Что такое высота здания по градостроительному кодексу
Проведено сравнение требований сводов правил к способам определения высоты зданий и методам деления зданий на высотные и обычные.
В настоящее время (июнь 2017 г.) в связи с вводом в действие большого числа новых сводов правил возникли существенные противоречия в определениях терминов «высота здания» и «высотное здание».
Высота здания
Наиболее широко внедрено определение термина «высота здания» из СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с Изменением N 1)», пункт 3.1:
3.1 высота здания: Высота здания определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене. При отсутствии открывающихся окон (проемов) высота расположения этажа определяется полусуммой отметок пола и потолка этажа. При наличии эксплуатируемого покрытия высота здания определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проездов для пожарных машин и верхней границы ограждений покрытия.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
[СП 1.13130.2009, 3.1]
Данное определение используется для определения высоты зданий в сводах правил:
СП 54.13330.2016 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные», (сноска к пункту 1.1);
СП 267.1325800.2016 «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования», (пункт 3.5).
В то же время во многих сводах правил используются свои определения термина, например:
СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (с Изменениями N 1, 2), Приложение Б:
Б.5* высота здания (пожарно-техническая): Расстояние между отметкой поверхности проезда для пожарных машин и:
нижней границей открывающегося проема (окна) в наружной стене верхнего этажа;
полусуммой отметок пола и потолка помещений верхнего этажа при не открывающихся окнах (проемах);
или верхней границей ограждения эксплуатируемой кровли здания;
высота здания (архитектурная): Одна из основных характеристик здания, определяемая количеством этажей или вертикальным линейным размером от проектной отметки земли до наивысшей отметки конструктивного элемента здания: парапет плоской кровли; карниз, конек или фронтон скатной крыши; купол; шпиль; башня, которые устанавливаются для определения высоты при архитектурно-композиционном решении объекта в окружающей среде.
Примечание — Крышные антенны, молниеотводы и другие инженерные устройства не учитываются.
[СП 118.13330.2012, Б5]
СП 56.13330.2011 «Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001 (с Изменением N 1)»:
5.29 (примечание к таблице 5). Высота здания в настоящей таблице измеряется от пола 1-го этажа до потолка верхнего этажа, включая технический; при переменной высоте потолка принимается средняя высота этажа.
[СП 56.13330.2011, 5.29 (примечание к таблице 5)]
СП 160.1325800.2014 «Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования», Приложение А:
А.3.2 Высоту здания определяют высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, наибольшей разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене (или ограждений летних помещений).
При сплошном остеклении фасадов здания и отсутствии оконных и других открывающихся проемов в верхних этажах его высоту определяют как разность отметок пола последнего этажа и упомянутой выше поверхности проезда для пожарных машин.
[СП 160.1325800.2014, А3.2]
СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений (с Изменениями N 1, 2)», (Зарегистрирован Росстандартом в качестве СП 112.13330.2011)
Здесь и далее, кроме специально оговоренных случаев, высота здания определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене.
[СНиП 21-01-97, Сноска к 1.5]
СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения» (Зарегистрирован Росстандартом в качестве СП 117.13330.2011)
Высота зданий здесь и далее в разделе 6 определяется в соответствии со СНиП 21-01 (примечание к 1.5*) и измеряется от поверхности проезда пожарных машин до нижней границы открывающегося проема верхнего этажа, не считая верхнего технического.
[СНиП 31-05-2003, Примечание 1 к Таблица 6.5]
СП 253.1325800.2016 «Инженерные системы высотных зданий», способ определения высоты следует из определения термина «высотное здание»:
3.1.7 высотное здание: Здание, высота которого от отметки поверхности проезда пожарных машин, находящейся на уровне нижней планировочной отметки земли, до нижнего уровня открывающегося проема или окна в наружной стене верхнего этажа (не считая верхнего технического этажа), а в случае сплошного остекления и отсутствия проемов или окон в верхних этажах — до верха перекрытия последнего этажа, составляет для общественных зданий — более 55 м, для жилых зданий — более 75 м.
[СП 253.1325800.2016, 3.1.7]
Так же используются специальные определения высоты здания в зависимости от условий строительства. Например, в соответствии с СП 21.13330.2012 «Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах. Актуализированная редакция СНиП 2.01.09-91» высоту зданий определяют от подошвы фундамента до верхней их точки (Приложение И, И.10).
При строительстве в сейсмических районах в соответствии с СП 14. «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах»: За предельную высоту здания принимают разность отметок низшего уровня отмостки или поверхности земли, примыкающей к зданию, и низа верхнего перекрытия или покрытия. Подвальный этаж включают в число этажей в случае, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. (Примечание1 к таблице 7).
Можно выделить противоречия в правилах выбора верхней точки зданий, по которой определяется высота:
- с учетом наличия эксплуатируемой кровли и без учета;
- с учетом наличия сплошного остекления и отсутствия проемов или окон в верхних этажах и без учета;
- технический этаж может учитываться при определении высоты здания и может не учитываться.
При отсутствии окон в верхних этажах высоту зданий определяют и по полу верхнего этажа, и по полусумме отметок пола и потолка этажа, и по потолку верхнего этажа.
За нижнюю точку отсчета в разных сводах правил принимается:
- поверхность проезда для пожарных машин;
- пол 1-го этажа;
- подошва фундамента;
- отметка низшего уровня отмостки или поверхности земли.
Наиболее неоднозначное определение высоты здания присутствует в СП 253.1325800.2016. Здесь для случая сплошного остекления и отсутствия проемов или окон в верхних этажах присутствует фраза «до верха перекрытия последнего этажа». В наших нормативных документах отсутствует определение термина «перекрытие этажа». Перекрытием этажа называют как вернее перекрытие, так и нижнее. Например, в 3.18 свода правил СП 54.13330.2016 записано:
3.18 подполье здания: Помещение, предназначенное для размещения трубопроводов инженерных систем, размещаемое между перекрытием первого или цокольного этажа и поверхностью грунта.
[СП 54.13330.2016, 3.18]
То есть, из смысла данного определения можно однозначно утверждать, что перекрытие этажа – именно нижнее перекрытие.
В тоже время из пункта 3.30 данного свода правил следует:
3.30 чердак здания: Помещение, расположенное в пространстве между перекрытием верхнего этажа, покрытием здания (крышей) и наружными стенами, расположенными выше перекрытия верхнего этажа.
[СП 54.13330.2016, 3.13]
В данном случае перекрытие – это верхнее перекрытие.
В стандарте СТО НОСТРОЙ 2.12.97-2013 перекрытие определено как:
3.13 перекрытие : Горизонтальный элемент здания, сооружения, разделяющий внутреннее его пространство на этажи, воспринимающий и передающий статические и динамические нагрузки от собственного веса, людей и оборудования на стены, ригели и колонны.
[СТО НОСТРОЙ 2.12.97-2013, 3.13]
Из данного определения следует, что перекрытие этажа – это нижнее перекрытие, так как оно воспринимает нагрузки от «собственного веса, людей и оборудования».
Какое перекрытие верхнего этажа (верхнее или нижнее) имеется в виду в требованиях СП 253.1325800.2016 однозначно сказать невозможно. Если проводить аналогию с другими сводами правил, то в СП 160.1325800.2014 при определении высоты здания фигурирует пол последнего этажа, а в СП 56.13330.2011 — потолок верхнего этажа.
Вызывает вопросы фраза «При сплошном остеклении фасадов здания и отсутствии оконных и других открывающихся проемов в верхних этажах». Если на фасаде верхнего этажа при сплошном остеклении площадью 1000 м 2 установить одну форточку размером 20х30 сантиметров, то ее наличие в здании или многофункциональном комплексе по СП 160.1325800.2014 сразу увеличивает высоту здания на несколько метров? Со всеми вытекающими последствиями – здание может сразу стать высотным и проектироваться уже по иным нормам. А если форточка имеет размеры 10х20 сантиметров? Подобные положения нормативных документов приводят к неоднозначному пониманию норм и вызывают большое количество недоразумений.
Следует обратить внимание на то, что на один и тот же вид зданий распространяется действие разных сводов правил. Например, действие сводов правил СП 118.13330.2012 и СНиП 31-05-2003 (СП 117.13330.2011) распространяется на кредитно-финансовые учреждения, судебно-юридические учреждения и прокуратуру, а также и другие виды зданий, а способ определения высоты зданий в них разный.
Многие требования сводов правил и стандартов распространяются на здания определенной высоты (выше 28 м и ниже 28 м; выше 55 м и ниже 55 м; выше 75 м и ниже 75 м). Неопределенности в определении высоты здания создают существенные сложности проектировщикам и могут привести к значительным ошибкам при проектировании.
Высотные здания
В соответствии с требованиями СП 253.1325800.2016 «Инженерные системы высотных зданий» к высотным зданиям отнесены:
3.1.14 однофункциональное высотное здание: Общественное здание высотой более 55 м и жилое здание высотой более 75 м, включающее в себя помещения преимущественного одного функционального назначения: жилое, офисное, административное.
[СП 253.1325800.2016, 3.1.14]
В тоже время в соответствии с требованиями СП 267.1325800.2016 «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования» высотными зданиями являются:
3.5 высотное здание: Здание, имеющее высоту, определяемую в соответствии с СП 1.13130.2009, более 75 м.
[СП 267.1325800.2016, 3.5]
То есть в соответствии с требованиями СП 253.1325800.2016 высотными являются общественные здания высотой более 55 м, а в соответствии с СП 267.1325800.2016 — высотой более 75 м.
В тоже время в соответствии с 1.3 СП 267.1325800.2016:
1.3 Настоящий свод правил может применяться при проектировании и строительстве общественных зданий выше 50 м, а также многофункциональных зданий, в которых общественные помещения располагаются на высоте более 50 м.
[СП 267.1325800.2016, 1.3]
То есть косвенно (использовано долженствование «может», а не «следует») действие свода правил распространяется на проектирование общественных зданий высотой выше 50 м (но не 55 метров, как в СП 253.1325800.2016).
Высота 50 м так же используется в СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87 (с Поправкой, с Изменением N 1)».
В сводах правил, требования которых распространяются на не высотные здания, устанавливают максимальную высоту зданий, на которые распространяется действие этих сводов. Здесь главная проблема – учесть все нюансы правил определения высоты зданий.
Из-за противоречий при определении высоты здания возникают существенные сложности при выборе сводов правил, требования которых необходимо выполнять при проектировании.
Например, жилое здание с эксплуатируемой кровлей, у которого разница отметок поверхности проездов для пожарных машин и верхней границы ограждений покрытия равна 75,1 метров, в соответствии с СП 54.13330.2016 считается высотным и на него не распространяются требования указанного свода правил. В соответствии же с требованиями СП 253.1325800.2016 рассматриваемое здание не причисляется к высотным. Так как в соответствии с 3.1.7 СП 253.1325800.2016 высота будет отсчитана до нижнего уровня открывающегося проема или окна в наружной стене верхнего этажа.
Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: действие СП 54.13330.2016 распространяется на жилые здания высотой до 75 м, действие СП 253.1325800.2016 распространяется на жилые здания высотой более 75 м. Но, требования ни одного из этих сводов правил не могут быть полностью распространены на рассматриваемое здание.
При наличии верхнего технического этажа и эксплуатируемой кровли в жилом здании в случае, если высота до нижнего уровня открывающегося окна верхнего этажа составляет примерно от 70 м до 74,99 м, здание невозможно однозначно классифицировать ни как высотное, ни как не высотное. И соответственно, на него не могут быть в полном объеме распространены требования ни СП 54.13330.2016, ни СП 253.1325800.2016.
Заключение
1. В соответствии с требованиями 5.4 рекомендаций Р 50.1.075-2011 «Разработка стандартов на термины и определения»:
5.4 Термин и выражаемое им понятие в пределах терминосистемы данной области науки и техники должны однозначно соотноситься между собой, т. е. термин должен выражать только одно понятие, и, наоборот, одно понятие должно выражаться только одним термином. Нарушением такого соответствия являются многозначность (омонимия) и синонимия.
[Р 50.1.075-2011, 5.4 (первый абзац)]
В строительной отрасли отсутствует стандартизация терминов и их определений. Стандарты на термины и определения не разрабатываются. Поэтому допускаются подобные нарушения терминосистемы, когда один и тот же термин имеет несколько разных определений, что недопустимо.
2. Для зданий необходим единый термин «строительная высота здания», которая бы определялась разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и низа верхнего перекрытия последнего этажа, включая верхний технический этаж. При определении высоты здания следует учитывать верхний технический этаж, так как он увеличивает нагрузку на стены и фундаменты.
3. Для ряда случаев так же необходимо стандартизовать термин «архитектурная высота зданий» в соответствии с СП 118.13330.2012.
4. В своде правил СП 1.13130.2009 термин «высота здания», который лишь частично связан с реальной высотой здания, следует заменить на термин «пожарно-техническая высота здания».
5. Для специальных целей определения высоты здания, например от подошвы фундамента, необходимо всегда оговаривать способ вычисления высоты.
6. Из описания термина «высотное здание» необходимо убрать термин «высота здания», так как использование этого термина вызывает противоречия. Высотные здания следует характеризовать следующим образом:
Высотное общественное здание: здание, у которого разность отметок поверхности проезда для пожарных машин и низа верхнего перекрытия последнего этажа, включая верхний технический этаж, более 55 м;
Высотное жилое здание: здание, у которого разность отметок поверхности проезда для пожарных машин и низа верхнего перекрытия последнего этажа, включая верхний технический этаж, более 75 м.
Высотное многофункциональное здание: здание, у которого разность отметок поверхности проезда для пожарных машин и низа верхнего перекрытия последнего этажа или низа верхнего перекрытия расположенного над ним технического этажа, более 55 м для общественных помещений, и/или более 75 м для жилых помещений.
7. Следует иметь ввиду, что в отношении одного и того же здания (жилое, административное, общественное) могут действовать требования разных сводов правил, в которых термин «высота здания» определен по разному. В то же время многие требования к инженерным системам зданий поставлены в зависимость от высоты здания. Поэтому необходимо отслеживать все противоречия и неоднозначности и пытаться их решить.
8. В некоторых сводах правил способ определения высоты зданий взят из СП 1.13130.2009 до внесения в него Изменения N1. При внесении изменения было изменено определение термина «высота здания», что так же увеличило количество противоречий. В ряде случаев целесообразно в разрабатываемых сводах правил не копировать определения терминов, а давать ссылку на определение термина. Или, как минимум, указывать первоисточник определения.
9. Во всех случаях при определении высоты здания необходимо указывать, в соответствии с каким нормативным документом эта высота определена.
10. В настоящее время проектировщик, способный разработать проектную документацию, удовлетворяющую всем требованиям стандартов и сводов правил, должен иметь квалификацию, существенно более высокую, чем разработчики стандартов и сводов правил. Так как именно на проектировщика ложится весь груз по выработке конкретных требований к объектам стандартизации, которые бы в приемлемой форме удовлетворяли бы всем противоречивым требованиям, содержащимся в нормативных документах.
Виктор Чернов
Добавление к статье:
3 июля 2017 г. было направлено обращение в Минстрой РФ (номер обращения №42757), в котором содержится просьба пояснить возникшую ситуацию. В ответе Минстроя от 12 июля 2017 г. в частности сказано (Письмо Минстроя РФ №31211-ОГ/08 от 12.07.2017 г.):
«Предложения по внесению изменений в своды правил направлены в Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» для рассмотрения возможности их учета при дальнейшей работе по актуализации сводов правил».
Высота здания
высота расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, определяемая:
— максимальной разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене;
— полу суммой отметок пола и потолка этажа при отсутствии открывающихся окон (проемов).
1. При наличии эксплуатируемого покрытия высота здания определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проезда для пожарных машин и верхней границы ограждений покрытия.
2. При определении высоты здания покрытие не следует считать эксплуатируемым, если на нем не предусмотрено постоянное пребывание людей.
3. При наличии балконов (лоджий) или ограждений окон высота определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проезда для пожарных машин и верхней границы ограждения.
Высота здания определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене. При отсутствии открывающихся окон (проемов) высота расположения этажа определяется полусуммой отметок пола и потолка этажа. При наличии эксплуатируемого покрытия высота здания определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проездов для пожарных машин и верхней границы ограждений покрытия.
пункт 3.1 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»
Высота здания: расстояние от отметки поверхности проезда для пожарных машин до нижней границы открывающегося проема в наружной стене верхнего этажа.
1. Чердак или верхний технический этаж принимаются в расчет высоты здания при условии обращения и/или хранения на чердаке или в помещениях верхнего технического этажа горючих веществ и материалов и/или применения в конструкциях горючих материалов (Г1 — Г4), даже если эти конструкции подвергнуты огнезащитной обработке.
2. При наличии эксплуатируемой кровли высота здания принимается выше отметки кровли на 1,35 м.
пункт 3.11 Свода правил СП 10.13130.2020 «Системы противопожарной защиты.Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования»
Высота здания определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене.
примечание к пункту 1.4 *, 1.5 *, 1.6 *, 1.7 * СНиП 21-01-97*
Высота здания в таблицах 6.1, 6.2, 6.3 измеряется от пола 1-го этажа до потолка верхнего этажа, включая технический этаж. При переменной высоте потолка принимается средняя высота этажа.
примечание к таблицам 6.1, 6.2, 6.3 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»
Вертикальный размер, измеряемый от проектной отметки земли до верхней отметки самого высокого конструктивного элемента здания (парапет кровли; карниз, конек кровли, верх фронтона; купол; шпиль; башня).
1 Верхними конструктивными элементами здания могут быть надстройки для выхода на кровлю и для размещения технического оборудования, трубы и т.п.; подкрестное яблоко — в православных храмах, колокольнях и звонницах.
2 Высота здания для определения условий обеспечения требований пожарной безопасности принимается в соответствии с СП 1.13130.
3 Антенны на кровле, молниеотводы и другие электротехнические и инженерные устройства при определении высоты здания не учитываются.
пункт 3.5 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения»
разность высоты между отметкой поверхности проезда для пожарных машин и верхней отметкой крыши (приведенное определение не соответствует ни одному из различных определений, приведенных в СНиП 21-01-97*, СНиП 31.01-2003, НПБ 110-2003 и МГСН 3.01.96. Данное определение учитывает то обстоятельство, что при проектировании ВПВ для гидравлического расчета необходимо знать максимальную высоту на которую подается воды. В высотных зданиях, при наливии вертолетных площадок огнетушащее вещество (вода или пенный раствор) подается на крышу здания
Внутренний противопожарный водопровод: Учеб.-метод. пособие / Л.М. Мешман, В.А. Былинкин, Р.Ю. Губин, Е.Ю. Романова / Под общ. ред. Н.П. Копылова. — М: ВНИИПО, 2010.-496 с. страница 8
ФАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ И ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Формально высота зданий не относится к пожарно-техническим классификационным характеристикам. Она не указана в статье 29 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Но фактически такая классификация существует и исходя из этой фактической классификационной характеристики принимаются решения о том, какие требования пожарной безопасности должны соблюдаться в отношении зданий той или иной высоты.
Кроме того здания по высоте прямо классифицируются на:
И хотя здание «повышенной этажности» определяется в большинстве источников именно в зависимости от количества этажей, правильнее было бы опрделять их в зависимости от высоты, так как «стандартная» пожарно-техническая высоты 9 этажного здания — и составляет те самые 28 метров, которые используются в большинстве нормативных документов как критерий перехода с большую на меньшую опасность.
Если исследовать взялись эти «28» метров, то можно сделать вывод о фактическом смысле пожарно-технической высоты здания.. Как сообщил мне лучший знаток истории пожарной техники — Александр Владимирович Карпов. Эта величина появилась в нормах тогда, когда на вооружение пожарной охраны практически повсеместно использовался пожарный автомобиль Faszination Feuerwehr 43, Magirus DL 26, т.е. еще в 30-е — 40-е годы XX века. Этот автомобиль имел максимальную высоту подъема 26 метров и оснащелся 2-х метровой надставной лестницей
После этого из года в год величина 28 метров переписывалась из нормы в норму, хотя ее фактический смысл сейчас безусловно устарел, так как современные пожарные автолестницы обладают куда большими возможностями..
Это не единственный пример того, что пожарно-техническая высота здания связана прежде всего с профилактической целью, которую в определении пожарной профилактики я сформулировал как «создание условий для тушения пожара пожарными подразделениями». От высоты здания, по логике пожарного нормирования зависит доступ для пожарных подразделений, как мы увидели из примера который я приводил касательно 28 метров это легло в основу пожарно-технической классификации зданий по высоте.
История вопроса высоты зданий крайне важна, так как она отображает суть противодействия «пожарные» vs. «строители».
Мой друг, историк пожарной охраны Москвы, Николай Борисович Рогачков нашел крайне интересный материал, связанный именно с понятием пожарно-техническая высота зданий и полезный для понимания сути этой нормы. Приведем касающиеся пожарной безопасности выдержки из этой статьи 1912 года адаптировав ее современному русскому языку.
Далее, вопрос о пожарной опасности.
Пожарная опасность таится во всяком доме, какой-бы высоты он не был.
От пожара одноэтажного дома соседние здания могут затронуть с тем-же усилием, как и от пожара 7-этажного дома.
Ссылка же на то, что московские пожарные команды не располагают достаточными средствами и приспособлениями для тушения пожара в многоэтажных домах, не выдерживают никакой критики.
Смешно думать, что домостроительство должно приспособиться к нашим противопожарным средствам, тогда как всюду и естественно, техника тушения пожаров идет за выдвигаемыми прогрессом строительства требованиями и подчиняется им.
И если в московских пожарных командах нет лестниц и пожарных рукавов, достигающих высоты 8 или 9 этажей, то выход из этого «затрудненного» положения простой, нужно завести лестницы и рукава.
Главное, что нужно иметь ввиду, это то, что стремление к «небоскребу» строительству, не досужая фантазии того или другого строителя. Строить многоэтажные дома стало насущной необходимостью.
Такое требование диктуется жизнью, а налагать основы на жизнь — пустое занятие :жизнь сумеет их бросить.
Население Москвы растёт со страшной быстротой. Вся интенсивность домостроителей, наблюдающаяся в последние годы, не в состоянии разрешить
капитальный кризис.
Свободные участки земли, особенно центральных районах, осталось очень немного.
Цены на землю подняли чрезмерно. Цены на строительные материалы в рабочие руки ещё того больше. При таких условиях, — как прикажите строить дома?
Если в 3-4 этажа это, то при существенной норме расценки квартиры ни в каком случае не окупятся. Если-же повышают квартирную плату, то толком тот-же квартирант, которому за якобы «светлую» квартиру, придётся платить дорога.
Единственный выход-строить многоэтажные дома, квартиры, в которых будут доступны средства обывателя и дадут известность его дохода владельцу.
.Таким образом мы можем сделать вывод о том, что высота здания — его важная характеристика, и несмотря на довольно архаичную классификацию, основанную на тактико-технических характеристиках автомобилей, которых давно нет на вооружении, высота здания напрямую влияет на различные аспекты пожарной профилактки в этом здании, на вопросы распространения пожара и эвакуации людей, но исторически, традиционно основной фактический смысл введения понятия «пожарно-техническая высота здания» — это обеспечение деятельности пожарных подразделений.
В связи с тем, что пожарно-техническая высота здания крайне редко указывается в проектной документации на здание, для пожарного специалиста особенно важно уметь ее определять.
ВАРИАНТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ВЫСОТЫ ЗДАНИЯ
Вариант 1 — проемы (окна) на верхнем этаже здания открываются
Вариант 2 проемы (окна с ограждениями)
Вариант 3 балкон и лоджия — ограждения былконов и лоджий
Вариант 4 при наличии эксплуатируемого покрытия (примечание 1) и примечание 2)
Вариант 5 — при отсутствии открывающихся окон
Вариант 6 для целей определения степени огнестойкости, класса констурктивной опжарной опансости и площади этажа в пределах пожарного отсека здавний классов ФПО Ф5
Во всех вариантах, кроме варианта 5 высота здания определяется именно по логике, которая описана в параграфе посвященном истории этого вопроса. Т.е. начало измерения идет от планировочной отметки проезда для пожарных автомобилей. М в этом на первый взгляд простом деле есть немало сложных моментов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ТОЧКИ ИЗМЕРЕНИЯ
на этапе жизненного цикла — проектирование
на этапе жизненного цикла эксплуатация
инженер пожарной безопасности
Размещено 05 мая 2020 года
Все права на текст статьи принадлежат автору. Копирование, распространение, использование и иные действия, за исключением ознакомления на данной странице сайта ptm01.ru запрещены.
Разрешено: копировать ссылку (url) на данную страницу и направлять скопированную ссылку неограниченному кругу лиц.
В случае сомнений, руководствуйтесь правилом: всё, что не разрешено — запрещено
Статья 1 ГрК РФ. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе (действующая редакция)
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
1) градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства;
2) территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
3) устойчивое развитие территорий — обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;
4) зоны с особыми условиями использования территорий — охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) функциональные зоны — зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
6) градостроительное зонирование — зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
7) территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
8) правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
9) градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;
10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
10.1) линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
10.2) некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
10.3) информационная модель объекта капитального строительства (далее — информационная модель) — совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства;
11) красные линии — линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории;
12) территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);
13) строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
14.1) реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
14.2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
14.3) капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;
14.4) снос объекта капитального строительства — ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей;
15) инженерные изыскания — изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;
16) застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику;
17) саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — региональный оператор);
18) объекты федерального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации;
19) объекты регионального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации;
20) объекты местного значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, муниципальных округов, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, муниципального округа, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане муниципального округа, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации;
21) парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка;
22) технический заказчик — юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также — функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса;
23) программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, которые предусмотрены соответственно документами перспективного развития электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, муниципального округа, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
24) система коммунальной инфраструктуры — комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
25) транспортно-пересадочный узел — комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой;
26) нормативы градостроительного проектирования — совокупность расчетных показателей, установленных в соответствии с настоящим Кодексом в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и подлежащих применению при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;
27) программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, муниципального округа, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, муниципального округа, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения;
28) программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, муниципального округа, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана). Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, муниципального округа, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения;
29) машино-место — предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
30) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее — сметная стоимость строительства) — расчетная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежащая определению на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства и применению в соответствии со статьей 8.3 настоящего Кодекса;
31) сметные нормы — совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (далее — строительные ресурсы), установленных на принятую единицу измерения, и иных затрат, применяемых при определении сметной стоимости строительства;
32) сметные цены строительных ресурсов — сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и размещаемая в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве;
33) сметные нормативы — сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм;
33.1) укрупненный норматив цены строительства — показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства;
34) комплексное развитие территорий — совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, муниципальных округов, городских округов;
35) элемент планировочной структуры — часть территории поселения, муниципального округа, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
36) благоустройство территории — деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
37) прилегающая территория — территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
38) элементы благоустройства — декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории;
39) объект индивидуального жилищного строительства — отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
40) дом блокированной застройки — жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
ВЫСОТА ЗДАНИЯ (АРХИТЕКТУРНАЯ)
Высота здания – вертикальный размер, измеряемый от проектной отметки земли до верхней отметки самого высокого конструктивного элемента здания (парапет кровли; карниз, конек кровли, верх фронтона; купол; шпиль; башня) (рис.1) [1].
1. Верхними конструктивными элементами здания могут быть надстройки для выхода на кровлю и для размещения технического оборудования, трубы и т.п.; подкрестное яблоко – в православных храмах, колокольнях и звонницах (рис. 2).
2. Высота здания для определения условий обеспечения требований пожарной безопасности принимается в соответствии с СП 1.13130.
3. Антенны на кровле, молниеотводы и другие электротехнические и инженерные устройства при определении высоты здания не учитываются [1]