 остается внизу рядом со зданием (сооружением) для принятия спасаемых и открепления их от подвесной системы.

№ 1 выбирает находящиеся над местом эвакуации силовые узлы здания (сооружения), за которые можно надежно закрепить петли крепления спасательного устройства. Определив узлы установки (закрепления) «слип-эвакуатора», № 1 извлекает его из сумки и закрепляет петли крепления за силовую конструкцию здания (сооружения) при помощи карабинов, закрепляет тормозное устройство находящимися на нем карабинами за висячие свободные коуши петель крепления и фиксирует замыкатели карабинов. Оба коуша свободных концов петель крепления должны находиться перед пожарным на уровне головы. Тормозное устройство закрепляется с запакованной рабочей веревкой.

Свободная ветвь рабочей веревки опускается на место предполагаемого приземления. Причем так, чтобы по всей длине веревки отсутствовали узлы и перекручивания. № 1 надевает на спасаемого подвесную систему. Подвесная система надевается следующим образом: спасаемый продевает руки под плечевые лямки подвесной системы, при этом короткая сторона треугольного полотна подвесной системы должна обхватывать тело человека на уровне груди, а длинная сторона пропускается между ног. После этого собранные вместе углы треугольного полотна скрепляются за кольца карабином на уровне груди спасаемого и подтягиваются плечевые лямки так, чтобы исключить их соскальзывание с плеч спасаемого. Подвесная система с помощью карабина закрепляется за коуши рабочей веревки, после этого замыкатель карабина должен быть зафиксирован. Выбирается провис рабочей веревки между спускающим и тормозным устройствами. Свободная ветвь рабочей веревки на тормозном устройстве фиксируется удерживающим узлом типа «петля».

№ 1 наружным осмотром проверяет маршрут следования спасаемого, площадку приземления, сопровождает выход спасаемого за пределы здания (сооружения), обеспечив зависание на тормозном устройстве.

После надевания и проверки подвесной системы № 1 снимает удерживающий узел и производит спуск спасаемого, регулируя скорость спуска натяжением свободной ветви рабочей веревки, при этом выбирает безопасную скорость спуска, не допуская рывков и ускорений. В случае самопроизвольной остановки спасаемого в процессе спуска (из-за его недостаточного веса) № 1 должен плавно приподнять свободную ветвь рабочей веревки, обеспечивая этим продолжение спуска (рис. 5.20). После приземления спасаемого. № 2 отсоединяет от карабина два кольца подвесной системы и освобождает спустившегося. При этом подвесная система остается висеть на рабочей веревке. После окончания спуска на второй ветви необходимо развязать петлю. При спуске спасаемый должен быть обращен лицом к зданию (сооружению) или боком к нему, чтобы видеть стену на случай обхода выступов путем отталкивания ногами или руками от стены.

Спуск спасаемого с помощью «слипэвакуатора»:

  • 1 — тормозное устройство;
  • 2 — веревка пожарная спасательная; 3 — петли крепления, 2 шт.;
  • 4 — подвесные косынки, 4 шт.;
  • 5 — карабины альпинистские, 9 шт.

Аналогично производится спуск следующего спасаемого. При этом подвесная система со спускающимся должна закрепляться карабином за петлю ветви рабочей веревки, операция спасания проводится челночным способом.

При спасании «слип-эвакуатором» должны соблюдаться следующие требования правил охраны труда:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *