Что такое режим ЧС, где его вводят и в каких правах он вас ограничивает. Объясняем простыми словами
Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) — режим функционирования органов госуправления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в обстановке на определённой территории, которая сложилась в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения опасного заболевания и других бедствий, которые могут или уже повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, а также значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности. Подробнее в статье, которую проверил юрист Владимир Шалаев.
Простыми словами, режим ЧС нужен, когда происходит какое-то бедствие и оно представляет реальную опасность для людей, имущества и природы. Это может быть паводок, лесной пожар, взрыв газа, разлив химикатов и многое другое.
Режим ЧС вводят, когда власти понимают, что при обычной работе государственные органы не справятся с последствиями этой чрезвычайной ситуации. Режим помогает разным властям быстрее взаимодействовать как друг с другом, так и с экстренными службами, и наделяет их дополнительными временными полномочиями.
Какими бывают чрезвычайные ситуации
Есть несколько классификаций. По характеру источников возникновения ЧС делят на:
- природные (землетрясения, цунами, извержения вулканов, сели и так далее);
- техногенные (взрывы, пожары, выбросы опасных веществ, обрушения зданий);
- биолого-социальные (эпидемии, межнациональные конфликты, голод и прочее).
В зависимости от масштабов ЧС бывают:
- локальными (не более 10 пострадавших или погибших или ущерб не более 240 000 рублей);
- муниципальными (не более 50 человек или 12 млн рублей);
- межмуниципальными (аналогично);
- региональными (не более 500 человек или 1,2 млрд рублей);
- межрегиональными (аналогично);
- федеральными (свыше 500 человек или 1,2 млрд рублей).
Также порой используются термины, которые характеризуют как природу, так и масштабы чрезвычайной ситуации:
- трансграничная;
- лесопожарная;
- на акватории;
- экологическая;
- эпидемическая и так далее.
Какой закон регулирует режим ЧС
О режиме ЧС подробно рассказывается в федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Впервые его приняли ещё в 1994 году, после чего неоднократно вносили изменения.
В законе прописаны, какие вообще режимы работы органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций существуют в России.
- Режим повседневной деятельности. Он действует при отсутствии угрозы возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации — обычно большую часть времени.
- Режим повышенной готовности. Объявляется, если появляется угроза возникновения ЧС. Например, если метеорологи сообщили о надвигающемся цунами.
- Режим чрезвычайной ситуации. Нужен при возникновении и ликвидации ЧС.
Кто может ввести режим ЧС
До 2020 года режим ЧС в России могли вводить и отменять органы региональной исполнительной власти или местные власти (например, глава города или губернатор). Федеральным властям разрешалось вводить режим ЧС исключительно для органов управления и сил единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС. На местах у них таких прав не было.
В 2013 году развернулась дискуссия о необходимости дать федеральным властям больше полномочий в вопросе введения режима ЧС. Поводом стали паводки на Дальнем Востоке, которые затронули сразу несколько регионов.
Тогда глава МЧС Владимир Пучков назвал происходящее «чрезвычайной ситуацией федерального уровня».
Долгое время после этих событий никаких конкретных решений не принималось. Только в 2020 году президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому правительство России получило право введения режима ЧС как на федеральном, так и на региональном уровне.
Как вводят режим ЧС
Для этого понадобится официальный документ. В нём указывают:
- причины чрезвычайной ситуации;
- обоснование необходимости введения такого режима;
- границы территории, на которой он будет действовать;
- силы и средства, которые понадобятся, чтобы обеспечить этот режим;
- меры, которые будут предпринимать в рамках режима;
- ответственные чиновники и службы;
- время вступления;
- срок действия.
После того как режим ЧС официально ввели, уполномоченные органы должны:
- постоянно контролировать причину ЧС;
- оповестить вышестоящие органы (например, мэр должен сообщить губернатору), исполнительную и местную власть, а также население;
- ограничить доступ людей к месту ЧС (за исключением ликвидаторов);
- обеспечить защиту населения и эвакуацию при необходимости;
- определить порядок использования транспорта, средств связи и оповещения;
- поддерживать общественный порядок;
- заниматься собственно ликвидацией ЧС.
Лесные пожары в Якутии, 2021 год
Какие ограничения бывают при режиме ЧС
Режим чрезвычайной ситуации накладывает обязанности не только на представителей властей, но и на граждан. Как правило, во время режима ЧС некоторые личные и общественные права граждан ограничивают.
При режиме ЧС власти могут:
- ограничивать доступ людей и транспорта в зону чрезвычайной ситуации;
- приостанавливать деятельность организаций, которые оказались в зоне ЧС, если есть угроза безопасности жизнедеятельности работников и других граждан;
- осуществлять другие меры, которые не будут ограничивать права и свободы человека и гражданина.
Помимо этого, при введении режима ЧС россияне обязаны при получении соответствующих указаний эвакуироваться, всегда иметь при себе удостоверение личности и предъявлять его по требованию представителей власти.
Также им запрещено мешать работе должностных лиц и сотрудников общественного транспорта и распространять заведомо недостоверную информацию о возникновении ЧС.
А ещё, согласно Гражданскому кодексу, при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (например, стихийных бедствиях и эпидемиях), у гражданина могут изъять имущество в интересах общества. Для этого понадобится решение государственных органов.
Этот процесс называют реквизицией. Он подразумевает обязательную выплату стоимости имущества. При необходимости её оценку можно оспорить в суде. Также после чрезвычайной ситуации гражданин может потребовать по суду возврата сохранившегося имущества.
Также введение режима ЧС предполагает и ограничения для работников. Например, их могут:
- принудительно перевести на другую работу на срок до одного месяца; без трудового договора;
- заставить работать сверхурочно или в выходные.
Какие преимущества есть у режима ЧС
Если человек или его имущество пострадает во время режима ЧС, государство поможет ему деньгами. Законодательство предусматривает возможность единовременных денежных выплат, размер которых зависит от ущерба.
В случае ЧС важно, чтобы людей включили в специальный список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Пока они не попадут в этот список, претендовать на материальную помощь не удастся.
Последствия сильного дождя в Сочи, 2023
Чтобы человека включили в перечень, нужно подать специальное обращение в межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС — такие есть в каждом российском регионе.
Вот что положено пострадавшим:
- 10 000 рублей на каждого члена семьи в качестве разовой матпомощи — но не более 50 000 рублей на семью;
- 50 000 рублей на каждого члена семьи за частично уничтоженное имущество первой необходимости;
- 100 000 рублей на каждого члена семьи за полностью уничтоженное имущество первой необходимости;
- по 1 млн рублей на каждого погибшего в равных долях каждому члену семьи — супругу, детям, родителям и иждивенцам;
- деньги на погребение;
- по 200 000 рублей получившим лёгкий вред здоровью;
- по 400 000 рублей получившим вред средней тяжести или тяжёлый вред здоровью.
Все убытки граждан государство покрывать не станет. Например, если при режиме ЧС россиянин остался без дорогостоящего автомобиля, ему придётся самостоятельно покупать новую машину.
Бытует мнение, что пока действует режим ЧС, можно не платить налоги, не возвращать банкам кредиты, не оплачивать услуги ЖКХ. На деле это не так: государство не освобождает граждан ни от каких финансовых обязательств, несмотря на чрезвычайную ситуацию.
Не путать
Режим ЧС часто путают с чрезвычайным положением и военным положением. Однако всё это разные правовые режимы, которые вводят в разных обстоятельствах. Режим ЧС из них самый безобидный.
Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, который власти вводят для устранения обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю страны. Устранение этих обстоятельств при этом должно быть невозможно без применения чрезвычайных мер.
Чрезвычайное положение вводят на всей территории России или в отдельных её местностях — в зависимости от ситуации. Делать это может только президент России. Режим ЧП предусматривает куда более радикальные меры, в отличие от режима ЧС, — например, временное переселение жителей и мобилизацию трудоспособного населения.
Военное положение — это особый правовой режим, который власти вводят при агрессии против государства или такой угрозе. После его введения власти могут ограничивать свободу передвижения и выбор места жительства, досматривать машины, привлекать граждан к работам для нужд обороны и так далее.
Как и ЧП, военное положение может действовать как на отдельных территориях, так и по всей стране. Ввести его может только президент.
Где вводили режим ЧС в России в 2023 году
- В феврале 2023 года в городе Ефремов Тульской области ввели режим чрезвычайной ситуации из-за обрушения подъезда дома, где взорвался газ.
- В апреле 2023 года в посёлке Сосьва Свердловской области ввели режим ЧС из-за пожара, который охватил свыше 50 строений в населённом пункте.
- В июне 2023 года в Новокаховском городском округе Херсонской области ввели режим ЧС после атаки на Каховскую ГЭС. Объект был разрушен, после чего территорию вокруг него затопило.
- В июле 2023 года в Новосибирской области ввели режим ЧС из-за засухи почвы.
- В июле 2023 года на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа ввели режим ЧС из-за лесных пожаров.
- В июле 2023 года в районах Сочи ввели режим ЧС из-за непогоды. В регионе шли продолжительные дожди, которые привели к угрозе подъёма уровня рек и локальным подтоплениям.
Пример употребления на «Секрете»
«Во Владикавказе ввели режим ЧС из-за обрушившихся на город ливней. В Северной Осетии несколько дней стоит непогода — в регион пришёл грозовой фронт с мощными ливнями и градом».
Порядок введения и снятия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация»
Основные понятия изложены в Федеральном законе РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон).
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Чрезвычайная ситуация обусловленная подтоплением жилых домов и инфраструктуры
Критерии и основания введения ЧС
Согласно постановлению Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
свыше 12 млн., но не более 1,2 млрд.
свыше 50, но не более 500
свыше 12 млн., но не более 1,2 млрд.
Уровни реагирования на ЧС
При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования (п. 8 ст. 4.1. Федерального закона):
Объектовый уровень реагирования – решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;
Местный уровень реагирования:
- решением главы городского поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного городского поселения;
- решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района;
- решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа;
- решением должностного лица, определяемого законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, при ликвидации чрезвычайной ситуации на внутригородской территории города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя;
Региональный (межмуниципальный) уровень реагирования – решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;
Федеральный уровень реагирования – решением Правительства Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации.
Введение (снятие) режима ЧС
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (п. 24 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление Правительства)):
- режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.
При необоснованном вводе и продолжительном действии режима «чрезвычайная ситуация» руководитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации инициирует его снятие.
Рассмотри введение режима чрезвычайной ситуации на примере лесных пожаров.
При введении чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техникой и оборудованием.
Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Типы чрезвычайных ситуаций (ЧС) | Критерии введения режима ЧС | Кто вводит ЧС |
ЧС в лесах муниципального характера | Не локализованы крупные лесные пожары и лесной пожар действует более двух суток | Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС |
ЧС в лесах регионального характера | Район ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. Режим ЧС введен на территории 2-х и более муниципальных районов. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 10 лет | Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС |
ЧС в лесах межрегионального характера | Район ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС | Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства |
ЧС в лесах федерального характера | Район ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС | Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства |
Образец постановления или распоряжения
Основные мероприятия
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются (п. 28 постановления Правительства):
в режиме повышенной готовности
- усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
- введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
- уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
- приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
- восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в режиме ЧС
- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
- оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
- проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
- организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
- информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.
Полномочия
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 11 Федерального закона):
органов государственной власти субъектов РФ
- принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
- осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения, и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;
- осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
- организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
- осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
- содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
- содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;
- вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- устанавливают региональный (межмуниципальный) уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;
- осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечивают ее эксплуатацию и развитие;
- создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
- осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
- устанавливают порядок организации и обеспечивают осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера с учетом порядка осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленного Правительством Российской Федерации.
органов местного самоуправления
Они самостоятельно:
- осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения, и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
- осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
- осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
- создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;
- участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
- создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
- осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Обязанности федеральных органов исполнительной власти
Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 13 Федерального закона):
1. Федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти:
а) по отношению к подведомственным организациям:
- разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
- утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;
- финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
- организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;
б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:
осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;
разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.
3. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
5. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Дополнительный материал по теме:
о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), каковы ее задачи, структура, органы управления, силы и средства, режимы функционирования и управления
Источник: письмо МЧС России от 14.03.2019 № 5-4-443 «О направлении материалов по режиму ЧС».
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ
обстановка на определённой территории, возникшая в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия, в ходе которых пострадало свыше 50, но не более 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1 000 чел., либо материальный ущерб составил свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РФ. Ликвидация чрезвычайной ситуации р. осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Что на самом деле значит режим ЧС для обычных граждан?
Когда началась пандемия, СМИ и юристы на своих страницах в соцсетях писали о необходимости ввести в стране режим чрезвычайной ситуации. Якобы при введении ЧС гражданам станет только лучше: договоры потеряют свою силу, их можно будет не исполнять, а государство возместит все убытки.
Расскажите, пожалуйста, что на самом деле происходит, если государство объявляет режим ЧС, и когда это может произойти?
У государства действительно есть обязательства перед гражданами, в том числе в случае объявления режима ЧС.
Но в результате введения режима ЧС договоры автоматически не прекращают свою силу, а государство не берет на себя обязанность покрыть все убытки населения. Наоборот, введение ЧС возлагает на граждан дополнительные обязательства.
Что такое режим ЧС и когда он вводится
Режим чрезвычайной ситуации, ЧС, вводится, когда случается какое-либо бедствие и оно представляет большую опасность для людей, природы или имущества. Это может быть авария, катастрофа, эпидемия, опасное природное явление и так далее. Если масштабы бедствия велики и государство считает, что при обычном режиме работы оно с его последствиями не справится, власти вводят режим ЧС.
Режим ЧС позволяет своевременно реагировать на ситуацию и привлекать к устранению ее последствий силы и средства властей разных уровней. Если очень упрощать, то этот режим позволяет задействовать все возможное для борьбы с чрезвычайной ситуацией, чтобы минимизировать ущерб.
Важно отметить, что в случае агрессии против России или угрозы такой агрессии может вводиться военное положение, а при угрозе конституционному строю — чрезвычайное положение. Это другие правовые режимы. Права граждан и бизнеса при их введении сильно ограничиваются. Военное или чрезвычайное положение не следует путать с режимом ЧС.
Режим ЧС в зависимости от масштаба бедствия вводит президент, правительство, главы субъектов РФ или органы местного самоуправления. Теоретически этот режим могут ввести на всей территории России, но в жизни его, как правило, объявляют в отдельных городах или регионах.
Например, весной 2019 года из-за лесных пожаров режим ЧС действовал в Забайкальском крае, а летом 2019 года — в Иркутской области в связи с затоплением населенных пунктов. В марте 2020 года в некоторых городах России вводили режим ЧС в связи с пандемией коронавируса. Например, в Элисте, столице Калмыкии, и Абакане — столице Хакасии.
Главные новости — в нашем Телеграме
Обязанности граждан и организаций при режиме ЧС
Для ликвидации ЧС привлекают не только силы и средства государства — могут также задействовать обычных граждан и организации.
Ограничения для граждан. При введении режима ЧС ограничиваются конституционные права и свободы, например свобода передвижения: граждане обязаны эвакуироваться по требованию властей.
Кроме того, необходимо иметь при себе удостоверение личности и предъявлять его по требованию представителей власти. Также запрещено заходить за ограждения и распространять заведомо ложную информацию о ЧС.
Голосование на выборах и референдумах могут отложить. А граждан могут привлечь к аварийно-спасательным и другим неотложным работам.
Во время эпидемий государство также вправе изъять у граждан и организаций имущество. В этом случае власти обязаны выплатить собственнику стоимость изъятого.
Ограничения для работников. Введение ЧС может ухудшить положение работников. Вот, например, какие последствия режима ЧС могут ждать наемных работников:
- временный перевод на другую работу без согласия сотрудника на срок до одного месяца;
- прекращение трудового договора в связи с ЧС, которая препятствует продолжению трудовых отношений;
- сверхурочная работа с письменного согласия сотрудника;
- привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без согласия сотрудника.
- режим простоя с выплатой не менее ⅔ оклада
Обязанности для организаций. При введении режима ЧС организации должны:
- Финансировать мероприятия по защите работников. Например, организовать дополнительную уборку и обеззараживание помещений УФ-лампой .
- Приостанавливать деятельность, если есть угроза безопасности жизнедеятельности работников и граждан.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств.
Дает ли режим ЧС какие-либо преимущества
Государство в целом принимает на себя обязательство помогать людям, столкнувшимся с бедствием, которое послужило причиной введения режима ЧС. Однако никаких конкретных гарантий оно не предоставляет.
Так, закон предусматривает право граждан получить возмещение ущерба их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В нем также говорится о праве на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах ЧС. Но то, как именно будут реализовываться эти права и гарантии, власти решают в каждом конкретном случае.
Многие другие права, перечисленные в законе о ЧС, — например, на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности и потери кормильца — действуют и так.
При этом введение режима ЧС само по себе не освобождает от каких-либо обязательств. Вопреки отдельным утверждениям из интернета, граждане по-прежнему должны будут выплачивать ипотеку и исполнять остальные обязательства.
Если же государство решит освободить от некоторых из них или отсрочить их исполнение, для этого не обязательно вводить режим ЧС. Именно так случилось при первой волне коронавируса в 2020 году, когда федеральные власти приняли ряд мер по поддержке граждан и бизнеса, не вводя при этом режим ЧС во всей стране.
Что в итоге
Даже при введенном режиме ЧС граждане все равно будут обязаны платить налоги, возвращать кредиты и оплачивать услуги ЖКХ, а организации и ИП — платить зарплату и налоги. При этом режим ЧС наложит дополнительные обязательства и ограничит ряд прав.
Коротко: что нужно знать о режиме ЧС
- Режим ЧС не отменяет обязанность платить налоги, погашать кредиты и исполнять иные обязательства.
- При ЧС государство не берет на себя обязанность покрыть все убытки граждан.
- Режим ЧС может ухудшить положение работников: работодатели вправе расторгнуть трудовой договор, заставить работать сверхурочно и в выходные дни или отправить в простой.
- При режиме ЧС права граждан ограничиваются, у них появляются дополнительные обязательства.
Желаю всем бы любителям сотрясать воздух на тему необходимости введения ЧС прочитать эту статью.
Elena, желаю всем любителям распространения недостоверной информации начать думать, что они распространяют.
Тигран, согласен, особенно с учетом новых статей УК РФ 207.1 и 207.2, которые ввели уголовную ответственность за фейковые новости
Александр, ну а как фейковые новости-то соотносятся со взглядами, нужна ли нам ЧС или нет? У меня и к вашей статье миллион вопросов и сомнений, что вы верно трактуете закон, если с вами кто-то не согласится, это будет основанием преследовать вас по закону?
Александр, может вместо запугивания читателей воображаемой уголовкой, сможете объяснить законность ограничения свободы передвижения при режиме повышенной опасности?
Petr, чтобы не усугублять ситуацию — что тут не ясного? Если в городе миллионнике неизвестный вирус, то город вымрет через 2-3 месяца ВЕСЬ если не остановить перекрёстное заражение. Это сложно для понимания? Или хочется потроллить?
Тест, ну и как, вымерли города-миллионники от неизвестного вируса?)) мой вопрос через полтора года.
Александр, Нормас, по этим статьям надо все федеральные каналы позакрывать, на которых рассказывали о том, что коронавирус фигня, в сюжетах откровенно подменяли факты, постоянно врали на тему кууууууууучи разных вещей — посмотрите передачу "fake news" на ютюбе. Призывали людей жарить шашлык перед введением "самоизоляции" так называемой. А так теперь в руках государства очередной инструмент для устранения неугодных в информационном пространстве.
rediska, Туда им и дорога — задолбали уже эти неугодные. В основном это нытики, троли, паникёры и бездельники.
Тест, а ты кто такой, чтобы решать, кто бездельник а кто нет? Тебе нравится, когда подтираются конституцией, а многим нет. И не нытьё ни паника, ни популизм тут не причём! Тебя задолбали, так не смотри, иди Киселева с Соловьёвым слушай дальше, им никто не запрещает оскорблять людей и нести дичь.
Александр, а как вы относитесь к статье руководителя международной организации Агора?
Вроде как вы тут либо соврали нагло, либо честно заблуждаетесь. Во всяком случае, постановление премьера Медведева вас кроет напрочь. И я его читал в консультанте
Родион, полагаю, вы даете отсылку на Постановление Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями".
Данное постановление действительно устанавливает суммы выплат гражданам и юридическим лицам, однако для правильного понимания этого постановления нужно учитывать следующее:
1. Данное постановление регулирует отношения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.
Данное постановление устанавливает правила предоставления межбюджетных трансфертов, то есть оно регулирует публичные отношения между бюджетами, но никак не между государством и гражданами и юрлицами.
Постановление не устанавливает для граждан и юрлиц права требовать указанных в постановлении выплат, также оно не устанавливает для госорганов обязанности эти выплаты делать.
2. Для того, чтобы гражданам получить выплаты, предусмотренные п. 4 правил, содержащихся в постановлении, руководство субъекта РФ должно представить в МЧС определенный перечень документов (п. 6 и 7 правил с учетом требований п. 10 правил).
В переводе на простой язык это означает, что для получения выплат необходимо победить бюрократическую машину: собрать справки и документы, подтверждающие, что вы или ваше имущество пострадали от чрезвычайной ситуации, доказать прямую причинно-следственную связь между чрезвычайной ситуацией и причиненным ущербом, доказать, что вы постоянно проживает в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, а также зарегистрированы в нем же (п. 10 правил).
Полагаю, сделать это может быть очень не просто.
3. Данное постановление не устанавливает каких-либо компенсационных выплат юридическим лицам в случае чрезвычайных ситуации.
Юридические лица вправе претендовать на компенсационные выплаты только в случае, если их имущество пострадало в результате террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями органов власти (п. 5 правил).
Надеюсь, мне удалось донести, что с Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928 не все так просто, как хотелось бы.
Александр, "При режиме ЧС конституционные права ограничиваются" А сейчас они не ограничиваются?
Александр, вот вас и надо привлечь, вы вводите людей в заблуждение своей статейкой, умышленно приводите нормы другого закона, а именно "о военном положении" неимеющего никакого отношения к закону "о чс".
Спасибо за пояснение для плохо думающих. Будет что показать.
Elena, это врят ли поможет. У нашего населения очень интересная позиция по любому вопросу, будь то ЧС или вакцинация. Выглядит она как-то так:
— введите ЧС, вы удерживание нас незаконно.
— ЧС ничего не даст
— вы не юрист
— вот ссылки на закон же
— но вы не юрист
— хорошо, вот мнение юриста
— какой-то подозрительный юрист. Дайте другого юриста.
Константин, написана тут брехня полная. Почитайте эти статьи сами, и, может быть, вы снимете лапшу со своих ушей:
1. «. предприниматели и компании вправе возместить вред в полном объеме, только если его нанесли граждане, другие ИП или компании, проводившие санитарно-противоэпидемические мероприятия. Государство же не несет ответственности за меры, которые принимали граждане, ИП или организации.»
Открываем указанную ст. 9 и видим: «Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право <…> на возмещение в полном объеме вреда, причиненного <…> при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий…»
В данном случае речь идет о профилактических мероприятиях, проводимых ГОСУДАРСТВОМ (!), вследствие которых люди сидят по домам и не работают, а предприятия несут убытки. И вы хотите сказать, что это же самое ГОСУДАРСТВО не несет никакой ответственности за свои решения перед гражданами?!
2. «. финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС — это обязательство Российской Федерации. Этот пункт закона не имеет никакого отношения к обязанности государства возмещать гражданам и бизнесу какой-либо ущерб или убытки. Даже наоборот: в следующем пункте этой статьи говорится, что организации участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.»
Открываем указанную ст. 24 и видим: «Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера <…> является РАСХОДНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Далее речь идет о предупреждении и ликвидации последствий ЧС регионального, межмуниципального и муниципального характеров, что к нынешней ситуации слабо относится)
Вот тут прямым текстом указано, что финансовое обеспечение мер по ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ (раз уж все любят называть нынешнюю ситуацию «имеющую угрозу возникновения чрезвычайной») ЧС является расходным обязательством (т.е. обязательства, обусловленные законом) РФ.
В указанном п. 2 настоящей статьи написано: «Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»
Очень «здорово» трактовать текст этого пункта так, как удобно, не правда ли. Тут, опять же, прямым текстом написано, что за счет своих средств организации участвуют в ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. То есть, когда РЕЖИМ ЧС УЖЕ ВВЕДЕН, то ЛИКВИДИРОВАТЬ его эти самые организации будут в установленных порядках. А пока режим ЧС не введен – ликвидировать нечего. Здесь нет слов о ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ЧС, в отличие от предыдущих пунктов.
Когда такая «база», трактованная по-своему, установлена, можно уже писать любые нужные слова – люди будут внимать и думать «о, какой автор статьи молодец, всех мамкиных соц-сеть-юристов разоблачил, буду придерживаться его мнения». Такие люди заслуживают сидеть перед телевизором и питаться излучением программ Соловьева.
Тут не надо быть юристом для того, чтобы открыть самому ФЗ и понять, что автор статьи выше трактует его в угоду своему мнению.
Bob, полагаю вам стоит написать статью-опровержение и изложить свою логику прочтения действующих законов! 🙂
Bob, а вы юрист? Представьтесь пожалуйста. Я очень сильно напрягаюсь, когда слышу "не нужно быть юристом чтоб трактовать закон. ", "Не нужно быть врачом чтоб понять, что это средство от давления не поможет. ", "Не нужно быть строителем, чтобы понять, что фундамент тут не обязателен. "
Константин, так, а что с удерживает незаконно? Какой ловкий "прыжок к ЧС ничего не даст".
Petr, ЧС только усугубит ваши проблемы и потери, плюс обяжет дополнительно. Читайте законы, хватит троллить.
Не особо, так как ограничения в рамках 68 ФЗ уже есть, просто регламентированы они не режимом ЧС, а повышенной готовностью, что сути по сути не меняет.
Elena, Да зачем им это? Гораздо круче же выкрикнуть очередное "не можешь бороться с вирусом — борись с населением" и тд. и тп. Как всегда "правда" построена на святой борьбе за всё хорошее и против всего плохого, никому нюансы не нужны.
Статья отличная — спасибо!
Elena, желаю вам научиться проверять, хотя бы, источники, которые в этой же статье приводятся. Первый же законодательный акт, приведенный в этой статье из правильной(!) цитаты юриста, приводится, почему-то, не полностью. Я про http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/8ff69144b469d1ad0e739624813f6e71c0175444/
В нем прямым текстом написано: "на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации."
То есть, возмещение в полном объеме И ущерба, нанесенного гражданами, ИП или ЮЛ, И ущерба, нанесенного "при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации." Карантин — это и есть санитарно-противоэпидемическая мера, а вот самоизоляция — нет. Самоизоляции нет в законодательстве, штрафы и задержания за ее нарушение — это нарушение прав, гарантированных гражданам конституцией, а ущерб, нанесенный самоизоляцией бизнесу, никто компенсировать не обязан, ведь граждане САМИ изолировались.
Стоит ли дальше разбирать этот магнум-опус, если первую же статью так нагло процитировали частично, надеясь, что хомячки не пойдут проверять? Хомячки то и не пошли, они побежали в комментарии. Там дальше есть еще страшилки про то, что при режиме ЧС власти имеют право задействовать любой ресурс в борьбе с причинами и последствиями ЧС, даже чей-то частный, но, конечно, скромно не упоминается о компенсациях участникам ликвидации этих причин и последствий, согласно статьи 21-й закона о ЧС. Не упоминается, что согласно 27-й статье финансирование всех этих мероприятий осуществляется за счет резерва федерального бюджета, а не за счет "собственных средств организаций".
Да, продолжайте хавать всю лапшу, которую складывают вам на уши. Я даже в РФ не живу, а больше осведомлен об этой проблеме, чем ее граждане, судя по таким комментариям.
Elena, Эта статья вообще ничего не доказывает.А наоборот создана для того чтобы людям мозг запудрить!Первое.Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным,все эти указы поправки-херня на постном масле.Второе,право на свободное передвижение ограничивается только при вводе режима ЧП. В условиях пандемии или эпидемии,по сути без разницы,действуют определённые законы.Для того чтобы вводить ограничения и вводится режим ЧС или ЧП.А так получается любого можно дома под замок посадить. Так что ли?,для чего тогда кучи томов законадательства написаны,чтобы одним росчерком пера можно это было нахер послать,это не так работает,но всем насрать и то что Путин обнулился и всё остальное,начиная с 1991 года
"При введении режима ЧС ограничиваются конституционные права и свободы, например свобода передвижения."
А сейчас они не ограничены? Электронные пропуска, QR-коды, посты и патрули на улицах.
ILya, ограничение свободы передвижений может быть введено не только в случае ЧС, но и при введении режима повышенной готовности.
Режим повышенной готовности в Москве был введен Указом мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", поэтому частичное ограничение свободы передвижений правомерно.
Государство вправе принимать меры по защите населения от угрозы, в том числе путем частичного ограничения прав.
Но тут 2 момента: юридический и неюридический.
Юридический: как правильно по документам оформить это ограничение.
На эту тему в юридическом сообществе ведется полемика: насколько указ мэра о введении цифровых пропусков соответствует действующему законодательству, в том числе федеральным законам и Конституции.
Как мне видится, ответ о законности или незаконности действия мэра должен дать суд.
Вопрос независимости суда в РФ предлагаю оставить открытым.
Неюридический: вопрос обоснованности введенных мер с точки зрения защиты здоровья граждан. Думаю, в этой части юристы не компетентны давать свои заключения.
То, что суд даст свой ответ о законности или незаконности указа, не мешает составлять собственное мнение об этом. Хотя, конечно, вы вправе дипломатично умолчать.
В моём понимании, с учётом целей соответствующих норм (телеологическое толкование):
1) Меры, позволяющие мэру Москвы "ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС" (68-ФЗ о ЧС) не тождественны и заметно уже, чем меры по "установлению ограничений на свободу передвижения по территории" (3-ФКЗ О ЧП);
2) Первый вид мер, скорее, про возможность ограничить доступ на конкретные участки территории города, субъекта РФ, второй — про возможность бланкетно ограничить передвижение, в том числе установить разрешительный порядок и список исключений, когда передвигаться разрешено;
3) Меры, предусмотренные указом мэра — явно выходят за пределы первых и соответствуют вторым;
4) вторые допускаются только согласно 3-ФКЗ;
5) ergo, Указ мэра принят с превышением полномочий, предусмотренных 68-ФЗ, и не соответствует 3-ФКЗ.
Исходя из этого, в режиме ПГ ограничить посещения парков, ресторанов мэр вправе, это соответствует целям закона. А запретить бланкетно выходить из дома, в том числе гулять с ребёнком — не вправе, целям закона это не отвечает. В этой части указ мэра незаконен, на мой взгляд.
Хотя такого же суждения от Мосгорсуда я, надо признаться, не ожидаю.
Alexander, спасибо за развернутый комментарий!
По моему мнению, мы, как юристы, можем долго спорить, насколько те или иные НПА правомерны, можем дискутировать на тему полномочий тех или иных должностных лиц, писать процессуальные документы, как с позиции граждан и бизнеса, так и с позиции государства, но какой в этом толк, если конечную оценку всему этому должен дать суд.
И как вы верно заметили, у суда могут быть свои причины, выбрать позицию, защищающую интересы государства.
Полагаю, вчерашний обзор ВС РФ № 1 от 21.04.2020 об отдельных вопросах судебной практики, связанных с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) показывает, что и как дальше будет происходить в судах.
Александр, я именно об этом и говорю. Режим введён, людей кошмарят и штрафуют, а мог ли быть этот режим введён теми, кто его вводил (мэры, губернаторы) — решим позже.
Люди привязались к ЧС, как к некой возможности для выживания. Фактически все надеются на "заморозку" исполнения обязательство по кредитам и выплате налогов, что сделано во множестве стран, а не на кредитные каникулы, которые а) не покрывают самые незащищенные слои населения, у кого ипотеки по 5+ млн. и б) по сути откладывают неминуемое бремя по выплате дополнительных процентов и процентов с процентов.
Герман, на какую "заморозку" все надеются? В какой то стране гражданам простили долги? Нет. Точно так же как и у нас — предоставили отсрочку платежей. Никто нигде ничего не отменил и не простил.
И пени на просроченный долг и проценты у нас никто начислять не будет.
Очень сложно без ссылки на текст того самого юриста воспринимать критику в его адрес всерьез. С форс-мажором тоже не все ясно: разумеется, форс-мажор это не только ЧС, как и ЧС не обязательно равен форс-мажору, да и что договоры не аннулируются все сразу — вообще не понимаю, кто так думает и почему. А объявление ТПП и ФАС это точно форс-мажор? Где написано, что они-то могут его объявлять? Кстати о форс-мажоре нужно еще предупредить за 3 дня с момента его начала сторону договора — тоже очень скользкий и непонятный момент. Государство не несет ответственности за действия предпринимателя, но не предприниматель объявлял режим самоизоляции — издержки предпринимателя и арендодателя, допустим, возникли как раз по не зависящим от них причинам и я не понимаю, почему оплачивать эти издержки должен кто-то из них. В 29 статье Конституции написано, что "лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий. возмещается причиненный материальный ущерб", а запрет ходить по улице и держать открытым свое кафе мог бы возникнуть как раз в следствие ЧС (более того, только по этой причине этот запрет и мог бы возникнуть). Энивей, да, в ЧС мало, что хорошего, но гораздо хуже ситуация это ограничения конституционных прав без юридических на то оснований и выдумывание новых разовых сущностей вместо использования существующих. С этой проблемой нам еще предстоит разбираться и, думаю, будет очень непросто. Напомню, у нас и карантин не объявлен.
Дмитрий, хотя я согласен, что сам по себе режим ЧС не панацея, однако, в части доказательств форс-мажора и изменения обстоятельств — он очень даже пригодится
Вот вашу статью и надо в соцсетях распростронять! Знание законов у граждан на нуле! Но зато готовы поверить любому, кто скажет, что вы государству не должны ничего, а государство вам- всё! И налоги отменить, и от кредитов освободить, и жрачки купить, и зарплату платить. Любые ссылки на законы нужно проверять, даже если они в такой прекрасной статье, не говоря уже о диванных специалистах по ЧС.
Алексей, очень надеюсь, что введения ЧП и военного положения на территории РФ никогда не будет.
В законах, регулирующих эти режимы, много интересного и неожиданного.
Некоторые аспекты введения режима ЧП мы описали в данной статье.
Режим ЧП может быть введен в том числе в целях борьбы с эпидемиями.
Введение режима ЧП может повлечь: установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости, запрет массовых мероприятий и собраний, досмотр автотранспортных средств, мобилизация ресурсов организаций, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан, временное отселение жителей, отмена выборов и референдумов на время действия режима ЧП.
Военное положение вводится только в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.
В случае эпидемий военное положение не вводится.