Сколько можно проехать с задирами в цилиндрах двигателя
Перейти к содержимому

Сколько можно проехать с задирами в цилиндрах двигателя

  • автор:

Задиры в цилиндрах, причины и способы их устранения

Михаил КошелевМихаил Кошелев

З адиры в цилиндрах — неисправность, обусловленная износом двигателя и приводящая к ряду негативных последствий.

Такая проблема может привести к снижению мощности, ухудшению динамики, падению компрессии / давления в камере сгорания, вплоть до невозможности эксплуатации из-за повреждения.

Ниже рассмотрим, почему появляются задиры на зеркале цилиндров, и как распознать неисправность без разборки мотора. Отдельно приведем машины, которые находятся в группе риска, выделим методы диагностики и устранения неисправности.

Что такое задир в цилиндре (на поршне)

Это дефект, представляющий собой повреждение на стенке цилиндра или поршня. Появляется при уменьшении расстояния между этими элементами ниже допустимого уровня, из-за чего возникает контакт.

Они бывают продольными, вертикальными или хаотичными. Поражать весь цилиндр (поршень) или отдельные участки.

В наиболее сложных случаях возникает клин поршня, что требует срочного ремонта двигателя.

Если говорить о небольших задирах, они бывают на многих авто и не являются чем-то необычным.

Задиры, как массовое явление

Последнее время проблема задиров получила массовое распространение. К этому привела политика производителей, направленная на уменьшение веса двигателя и снижения расхода топлива.

Как правило, проблема касается ДВС с небольшим литражом и турбиной. Они больше подвержены нагреву и, соответственно, риску появления дефектов.

Из-за снижения зазора и уменьшения слоя масла появляются задиры, которые в дальнейшем могут привести к серьезным повреждениям двигателя.

Причины

Для своевременной диагностики и предотвращения неисправности важно знать причины появления задиров.

К основным можно отнести:

  1. Неправильная обкатка двигателя сразу после покупки автомобиля. В этот период важно аккуратно обращаться с ДВС, избегать повышенной частоты вращения и перегрева.
  2. Ошибки при выборе поршней в процессе сборки. При монтаже тугого пальца поршня меняется конфигурация, а при нагреве поршень трется о стенки цилиндров. Это является причиной деформации.
  3. Попадание твердых элементов между стенкой цилиндра и движущимся поршнем.
  4. Низкое давление охлаждающей / смазывающей жидкости в двигателе.
  5. Расширение поршня в результате чрезмерного нагрева или недостаточного отвода тепла от ДВС. Причиной может быть загрязненный радиатор, из-за чего не обеспечивается полноценная циркуляция смазывающей жидкости. В результате смазка теряет свои качества и не обеспечивает ожидаемый результат.
  6. Дефицит / полное отсутствие моторного масла. В результате появляется трение, повышается температура, и возникает риск задиров.
  7. Низкое качество смазки и не своевременная его замена.
  8. Форсирование работы непрогретого двигателя, гоночный режим.
  9. Грубая расточка блока цилиндров и несоблюдение правильных зазоров.

Одной из ключевых причин являются механические повреждения. Мощность современных ДВС частично подавляется катализатором для соответствия нормам экологичности.

Бытует мнение, что со временем внутренняя часть этой детали разрушается, а ее элементы вместе с частью выхлопных газов попадают в систему пуска, а далее в цилиндропоршневую группу.

Как результат, повышается износ мотора и появляются задиры. Последние могут появиться также при попадании на цилиндр любых посторонних элементов или воды.

Но данная теория многими мотористами опровергается. А что Вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях.

Признаки

Во избежание серьезного повреждения двигателя важно уметь своевременно определить проблему и принять меры по ремонту.

К наиболее распространенным симптомам стоит отнести:

  • посторонний шум, который не пропадает даже при достижении оптимального температурного параметра;
  • цокающий звук поршня из-за его перекоса;
  • уменьшение компрессии;
  • повышение «прожорливости» двигателя;
  • увеличение расхода смазки на угар.

Если вовремя не заметить или игнорировать эти признаки, со временем появляются стуки, а эксплуатация транспортного средства становится и вовсе невозможной.

Какие автомобили находятся в группе риска

При выборе «железного коня» важно понимать, какие авто находятся в группе риска с позиции появления задиров.

В эту группу можно включить:

  • малолитражки;
  • авто с турбированными двигателями;
  • машины, эксплуатируемые в условиях холодного климата, по бездорожью или разбитным дорогам;
  • авто, заправляемые низкокачественным топливом;
  • модели с двигателями-«миллионниками» БМВ;
  • машины Порше и другие спорткары, владельцы которых любят поездить «с огоньком» и т. д.

Для лучшего понимания рассмотрим основные моменты подробнее.

Эксплуатируемые в холодном климате

В зоне риска находятся машины, которые из-за региона проживания владельца часто эксплуатируются в мороз. Из-за низкой температуры прокладки разных узлов и устройств затвердевают.

Это приводит к ухудшению герметичности и риску попадания в цилиндропоршневую группу мелких частичек грязи, к примеру, песка.

В результате трения на поверхности появляются повреждения, а со временем и задиры.

Также опасны частые пуски двигателя в условиях сильных морозов. Из-за холода моторное масло загустевает, что приводит к дефициту смазки между цилиндром и поршнем.

Как результат, первое время происходит масляное голодание мотора, а с повышением частоты оборотов повышается вероятность появления задиров, а в будущем и стуков.

На бездорожье и разбитых дорогах

Эксплуатация в условиях частых вибраций приводит к тому, что хомуты на патрубках стираются или спадают. Например, это возможно на участке между заслонкой дросселя и воздушным фильтром.

Если происходит такая ситуация, в двигатель снова засасывается мелкий сор. Результатом является появление задиров.

Езда с огоньком

Негативное влияние на двигатель оказывает и резкий стиль вождения. В частности, резкие старты на светофоре могут привести к недостаточной смазке двигателя из-за продолжительного простоя и стекания масла в поддон.

Результат в этом случае стандартный — быстрый нагрев, дефицит масла и износ.

Отметим, что задиры являются распространенным явлением на двигателях G4KD, установленных на машинах корейского бренда: Киа Спортэйдж 3, Отптима, IX 35. Подробнее на этом вопросе мы еще остановимся ниже.

Можно ли ездить

Задиры могут быть разными и, соответственно, могут индивидуально влиять на работу двигателя. Одни являются полностью безопасными для мотора, а вторые могут негативным образом повлиять на его работу.

Классические задиры появляются при дефиците масла, когда между стенкой цилиндра и поршнем недостаточно смазки.

Появление таких дефектов не влияет на работоспособность двигателя и позволяет продолжать эксплуатацию в обычном режиме.

Но это не значит, что можно долго избегать посещения СТО, ведь рано или поздно повреждения усугубятся и придется покупать новый мотор.

Как определить, методы диагностики

Первые признаки появления задиров в цилиндрах — не повод паниковать. Для начала необходимо убедиться, что речь идет именно о такой неисправности.

Это можно сделать с помощью эндоскопа или АГЦ. Кратко рассмотрим особенности каждого из вариантов проверки.

Эндоскопом

Один из способов проверки двигателя — осмотр его внутренних элементов с помощью специальной камерой с дополнительной подсветкой.

Изображение выводится с камеру собственного экрана или дисплей смартфона.

Процесс проверки проходит в несколько этапов:

  1. Охлаждение двигателя.
  2. Откручивание свечей зажигания.
  3. Погружение зонда эндоскопа через свечной колодец.
  4. Проверка цилиндров на факт задиров и получение выводов специалиста.

Особенность метода состоит в том, что можно получить реальные данные о неисправности.

Кроме того, по состоянию внутренних элементов легко оценить правильность показаний. Стоимость процедуры на СТО составляет от 4000 рублей.

Метод АГЦ

Термин «АГЦ» расшифровывается как «Анализатор Герметичности Цилиндров».

Для его реализации применяется специальный прибор, к примеру, АГЦ-2, позволяющий определить состояние ЦПГ двигателя, оценить состояние внутренних его элементов, определить степень износа и т. д.

С помощью прибора измеряется два параметра.

Р1- полный вакуум

Этот параметр показывает наличие и объем утечки смазки через клапаны ДВС, прокладку головки блока цилиндра или поврежденное дно поршня.

При измерении этот параметр не должен быть ниже определенного уровня, который устанавливается для определенного двигателя и не зависит от состояния колец.

В зависимости от величины можно принимать решение об исправности гильзы цилиндра.

Р2 — остаточный вакуум

По этому показателю можно судить о факте утечки через поршневые кольца.

Кроме того, Р2 позволяет оценить уровень износа, факт повреждения колец, задиры поршней, потерю упругости колец и иные неисправности.

При измерении Р2 необходимо нажать на кнопку сброса, удерживать ее в течении двух-трех секунд, а после этого проверить параметр.

Фиксация Р2 осуществляется после отпускания кнопки сброса. Это нужно делать на случай, если во время измерений поршень будет располагаться выше НМТ в момент сжатия или еще не опустился до НМТ на рабочем ходу.

Все измерения проводятся без разборки мотора через отверстия форсунок / свечей в момент прокрутки стартера или пускового девайса.

Многие параметры необходимо анализировать в комплексе. К примеру, пневматическая плотность закрытия клапанов и наличие трещин в дне поршня в головке ГБЦ влияет на отношение Р1/Р2.

Если параметр опускается ниже допустимого, это позволяет определить поломки в клапанах и трещины в деталях, износ или другие нарушения.

Для получения точных результатов используется специальная диаграмма.

Задиры в цилиндрах на Киа Рио, Спортейдж, Хеднай IX 35

Владельцы автомобилей Киа Оптима, Спортейдж, Соната и IX35 регулярно сталкиваются с проблемой задиров. Проблема касается машин, выпущенных в период с 2011 по 2014 годы.

За это время продано свыше 100 000 автомобилей, которые разошлись по всему миру. При этом сама проблема обнаруживается не сразу, а при достижении пробега 50 000-70 000 км.

Оказалось, что неисправность касается 2-литровых моторов серии G4KD с индексом Theta2 с мощностью 165 лошадиных сил. В машинах, которые поставляются в РФ, поставляется двигатель объемом до 150 лошадиных сил.

Сам мотор представляет собой совместный продукт компаний Киа, Крайслер и Митсибиси. Он создан еще в 2005 году, и сразу пошел в серию.

В КНР он известен под названием G4KD, а в Японии — 4B11. Такие моторы, кроме рассмотренных выше моделях, также стоят на машинах «Крайслер», «Джип», «Додж» и «Митсубиси».

Интересно, что проблемы касаются не всей линейки, а версии Theta2. Это значит, что причиной задиров является какая-то конструктивная особенность, не характерная для машин из США и Японии.

Выходит, что в Южной Корее просто допустили ошибку и выпустили бракованную версию уже готового двигателя. Если говорить о причинах задиров, их несколько.

Попадание твердых элементов внутрь авто

В рассмотренных выше марках авто гарантия на катализатор всего 1000 км, после которых производитель не гарантирует его целостность.

В процессе эксплуатации соты могут разрушаться, и их элементы попадают в двигатель.

Отметим, что проблема характерна для 1.6-литровых моторов, а в 2-литровых агрегатах вероятность таких проблем сведена почти к нулю.

Дефицит / нехватка масла

Если говорить о причинах проблемы в моторах G4KD, дефицит масла — одна из основных версий.

Это обусловлено слабым насосом, который при работе на холостом ходу создает давление, не превышающее 0,5 атм. Еще одним минусом является отсутствие масляных форсунок.

Проблема может возникать при продолжительном простое в пробке / на светофоре. В таких обстоятельствах двигатель работает на холостых оборотах, смазка стекает вниз, а ее количество на стенках цилиндра ограничено.

При начале движения водитель жмет на газ, и первое время мотор работает почти без масла. Как результат, появляются задиры.

Еще оной причиной может быть заливка густого масла. Так, для G4KD нужно использовать 5W20. Если заливать 5W30 или 5W40, качество смазки ухудшается, и со временем появляются задиры.

Кроме того, в холодную погоду вязкость увеличивается, что создает дополнительные проблемы.

До прогрева смазки двигатель работает, по сути, на износ. Это, в свою очередь, приводит к повреждению зеркал цилиндра или юбки поршня.

Перегрев

В ситуации с двигателем G4KD нельзя исключать и перегрев. Многие специалисты сходятся во мнении, что это главная причина неисправности для указанного мотора. Это легко объяснить.

В целях экономии или по иным причинам производители не установили форсунки для «смачивания» нижней части поршня.

При этом выделяется несколько объяснений, почему появляются задиры из-за дефицита масла:

  1. Короткая юбка, что может привести к отклонению по вертикали.
  2. Высокая мощность при небольшом объеме мотора.
  3. Легкий поршень с меньшей теплоемкостью и более быстрым нагревом.

Получается, что в моторе небольшой мощности сгорает большой объем горючего. Как результат, двигатель перегревается.

Охлаждающая жидкость отводит тепло от цилиндра, поэтому с ним проблемы возникают редко.

Поршень, в свою очередь, не получает достаточный объем масла и греется. При этом нагрев происходит внизу, где деталь и прогревается выше нормы.

Как только определенная температура достигнута, зазор пропадает и поршень царапает стенку цилиндра.

Не удивительно, что задиры на G4KD, как правило, появляются снизу. При этом глубина может достигать 0,5 мм.

Что делать, и как убрать задиры в цилиндрах

Всего выделяется два базовых способа, позволяющих устранить проблему с задирами.

Кратко рассмотрим их особенности:

  1. Гильзовка. Применяется при наличии глубоких повреждений. Суть состоит в расточке полости цилиндров и установке специальных гильз из стали. Назначение последних состоит в восстановлении геометрией и размером. Расходы на восстановление мотора — от 80 до 120 т. р.
  2. Расточка. Этот способ ремонта применяется в более редких случаях. Для восстановления применяются специальные поршни, имеющие на 250-300 процентов большую стоимость. Такой метод хорош при неглубоких задирах. В ином случае расточка вообще не имеет значения из-за небольшой толщины цилиндра.

Кроме рассмотренных выше, существует и ряд альтернативных решений:

  1. Замена поршней, колец и пальцев. Это решение подходит для случаев, когда осмотр / обмер цилиндров не показал серьезных отклонений от заводских требований.
  2. Ревизия основных элементов. Если причина неисправности — перегрев, выполняется восстановление следующих устройств: термостат, водяной насос, радиатор и прочие.
  3. Замена катализатора. При проблемах с этим устройством нужно поменять саму деталь и поставить обманку для имитации работы.
  4. Установка нового EGR клапана. В случае его износа нужно поменять деталь или поставить заглушку во избежание проблем с впускной системой.

Присадки

Для защиты двигателя и борьбы с задирами применяются специальные присадки. Современный рынок предлагает множество вариантов.

«Супротек Актив Плюс»

Специальный состав, выпущенный компанией Suprotec (РФ). По своим характеристикам средство не уступает аналогам из США и Европы.

Принцип действия построен на создании металлизированного слоя, поддерживающего пленку на поверхности и исключающего риск дефицита масла.

Средство эффективно при небольших задирах. Если же они глубокие, применение присадки не дает больших результатов.

Инструкция по применению:

  1. Прогрейте мотор до рабочей температуры и заглушите.
  2. Перемешайте содержимое, чтобы смешать осадок с основной жидкостью.
  3. Налейте один флакон в горловину для заливки масла. Если объем смазки больше 7 л, нужно использовать Аква Премиум (еще один продукт производителя).
  4. Покатайтесь в течение 20-25 минут в обычном режиме, после чего можно пользоваться авто по полной.

Особенности полной обработки зависят от пробега машины.

Если авто проехало меньше 50 000 км, то алгоритм, следующий:

  1. Заливка одного флакона присадки.
  2. Поездка до очередной замены масла.
  3. После замены использование еще одного флакона Супротек Актив Плюс.
  4. Эксплуатация автомобиля в обычном режиме.

Для пробега свыше 50 000 км:

  1. Выполнение с первого по четвертый шаг.
  2. Замена масла / фильтра.
  3. Использование еще одного флакона Супротек Актив Плюс.

Maximum с ревитализантом 1 Stage

Специальное средство от компании XADO, представляющее собой атомарный кондиционер металла, предназначенный для улучшения характеристик двигателя.

Рекомендуется для снижения уровня шума / вибраций, экономии топлива, повышения надежности силового агрегата.

Также повышает компрессию, нормализует давление в системе и улучшает смазывающие свойства.

Процесс применения имеет следующий вид:

  1. Убедитесь, что температура не меньше +25 градусов Цельсия.
  2. Прогрейте мотор до рабочей температуры.
  3. Встряхните емкость.
  4. Добавьте жидкость в двигатель через отверстие для заливки масла.
  5. Запустите мотор и дайте ему поработать три-пять минут на холостых оборотах.

Присадка подходит для всех видов моторов, рекомендуется для повторного применения через 100 000 км.

Рекомендуется для применения в комплексе с маслом Хадо Атоми Оил и кондиционером металла АМС High Way.

Отметим, что компания XADO выпускает и ряд других присадок для улучшения смазывающих свойств двигателя и трансмиссий.

Resurs

Присадка, которая сразу после попадания в двигатель начинает действовать и улучшает характеристики силового агрегата.

В состав средства входят элементы меди, серебра и справа олова, которые покрывают поверхность специальной пленкой.

Благодаря высокотемпературному режиму и рабочему давлению происходит плавление состава и закрытие задиров.

Присадка подходит для всех типов смазки, а необходимый объем зависит от показаний на одометре и объема масла в моторе.

Рассмотрим основные варианты:

  1. Для 3-5-литровых моторов необходимо заливать 1 л при пробеге до 100 000 км и 2 л в остальных случаях.
  2. В ситуации с 6-10-литровыми силовыми агрегатами необходимо использовать 2 л при наличии на одометре показателя до 100 000 км и 3 л в остальных ситуациях.
  3. Для 10-12 литровых моторов с пробегом до 100 000 км нужно 3 л, от 100 до 170 т. км — 5 л, а все, что выше — 6 л.

Во избежание подделок важно смотреть, чтобы на торце упаковки была надпись ВМП Авто.

Этот символ свидетельствует о производителе и подтверждает оригинальность продукции.

Molygen Motor Protect

Современная присадка, изготовленная на базе органического соединения и вольфрама.

После добавления в масло двигателя происходит формирование мощной пленки, которая надежно защищает от трения и перегрузок.

Присадка подходит для применения в дизельных / бензиновых двигателей, сохраняет эффективность в течение 50 000 км. Добавляется из расчета 500 мл на 5 л. Рекомендуется для заливки сразу после замены масла.

Рассмотренные выше присадки — далеко не единственные на рынке. По желанию можно найти и другие средства, которые помогают в борьбе с задирами и повышают ресурс двигателя.

Но стоит учесть, что большая часть таких присадок применятся для профилактики и не эффективна при глубоких повреждениях.

В последнем случае могут потребоваться шаги, которые упоминались выше.

Для удобства приведем признаки, причин и решения в ситуации с появлением задиров на поршнях / стенках цилиндров.

Как продлить жизнь мотору: всего 5 условий

Ускорение темпа жизни отразилось даже на двигателях внутреннего сгорания. Еще пару десятков лет назад цилиндры и поршни изнашивались довольно медленно. Стенки цилиндров постепенно лишались следов хона и становились зеркальными. Поршни тоже понемножку теряли слой металла на своих юбках. Поверхность алюминия становилась матовой. Зазор в цилиндре рос, но постепенно. Со временем в верхней части цилиндра образовывалась ступенька в зоне остановки верхнего компрессионного кольца.

А современные моторы всё чаще заканчивают жизнь по-другому: у них образуются задиры.

Что такое задир?

Задиром называют взаимное повреждение поверхностей трения при их работе без зазора. Нет зазора – значит, прекращается смазка. Дальнейшее движение в отсутствие смазки приводит к микросвариваниям выступающих элементов микронеровностей. Срыв этих частиц ведет к дальнейшему росту температуры. В случае с цилиндром это еще больше увеличивает диаметр поршня вследствие термического расширения – задир растет. Явление может продолжаться вплоть до полного заклинивания поршня. Итог – разрушение поршня, шатуна, блока цилиндров и, возможно, коленвала. Впору идти за другим мотором.

ГДЕ ОБРАЗУЕТСЯ ЗАДИР?

Чаще задирает ту стенку поршня, на которую действуют силы от наклоненного шатуна при рабочем ходе. Поэтому лучше себя чувствуют моторы, где с этой стороны расположен более холодный впуск, а не горячий выпуск. При поперечном расположении мотора и правом вращении коленвала больше нагружена задняя стенка, и, следовательно, выгодны моторы с выпуском на передней стороне мотора. Например, семейство моторов GM Z16XER или ниссановcкий QR25DE выглядят «правильнее», чем корейские моторы G4FC или G4KD.

А раньше такое было?

Было, конечно, – и в прошлом веке моторы иногда задирало. Но, как правило, лишь когда при ремонте допускали очень малый зазор по поршню, когда двигатель не обкатывали после ремонта, и когда давали большую нагрузку «на холодную».

А вам не кажется, что это – описание современного двигателя и нынешних рекомендаций по эксплуатации?

Сегодня обычно применяются очень малые по высоте поршни – для облегчения и снижения трения. Но невысокий поршень по определению будет иметь возможность сильно наклоняться в цилиндре. Пришлось конструкторам уменьшить монтажный зазор в цилиндре. А еще маленький легкий поршень хуже отдает тепло цилиндру, а потому подвержен быстрому перегреву. Не случайно раньше в алюминиевые поршни заливали стальные пластины – так называемые автотермики. Благодаря гораздо меньшему коэффициенту расширения стали поршни лучше сохраняли форму, удерживая зазоры в допуске.

ПЕРЕГРЕВ ПОЧТИ НЕ ВИДЕН

Современные указатели температуры зачастую настроены так, что показывают «всё ОК», даже когда температура двигателя составляет 105–110° C. Но ведь водитель не в курсе, что еще чуть-чуть – и начнется местное вскипание жидкости, теплоотвод упадет и – здравствуй, задир в цилиндре. Лучше всего установить дополнительное устройство для контроля за температурой и узнать характер своей машины – какому показанию стрелки какая реальная температура соответствует.

Когда прихватит?

В нынешних моторах прихват возможен:

  • при перегреве двигателя, когда поршень расширился больше расчетного;
  • при большой нагрузке на холодном моторе, когда поршень нагрелся и расширился, а цилиндр не успел;
  • при плохой смазке пары ­поршень-цилиндр.

Способствует раннему образованию задиров и экономия производителей на установке форсунок, подающих масло на днище поршня. Ведь струйка масла может отводить от поршня 30–50% тепла, снижая его температуру примерно на 20° С! Это отодвигает порог детонации и уменьшает вероятность появления задиров.

Вдобавок задиры могут возникать при неумеренном использовании пусковых жидкостей, когда смазка со стенок цилиндров смывается, а затем следует резкий запуск, и выход мотора на высокие обороты.

Задиры возможны и при запуске очень долго стоявших двигателей с исчезнувшей пленкой смазки и даже с коррозией цилиндров и поршневых колец.

Посторонним вход воспрещен

Картина, похожая на задиры, появляется на стенках и юбках поршней при попадании в цилиндры посторонних частиц. Фактически цилиндр и поршень трут друг друга – в присутствии «помощников».

Песок

Основных путей попадания песка два: свечные отверстия и впускной тракт двигателя, начиная с воздушного фильтра. Если при замене свечей колодец был недостаточно очищен, то вся дрянь окажется в цилиндре. Ведь свечи почти всегда смотрят или вверх, или под углом, но всё равно вверх.

Впускной тракт может подсасывать пыль и песок как до дроссельной заслонки, так и после (в виду сильного разрежения для подсоса достаточно даже мизерных отверстий). Причина – усохшие резиновые прокладки, соскочившие трубочки различных механизмов, управляемых вакуумом.

Не забывайте, что даже вакуумный усилитель тормозов потихоньку подает во впускной трубопровод двигателя воздух, а чистый ли он? Даже самый лучший фильтрующий элемент всё равно пропускает вместе с воздухом какой-то процент пыли.

Также часто встречается небрежный монтаж патрубка от воздушного фильтра до корпуса дроссельной заслонки. Не затянуты хомуты – и песочек тут как тут.

Что делать и как убрать задиры в цилиндрах (на поршне) двигателя

Массовым дефектом задиры в поршневой группе стали относительно недавно. Не то чтобы их не было раньше, но на это либо не обращали внимания, либо не проводили тщательной диагностики, особенно эндоскопирования. Еще моторы были такого качества, что до задиров дело не доходило из-за малого общего срока службы двигателя.

Можно сказать, что данная проблема стала следствием совершенствования конструкции по эксплуатационным характеристикам.

Что такое задир в цилиндре или на поршне

Поршень перемещается вдоль цилиндра с некоторым зазором, уплотняемым поршневыми кольцами. Данное небольшое расстояние по радиусу необходимо для компенсации теплового расширения, а также для удержания масляной плёнки, уменьшающей трение и препятствующей износу.

Когда по разным причинам зазор обнуляется, наступает режим сухого трения при значительной нагрузке в зоне контакта. Металл локально перегревается, теряет прочность и разрушается.

Происходит это с последствиями в виде не полной поломки детали, а лишь удаления поверхностного слоя. Возникает характерный дефект рваной поверхности на некоторой площади, где контакт был максимальным. Эти следы и называются задирами, что достаточно точно обозначает суть явления.

Пострадать может как поршень, так и стенка цилиндра, часто именуемая зеркалом, хотя на самом деле поверхность там совсем не зеркальная, а содержит мелкую сетку искусственно нанесённых царапин.

Производится это с целью удержания масла, используется станок с инструментом финишной обработки цилиндров – хоном. Следует различать полезные царапины от хона, вредные, полученные от попадания абразивов в цилиндр, а также задиры.

Сетка хонингования имеет чёткую структуру в виде пересекающихся эллипсов. Если цилиндры поцарапаны попавшими туда мелкими твёрдыми частицами, например, от разрушающегося керамического катализатора или с потоком воздуха через неплотный воздушный фильтр, то они располагаются хаотично в виде вертикальных рисок.

Задиры же имеют вид относительно гладких площадок в зоне перемещения поршня.

Причины появления дефекта

Существуют двигатели более или менее склонные к задирам. Связано это в основном с жёсткостью блока цилиндров, заложенными зазорами, размерами поршней и организацией смазки и охлаждения. Этого изменить нельзя, остаётся при эксплуатации учитывать подвластные владельцу факторы.

Механические повреждения

Строго говоря, повредить можно детали любого мотора, к задирам в классическом понимании это не относится. Но границу провести сложно, в любом случае последствия похожи.

В зазор между поршнем и цилиндром посторонние частицы могут попасть разными путями:

  • чаще всего детали страдают от рассыпающейся керамики катализатора, удивительно, но существуют режимы работы мотора, когда они летят противоположно потоку выхлопных газов и попадают на боковую поверхность поршня, вызывая глубокие царапины и канавки;
  • всасываемый или нагнетаемый в цилиндры воздух тщательно фильтруется в мелких порах шторы сменного элемента, который очень легко неправильно установить или повредить, открыв путь абразиву;
  • точно так же посторонние частицы могут проникать с топливом;
  • образующийся на деталях нагар также может оказаться настолько твёрдым, что будет оставлять риски на металле.

Избежать повреждений можно тщательно проводя операции обслуживания, применяя качественные фильтры и регулярно контролируя состояние катализатора.

Температурный перегрев

Моторы могут быть склонны к перегреву как конструктивно, так и при невнимательном отношении к системе охлаждения. Производители стремятся уменьшать габариты, массу и удельный расход топлива, ужесточая температурный режим.

После старения и загрязнения каналов охлаждения цилиндры перегреваются, деформируются, полностью обнуляя тепловой зазор, а повышенная отдача и некачественное топливо вызывают встречный перегрев поршней. Их начинает прихватывать в блоке, образуются задиры.

Недостаточный уровень масла

Масло служит не только для уменьшения трения, но и для отвода тепла от деталей. В идеале на каждый поршень должна работать своя масляная форсунка, но многие разработчики этим пренебрегают, надеясь на имеющийся в картере масляный туман.

Это в целом работает, но не всегда эффективно. В тяжёлых режимах охлаждения не хватает, ситуация сводится к описанной выше. Усугубляется это применением некачественного масла, с отклонениями по вязкости или деградировавшего из-за несвоевременной замены.

Грубая расточка блока цилиндров

Производители стремятся до предела уменьшить тепловой зазор, снижающий общий КПД двигателя и увеличивающий расход масла. Если с такими строгими допусками совершить ошибку при ремонтной расточке, то всё закончится выходом за пределы и задирами.

Особенно это касается современных эффективных моторов с так называемыми Т-образными поршнями, в которых площадь юбки сведена к минимуму, чтобы уменьшить поверхность трения.

Производители считают такие двигатели одноразовыми, замене подлежит «шорт-блок», то есть почти весь двигатель без головки. Но реально любой мотор растачивают или гильзуют, важно сделать это очень точно.

Неправильный подбор поршней в ходе ремонта ДВС

Подбор поршней при капитальном ремонте желательно доверять проверенным специалистам, располагающим прецизионным измерительным инструментом.

Причём промеры и подбор производятся по всем геометрическим параметрам, группе по диаметру, размерам отверстий под палец, точному выбору комплекта колец и их качеству, а также по массе для балансировки.

Важно обеспечить точность не только блока или поршня, а их соответствия между собой.

Методы диагностики

Наличие задиров определяют по стукам на перекладке поршней или визуально, с помощью эндоскопирования. На разобранном двигателе всё наглядно видно и без приборов.

Первый же признак задира – рост расхода масла. На таком двигателе придётся растачивать блок или устанавливать гильзы, менять поршни и кольца.

Можно ли так ездить

К быстрым поломкам задиры редко приводят и расход масла можно пережить. Но ездить с ними нежелательно, поскольку масло будет засоряться металлической стружкой и пылью. Это приводит к повышенному износу и задирам других деталей, которые при вовремя проведённой диагностике можно было бы и не менять.

Обычно страдают вкладыши, коленвал, распределительные валы и их постели, масляный насос. Стоимость ремонта возрастает вдвое-втрое, это очень дорогие детали. Наверняка потребуется и недешёвая механообработка.

Решение проблем с задирами

Типовой набор операций при ремонте двигателя, склонного к задирам, включает в себя расточку цилиндров, установку поршней ремонтного размера. Важно обеспечить хорошую смазку и охлаждение. В порядке доработки можно установить дополнительные масляные форсунки, если они не предусмотрены.

Катализатор лучше заменить на ремонтный, это дешевле штатного. Как правило, они и прочнее. Некоторые водители удаляют нейтрализатор, это спорная тема, но её тоже надо выполнять грамотно, обеспечив нормальную работу кислородного датчика.

Очень важно следить за состоянием топливного, воздушного и масляного фильтров. При кажущейся простоте их замены, операции требуют тщательности. В том числе и при выборе расходников.

Перегревы недопустимы. Основная ошибка – пренебрежение регулярными заменами антифриза и приобретением качественного продукта, подходящего по антикоррозийным свойствам именно конкретному мотору. Уровень жидкости надо регулярно проверять, утечки неизбежно вызовут перегрев и задиры.

Не всем рекомендациям производителей стоит доверять. Например, масло следует менять вдвое чаще, а бензин использовать с максимально допустимым октановым числом из разрешённых.

При эксплуатации надо помнить, что двигатель может работать с максимальной отдачей, но только за счёт своего ресурса. И это касается не только скорости или оборотов, но и полного использования динамики разгона.

Можно ли ездить с задирами в цилиндрах, причины появления задира, помогут ли присадки

Можно ли ездить с задирами в цилиндрах, причины появления задира, помогут ли присадкиОбслуживание

Что касается двигателей kia g4kd, многие владельцы сталкиваются с тихим стуком при холодном двигателе, когда пробег достигает 50–150 тысяч километров. Затем эта проблема прогрессирует и переходит в стук даже на горячем двигателе. Осмотр эндоскопом через свечные колодцы выявляет задиры на зеркале цилиндра, особенно в третьем цилиндре. По мере того, как все больше и больше автомобилей подходят к этому пробегу (и когда заканчивается 5-летняя гарантия), эта проблема становится все более распространенной. Для ее устранения владельцы могут заменить блок по гарантии или оплатить капитальный ремонт самостоятельно. По сути, проблема заключается в том, что при сгорании топлива в двигателе внутри блока цилиндров накапливается тепло. По мере сгорания топлива оно становится все горячее и горячее, пока в конце концов не возникают эти проблемы.

Проблемы из-за того, что в гильзе цилиндра и в поршне разные составы металлов с разными коэффициентами теплового расширения при нагревании и охлаждаются по-разному. Цилиндр охлаждается антифризом, поэтому остается относительно холодным на протяжении всего времени, но то же самое нельзя сказать о поршне. Поскольку наш двигатель имеет легкий поршень, он производит больше мощности из фиксированного объема (и, следовательно, потребляет больше топлива), но имеет меньшую теплоемкость, поскольку он не такой массивный. Это приводит к увеличению тепловой нагрузки (перегреву) на поршень при нагреве; и во время этого процесса поршень расширяется и увеличивается в размерах там, где отвод тепла недостаточен. Отвод тепла происходит эффективно в бобышках, где находится пресс для поршневого пальца; однако между ними находится короткая юбка поршня, где отвод тепла недостаточен.
Было замечено, что если добром давить на педаль газа, то поршень расширяется в направлении, перпендикулярном поршневому пальцу, что приводит к уменьшению зазора между ним и цилиндром и впоследствии вызывает сильный стук. Эта проблема известна производителям двигателей еще с прошлого века, так что ничего нового здесь нет. Для борьбы с этим явлением в блоке врезаны масляные форсунки, которые открываются под давлением 2–3 бара и начинают лить на днище поршня для охлаждения и улучшения смазки цилиндра. Масляные форсунки присутствуют в турбоверсии двигателя mitsubishi 4b11t и во всех дизельных двигателях, устанавливаемых на sportage, однако на типичных атмосферных двигателях они отсутствуют.

Можно ли ездить с задирами в цилиндрах, причины появления задира, помогут ли присадки

Фотография форсунки дизельного двигателя, для общего понимания. Этим носиком брызгается вверх поршня, тем самым его охлаждая.
Двигатели 4B11, в частности, устанавливаются на Lancer X, и его владельцы любят тюнинговать двигатель, чтобы попытаться достичь версии на которой есть буква Т �� Также ставят масляные форсунки.
А большинство оставляют все как есть и продолжают насиловать стандартный движок, результаты и причина замечательно отображены в этом 15-ти минутном видеосюжете:

Так как блок наш такой же как у Мицубиси 4B11, используем проторенную дорожку.
Вот форсунки, что возможно пробовать врезать:

  • 4b11t:
    Форсунка с артикулом 1228A012, цена 1000 руб.
    Клапан (болт) внутренний, форсунка MD372046, цена 1500 руб.
    10 тысяч руб. на круг.
  • d4cb:
    Форсунка с артикулом 21151- 4A400, цена 800 руб.
    2е прокладки с артикулом 17511-12000 по 50 руб.
    Болт (возможно с клапаном) с артикулом 21140-42001 цена 300 руб.
    5 тысяч руб. на круг, но нет гарантии что все подойдет.

Можно ли ездить с задирами в цилиндрах, причины появления задира, помогут ли присадки

Рекомендация тем, у кого еще не было капитального ремонта:

  1. Обеспечьте прогрев двигателя и избегайте больших нагрузок, пока он полностью не прогреется.
  2. Установка предпускового подогревателя может быть хорошей идеей. Также следует предусмотреть подогрев масла в поддоне картера с помощью специального контура.
  3. Рассмотрите возможность установки теплообменника вода/масло от g4ke.
  4. Избегайте длительных периодов работы на холостом ходу; максимальные обороты двигателя на шоссе должны оставаться на уровне 4000–4500 в длительном режиме.
  5. Установите масляные форсунки для охлаждения поршней при капитальном ремонте двигателя, а также для прошивки модифицированных прошивок с повышенными оборотами холостого хода (например, 800–850 об/мин).

Ну и напоследок – небольшой экскурс про отзывы автомобилей производителями из-за проблем с двигателями в США. Там проблема была из-за того, что обнаружена стружка в масляных каналах.

Я в это не верю, поскольку было несколько компаний, которые отзывались в разное время, и что, производители не смогли решить проблему с чипом после первого отзыва?

Автомобили Hyundai и Kia, оснащенные двигателями Theta II и отозванные из-за этих двигателей, находятся в центре внимания расследования Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA). Регуляторы безопасности хотят знать, достаточно ли Hyundai и Kia относились к отзыву почти 1,7 миллиона автомобилей с двигателями Theta, склонными к большому шуму и, наконец, клину.

В сентябре 2015 года Hyundai вспомнила о 470 000 Сонат 2011-2012 модельных годов, оснащенных 2-литровыми и 2,4-литровыми двигателями Theta II. В то время Hyundai сообщила NHTSA, что проблемы с производством происходят из-за металлической стружки в районе коленчатого вала двигателя, вызывая проблемы с подачей масла. Стружка мешает протоку масла через шатунные подшипники, из-за чего повреждаются шатуны. Автопроизводитель связывает эту проблему с механическим «снятием заусенцев», которое использовалось для удаления металлического мусора(облоя) из коленчатого вала.

К апрелю 2017 года Hyundai расширило всплеск 2015 года, включив еще 572 000 автомобилей с двигателями Theta II, включая автомобили 2013 года Hyundai Sonata и Santa Fe Sport. Hyundai сказал регуляторам безопасности, что проблема с металлической стружкой вызвала расширенный отзыв. В то же время Kia рассказала NHTSA об отзыве более 618 000 Kia ​​Optima 2011/2014 модельных годов, Sorento 2012-2014 и Sportage 2011-2013, потому что подшипники двигателя Theta были слишком повреждены и двигатели клинили. Kia заявила, что не вспомнила транспортные средства в 2015 году, когда Hyundai впервые вспомнила свои автомобили, потому что двигатели Theta II в автомобилях Kia были построены на другой производственной линии и имели другие проблемы, чем у Hyundai. В дополнение к клиентам, жалующимся на двигатели Theta II, корейский осведомитель, который работал в Hyundai в качестве инженера, позволил NHTSA узнать, что он знал.

Владельцы начали подавать в суд после того, как автопроизводитель отказался заплатить тысячи долларов за ремонт или замену двигателей, с одним судебным процессом с 2015 года, утверждая, что дилер хотел 4500 долларов для выполнения этой работы. Kia также были поданы документы по иску о групповом действии в 2016 году, поданный владельцами транспортных средств, оснащенных двигателями Theta. NHTSA заявила, что она приняла меры для «расследования как своевременности, так и количества отзываемых двигателей Hyundai Theta II, и соблюдения Hyundai требований к отчетности».

Можно ли ездить с задирами в цилиндрах, причины появления задира, помогут ли присадки

Как бы автомобилист ни ухаживал за своим автомобилем, естественный износ двигателя его не остановит. Однако не только время и трение портят двигатель, есть факторы, которые могут приблизить капитальный ремонт. Именно из-за них на стенках цилиндров и поршнях появляются царапины, которые нарушают нормальную работу двигателя. Почему это происходит?

Виноват катализатор

Все современные автомобили оснащены каталитическим нейтрализатором выхлопных газов. Это значительно снижает вредность выхлопа, но имеет существенный недостаток. Конструкция катализатора включает керамический сотовый картридж, который время от времени начинает портиться при высокой температуре. Керамическая пыль постепенно проникает в двигатель, царапая стенки цилиндра и поршня. Получается, что двигатель начинает изнашиваться сам по себе.

Можно ли ездить с задирами в цилиндрах, причины появления задира, помогут ли присадки

Перегрев двигателя

Еще одним крайне негативным фактором, влияющим на ускоренный износ двигателя, является перегрев, который может возникнуть не только из-за утечек или недостатка охлаждающей жидкости, но и из-за локальной нехватки масла в двигателе. Часто бывает, что масляные каналы двигателя забиваются, что приводит к повышенному трению и, как следствие, перегреву деталей, от чего они легко могут деформироваться или даже разрушиться. Как правило, это происходит из-за использования некачественного моторного масла, от него на стенках цилиндров появляется нагар, который мешает нормальной работе поршней.

Можно ли ездить с задирами в цилиндрах, причины появления задира, помогут ли присадки

Нарушение технологии

Еще одна причина появления царапин на цилиндрах – нарушение технологии ремонта или бракованные детали. Очень часто при обращении в небольшие ремонтные мастерские автомобилисты сталкиваются с некачественным ремонтом своих автомобилей. При расширении цилиндров и установке на них поршней и поршневых колец могут быть допущены ошибки, которые впоследствии приводят к преждевременному износу двигателя. Мастера просто не учли, что будет закономерное расширение поршня из-за нагрева. Таким образом, поршни начинают тереться о стенки цилиндра. В некоторых случаях это может привести к заклиниванию двигателя.

Безразборное решение проблемы задиров в цилиндрах

Мгновенный задир цилиндра возникает из-за отсутствия пленки на стенках и прямого контакта с металлом, и может быть вызван любым количеством причин, таких как:

  1. запуск после стоянки с быстрой нагрузкой на двигатель без прогрева;
  2. масляные голодания;
  3. быстрый стиль езды;
  4. низкое давление масла,
  5. засорение масляного фильтра;
  6. заливка поддельного масла;
  7. если масло потеряло свои свойства из-за превышения интервалов замены.

Чтобы устранить эту проблему с минимальными потерями, можно сделать капитальный ремонт с расточкой цилиндров или гильз и заменой колец, а также поршней, поскольку потертости часто появляются и на юбке поршня. В качестве альтернативы можно использовать ремонтно-восстановительные составы.

Можно ли ездить с задирами в цилиндрах, причины появления задира, помогут ли присадки
Можно ли ездить с задирами в цилиндрах, причины появления задира, помогут ли присадки
Можно ли ездить с задирами в цилиндрах, причины появления задира, помогут ли присадки

Изучая возможности ремонтно-восстановительных составов aws для устранения потертостей, важно отметить, что эти составы не содержат абразивных элементов. Вместо этого они образуют на поверхности металлокерамический слой с прочностью 52 кг/кв. м, который эффективно закрывает любые заусенцы, исключая прямой контакт металла с металлом. Таким образом, двигатель, обработанный aws, с большей вероятностью будет защищен от потертостей при определенных условиях.

Автовладельцы осознали удобство использования системы aws для решения распространенных проблем с задирами в цилиндрах. Обычно восстановление двигателя требует больших финансовых затрат, поэтому многие ищут более доступные и менее трудоемкие альтернативы. Несмотря на скептиков, которые могут критиковать использование составов вместо капитального ремонта, свидетельства автовладельцев, которые смогли починить свои двигатели, не потратив при этом много денег, говорят сами за себя. В конечном счете, только вам решать, какое решение лучше всего подходит для ваших нужд.

ВНИМАНИЕ! Перед использованием AWS для удаления износа сначала проконсультируйтесь с производителем двигателя. Технология двигателя варьируется от производителя к производителю. Особенно необходимо проконсультироваться, если речь идет о двигателях немецкого производства. Если использовать продукт без консультации, можно не получить желаемого эффекта.

Чтобы убедиться в эффективности присадки для удаления задиров, необходимо учитывать условия, в которых она будет использоваться. Задир — это, по сути, вмятина на металле, которая создает точки контакта для прилипания препарата и трения. Без трения ни один препарат не сможет выполнить свою работу должным образом. Поэтому при работе с этими составами обычно требуется четыре или более обработок. Если после этих обработок не наблюдается заметного улучшения характеристик, это может указывать на отсутствие трения на поверхности и отсутствие подходящих условий для работы препарата. В настоящее время процент успешной обработки двигателей «с задирами» составляет 50%.

Если во время обычной проверки на эндоскопе были обнаружены задиры, а расход масла и стуки отсутствуют, настоятельно рекомендуется не откладывать лечение. Если задиры проявляются в виде стуков, расхода масла и снижения компрессии, то их необходимо устранить немедленно. Имейте в виду: износ двигателя более 70% является абсолютным противопоказанием для использования aws. Задир — это износ более чем на 90%. Следовательно, использование aws при задирах не должно рассматриваться как панацея. Использование aws при задирах не гарантирует успеха, и производитель присадки не возьмет ответственность за любые результаты без предварительного проведения дефектоскопии на данном двигателе. Важно также помнить, что прямого вреда от использования aws не будет, но есть риск обнаружить скрытые проблемы в двигателе, о котором уже известно, что он имеет дефекты. Двигатель с задирами должен пройти капремонт априори.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *