Категория сложности 4 разряд 3 что значит
Перейти к содержимому

Категория сложности 4 разряд 3 что значит

  • автор:

Категория сложности 4 разряд 3 что значит

silbili-ozera-pohod-shymkent

Количество категорий сложности во всех видах активного туризма 6. С возрастанием категории сложности похода увеличивается его трудность от I до VI (таблица 1). Категорию сложности маршрута определяют локальные препятствия, встречающиеся на его пути. В трекинге (горном туризме) – это перевалы, в водном туризме – пороги, в спелеотуризме – пещеры и т.д. В свою очередь, локальные препятствия могут также делиться на несколько категорий трудности. Категория сложности применяется в контексте похода в общем, а категория трудности – для локальных препятствий на туристском маршруте.

Таблица 1 – Нормативы походов в активном туризме

Категория сложности I II III IV V VI
Минимальная длительность, в днях 6 8 10 13 16 20
Вид туризма Минимальная протяженность похода, км
Трекинг (горный туризм) 100 120 140 150 160 160
Велосипедный 300 400 500 600 700 800
Водный 150 160 170 180 190 190
Спелео (кол-во пещер) 5 4-5 1-2 1-2 1-2 1
Пешеходный 130 160 190 220 250 300
Лыжный 130 150 170 210 240 300

В трекинге маршрут похода должен быть линейным или кольцевым и составлять не менее 75% от всего маршрута. Сделано это для того, чтобы в случае нехватки расстояния для зачета в МКК, туристы могли сделать радиальные выходы. «Радиалка» засчитывается в одну сторону, если возвращение по тому же пути.

Трудность восхождения в альпинизме определяется сложностью конкретного маршрута на горную вершину. Категорий сложности также 6, делящихся на 2 полукатегории А и Б (1А к.с. в альпинизме в зачет разряда не включена). Категории сложности маршрута определяются трудностью локальных участков, которых также 6 от I до VI. Существует и международная методика оценки трудности скальных участков UIAA – Союза международных альпинистских ассоциаций. Классификация представлена 11 к.т. от I до XI.

В трекинге локальными препятствиями в основном служат перевалы (таблица 2). Основных категорий 3, делящихся на полукатегории также как в альпинизме – А и Б. Существуют перевалы без к.т. – некатегорированные (на картах обозначаются н/к). В зачет похода в трекинге можно включать траверсы и восхождения на пики. Здесь необходимо правильно перевести альпинистскую категорию сложности в треккинг. Приблизительно это выглядит так:

Треккинг Альпинизм
2Б-3А
3Б-4А
4Б-5А(5Б)
6А-6Б(5Б)

Для оценки категорий трудности перевалов разработана специальная методика, в основу которой положены такие определяющие признаки:

– характер наиболее сложных участков перевала;

– необходимые для преодоления перевала техника, тактика передвижения и особенности мест ночлегов;

– количественные характеристики (время движения, число точек страховки);

В зачет маршрута любой к.с. входят несколько перевалов (таблица 2). Установлено минимальное количество перевалов той или иной трудности. При этом максимально количество перевалов в одном маршруте можно увеличить на 2. Туристская группа может включать перевалы любой трудности, не превышающей сложность похода. Стоит отметить, что, начиная с похода III к.с., у группы есть право самим решать, какой перевал пройти логичнее.

Таблица 2 – Нормативы категории сложности походов в трекинге

Категория сложности похода
I II III IV V VI
Минимальное количество перевалов 2 3 4 5 6 7
Трудность перевалов
2 1
2 1 1
2 1 1
2 1 1
2 1*
2*

*в маршруте VI к.с. возможен вариант пер. 2Б – 1 шт, 3А – 3 шт, 3Б – 1 шт.

Сложность перевалов определяется следующим образом (таблица 3).

Таблица 3 – Критерии оценки трудности перевалов

(Таблица из книги «Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг.»)

К.т. перевала Характер наиболее сложных участков пути Техника и условия передвижения Общее время (t) преодоления перевала. Кол-во точек страховки (n). Длина определяющего участка (I) Необходимое специальное снаряжение
Простые, осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30° пологие (до 15°) ледники без трещин крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал, обычно наличие троп на подходах. Простейшая индивидуальная техника передвижения самостраховка альпенштоком или ледорубом. При переправах через реки на подходах может потребоваться страховка с помощью веревки. Ночевки, как правило, в лесной или луговой зоне. Несколько часов.n = 0I = 0 Обувь на нескользкой подошве, альпенштоки, страховочные пояса (грудные обвязки) и карабины на каждого участника. 1-2 основные веревки на группу.
Несложные скалы, снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до 45°), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом: закрытые ледники с участками скрытых трещин. Простейшая коллективная техника: одновременное движение в связках по склонам и закрытым ледникам. Навеска перил на склонах и при переправах. Возможны ночевки на границе ледниковой зоны. Не более одного дня.n = до 5I = до 40-50 м. Ботинки на рифленой подошве, альпенштоки или ледорубы (1-2 ледоруба на группу обязательно), страховочные системы и карабины на каждого участника. По одной основной веревке на каждых 3-4 человек. Крючья скальные и ледовые (3-4 на группу), скальный и ледовой молоток.
Скальные, снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 20 до 45°) закрытые ледники и несложные ледопады. Более сложная индивидуальная и коллективная техника, попеременная или групповая (перильная) страховка, использование кошек или рубка ступеней может понадобиться крючьевая страховка. Возможны ночлеги в ледниковой зоне. Не более сутокn = 5-10I = до 80-100 м. (2-3 веревки подряд) Кроме перечисленного для перевалов 1Б к.т. ледорубы и “кошки” на каждого участника, крючья в необходимом количестве и ассортименте. По одной основной веревке на каждых 2-3 человек.
Крутые (свыше 45°) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10-15 м.) стенные участки ледопады средней сложности. Применение всего наиболее распространенного арсенала технических приемов: перильная или попеременная страховка, применение крючьев, движение первого на подъеме, а последнего на спуске без рюкзака, раздельный подъем и спуск рюкзаков спуск по веревке (дюльфер). Как правило, неизбежны ночлеги в ледниковой зоне. Не менее суток.n = 5-20I = до 200 м (3-5 веревок подряд) Кроме перечисленного для перевалов 2А к.т., : тормозные устройства для, спуска по веревке и (желательно) зажимы для подъема. Вспомогательные веревка, петли, расходные концы веревок и крючья для спуска.
Крутые (от 45 до 65°) снежные, ледовые и скальные склоны значительной протяженности стенные участки до 1-2 веревок подряд сложные ледопады. Применение разнообразных приемов передвижения и страховки на протяженных участках, включая применение искусственных опор, лесенок, якорей и т.п. Обычно необходима предварительная разведка и обработка маршрута. Тактика приобретает преобладающее значение. Неизбежны неоднократные ночлеги в ледовой зоне. Организация бивака может потребовать больших затрат времени и сил. До двух сутокn = 10-40I = от 200 до 500 м. (до 10 веревок подряд) Кроме перечисленного выше снаряжения, зажимы для подъема по веревке возможно использование основных и вспомогательных веревок увеличенной длины может потребоваться применение лесенок, закладок и крючьев, извлекаемых при спуске.
То же, что и для 3А, но при большей протяженности сложных участков, разнообразном их характере или предельной сложности, включая стены крутизной 60° и более. Необходимость практически непрерывной взаимной и групповой страховки в течение многих часов и даже суток специальной, рассчитанной на преодоление данного перевала, подготовки отличного владения техникой всеми участниками безупречной тактики. Возможно отсутствие мест для ночевок, что требует организации сидячих или висячих биваков. Не менее двух суток.n ≥ 30I = 500 м. и более (более 10 веревок подряд) То же, что и 3А к.т.. Может потребоваться снаряжение, специально подготовленное для преодоления конкретного перевала.

В критерии оценки маршрутов на горные вершины входит:

– абсолютная высота вершины;

– крутизна склонов, характер рельефа;

– техническая сложность отдельных участков;

– общее количество участков различной степени сложности на пути к вершине;

– подходы и спуск с вершины не включаются в категорию сложности маршрута.

В общем-то, они схожи с оценкой перевалов. Сложность альпинистских маршрутов определяется так, как показано в таблицах 4 и 5.

Таблица 4 – Критерии оценки сложности маршрутов на горные вершины

К.с. вершины Характер склонов вершины Категория трудности участков на маршруте (подробно о к.т. см. в таблице ниже). Общее время (t) преодоления вершины. Кол-во точек страховки (n).
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 5000 м. Средняя протяжённость маршрута – 500 м, средняя крутизна – 10-25°. Основу составляют участки 0 к.т. Необходимо наличие участка I к.т. (скального: 20-30 м и более, или ледово-снежного: 80-100 м и более) или наличие нескольких участков II к.т. (каждый – 3-15 м скального или 30-40 м ледово-снежного характера). t от 1,5 до 8 ч.n = 0+
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 6000 м. Средняя протяжённость маршрута – 550 м, средняя крутизна – 15-30°. Основу составляют участки 0 и I к.т. Необходимо наличие участка II к.т. (скального: 5-20 м, или ледово-снежного: 80-100 м). t от 2 до 10 ч.n = 0+
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 6000 м. Средняя протяжённость маршрута – 550 м, средняя крутизна – 15-30°. Основу составляют участки 0 и I к.т. Необходимо наличие участка II к.т. (скального: 15-30 м и более, или ледово-снежного: 80-100 м и более) или наличие нескольких участков III к.т. (каждый – 3-10 м скального или 20-50 м ледово-снежного характера). t от 2 до 10 ч.n = 0-3
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 6500 м. Средняя протяжённость маршрута – 600 м, средняя крутизна – 20-40°. Основу составляют участки I и II к.т. Необходимо наличие участка III к.т. (скального: 5-20 м, или ледово-снежного: 50-200 м). t от 3 до 10 ч.n = 1-3Возможен спуск по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 6500 м. Средняя протяжённость маршрута – 600 м, средняя крутизна – 20-40°. Основу составляют участки I и II к.т. Необходимо наличие участка III к.т. (скального: 20-30 м, или ледово-снежного: 100-300 м) или наличие нескольких участков IV к.т. (каждый – 3-15 м скального или 50-100 м ледово-снежного характера). t от 3 до 10 ч.n = 2-6Спуск по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 7000 м. Средняя протяжённость маршрута – 650 м, средняя крутизна – 30-50°. Основу составляют участки II и III к.т. Необходимо наличие участка IV к.т. (скального: 20-50 м, или ледово-снежного: 50-200 м). t ≥5 ч.n = 10-15+Возможно потребуется организация ночлега на маршруте. Спуск по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 7000 м. Средняя протяжённость маршрута – 650 м, средняя крутизна – 30-50°. Основу составляют участки II и III к.т. Необходимо наличие участка IV к.т. (скального: 40-80 м, или ледово-снежного: 200-400 м) или наличие нескольких участков V к.т. (каждый – 3-15 м скального или 50-150 м ледово-снежного характера). t ≥6 ч.n = 10-20+В большинстве случаев потребуется организация ночлега на маршруте. Спуск по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 7500 м. Средняя протяжённость маршрута – 700 м, средняя крутизна – 40-60°. Основу составляют участки III и IV к.т. Необходимо наличие участка V к.т. (скального: 10-40 м, или ледово-снежного: 100-400 м). t ≥6 ч.n = 15-20+В большинстве случаев потребуется организация ночлега на маршруте. Спуск по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой более 2000 м. Средняя протяжённость маршрута – 750 м, средняя крутизна – 45-70°. Практически нет участков I и II к.т. Основу составляют участки III и IV к.т. Необходимо наличие участка V к.т. (скального: 50 м, или ледово-снежного: 300-500 м) или наличие нескольких участков VI к.т. (3-20 м каждый). t ≥8 ч.n = 40-50+В большинстве случаев потребуется технически сложная организация ночлега на маршруте. Спуск только по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой более 3000 м. Средняя протяжённость маршрута – 800 м, средняя крутизна – 65-75°. Практически нет участков I-III к.т. Основу составляют участки IV и V к.т. Необходимо наличие участков VI к.т. (каждый – 20-40 м или более), суммарной протяжённостью не менее 200 м. t ≥3 дняn = 100+Требуется технически сложная организация ночлега на маршруте (в основном это сидячие или висячие места). Спуск только по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой более 3000 м. Средняя протяжённость маршрута – 800 м, средняя крутизна – 70-80°. Практически нет участков I-IV к.т. Основу составляют участки V и VI к.т. t ≥3 дняn = 100+Требуется технически сложная организация ночлега на маршруте (в основном это висячие гамаки т.п.). Спуск только по веревке.

Таблица 5 – Категории трудности участков при подъеме на горные вершины

К.Т. Характер участков Техника прохождения
0 Cнежно-ледовые, скальные склоны и гребни крутизной 10-20°. Участки проходятся одновременным движением всей группы.
I Cнежно-ледовые участки крутизной 15-30°, некрутые скалы. Участки проходятся одновременным движением всей группы, с использованием рук для поддержания равновесия.
II Cнежно-ледовые участки крутизной 25-30°, некрутые скалы. Участки проходятся попеременно, а опытными альпинистами – одновременно, с использованием рук для поддержания равновесия.
III Cнежно-ледовые участки крутизной 30-45°, крутые скалы с многочисленными зацепами и выступами или пологие, но гладкие скалы. Скальные участки проходятся «свободным лазанием», с основной нагрузкой на ноги и рюкзаком на плечах. Снежно-ледовые участки проходятся техникой в «три такта» или в кошках.
IV Cнежно-ледовые участки (склоны и гребни со снежными карнизами) крутизной 40-55°, крутые скалы с немногочисленными зацепами и выступами. Скальные участки проходятся «свободным лазанием», прохождение с рюкзаком на плечах возможно, но сильно затруднено. Снежно-ледовые участки проходятся в основном на передних зубьях кошек.
V Cнежно-ледовые участки (склоны и гребни со снежными карнизами) крутизной более 45°, крутые скалы с неудобными немногочисленными зацепами и выступами. Скальные участки проходятся «свободным лазанием» или с постановкой искусственных точек опоры (ИТО). Прохождение с тяжелым рюкзаком на плечах невозможно. Снежно-ледовые участки проходятся в основном на передних зубьях кошек, но в основном с постановкой ИТО.
VI Скальные вертикальные стены и нависания с неудобными, немногочисленными зацепами и выступами. Прохождение участков требует усилий на пределе возможностей человека.

Официальной оценки маршрутов бэккантри на постсоветском пространстве не существует. Категория сложности маршрутов бэккантри тесно переплетается со сложностью альпинистских и туристских маршрутов (таблица 6).

Таблица 6 – Оценка сложности маршрутов бэккантри (Vitaliy Rage)

К.с. маршрута Сложность (рейтинг) спуска (ski)* Аналог в альпинизме Средний уклон и рельеф Особенности спуска и степень опасности
F – Простая 1, 2.1, 2.2 н/к, плоско ≤28 о , холмистая местность без препятствий. Отсутствие ключевых участков, риска потери контроля и падения.
PD Не очень сложная 2.1-3.2 н/к, круче 28-35 о , открытые пространства с небольшими участками крутого рельефа. Катание в лесу. Не очень крутые и короткие сужения. Возможны повороты для преодоления препятствий. Крутые участки с хорошим выкатом.
AD – Средняя 3.2-4.3 1А, 1Б 35-40 о , неизбежны крутые участки. Короткие и очень крутые сужения. Необходимость коротких поворотов. Риск травм при потере контроля. Преодоление препятствий требуют быстрой реакции.
D Сложная 4.2-5.2 2А-3А 40-45 о , крутой склон, скалы, обрывы, лед. Короткие повороты все еще возможны. Много препятствий, которые требуют отличного владения снаряжением. При падении возможна смерть.
TD Очень сложная 5.3+ 3Б-4Б (5А) 45-50 о , очень крутой склон, множество скальных сбросов, ступеней, обрывов, больших трещин. Частично необходимы короткие повороты и сползания по длинным крутым кулуарам. Возможен спуск дюльфером. При падении вероятна смерть.
ED (EX) – Экстремальная 5.4+ 5А и выше 50-55 о , крутые стены и кулуары, скальные ступени, сбросы, обрывы, большие трещины. Необходимы короткие повороты и сползания по длинным крутым кулуарам. Прохождение дюльфером скальных стен. Отсутствие безопасных точек для остановки

*Сложность (рейтинг) спуска, подъема и другие факторы сложности см. на вышеуказанном сайте.

Методики категорирования других видов активного туризма можно подробно посмотреть в этой книге на стр. 86-115. Востоков И.Е., Панов С.Н. Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. – М., 2001.

Официально прохождение маршрутов можно оформить в Федерации спортивтивного туризма и туристского многоборья, есть у нас такая. На сайте можно найти различную информацию туристско-спортивных мероприятий по активным видам туризма: соревнованиям, туриадам, фестивалям, водным регатам и др. по всему Казахстану. Но это, если вы хотите стать спортсменом, если нет, то присоединяйтесь к нам.

вопросы по району плавания

Добрый день!
Какая формула класса будет у надувной лодки ПВХ с такими характеристиками? Вопрос вызван необходимостью использования лодки в море при удалении от берега до 2-х км.

Конструктивные особенности лодок этой серии обеспечивают ходовые и мореходные характеристики, как на реках и озерах, так и на открытых акваториях. Большая грузоподъемность и вместительность, в сочетании с компактной упаковкой, делают надувные лодки этой серии максимально удобными в эксплуатации и транспортировке.

В комплект входит брызгозащитный фартук с сумкой на молнии и фиксатор бензобака в кормовой части, сумка для переноски лодки и комплектующих, рем комплект, весла. Дно — секционный водостойкая фанера. Встроенный транец. Три изолированных отсека + надувной киль. Два жестких сиденья.
Технические характеристики:

* Модель: YUKONA (Юкона) 430 TS
* Производство:КАНАДА
* Длина наибольшая, см: 428
* Длина кокпита, см: 291
* Ширина наибольшая, см: 200
* Ширина кокпита, см: 100
* Диаметр баллона, см: 50
* Количество гермоотсеков, шт: 4+киль
* Максимальная грузоподъемность, кг: 880
* Пассажировместимость, чел: 8
* Максимальная мощность мотора, л.с.: 30
* Вес комплекта, кг: 90
* Габариты упаковки лодки, см: 35х78х135
* Габариты упаклвки настила, см: 15х70х105
* Допустимая высота волны, см: 50
* Плотность материала, г/кв.м: 1100

Эти данные взяты с сайта продавца и понятное дело, что в инструкции к лодке может не быть фразы про открытую акваторию ))

Поделиться203-02-2011 17:13:41

  • Автор: Александр
  • Участник
  • Откуда: Ярославль
  • Зарегистрирован : 08-06-2010
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 158
  • Уважение: [+1/-0]
  • Позитив: [+3/-0]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 74 [1948-11-30]
  • Провел на форуме:
    3 дня 3 часа
  • Последний визит:
    16-05-2017 08:21:03

Класс маломерного судна определяется ветро-волновым характеристикам района плавания и высотой надводного борта согласно "Временных правил классификации морских прогулочных судов поднадзорных ГИМС ". Высота надводного борта для надувных судов равна диаметру баллона и высота волны может быть не более этой величины. Кроме того одним из параметров является наличие герметичной палубы.
Таким маломерным судам морской класс присвоен быть не может . На сайте более подробно ваш вопрос есть в приказе №497 от29.06.2005 МЧС.

Поделиться304-02-2011 00:36:28

  • Автор: Bubo bubo
  • Участник
  • Откуда: Москва
  • Зарегистрирован : 01-02-2011
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 57
  • Уважение: [+3/-0]
  • Позитив: [+0/-0]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 51 [1972-03-03]
  • Провел на форуме:
    19 часов 20 минут
  • Последний визит:
    16-07-2012 17:09:22

Что-то я совсем запутался.
Приказ 497 — он на классификацию морского прогулочного судна (мощность стационарного двигателя более 50 кВт, не более 12 человек на борту), а у меня вопрос по маломерному судну с подвесным мотором. Но даже по приказу 497, прил 2 "Соответствие класса палубных и беспалубных прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест убежищ при плавании в бассейнах IV категории сложности" (как я понял прибрежные воды от берега до 12 миль (до Гос. границы)) получается, что (2) класс судна 2 или 3 разряд района плавания допускает при ветре 1-3 м/с и 0,5 м волны удаление 2 км для беспалубных судов. Тоже самое (3) класс судна 3 разряд. Или я где-то что-то не дочитал?
К сожалению игрушка "проверь формулу класса" на сайте не работает.
Спасибо за информацию, что для надувных судов высота надводного борта = диаметру баллона и является максимальной высотой волны. Сколько приказов ни читал везде высота волны — двойной надводный борт. Это из каких документов про надувные суда?

Поделиться424-02-2011 11:41:35

  • Автор: Bubo bubo
  • Участник
  • Откуда: Москва
  • Зарегистрирован : 01-02-2011
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 57
  • Уважение: [+3/-0]
  • Позитив: [+0/-0]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 51 [1972-03-03]
  • Провел на форуме:
    19 часов 20 минут
  • Последний визит:
    16-07-2012 17:09:22

Здравствуйте! Опять я со своей моторной надувнушкой и районами плавания на ней. Нашел официальное описание понравившейся лодки http://www.yukonagroup.ru/images/source/manual2010.pdf (извините, что ссылкой). Модель Yukona 430 ts с фанерным пайолом. Является ли с точки зрения Закона "Жесткий фанерный настил" и надувной киль требуемым к "Морю" жестким днищем? Или в "Море" выходят только "РИБы" у которых по сути в надувнушку без дна вставлена жесткая лодка (или к лодке приделан надувной баллон — смотря откуда смотреть )? Очень беспокоит район плавания этой Юконы, поскольку лодка выбирается под путешествия и работу, в том числе на Белом Море, возможно Онеге и Байкале. Своих мозгов разобраться как-то не очень хватает , а оказаться с недвижимостью, которая на 70% не подходит под мои требования не хотелось бы. Расскажите пожалуйста где я с этой лодкой еще законно, а где уже начинаются нарушения.

Поделиться515-03-2011 12:36:25

  • Автор: Александр
  • Участник
  • Откуда: Ярославль
  • Зарегистрирован : 08-06-2010
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 158
  • Уважение: [+1/-0]
  • Позитив: [+3/-0]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 74 [1948-11-30]
  • Провел на форуме:
    3 дня 3 часа
  • Последний визит:
    16-05-2017 08:21:03

Расскажите пожалуйста где я с этой лодкой еще законно, а где уже начинаются нарушения.

Конструкция корпуса маломерного судна, изготовленного из водонепроницаемых тканей, для надувных маломерных судов, рассчитанных для плавания в районах IV категорий сложности 1 разряда, должна предусматривать наличие жесткого днища. В данном случае фанерный настил не подходит.
Для Yukona 430TS в технических данных указаны диаметр баллона – 50 см. и допустимая высота волны 50 см. Последний параметр служит основанием для входа в приложение № 2 приказа МЧС РФ № 497 и определения класса маломерного судна. Максимально можно присвоить 2 класс для плавания в районах IV категорий сложности 2 разряда с удалением от мест убежищ не более 2 км, а для плавания в районах IV категорий сложности 5 разряда удаление от мест убежищ не ограничено.

Район плавания выбираются из следующего перечня:
Прибрежные морские (в пределах не более 12 миль от побережья) и внутренние водные бассейны делятся на:
a)Бассейны 1 разряда (прибрежные морские и внутренние водные бассейны с высотой волн 1,8 метра 3%-ной обеспеченности)
прибрежные морские воды:
озера — Байкал, Ладожское, Онежское;
реки — р.Енисей (от Усть-Портадо северной оконечности Бреховских островов), Обская губа (от Нового Порта до линии м..Каменный-м.Трехбугорный), Тазовская губа (от м.Поворотный до Обской губы).
б)Бассейны 2 разряда (внутренние водные бассейны с высотой волн 1,5 метра 1%-ной обеспеченности ).
озера — Выгозеро, Телецкое (от м.Ажия до устья р. Чулышман);
водохранилища — Братское (по р.Ангаре от п.Н.Бархатово до плотины Братской ГЭС; по р.Оке от п.Топорок до устья; по р.Ие от 45 км.до устья), Волгоградское (от Увекского моста до плотины Вол¬гоградской ГЭС ), Боткинское (от пристани Частые до плотины Боткинской ГЭС), Зейское (от 180 до 65 км), Камское (от г.Березники до плотины Камской ГЭС), Красноярское (по р.Енисей от пристани Черногорск до плотины Красноярской ГЭС, по р.Тубе от д.Николо-Петровка до устья), Куйбышевское (по р.Волге от п.Камское Устье до плотины Куйбышевской ГЭС.по р.Каме от Чистополя до п. Камское Устье), Новосибирское (от г.Камень-на-Оби до плотины Новосибирской ГЭС), Рыбинское (за исключением северной части от г.Череповца до д.Вичелово), Цимлянское (от Пяти-избянских рейдов до плотины Цимлянской ГЭС); реки — Амур (отг.Николаевска-на-Амуре до ли¬нии с.Астрахановка-с.Субботино), Дон (от г.Азова до П.Таганрог), Енисей (от г.Игарка до Усть-Пор-та), Колыма(от пос.Михалкино до м.Медвежий), Лена (от Быкова Мыса до п.Тикси), Мезень (от устья р. Большая Чеца до Мезенского приемного буя), Печора (от о-ва Алексеевский до линии м.Болванский Hoc — сев.оконечность о-ва Ловецкий), Сев.Двина (по Маймаксанскому рукаву от с-Лапоминка до южной оконечности о-ва Мудьюгский, по Мурманскому рукаву до о-ва Кумбыш);
канал — Волго-Каспийский (от буя № 217 -146 км — до Астраханского приемного маяка;
в)Бассейны 3 разряда ( внутренние водные бассейны с высотой волн 1,2 метра 1%-ной обеспеченности ).
озера: Белое, Ильмень, Кубенское, Псковское, Телецкое (от п.Артыбаш до м.Ажин), Чудское;
водохранилища: Веселовское, Горьковское, Зейское (от 65 км до плотины и выше 180 км.), Иваньковское, Иркутское, Краснодарское, Красноярское (по р.Енисей от п. Усть-Абакан до пристани Чериогорск, по рДербино от 30 км до устья,по р.Езагаш от 20 км до устья, по р.Сисим от 20 км до устья, по р.Сыде от 25 км до устья, по р.Тубе от п.Городок до д.Николо-Петровка), Рыбинское (от г.Череповца до д.Вичелово),Саратовское (от Сызранского моста до плотины Саратовской ГЭС), Угличское, Шекснинское;
реки: Алдан (от п.Усть-Мая до устья), Амур (от г.Благовещенска до г. Николаевска-на-Амуре), Ангара (от плотины Иркутской ГЭС до п.Н.Бархатово), Волга (от г.Твери до п.Коприно, от плотины Рыбинской ГЭС до п.Камское Устье, от плотины Куйбышевской ГЭС до Увекского моста, от плотины Волгоградской ГЭС до п.Бертюль), Дон (от г.Ростова-на-Дону до г.Азова), Енисей (от плотины Красноярской ГЭС до г.Игарка), Индигирка (от п.Дружина до о-ва Немкова), Иртыш (от г.Омска до устья), Ия (от 180 до 4.5 км), Кама (от плотины Камской ГЭС до пристани Частые, от плотины Боткинской ГЭС до г.Чистополя), Колыма (от п.Зырянка до п.Михалкино), Лена (от устья р.Витим до с.Жиганск), Мезень (от г.Мезень до устья р.Б.Чеца), Нева (от истока до границы внутренних водных путей: по р.Б.Нева — мост л-та Шмидта, по р. М.Нева — створ Тополевской улицы, по р.Б.Невка — створ стрелки Елагина о-ва, по р-С.Невка — верхний мысок устья р-Чухонки, по р.М.Невка — Петровский мост), Обь (от плотины Новосибирской ГЭС до п.Салемал и до Ямсальского бара по Хаманельской Оби), Ока (приток р.Ангары: от 330 км до п.Топорок), Печора (от с.Усть-Цильма до о-ва Алексеевский, включая зал.Васильково), Свирь, Сев.Двина (от устья р.Пинеги до с.Лапоминка по Маймаксанскому рукаву), Селенга, Яна (от п.Янский до п. Уэдей);
каналы: Беломорский входной канал до приемного буя,Волго-Каспийский канал (от п.Красные. Баррикады до буя № 217);
заливы: Вислинский и Калининградский (включая Калининградский морской порт и канал до линии, соединяющей головы северного и южного молов порта Балтийск), Куршский (до границы территориальных вод), Невская губа (от границы внутренних водных путей до дамбы, вдоль линии Горская-Кронштадт-Ломоносов);
Гавань Выборгского морского торгового порта.

Маломерные суда

Маломерные суда – это суда, которые поднадзорны Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам» МЧС России осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам:

  • самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок — менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов — менее 225 килограммов, эксплуатируемых во внутренних водах;
  • прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, других судов и плавательных средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, рыболовных, буксирных, военных и спортивных судов), используемых в целях мореплавания.

По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются:

по назначению:

  • прогулочные (суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей);
  • производственные (суда, предназначенные для выполнения хозяйственных задач и функций — перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д.);
  • специальные (суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ — патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические и т.д.).

по характеру движения:

  • водоизмещающие (суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, не зависящий от скорости);
  • глиссирующие (быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса по водной поверхности);
  • на подводных крыльях (суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при движении возникает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая корпус над водой);
  • на воздушной подушке (суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух под днище и создают там повышенное давление, поднимающее судно над водой.

Для поступательного движения судна служат воздушные винты, обеспечивающие высокую скорость: по типу движителя (на суда с гребным винтом, воздушным винтом, водометным движителем); по материалу корпуса (деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и т.д.).

Органами ГИМС МЧС России при постановке поднадзорных судов на учет по их техническому состоянию осуществляется классификация еще по двум признакам: по типу (в зависимости от наличия и типа двигательной установки) и по району плавания (бассейну), в котором разрешена эксплуатация данного судна.

Типы маломерных судов:

  • катер (моторное судно, движение которого осуществляется при помощи установленного на нем стационарного двигателя), моторная лодка (судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодочного мотора),
  • парусное судно (парусное судно, имеющее парусное вооружение и движение которого осуществляется при помощи парусов);
  • парусно-моторное судно (судно, оборудованное дополнительно механической установкой — стационарным двигателем или подвесным мотором);
  • несамоходное судно (судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки);
  • гидроцикл — водный мотоцикл (водное транспортное средство, корпус которого представляет из себя механическую установку и снаружи оборудованную надстройку для размещения водителя и одного–двух пассажиров);
  • гребное судно (судно–лодка, приводимое в движении гребными веслами, как правило, при помощи мускульной силы).

Районы плавания:

  • морской (бассейны, в которых установлен морской режим плавания);
  • внутренние водные пути (бассейны, включенные в перечень судоходных внутренних водных путей);
  • внутренние воды (внутренние водоемы, не включенные в перечень судоходных внутренних водных путей).

Следует отметить, что классификация прогулочных судов имеет определенные особенности. Она осуществляется соответствующими должностными лицами ГИМС МЧС России.

Классификация прогулочных судов осуществляется в соответствии с результатами технического освидетельствования (осмотра) судна. Класс, присвоенный прогулочному судну, определяет разрешенные районы плавания, которые устанавливаются с учетом его конструкции, мореходных качеств и технического состояния. Класс прогулочных судов соответствует категории сложности морских бассейнов, за исключением прибрежных морских (не далее 12 миль от берега) и внутренних водных бассейнов (районы плавания IV категории сложности), у которых класс судна соответствует разряду сложности этих районов плавания.

Соответствие класса прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест убежищ при плавании в морских бассейнах приведено в таблице 1. Соответствие класса палубных и беспалубных прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест убежищ при плавании в бассейнах IV категории сложности представлено в таблице 2.

Соответствие класса прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест убежищ при плавании в морских бассейнах

Класс судна

Категория сложности районов плавания в морских бассейнах

Классификация по районам плавания ГИМС

В зависимости от конструктивных особенностей и мореходных качеств судна ему
устанавливаются ограничения по условиям плавания, критериями которых являются
удаленность от мест убежищ и ветро-волновые характеристики. Эти ограничения условно
называются районами плавания судов и делятся на категории.
Допуск к эпизодическому плаванию в районах с разрядом выше допустимой для
судна, а также принятие решения о возможности и условиях перегона судна через районы,
имеющие категорию более высокую, чем допустимая для судна, осуществляет
соответствующий орган ГИМС, по результатам проведения специального осмотра судна и
при предоставлении судовладельцем обоснованного плана мероприятий, гарантирующих
безопасность плавания на этот период.
Судам, не имеющим ограничений по условиям плавания, присваивается район
плавания 0 категории сложности.
Район плавания I категории сложности означает, что судну разрешено плавание в
морских районах на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности до 8,5 м, с
удалением от места убежища не более 200 миль и допустимым расстоянием между
местами убежищ не более 400 миль.
Район плавания II категории сложности — плавание в морских районах на волнении
с высотой волны 3%-ной обеспеченности до 7,0 м, с удалением от места убежища не более
100 миль и допустимым расстоянием между местами убежищ не более 200 миль.
Район плавания категории сложности II СП — плавание в морских районах на
волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности до 6,0 м, с удалением от места
убежища:
— в открытых морях не более 50 миль и с допустимым расстоянием между
местами убежища не более 100 миль;
— в закрытых морях не более 100 миль и с допустимым расстоянием между
местами убежища не более 200 миль.
Район плавания III категории сложности — плавание в открытых и закрытых морях
на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности до 3,5 м, с максимально
допустимым удалением от места убежища до 50 миль и допустимым расстоянием между
местами убежищ не более 100 миль.
Район плавания IV категории сложности – прибрежное плавание (не далее 20 миль
от места убежища (берега)) с ограничениями по ветровым условиям.
Район плавания IV категории сложности делится на 5 разрядов:
— районы плавания IV категории сложности 1 р а з р я д а – плавание в прибрежных
морских и внутренних водных бассейнах на волнении с высотой волны 3% -ной
обеспеченности до 3,0 м;
— районы плавания IV категории сложности 2 р а з р я д а – плавание в 1% -ной
обеспеченности до 2,0 м;
— районы плавания IV категории сложности 3 р а з р я д а – плавание в прибрежных
морских и внутренних водных бассейнах на волнении с высотой волны 1% -ной
обеспеченности до 1.2 м; — районы плавания IV категории сложности 4 р а з р я д а – плавание в прибрежных
морских и внутренних водных бассейнах на волнении с высотой волны 1% -ной
обеспеченности до 0.6 м;
— районы плавания IV категории сложности 5 р а з р я д а – плавание в прибрежных
морских и внутренних водных бассейнах на волнении с высотой волны 1% -ной
обеспеченности до 0,25 м.
Установление максимального удаления от берега (места убежища) судам IV
категории сложности производится в соответствии с таблицей Приложения №4 Часть I.
В особых случаях судам IV категории могут разрешаться плавания в ночное время
при условии установки на них необходимого оборудования

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *