Где должны располагаться ручные пожарные извещатели на судне
Перейти к содержимому

Где должны располагаться ручные пожарные извещатели на судне

  • автор:

Пожарная безопасность на судне

По сравнению с обеспечением пожарной безопасности на объектах, расположенных на суше, где на помощь руководству, работникам организаций приходят подразделения МЧС России, правила и требования пожарной безопасности к судам, находящимся в плавании, гораздо жестче.

Пожарный катер

Обеспечение пожарной безопасности возложено на владельца судна и экипаж во главе с капитаном. Экипаж должен приложить все силы, чтобы не допустить возгорание на борту, выполнить действия при пожаре для его ликвидации; а судовладелец – подготовить судно с инженерно-технической стороны дела, укомплектовать огнетушителями, обучить экипаж.

Требования нормативных документов

Немного истории

Особым вниманием Петра I пользуется флот. Царь собственноручно пишет указы и распоряжения, относящиеся к предупреждению пожаров на судах.

В 1710 году издаются инструкции и артикулы Российскому флоту, содержащие ряд противопожарных мер. Ходить по кораблю с огнем разрешалось только по поручению капитана. Без его ведома, запрещалось при­возить на корабль тюфяки, мешки с сеном и другими воспламеняю­щимися веществами. Куре­ние разрешалось только между большой мачтой и фок-мачтой и под наблюдением офицера. Строго был ограничен и доступ в пороховые погреба – заходить туда разрешалось только пушкарям. Нарушителей этих правил наказывали весьма сурово: трижды протаскивали под килем ко­рабля и лишали месячного жалования.

13 (24 по новому стилю) января 1720 года Петр Великий объявляет указ об издании Морского устава (), во введении к ко­торому определяет значение флота для российского государства: «… сие дело необходимо нужное есть Государству [по оной пословице: что всякий Потентант, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет] …».

Морской устав 1720 года

Устав морской 1720 года

В книге 5 главе 4, артикулы 46 и 47 гласят:

Все те, которые нарочно зажгут или потопят какой корабль, или магазин, или иное какое судно, или какую амуницию, или провиант, или такелаж свой или приятельский, будут казнены смертию…

Если капитан, или какой офицер морской, командую­щий кораблем, потеряет свой корабль на море, разбиением на камень или на берег, или от огня сго­рит, повинен быть взят за арест. А ежели явиться, что оная гибель сделалась его небрежением, за то будет казнен смертию, или сослан навечно на галерную работу, по важности вины смотря.

В 1831 году суд Адмиралтейств-коллегии приговорил капитана судна «Фершампенхауз» Барта­шевича, а также офицера Тибардина и унтер-офицера Мякишева за допущенные недостатки во время уборки крюйт-камеры, что привело к пожару, к смертной казни. Но, учитывая безупречную службу, император Николай I заменил всем троим офицерам смертную казнь разжалованием в рядовые мат­росы.

Наши дни

Учитывая, что водный транспорт, будь это морские суда, осуществляющие торговые перевозки по всему Мировому океану, разработку, добычу полезных ископаемых, включая такие горючие жидкости, как нефть, газовый конденсат; или речной флот, работающий на внутренних водных путях нашей страны, относится к специфической, с точки зрения пожарной безопасности, категории защищаемых объектов, поэтому для ее обеспечения существуют и особые нормативные документы, учитывающие различные нюансы назначения судов, ситуаций с ними:

  • «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ», в котором в статье 34 говорится о том, что подготовка судна к плаванию – это обязанность судовладельца. При этом оно считается пригодным к плаванию, если удовлетворяет, в том числе требованиям пожарной безопасности.
  • «Кодекс торгового мореплавания РФ», требованиям подчиняется которого весь морской транспорт, что ходит под российским флагом. Он устанавливает всеобъемлющие правила для морских судов как в период их плавания по морским, так и по внутренним водным путям.

Исходя из определений этих официальных документов судами считаются самоходные, несамоходные плавучие сооружения, в том числе:

  • морские, речные суда – пассажирские, грузовые, рыболовецкие, включая вспомогательные, маломерные, прогулочные; танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, баржи;
  • суда смешанного типа река-море;
  • паромы;
  • дноуглубительные / дноочистительные снаряды;
  • плавучие краны, доки, другие технические сооружения подобного рода;
  • морские плавучие платформы по разведке, добыче полезных ископаемых на шельфе.

В них также определено, что состав экипажа судна – это капитан, лица командного состава (помощники капитана, механики, электромеханики, радиоспециалисты, врачи), судовая команда.

Более конкретные требования пожарной безопасности, касающиеся всех аспектов надлежащего поддержания противопожарного судов в различных ситуациях, изложены в следующих нормативных документах:

    , утвержденные приказом Минтранса РФ № 158 от 24.12.2002.
  • ППБ СРС 01-2009 Правила пожарной безопасности на строящихся и ремонтируемых судах. , утвержденные постановлением Минтранса РФ № 12 от 12.02.2004. – о требованиях пожарной безопасности к судовым, тепловозным, промышленным двигателям. , утвержденный приказом Минтранса РФ № 154 от 30.04.2013.

На основании этого официального документа, именно представители этой Федеральной службы выполняют функции федерального пожарного надзора на судах, а не представители МЧС РФ.

Противопожарные системы и оборудование

На флоте, неважно морской он или речной, обеспечение ПБ закладывают еще на стадии проектирования судов любого типа, класса; воплощая проектные решения на стадии строительства, а затем оборудования, комплектации, а именно:

  • Производится огнезащита металлических конструкций судна, в предусмотренных проектной документацией местах.
  • Выполняются противопожарные перегородки / переборки между пожарными отсеками / помещениями судов.
  • Устанавливаются противопожарные ворота, двери, люки, в том числе с частичным заполнением противопожарным (огнестойким) стеклом, в проемах таких переборок.
  • В местах прохождения коммуникаций через противопожарные переборки все проемы, отверстия заделываются, герметизируют, в том числе водостойкими огнезащитными штукатурками, огнестойкой пеной.
  • Устанавливаются огнезадерживающие клапаны на вентиляционных системах судна, огнепреградители на трубопроводах закачки топлива, жидких горючих грузов.
  • Прокладываются трубопроводы стационарных систем пожаротушения судна, кабельные трассы автоматической пожарной сигнализации, СОУЭ – оповещения о пожаре.

Для своевременного обнаружения мест возникновения очагов горения, их локализации в отсеках, оперативной ликвидации на судах используются следующие виды, типы систем сигнализации, оповещения, установок тушения пожаров, являющихся важной составной частью их конструкции, оборудования:

  • Автоматическая сигнализация о точном месте обнаружения очага возгорания с максимальными или максимально-дифференциальными типами тепловых пожарных извещателей, датчиками дыма, а также газовыми пожарными извещателями, выбираемыми на стадии проектирования в зависимости от назначения защищаемых отсеков/помещений судна; предстоящей пожарной нагрузки – видов, количества перевозимых в них грузов.
  • Ручные пожарные извещатели для сообщения от члена экипажа судна, первым визуально обнаружившего признаки пожара, дублирования тревожного сигнала.
  • Световые, звуковые пожарные извещатели, оборудование речевого оповещения/громкоговорящей корабельной связи. со спринклерными оросителями, устанавливаемыми для защиты кают экипажа, пассажиров, коридоров, камбуза, общественных помещений, например, кают-компании; дренчерными оросителями – для грузовых отсеков, вспомогательных помещений. Это основной вид установок пожаротушения на судах, как, впрочем, и на суше, учитывая доступность, универсальность такого огнетушащего вещества, как вода. для защиты машинных отделений, где установлены дизельные двигатели; электрогенераторных помещений; насосных отделений судна; грузовых трюмов, отсеков с наличием ГЖ, ЛВЖ.
  • Ограниченно для защиты отдельных особо важных, небольших по площади технических помещений управления, жизнеобеспечения судна используют газовые, порошковые системы пожаротушения.
  • Система внутреннего противопожарного водоснабжения / водопровода, с установленными в рассредоточенных местах судна пожарными кранами, укомплектованными рукавами, стволами.

Вся аппаратура контроля и управления противопожарными системами судна устанавливается, концентрируется в помещении главного командного пункта (рубке) управления, выполняющем функции пожарного поста, откуда капитаном передаются необходимые команды с помощью системы громкоговорящей связи, возглавляется борьба экипажа с возникшим пожаром; организацией, проведением эвакуации пассажиров в безопасные места; отработкой плана действий при авариях и катастрофах.

Кроме стационарных средств тушения пожаров, помещения корабля укомплектовываются порошковыми, углекислотными, хладоновыми огнетушителями, для определения их необходимого количества производится расчет необходимого количества огнетушителей; или оснащение первичными средствами пожаротушения, пожарным инвентарем и ручным инструментом, необходимыми для оперативного устранения небольшого по площади очага возгорания, производится по нормам положенности.

Правила противопожарного режима

Даже правильно спроектированное, оснащенное всеми необходимыми инженерными системами, техническим противопожарным оборудованием, средствами для борьбы с пожарами судно остается крайне опасным и уязвимым при возникновении очага возгорания в нем объектом защиты.

Автономность судна, наличие на борту значительных объемов пожарной нагрузки, включая пожароопасные грузы; затрудненность эвакуации людей из-за стесненности основных эвакуационных путей и выходов, ограниченности путей вывода в безопасные места требуют от судовладельца, экипажа во главе с капитаном серьезного подхода, выполнения всех правил и требований ПБ, строгого соблюдения противопожарного режима как во время плавания, так и находясь в порту.

Наиболее частыми причинами пожаров на судах являются:

  • Нарушения противопожарного режима – курение вне отведенных мест, неправильная эксплуатация или использование самодельных электроприборов.
  • Нарушения правил ПБ при проведении различных работ, связанных с использованием открытого огня, в том числе без оформления наряда-допуска на выполнение огневых работ.
  • Механические повреждения электрооборудования, электропроводки судна.
  • Нарушения мер ПБ, ошибки при складировании ЛВЖ, ГЖ, горючих сыпучих материалов в грузовых трюмах, отсеках.
  • Разгерметизация трубопроводов подачи топлива с последующим контактом с горячими рабочими механизмами машин, источниками открытого пламени.
  • Нарушения правил ПБ при эксплуатации котлов, печей.

Суда внутреннего водного транспорта РФ (ВВТ РФ), работа экипажей на их борту должны отвечать требованиям «Правил ПБ на судах внутреннего водного транспорта РФ», причем экземпляр этих правил обязательно входит в судовые документы, отражающие пожарную безопасность судна, и должен находиться на борту любого судна.

Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности на судне возложена на судовладельца, что эксплуатирует его от своего имени, независимо от того, его он собственник или использует его на другом законном основании. На практике ответственным за пожарную безопасность судна является капитан.

Судовладельцам, капитанам судов этими правилами вменены в обязанность организация, проведение следующих основных противопожарных мероприятий:

    с командным составом, рядовыми членами экипажей судов.
  • Обучение их практическим навыкам борьбы с огнем на борту судна, с использованием имеющегося арсенала противопожарных систем, установок, оборудования, первичных средств.
  • Создание аварийных партий/групп из членов судовой команды для борьбы за живучесть судна при возникновении пожара. Количество, число членов таких партий/групп прямо зависит назначения, типа судна, численности экипажа.
  • Ознакомление пассажиров с противопожарным режимом на судне, планами эвакуации при пожаре, действиями по эвакуации при поступлении сигнала пожарной тревоги.
  • Создание, размещение в наиболее посещаемом или проходном месте на судне стенда (уголка) по пожарной безопасности, где на плакатах, планах-схемах наглядно отражены действия при возникновении пожара; приемы обращения с первичными средствами; характерные нарушения правил ПБ на судах; места размещения средств пожаротушения и другая необходимая информация.

«Правила ПБ на судах ВВТ РФ» в своих разделах дают подробную, исчерпывающую информацию о требованиях ПБ в период эксплуатации – при перевозке пассажиров, при стоянках у причалов и на рейдах; в пунктах приема и отстоя, при проведении пожароопасных ремонтных работ; а также для судов, перевозящих взрывопожароопасные, нефтеналивные грузы.

Противопожарные системы. Спасательные средства

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Познавательно:

Биологическое окисление В процессе обмена веществ пищевые продукты (углеводы, липиды) подвергаются катаболизму.
ОПРОБОВАНИЕ ТОРМОЗОВ В ПОЕЗДАХ С ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГОЙ Устанавливаются три вида опробования тормозов: полное и сокращённое опробования в поездах.
Финансовая система Российской Федерации Понятие финансовой системы Фонды финансовых ресурсов образуются и используются в различных сферах денежных отношений.
Котлы ДКВР-10-13 Двухбарабанный котёл вертикально-водотрубный реконструированный, паровой.
Подросток 148. Общепринятые границы подросткового возраста в отечественной психологии.

Системы пожарной сигнализации

Станция сигнализации должна располагаться на ходовом мостике или в ЦПП.

Панели сигнализации должны указывать луч, в котором сработал автоматический или ручной извещатель. На каждой панели сигнализации или вблизи нее должна быть четкая информация об обслуживаемых помещениях и о расположении лучей. Одна из панелей должна быть расположена так, чтобы она всегда была легко доступна для ответственных членов экипажа при нахождении судна в море или в порту, кроме случаев, когда судно выведено из эксплуатации. Если станция сигнализации расположена в центральном пожарном посту, одна из панелей сигнализации должна находиться на ходовом мостике.

Панели управления на центральном посту управления должны иметь индикацию открытого или закрытого состояния противопожарных дверей, индикацию отключенного состояния или вывода из действия детекторов, устройств подачи сигналов тревоги и вентиляторов.

Система обнаружения пожара должна вызывать подачу звуковых и световых сигналов аварийно-предупредительной сигнализации, отличающихся от звуковых и световых сигналов любой другой системы, не указывающей на возникновение пожара, в достаточном количестве мест для того, чтобы они были услышаны и увидены на ходовом мостике, а также ответственным механиком. При отсутствии вахты на ходовом мостике звуковой сигнал должен подаваться к месту несения вахты ответственным членом экипажа.

Расположение извещателей сигнализации обнаружения пожара должно соответствовать следующим требованиям:

— если система обнаружения пожара не включает в себя средств дистанционного определения положения каждого автоматического извещателя в отдельности, то обычно не должно допускаться обслуживание каким-либо лучом более одной палубы в пределах жилых, служебных помещений и постов управления, за исключением луча, обслуживающего выгородку трапа, при этом число обслуживаемых одним лучом помещений не должно быть более 50. Если система обнаружения пожара позволяет дистанционно определять место возникновения пожара каждым отдельным автома­тическим извещателем, лучи могут обслуживать несколько палуб и любое число помещений;

— на пассажирских судах, если нет системы обнаружения пожара, способной дистанционно определять место возникновения пожара каждым отдельным автоматическим извещателем, один и тот же луч автоматических извещателей не должен обслуживать помещения, расположенные по обоим бортам судна или более чем на одной палубе, и не должен располагаться более чем в одной вертикальной зоне. Однако Регистр может разре­шить обслуживание одним лучом автоматических извещателей помещений на обоих бортах судна и более чем на одной палубе, если это не приведет к ослаблению противопожарной защиты судна. На пассажирских судах, оснащенных системой обнаружения пожара, способной дистанционно определять место возникновения пожара каждым отдельным автоматическим извещателем, один луч может обслуживать помещения на обоих бортах судна и на нескольких палубах, но не может располагаться более чем в одной главной верти­кальной зоне;

— не допускается установка на одном луче более 100 извещателей;

— не допускается подключать к лучу извеща­телей машинных помещений категории А извещатели постов управления, жилых и служебных помещений.

Автоматической сигнализацией обнаружения пожара должны быть оборудованы следующие суда:

— грузовые валовой вместимостью 500 и более;

— все суда, на которых в машинных помещениях категории А отсутствует постоянная вахта.

Автоматической сигнализацией обнаружения пожара должны быть оборудованы следующие помещения (кроме помещений, в которых полностью отсутствует горючая среда):

— все жилые и хозяйственные (кроме сангигиенических и провизионных кладовых);

— кладовые судовых запасов взрывчатых веществ, кладовые легковоспламеняющихся и горючих материалов, сварочные мастерские;

— посты управления (за исключением ЦПП, аккумуляторных и агрегатных);

— грузовые помещения на пассажирских судах, за исключением случаев, когда к удовлетворению Регистра доказано, что судно совершает настолько непродолжительные рейсы, что было бы нецелесообразным применять данное требование;

— грузовые помещения судов, перевозящих ненавалочные опасные грузы, включая суда валовой вместимостью менее 500;

— помещения специальной категории;

— закрытые и открытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки;

— закрытые грузовые помещения, приспособленные для перевозки автотранспорта с топливом в баках;

— коридоры, трапы и пути эвакуации в районе жилых помещений;

— пожароопасные зоны (такие, как места расположения или выгородки сепараторов, установок жидкого топлива и т.п.), не находящиеся под непрерывным наблюдением с места несения вахты в машинных помещениях категории А с постоянной вахтой.

Пассажирские суда, перевозящие более 36 пассажиров, должны быть оборудованы автомати­ческой спринклерной системой пожаротушения во всех служебных помещениях, на постах управления и в жилых помещениях, включая коридоры и трапы. Альтернативно посты управления, где вода может вызвать повреждения основного оборудования, могут быть оборудованы стационарной системой пожаротушения другого типа, одобренной Регистром. Должна быть установлена стационарная система сигнализации обнаружения дыма в общественных помещениях, на постах управления и в жилых помещениях, включая коридоры и выгородки трапов. Нет необходимости устанавли­вать дымодетекторы в ванных комнатах кают и камбузах. Помещения с малой пожароопасностью или помещения, не являющиеся пожароопасными, такие как пустые пространства, общественные туалеты и подобные им помещения, не требуется оборудовать автоматической спринклерной системой или стационарной системой обнаружения пожара.

В системах автоматической сигнализации обнаружения пожара могут применяться извещатели, срабатывающие под влиянием теплового или дымового эффекта либо действующие на других принципах. Световые извещатели могут применяться только в дополнение к дымовым или тепловым. Тепловые извещатели в помещениях с нормальной температурой воздуха должны срабатывать в интервале температур 54÷78°С, а в помещениях с высокой температурой воздуха, таких, как некоторые районы машинных помещений категории А, сушильные, камбузы, сауны и т.п. – в интервале 80÷100 °С при скорости повышения температуры во всех вышеуказанных помещениях не более 1 °С/мин.

Извещатели, устанавливаемые в дымоходах и воздуховодах котлов, должны срабатывать при температуре, превышающей максимальную ра­бочую температуру дымовых газов на 100 о С.

Тепловые извещатели должны надежно работать при температуре по крайней мере на 5 °С выше температуры настройки чувствительного элемента.

Дымовые извещатели устанавливаемые в ма­шинных помещениях категории А, должны срабатывал, при такой плотности дыма, при которой ослабление света достигает не более 50% на 1 м.

В машинных помещениях категории А могут также применяться извещатели, обнаруживающие очаг пожара по появлению пульсаций температуры (теплоимпульсные). Извещатели должны быть настроены на частоту пульсаций температуры от 1,9÷2,3 Гц и выше и срабатывать при превышении амплитуды на (2 + 0,5) °С независимо от температуры помещения.

Автоматические извещатели должны быть такого типа, чтобы после испытаний на срабатывание они возвращались в режим нормальной работы без замены каких-либо элементов.

Извещатели должны устанавливаться в каждом защищаемом помещении, ограниченном переборками, палубами и выгородками, в верхней части таким образом, чтобы обеспечивался беспрепятственный приток к ним продуктов сгорания.

Извещатели, установленные на подволоке, должны отстоять от переборок не менее чем на 0,5 м. Максимальные площади и расстояния для установки автоматических извещателей должны соответствовать табл.5.10

Таблица 5.10.

Максимальная площадь палубы обслуживаемая извещателем, м 2

Системы с ручными пожарными извещателями

Извещатель пожарный ручнойСистемы с ручными пожарными извещателями включают обычный и аварийный источники питания, приемное устройство и коробки для установки извещателей. Приемное устройство с ручными пожарными извещателями аналогично приемному устройству автоматической системы.

Оно должно содержать средства для приема сигналов тревоги и преобразования их в звуковые сигналы тревоги. Кроме того, в нем должна быть предусмотрена возможность регистрации сигналов о неисправностях. И так же, как в автоматических системах, в машинных отделениях должны предусматриваться прерывистые звонки.

Комбинированные ручные и автоматические системы. Как правило, ручные системы сочетаются с автоматическими системами обнаружения пожара. При выходе из строя автоматической системы член экипажа, обнаруживший пожар, может быстро дать сигнал тревоги через ручную систему. Кроме того, ручная система имеет большое значение даже в том случае, когда автоматическая система работает нормально.
Если сигнал от ручного извещателя принят вскоре после получения сигнала автоматической системы, вахтенный штурман может быть твердо уверен в том, что действительно возник пожар, а не произошло ложное срабатывание.

В автоматических системах пожаротушения предусмотрена возможность ручного пуска. Автоматические системы пожаротушения при ручном пуске срабатывают так же, как и при автоматическом.
Единственным исключением является автоматическая спринклерная система, которая не может сработать до тех пор, пока теплота пожара не вызовет срабатывания спринклера. После вскрытия спринклера вода выходит из него, и срабатывает сигнал тревоги.

Ручные извещатели могут подсоединяться к кабельным трассам автоматических систем обнаружения пожара как их составная часть. Может использоваться и отдельное подключение ручных извещателей.

Рунные пожарные извещатели. В каждой пожарной зоне на судне должен быть предусмотрен, по крайней мере, один ручной пожарный извещатель. На схемах в рулевой рубке и центральном пожарном посту рядом с сигнальной панелью должны быть указаны места установки ручных извещателей в пожарных зонах.

Ручные извещатели обычно размещают в коридорах, выгородках трапов, общественных помещениях и других аналогичных районах. Они должны быть легко доступны и хорошо видимы в случае необходимости. Ручные извещатели должны быть расположены так. чтобы любой человек на пути эвакуации из зоны пожара встретил хотя бы один ручной извещатель.

На всех ручных извещателях должна быть четкая надпись: «При пожаре разбить стекло». Каждый ручной извещатель должен иметь номер, соответствующий номеру пожарной зоны, в которой он расположен. Извещатель должен быть красного цвета с инструкцией по использованию, напечатанной буквами контрастного цвета.

Современные извещатели снабжены рабочими рукоятками. Если рукоятку потянуть, то стекло разобьется, и механизм извещателя передаст сигнал тревоги. Старые конструкции не имеют рукояток, вместо них предусмотрен закрепленный на цепи небольшой молоточек для разбивания стекла. Когда стекло разбито, нажимают кнопку и подают звуковой сигнал тревоги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *