Стандарт организации по пожарной безопасности что это
Перейти к содержимому

Стандарт организации по пожарной безопасности что это

  • автор:

Стандарты организации, содержащие требования пожарной безопасности: назначение, разработка, согласование

25 июля 2022 года вступили в силу существенные изменения в Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — ФЗ № 123), в том числе в статьи 4 и 6, затрагивающие вопросы технического регулирования в области пожарной безопасности и условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.

Статья 6 в новой редакции ФЗ № 123 значительно расширяет возможность выбора пути обеспечения пожарной безопасности для собственников и правообладателей объектов защиты по сравнению с ее предыдущей редакцией. В частности, одним из условий обеспечения пожарной безопасности объекта защиты теперь является одновременное выполнение в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных ФЗ № 123 и выполнение требований пожарной безопасности, содержащихся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В то же время новая редакция части 3 статьи 4 ФЗ № 123 теперь относит к числу нормативных документов по пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики стандарты организации, содержащие требования пожарной безопасности.

При этом возникает логичное предположение о том, что стандарт организации может являться нормативным документом в области пожарной безопасности лишь после его согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В данной статье постараемся ответить на вопросы: а что же это за стандарт организации, для чего он нужен, кто может его разработать и каким образом происходит его согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Что такое стандарт организации

Согласно статье 2 ФЗ № 162 стандарт организации — документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Простыми словами, учитывая положения статьи 21 ФЗ № 162, стандарт организации — это документ, самостоятельно разрабатываемый в организации исходя из необходимости его применения для обеспечения достижения определенных целей организации (например, повышения уровня безопасности жизни и здоровья людей).

В нашем случае стандарт организации, содержащий требований пожарной безопасности, — это документ, разработанный в организации и устанавливающий дополнительные требования пожарной безопасности, направленные на повышение уровня противопожарной защиты данной организации, или устанавливающий требования пожарной безопасности к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, характеристики и (или) область применения которых не установлены нормативными документами по пожарной безопасности.

При этом стандарт организации обязательно должен быть разработан с учетом специфики обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержать комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности конкретной организации или конкретного уникального технологического оборудования.

Соответственно, область применения стандартов организации, содержащих требования пожарной безопасности, является достаточно узкой и затрагивает только ту организацию и ее структурные подразделения или только те средства обеспечения пожарной безопасности, в отношении которых они разработаны.

Как разработать паспорт пожарной безопасности населенного пункта, садоводства, СНТ и детского оздоровительного лагеря, территории которых подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров (плюс бланки и образцы заполнения паспортов)

Как уже было сказано выше, стандарт организации можно назвать нормативным документом по пожарной безопасности только в том случае, если он согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Таким федеральным органом исполнительной власти, естественно, является МЧС России.

Порядок согласования стандартов организации, содержащих требования пожарной безопасности, подробно изложен в приказе МЧС России от 15.11.2022 № 1161 «Об утверждении Порядка согласования стандартов организации, содержащих требования пожарной безопасности». В данной статье опишем основные стадии его согласования:

1) стандарт организации в 2 экземплярах вместе с заявлением о его согласовании направляется в МЧС России в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

2) комиссия МЧС России рассматривает стандарт организации в течение 30 рабочих дней с даты его поступления;

3) по результатам рассмотрения стандартов комиссия простым большинством голосов принимает решение о возможности или невозможности согласования стандарта;

4) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору или один из его заместителей принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании стандарта, оформляемое в виде письма, на основании решения комиссии;

5) в случае согласования стандарта в адрес заявителя почтовым отправлением с уведомлением о вручении направляется с сопроводительным письмом один экземпляр стандарта с подписью сотрудника Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России;

6) после согласования стандарт организации, содержащий требования пожарной безопасности, вносится в реестр согласованных стандартов, который размещается на официальном сайте МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Для чего необходимо согласование стандарта организации с МЧС России

В настоящее время обязательное согласование стандартов организации с МЧС России законодательно не закреплено и организация, его разработавшая, может свободно им пользоваться в качестве документа, устанавливающего требования пожарной безопасности, определяющего порядок поведения ее сотрудников, порядок содержания территории, организации производства и т. д. и являющегося, по своей сути, чем-то вроде инструкции о мерах пожарной безопасности, утвержденной руководителем организации.

Тогда для чего же нужно согласование стандарта организации с МЧС России и прохождение всех описанных выше процедур по его согласованию?

1. Избавление от чрезмерных требований.

Разработанный в организации стандарт может, например, содержать лишние или какие-либо чрезмерные требования пожарной безопасности, а также требования, вовсе не относящиеся к пожарной безопасности или явно противоречащие действующим нормативным правовым актам и нормативным документам в области пожарной безопасности.

Соответственно, одной из целей такого согласования можно назвать «чистку» стандарта организации от таких ненужных и лишних требований.

2. Приобретение юридического статуса документа, выбор способа обеспечения пожарной безопасности.

После прохождения согласования с МЧС России стандарт организации, содержащий требования пожарной безопасности, приобретает статус нормативного документа по пожарной безопасности, а организация, его разработавшая, будет иметь полное право выбрать именно такой путь обеспечения пожарной безопасности своих объектов защиты — соблюдение в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных ФЗ № 123, а также соблюдение требований пожарной безопасности, содержащихся в ее собственном стандарте.

Согласование стандарта организации, содержащего требования пожарной безопасности, с МЧС России имеет также и обратную сторону медали, так раз уж после его согласования стандарт организации становится нормативным документом по пожарной безопасности, органы федерального государственного пожарного надзора получают полное право проверить соблюдение его исполнения при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Таким образом, если какой-то сотрудник нарушил требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, не прошедшем согласование с МЧС России, то в качестве наказания ему грозит дисциплинарная ответственность. Если же стандарт организации согласован с МЧС России, то за неисполнение требований, содержащихся в нем, существует риск быть подвергнутым административному наказанию, например, реальному штрафу.

На этом все. В данной статье мы разобрали понятие «стандарт организации», рассмотрели порядок, цели и необходимость его согласования с МЧС России, надеемся, что данная информация будет полезна организациям в части выбора пути обеспечения пожарной безопасности для своих объектов.

Стандарт организации по пожарной безопасности что это

Разработка, требования, назначение и согласование стандартов организации по пожарной безопасности.

25 июля 2022 года вступили в силу существенные изменения в Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — ФЗ № 123), в том числе в статьи 4 и 6, затрагивающие вопросы технического регулирования в области пожарной безопасности и условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.

Статья 6 в новой редакции ФЗ № 123 значительно расширяет возможность выбора пути обеспечения пожарной безопасности для собственников и правообладателей объектов защиты по сравнению с ее предыдущей редакцией. В частности, одним из условий обеспечения пожарной безопасности объекта защиты теперь является одновременное выполнение в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных ФЗ № 123 и выполнение требований пожарной безопасности, содержащихся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В то же время новая редакция части 3 статьи 4 ФЗ № 123 теперь относит к числу нормативных документов по пожарной безопасности стандарты организации, содержащие требования пожарной безопасности.

При этом возникает логичное предположение о том, что стандарт организации может являться нормативным документом в области пожарной безопасности лишь после его согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В данной статье постараемся ответить на вопросы: а что же это за стандарт организации, для чего он нужен, кто может его разработать и каким образом происходит его согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Что такое стандарт организации

В поисках определения данного понятия обратимся к Федеральному закону от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 162).

Согласно статье 2 ФЗ № 162 стандарт организации — документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Простыми словами, учитывая положения статьи 21 ФЗ № 162, стандарт организации — это документ, самостоятельно разрабатываемый в организации исходя из необходимости его применения для обеспечения достижения определенных целей организации (например, повышения уровня безопасности жизни и здоровья людей).

В нашем случае стандарт организации, содержащий требований пожарной безопасности, — это документ, разработанный в организации и устанавливающий дополнительные требования пожарной безопасности, направленные на повышение уровня противопожарной защиты данной организации, или устанавливающий требования пожарной безопасности к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, характеристики и (или) область применения которых не установлены нормативными документами по пожарной безопасности.

При этом стандарт организации обязательно должен быть разработан с учетом специфики обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержать комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности конкретной организации или конкретного уникального технологического оборудования.

Соответственно, область применения стандартов организации, содержащих требования пожарной безопасности, является достаточно узкой и затрагивает только ту организацию и ее структурные подразделения или только те средства обеспечения пожарной безопасности, в отношении которых они разработаны.

Порядок согласования стандарта организации

Как уже было сказано выше, стандарт организации можно назвать нормативным документом по пожарной безопасности только в том случае, если он согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Таким федеральным органом исполнительной власти, естественно, является МЧС России.

Порядок согласования стандартов организации, содержащих требования пожарной безопасности, подробно изложен в приказе МЧС России от 15.11.2022 № 1161 «Об утверждении Порядка согласования стандартов организации, содержащих требования пожарной безопасности». В данной статье опишем основные стадии его согласования:

1) стандарт организации в 2 экземплярах вместе с заявлением о его согласовании направляется в МЧС России в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

2) комиссия МЧС России рассматривает стандарт организации в течение 30 рабочих дней с даты его поступления;

3) по результатам рассмотрения стандартов комиссия простым большинством голосов принимает решение о возможности или невозможности согласования стандарта;

4) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору или один из его заместителей принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании стандарта, оформляемое в виде письма, на основании решения комиссии;

5) в случае согласования стандарта в адрес заявителя почтовым отправлением с уведомлением о вручении направляется с сопроводительным письмом один экземпляр стандарта с подписью сотрудника Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России;

6) после согласования стандарт организации, содержащий требования пожарной безопасности, вносится в реестр согласованных стандартов, который размещается на официальном сайте МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Для чего необходимо согласование стандарта организации с МЧС России

В настоящее время обязательное согласование стандартов организации с МЧС России законодательно не закреплено и организация, его разработавшая, может свободно им пользоваться в качестве документа, устанавливающего требования пожарной безопасности, определяющего порядок поведения ее сотрудников, порядок содержания территории, организации производства и т. д. и являющегося, по своей сути, чем-то вроде инструкции о мерах пожарной безопасности, утвержденной руководителем организации.

Тогда для чего же нужно согласование стандарта организации с МЧС России и прохождение всех описанных выше процедур по его согласованию?

1. Избавление от чрезмерных требований.

Разработанный в организации стандарт может, например, содержать лишние или какие-либо чрезмерные требования пожарной безопасности, а также требования, вовсе не относящиеся к пожарной безопасности или явно противоречащие действующим нормативным правовым актам и нормативным документам в области пожарной безопасности. Соответственно, одной из целей такого согласования можно назвать «чистку» стандарта организации от таких ненужных и лишних требований.

2. Приобретение юридического статуса документа, выбор способа обеспечения пожарной безопасности.

После прохождения согласования с МЧС России стандарт организации, содержащий требования пожарной безопасности, приобретает статус нормативного документа по пожарной безопасности, а организация, его разработавшая, будет иметь полное право выбрать именно такой путь обеспечения пожарной безопасности своих объектов защиты — соблюдение в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных ФЗ № 123, а также соблюдение требований пожарной безопасности, содержащихся в ее собственном стандарте.

Согласование стандарта организации, содержащего требования пожарной безопасности, с МЧС России имеет также и обратную сторону медали, так раз уж после его согласования стандарт организации становится нормативным документом по пожарной безопасности, органы федерального государственного пожарного надзора получают полное право проверить соблюдение его исполнения при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Таким образом, если какой-то сотрудник нарушил требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, не прошедшем согласование с МЧС России, то в качестве наказания ему грозит дисциплинарная ответственность. Если же стандарт организации согласован с МЧС России, то за неисполнение требований, содержащихся в нем, существует риск быть подвергнутым административному наказанию, например, реальному штрафу.

В данной статье мы разобрали понятие «стандарт организации», рассмотрели порядок, цели и необходимость его согласования с МЧС России, надеемся, что данная информация будет полезна организациям в части выбора пути обеспечения пожарной безопасности для своих объектов.

Стандарт организации по пожарной безопасности что это

Статья 4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности

1. Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;

3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

2. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся:

1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона;

2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 276-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до 1 января 2015 года, ранее действовавшие требования пожарной безопасности применяются до 1 сентября 2018 года.

Разработка стандарта организации (СТО) по пожарной безопасности

Что такое СТО по пожарной безопасности: общие понятия.

Стандарт организации по пожарной безопасности (СТО) — это нормативный документ, разрабатываемый для конкретной организации, содержащий требования пожарной безопасности к объектам (зданиям, сооружениям), к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, к элементам систем противопожарной защиты. СТО по пожарной безопасности, так же как СП и СТУ, является «нормативным документом по пожарной безопасности» — теперь это прямо зафиксировано в Федеральном законе № 123-ФЗ (ч.3 ст.4). Выполнение требований, содержащихся в стандарте организации является условием соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (ч.1 ст.6 Федерального закона № 123-ФЗ), в совокупности с обязательным выполнением требований закона 123-ФЗ.

Как правило, стандарт организации по пожарной безопасности, содержит требования ПБ применительно к группе однородных объектов, имеющих ряд схожих параметров и характеристик. При этом каких-то детерминированных критериев для набора этих общих параметров в действующем нормативно-правом поле не существует. Теоретически, это могут быть любые сходства, однако, когда речь идёт об обеспечении безопасности, то условно можно выделить две большие группы СТО по их базовому содержанию и смыслу:

  • СТО для средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, то есть для оборудования (устройств и узлов) систем противопожарной защиты (автоматические установки пожаротушения, системы пожарообнаружения, системы оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре, системы противодымной защиты и т.п.);
  • СТО для объектов защиты — зданий, сооружений и производств (например, СТО для цементных заводов или СТО для баз хранения (складов) дизельного топлива из полимерных (эластичных) резервуаров).

Это, конечно же, условное разделение типов СТО. Как формально, так и технически стандарт организации может включать обе группы требований. Однако, в части процедур согласования СТО отличия могут быть существенными, обуславливающими разный объём и сложность работы в процессе разработки документа (включая исследования и испытания).

СТО по пожарной безопасности в целом схож с СТУ (по содержанию и по смыслу). Однако стандарт, в отличие от СТУ, учитывает специфику (отступления и отсутствие норм пожарной безопасности) не конкретного объекта защиты, а всех типов объектов в рамках однородной группы, с учетом разных комбинаций их параметров и характеристик.

Стандарт организации по пожарной безопасности может являться более комплексным и подробным чем СТУ документом, так как он может содержать в себе описание всех аспектов требований ПБ: от требований к генеральному плану — до требований к инженерным системам.

Разработка СТО позволяет установить для группы объектов более оптимальные (относительно действующих норм) требования пожарной безопасности. При разработке стандарта может быть учтена специфика объектов, например, в части обеспечения огнестойкости, конструктивных и объемно планировочных решений, эвакуации, систем противопожарной защиты и прочих аспектов.

Разработка стандарта организации подразумевает выполнение большого объёма аналитической работы, связанной с обобщением и типологизацией нормативных требований пожарной безопасности применительно к изучаемой совокупности объектов.

Во многих случаях разработке СТО сопутствует необходимость обоснования и верификации положений стандарта. Например, разработка СТО для средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, характеристики и (или) область применения которых не установлены нормативными документами по пожарной безопасности, подразумевает проведения соответствующих испытаний. Также положительные результаты экспериментальных исследований будут необходимы для обоснования возможности включать в стандарт организации альтернативные подходы к нормированию тех или иных параметров, альтернативные методы расчетов. Испытания должны сопровождаться разработкой программы испытаний, оформлением протоколов испытаний, видеозаписью. (п.2.4. Приказа МЧС № 1161). В ряде случаев для подтверждения положений СТО необходимо выполнять расчетно-аналитические обоснования. Все испытания и расчеты должны проводиться по методикам, согласованным (утвержденным) уполномоченными органами. Если соответствующие методики отсутствуют или не отражают предлагаемых в СТО подходов, то возможна разработка специальных частных методик с учетом специфики планируемых исследований.

Порядок согласования стандартов организаций в области пожарной безопасности

Процедура согласования СТО в области пожарной безопасности установлена специальным документом — «Порядок соласования стандартов организаций, содержащих требования пожарной безопасности», утвержденный приказом МЧС России от 15.11.2022 № 1161.

Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (ссылка. ).

Согласование СТО в области пожарной безопасности осуществляет МЧС России, а точнее главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору или его заместители.

Ключевая стадия процедуры — это рассмотрение стандарта специальной комиссией, коллегиальным совещательным органом. Комиссия принимает решение о возможности или невозможности согласования стандарта простым большинством голосов.

Далее, на основании решения комиссии главный государственный инспектор по пожарному надзору (или его заместитель) принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании стандарта.

СТО, содержащие требования пожарной безопасности, аналогичные ранее согласованным в МЧС России требованиям (по техническим показателям либо объемно планировочным решениям), — на комиссии не рассматриваются. В таких случаях главный государственный инспектор (или его заместитель) сам принимает решение на основании аналогичных ранее согласованных решений.

Результатом процедуры согласования стандарта в области пожарной безопасности может быть:

  • в случае согласования — Стандарт, прошнурованный и заверенный штампом «Согласовано письмом ДНПР МЧС России», а также сопроводительное письмо о согласовании СТО.
  • в случае отказа — письмо МЧС России с указанием причин отказа в согласовании СТО.

Опыт МПЦ в части разработки СТО по пожарной безопасности

Весь опыт МПЦ в области разработки стандартов организация в области ПБ можно условно разбить на три категорий в зависимости от степени участия и детальности проработки:

  1. Разработка СТО.
  2. Выполнение части работы, предваряющей разработку СТО по пожарной безопасности и являющаяся основой для разработки стандарта (начальные этапы) — разработка концепций обеспечения пожарной безопасности, планирование и проведение испытаний, выполнение расчетных обоснований и т.п. Некоторые из наших исследований в дальнейшем использовались не только для разработки СТО, но и в процессе создания других нормативных документов, например, ФНиП (федеральных норм и правил) и ГОСТ.
  3. Детальная оценка запросов заказчиков в части возможности и целесообразности разработки СТО. Такая работа включает в себя анализ нормативных требований, разработка технических заданий, дорожных карт для разработки СТО, подробных технико-коммерческих предложений. В этих случаях, даже если разработка непосредственно стандарта не была реализована заказчиком, всё же уровень погружения специалистов МПЦ в ходе предварительной оценки был достаточно глубоким. Мы подготавливали пошаговые планы действий для разработки стандартов разных типов. Все запросы на разработку СТО очень специфичны, в связи с чем каждый раз требовалось учитывать эту специфику и конкретную ситуацию. Разнообразие и количество детально проработанных компанией МПЦ запросов на разработку СТО существенно обогатило понимание и опыт компании в этой области.

СТО — Гидроэлектростанции. Проектирование установок противопожарной защиты оборудования, производственных помещений и кабельных сооружений.

МПЦ выполнил разработку стандарта организации (СТО) — «Гидроэлектростанции. Проектирование установок противопожарной защиты оборудования, производственных помещений и кабельных сооружений. Общие технические требования. Типовой состав и функции.»

Стандарт успешно прошёл экспертизу ФГБУ ВНИИПО МЧС России, после чего был согласован в ДНПР МЧС России в качестве нормативного документа по пожарной безопасности (шифр «ВНПБ-76-19»).

Разработка СТО была выполнена по инициативе ПАО «РусГидро».

Документ был утвержден в качестве стандарта Ассоциации «Гидроэнергетика России» и передан в организации, входящие в состав Ассоциации для дальнейшего применения.

  • К каким системам противопожарной защиты установлены требования в стандарте?
  • Какие типовые проектные решения по оборудованию системами противопожарной защиты рассмотрены в СТО?

Более подробно о составе требований в СТО можно ознакомиться на странице проекта на сайте МПЦ (ссылка. ).

Сам стандарт размещен на сайте организации: Тексты действующих стандартов ПАО «РусГидро» (ссылка. ).

Национальный стандарт — ГОСТ Р 56076-2014 «Конструкции строительные. Конструкции из панелей с металлическими обшивками. Методы испытаний на огнестойкость и пожарную опасность».

МПЦ принял непосредственное участие в разработке национального стандарта ГОСТ Р 56076-2014 «Конструкции строительные. Конструкции из панелей с металлическими обшивками. Методы испытаний на огнестойкость и пожарную опасность».

МПЦ провёл большие исследования и выполнил много организационной работы, результаты которой легли в основу разработки национального стандарта — ГОСТ Р 56076-2014:

  • Апробированы новые методы бесконтактного контроля температур в условиях пожарно-технических испытаний фрагментов зданий и строительных конструкций. Разработаны практические рекомендации по применению термографии.
  • Организованы и проведены натурные огневые испытания фрагментов зданий с ограждающими конструкциями из сэндвич-панелей с различными теплоизоляционными материалами.
  • Результаты, полученные в ходе испытаний, предоставлены в ФГБУ ВНИИПО МЧС России для рассмотрения рабочей группой при Техническом комитете по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность. (МПЦ является членом комитета ТК 274).
  • В процессе разработки и обсуждения стандарта были внесены предложения по актуализации содержания, которые в итоге были учтены при утверждении итоговой версии нормативного документа.
  • Обеспечено своевременное утверждение стандарта Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом).

Профильный институт ФГБУ ВНИИПО МЧС России поблагодарил компанию ООО «МПЦ» за активное участие в разработке ГОСТа официальным письмом-отзывом .

Примерно 90% всей подготовительной работы, предшествующей непосредственному утверждению национального стандарта, выполнил МПЦ.

Стандарт организации: «Цементные заводы. требования пожарной безопасности».

В ООО «МПЦ» поступило обращение с предложением разработать СТО — Стандарт организации «Цементные заводы. Требования пожарной безопасности».

Заказчик предложил при разработке СТО опираться на требования предоставленных им СТУ (специальных технических условий) для цементного завода, разработанных сторонней организацией. Однако эти СТУ были разработаны до вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ (до реформы системы нормирования в области ПБ). Содержательная часть этих СТУ была не совсем корректна, поскольку состоит по большей части из существующих нормативных требований, сформулированных очень своеобразно, общих (декларативных) фраз, логических ошибок, а также некорректной терминологии.

В связи с этим, ООО «МПЦ» предложило при разработке стандарта применить собственный опыт разработки СТУ для цементных заводов и в большей степени опираться на него. В числе реализованных проектов МПЦ есть несколько разработанных СТУ для данного типа объектов, согласованных с ДНПР МЧС России и содержащих более сбалансированные, актуальные и полные требования, чем образец СТУ, представленный заказчиком.

Описание некоторых разработанных СТУ для цементных заводов представлены на сайте МПЦ:

Техническое задание на разработку стандарта, кроме прочего, включало:

  • анализ пожарной опасности технологической среды и параметров технологических процессов на объектах 19 цементных заводов;
  • анализ проектных решений на соответствие требованиям пожарной безопасности для 19 заводов;
  • выявление отступлений от требований ПБ и отсутствий требований ПБ на объектах 19 заводов (на основе анализа проектной документации);
  • составления списка типовых и частных случаев отступлений от требований ПБ и отсутствий требований ПБ;
  • расчеты пожарного риска для 19 заводов.

На основе опыта МПЦ в части разработки СТУ для цементных заводов был составлен предварительный перечень специальных требований пожарной безопасности для этих объектов, разбитый по категориям:

  1. Общая часть. Комплекс требований, отсутствующих в действующих нормативно-правовых актах и нормативных документах по пожарной безопасности:
    • к проектированию (обеспечению огнестойкости и ограничению распространения пожара);
    • к расходу воды на наружное пожаротушение зданий и сооружений;
    • к расходу внутреннего противопожарного водопровода зданий и сооружений;
    • к компенсирующим мероприятиям при вынужденных отступлениях от нормативных документов по пожарной безопасности.
  2. Обеспечение огнестойкости, конструктивные и объемно планировочные решения.
  3. Эвакуационные пути и выходы.
  4. Системы противопожарной защиты.
  5. Комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Стандарт организации для применения пластмассовых трубопроводов и фитингов в системах пожаротушения

Задача, поставленная заказчиком: Разработка стандарта организации (для производителя) — «Проектирование, монтаж и эксплуатация пластмассовых трубопроводов и фитингов (из полипропилена) в системах пожаротушения». Учитывая специфику этого запроса, МПЦ подготовил пошаговый план действий и технико-коммерческое предложение на разработку СТО, на основе следующих базовых этапов:

  1. Разработка программы и методика испытаний.
  2. Согласование программы и методики испытаний в ДНПР МЧС России (с предварительным получением заключения ФГБУ ВНИИПО МЧС России).
  3. Проведение натурных огневых испытаний труб и фитингов на соответствие ГОСТ Р 58832-2020 и получение заключения по результатам испытаний (ФГБУ ВНИИПО МЧС России).
  4. Разработка проекта СТО (стандарт организации) «Проектирование, монтаж и эксплуатация пластмассовых трубопроводов и фитингов в системах пожаротушения».
  5. Проведение экспертизы проекта СТО в ФГБУ ВНИИПО МЧС России, подготовка ответов на замечания экспертов, получение заключения на проект СТО.
  6. Согласование СТО в ДНПР МЧС России.

На протяжении всей работы МПЦ предложил заказчику осуществлять не только разработку документации, но и научно-методическое, организационное, логистическое сопровождение в части следующих работ: подготовка программы и методики огневых испытаний, проведение монтажных работ на полигоне, проведение испытаний, подготовка протоколов и отчетов испытаний. Такая работа включает в себя:

  • контроль монтажа,
  • контроль лабораторного оборудования,
  • контроль непосредственно процесса испытаний,
  • анализ и обсуждение полученных результатов,
  • проверка протоколов испытаний.

Стандарт организации (СТО) по пожарной безопасности для временных баз хранения (складов) дизельного топлива из полимерных (эластичных) резервуаров.

Запрос заказчика: Разработка Стандарта организации (СТО) в области обеспечения пожарной безопасности для временных складов (резервуарных парков) хранения дизельного топлива с применением полимерных (эластичных) резервуаров различной вместимости.

Разработка СТО осуществляется в связи с отсутствием нормативных документов по пожарной безопасности, регламентирующих требования к складам нефтепродуктов с применением полимерных эластичных (мягких) резервуаров.

Компания МПЦ имеет успешный опыт разработки и согласования СТУ для нескольких подобных объектов:

По предварительной оценке, в составе СТО по пожарной безопасности для складов нефтепродуктов с применением полимерных эластичных (мягких) резервуаров должны быть включены следующие требования ПБ и обоснования:

  • требования к генеральным планам;
  • требования к устройству обвалований (ограждений) резервуарных парков, в зависимости от их вместимости;
  • обоснование необходимых расходов огнетушащих веществ (воды и пенообразователя и т.п.), продолжительности их подачи, разработка тактики тушения проектных пожаров с применением мобильных комплексов пенного пожаротушения;
  • требования к мобильным комплексам пожаротушения (многократного использования) — определение их тактико-технических характеристик исходя из вместимости и других особенностей временных складов (резервуарных парков) хранения дизельного топлива.

Изучив специфику запроса Заказчика и принимая во внимание опыт разработки СТУ для аналогичных объектов, МПЦ подготовил подробную дорожную карту для разработки стандарта организации:

  1. Изучение исходных данных по трем типовым проектам складов ГСМ в зависимости от их вместимости. Анализ нормативных документов по пожарной безопасности содержащих требования к проектированию складов ГСМ.
  2. Расчетно-аналитические обоснования тактико-технических характеристик мобильных комплексов пенного пожаротушения.
  3. Разработка проекта СТО.
  4. Согласование проекта СТО с Заказчиком.
  5. Получение заключения на проект СТО в научно-исследовательских или образовательных учреждениях МЧС России.
  6. Согласование проекта СТО в МЧС России.

После разработки и согласования стандарта Заказчику предложено выполнить следующие работы:

  • Разработка проекта Технического задания на изготовление, поставку и необходимые приемо-сдаточные испытания мобильных комплексов пенного пожаротушения;
  • Подбор заводов-изготовителей (поставщиков) мобильных комплексов пенного пожаротушения;
  • Разработка Альбома типовых проектных решений по противопожарной защите временных баз (резервуарных парков) хранения дизельного топлива в зависимости от вместимости складов.

СТО (Стандарт организации) «Проектирование и эксплуатация ветроэлектрических электростанций. Требования пожарной безопасности»

Запрос заказчика: Разработка СТО (Стандарт организации) «Проектирование и эксплуатация ветроэлектрических электростанций. Требования пожарной безопасности». Целью работы является разработка минимально необходимых (оптимальных) требований пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации ветроэлектрических электростанций (ВЭС) и объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав ВЭС, и создание информационной основы для дальнейшего совершенствования нормативной базы в области пожарной безопасности.

  • разработка нормативного документа по пожарной безопасности — стандарта организации (СТО);
  • подготовка предложений по внесению изменений в нормативно-правовые акты, нормативные документы по пожарной безопасности по вопросам, которые не могут быть урегулированы в разработанном СТО, в том числе на основе международного опыта (предпочтительные страны: Германия, Дания, Испания, США).

После плодотворных переговоров и многочисленных телеконференций с заказчиком МПЦ подготовил ТКП и подробное ТЗ для разработки СТО. Ниже перечислены лишь основные этапы работы:

Этап 1. Аналитическая (подготовительная) работа для разработки СТО:

  • Анализ материалов, предоставленных Заказчиком (проектная документация на ВЭС, техническая документация на ВЭУ) на соответствие действующим нормативным документам по пожарной безопасности;
  • Анализ отечественного и международного опыта эксплуатации ВЭС;
  • Информационно-аналитический поиск отечественных и зарубежных научно-технических материалов, нормативных документов, методик расчетов и исследований в отношении ВЭС;
  • Разработка перечня недостающих требований пожарной безопасности, а также направлений их оптимизации;
  • Анализ пожарной опасности действующих ВЭС;
  • Разработка структуры СТО и на основе выполненного анализа пожарной опасности ВЭС.

Этап 2. Разработка СТО:

  • Разработка первой редакции СТО;
  • Согласование первой редакции СТО с Заказчиком;
  • Рассылка первой редакции СТО в проектные организации, которые выполняли проектные работы для Заказчика, сбор и обобщение комментариев (замечаний);
  • Доработка СТО по комментариям (замечаниям) Заказчика, проектных организаций, выпуск финальной редакции СТО;
  • Разработка аналитической записки с перечнем требований ПБ, урегулирование которых возможно исключительно за рамками СТО.

Этап 3. Согласование СТО:

  • Проведение экспертизы и получение заключения научно-исследовательской или образовательной организации МЧС России на проект СТО;
  • Организационно-техническое сопровождение при согласовании, регистрации СТО в МЧС России.

Национальный стандарт для систем гибких трубопроводов для заправочных станций СПГ

Задача, поставленная заказчиком: Разработка национального стандарта (или СТО) для систем гибких трубопроводов для заправочных станций СПГ (трубопроводная система для криогенных газов) с целью допустить прокладку трубопроводов данной конструкции подземным способом — без устройства лотков.

МПЦ разработал подробную дорожную карту и технико-коммерческое предложение для комплексного решения задачи по этапам:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *