Что является габаритом приближения строений
Перейти к содержимому

Что является габаритом приближения строений

  • автор:

ГОСТ 9238-2013
Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает исходные очертания габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений железнодорожных путей общего и не общего пользования (ширина колеи 1520 и 1435 мм), а также методы расчета по определению допустимых строительных размеров для габаритов железнодорожного подвижного состава.

Габариты, указанные в стандарте, предназначены для железнодорожного подвижного состава, скорость движения которого не должна превышать 250 км/ч, и инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающей эксплуатацию данного подвижного состава.

Стандарт применяют при:

— проектировании, изготовлении, модернизации, ремонте и эксплуатации железнодорожного подвижного состава всех видов, предназначенного к обращению по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм;

— проектировании и строительстве новых железных дорог, железнодорожных подъездных путей, сооружений и устройств на них;

— реконструкции железных дорог (в том числе постройке дополнительных главных путей и электрификации), железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования, сооружений и устройств на них;

— эксплуатации путей, сооружений и устройств железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, построенных (или реконструированных) с соблюдением требований стандарта.

Правила эксплуатации железных дорог, сооружений и устройств на них, построенных до введения в действие стандарта, применения при этом отдельных норм габаритов приближения строений, а также порядок приведения этих сооружений и устройств к требованиям стандарта устанавливаются владельцами железных дорог и железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования.

Для подъездных путей промышленных и транспортных предприятий, где по условиям технологического процесса не могут быть выполнены требования стандарта и обращение по которым подвижного состава общей сети железных дорог не предусматривается или предусматривается обращение только отдельных его типов, разрешается устанавливать специальные габариты приближения строений и подвижного состава по стандартам предприятий, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке.

Владельцы железных дорог и железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования, на которых имеются негабаритные места, обязаны установить условия пропуска по ним подвижного состава, построенного в соответствии с стандартом, обеспечивающие безопасность движения и персонала.

  • Заменяет ГОСТ 9238-83 «Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм» ИУС 7-2014

Идет публичное обсуждение. Проект изменения .

Оглавление

1 Область применения

2 Термины и определения

3 Обозначения габаритов

3.1 Обозначения габаритов подвижного состава и сфера их применения

3.2 Обозначения габаритов приближения строений

4 Габариты подвижного состава

4.1 Общие требования

4.2 Верхнее и нижнее очертания габаритов железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого в пределах железных дорог колеи 1520 мм

4.3 Верхние и нижние очертания габаритов подвижного состава, допускаемого к обращению по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм и колеи 1435 мм европейских и азиатских стран

4.4 Расчет допустимых строительных размеров железнодорожного подвижного состава

5 Габариты приближения строений

5.1 Верхние очертания габаритов приближения строений

5.2 Нижние очертания габаритов приближения строений

5.3 Расстояния между осями путей

5.4 Размеры габаритов приближения строений в кривых

5.5 Зона безопасности пассажиров и обслуживающего персонала

5.6 Контроль габаритов, учет и устранение негабаритных мест

6 Методы расчетов строительных очертаний при вписывании проектируемого железнодорожного подвижного состава в заданные габариты

6.1 Метод расчета горизонтальных ограничений для статических габаритов (Т, Тц, Тпр, 1-Т, 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-BМst)

6.2 Метод расчета горизонтальных ограничений для кинематических габаритов 03-ВМk, ГЦ (GC) и ГЦru (GCru)

6.3 Кинематический метод расчета ограничений для пассажирского и грузового железнодорожного подвижного состава, адаптированный для статических габаритов

6.4 Метод расчета вертикальных ограничений

6.5 Метод расчета ограничений для высокоскоростного железнодорожного подвижного состава с устройством наклона кузова

6.6 Метод контроля вписывания проектируемого железнодорожного подвижного состава в заданные габариты

Приложение А (обязательное) Направления для обращения в международном сообщении железнодорожного подвижного состава различных габаритов

Приложение Б (обязательное) Габарит приближения строений 1-СМ

Приложение В (обязательное) Минимальные зазоры между очертанием габарита железнодорожного подвижного состава и конкретным сооружением, указанным в 5.1.14

Приложение Г (обязательное) Требования контрольного очертания для пропуска вагонов габарита Тц и Тпр

Приложение Д (обязательное) Расстояния между осями смежных путей на железнодорожных станциях, разъездах и обгонных пунктах

Приложение Е (обязательное) Нормы увеличения габаритов приближения строений и расстояний между осями путей в кривых участках пути

Приложение Ж (справочное) Особенности применения габаритов подвижного состава

Приложение И (обязательное) Метод проверки соответствия габаритных размеров строительному очертанию и расчета строительного очертания

Дата введения 01.07.2014
Добавлен в базу 01.10.2014
Актуализация 01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

  • Раздел Экология
    • Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
      • Раздел 03.220 Транспорт
        • Раздел 03.220.30 Рельсовый транспорт
        • Раздел Электроэнергия
          • Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
            • Раздел 03.220 Транспорт
              • Раздел 03.220.30 Рельсовый транспорт
              • Раздел Строительство
                • Раздел Нормативные документы
                  • Раздел Документы Системы нормативных документов в строительстве
                    • Раздел 3. Нормативные документы по градостроительству, зданиям и сооружениям
                      • Раздел к.32 Сооружения транспорта

                      Организации:

                      14.11.2013 Утвержден Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации 44
                      22.11.2013 Утвержден Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии 1608-ст
                      Разработан ОАО ВНИИЖТ
                      Издан Стандартинформ 2014 г.

                      Construction and rolling stock clearance diagrams

                      • ГОСТ 1.0-92Межгосударственная система стандартизации. Основные положения. Заменен на ГОСТ 1.0-2015.
                      • ГОСТ 1.2-2009Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены. Заменен на ГОСТ 1.2-2015.
                      • Технический регламент таможенного союза 001/2011 для Решение 710
                      • Технический регламент таможенного союза 002/2011 для Решение 710

                      Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

                      МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

                      INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

                      ГАБАРИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ

                      Предисловие

                      Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения,обновления и отмены»

                      Сведения о стандарте

                      1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)

                      2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

                      3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. №44)

                      За принятие проголосовали:

                      Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97

                      Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

                      Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

                      Минэкономики Республики Армения

                      Госстандарт Республики Беларусь

                      4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. №1608-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 9238-2013 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г.

                      5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» и «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»

                      Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

                      В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

                      Размеры в миллиметрах

                      Рисунок 2 — Статический габарит Гц

                      Размеры в миллиметрах

                      для сигнальных устройств и зеркал заднего вида; _____для поручней.

                      Рисунок 3 — Статический габарит 7″пр

                      Примечание — Очертание габарита по линиям 5—6—7 распространяется на подвижной состав, создаваемый после вступления в действие настоящего стандарта. При этом ширина подвижного состава в пределах точек 6—7 должна быть не более 3250 мм.

                      ГОСТ 9238-2013

                      Размеры в миллиметрах

                      • ••••••• только для сигнальных устройств, зеркал заднего вида в любом положении;

                      ___для выступающих частей: поручней, подлокотников, козырьков для стока воды, параванов и др. В открытом положении параваны должны вписываться в очертание для сигнальных устройств;

                      —— очертание применяют по согласованию с владельцем инфраструктуры.

                      Рисунок 4 — Статический габарит 1-Т

                      4.2.2 Нижние очертания габаритов подвижного состава Т, Гц, Гпр и 1-Т, проходящего по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм, указаны на рисунках 5—8.

                      Размеры в миллиметрах

                      для обрессоренных частей кузова;

                      ____для обрессоренной рамы тележки и укрепленных на ней частей;

                      -X- для необрессоренных частей.

                      Рисунок 5 — Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, не проходящего через сортировочные горки,

                      оборудованные вагонными замедлителями

                      Примечание — Указанные обозначения линий использованы также на рисунках 6—8.

                      Высоту точек 10 и 11, приведенных на рисунках 5—8, допускается уменьшить на 60 мм (и принять таким образом на одном уровне сточкой 12) для железнодорожного подвижного состава габарита Т, предназначенного к эксплуатации на линиях, где высота низких платформ и других расположенных в этих местах устройств понижена до 200 мм.

                      Горизонтальное расстояние от оси пути до точек 11—12—13 на рисунках 5—8 допускается принимать равным 1700 мм для железнодорожного подвижного состава габаритов Ти 1-Т, предназначенного к эксплуатации на линиях, сооружения и устройства которых приведены в нижней части в полное соответствие с габаритом приближения строений С для железнодорожных станций.

                      Размеры в миллиметрах

                      Уровень верха головок рельсов 17 *_х_* 1 8

                      Рисунок 6 — Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, проходящего по сортировочным горкам, оборудованным вагонными замедлителями при нерабочем (отторможенном) их положении

                      Примечани е — Возможность применения линий 14—16’—19’—21—22 должна быть определена техническим заданием на проектируемый подвижной состав.

                      Размеры в миллиметрах

                      Рисунок 7 — Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, проходящего по сортировочным горкам, оборудованным вагонными замедлителями при любом их положении

                      Примечание — Возможность применения линий 24—25—26 должна быть определена техническим заданием на проектируемый подвижной состав.

                      Размеры в миллиметрах

                      Рисунок 8 — Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, проходящего по сортировочным горкам, оборудованным вагонными замедлителями при любом их положении, и по пути, оборудованному устройством

                      для надвига вагонов

                      Углубление по линиям 24—25—26, показанное на рисунке 7, и по линиям 22—23—24 при применении рисунка 8, допускается только для тормозных устройств.

                      4.3 Верхние и нижние очертания габаритов подвижного состава, допускаемого к обращению по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм и колеи 1435 мм европейских и азиатских стран

                      4.3.1 Верхние очертания габаритов подвижного состава ГЦ (GC), ЛЦт (GCm), 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ, 03-BMsl и 03-ВМк должны соответствовать указанным на рисунках 9—14. При этом габарит 1-ВМ, приведенный на рисунке 10, допускается увеличивать за счет дополнительной наклонной линии, имеющей расстояние от оси пути: 1700 мм — на высоте 3850 мм (точка 4); 1800 мм — на высоте 1160 мм (точка 9), для вписывания в габарит выступающих частей (поручни, подлокотники, козырьки для стока воды, параваны и др.) для подвижного состава, предназначенного к эксплуатации в пределах только железных дорог колеи 1520 (1524) мм.

                      Размеры в миллиметрах

                      исходное очертание кинематического габарита ГЦ (GC) для высокоскоростной трансъевропейской магистрали железных дорог колеи 1435 мм;

                      кинематический габарит подвижного состава ГЦги (GCru) для высокоскоростных магистралей железных дорог колеи 1520 мм.

                      Рисунок 9 — Габарит подвижного состава ГЦ (GC) и гармонизированный с ним габарит ГЦги (GCru)

                      ГОСТ 9238-2013

                      Размеры в миллиметрах

                      Размеры дробью: в числителе —для железнодорожного подвижного состава, предназначенного для международных сообщений; в знаменателе — только для железных дорог колеи 1520 мм;

                      . только для сигнальных устройств.

                      Рисунок 10 — Статический габарит 1-ВМ

                      ГОСТ 9238-2013

                      Размеры в миллиметрах

                      Размеры дробью: в числителе — для железнодорожного подвижного состава, предназначенного для международных сообщений; в знаменателе — только для железных дорог колеи 1520 мм;

                      • ••#••#• только для сигнальных устройств;

                      -•-уширение габарита, допускаемое только для вагонов, изготовленных до введения настоящего стандарта.

                      Рисунок 11 — Статический габарит 0-ВМ

                      Размеры в миллиметрах

                      только для сигнальных устройств.

                      Рисунок 12 — Статический габарит 02-ВМ

                      Размеры в миллиметрах

                      Рисунок 13 — Статический габарит 03-BMst

                      Размеры в миллиметрах

                      Рисунок 14 — Кинематический габарит 03-ВМк

                      4.3.2 Нижние очертания габаритов подвижного состава 1-ВМ, 0-ВМ и 02-ВМ для подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм, а также железных дорог — членов ОСЖД колеи 1435 мм, который может проходить сортировочные горки, оборудованные вагонными замедлителями на условиях, приведенных в названиях к рисункам 15—19.

                      Содержание

                      1 Область применения. 1

                      2 Термины и определения. 2

                      3 Обозначения габаритов. 4

                      3.1 Обозначения габаритов подвижного состава и сфера их применения. 4

                      3.2 Обозначения габаритов приближения строений. 5

                      4 Габариты подвижного состава. 5

                      4.1 Общие требования. 5

                      4.2 Верхнее и нижнее очертания габаритов железнодорожного подвижного состава,

                      эксплуатируемого в пределах железных дорог колеи 1520 мм. 5

                      4.3 Верхние и нижние очертания габаритов подвижного состава, допускаемого к обращению

                      по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм и колеи 1435 мм европейских и азиатских стран. 12

                      4.4 Расчет допустимых строительных размеров железнодорожного подвижного состава. 22

                      5 Габариты приближения строений. 23

                      5.1 Верхние очертания габаритов приближения строений. 23

                      5.2 Нижние очертания габаритов приближения строений. 30

                      5.3 Расстояния между осями путей. 31

                      5.4 Размеры габаритов приближения строений в кривых. 32

                      5.5 Зона безопасности пассажиров и обслуживающего персонала. 32

                      5.6 Контроль габаритов, учет и устранение негабаритных мест. 32

                      6 Методы расчетов строительных очертаний при вписывании проектируемого железнодорожного

                      подвижного состава в заданные габариты. 34

                      6.1 Метод расчета горизонтальных ограничений для статических габаритов (7, 7Ц, 7пр, 1-Т, 1-ВМ,

                      0-ВМ, 02-ВМ и 03-BMsl). 34

                      6.2 Метод расчета горизонтальных ограничений для кинематических габаритов 03-ВМк, ГЦ (GC)

                      6.3 Кинематический метод расчета ограничений для пассажирского и грузового железнодорожного

                      подвижного состава, адаптированный для статических габаритов. 42

                      6.4 Метод расчета вертикальных ограничений. 43

                      6.5 Метод расчета ограничений для высокоскоростного железнодорожного подвижного состава

                      с устройством наклона кузова. 44

                      6.6 Метод контроля вписывания проектируемого железнодорожного подвижного состава

                      в заданные габариты. 45

                      Приложение А (обязательное) Направления для обращения в международном сообщении

                      железнодорожного подвижного состава различных габаритов. 46

                      Приложение Б (обязательное) Габарит приближения строений 1-СМ. 48

                      Приложение В (обязательное) Минимальные зазоры между очертанием габарита железнодорожного

                      подвижного состава и конкретным сооружением, указанным в 5.1.14. 49

                      Приложение Г (обязательное) Требования контрольного очертания для пропуска вагонов габарита

                      Приложение Д (обязательное) Расстояния между осями смежных путей на железнодорожных

                      станциях, разъездах и обгонных пунктах. 59

                      Приложение Е (обязательное) Нормы увеличения габаритов приближения строений и расстояний

                      между осями путей в кривых участках пути. 61

                      Приложение Ж (справочное) Особенности применения габаритов подвижного состава. 151

                      Приложение И (обязательное) Метод проверки соответствия габаритных размеров строительному

                      очертанию и расчета строительного очертания. 170

                      ГОСТ 9238-2013

                      Размеры в миллиметрах

                      Размеры дробью: в числителе — для железнодорожного подвижного состава, предназначенного для международных сообщений; в знаменателе — только для железных дорог колеи 1520 мм.

                      Размеры в скобках относятся к железным дорогам колеи 1435 мм. для обрессоренных частей кузова;

                      ____для частей, укрепленных на обрессоренной раме тележки;

                      -X-для необрессоренных частей.

                      Рисунок 15 — Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, не проходящего сортировочные горки,

                      оборудованные вагонными замедлителями

                      Примечани е — Указанные обозначения линий использованы также на рисунках 16—21. Точка 11 в нижнем очертании габарита 02-ВМ на рисунках 15—19 стыкуется с верхним очертанием, приведенном на рисунке 12, в точке 8.

                      Размеры в миллиметрах

                      Уровень верха головок рельсов

                      Размеры в скобках относятся к железным дорогам колеи 1435 мм.

                      Рисунок 16 — Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, проходящего по сортировочным горкам оборудованным вагонными замедлителями при нерабочем (отторможенном) их положении (включая пути сортировочных горок железных дорог государств-участников СНГ)

                      03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ

                      Поправка к ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

                      Напечатано Должно быть

                      Предисловие. Пункт 3. Таблица согласования

                      — Узбекистан | UZ | Узстандарт

                      МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

                      ГАБАРИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ

                      Construction and rolling stock clearance diagrams

                      Дата введения — 2014—07—01

                      1 Область применения

                      Настоящий стандарт устанавливает исходные очертания габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений железнодорожных путей общего и необщего пользования (ширина колеи 1520 и 1435 мм), а также методы расчета по определению допустимых строительных размеров для габаритов железнодорожного подвижного состава.

                      Габариты, указанные в настоящем стандарте, предназначены для железнодорожного подвижного состава, скорость движения которого не должна превышать 250 км/ч, и инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающей эксплуатацию данного подвижного состава.

                      Настоящий стандарт применяют при:

                      — проектировании, изготовлении, модернизации, ремонте и эксплуатации железнодорожного подвижного состава всех видов, предназначенного к обращению по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм;

                      — проектировании и строительстве новых железных дорог, железнодорожных подъездных путей, сооружений и устройств на них;

                      — реконструкции железных дорог (в том числе постройке дополнительных главных путей и электрификации), железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования, сооружений и устройств на них;

                      — эксплуатации путей, сооружений и устройств железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, построенных (или реконструированных) с соблюдением требований настоящего стандарта.

                      Правила эксплуатации железных дорог, сооружений и устройств на них, построенных до введения в действие настоящего стандарта, применения при этом отдельных норм габаритов приближения строений, а также порядок приведения этих сооружений и устройств к требованиям настоящего стандарта устанавливаются владельцами железных дорог и железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования.

                      Для подъездных путей промышленных и транспортных предприятий, где по условиям технологического процесса не могут быть выполнены требования настоящего стандарта и обращение по которым подвижного состава общей сети железных дорог не предусматривается или предусматривается обращение только отдельных его типов, разрешается устанавливать специальные габариты приближения строений и подвижного состава по стандартам предприятий, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке.

                      Владельцы железных дорог и железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования, на которых имеются негабаритные места, обязаны установить условия пропуска по ним подвижного состава, построенного в соответствии с настоящим стандартом, обеспечивающие безопасность движения и персонала.

                      2 Термины и определения

                      В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

                      2.1 габарит железнодорожного подвижного состава (габарит подвижного состава): Поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.

                      Примечание — Габарит железнодорожного подвижного состава является исходным очертанием, по которому рассчитываются допускаемые строительные размеры железнодорожного подвижного состава (производится вписывание в габарит). В зависимости от метода указанного расчета габариты подвижного состава подразделяются на статические и кинематические.

                      2.2 габарит приближения строений: Предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутри габаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.

                      2.3 контрольное очертание приближения строений: Внутреннее очертание эксплуатируемых сооружений и устройств, не соответствующих габаритам приближения строений, установленных настоящим стандартом, минимально необходимое для безопасного пропуска подвижного состава конкретного габарита или негабаритного груза.

                      2.4 внутреннее очертание сооружений и устройств: Свободное пространство, ограниченное относительно оси железнодорожного пути на уровне головок рельсов конструктивными элементами сооружения или устройства с одной или нескольких сторон — справа, слева и/или сверху над уровнем головок рельсов (опоры, мачты, столбы, мосты, тоннели и др.).

                      2.5 строительное очертание железнодорожного подвижного состава: Поперечное перпендикулярное оси пути очертание, получаемое уменьшением габарита железнодорожного подвижного состава по установленному для данного габарита методу, и которым определяются допускаемые строительные размеры, соответствие которым должно проверяться при испытаниях габаритов железнодорожного подвижного состава.

                      Примечание — Методы расчетов указанного уменьшения приведены в разделе 6 настоящего стандарта. Примеры расчетов строительного очертания издаются отдельно в стандарте организации.

                      2.6 проектное очертание железнодорожного подвижного состава: Поперечное, перпендикулярное оси пути, очертание, имеющее размеры, уменьшенные по сравнению с размерами строительного очертания на величину допусков, внутри которого должны находиться все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкций проектируемого и модернизируемого железнодорожного подвижного состава, имеющие номинальные размеры.

                      2.7 база железнодорожного подвижного состава /, м: Расстояние между направляющими сечениями железнодорожного подвижного состава.

                      2.8 ограничения размеров железнодорожного подвижного состава: Поперечные и вертикальные смещения железнодорожного подвижного состава, которые в соответствии с применяемой на сети железных дорог системой габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений должны быть учтены в пространстве между габаритом железнодорожного подвижного состава и строительным очертанием вписываемой в него единицы железнодорожного подвижного состава.

                      1 На величину этих смещений (ограничений) подлежит уменьшение исходных очертаний габаритов железнодорожного подвижного состава.

                      2 В качестве горизонтальных ограничений £,• следует принимать величину возможных поперечных смещений данной части железнодорожного подвижного состава из центрального ее положения относительно оси пути вследствие наибольших допускаемых разбегов (зазоров) и износов деталей ходовых частей и геометрических вы-

                      ГОСТ 9238-2013

                      носов в расчетной кривой, не компенсированных соответствующим уширением габарита приближения строений и расстояния между осями путей.

                      3 Величина горизонтальных ограничений зависит также от места расположения данных частей железнодорожного подвижного состава относительно его направляющих сечений, которые подразделяют на три вида:

                      — ограничение для частей железнодорожного подвижного состава Eg, расположенных в направляющем сечении;

                      — внутреннее ограничение для частей железнодорожного подвижного состава Ев, расположенных в пределах базы железнодорожного подвижного состава. Расстояния до внутренних сечений обозначают пВ(-;

                      — наружное ограничение для частей железнодорожного подвижного состава Ен, расположенных за пределами направляющих сечений на расстоянии пн/.

                      2.9 вертикальное ограничение мм: Возможное в эксплуатации статическое параллельное понижение рассматриваемой части железнодорожного подвижного состава вследствие максимально нормируемого износа ходовых частей, а для обрессоренных частей — и вследствие равномерной осадки рессор и их прогиба от расчетной нагрузки.

                      2.10 направляющее сечение железнодорожного подвижного состава: Поперечное сечение, в котором при нахождении железнодорожного подвижного состава в кривой геометрический вынос равен нулю.

                      Примечание — Направляющими сечениями железнодорожного подвижного состава являются: у двухосного железнодорожного подвижного состава — сечения по оси колесных пар, у четырех-, шести- и восьмиосного — сечения по оси пятников кузова, у многоосных транспортеров — сечения по оси шкворней главных (несущих) балок. У четырехосных бесшкворневых вагонов направляющее сечение проходит через сечение, где геометрический вынос равен нулю.

                      2.11 геометрический вынос железнодорожного подвижного состава: Отклонение относительно оси пути в кривой частей подвижного состава, определяемое расположением его продольной оси по хорде, проходящей через направляющие сечения.

                      Примечание — Геометрический вынос, измеренный в пределах хорды между направляющими сечениями, называется внутренним, а за ее пределами — наружным.

                      2.12 расчетный вагон: Условный вагон, имеющий расстояние между направляющими сечениями 17 м и длину кузова 24 м.

                      Примечание — Расстояние 17 м и длина 24 м позволяют определить геометрические выносы для учета их в уширениях габарита приближения строений и в ограничениях ширины подвижного состава.

                      2.13 критические точки: Наиболее удаленные от оси пути и от уровня головок рельсов точки выступающих узлов и деталей железнодорожного подвижного состава.

                      Примечание — При этом в нижней области подлежат учету части наиболее приближенные к головкам рельсов. Критические точки характеризуют области наиболее полного использования габарита железнодорожного подвижного состава и исследование совокупности этих точек обеспечивает проверку соответствия габариту железнодорожного подвижного состава в целом. Критические точки характеризуются положением не только относительно рельсов, но и относительно направляющего сечения опытного объекта.

                      2.14 межгабаритное пространство: Пространство, предназначенное для реализации группы статических и динамических смещений, определяемой характеристикой смежных очертаний.

                      1 Пространство между габаритом приближения строений и габаритом железнодорожного подвижного состава (а для двухпутных линий также между габаритами смежных железнодорожных подвижных составов) установлено для перемещений железнодорожного подвижного состава и погруженных на нем грузов, которые вызваны возможными отклонениями в состоянии отдельных элементов железнодорожного пути, допускаемыми нормами их содержания, а также вертикальными колебаниями и боковыми наклонениями железнодорожного подвижного состава на рессорах. Это пространство в необходимых случаях устанавливают с учетом обеспечения безопасности нахождения в нем обслуживающего персонала.

                      2 Пространство между габаритом железнодорожного подвижного состава и его строительным очертанием установлено для:

                      — горизонтальных перемещений железнодорожного подвижного состава, возникающих вследствие конструктивных зазоров в элементах ходовых частей при допускаемых в эксплуатации максимальных износах с учетом извилистого движения в колее;

                      — вертикальных перемещений, возникающих вследствие максимально нормируемых износов ходовых частей и статического прогиба рессор под действием расчетной нагрузки.

                      3 Пространство между строительным и проектным очертаниями железнодорожного подвижного состава установлено для компенсации плюсовых допусков при изготовлении и ремонте железнодорожного подвижного состава.

                      2.15 статический габарит железнодорожного подвижного состава: Габарит, для которого устанавливают метод расчета строительных размеров проектируемого железнодорожного подвижного состава с учетом возможных поперечных горизонтальных смещений данной части железнодорожного подвижного состава относительно оси пути вследствие наибольших допускаемых разбегов (зазоров) и износов деталей ходовых частей.

                      2.16 кинематический габарит железнодорожного подвижного состава: Габарит, для которого устанавливают метод расчета строительных размеров проектируемого железнодорожного подвижного состава с учетом всех возможных поперечных горизонтальных смещений данной части железнодорожного подвижного состава, установленных для статического габарита и, кроме того, возникающих вследствие наклона кузова на рессорах под воздействием центробежной силы и горизонтальной составляющей силы тяжести в кривых с возвышением наружного рельса.

                      2.17 международное сообщение: Перевозки пассажиров и грузов с участием железных дорог двух или более государств.

                      2.18 перспективный подвижной состав увеличенного габарита: Пассажирский и грузовой подвижной состав, который будет создаваться в габаритах Гпр, Гц и Т.

                      2.19 технологическая негабаритность: Несоответствие установленным нормам габаритов объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, предназначенных для взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (устройства по техническому обслуживанию, экипировке и ремонту железнодорожного подвижного состава, сливно-наливные и другие технологические устройства) в рабочем положении, и соответствующие нормам габаритов в нерабочем положении.

                      3 Обозначения габаритов

                      3.1 Обозначения габаритов подвижного состава и сфера их применения

                      Для габаритов подвижного состава установлены следующие обозначения:

                      Т — статический габарит для подвижного состава, допускаемого в обращение по железнодорожным путям общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм на электрифицированных железных дорогах и других участках, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габаритов приближения строений С и Сп;

                      Гц — статический габарит для цистерн, вагонов-самосвалов и другого подвижного состава, допускаемого к обращению по железнодорожным путям общего и необщего пользования, сооружения и устройства на которых приведены к требованиям контрольного очертания, указанного в приложении Г;

                      Тпр — статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого к обращению на главных путях перегонов и станций, а также по другим железнодорожным путям, сооружения устройства и междупутья которых приведены в соответствие с требованиями контрольного очертания, указанного на рисунке Г.1 (приложение Г) настоящего стандарта, или имеют технологическую негабаритность;

                      1-Т — статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращение по всем железнодорожным путям общего и необщего пользования, внешним и внутренним путям промышленных и транспортных предприятий железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ), а также Грузии и Латвии, Литвы, Эстонии;

                      ГЦ (GC) — кинематический габарит для железнодорожного подвижного состава, установленный в качестве исходного для достижения совместимости габаритов в рамках трансъевропейской высокоскоростной железнодорожной системы.

                      Примечание — Габарит ГЦ (GC) применяют в международном сообщении на маршрутах согласно приложению А (см. А.2).

                      ГЦги (GCm) — кинематический габарит для железнодорожного подвижного состава для высокоскоростного движения на железных дорогах колеи 1520 мм, гармонизированный с габаритом ГС (GC) трансъевропейской высокоскоростной железнодорожной системы;

                      1- ВМ — статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращение как по железнодорожным путям шириной колеи 1520 (1524) мм, так и шириной колеи 1435 мм, используемых для международных сообщений в соответствии с приложением А (см. А.1);

                      0- ВМ — статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращение как по железным дорогам колеи 1520 (1524) мм, так и по линиям железных дорог — членов Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и Международного Союза железных дорог (МСЖД) колеи 1435 мм, с ограничениями только на отдельных участках согласно приложению А (см. А.1);

                      02- ВМ — статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращение как по всей сети железных дорог колеи 1520 (1524) мм, так и по железным дорогам — членам ОСЖД колеи 1435 мм, за исключением отдельных участков согласно приложению А (см. А.З);

                      03- BMsl — статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого к обращению как по всей сети железных дорог колеи 1520 (1524) мм, так и по всем железным дорогам колеи 1435 мм европейских и азиатских стран;

                      03-ВМк — кинематический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого к обращению по всей сети железных дорог колеи 1520 (1524) мм и по железным дорогам колеи 1435 мм европейских и азиатских стран.

                      3.2 Обозначения габаритов приближения строений

                      Габариты приближения строений имеют следующие обозначения:

                      С — для сооружений и устройств, размещаемых вблизи железнодорожных путей общего пользования со скоростями движения до 200 км/ч включ. и внешних подъездных путей общего и необщего пользования от станции примыкания до территорий предприятий.

                      Сп — для сооружений и устройств, размещаемых вблизи железнодорожных путей необщего пользования, расположенных на территории и между территориями заводов, фабрик, мастерских, депо, речных и морских портов, шахт, грузовых дворов, баз, складов, карьеров, лесных и торфяных разработок, электростанций и других промышленных и транспортных предприятий, а также для промышленных железнодорожных станций, погрузо-выгрузочных и прочих специальных путей на железнодорожных станциях общего пользования.

                      С250 — габарит приближения строений на перегонах и железнодорожных станциях при скорости движения от 200 до 250 км/ч включ.

                      1- СМ— габарит приближения строений железных дорог колеи 1435 мм. Допускается применение этого габарита и на участках железных дорог колеи 1520 мм пограничных пунктов, на которых применение габарита приближения строений С экономически затруднено, а габарит 1-СМ обеспечивает безопасный пропуск эксплуатируемого на этом участке подвижного состава.

                      Описание данного габарита указано в приложении Б.

                      4 Габариты подвижного состава

                      4.1 Общие требования

                      Каждый габарит подвижного состава состоит из двух частей: верхней и нижней. Поперечные размеры каждой из этих частей определены размерами внутренних очертаний соответствующих сооружений на рассматриваемой высоте, а также расстоянием между осями путей на перегонах.

                      Размеры нижнего очертания зависят от габаритов пассажирских платформ, маневровых устройств, а также от условий безопасного прохода через сортировочные горки.

                      4.2 Верхнее и нижнее очертания габаритов железнодорожного подвижного состава,

                      эксплуатируемого в пределах железных дорог колеи 1520 мм

                      4.2.1 Верхние очертания габаритов подвижного состава 7, Тц, 7пр и 1-Т следует принимать в соответствии с рисунками 1—4.

                      ГОСТ 9238-2013

                      Размеры в миллиметрах

                      • ••••••• только для сигнальных устройств и зеркал заднего вида;

                      -•- для выступающих частей: поручней, подлокотников, козырьков для стока воды, параванов и др. В открытом положении параваны должны вписываться в очертание для сигнальных устройств;

                      габарит приближения строений

                      габарит приближения строений : Предельное поперечное очертание (перпендикулярное оси пути), внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны входить никакие части сооружений и устройств (за исключением устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом).

                      3.26 габарит приближения строений: Предельное поперечное геометрическое очертание свободного пространства в плоскости, перпендикулярной к продольной оси проезжей части, внутри которого не могут быть расположены какие-либо части сооружения или устройства.

                      габарит приближения строений — предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава;

                      3.1.19. Габарит приближения строений: Предназначенное для пропуска подвижного состава предельное поперечное перпендикулярное пути очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не могут заходить никакие части строений, сооружений и устройств.

                      3.2. Обозначения и сокращения

                      В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

                      ВЛ — воздушная линия электропередачи

                      ВОЛС-ВЛ — волоконно-оптическая линия связи на воздушных линиях электропередачи

                      ИП — искровой промежуток

                      ЛПВ — линия проводного вещания

                      ЛС — линия связи

                      ОК — оптический кабель

                      ОКГТ — оптический кабель, встроенный в грозозащитный трос.

                      ОКСН — оптический кабель самонесущий неметаллический.

                      ОПН — ограничитель перенапряжения

                      УРОВ — устройство резервирования отказа выключателя

                      А’ — площадь проекции, м 2 , ограниченная контуром обледенелой конструкции, ее части или элемента с наветренной стороны на плоскость перпендикулярно направлению ветра, вычисленная по наружному габариту

                      aw — коэффициент, учитывающий неравномерность ветрового давления по пролету ВЛ

                      by — условная толщина стенки гололеда, принимается по картам регионального районирования ветровой нагрузки при гололеде или на основании обработки данных наблюдений, мм

                      b0 — нормативная толщина стенки гололеда цилиндрической формы плотностью 0,9 г/см 2 на проводе диаметром 10 мм, расположенном на высоте 10 м над поверхностью земли, мм

                      cv — коэффициент вариации, определяемый как отношение среднеквадратического отклонения к среднему значению ряда.

                      Cх — аэродинамический коэффициент, определяемый в зависимости от вида конструкции

                      f — стрела провеса провода или троса в середине пролета при высшей температуре или гололеде без ветра, м

                      Fп — площадь продольного диаметрального сечения провода (троса), м 2

                      Fи — площадь диаметрального сечения цепи гирлянды изоляторов, м 2

                      Gг расчетная нагрузка от веса гирлянды изоляторов, Н;

                      Gnp — расчетная нагрузка от веса провода, воспринимаемая гирляндой изоляторов, Н

                      hпр — высота расположения приведенного центра тяжести проводов или тросов, м

                      Kg — коэффициент инерционности системы «гирлянда — провод в пролете» при отклонениях под давлением ветра

                      Kiи Kd — коэффициенты, учитывающие изменение толщины стенки гололеда

                      K — коэффициент перехода от нормативного значения толщины стенки гололеда и ветровых нагрузок при гололеде к расчетным значениям

                      Kv — коэффициент перехода от нормативного ветрового давления к расчетному ветровому давлению учитывающий изменение ветрового давления в зависимости от уровня надежности ВЛ

                      K1 — коэффициент, учитывающий влияние длины пролета на ветровую нагрузку

                      Kw — коэффициент, учитывающий изменение ветрового давления по высоте в зависимости от типа местности

                      P — расчетная ветровая нагрузка на провода фазы, направленная поперек оси ВЛ (или по биссектрисе угла поворота ВЛ), Н

                      Pwo — расчетная ветровая нагрузка на провода и тросы, воспринимаемая опорами, Н

                      Pwп — расчетная ветровая нагрузка на провода (тросы), Н

                      Pwи — расчетная ветровая нагрузка на гирлянды изоляторов, Н

                      Pго — расчетная линейная гололедная нагрузка на 1 м провода (троса), воспринимаемая опорами, Н/м

                      Pwго — расчетная ветровая нагрузка на провода и тросы при гололеде, воспринимаемая опорами, Н

                      Pwгп — расчетная ветровая нагрузка на провода и тросы при гололеде, Н

                      Pwг — нормативная ветровая нагрузка при гололеде, Н

                      Pо — горизонтальная составляющая от тяжения проводов на поддерживающую гирлянду промежуточно-угловой опоры, Н

                      Qw — расчетная ветровая нагрузка на конструкцию опоры, Н

                      Qwс — расчетная средняя составляющая ветровой нагрузки на опору, по первой группе предельных состояний, Н

                      Qг — расчетная гололедная нагрузка на конструкции опор, Н

                      Qwг — расчетная ветровая нагрузка при гололеде на конструкцию опоры, Н

                      Qwгп — расчетная пульсационная составляющая ветровой нагрузки при гололеде на конструкции опор, Н

                      Qwгс — расчетная средняя составляющая ветровой нагрузки при гололеде на конструкции опор, Н

                      Qгс — расчетная средняя составляющая ветровой нагрузки при гололеде на конструкции опор, Н

                      Qгп — расчетные пульсационные составляющие ветровой нагрузки при гололеде, Н

                      Qwп — расчетные пульсационные составляющие ветровой нагрузки, Н

                      Vг — нормативная скорость ветра при гололеде с вероятностью непревышения 0,96, м/с,

                      W0 — нормативное ветровое давление с вероятностью непревышения 0,96, Па

                      Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

                      Полезное

                      Смотреть что такое «габарит приближения строений» в других словарях:

                      Габарит приближения строений — Габарит приближения строений  предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны входить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые… … Википедия

                      габарит приближения строений — Габарит в плоскости, перпендикулярной к продольной оси дороги, внутрь которого не должны выступать части и детали придорожных сооружений [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты,… … Справочник технического переводчика

                      Габарит приближения строений ж/д пути — габарит приближения строений предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и… … Официальная терминология

                      ГАБАРИТ ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ — габарит в плоскости, перпендикулярной к продольной оси дороги, внутрь которого не должны выступать части и детали придорожных сооружений (Болгарский язык; Български) строителен габарит (Чешский язык; Čeština) průjezdný profil komunikace (Немецкий … Строительный словарь

                      Габарит приближения — 88. Габарит приближения Пространство, определяемое условиями безопасности при работе крана вблизи сооружений, из пределов которого может выходить лишь грузозахватный орган при выполнении рабочих операций Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

                      габарит — 3.4 габарит: Геометрическая характеристика двигателя, определяющая его размер в поперечном направлении и численно равная высоте оси вращения. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

                      Габарит подвижного состава — Размер тоннелей определяет максимальный размер вагонов … Википедия

                      Габарит — (фр. gabarit)  предельное очертание предмета или просвета между частями сооружений. Для подвижных машин или подвижных частей неподвижных машин определяет пространство, в котором они перемещаются. В это пространство не должны заходить… … Википедия

                      Габарит погрузки — Габаритные ворота для проверки габаритности грузов (лес на платформах) Габарит погрузки  предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором полностью помещается, с учётом упаковки и крепления, груз на открытом … Википедия

                      ГАБАРИТ — предельное очертание какого либо сооружения, машины или станка, вне которого возможны возведение других сооружений, установка машин, а также безопасное передвижение около этих сооружений, устройств и пр. Для безопасного движения по жел. дор. пути … Технический железнодорожный словарь

                      Что является габаритом приближения строений

                      Настоящий стандарт устанавливает исходные очертания габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений железнодорожных путей общего и не общего пользования (ширина колеи 1520 и 1435 мм), а также методы расчета по определению допустимых строительных размеров для габаритов железнодорожного подвижного состава.

                      Заменяет ГОСТ 9238-83: Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм (ИУС № 07-2014).

                      МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
                      ГАБАРИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ
                      ГОСТ 9238-2013
                      Construction and rolling stock clearance diagrams

                      МКС 03.220.30 Дата введения 2014-07-01

                      Предисловие

                      Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».

                      Сведения о стандарте

                      1. РАЗРАБОТАН
                      Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)
                      2. ВНЕСЕН
                      Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
                      3. ПРИНЯТ
                      Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44-2013 )
                      За принятие проголосовали:

                      Краткое наименование страны по МК
                      (ИСО 3166) 004-97
                      Код страны по МК
                      (ИСО 3166) 004-97
                      Сокращенное наименование
                      национального органа по стандартизации
                      Армения AM Минэкономики Республики Армения
                      Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
                      Молдова MD Молдова-Стандарт
                      Россия RU Росстандарт
                      Украина UA Минэкономразвития Украины

                      4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1608-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 9238-2013 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 июля 2014 г.
                      5. Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» и «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»
                      6. ВЗАМЕН ГОСТ 9238-83
                      Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты.» В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

                      1. Область применения

                      Настоящий стандарт устанавливает исходные очертания габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений железнодорожных путей общего и необщего пользования (ширина колеи 1520 и 1435 мм), а также методы расчета по определению допустимых строительных размеров для габаритов железнодорожного подвижного состава.

                      Габариты, указанные в настоящем стандарте, предназначены для железнодорожного подвижного состава, скорость движения которого не должна превышать 250 км/ч, и инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающей эксплуатацию данного подвижного состава.

                      Настоящий стандарт применяют при:
                      — проектировании, изготовлении, модернизации, ремонте и эксплуатации железнодорожного подвижного состава всех видов, предназначенного к обращению по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм;
                      — проектировании и строительстве новых железных дорог, железнодорожных подъездных путей, сооружений и устройств на них;
                      — реконструкции железных дорог (в том числе постройке дополнительных главных путей и электрификации), железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования, сооружений и устройств на них;
                      — эксплуатации путей, сооружений и устройств железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, построенных (или реконструированных) с соблюдением требований настоящего стандарта.

                      Правила эксплуатации железных дорог, сооружений и устройств на них, построенных до введения в действие настоящего стандарта, применения при этом отдельных норм габаритов приближения строений, а также порядок приведения этих сооружений и устройств к требованиям настоящего стандарта устанавливаются владельцами железных дорог и железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования.

                      Для подъездных путей промышленных и транспортных предприятий, где по условиям технологического процесса не могут быть выполнены требования настоящего стандарта и обращение по которым подвижного состава общей сети железных дорог не предусматривается или предусматривается обращение только отдельных его типов, разрешается устанавливать специальные габариты приближения строений и подвижного состава по стандартам предприятий, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке.

                      Владельцы железных дорог и железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования, на которых имеются негабаритные места, обязаны установить условия пропуска по ним подвижного состава, построенного в соответствии с настоящим стандартом, обеспечивающие безопасность движения и персонала.

                      2. Термины и определения

                      В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

                      2.1. габарит железнодорожного подвижного состава (габарит подвижного состава) : Поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.
                      П р и м е ч а н и е — Габарит железнодорожного подвижного состава является исходным очертанием, по которому рассчитываются допускаемые строительные размеры железнодорожного подвижного состава (производится вписывание в габарит). В зависимости от метода указанного расчета габариты подвижного состава подразделяются на статические и кинематические.

                      2.2. габарит приближения строений : Предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.

                      2.3. контрольное очертание приближения строений : Внутреннее очертание эксплуатируемых сооружений и устройств, не соответствующих габаритам приближения строений, установленных настоящим стандартом, минимально необходимое для безопасного пропуска подвижного состава конкретного габарита или негабаритного груза.

                      2.4. внутреннее очертание сооружений и устройств : Свободное пространство, ограниченное относительно оси железнодорожного пути на уровне головок рельсов конструктивными элементами сооружения или устройства с одной или нескольких сторон — справа, слева и/или сверху над уровнем головок рельсов (опоры, мачты, столбы, мосты, тоннели и др.).

                      2.5. строительное очертание железнодорожного подвижного состава : Поперечное перпендикулярное оси пути очертание, получаемое уменьшением габарита железнодорожного подвижного состава по установленному для данного габарита методу, и которым определяются допускаемые строительные размеры, соответствие которым должно проверяться при испытаниях габаритов железнодорожного подвижного состава.
                      П р и м е ч а н и е — Методы расчетов указанного уменьшения приведены в разделе 6 настоящего стандарта. Примеры расчетов строительного очертания издаются отдельно в стандарте организации.

                      2.6. проектное очертание железнодорожного подвижного состава : Поперечное, перпендикулярное оси пути, очертание, имеющее размеры, уменьшенные по сравнению с размерами строительного очертания на величину допусков, внутри которого должны находиться все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкций проектируемого и модернизируемого железнодорожного подвижного состава, имеющие номинальные размеры.

                      2.7. база железнодорожного подвижного состава l , м : Расстояние между направляющими сечениями железнодорожного подвижного состава.

                      2.8. ограничения размеров железнодорожного подвижного состава : Поперечные и вертикальные смещения железнодорожного подвижного состава, которые в соответствии с применяемой на сети железных дорог системой габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений должны быть учтены в пространстве между габаритом железнодорожного подвижного состава и строительным очертанием вписываемой в него единицы железнодорожного подвижного состава.

                      Примечания
                      1. На величину этих смещений (ограничений) подлежит уменьшение исходных очертаний габаритов железнодорожного подвижного состава.
                      2. В качестве горизонтальных ограничений следует принимать величину возможных поперечных смещений данной части железнодорожного подвижного состава из центрального ее положения относительно оси пути вследствие наибольших допускаемых разбегов (зазоров) и износов деталей ходовых частей и геометрических выносов в расчетной кривой, не компенсированных соответствующим уширением габарита приближения строений и расстояния между осями путей.
                      3. Величина горизонтальных ограничений зависит также от места расположения данных частей железнодорожного подвижного состава относительно его направляющих сечений, которые подразделяют на три вида:
                      — ограничение для частей железнодорожного подвижного состава , расположенных в направляющем сечении;
                      — внутреннее ограничение для частей железнодорожного подвижного состава , расположенных в пределах базы железнодорожного подвижного состава. Расстояния до внутренних сечений обозначают ;
                      — наружное ограничение для частей железнодорожного подвижного состава , расположенных за пределами направляющих сечений на расстоянии.

                      2.9. вертикальное ограничение h j , мм : Возможное в эксплуатации статическое параллельное понижение рассматриваемой части железнодорожного подвижного состава вследствие максимально нормируемого износа ходовых частей, а для обрессоренных частей — и вследствие равномерной осадки рессор и их прогиба от расчетной нагрузки.

                      2.10. направляющее сечение железнодорожного подвижного состава : Поперечное сечение, в котором при нахождении железнодорожного подвижного состава в кривой геометрический вынос равен нулю.
                      П р и м е ч а н и е — Направляющими сечениями железнодорожного подвижного состава являются: у двухосного железнодорожного подвижного состава — сечения по оси колесных пар, у четырех-, шести- и восьмиосного — сечения по оси пятников кузова, у многоосных транспортеров — сечения по оси шкворней главных (несущих) балок. У четырехосных бесшкворневых вагонов направляющее сечение проходит через сечение, где геометрический вынос равен нулю.

                      2.11. геометрический вынос железнодорожного подвижного состава : Отклонение относительно оси пути в кривой частей подвижного состава, определяемое расположением его продольной оси по хорде, проходящей через направляющие сечения.
                      П р и м е ч а н и е — Геометрический вынос, измеренный в пределах хорды между направляющими сечениями, называется внутренним, а за ее пределами — наружным.

                      2.12. расчетный вагон : Условный вагон, имеющий расстояние между направляющими сечениями 17 м и длину кузова 24 м. Примечание — Расстояние 17 м и длина 24 м позволяют определить геометрические выносы для учета их в уширениях габарита приближения строений и в ограничениях ширины подвижного состава.

                      2.13. критические точки : Наиболее удаленные от оси пути и от уровня головок рельсов точки выступающих узлов и деталей железнодорожного подвижного состава.
                      П р и м е ч а н и е — При этом в нижней области подлежат учету части наиболее приближенные к головкам рельсов. Критические точки характеризуют области наиболее полного использования габарита железнодорожного подвижного состава и исследование совокупности этих точек обеспечивает проверку соответствия габариту железнодорожного подвижного состава в целом. Критические точки характеризуются положением не только относительно рельсов, но и относительно направляющего сечения опытного объекта.

                      2.14. межгабаритное пространство : Пространство, предназначенное для реализации группы статических и динамических смещений, определяемой характеристикой смежных очертаний.

                      Примечания
                      1. Пространство между габаритом приближения строений и габаритом железнодорожного подвижного состава (а для двухпутных линий также между габаритами смежных железнодорожных подвижных составов) установлено для перемещений железнодорожного подвижного состава и погруженных на нем грузов, которые вызваны возможными отклонениями в состоянии отдельных элементов железнодорожного пути, допускаемыми нормами их содержания, а также вертикальными колебаниями и боковыми наклонениями железнодорожного подвижного состава на рессорах. Это пространство в необходимых случаях устанавливают с учетом обеспечения безопасности нахождения в нем обслуживающего персонала.
                      2. Пространство между габаритом железнодорожного подвижного состава и его строительным очертанием установлено для:
                      — горизонтальных перемещений железнодорожного подвижного состава, возникающих вследствие конструктивных зазоров в элементах ходовых частей при допускаемых в эксплуатации максимальных износах с учетом извилистого движения в колее;
                      — вертикальных перемещений, возникающих вследствие максимально нормируемых износов ходовых частей и статического прогиба рессор под действием расчетной нагрузки.
                      3. Пространство между строительным и проектным очертаниями железнодорожного подвижного состава установлено для компенсации плюсовых допусков при изготовлении и ремонте железнодорожного подвижного состава.

                      2.15. статический габарит железнодорожного подвижного составаставава : Габарит, для которого устанавливают метод расчета строительных размеров проектируемого железнодорожного подвижного состава с учетом возможных поперечных горизонтальных смещений данной части железнодорожного подвижного состава относительно оси пути вследствие наибольших допускаемых разбегов (зазоров) и износов деталей ходовых частей.

                      2.16. кинематический габарит железнодорожного подвижного состава: Габарит, для которого устанавливают метод расчета строительных размеров проектируемого железнодорожного подвижного состава с учетом всех возможных поперечных горизонтальных смещений данной части железнодорожного подвижного состава, установленных для статического габарита и, кроме того, возникающих вследствие наклона кузова на рессорах под воздействием центробежной силы и горизонтальной составляющей силы тяжести в кривых с возвышением наружного рельса.

                      2.17. международное сообщение :

                      2.18. перспективный подвижной состав увеличенного габарита :

                      2.19. технологическая негабаритность :

                      Несоответствие установленным нормам габаритов объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, предназначенных для взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (устройства по техническому обслуживанию, экипировке и ремонту железнодорожного подвижного состава, сливно-наливные и другие технологические устройства) в рабочем положении, и соответствующие нормам габаритов в нерабочем положении.

                      3. Обозначения габаритов

                      3.1. Обозначения габаритов подвижного состава
                      и сфера их применения

                      Для габаритов подвижного состава установлены следующие обозначения:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *