ГОСТ 9238-2013
Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
- Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
- Курьерская доставка (7 дней)
- Самовывоз из московского офиса
- Почта РФ
Устанавливает исходные очертания габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений железнодорожных путей общего и не общего пользования (ширина колеи 1520 и 1435 мм), а также методы расчета по определению допустимых строительных размеров для габаритов железнодорожного подвижного состава.
Габариты, указанные в стандарте, предназначены для железнодорожного подвижного состава, скорость движения которого не должна превышать 250 км/ч, и инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающей эксплуатацию данного подвижного состава.
Стандарт применяют при:
— проектировании, изготовлении, модернизации, ремонте и эксплуатации железнодорожного подвижного состава всех видов, предназначенного к обращению по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм;
— проектировании и строительстве новых железных дорог, железнодорожных подъездных путей, сооружений и устройств на них;
— реконструкции железных дорог (в том числе постройке дополнительных главных путей и электрификации), железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования, сооружений и устройств на них;
— эксплуатации путей, сооружений и устройств железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, построенных (или реконструированных) с соблюдением требований стандарта.
Правила эксплуатации железных дорог, сооружений и устройств на них, построенных до введения в действие стандарта, применения при этом отдельных норм габаритов приближения строений, а также порядок приведения этих сооружений и устройств к требованиям стандарта устанавливаются владельцами железных дорог и железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования.
Для подъездных путей промышленных и транспортных предприятий, где по условиям технологического процесса не могут быть выполнены требования стандарта и обращение по которым подвижного состава общей сети железных дорог не предусматривается или предусматривается обращение только отдельных его типов, разрешается устанавливать специальные габариты приближения строений и подвижного состава по стандартам предприятий, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке.
Владельцы железных дорог и железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования, на которых имеются негабаритные места, обязаны установить условия пропуска по ним подвижного состава, построенного в соответствии с стандартом, обеспечивающие безопасность движения и персонала.
- Заменяет ГОСТ 9238-83 «Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм» ИУС 7-2014
Идет публичное обсуждение. Проект изменения .
Оглавление
1 Область применения
2 Термины и определения
3 Обозначения габаритов
3.1 Обозначения габаритов подвижного состава и сфера их применения
3.2 Обозначения габаритов приближения строений
4 Габариты подвижного состава
4.1 Общие требования
4.2 Верхнее и нижнее очертания габаритов железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого в пределах железных дорог колеи 1520 мм
4.3 Верхние и нижние очертания габаритов подвижного состава, допускаемого к обращению по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм и колеи 1435 мм европейских и азиатских стран
4.4 Расчет допустимых строительных размеров железнодорожного подвижного состава
5 Габариты приближения строений
5.1 Верхние очертания габаритов приближения строений
5.2 Нижние очертания габаритов приближения строений
5.3 Расстояния между осями путей
5.4 Размеры габаритов приближения строений в кривых
5.5 Зона безопасности пассажиров и обслуживающего персонала
5.6 Контроль габаритов, учет и устранение негабаритных мест
6 Методы расчетов строительных очертаний при вписывании проектируемого железнодорожного подвижного состава в заданные габариты
6.1 Метод расчета горизонтальных ограничений для статических габаритов (Т, Тц, Тпр, 1-Т, 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-BМst)
6.2 Метод расчета горизонтальных ограничений для кинематических габаритов 03-ВМk, ГЦ (GC) и ГЦru (GCru)
6.3 Кинематический метод расчета ограничений для пассажирского и грузового железнодорожного подвижного состава, адаптированный для статических габаритов
6.4 Метод расчета вертикальных ограничений
6.5 Метод расчета ограничений для высокоскоростного железнодорожного подвижного состава с устройством наклона кузова
6.6 Метод контроля вписывания проектируемого железнодорожного подвижного состава в заданные габариты
Приложение А (обязательное) Направления для обращения в международном сообщении железнодорожного подвижного состава различных габаритов
Приложение Б (обязательное) Габарит приближения строений 1-СМ
Приложение В (обязательное) Минимальные зазоры между очертанием габарита железнодорожного подвижного состава и конкретным сооружением, указанным в 5.1.14
Приложение Г (обязательное) Требования контрольного очертания для пропуска вагонов габарита Тц и Тпр
Приложение Д (обязательное) Расстояния между осями смежных путей на железнодорожных станциях, разъездах и обгонных пунктах
Приложение Е (обязательное) Нормы увеличения габаритов приближения строений и расстояний между осями путей в кривых участках пути
Приложение Ж (справочное) Особенности применения габаритов подвижного состава
Приложение И (обязательное) Метод проверки соответствия габаритных размеров строительному очертанию и расчета строительного очертания
Дата введения | 01.07.2014 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.10.2014 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Этот ГОСТ находится в:
- Раздел Экология
- Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
- Раздел 03.220 Транспорт
- Раздел 03.220.30 Рельсовый транспорт
- Раздел Электроэнергия
- Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
- Раздел 03.220 Транспорт
- Раздел 03.220.30 Рельсовый транспорт
- Раздел Строительство
- Раздел Нормативные документы
- Раздел Документы Системы нормативных документов в строительстве
- Раздел 3. Нормативные документы по градостроительству, зданиям и сооружениям
- Раздел к.32 Сооружения транспорта
Организации:
14.11.2013 Утвержден Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации 44 22.11.2013 Утвержден Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии 1608-ст Разработан ОАО ВНИИЖТ Издан Стандартинформ 2014 г. Construction and rolling stock clearance diagrams
- ГОСТ 1.0-92Межгосударственная система стандартизации. Основные положения. Заменен на ГОСТ 1.0-2015.
- ГОСТ 1.2-2009Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены. Заменен на ГОСТ 1.2-2015.
- Технический регламент таможенного союза 001/2011 для Решение 710
- Технический регламент таможенного союза 002/2011 для Решение 710
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
ГАБАРИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения,обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. №44)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97
Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. №1608-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 9238-2013 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г.
5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» и «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Размеры в миллиметрах
Рисунок 2 — Статический габарит Гц
Размеры в миллиметрах
для сигнальных устройств и зеркал заднего вида; _____для поручней.
Рисунок 3 — Статический габарит 7″пр
Примечание — Очертание габарита по линиям 5—6—7 распространяется на подвижной состав, создаваемый после вступления в действие настоящего стандарта. При этом ширина подвижного состава в пределах точек 6—7 должна быть не более 3250 мм.
ГОСТ 9238-2013
Размеры в миллиметрах
• ••••••• только для сигнальных устройств, зеркал заднего вида в любом положении;
___для выступающих частей: поручней, подлокотников, козырьков для стока воды, параванов и др. В открытом положении параваны должны вписываться в очертание для сигнальных устройств;
—— очертание применяют по согласованию с владельцем инфраструктуры.
Рисунок 4 — Статический габарит 1-Т
4.2.2 Нижние очертания габаритов подвижного состава Т, Гц, Гпр и 1-Т, проходящего по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм, указаны на рисунках 5—8.
Размеры в миллиметрах
для обрессоренных частей кузова;
____для обрессоренной рамы тележки и укрепленных на ней частей;
-X- для необрессоренных частей.
Рисунок 5 — Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, не проходящего через сортировочные горки,
оборудованные вагонными замедлителями
Примечание — Указанные обозначения линий использованы также на рисунках 6—8.
Высоту точек 10 и 11, приведенных на рисунках 5—8, допускается уменьшить на 60 мм (и принять таким образом на одном уровне сточкой 12) для железнодорожного подвижного состава габарита Т, предназначенного к эксплуатации на линиях, где высота низких платформ и других расположенных в этих местах устройств понижена до 200 мм.
Горизонтальное расстояние от оси пути до точек 11—12—13 на рисунках 5—8 допускается принимать равным 1700 мм для железнодорожного подвижного состава габаритов Ти 1-Т, предназначенного к эксплуатации на линиях, сооружения и устройства которых приведены в нижней части в полное соответствие с габаритом приближения строений С для железнодорожных станций.
Размеры в миллиметрах
Уровень верха головок рельсов 17 *_х_* 1 8
Рисунок 6 — Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, проходящего по сортировочным горкам, оборудованным вагонными замедлителями при нерабочем (отторможенном) их положении
Примечани е — Возможность применения линий 14—16’—19’—21—22 должна быть определена техническим заданием на проектируемый подвижной состав.
Размеры в миллиметрах
Рисунок 7 — Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, проходящего по сортировочным горкам, оборудованным вагонными замедлителями при любом их положении
Примечание — Возможность применения линий 24—25—26 должна быть определена техническим заданием на проектируемый подвижной состав.
Размеры в миллиметрах
Рисунок 8 — Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, проходящего по сортировочным горкам, оборудованным вагонными замедлителями при любом их положении, и по пути, оборудованному устройством
для надвига вагонов
Углубление по линиям 24—25—26, показанное на рисунке 7, и по линиям 22—23—24 при применении рисунка 8, допускается только для тормозных устройств.
4.3 Верхние и нижние очертания габаритов подвижного состава, допускаемого к обращению по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм и колеи 1435 мм европейских и азиатских стран
4.3.1 Верхние очертания габаритов подвижного состава ГЦ (GC), ЛЦт (GCm), 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ, 03-BMsl и 03-ВМк должны соответствовать указанным на рисунках 9—14. При этом габарит 1-ВМ, приведенный на рисунке 10, допускается увеличивать за счет дополнительной наклонной линии, имеющей расстояние от оси пути: 1700 мм — на высоте 3850 мм (точка 4); 1800 мм — на высоте 1160 мм (точка 9), для вписывания в габарит выступающих частей (поручни, подлокотники, козырьки для стока воды, параваны и др.) для подвижного состава, предназначенного к эксплуатации в пределах только железных дорог колеи 1520 (1524) мм.
Размеры в миллиметрах
исходное очертание кинематического габарита ГЦ (GC) для высокоскоростной трансъевропейской магистрали железных дорог колеи 1435 мм;
кинематический габарит подвижного состава ГЦги (GCru) для высокоскоростных магистралей железных дорог колеи 1520 мм.
Рисунок 9 — Габарит подвижного состава ГЦ (GC) и гармонизированный с ним габарит ГЦги (GCru)
ГОСТ 9238-2013
Размеры в миллиметрах
Размеры дробью: в числителе —для железнодорожного подвижного состава, предназначенного для международных сообщений; в знаменателе — только для железных дорог колеи 1520 мм;
. только для сигнальных устройств.
Рисунок 10 — Статический габарит 1-ВМ
ГОСТ 9238-2013
Размеры в миллиметрах
Размеры дробью: в числителе — для железнодорожного подвижного состава, предназначенного для международных сообщений; в знаменателе — только для железных дорог колеи 1520 мм;
• ••#••#• только для сигнальных устройств;
-•-уширение габарита, допускаемое только для вагонов, изготовленных до введения настоящего стандарта.
Рисунок 11 — Статический габарит 0-ВМ
Размеры в миллиметрах
только для сигнальных устройств.
Рисунок 12 — Статический габарит 02-ВМ
Размеры в миллиметрах
Рисунок 13 — Статический габарит 03-BMst
Размеры в миллиметрах
Рисунок 14 — Кинематический габарит 03-ВМк
4.3.2 Нижние очертания габаритов подвижного состава 1-ВМ, 0-ВМ и 02-ВМ для подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм, а также железных дорог — членов ОСЖД колеи 1435 мм, который может проходить сортировочные горки, оборудованные вагонными замедлителями на условиях, приведенных в названиях к рисункам 15—19.
Содержание
1 Область применения. 1
2 Термины и определения. 2
3 Обозначения габаритов. 4
3.1 Обозначения габаритов подвижного состава и сфера их применения. 4
3.2 Обозначения габаритов приближения строений. 5
4 Габариты подвижного состава. 5
4.1 Общие требования. 5
4.2 Верхнее и нижнее очертания габаритов железнодорожного подвижного состава,
эксплуатируемого в пределах железных дорог колеи 1520 мм. 5
4.3 Верхние и нижние очертания габаритов подвижного состава, допускаемого к обращению
по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм и колеи 1435 мм европейских и азиатских стран. 12
4.4 Расчет допустимых строительных размеров железнодорожного подвижного состава. 22
5 Габариты приближения строений. 23
5.1 Верхние очертания габаритов приближения строений. 23
5.2 Нижние очертания габаритов приближения строений. 30
5.3 Расстояния между осями путей. 31
5.4 Размеры габаритов приближения строений в кривых. 32
5.5 Зона безопасности пассажиров и обслуживающего персонала. 32
5.6 Контроль габаритов, учет и устранение негабаритных мест. 32
6 Методы расчетов строительных очертаний при вписывании проектируемого железнодорожного
подвижного состава в заданные габариты. 34
6.1 Метод расчета горизонтальных ограничений для статических габаритов (7, 7Ц, 7пр, 1-Т, 1-ВМ,
0-ВМ, 02-ВМ и 03-BMsl). 34
6.2 Метод расчета горизонтальных ограничений для кинематических габаритов 03-ВМк, ГЦ (GC)
6.3 Кинематический метод расчета ограничений для пассажирского и грузового железнодорожного
подвижного состава, адаптированный для статических габаритов. 42
6.4 Метод расчета вертикальных ограничений. 43
6.5 Метод расчета ограничений для высокоскоростного железнодорожного подвижного состава
с устройством наклона кузова. 44
6.6 Метод контроля вписывания проектируемого железнодорожного подвижного состава
в заданные габариты. 45
Приложение А (обязательное) Направления для обращения в международном сообщении
железнодорожного подвижного состава различных габаритов. 46
Приложение Б (обязательное) Габарит приближения строений 1-СМ. 48
Приложение В (обязательное) Минимальные зазоры между очертанием габарита железнодорожного
подвижного состава и конкретным сооружением, указанным в 5.1.14. 49
Приложение Г (обязательное) Требования контрольного очертания для пропуска вагонов габарита
Приложение Д (обязательное) Расстояния между осями смежных путей на железнодорожных
станциях, разъездах и обгонных пунктах. 59
Приложение Е (обязательное) Нормы увеличения габаритов приближения строений и расстояний
между осями путей в кривых участках пути. 61
Приложение Ж (справочное) Особенности применения габаритов подвижного состава. 151
Приложение И (обязательное) Метод проверки соответствия габаритных размеров строительному
очертанию и расчета строительного очертания. 170
ГОСТ 9238-2013
Размеры в миллиметрах
Размеры дробью: в числителе — для железнодорожного подвижного состава, предназначенного для международных сообщений; в знаменателе — только для железных дорог колеи 1520 мм.
Размеры в скобках относятся к железным дорогам колеи 1435 мм. для обрессоренных частей кузова;
____для частей, укрепленных на обрессоренной раме тележки;
-X-для необрессоренных частей.
Рисунок 15 — Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, не проходящего сортировочные горки,
оборудованные вагонными замедлителями
Примечани е — Указанные обозначения линий использованы также на рисунках 16—21. Точка 11 в нижнем очертании габарита 02-ВМ на рисунках 15—19 стыкуется с верхним очертанием, приведенном на рисунке 12, в точке 8.
Размеры в миллиметрах
Уровень верха головок рельсов
Размеры в скобках относятся к железным дорогам колеи 1435 мм.
Рисунок 16 — Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, проходящего по сортировочным горкам оборудованным вагонными замедлителями при нерабочем (отторможенном) их положении (включая пути сортировочных горок железных дорог государств-участников СНГ)
03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
Поправка к ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
Напечатано Должно быть
Предисловие. Пункт 3. Таблица согласования
— Узбекистан | UZ | Узстандарт
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ГАБАРИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ
Construction and rolling stock clearance diagrams
Дата введения — 2014—07—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает исходные очертания габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений железнодорожных путей общего и необщего пользования (ширина колеи 1520 и 1435 мм), а также методы расчета по определению допустимых строительных размеров для габаритов железнодорожного подвижного состава.
Габариты, указанные в настоящем стандарте, предназначены для железнодорожного подвижного состава, скорость движения которого не должна превышать 250 км/ч, и инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающей эксплуатацию данного подвижного состава.
Настоящий стандарт применяют при:
— проектировании, изготовлении, модернизации, ремонте и эксплуатации железнодорожного подвижного состава всех видов, предназначенного к обращению по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм;
— проектировании и строительстве новых железных дорог, железнодорожных подъездных путей, сооружений и устройств на них;
— реконструкции железных дорог (в том числе постройке дополнительных главных путей и электрификации), железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования, сооружений и устройств на них;
— эксплуатации путей, сооружений и устройств железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, построенных (или реконструированных) с соблюдением требований настоящего стандарта.
Правила эксплуатации железных дорог, сооружений и устройств на них, построенных до введения в действие настоящего стандарта, применения при этом отдельных норм габаритов приближения строений, а также порядок приведения этих сооружений и устройств к требованиям настоящего стандарта устанавливаются владельцами железных дорог и железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования.
Для подъездных путей промышленных и транспортных предприятий, где по условиям технологического процесса не могут быть выполнены требования настоящего стандарта и обращение по которым подвижного состава общей сети железных дорог не предусматривается или предусматривается обращение только отдельных его типов, разрешается устанавливать специальные габариты приближения строений и подвижного состава по стандартам предприятий, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке.
Владельцы железных дорог и железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования, на которых имеются негабаритные места, обязаны установить условия пропуска по ним подвижного состава, построенного в соответствии с настоящим стандартом, обеспечивающие безопасность движения и персонала.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 габарит железнодорожного подвижного состава (габарит подвижного состава): Поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.
Примечание — Габарит железнодорожного подвижного состава является исходным очертанием, по которому рассчитываются допускаемые строительные размеры железнодорожного подвижного состава (производится вписывание в габарит). В зависимости от метода указанного расчета габариты подвижного состава подразделяются на статические и кинематические.
2.2 габарит приближения строений: Предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутри габаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.
2.3 контрольное очертание приближения строений: Внутреннее очертание эксплуатируемых сооружений и устройств, не соответствующих габаритам приближения строений, установленных настоящим стандартом, минимально необходимое для безопасного пропуска подвижного состава конкретного габарита или негабаритного груза.
2.4 внутреннее очертание сооружений и устройств: Свободное пространство, ограниченное относительно оси железнодорожного пути на уровне головок рельсов конструктивными элементами сооружения или устройства с одной или нескольких сторон — справа, слева и/или сверху над уровнем головок рельсов (опоры, мачты, столбы, мосты, тоннели и др.).
2.5 строительное очертание железнодорожного подвижного состава: Поперечное перпендикулярное оси пути очертание, получаемое уменьшением габарита железнодорожного подвижного состава по установленному для данного габарита методу, и которым определяются допускаемые строительные размеры, соответствие которым должно проверяться при испытаниях габаритов железнодорожного подвижного состава.
Примечание — Методы расчетов указанного уменьшения приведены в разделе 6 настоящего стандарта. Примеры расчетов строительного очертания издаются отдельно в стандарте организации.
2.6 проектное очертание железнодорожного подвижного состава: Поперечное, перпендикулярное оси пути, очертание, имеющее размеры, уменьшенные по сравнению с размерами строительного очертания на величину допусков, внутри которого должны находиться все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкций проектируемого и модернизируемого железнодорожного подвижного состава, имеющие номинальные размеры.
2.7 база железнодорожного подвижного состава /, м: Расстояние между направляющими сечениями железнодорожного подвижного состава.
2.8 ограничения размеров железнодорожного подвижного состава: Поперечные и вертикальные смещения железнодорожного подвижного состава, которые в соответствии с применяемой на сети железных дорог системой габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений должны быть учтены в пространстве между габаритом железнодорожного подвижного состава и строительным очертанием вписываемой в него единицы железнодорожного подвижного состава.
1 На величину этих смещений (ограничений) подлежит уменьшение исходных очертаний габаритов железнодорожного подвижного состава.
2 В качестве горизонтальных ограничений £,• следует принимать величину возможных поперечных смещений данной части железнодорожного подвижного состава из центрального ее положения относительно оси пути вследствие наибольших допускаемых разбегов (зазоров) и износов деталей ходовых частей и геометрических вы-
ГОСТ 9238-2013
носов в расчетной кривой, не компенсированных соответствующим уширением габарита приближения строений и расстояния между осями путей.
3 Величина горизонтальных ограничений зависит также от места расположения данных частей железнодорожного подвижного состава относительно его направляющих сечений, которые подразделяют на три вида:
— ограничение для частей железнодорожного подвижного состава Eg, расположенных в направляющем сечении;
— внутреннее ограничение для частей железнодорожного подвижного состава Ев, расположенных в пределах базы железнодорожного подвижного состава. Расстояния до внутренних сечений обозначают пВ(-;
— наружное ограничение для частей железнодорожного подвижного состава Ен, расположенных за пределами направляющих сечений на расстоянии пн/.
2.9 вертикальное ограничение мм: Возможное в эксплуатации статическое параллельное понижение рассматриваемой части железнодорожного подвижного состава вследствие максимально нормируемого износа ходовых частей, а для обрессоренных частей — и вследствие равномерной осадки рессор и их прогиба от расчетной нагрузки.
2.10 направляющее сечение железнодорожного подвижного состава: Поперечное сечение, в котором при нахождении железнодорожного подвижного состава в кривой геометрический вынос равен нулю.
Примечание — Направляющими сечениями железнодорожного подвижного состава являются: у двухосного железнодорожного подвижного состава — сечения по оси колесных пар, у четырех-, шести- и восьмиосного — сечения по оси пятников кузова, у многоосных транспортеров — сечения по оси шкворней главных (несущих) балок. У четырехосных бесшкворневых вагонов направляющее сечение проходит через сечение, где геометрический вынос равен нулю.
2.11 геометрический вынос железнодорожного подвижного состава: Отклонение относительно оси пути в кривой частей подвижного состава, определяемое расположением его продольной оси по хорде, проходящей через направляющие сечения.
Примечание — Геометрический вынос, измеренный в пределах хорды между направляющими сечениями, называется внутренним, а за ее пределами — наружным.
2.12 расчетный вагон: Условный вагон, имеющий расстояние между направляющими сечениями 17 м и длину кузова 24 м.
Примечание — Расстояние 17 м и длина 24 м позволяют определить геометрические выносы для учета их в уширениях габарита приближения строений и в ограничениях ширины подвижного состава.
2.13 критические точки: Наиболее удаленные от оси пути и от уровня головок рельсов точки выступающих узлов и деталей железнодорожного подвижного состава.
Примечание — При этом в нижней области подлежат учету части наиболее приближенные к головкам рельсов. Критические точки характеризуют области наиболее полного использования габарита железнодорожного подвижного состава и исследование совокупности этих точек обеспечивает проверку соответствия габариту железнодорожного подвижного состава в целом. Критические точки характеризуются положением не только относительно рельсов, но и относительно направляющего сечения опытного объекта.
2.14 межгабаритное пространство: Пространство, предназначенное для реализации группы статических и динамических смещений, определяемой характеристикой смежных очертаний.
1 Пространство между габаритом приближения строений и габаритом железнодорожного подвижного состава (а для двухпутных линий также между габаритами смежных железнодорожных подвижных составов) установлено для перемещений железнодорожного подвижного состава и погруженных на нем грузов, которые вызваны возможными отклонениями в состоянии отдельных элементов железнодорожного пути, допускаемыми нормами их содержания, а также вертикальными колебаниями и боковыми наклонениями железнодорожного подвижного состава на рессорах. Это пространство в необходимых случаях устанавливают с учетом обеспечения безопасности нахождения в нем обслуживающего персонала.
2 Пространство между габаритом железнодорожного подвижного состава и его строительным очертанием установлено для:
— горизонтальных перемещений железнодорожного подвижного состава, возникающих вследствие конструктивных зазоров в элементах ходовых частей при допускаемых в эксплуатации максимальных износах с учетом извилистого движения в колее;
— вертикальных перемещений, возникающих вследствие максимально нормируемых износов ходовых частей и статического прогиба рессор под действием расчетной нагрузки.
3 Пространство между строительным и проектным очертаниями железнодорожного подвижного состава установлено для компенсации плюсовых допусков при изготовлении и ремонте железнодорожного подвижного состава.
2.15 статический габарит железнодорожного подвижного состава: Габарит, для которого устанавливают метод расчета строительных размеров проектируемого железнодорожного подвижного состава с учетом возможных поперечных горизонтальных смещений данной части железнодорожного подвижного состава относительно оси пути вследствие наибольших допускаемых разбегов (зазоров) и износов деталей ходовых частей.
2.16 кинематический габарит железнодорожного подвижного состава: Габарит, для которого устанавливают метод расчета строительных размеров проектируемого железнодорожного подвижного состава с учетом всех возможных поперечных горизонтальных смещений данной части железнодорожного подвижного состава, установленных для статического габарита и, кроме того, возникающих вследствие наклона кузова на рессорах под воздействием центробежной силы и горизонтальной составляющей силы тяжести в кривых с возвышением наружного рельса.
2.17 международное сообщение: Перевозки пассажиров и грузов с участием железных дорог двух или более государств.
2.18 перспективный подвижной состав увеличенного габарита: Пассажирский и грузовой подвижной состав, который будет создаваться в габаритах Гпр, Гц и Т.
2.19 технологическая негабаритность: Несоответствие установленным нормам габаритов объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, предназначенных для взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (устройства по техническому обслуживанию, экипировке и ремонту железнодорожного подвижного состава, сливно-наливные и другие технологические устройства) в рабочем положении, и соответствующие нормам габаритов в нерабочем положении.
3 Обозначения габаритов
3.1 Обозначения габаритов подвижного состава и сфера их применения
Для габаритов подвижного состава установлены следующие обозначения:
Т — статический габарит для подвижного состава, допускаемого в обращение по железнодорожным путям общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм на электрифицированных железных дорогах и других участках, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габаритов приближения строений С и Сп;
Гц — статический габарит для цистерн, вагонов-самосвалов и другого подвижного состава, допускаемого к обращению по железнодорожным путям общего и необщего пользования, сооружения и устройства на которых приведены к требованиям контрольного очертания, указанного в приложении Г;
Тпр — статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого к обращению на главных путях перегонов и станций, а также по другим железнодорожным путям, сооружения устройства и междупутья которых приведены в соответствие с требованиями контрольного очертания, указанного на рисунке Г.1 (приложение Г) настоящего стандарта, или имеют технологическую негабаритность;
1-Т — статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращение по всем железнодорожным путям общего и необщего пользования, внешним и внутренним путям промышленных и транспортных предприятий железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ), а также Грузии и Латвии, Литвы, Эстонии;
ГЦ (GC) — кинематический габарит для железнодорожного подвижного состава, установленный в качестве исходного для достижения совместимости габаритов в рамках трансъевропейской высокоскоростной железнодорожной системы.
Примечание — Габарит ГЦ (GC) применяют в международном сообщении на маршрутах согласно приложению А (см. А.2).
ГЦги (GCm) — кинематический габарит для железнодорожного подвижного состава для высокоскоростного движения на железных дорогах колеи 1520 мм, гармонизированный с габаритом ГС (GC) трансъевропейской высокоскоростной железнодорожной системы;
1- ВМ — статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращение как по железнодорожным путям шириной колеи 1520 (1524) мм, так и шириной колеи 1435 мм, используемых для международных сообщений в соответствии с приложением А (см. А.1);
0- ВМ — статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращение как по железным дорогам колеи 1520 (1524) мм, так и по линиям железных дорог — членов Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и Международного Союза железных дорог (МСЖД) колеи 1435 мм, с ограничениями только на отдельных участках согласно приложению А (см. А.1);
02- ВМ — статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращение как по всей сети железных дорог колеи 1520 (1524) мм, так и по железным дорогам — членам ОСЖД колеи 1435 мм, за исключением отдельных участков согласно приложению А (см. А.З);
03- BMsl — статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого к обращению как по всей сети железных дорог колеи 1520 (1524) мм, так и по всем железным дорогам колеи 1435 мм европейских и азиатских стран;
03-ВМк — кинематический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого к обращению по всей сети железных дорог колеи 1520 (1524) мм и по железным дорогам колеи 1435 мм европейских и азиатских стран.
3.2 Обозначения габаритов приближения строений
Габариты приближения строений имеют следующие обозначения:
С — для сооружений и устройств, размещаемых вблизи железнодорожных путей общего пользования со скоростями движения до 200 км/ч включ. и внешних подъездных путей общего и необщего пользования от станции примыкания до территорий предприятий.
Сп — для сооружений и устройств, размещаемых вблизи железнодорожных путей необщего пользования, расположенных на территории и между территориями заводов, фабрик, мастерских, депо, речных и морских портов, шахт, грузовых дворов, баз, складов, карьеров, лесных и торфяных разработок, электростанций и других промышленных и транспортных предприятий, а также для промышленных железнодорожных станций, погрузо-выгрузочных и прочих специальных путей на железнодорожных станциях общего пользования.
С250 — габарит приближения строений на перегонах и железнодорожных станциях при скорости движения от 200 до 250 км/ч включ.
1- СМ— габарит приближения строений железных дорог колеи 1435 мм. Допускается применение этого габарита и на участках железных дорог колеи 1520 мм пограничных пунктов, на которых применение габарита приближения строений С экономически затруднено, а габарит 1-СМ обеспечивает безопасный пропуск эксплуатируемого на этом участке подвижного состава.
Описание данного габарита указано в приложении Б.
4 Габариты подвижного состава
4.1 Общие требования
Каждый габарит подвижного состава состоит из двух частей: верхней и нижней. Поперечные размеры каждой из этих частей определены размерами внутренних очертаний соответствующих сооружений на рассматриваемой высоте, а также расстоянием между осями путей на перегонах.
Размеры нижнего очертания зависят от габаритов пассажирских платформ, маневровых устройств, а также от условий безопасного прохода через сортировочные горки.
4.2 Верхнее и нижнее очертания габаритов железнодорожного подвижного состава,
эксплуатируемого в пределах железных дорог колеи 1520 мм
4.2.1 Верхние очертания габаритов подвижного состава 7, Тц, 7пр и 1-Т следует принимать в соответствии с рисунками 1—4.
ГОСТ 9238-2013
Размеры в миллиметрах
• ••••••• только для сигнальных устройств и зеркал заднего вида;
-•- для выступающих частей: поручней, подлокотников, козырьков для стока воды, параванов и др. В открытом положении параваны должны вписываться в очертание для сигнальных устройств;
габарит приближения строений
габарит приближения строений : Предельное поперечное очертание (перпендикулярное оси пути), внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны входить никакие части сооружений и устройств (за исключением устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом).
3.26 габарит приближения строений: Предельное поперечное геометрическое очертание свободного пространства в плоскости, перпендикулярной к продольной оси проезжей части, внутри которого не могут быть расположены какие-либо части сооружения или устройства.
габарит приближения строений — предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава;
3.1.19. Габарит приближения строений: Предназначенное для пропуска подвижного состава предельное поперечное перпендикулярное пути очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не могут заходить никакие части строений, сооружений и устройств.
3.2. Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
ВЛ — воздушная линия электропередачи
ВОЛС-ВЛ — волоконно-оптическая линия связи на воздушных линиях электропередачи
ИП — искровой промежуток
ЛПВ — линия проводного вещания
ЛС — линия связи
ОК — оптический кабель
ОКГТ — оптический кабель, встроенный в грозозащитный трос.
ОКСН — оптический кабель самонесущий неметаллический.
ОПН — ограничитель перенапряжения
УРОВ — устройство резервирования отказа выключателя
А’ — площадь проекции, м 2 , ограниченная контуром обледенелой конструкции, ее части или элемента с наветренной стороны на плоскость перпендикулярно направлению ветра, вычисленная по наружному габариту
aw — коэффициент, учитывающий неравномерность ветрового давления по пролету ВЛ
by — условная толщина стенки гололеда, принимается по картам регионального районирования ветровой нагрузки при гололеде или на основании обработки данных наблюдений, мм
b0 — нормативная толщина стенки гололеда цилиндрической формы плотностью 0,9 г/см 2 на проводе диаметром 10 мм, расположенном на высоте 10 м над поверхностью земли, мм
cv — коэффициент вариации, определяемый как отношение среднеквадратического отклонения к среднему значению ряда.
Cх — аэродинамический коэффициент, определяемый в зависимости от вида конструкции
f — стрела провеса провода или троса в середине пролета при высшей температуре или гололеде без ветра, м
Fп — площадь продольного диаметрального сечения провода (троса), м 2
Fи — площадь диаметрального сечения цепи гирлянды изоляторов, м 2
Gг — расчетная нагрузка от веса гирлянды изоляторов, Н;
Gnp — расчетная нагрузка от веса провода, воспринимаемая гирляндой изоляторов, Н
hпр — высота расположения приведенного центра тяжести проводов или тросов, м
Kg — коэффициент инерционности системы «гирлянда — провод в пролете» при отклонениях под давлением ветра
Kiи Kd — коэффициенты, учитывающие изменение толщины стенки гололеда
K — коэффициент перехода от нормативного значения толщины стенки гололеда и ветровых нагрузок при гололеде к расчетным значениям
Kv — коэффициент перехода от нормативного ветрового давления к расчетному ветровому давлению учитывающий изменение ветрового давления в зависимости от уровня надежности ВЛ
K1 — коэффициент, учитывающий влияние длины пролета на ветровую нагрузку
Kw — коэффициент, учитывающий изменение ветрового давления по высоте в зависимости от типа местности
P — расчетная ветровая нагрузка на провода фазы, направленная поперек оси ВЛ (или по биссектрисе угла поворота ВЛ), Н
Pwo — расчетная ветровая нагрузка на провода и тросы, воспринимаемая опорами, Н
Pwп — расчетная ветровая нагрузка на провода (тросы), Н
Pwи — расчетная ветровая нагрузка на гирлянды изоляторов, Н
Pго — расчетная линейная гололедная нагрузка на 1 м провода (троса), воспринимаемая опорами, Н/м
Pwго — расчетная ветровая нагрузка на провода и тросы при гололеде, воспринимаемая опорами, Н
Pwгп — расчетная ветровая нагрузка на провода и тросы при гололеде, Н
Pwг — нормативная ветровая нагрузка при гололеде, Н
Pо — горизонтальная составляющая от тяжения проводов на поддерживающую гирлянду промежуточно-угловой опоры, Н
Qw — расчетная ветровая нагрузка на конструкцию опоры, Н
Qwс — расчетная средняя составляющая ветровой нагрузки на опору, по первой группе предельных состояний, Н
Qг — расчетная гололедная нагрузка на конструкции опор, Н
Qwг — расчетная ветровая нагрузка при гололеде на конструкцию опоры, Н
Qwгп — расчетная пульсационная составляющая ветровой нагрузки при гололеде на конструкции опор, Н
Qwгс — расчетная средняя составляющая ветровой нагрузки при гололеде на конструкции опор, Н
Qгс — расчетная средняя составляющая ветровой нагрузки при гололеде на конструкции опор, Н
Qгп — расчетные пульсационные составляющие ветровой нагрузки при гололеде, Н
Qwп — расчетные пульсационные составляющие ветровой нагрузки, Н
Vг — нормативная скорость ветра при гололеде с вероятностью непревышения 0,96, м/с,
W0 — нормативное ветровое давление с вероятностью непревышения 0,96, Па
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .
Полезное
Смотреть что такое «габарит приближения строений» в других словарях:
Габарит приближения строений — Габарит приближения строений предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны входить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые… … Википедия
габарит приближения строений — Габарит в плоскости, перпендикулярной к продольной оси дороги, внутрь которого не должны выступать части и детали придорожных сооружений [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты,… … Справочник технического переводчика
Габарит приближения строений ж/д пути — габарит приближения строений предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и… … Официальная терминология
ГАБАРИТ ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ — габарит в плоскости, перпендикулярной к продольной оси дороги, внутрь которого не должны выступать части и детали придорожных сооружений (Болгарский язык; Български) строителен габарит (Чешский язык; Čeština) průjezdný profil komunikace (Немецкий … Строительный словарь
Габарит приближения — 88. Габарит приближения Пространство, определяемое условиями безопасности при работе крана вблизи сооружений, из пределов которого может выходить лишь грузозахватный орган при выполнении рабочих операций Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
габарит — 3.4 габарит: Геометрическая характеристика двигателя, определяющая его размер в поперечном направлении и численно равная высоте оси вращения. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Габарит подвижного состава — Размер тоннелей определяет максимальный размер вагонов … Википедия
Габарит — (фр. gabarit) предельное очертание предмета или просвета между частями сооружений. Для подвижных машин или подвижных частей неподвижных машин определяет пространство, в котором они перемещаются. В это пространство не должны заходить… … Википедия
Габарит погрузки — Габаритные ворота для проверки габаритности грузов (лес на платформах) Габарит погрузки предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором полностью помещается, с учётом упаковки и крепления, груз на открытом … Википедия
ГАБАРИТ — предельное очертание какого либо сооружения, машины или станка, вне которого возможны возведение других сооружений, установка машин, а также безопасное передвижение около этих сооружений, устройств и пр. Для безопасного движения по жел. дор. пути … Технический железнодорожный словарь
Что является габаритом приближения строений
Настоящий стандарт устанавливает исходные очертания габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений железнодорожных путей общего и не общего пользования (ширина колеи 1520 и 1435 мм), а также методы расчета по определению допустимых строительных размеров для габаритов железнодорожного подвижного состава.
Заменяет ГОСТ 9238-83: Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм (ИУС № 07-2014).
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ГАБАРИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ
ГОСТ 9238-2013
Construction and rolling stock clearance diagrams
МКС 03.220.30 Дата введения 2014-07-01Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».
Сведения о стандарте
1. РАЗРАБОТАН
Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)
2. ВНЕСЕН
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3. ПРИНЯТ
Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44-2013 )
За принятие проголосовали:Краткое наименование страны по МК
(ИСО 3166) 004-97Код страны по МК
(ИСО 3166) 004-97Сокращенное наименование
национального органа по стандартизацииАрмения AM Минэкономики Республики Армения Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь Молдова MD Молдова-Стандарт Россия RU Росстандарт Украина UA Минэкономразвития Украины 4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1608-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 9238-2013 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 июля 2014 г.
5. Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» и «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»
6. ВЗАМЕН ГОСТ 9238-83
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты.» В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает исходные очертания габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений железнодорожных путей общего и необщего пользования (ширина колеи 1520 и 1435 мм), а также методы расчета по определению допустимых строительных размеров для габаритов железнодорожного подвижного состава.
Габариты, указанные в настоящем стандарте, предназначены для железнодорожного подвижного состава, скорость движения которого не должна превышать 250 км/ч, и инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающей эксплуатацию данного подвижного состава.
Настоящий стандарт применяют при:
— проектировании, изготовлении, модернизации, ремонте и эксплуатации железнодорожного подвижного состава всех видов, предназначенного к обращению по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм;
— проектировании и строительстве новых железных дорог, железнодорожных подъездных путей, сооружений и устройств на них;
— реконструкции железных дорог (в том числе постройке дополнительных главных путей и электрификации), железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования, сооружений и устройств на них;
— эксплуатации путей, сооружений и устройств железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, построенных (или реконструированных) с соблюдением требований настоящего стандарта.Правила эксплуатации железных дорог, сооружений и устройств на них, построенных до введения в действие настоящего стандарта, применения при этом отдельных норм габаритов приближения строений, а также порядок приведения этих сооружений и устройств к требованиям настоящего стандарта устанавливаются владельцами железных дорог и железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования.
Для подъездных путей промышленных и транспортных предприятий, где по условиям технологического процесса не могут быть выполнены требования настоящего стандарта и обращение по которым подвижного состава общей сети железных дорог не предусматривается или предусматривается обращение только отдельных его типов, разрешается устанавливать специальные габариты приближения строений и подвижного состава по стандартам предприятий, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке.
Владельцы железных дорог и железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования, на которых имеются негабаритные места, обязаны установить условия пропуска по ним подвижного состава, построенного в соответствии с настоящим стандартом, обеспечивающие безопасность движения и персонала.
2. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. габарит железнодорожного подвижного состава (габарит подвижного состава) : Поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.
П р и м е ч а н и е — Габарит железнодорожного подвижного состава является исходным очертанием, по которому рассчитываются допускаемые строительные размеры железнодорожного подвижного состава (производится вписывание в габарит). В зависимости от метода указанного расчета габариты подвижного состава подразделяются на статические и кинематические.2.2. габарит приближения строений : Предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.
2.3. контрольное очертание приближения строений : Внутреннее очертание эксплуатируемых сооружений и устройств, не соответствующих габаритам приближения строений, установленных настоящим стандартом, минимально необходимое для безопасного пропуска подвижного состава конкретного габарита или негабаритного груза.
2.4. внутреннее очертание сооружений и устройств : Свободное пространство, ограниченное относительно оси железнодорожного пути на уровне головок рельсов конструктивными элементами сооружения или устройства с одной или нескольких сторон — справа, слева и/или сверху над уровнем головок рельсов (опоры, мачты, столбы, мосты, тоннели и др.).
2.5. строительное очертание железнодорожного подвижного состава : Поперечное перпендикулярное оси пути очертание, получаемое уменьшением габарита железнодорожного подвижного состава по установленному для данного габарита методу, и которым определяются допускаемые строительные размеры, соответствие которым должно проверяться при испытаниях габаритов железнодорожного подвижного состава.
П р и м е ч а н и е — Методы расчетов указанного уменьшения приведены в разделе 6 настоящего стандарта. Примеры расчетов строительного очертания издаются отдельно в стандарте организации.2.6. проектное очертание железнодорожного подвижного состава : Поперечное, перпендикулярное оси пути, очертание, имеющее размеры, уменьшенные по сравнению с размерами строительного очертания на величину допусков, внутри которого должны находиться все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкций проектируемого и модернизируемого железнодорожного подвижного состава, имеющие номинальные размеры.
2.7. база железнодорожного подвижного состава l , м : Расстояние между направляющими сечениями железнодорожного подвижного состава.
2.8. ограничения размеров железнодорожного подвижного состава : Поперечные и вертикальные смещения железнодорожного подвижного состава, которые в соответствии с применяемой на сети железных дорог системой габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений должны быть учтены в пространстве между габаритом железнодорожного подвижного состава и строительным очертанием вписываемой в него единицы железнодорожного подвижного состава.
Примечания
1. На величину этих смещений (ограничений) подлежит уменьшение исходных очертаний габаритов железнодорожного подвижного состава.
2. В качестве горизонтальных ограничений следует принимать величину возможных поперечных смещений данной части железнодорожного подвижного состава из центрального ее положения относительно оси пути вследствие наибольших допускаемых разбегов (зазоров) и износов деталей ходовых частей и геометрических выносов в расчетной кривой, не компенсированных соответствующим уширением габарита приближения строений и расстояния между осями путей.
3. Величина горизонтальных ограничений зависит также от места расположения данных частей железнодорожного подвижного состава относительно его направляющих сечений, которые подразделяют на три вида:
— ограничение для частей железнодорожного подвижного состава , расположенных в направляющем сечении;
— внутреннее ограничение для частей железнодорожного подвижного состава , расположенных в пределах базы железнодорожного подвижного состава. Расстояния до внутренних сечений обозначают ;
— наружное ограничение для частей железнодорожного подвижного состава , расположенных за пределами направляющих сечений на расстоянии.2.9. вертикальное ограничение h j , мм : Возможное в эксплуатации статическое параллельное понижение рассматриваемой части железнодорожного подвижного состава вследствие максимально нормируемого износа ходовых частей, а для обрессоренных частей — и вследствие равномерной осадки рессор и их прогиба от расчетной нагрузки.
2.10. направляющее сечение железнодорожного подвижного состава : Поперечное сечение, в котором при нахождении железнодорожного подвижного состава в кривой геометрический вынос равен нулю.
П р и м е ч а н и е — Направляющими сечениями железнодорожного подвижного состава являются: у двухосного железнодорожного подвижного состава — сечения по оси колесных пар, у четырех-, шести- и восьмиосного — сечения по оси пятников кузова, у многоосных транспортеров — сечения по оси шкворней главных (несущих) балок. У четырехосных бесшкворневых вагонов направляющее сечение проходит через сечение, где геометрический вынос равен нулю.2.11. геометрический вынос железнодорожного подвижного состава : Отклонение относительно оси пути в кривой частей подвижного состава, определяемое расположением его продольной оси по хорде, проходящей через направляющие сечения.
П р и м е ч а н и е — Геометрический вынос, измеренный в пределах хорды между направляющими сечениями, называется внутренним, а за ее пределами — наружным.2.12. расчетный вагон : Условный вагон, имеющий расстояние между направляющими сечениями 17 м и длину кузова 24 м. Примечание — Расстояние 17 м и длина 24 м позволяют определить геометрические выносы для учета их в уширениях габарита приближения строений и в ограничениях ширины подвижного состава.
2.13. критические точки : Наиболее удаленные от оси пути и от уровня головок рельсов точки выступающих узлов и деталей железнодорожного подвижного состава.
П р и м е ч а н и е — При этом в нижней области подлежат учету части наиболее приближенные к головкам рельсов. Критические точки характеризуют области наиболее полного использования габарита железнодорожного подвижного состава и исследование совокупности этих точек обеспечивает проверку соответствия габариту железнодорожного подвижного состава в целом. Критические точки характеризуются положением не только относительно рельсов, но и относительно направляющего сечения опытного объекта.2.14. межгабаритное пространство : Пространство, предназначенное для реализации группы статических и динамических смещений, определяемой характеристикой смежных очертаний.
Примечания
1. Пространство между габаритом приближения строений и габаритом железнодорожного подвижного состава (а для двухпутных линий также между габаритами смежных железнодорожных подвижных составов) установлено для перемещений железнодорожного подвижного состава и погруженных на нем грузов, которые вызваны возможными отклонениями в состоянии отдельных элементов железнодорожного пути, допускаемыми нормами их содержания, а также вертикальными колебаниями и боковыми наклонениями железнодорожного подвижного состава на рессорах. Это пространство в необходимых случаях устанавливают с учетом обеспечения безопасности нахождения в нем обслуживающего персонала.
2. Пространство между габаритом железнодорожного подвижного состава и его строительным очертанием установлено для:
— горизонтальных перемещений железнодорожного подвижного состава, возникающих вследствие конструктивных зазоров в элементах ходовых частей при допускаемых в эксплуатации максимальных износах с учетом извилистого движения в колее;
— вертикальных перемещений, возникающих вследствие максимально нормируемых износов ходовых частей и статического прогиба рессор под действием расчетной нагрузки.
3. Пространство между строительным и проектным очертаниями железнодорожного подвижного состава установлено для компенсации плюсовых допусков при изготовлении и ремонте железнодорожного подвижного состава.2.15. статический габарит железнодорожного подвижного составаставава : Габарит, для которого устанавливают метод расчета строительных размеров проектируемого железнодорожного подвижного состава с учетом возможных поперечных горизонтальных смещений данной части железнодорожного подвижного состава относительно оси пути вследствие наибольших допускаемых разбегов (зазоров) и износов деталей ходовых частей.
2.16. кинематический габарит железнодорожного подвижного состава: Габарит, для которого устанавливают метод расчета строительных размеров проектируемого железнодорожного подвижного состава с учетом всех возможных поперечных горизонтальных смещений данной части железнодорожного подвижного состава, установленных для статического габарита и, кроме того, возникающих вследствие наклона кузова на рессорах под воздействием центробежной силы и горизонтальной составляющей силы тяжести в кривых с возвышением наружного рельса.
2.17. международное сообщение :
2.18. перспективный подвижной состав увеличенного габарита :
2.19. технологическая негабаритность :
Несоответствие установленным нормам габаритов объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, предназначенных для взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (устройства по техническому обслуживанию, экипировке и ремонту железнодорожного подвижного состава, сливно-наливные и другие технологические устройства) в рабочем положении, и соответствующие нормам габаритов в нерабочем положении.
3. Обозначения габаритов
3.1. Обозначения габаритов подвижного состава
и сфера их примененияДля габаритов подвижного состава установлены следующие обозначения:
- Раздел 3. Нормативные документы по градостроительству, зданиям и сооружениям
- Раздел Документы Системы нормативных документов в строительстве
- Раздел Нормативные документы
- Раздел 03.220 Транспорт
- Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
- Раздел 03.220 Транспорт
- Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ