Когда должна удаляться скапливающаяся при тушении пожара вода во внутренних помещениях судна
Перейти к содержимому

Когда должна удаляться скапливающаяся при тушении пожара вода во внутренних помещениях судна

  • автор:

Тушение пожаров на морских, речных судах и трюмах кораблей методический план

Тушение пожаров на судах сопряжено с большими трудностями в оценке обстановки, значительными затратами огнетушащих средств, привлечением большого количества сил и средств пожарной охраны и служб флота со сложностью планировки, насыщенностью и разновидностью пожарной нагрузки, отсутствием безопасных путей эвакуации и т. д. и проводится в условиях недостаточного естественного освещения, плотного задымления, высокой температуры, теплопроводности конструкций судна при большой скорости распространения горения по коридорам, шахтам трапов и вентиляционным каналам и т. п.

Данные обстановки на пожаре судов отличаются от других сооружений особенностью их планировки, наличием большого количества коммуникаций, развитой системы вентиляции, количеством и разновидностью помещений, расположенных на разных уровнях (количество их достигает 1500 и более). Эти особенности способствуют быстрому развитию пожара. Распределение пожарной нагрузки на поверхности, небольшая высота помещений 2,4–2,7 м, наличие пространства под обшивкой переборок и подволоки причины быстрого распространения и позднего обнаружения. В жилых и служебных помещениях, в рефрижераторных и сухогрузных трюмах – распространение по сгораемой обшивке бортов, подволоки, термоизоляции и т. п. В рефрижераторах пространство между обшивкой и металлической переборкой заполняется термоизоляцией из трудногорючих или горючих материалов. Распространение пожаров в машинно-котельных отделениях судов объясняется их конструктивными особенностями. Например, площадь светового люка по отношению к площади пола составляет менее 0,1, что определяет интенсивность горения и газообмен.

Распространение пожара из МКО в надстройку проходит через открытые проемы или за счет теплопроводности шахты, а также по трассам судовых кабелей.

Наиболее сложная обстановка складывается при горении топлива, т. е. ЛВЖ и ГЖ в МКО, где в течение 2–3 мин температура достигает 350–400 °С, а по истечении 10 мин возможно воспламенение материалов, прилегающих к переборкам в соседних помещениях. Поскольку МКО имеет связь с надстройкой, то в течение 15 мин пожар распространяется в надстройку.

Развитие пожаров в нефтеналивных трюмах танкеров имеет свои особенности. В паро-воздушном пространстве танков концентрация паров может быть различной и часто находится во взрывоопасных пределах. В начальный период пожар в танках может быть в виде факельного горения паров, выходящих их горловин люков, трубопроводов, и т.д. или в виде взрыва смеси в одном или нескольких танках. При взрывах палуба или вспучивается с образованием трещин, или частично погружается в нефтепродукт, или ее разрывает и разворачивает в стороны, или срывает, или отбрасывает за борт. При сильных взрывах происходит повреждение переборок и корпуса в надводной части, что приводит к выходу нефтепродукта из поврежденных участков и разливу его на поверхности воды. В некоторых случаях взрыв в одном танке вызывает серию взрывов в других. Опасность взрывов увеличивается при откачке нефтепродукта из соседних с горящим танков. Распространение горения на другие танки происходит за счет непосредственного воздействия пламени на палубы, крыши люков, смотровые глазки, газоуравнительные трубопроводы за счет теплопроводности и прогрева палубы, переборок, а также теплового излучения. В результате воздействия тепла на соседние танки концентрация паров в них постоянно увеличивается, а при полной герметизации повышается и давление. Растекание нефтепродукта по поверхности воды происходит с большей скоростью и на большие расстояния, чем по поверхности земли. На скорость движения горючей жидкости по водной поверхности влияют скорость ветра, течение и количество вытекающей жидкости.

Основными путями распространения пожара являются: в жилых и служебных помещениях– открытые двери, проемы в судовых конструкциях, коридоры, открытые траповые марши и шахты, вентиляционные системы, горючие отделочные материалы и т. п.; в трюмах и МКО – обшивка бортов, переборок, окраска шахты по термоизоляционному материалу. Пожар распространяется из одного помещения в другое за счет теплопроводности металлических переборок, перегородок и палуб в течение 10–15 мин, а через конструкции, имеющие теплоизоляционную защиту, в течение 1 ч .

Линейная скорость распространения горения по:

  • жилым и служебным помещениям судов составляет в среднем 0,4–0,5;
  • по сгораемой отделке коридоров фанерой 1,4–1,8,
  • пластиком 0,7– –0,8 м/мин.
  • Среднее значение скорости распространения горения в вертикальном направлении по трапам составляет 2–2,5 м/мин.

Конструкционная защита судов предназначена для ограничения развития пожара за счет огнестойкости строительных конструкций, элементов систем и оборудования, сооружения специальных огнепреграждающих устройств огнестойких и огнезадерживающих переборок, палуб, заслонки, различных закрытий, огнепреградителей и т. д.

СУПТ оборудуют все суда, имеющие энергетические установки, достаточные для приведения в действие пожарных насосов. На верхнюю палубу выводят стояки с соединительными головками для подачи воды или раствора ПО от береговых средств или других судов.

САПС оборудуют грузовые и рефрижераторные трюмы, некоторые служебные помещения и МКО. Приёмная станция располагается на пункте центрального пожарного поста, который, как правило, находится на главном командном пункте.

Под защитой передвижными средствами тушения пожаров понимается возможность тушения с помощью противопожарного оборудования, имеющегося на судне.

Разведка пожара. При тушении пожаров на судах необходимо прежде всего определить, можно (ли его оставить у причала и отвести от прибрежных сооружений и других судов. Судно отводят в тех случаях, когда оно имеет на борту РB, горючие газы или другие пожароопасные грузы и имеется возможность распространения огня на другие суда или береговые сооружения. Это особо важно на этапе боевых действий при недостатке сил и средств. Отводить нефтеналивные суда от причалов, как правило, нецелесообразно, так как возможны разливы ЛВЖ и ГЖ в акватории порта и угроза его уничтожения.

Для тушения судов применяются различные огнетушащие средства: вода, пены различной кратности, инертные газы, порошки. Для получения пены из морской воды наиболее эффективны пенообразователи на основе олефин-сульфонатов. Для обеспечения продвижения в условиях высоких температур широко используются распыленные водяные струи. Применяют их и для создания завес в дверных проемах, световых и других люках, при хорошем качестве завесы почти полностью исключается прорыв искр через нее, а температура газов снижается в 2–2,5 раза. Для тушения внутренних пожаров в помещениях судов нашла широкое применение ВМП, которую часто применяют как средство образования пенного экрана, необходимого для предотвращения распространения дыма и обеспечения продвижения ствольщиков к очагу горения.

Объемное тушение ВМП применяется, когда очаг горения недосягаем для струй, когда отсутствует возможность приближения человека к зоне горения или имеется угроза взрыва, обрушения, отравления, радиации, поражения электрическим током. Для лучшего продвижения пены по коридорам и помещениям необходимо совпадение движения газовых потоков и движения пены, а также необходимо плотно закрыть брезентом или другим материалом отверстия в проеме вокруг пеногенератора, а для выхода дыма оставлять открытыми некоторые отверстия с противоположной стороны подачи пены. Скорость удаления дыма из помещения должна быть примерно в 1,5 раза больше скорости подачи пены. Для удаления продуктов горения или изменения направления их движения необходимо использовать только местные вентиляционные установки, использование общесекционной вентиляции может привести к быстрому распространению пожара на другие помещения и палубы.

Объемное тушение применяется тогда, когда поверхность горения невидима и недоступна непосредственному действию огнетушащих струй. Применение для тушения водяного пара является эффективным при горении крупных грузов. Огнетушащая концентрация пара принята 35 % по объему. Интенсивность подачи 0,005– 0,008 кг/м3. Применять пар для тушения пожаров в трюмах или бункерах, загруженных каменным углем или веществами, способными выделять горючие газы или вступать в реакцию с водой, нельзя, так как возможны взрывы.

Тушение пожаров на судах.

Основными направлениями ввода сил и средств на тушение внутри надстройки являются коридоры, трапы, люки, на которых обеспечивается успех эвакуации, спасание людей или предотвращается распространение горения на важные помещения судна. При пожарах в надстройке важно не допускать перехода горения наружу, так как это в большинстве случаев исключает возможность борьбы с пожаром внутри надстройки. Если в помещении обнаружены горение и высокая температура, то не следует сразу открывать дверь. В таких случаях стволы вводят через специально проделываемые для этого отверстия в вентиляционной решетке дверей, через иллюминаторы и другие отверстия. При этом необходимо постоянное наблюдение за состоянием переборок и палуб вокруг торящего помещения. В случаях, когда двери, люки, иллюминаторы горящего помещения открыты и отсутствуют средства тушения, необходимо закрыть их и отключить вентиляцию. Вскрывать или открывать отверстия можно только при полной готовности средств тушения.

Если горением охвачено несколько помещений и имеющимися силами нельзя сдержать распространение горения по коридорам, туннелям, переходам, шахтам, то необходимо закрывать все двери, люки, иллюминаторы, обеспечить их охлаждение, отключить все вентиляционные системы, электроосветительную и силовую сети на участке пожара, сосредоточить требуемое количество .водяных, пенных стволов по помещениям, смежным с горящими, обеспечить охлаждение переборок.

Для ввода стволов используют имеющиеся в переборках, палубах и корпусе судна отверстия, а если их недостаточно, то проделать путем вскрытия. Часто для ввода стволов на тушение в каютах, расположенных в корпусе судна напротив шлюпочных палуб, спускают двух-трех ствольщиков на шлюпках до уровня иллюминаторов. В других местах ствольщиков к иллюминаторам можно спускать на веревках и канатах.

При тушении пожаров в надстройке необходимо обращать особое внимание на устойчивость судна, так как даже небольшое количество воды на верхних палубах увеличивает опасность перевертывания судна. Эта опасность может возрасти при скоплении пассажиров на одном борту.

При тушении пожаров в трюмах место горения можно ориентировочно определить по плотности и нагретости выходящего дыма. На сухогрузных и грузопассажирских судах существуют карты загрузки трюмов. Место горения определяют и по изменению окраски и степени нагретости переборок и палуб.

Интенсивность подачи воды принимается, как и для тушения веществ на открытом пространстве, а воздушно-механической пены средней кратности 0,06–0,1 л/м 2 с) по раствору при расчетном времени тушения 15 мин.

Поверхностное тушение применяют, когда поверхность горения доступна действию струй огнетушащих средств непосредственно или после проведения мероприятий, обеспечивающие эффективную работу струй. Стволы подают в трюмы прежде всего по трапам, или грузовым лифтам. Возможен и спуск бойцов в трюм со стволами через люк по выдвижным лестницам. Состав звена должен быть не менее четырех человек. Спуск бойцов в трюмы во всех случаях должен осуществляться в СИЗОД, в теплоизоляционных костюмах с обеспечением страховки тросами или веревками и под защитой распыленных струй. Когда приблизиться к зоне горения невозможно, то тушение производят с палубы через люки.

Хороший эффект дает опускание в люки на тросах стволов-распылителей до уровня зоны горения. Для опускания распылителей можно использовать грузовые стрелы и лебедки судна, при этом лучше применять непрорезиненные рукава. Тушение пеной эффективно в тех случаях, когда приблизиться к очагу горения невозможно, но имеется возможность растекания и продвижения пены по грузу внутри трюма.

Подача пены средней кратности и спуск стволов-распылителей через вентиляционные каналы .возможны только при пожарах в трюмах, но не в твиндеках (в твиндеке такое мероприятие обеспечит лишь защиту самих каналов и предотвратит переход огня по ним в вышерасположенные помещения). Необходимо, чтобы при подаче пены вентиляционные головки, дефлекторы были повернуты навстречу ветру. Если стволы или пену подать в очаг через люки или вентиляционные каналы нельзя, то вскрывают отверстия в местах наибольшего прогрева палубы и переборок.

К затоплению горящих трюмов прибегают лишь в крайних случаях, как к последней мере, когда не эффективны другие способы тушения или проникновение и подача огнетушащих веществ в очаг горения невозможны. При затоплении трюмов необходимо учитывать плавучесть грузов, которые в процессе затопления могут подниматься и продолжать гореть, в результате возможны прогрев, деформация палубы и переход горения в твиндеки, а также разбухание груза и, как следствие, нарушение целостности и прочности переборок и палуб.

Во время пожаров в трюмах необходимо организовать наблюдение или периодически проверять состояние соседних трюмов и помещений с тем, чтобы своевременно организовать выгрузку их или охлаждение переборок и палуб. Палубы в твиндеках при отсутствии крена можно защищать путем создания на них слоя воды.

Тушение пожаров на нефтеналивных судах является наиболее трудоемким и сложным процессом. Объемное тушение стационарными средствами применимо в тех случаях, когда танки не разрушены и площадь отверстий, связывающих поверхность жидкости с атмосферой, незначительна (не более 10% площади танка). Если танки разрушены значительно, то прибегают к поверхностному тушению пенами от передвижных средств.

Первоначальные действия пожарных подразделений по локализации пожара заключаются в обеспечении достаточного охлаждения горящего и смежных танков, их герметизации и. главное, в предотвращении взрывов и распространения пожара. Чтобы предотвратить взрывы и распространение пожара, задраивают наглухо все отверстия; соседние танки заполняют водой, пеной, нефтепродуктами или негорючими газами, отключают газо-, паропроводы от аварийного отсека; подают струи на охлаждение палубы, надстроек и коммуникаций трубопроводов.

Для охлаждения различных поверхностей и коммуникаций лучше использовать распыленные струи из лафетных стволов и стволов А со свернутыми насадками. Охлаждению должны подвергаться все обогреваемые поверхности танков. Интенсивность подачи воды для охлаждения металлических конструкций, находящихся в зоне действия пламени, должна быть 0,18–0,22 л/м 2 с), или 1 л на 1 м борта танкера.

При значительном повреждении палубы горящих танков стационарные установки газового тушения используют для заполнения газами соседних танков.

Основными средствами поверхностного тушения при значительной площади вскрытия палубы являются воздушно-механические пены. Для подачи пены в танки используют стационарные устройства, а также переносные закидные пеносливы и пенные стволы. При проведении пенной атаки весь личный состав, работающий с пеносливами и стволами, должен находиться под зашитой распыленных струй.

При низком уровне жидкости и наличии внутри танка деформированных или обрушившихся конструкций переборок, палуб и оборудования, когда тушение пенами затруднено, прибегают к заполнению танка нефтепродуктами или водой, чтобы поднять уровень и освободить зеркало жидкости.

Если корпус поврежден и судне находится в плавающей и горящей на поверхности воды жидкости, то необходимо его вынести из зоны горения, развернуть и поставить на якорь так, чтобы вытекающий нефтепродукт уходил по течению или по ветру. При этом охлаждают борт танкера и удаляют нефтепродукт от танкера с помощью мощных водяных струй. Если вывести судно из разлившихся нефтепродуктов невозможно, то горение пленки нефтепродукта на поверхности воды ликвидируют, перемешивая его мощными компактными струями воды. Для ограничения распространения растекания нефти используют бонные заграждения. Оцепление танкера заграждениями по всему периметру ликвидирует растекание нефтепродукта по акватории, но создает более тяжелые условия тушения, так как судно будет гореть по всему периметру.

При пожарах в МКО вследствие плотного задымления и быстрого роста температуры попытки проникнуть внутрь помещения сверху по трапам даже под прикрытием распыленных струй в большинстве случаев бывают безрезультатными. Для проникновения в эти помещения необходимо, в первую очередь, использовать входы через коридор гребного вала или с платформы. При этом необходимо иметь в виду, что если вентиляционные шахты и люки котельной или машинного отделения закрыты, то при открывании дверей дым пойдет навстречу. Поэтому предварительно необходимо открыть люки шахт или на некоторое время включить вентиляцию.

При горении в МКО топлива под настилом или котлами тушение производят пенными струями, а после тушения некоторое время выдерживают помещения закрытыми для охлаждения жидкости и металлических поверхностей в целях предотвращения повторного воспламенения. Сложнее тушить пожар, когда топливо вытекает из донного топливного танка, главных или расходных цистерн и проникает в машинный отсек. При этом огнем бывают охвачены все помещения машинно-котельного отделения. В таком случае прибегают, как правило, к объемному тушению газами, паром, пеной средней или высокой кратности.

При тушении пожаров в машинно-котельных отделениях необходимо перекрывать все краны и клапаны на топливопроводах. Нельзя допускать перекачки топлива из одной емкости в другую, находящуюся в зоне пожара.

При тушении пожара на судне, находящемся на плаву, РТП должен следить за его остойчивостью и при значительном крене вместе с капитаном принимать меры против опрокидывания и перевертывания судна.

Руководство тушением пожаров на судах, находящихся у причалов, до прибытия пожарных частей осуществляет капитан, в его распоряжение поступают все аварийно-спасательные партии других судов. По прибытии пожарной части руководство тушением пожара, как правило, переходит от капитана к старшему начальнику пожарной охраны, который должен согласовывать с капитаном все действия. В состав штаба пожаротушения обязательно должны входить капитан судна или его помощник и представитель порта. Для обеспечения успешного тушения в портах начальником гарнизона пожарной охраны совместно с руководителями порта должна быть разработана инструкция о взаимодействии портовых служб и плавсредств с пожарными частями на случай пожара.

При проведении разведки или других операций в группы тушения включают одного-двух человек из состава разведгруппы экипажа.

Для обеспечения более оперативного руководства тушением пожара на судне и связи с берегом необходимо в первую очередь использовать трансляционную сеть аварийного судна, пожарных и других судов, участвующих в тушении, а также рупоры и мегафоны. Работа на переносных радиостанциях внутри судна затруднительна. В ночное время для связи с берегом могут быть использованы светосигнальные устройства аварийного судна и других судов, участвующих в тушении. При тушении пожаров на судах, находящихся на рейде, очень важно иметь хорошую связь с берегом, где обычно сосредоточивается резерв сил и средств.

​ТАКТИКА БОРЬБЫ С ПОЖАРОМ

Тактика борьбы с пожарами определяет организацию, порядок действий, способы и приёмы их тушения с учетом имеемых сил, средств и конкретной обстановки.

Организация тушения пожара определяется судовой организацией борьбы за живучесть судна и изложено в Расписании по тревогам. Она направлена на наиболее рациональное распределение членов экипажа для эффективного использования стационарных технических средств, противопожарного снабжения при возникновении взрывов и пожаров.

Порядок действий на пожаре в судовых условиях должен обеспечить положительный результат и должен состоять из определенного набора мероприятий, которые нужно выполнять, не зависимо от масштабов горения.

Борьба с пожарами включает в себя:

  • Оповещение экипажа о пожаре.
  • Герметизацию судовых помещений.
  • Организацию разведки района пожара.
  • Сосредоточение сил и средств тушения в районе пожара.
  • Локализацию пожара.
  • Организацию разведки очага пожара.
  • Тушение пожара.
  • Удаление воды, скапливающейся при тушении пожара.
  • Установление контроля над помещениями, в которых велась борьба с огнем.
  • Приведение средств пожаротушения в рабочее состояние.
  • Разбор борьбы с пожаром.

Способы и приёмы тушения пожаров зависят от многих факторов: горящего материала, места возникновения пожара, имеемых сил и средств, обстановки, но набор действий экипажа должен быть неизмененным.

Вышесказанное не обозначает, что борьба с пожаром должна производиться именно в этой последовательности.

Основные определения (из Боевого устава пожарной охраны РФ 2000 г.):

Тушение пожаров – организованное применение сил и средств, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожара.

Основная боевая задача при тушении пожара – спасение людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидации пожара в сроки и в размерах, определенных возможностями привлеченных к его тушению сил и средств экипажа судна.

Локализация пожара – стадия тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Ликвидация пожара – стадия тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

Решающее направление – направление действий, на котором использование сил и средств в данный момент времени обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи.

Успешное выполнение боевых задач при тушении пожаров основано на:

  • эффективной организации действий, в том числе своевременном сосредоточении на месте пожара необходимых для его ликвидации сил и средств, умелой их расстановкой и активным, наступательным применением с учетом решающего направления;
  • мужестве, высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, опыте экипажа;
  • дисциплинированности участников тушения пожара.

Как производится оповещение экипажа судна о пожаре?

Первоначальные действия любого члена экипажа, обнаружившего признаки пожара, очень важны, они помогут экипажу потушить пожар в кратчайший срок, если будут выполнены четко и быстро, то есть без приказания. Главные моменты в этом случае: оповещение экипажа и вахты, локализация пожара, получение и уточнение информации о пожаре.

Сообщать следует обо всех пожарах, даже если они прекратились сами по себе.

Вахтенный помощник капитана, получив доклад о пожаре, после подачи звонком сигнала общесудовой тревоги объявляет по трансляции: «Пожарная тревога», указывает место и характер пожара, отдает первые приказания АП по борьбе с пожаром.

При стоянке судна у причала с объявлением общесудовой тревоги вахтенный помощник обязан немедленно:

  • вызвать портовую пожарную команду;
  • прекратить на судне все грузовые и бункеровочные операции;
  • принять меры по закрытию грузовых трюмов.

Экипаж судна действует согласно расписанию по тревогам:

  • собирается на местах сбора для контроля за наличием всех членов экипажа и постановки первоочередных задач;
  • производится герметизация корпуса судна (задраиваются судовые закрытия, иллюминаторы, запорные устройства вентиляции);
  • все стационарные системы пожаротушения и противопожарное снабжение приводятся в полную готовность к немедленному действию;
  • с разрешения капитана отключается электроэнергия в районе, охваченном пожаром;
  • начинается разведка района пожара;
  • шлюпки, оказавшиеся под угрозой огня, приспускаются или спускаются на воду.

СПКМ на сборе экипажа оповещает о случившемся, поверяет наличие экипажа, ставит основные задачи аварийным подразделениям, отпускает экипаж для выполнения своих обязанностей, сообщив всем на сборе и ВПКМ, где будет находиться пост безопасности. ВПКМ объявляет по судовой трансляции место поста безопасности.

Как производится локализация пожара?

Локализация пожара достигается созданием рубежей обороны по борьбе с пожаром. Рубеж обороны – это герметичные переборки, палубы, платформы, на которых выставляются силы и средства для предотвращения распространения пожара в данном направлении.

Первые рубежи обороны создают по внешним границам непроницаемых и герметичных переборок, палуб, платформ на возможно близком расстоянии от аварийного помещения.

Вторые рубежи обороны создают по внешней границе непроницаемых и герметичных помещений, непосредственно примыкающих к границе первого рубежа обороны.

Из-за малочисленных экипажей современных судов вторые рубежи придется вооружать только в наиболее опасных направлениях распространения пожара: машинные помещения, крюйт-камеры, кладовые ЛВЖ, грузовые помещения, командные посты.

На рубежах обороны необходимо:

— по его границе закрывать все, не используемые при тушении пожара двери, люки, иллюминаторы, запорные устройства на воздухопроводах систем вентиляции и воздухоприемниках;

— закрыть арматуру на трубопроводах топлива, масла, груза и сжатого воздуха;

— принять меры по подготовке к затоплению (орошения) крюйт-камер, к освобождению от огне- и взрывоопасных материалов смежных помещений;

— подготовить средства для борьбы с огнем и удаления дыма.

На рубежах обороны необходимо без приказания выполнять следующие мероприятия (т.е. выполнить команду «Рубеж обороны в …… помещении вооружить!»):

  • Проверить герметизацию судовых закрытий.
  • Закрыть запорные устройства на воздухопроводах систем вентиляции, воздухоприемниках, трубопроводах топливных, масляных систем и сжатого воздуха.
  • Вооружить рукавную линию, подать воду к стволу.
  • Поднести 2-3 огнетушителя.
  • Убрать горючие материалы от переборки или поднять с палубы.
  • Проконтролировать температуру переборки (палубы, подволока) в разных местах.
  • Доложить командиру АП о вооружении рубежа обороны и обстановке, например: «Рубеж обороны в …… помещении по левому (правому) борту вооружен штатно. Возгораний нет. Температура переборки в носовой части 40 градусов, в кормовой – 60, начал охлаждать водой из ствола.»

Дальнейшие доклады о состоянии рубежа и изменении обстановки производить через 2-3 минуты без напоминаний. При повышении температуры конструкций до 50 — 60 градусов – начинать их охлаждение распыленной водой. Зашивку переборок, подволоков разбирать или пробивать в них отверстия для подачи воды на конструкции для охлаждения.

Удаление воды, скапливающейся при охлаждении, производится по приказанию капитана, но об уровне воды докладывать постоянно. Пример доклада: «Обстановка на рубеже обороны в …….. помещении по левому борту не изменилась. Температура 60 градусов, уровень воды – 5 сантиметров».

В процессе локализации пожара необходимо производить дальнейшую разведку района – то есть продвигаться вперед, на сколько это возможно. Продвижение вперед безопаснее выполнять парами или тройками, имея пожарный ствол наготове. Если помещение слабо задымлено и в нем нет больших площадей горения, помещение можно разгерметизировать (для отвода дыма и разогретых газов) потушить очаги пожара и контролировать новый рубеж обороны уже ближе к очагу пожара.

Как производится тушение пожара? Что такое атака на пожар?

Способы, приемы и средства тушения пожара необходимо выбирать, исходя из специфики горящего помещения, размеров пожара, физико-химических свойств горящих материалов, имеющихся на судне огнегасящих веществ и конкретной обстановки, чтобы потушить пожар в минимально возможное время. Никогда не нужно затягивать с применением более мощных средств тушения, если они есть в наличии, особенно в грузовой зоне и в машинных помещениях. Большие (объемные) пожары необходимо тушить с помощью систем объемного тушения.

В зависимости от пожарной ситуации существует два способа тушения, два способа атаки – прямая и непрямая. Оба способа при правильном их применении эффективны, но различаются способами и приёмами подачи огнетушащего вещества и временем пожаротушения.

Прямая атака. При прямой атаке пожарные приближаются к очагу пожара и направляют огнетушащее вещество непосредственно в него. Чаще прямая атака применяется при тушении наружных пожаров и за бортом судна.

Непрямая атака. Применяется, когда пожарные не могут приблизиться к очагу пожара и огнетушащее вещество подается в помещение практически наугад или для создания в нем непригодной для горения атмосферы. Для выполнения непрямой атаки необходима полная или частичная герметизация помещения.

Примеры и способы ведения непрямой атаки:

1. Тушение пожара методом герметизации помещения с выполнением обязательных мероприятий: вооружение рубежей обороны по борьбе с пожаром; охлаждение контура помещения снаружи.

2. Герметизация помещения и применение объёмных систем пожаротушения.

3. Подача распыленной воды через открытые иллюминаторы, двери, люки в разных направлениях. Оставить один из иллюминаторов или люк под контролем для выхода пара. В контейнерах можно проделать несколько отверстий, одно из них остаётся свободным для выхода пара. Воду подавать в самом раскаленном месте.

4. Через иллюминатор, дверь, люк забросить несколько углекислотных огнетушителей, закрыть двери, люки, наблюдать за контуром помещения.

5. Подавать в помещение воздушно-механическую пену с помощью нескольких пенных стволов через двери, люки, иллюминаторы.

Тактика тушения судовых пожаров

Тактика борьбы с пожарами определяет организацию, порядок действий, способы и приёмы их тушения с учётом имеемых сил, средств в конкретной обстановке.

Организацию борьбы с пожаром на судне определяют основные руководящие документы, регламентирующие борьбу за живучесть.

Порядок действий при возникновении пожара на судне:

— индикация, обнаружение пожара;

— оповещение личного состава судна о пожаре – объявление аварий ной тревоги с указанным местом пожара;

— выполнение действий без приказания в аварийном и неаварийных помещениях;

— локализация пожара – создание рубежей обороны по борьбе с пожаром (РОП);

— оценка обстановки и принятие решения;

— сосредоточение (концентрация) сил и средств тушения в районе пожара;

— подавление – тушение пожаров в различных помещениях и различных горящих материалов;

— борьба с дымом и токсичными газами;

— удаление воды, скапливающейся при тушении пожара;

— контроль за помещениями после пожара;

— действия по приказанию;

Руководство тушением пожара

В общем случае, если пожар возник в помещении, где находится личный состав, то руководство его тушением осуществляет старший или руководитель подразделения, в районе которого возник пожар. Личный состав аварийного и смежных с ним помещений выполняет «действия без приказания», первичные мероприятия по борьбе с пожаром, «действия по приказанию».

Каждый руководитель по борьбе с пожаром обязан в любой аварийной обстановке уделять особое внимание обеспечению безопасности личного состава, не допускать электротравм, отравления газами, поражения огнём.

Непосредственное руководство действиями экипажа по борьбе с пожаром обеспечивает старший помощник капитана.

Помощник капитана по пожарной части непосредственно руководит пожарными группами, действуя в соответствии с указаниями капитана или старшего помощника.

Старший механик при пожаре в энергетических отсеках обязан доложить на мостик предложения по использованию главной энергетической установки судна и о возможностях энергоснабжения основных потребителей.

Тактика тушения пожара

Обнаружение и первоочередные действия

При возникновении пожара, дыма, опасной концентрации взры-

воопасных газов – первый заметивший обязан выполнить действия без

приказания и первичные мероприятия по борьбе с пожаром:

— объявить голосом аварийную тревогу;

— доложить о пожаре в ходовую рубку или ПЭЖ;

— приступить к локализации пожара и тушить его всеми имеющимися средствами;

— продолжать обследовать помещение, если это возможно, докладывать в ходовую рубку или ПЭЖ.

Кроме того без приказания:

а) при пожаре в МО, МКО, КО, ЭО – включить орошение сходов и вахт и систему нижнего водораспыливания, если пожар возник в трюме;

б) при пожаре в керосинохранилище – включить ОХТ.

Содержание доклада о пожаре:

— район и характер пожара;

— место и источник очага пожара;

— степень повреждений и направление распространения огня;

— состояние переборок и палуб;

— меры, принятые по тушению;

Доклад должен быть максимально кратким и быстро после обнаружения пожара.

Локализация

Это один из основных организационно-технических принципов борьбы за живучесть судна – не допускать распространения огня и дыма по судну, путём создания рубежей обороны по борьбе с пожаром (РОП).

РОП № 1 –по периметру внешних границ (по длине, ширине, высоте, высоте, по водонепроницаемым переборкам, палубам, плат-

формам) аварийного помещения.

РОП № 2 – по периметру внешних границ, помещений смежных с аварийным.

Действия расчётов РОП:

— герметизировать аварийный отсек (закрыть все двери, люки, иллюминаторы, вентили систем вентиляции, трубопроводов ГСМ,

— освобождать смежный отсек от огнеопасных материалов;

— подготовить к действию средства борьбы с пожаром;

— следить за температурой переборок и при необходимости охлаждать их.

В ходе борьбы с пожаром, при необходимости, рубежи обороны могут переноситься. Создание РОП позволяет концентрировать силы и средства, организованно готовить к проведению пенные и водяные атаки на пожар, готовить выполнить маневр силами и средствами. В установке РОП участвует личный состав, находящийся в отсеках, расположенных в районе пожара, а так же другой личный состав по приказанию.

Борьба с дымом и токсичными газами является одной из наибо-

лее сложных операций в ходе борьбы за живучесть. На пожарах, ги-

бель людей, как правило, происходит от отравления токсичными газа-

ми, в первую очередь угарным газом СО.

В настоящее время на судах при пожаре токсичность газов при горении и пиролизе материалов возросла многократно (за счёт использования полимеров, синтетики, мебели и др.).

Выбор способа борьбы с дымом, недопущение его распространения по судну – процесс творческий, зависит от условий и места горения. При этом следует учитывать, что удаление дыма путём создания естественной тяги приводит к притоку свежего воздуха в очаг пожара, что нежелательно.

Основным средством борьбы с дымом и газами является ГЕРМЕТИЗАЦИЯ аварийного и смежных с ним помещений. Иногда полезно естественное удаление дыма путём открытия люка, двери, выходящих в атмосферу (а не в соседнее помещение).

После тушения пожара производится разведка пожара личным составом аварийной партии на предмет отсутствия очагов тления. Только после этого мероприятия проводится активное вентилирование помещений за счёт одновременного включения вдувной и вытяжной вентиляции, а также переносных вентиляторов.

Берегись дыма! В нём сокрыта не меньшая опасность для жизни человека, чем в пламени!

Разведка пожара

Роль добытчика информации о пожаре, в значительной степени призвана играть разведка пожара. Разведка должна быть оперативной и энергичной. Она проводится в аварийных и смежных с ними отсеками. Обычно, личный состав групп разведки не только выявляет место и очаг пожара, но и активно участвует в его локализации и подавлении. Учитывая важность этого элемента тактики борьбы за живучесть в расчёты групп разведки пожара назначаются наиболее опытные члены экипажа, хорошо знающие устройство судна, способы и приёмы тушения пожара, прошедшие тренировки на УТС и УТК.

Разведка обязана выявить и доложить:

где (место) и что горит;

— масштабы, интенсивность, пути распространения пожара;

— опасность пожара для смежных помещений.

В ходе разведки её личный состав обязан:

— при обнаружении людей в аварийных отсеках вывести или вынести их;

— остановить действующие механизмы аварийного помещения, отключить электрооборудование в нём;

— находящиеся в аварийном помещении противопожарные средства использовать по назначению или вынести.

Разведка производится одной или несколькими группами. В каждой группе назначается старший, связной и два страхующих.

Расчёты групп разведки обеспечиваются:

— защитной одеждой и обувью;

— огнестойким спасательным концом с оснасткой;

— индикатором тепловых излучений.

Подготовка личного состава групп разведки пожара произво-

дится под личным контролем командира АП или старшего механика.

После инструктажа командиром АП, старший и связной идут в аварийное помещение, страхующие – остаются у входа, их дыхательные аппараты – в положение «наготове». Разведчики должны «срабатываться» и понимать друг друга с помощью жестов и сигналов.

В зависимости от обстановки, разведчики могут многократно

входить и выходить в аварийное помещение. Учитывая ограниченное количество средств защиты органов дыхания на судах, личный состав групп разведки выполняют обязанности и звена ликвидации пожара, т.е. пошли в отсек, отыскали очаг пожара и сами его ликвидировали, что является идеальной функцией разведки.

Разведчики идут в огонь и дым, их действия связаны с риском для жизни, поэтому их подготовке и экипировке должно уделяться первостепенное значение лично старшим механиком.

Принципы действия в опасной зоне

— чётко уяснить задание и порядок его выполнения, стараться придерживаться его;

Тактика борьбы с судовыми пожарами

Успех борьбы с пожарами на судне обеспечивается умелыми организованными действиями членов экипажа в части:

  • обнаружения и выявления места, размера и характера пожара;
  • установления наличия и эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром;
  • ограничения распространения пожара по судну: предупреждения возможных взрывов.

Предотвращение распространения огня и его ликвидация обеспечиваются:

  • быстрой герметизацией судна;
  • незамедлительным применением и эффективным использованием первичных средств пожаротушения;
  • активным вводом на решающем направлении членов аварийной партии с пожарными стволами и их умелыми действиями;
  • бесперебойной подачей огнетушащих средств и маневрированием водяными и пенными стволами;
  • вскрытием конструкций для создания противопожарных разрывов путем разборки горючих материалов.

По общесудовой тревоге, согласно расписанию по тревогам проводится:

  • полная или по команде с ГКП частичная герметизация корпуса и надстроек;
  • задраиваются все люки, двери, горловины, иллюминаторы и вентиляционные закрытия (часть дверей, люков и закрытий при необходимости, после доклада на ГКП о герметизации судна, может быть отдраена;
  • все стационарные системы пожаротушения и предметы противопожарного снабжения судна приводятся в полную готовность к немедленному действию. При этом количество одновременно действующих пожарных кранов должно выбираться таким образом, чтобы не снижалось давление воды в пожарной системе;
  • аварийная партия высылает группу разведки в составе двух-трех человек, одетых в снаряжение пожарного для установления фактического положения в районе пожара и одновременно приступают к его тушению (при работе в снаряжении пожарного с применением изолирующих дыхательных аппаратов используются сигналы;
  • принимаются меры по предотвращению распространения пожара и задымления смежных помещений;
  • шлюпки, оказавшиеся под угрозой огня, по команде с ГКП немедленно спускаются на воду;
  • при разведке района пожара устанавливаются место и размеры пожара, наличие людей в горящих помещениях, тип горящих материалов (что горит), пути распространения пожара по судну, опасность пожара для смежных помещений и людей, условия, усложняющие или облегчающие борьбу с пожаром.

Результаты разведки докладываются на ГКП. Дальнейшие действия экипажа по борьбе с пожаром определяются распоряжениями с ГКП.

До начала тушения пожара в любом помещении последнее необходимо обесточить. Отключение электроэнергии в районе пожара производится по разрешению или команде ГКП.

Электрическое напряжение с главного и других распределительных электрощитов следует снимать только в том случае, когда возникает прямая угроза короткого замыкания и появлению более тяжелой аварии.

Следует иметь в виду, что, в случае возгорания жидкого топлива в судовых помещениях, выделяющиеся газы в смеси с воздухом могут образовать взрывоопасные концентрации.

Для предотвращения взрывов горючих газов или паров в закрытых объемах при ведении борьбы с пожаром необходимо:

  • принять меры по ограничению распространения газов и паров в другие помещения судна;
  • с разрешения ГКП отключить электрические сети в зоне скопления горючих газов и паров;
  • снизить взрывоопасную концентрацию газов и паров путем усиления вентилирования отсека, заполнения его воздушно-механической пеной, углекислотой и инертными газами.

При распространении взрывоопасных (огнеопасных) газов (паров) по судну во избежание взрыва, пожара или поражения людей необходимо:

  • ликвидировать все источники открытого огня;
  • прекратить все грузовые операции;
  • привести, если возможно, судно на курс, обеспечивающий безопасность членов экипажа и пассажиров от поражения газами.

В помещениях, заполненных газами или паром, все работы должны проводиться в соответствующем снаряжении.

При наличии пострадавших должна быть обеспечена их эвакуация в безопасное место для оказания им первой медицинской помощи.

Способы тушения пожаров и выбор огнегасительных средств

Тушение пожаров базируется на принятии следующих основных мер:

  • прекращение доступа горючего вещества в очаг пожара;
  • изоляции очага пожара от доступа воздуха;
  • охлаждение горючего вещества до температуры потухания.

Каждый случай судового пожара требует выбора наиболее эффективного огнегасительного средства для его тушения, при этом следует учитывать: безопасность людей; место возникновения пожара; что горит; куда распространяется пожар, что находится в соседних помещениях; наличие на судне тех или иных огнегасительных средств и реальные возможности их использования.

Применяются следующие способы тушения пожаров:

  • воздействие на поверхность горящих материалов охлаждающими огнетушащими средствами;
  • создание в зоне горения или вокруг нее негорючей газовой или паровой среды;
  • создание между зоной горения и горючим материалом или воздухом изолирующего слоя из огнетушащих средств.

Различают следующие огнегасительные средства:

  • разбавляющие реагирующие вещества в зоне горения (водяной пар, углекислый газ, азот и другие инертные газы и составы газотушения);
  • изоляции (химическая, воздушно-механическая и высокократная воздушно-механическая пена, огнетушащие порошки, негорючие сыпучие вещества, листовые материалы и др.);
  • охлаждения (вода компактная и распыленная, растворы с преимущественным содержанием воды, углекислота — твердый диоксид углерода);
  • химического торможения реакции горения (составы «3, 5», СЖ-Б, хладоны 114В, 13В1 и др.).

Огнегасительные средства для тушения пожаров опасных грузов, перевозимых на судне, должны выбираться в соответствии с требованиями правил перевозки этих грузов. (IMDG -CODE).

Для тушения судовых пожаров используются различные огнегасительные средства.

Вода — первостепенное, наиболее доступное и эффективное средство тушения пожаров большинства твердых, жидких и газообразных веществ, за исключением горящих металлов (алюминий, цинк, магний, натрий, калий, кальций и др.), находящегося под током электрооборудования, а также карбида, негашеной извести и т. п.

При тушении пожаров, произошедших в результате воспламенения угля, древесины и особенно волокнистых материалов, наибольший эффект достигается при прибавлении к воде смачивателей.

Тушение взрывчатых веществ (термита и др.) можно производить только водой.

Вода может применяться при тушении горючих жидкостей, как разбавитель, а также для поднятия уровня горящих жидкостей.

Вода распыленная может применяться для тушения нефтепродуктов.

Способ тушения пожара путем затопления помещений следует применять как крайнюю меру и только после того, как использованы все другие возможности и средства пожаротушения.

При тушении горящих вертикальных поверхностей пену следует подавать в верхнюю часть очага пожара. Одновременно тушение пожара пеной и водой не рекомендуется, так как вода будет разрушать пену.

Углекислый газ применяется для тушения пожара в различных помещениях, куда он подается по специальным трубопроводам, а также из установок местного назначения и переносных огнетушителей.

Углекислота — эффективное средство для тушения большинства горючих веществ, горящего и находящегося под током электрооборудования и горящего металла (алюминий, цинк, натрий, калий, кальций и др.). Углекислота неэлектропроводна и не портит грузы при контакте с ними.

Тушению углекислотой не поддается ряд веществ, способных гореть в инертной среде (хлопок, кинолента и др.).

Помещение, заполненное углекислым газом, не должно вскрываться раньше чем через 2 ч. после запуска в него газа, а в отдельных случаях — до захода в ближайший порт. Переборки этого помещения должны в случае необходимости охлаждаться из соседних помещений. При вскрытии помещения возможно возобновление горения вследствие притока свежего воздуха, а поэтому должны быть подготовлены средства пожаротушения.

Химическое жидкостное тушение применяется на судах из стационарных установок и подается в закрытые охраняемые помещения по специальным трубопроводам: фреон и бромэтиловые составы СЖ-Б, «3, 5» более эффективны по сравнению с углекислым газом.

Для ликвидации небольших очагов возгорания применяются кошма, асбестовые и парусиновые покрывала, песок, тертый шифер или асбест.

Пуск стационарных систем объемного пожаротушения осуществляется по команде или с разрешения ГКП.

В случаях, не терпящих отлагательства и не позволяющих в создавшейся обстановке получить разрешение ГКП, команда о включении системы может быть дана командиром аварийной партии (группы) с последующим докладом об этом на ГКП.

Перед пуском стационарных систем пожаротушения (паротушение, углекислотное, жидкостное тушение, тушение инертными газами и т.п.) должны быть выполнены следующие мероприятия:

  • подан аварийный сигнал в помещение о запуске системы, остановлены механизмы, выведены из помещения все люди, произведена полная герметизация помещения; при применении воздушно-механической пены средней и высокой кратности необходимо оставить отверстия для выхода газообразных веществ.

Для предотвращения возможности повторного возгорания в помещении после применения средств объемного пожаротушения, его вентилирование следует производить не ранее чем через 1 ч после окончания тушения пожара и вентилировать до полного удаления запаха, но не менее 30 мин.

До окончания вентилирования входить в помещение запрещается, В исключительных случаях входить в помещение, где проводилось тушение пожара средствами объемного пожаротушения, разрешается только с предохранительным тросом, в изолирующих аппаратах, при температуре в помещении менее 60° С.

Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось с помощью стационарных углекислотных установок, вскрываются для вентиляции только с приходом судна в порт.

При вскрытии задраенных на время тушения пожара закрытий (дверей, люков, горловин) для вентилирования помещений должны быть приняты меры, исключающие попадание продуктов горения в другие помещения. После ликвидации пожара и вентилирования помещений необходимо тщательно осмотреть их и смежные с ними помещения.

Тушение пожаров в трюмах

Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет особую сложность вследствие того, что доступ к очагу пожара ограничен или даже невозможен.

При выборе способа тушения пожара необходимо, исходя из характеристик грузов, находящихся в трюме, выбрать огнегасительные средства, регламентированные правилами перевозок этих грузов.

При тушении пожара в загруженном трюме должны быть приняты следующие меры:

  • немедленно прекращены грузовые операции;
  • выполнены мероприятия, регламентированные правилами перевозок грузов, находящихся в трюме и в смежных с ним помещениях;
  • произведена полная герметизация трюма, или полное раскрытие его, исходя из свойств груза и правил его перевозки;
  • включена стационарная система объемного пожаротушения, предусмотренного для данного трюма;
  • усилено наблюдение за переборками и другими конструкциями смежных помещений;
  • при необходимости произведено их охлаждение забортной водой;
  • при необходимости разгружены смежные трюмы, не охваченные пожаром.

В особо тяжелых случаях пожара следует затопить трюм. При этом должно быть учтено:

  • влияние принимаемой воды на остойчивость и запас плавучести судна;
  • возможность всплытия горящего груза под палубу;
  • увеличение объема некоторых грузов, что особенно опасно при горении зерновых грузов.

При тушении пожара в загруженных трюмах следует учитывать следующие положения:

  • при тушении химикалиев необходим постоянный контроль за людьми во избежание отравления газами;
  • при обследовании соседних помещений следует учитывать возможность проникновения в них ядовитых и отравляющих газов;
  • при тушении пожара водой отсутствие примесей пара в дыму показывает, что вода не достигла очага огня.

Кроме того, при тушении пожара в грузовом трюме необходимо помнить, что большинство перевозимых грузов портится от воды, пара и пены, поэтому первоначально целесообразно применять углекислый и инертные газы, если они регламентированы правилами перевозок этих грузов. Для тушения горючих грузов, находящихся в таре, должны применяться огнегасительные средства и способы тушения, регламентированные правилами перевозок этих грузов.

Тушение пожаров в грузовых танках

При пожаре в грузовых танках, используемых для перевозки нефтепродуктов, должны быть приняты следующие меры:

  • немедленно прекращены грузовые операции, дегазация и очистка танков, закрыты клапаны трубопроводов, а при необходимости отсоединены береговые шланги;
  • произведена полная герметизация танков — закрыты все горловины, смотровые лючки и прочие отверстия танков;
  • немедленно включена стационарная система пожаротушения, предусмотренная для горящего танка и смежных с ним отсеков. При отсутствии стационарной системы пожаротушения необходимо заполнить смежные отсеки обычными огнегасительными средствами пожаротушения;
  • установлено наблюдение за переборками и другими конструкциями, при необходимости должно производиться их охлаждение забортной водой.

Для тушения пожара частично заполненных танков можно подавать в них воду для поднятия уровня горящих жидкостей с целью уменьшения их поверхностей, одновременно проводя охлаждение соседних танков.

Тушение пожаров в машинных отделениях

При пожаре в МО необходимо:

  • остановить главный двигатель, если позволяет обстановка, и ненужные для жизнеобеспечения судна и борьбы с огнем механизмы, выключить вентиляцию;
  • обесточить районы пожара, произвести необходимую герметизацию (обеспечив выпуск дыма в атмосферу);
  • при использовании воды для тушения пожара она должна подаваться на очаг пожара через распылительную насадку;
  • принять меры по удалению воды, скапливающейся при тушении пожара;
  • следить, чтобы плавающее на поверхности воды топливо не касалось нагретых частей механизмов.

При пожаре под льялами машинного отделения необходимо использовать предназначенные для этой цели стационарные системы пожаротушения.

Для обеспечения безопасности прохода через помещения с высокой температурой и очагами огня должны применяться распылительные насадки на пожарных стволах для охлаждения помещения и для защиты людей.

Если при тушении пожара в МО все средства борьбы с огнем использованы и ликвидировать пожар не удалось, то следует использовать объемные системы пожаротушения.

Одновременно с тушением пожара в МО необходимо вести наблюдение за всеми соседними помещениями, охлаждая водой смежные переборки и конструкции, принять меры по предотвращению взрыва топлива в танках, находящихся в МО, путем заполнения их паром или инертными газами и охлаждения наружных поверхностей этих танков, а также принять меры, предотвращающие взрыв воздушных баллонов.

Тушение пожаров в жилых и служебных помещениях

Для тушения пожаров в жилых и служебных помещениях в основном следует применять систему водотушения (пожарные отводы, обеспечивающие компактную и распыленную струю, спринклеры и т. п.), а при необходимости, и пенотушение. Для тушения пожаров в труднодоступных помещениях судна, где нет людей, можно использовать пар, углекислоту и бромэтиловые составы. Использование паротушения, жидкостного тушения и газотушения в жилых и служебных помещениях, где могут находиться люди, запрещается.

При пожаре в каютах в целях предотвращения усиления горения и распространения пожара рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать в иллюминаторы или через специально проделанные отверстия в каютных дверях или переборках.

При тушении пожара в жилых и служебных помещениях необходимо отключить вентиляцию и наносить главные удары по путям распространения огня (пустоты между переборками, подволоками, палубами и обшивкой изоляции, вентиляционные каналы и т. п.). При необходимости начать охлаждение переборок смежных помещений, используя распыленную воду.

Одновременно с ведением борьбы с пожаром произвести эвакуацию людей из помещений, расположенных в районе пожара (начиная с кают, находящихся на той же палубе и на том же борту, где находится горящее помещение) в соответствии с судовой схемой путей эвакуации. Организовать поиск людей в задымленных помещениях.

Тушение пожаров на открытых палубах

Для тушения пожаров на открытых палубах и надстройках необходимо:

  • по возможности развернуть судно таким образом, чтобы огонь относило в сторону от наиболее опасных грузов и материалов, находящихся на судне;
  • подавать на очаг пожара наибольшее количество компактных струй воды с наветренного борта или другие, наиболее эффективные для горящего груза (материалов) огнегасительные средства;
  • вести наблюдение и охлаждать водой соседние помещения, конструкции и грузы.

Особенности тушения пожаров электрооборудования и радиооборудования

При горении находящегося под током электро- и радиооборудования необходимо немедленно обесточить его и приступить к тушению с помощью имеющихся огнегасительных средств.

В случае невозможности обесточивания электро- и радиооборудования при тушении применять углекислотные огнетушители.

Во избежание порчи электро- и радиооборудования тушить его следует по возможности углекислотой или воздушно-механической пеной, а при их отсутствии — водой или химической пеной. При этом следует иметь в виду следующие соображения: углекислота не влияет на сопротивление изоляции электрооборудования и радиооборудования;

  • воздушно-механическая пена снижает сопротивление изоляции, поэтому после ее применения электрооборудование и радиооборудование требуют просушки;
  • при применении воды или химической пены электро- и радиооборудование может быть выведено из строя на длительный срок.

Борьба экипажа за живучесть судовой техники

Экипажем должны быть заранее отработаны различные варианты использования энергетических средств в аварийных случаях, а также действия по ликвидации основных возможных повреждений энергетической установки судна, к которым относятся выход из строя: котельных установок, систем питания котлов водой или топливом, главных машин и валопроводов, вспомогательных механизмов, рулевого устройства; повреждений магистралей (паровых, топливных, сушильных и т.п.), пожарных и других насосов, систем охлаждения, электрогенераторов и электрических распределительных щитов. Все повреждения должны ликвидироваться на основе Правил технической эксплуатации и других действующих правил по обслуживанию энергетической установки судна и другой судовой техники.

При авариях, связанных с затоплением помещений электростанций или пожарами в них, подача электроэнергии не должна прекращаться до последней возможности.

Напряжение с распределительных щитов следует снимать лишь тогда, когда затопление или пожар могут вызвать короткое замыкание.

В случае выхода из строя одной электростанции, одного или нескольких судовых генераторов, вахтенный электромеханик обязан отключить неисправные секции щита или генератора, обеспечив нормальную работу оставшихся в строю генераторов, и доложить об отключении вахтенному механику, который докладывает об этом старшему механику и вахтенному помощнику. При повреждении электроэнергетических установок, когда оставшиеся в строю генераторы не могут полностью обеспечить потребность судна в электроэнергии, потребители обеспечиваются питанием в зависимости от того, к какой из нижеперечисленных групп они относятся:

первая группа — потребители, обеспечивающие работу рулевой машины, навигационной аппаратуры и средств связи;

вторая группа — потребители, действие которых влияет на жизнедеятельность судна, на поддержание хода и управляемость, но кратковременное прекращение работы которых не угрожает безопасности судна и не выводят из строя всю электросистему;

третья группа — все остальные потребители.

Потребители электроэнергии при перегрузках генераторов отключаются:

  • первая и вторая группы — только с разрешения капитана;
  • третья группа — с разрешения механика или вахтенного механика с последующим докладом в обоих случаях вахтенному начальнику.

В тех случаях, когда остановка механизмов или систем влечет за собой изменение режима движения судна, отключение их может быть произведено только с разрешения вахтенного помощника.

При непосредственной угрозе аварии механизма или опасности для жизни людей вахтенный механик в соответствии с Уставом службы на судах имеет право остановить главный двигатель или любой другой механизм с немедленным докладом об этом вахтенному помощнику и механику.

Действия члена экипажа при обнаружении пожара

Литература

Безопасность жизнедеятельности и выживание на море – Колегаев М.А. Иванов Б.Н. Басанец Н.Г. [2008]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *