Что такое евровагонка? Описание, особенности, виды и применение евровагонки
Сегодня вагонка – материал, который можно отнести в группу универсальных видов отделки. Она может похвастаться оригинальным дизайном, в собранном виде полотно обеспечивает звуко- и теплоизоляцию. Ламели, имеющиеся в продаже, это готовый вариант отделки, не требующий дополнительной обработки. Устанавливаются они достаточно просто. Любой, владеющий элементарными строительными навыками, способен самостоятельно отремонтировать весь дом.
Светлая отделка для внутренней отделки Источник kontioturkiye.net
Что такое вагонка? Это длинные полоски разной формы и размеров. Они специально создаются для внутренней отделки жилых помещений. Сегодня в качестве основы используются разные виды материалов. У каждого изделия свои преимущества и недостатки, их нужно учитывать, для того чтобы знать, какую вагонку лучше использовать для внутренней отделки дома.
Виды вагонки
Для традиционного варианта изготовления обычно используется натуральное дерево. Оно – экологически чистый материал. При помощи него можно создавать красивые интерьеры, которые внешне будут выглядеть солидно и респектабельно. В процессе производства ламели хорошо шлифуются, по краям делаются фаски, которые при сборке вставляются друг в друга. В результате получается фактурное полотно, которое можно использовать в своем первозданном виде, или дополнительно декорировать при помощи красок и лака.
Принцип соединения отдельных элементов вагонки Источник festima.ru
Если комнаты обшиты деревом, внутри помещения всегда присутствует особый микроклимат. Материал имеет пористую структуру, она впитывает в себя излишки влаги, а потом, с наступлением сухого климата, отдает ее воздуху. Поэтому в домах, обшитых вагонкой, человек чувствует себя очень комфортно. Во время эксплуатации подшивное покрытие не источает вредные химические вещества. Это качество особенно ценно в семьях, в которых живут дети и взрослые, имеющие аллергию в анамнезе.
Описываемый материал легко чистится, он может похвастаться высокой устойчивостью к механическим повреждениям. Сегодня производители для изготовления ламелей используют только хорошо просушенную древесину, дополнительно она покрывается антисептическими пропитками и лаками. Они делают вагонку крайне устойчивой практически ко всем вредным воздействиям.
Шип-паз особенности замкового соединения Источник lesprom.com
Со временем она не разрушается от влаги, не выгорает на солнце, ее не поедают жучки и короеды. Даже плесень и грибки на ней селятся неохотно. При бережном отношении ремонт можно не делать в ближайшие двадцать лет и больше. Все это время на поверхности вагонки не появятся неприглядные дефекты.
Смотрите также: Каталог компаний, что специализируются на отделочных материалах.
Подробная классификация
Существуют разные виды вагонки для внутренней отделки дома. Производители делят описываемый материал на четыре класса.
Изделия класса «С» – вагонка самого низкого качества, покупая его, нужно быть готовым к тому, что придет материал, на поверхности которого есть сколы или несквозные трещины, невыпадаемые сучки или какие-нибудь другие механические повреждения. Такие ламели сложно укладывать, их трудно подгонять друг к другу. Подобные образцы могут похвастаться низкой ценой, используются они, как правило, для отделки подсобных помещений.
Вагонка «С» класса низкого качества Источник regionles35.ru
Изделия класса «В» – вагонка среднего качества. Он первой категории она отличается только тем, что на ней нет вмятин и трещин, зато присутствуют черные сучки и сучки в тон дереву. Используется для декорирования стен в том случае, если вагонку потом планируется красить.
Изделия класса «А» – вагонка, на поверхности которой нет видимых повреждений, но могут встречаться единичные сучки. Допускается наличие легкой шероховатости, но на поверхности дерева не должно быть видимой синевы, обзола, гнили или червоточин.
Изделия «Экстра» класса – вагонка, способная похвастаться безупречным качеством. Лицевая сторона ламелей имеет идеально гладкую поверхность, без каких-либо признаков повреждений. Собирать такой материал легко, для монтажа используются кляймеры и скобы.
Вагонка экстра класса Источник pomles.ru
Производство
Все виды деревянной вагонки проходят через одинаковый процесс производства. Изначально брёвна распускают на обрезные доски, которые помещают в сушильные камеры. Отклонение от норм содержания влаги (10-15%) приводит к последующим дефектам деревянной вагонки. Повышенная влажность способствует появлению трещин, разрастанию грибка. Пересушенное дерево со временем также подвергается деформации, готовые ламели выгибает и коробит.
Затем доски строгают на станке, подгоняя под заданные размеры. Методом фальцовки или шпунтовки с торцевых сторон выбирают пазы. Проводят первый этап деления на классы. Снимают фаски с внешней стороны. Удаляют следы обработки. Сортируют, упаковывают в пленку и наносят маркировку.
Видео описание
В видео рассказывается о том, как нужно выбирать вагонку, на какие ее технические характеристики обращать внимание:
Особенности профиля
Технические характеристики вагонки все время меняются, производители, модернизируя оборудование, выпускают новые образцы, отличающиеся друг от друга разными профилями сечения. С учетом этого показателя в ассортименте есть:
- евровагонка;
- вагонка-штиль;
- блок-хаус;
- софт лайн;
- американка.
Евровагонка для внутренней отделки Источник les-arhangelska.ru
Полезные советы по выбору вагонки
Производители предлагают широкий ассортимент описываемого материала, определиться с покупкой какого-то одного материала сложно. Для того чтобы потом не пожалеть о своем выборе, нужно более тщательно подходить к выбору конкретного изделия. Специалисты советуют при этом обращать внимание:
На наличие или отсутствие фабричных дефектов. Важно не полениться, открыть всю упаковку и проверить качество лицевой стороны каждой доски. Она должна быть идеально ровной, без какой-нибудь кривизны. Если ламель имеет признаки деформации, стоит отказаться от ее покупки. Если этого не сделать, потом во время монтажа возникнут проблему, устранить которые будут крайне сложно.
На качество исполнения гребней и пазлов. Если на них есть трещины, сколы, сучки, покупать такой материал не стоит.
Трещины на некачественно ровной поверхности Источник elka-palka.ru
Производители предлагают разные варианты изготовления длины обработанной доски (от 30 см до 6 метров). Разной бывает и ширина. Важно понимать, что чем шире вагонка, тем больше она подвержена деформации. Устранить подобный недостаток можно, если чаще сделать шаг обрешетки и чаще выполнить крепление.
Деревянную вагонку можно комбинировать с другими вариантами отделки. Хорошо смотрятся варианты, когда стены обшиваются частично вагонкой, частично декорируются обоями или покрываются фактурной штукатуркой.
Приобретать разновидности описываемого материала важно с учетом выбранного стилевого направления.
Способы крепления евровагонки
Прикрепить евровагонку можно несколькими способами. Это крепление к стене или к обрешетке, крепление на клямеры, которые применяются для малой толщины евровагонки. Клямеры это скобы, с монтажными отверстиями.
Процесс установки прост: необходимо к доске прикрепить кляммер, далее соединить в паз с другой установкой. Последний этап установки — это прибить или прикрутить саморезами кляммер к стене или к обрешетке.
Прикрепление евровагонки на саморезы с шкантов. Потайное крепление — это когда саморез вкручивается напрямую в шип евровагонки. Далее евровагонка которая идет следом вставляется в паз чем закрывает головку самореза.
Если саморез крепится на само тело евровагонки, то он утепляется до упора и прячется специальным деревянным шкантами. Ну и имеется такое крепление, которым почти уже не пользуются, это крепление постепенно устаревает, при помощи скоб и гвоздей.
Видео описание
В видеоролике мастер рассказывает о том, как скомпоновал в бане интерьер из вагонки и камня:
Для оформления гостиных комнат, окна которых выходят на южную сторону, дизайнеры рекомендуют выбирать вагонку темных оттенков коричневого цвета. Чтобы она выгодно смотрелась, важно делать хорошее искусственное освещение, потолки при этом специалисты советуют просто белить и красить. Если в помещении при этом покрашенной оставить одну из стен и обшить деревом оставшиеся три, оформление от этого только выиграет. Можно наоборот, обшить вагонкой только одну акцентную стену, а остальные три поклеить обоями. Тоже будет смотреться очень хорошо.
Интересный вариант комбинированного оформления Источник 1povagonke.ru
Если нужно применить вагонку для отделки спальни или кухни, лучше использовать для этого светлую вагонку под покраску. Если сверху ее покрасить белой или светло-серой полупрозрачной эмалью, получится уютное пространство. К нему хорошо подойдет светлый текстиль с точечными яркими акцентами (скатертями, покрывалами).
В спальне вагонкой дизайнеры советуют отделывать стену, возле которой потом встанет изголовье кровати. Для этого подойдет вагонка любой формы, любого цвета. Главное, чтобы он потом был увязан с общей гаммой интерьерного наполнения и декора.
Варианты распила древесины
Важный момент качества пиломатериала – это вариант распиловки бревна для его получения. В основном из бревна выделывается брус и доски, а уже потом из них могут производиться и другие материалы. Отходы распиловки (опилки, стружка, щепа) идут на производство других материалов (ДСП, ДВП и подобные им).
Обычно бревна пилятся по всей длине ствола, однако, учитывая положение годовых колец в древесине, распиливают бревна несколькими разными методами. Почти при всех видах распила бревно пилится так, чтобы его центральная часть (сердцевина) оставалась нетронутой распилом, из нее получается брус. Правда, если сердцевина рыхлая и некачественная, то в этом случае брус не выделывается, а бревно пилят центральным способом распила.
Варианты распиловки бревна
Самый распространенный способ распиловки бревна – радиальный. Разрез производится по радиусу (от поверхности бревна к его сердцевине) поперек колец, то есть перпендикулярно волокнам древесины. Доски, полученные таким способом – самые прочные, они не подвергаются деформационным процессам в результате намокания. Однако этот способ предполагает относительно большое количество отходов, поэтому «радиальные» доски имеют относительно высокую стоимость.
Тангенциальный распил предполагает распиловку бревна под углом к годовым кольцам (70-90 градусов). Такие доски получаются дешевле, красивее по внешнему виду, однако из-за невысокой сопротивляемости воздействию влажности их можно применять только внутри помещений в нормальных условиях влажности и при комнатной температуре.
Рустикальный распил, он же полурадиальный. Доски вырезаются из той части бревна, которая находится на равном удалении от сердцевины и поверхности бревна. В связи с этим угол расположения волокон древесины составляет от 40 до 70 градусов, и в пределах одной доски может быть разным в зависимости от ее ширины. Такие доски по качеству обладают средними показателями между обоими выше приведенными вариантами распила.
Центральный распил производится тогда, когда, как писалось выше, сердцевина не имеет ценности по качеству. Доски, включающие в себя части сердцевины, не имеют большого качества, и потому они дешевле остальных.
Где в строительстве применяется вагонка?
Внутренняя и наружная отделка деревянным облицовочным материалом во все времена остается популярной. Это связано с особой поверхностью, и аурой в помещении, которую привносит древесина.
Одним из наиболее востребованных и доступных видов пиломатериалов остается вагонка, характеризующаяся универсальностью применения. Сегодня производители ежегодно пополняют ассортимент продукции, делая ее все более высокотехнологичной.
Что это такое?
Вагонкой называются тонкие строганые доски, применяемые для обшивки поверхностей. Подобное название существует только в России, что связано с историей появления материала. Изначально деревянными полосами обшивались вагоны для защиты их от действия дождя, солнца, наносимого грызунами вреда. В отличие от железа, древесина позволяла избежать парникового эффекта, да и стоила дешевле.
Со временем обычные доски приобрели шип-пазы, благодаря которым монтаж стал проще и оперативнее, исчез риск деформаций. Эту идею подхватили строители, начав применять аналогичные пиломатериалы для наружных и внутренних работ.
Оказавшись в Европе, не используйте название «вагонка», а ищите профилированные доски. Они производятся по разработанному в Европе стандарту DIN 68126/86. Этот ГОСТ гораздо требовательней к качеству материала, чем отечественные стандарты, а потому и продукция европейских брендов оказывается лучше как с точки зрения качества, так и методов монтажа. Такие доски для отделки покупателям из России знакомы как «евровагонка».
Важно отличать вагонку от МДФ, поскольку последняя, будучи «склеенным» из древесной стружки материалом, ощутимо проигрывает в своих технических свойствах.
Итак, отвечая на вопрос о том, какая вагонка бывает, можно сказать, что материал делится на вагонку и евровагонку. Причем к первой у покупателей немало претензий: слишком большая влажность (20-25%), увеличенный процент деформаций доски, вследствие чего мелкие замки нередко выскакивают из паза. Наконец, ворсистость материала и число сучков никак не контролируется, что влияет на эстетические свойства и удобство эксплуатации материала.
На фоне вагонки евродоска обладает рядом преимуществ:
- Продуманность форм (оптимальная ширина и толщина ламелей, что исключает проблемы с шипом, который также отличается более крупными размерами), присутствие вентиляционных канавок для вывода конденсата, возможность выбора фактуры материала.
- Отсутствие ворса на лицевой стороне материала, а также в районе шип-паза, что обеспечивает удобство монтажа и пользования, внешнюю привлекательность материала.
- Коэффициент влажности – 10-15%, что исключает риск деформации, появления в древесине жуков-точильщиков.
- Более детальная классификация материала в зависимости от производственного брака, особенностей древесины.
Описание материала окажется неполным, если не указать, что он обеспечивает хорошую тепло- и звукоизоляцию, поскольку между вагонкой и отделываемой поверхностью образуется воздушная прослойка. Кроме того, неплотная стыковка досок дает стенам возможность «дышать», а потому в помещении всегда приятный и полезный микроклимат. Доски могут крепиться горизонтально и вертикально и обязательно должны периодически покрываться защитными материалами. Это обеспечит долгий – до нескольких десятилетий, срок их службы.
Погонаж (то есть продукции на основе пиломатериалов, подвергшихся последующей обработке) имеет неповторяющийся рисунок на древесине, легкий лесной аромат, многообразие цветовой палитры – все это позволяет реализовать самые необычные дизайнерские решения.
Особенности
В основе материала – натуральная древесина (дуб, липа, осина, лиственница, сосна и др), что объясняет его экологичность, отсутствие выделяемых токсических соединений. Особенностями натурального дерева обусловлены преимущества и недостатки вагонки.
Плюсами материала является:
- универсальность применения – материал подходит как для внешней облицовки, так и для внутреннего оформления;
- прочность и долгий срок эксплуатации;
- отсутствие деформаций под воздействием влаги и температурных перепадов (в большей степени справедливо для евровагонки);
- при регулярной обработке на поверхности материала не появляется плесень, она не темнеет даже в условиях повышенной влажности (вот почему доски используются для отделки бань, саун);
- благоприятный микроклимат в помещении;
- высокие теплоизоляционные свойства;
- хорошее звукопоглощение;
- эстетически привлекательный результат облицовки, оригинальность, самобытность и уникальность древесного рисунка, богатство цветовой палитры;
- простота монтажа – изучив общие принципы укладки материала, можно приступать к самостоятельному монтажу, не прибегая к найму профессионалов;
- простота ухода;
- ценовая доступность.
Материал имеет широкую сферу использования и подходит для выполнения таких видов работ:
- облицовка саун, бань;
- внутренняя отделка жилых и хозяйственных помещений;
- облицовка лоджий, балконов, террас, веранд;
- оформление дверей;
- оформление лестниц и переходов;
- наружная облицовка стен с применением теплоизоляционных материалов.
Основной минус вагонки – низкая пожарная безопасность. Нивелировать данную особенность можно путем пропитки материала противопожарными составами.
Наконец, важно помнить, что для сохранения технических и эстетических свойств материала его необходимо регулярно обрабатывать защитными составами.
Виды и сорта
Деление материала на виды и сорта основывается на различии визуальном и по сфере применения. При этом разные виды вагонки различаются размерами и формой, фасками или их отсутствием, особенностями креплений.
Выделяют следующие типы профилированных досок:
Традиционная
Наружная часть материала имеет дополнительную фаску в районе шипа, а потому после сборки материала поверхность имеет заметные швы. Выделяют угловатые фаски (вагонка «Колхозница») или скругленные. Последние называются Soft-line.
Soft-line
Панель, лишенная углов, имеющая скругленные концы. Это позволяет избежать появления сколов и заусенцев на обшиваемой поверхности, а потому материал часто применяют для внутренней отделки.
«Штиль»
На панели отсутствует фаска возле шипа, поэтому готовая поверхность получается более ровной, без ярко выраженных швов. Материал подходит для имитации стены из бруса, может выпускаться утолщенным до 25 мм и подходит для наружных работ.
Ланд-хаус
Характеризуется высокой привлекательностью, поскольку лицевая сторона панели имеет сложные рисунки. Их получают путем фрезерования или другими методами. Существуют обшивочные ламели, которые имитируют резьбу по дереву, что достигается методикой горячего тиснения под прессом.
Данный вид досок характеризуется более высокой стоимостью.
Блок-хаус
Лицевая сторона имеет выпуклые закругления, поэтому в сборке материал имитирует поверхности из оцилиндрованных бревен. Особенностями конструкции обусловлены улучшенные тепло- и звукоизоляционные признаки данного вида.
«Американка»
Имитирует сайдинговые панели за счет плавного перехода от шипа к средней части наружной поверхности ламели и отсутствию фаски возле шипа. Благодаря толщине от 20 мм и ширине доски от 140 мм отлично подходит для наружной облицовки.
«Крестьянка»
Обеспечивает гладкие, практически бесшовные поверхности, а потому активно используется для внутренней отделки, в том числе для оформления потолка. Исходя из габаритов и особенностей крепления, выделяют шовную (более тонкие ламели, возможность обшивать любые поверхности) и бесшовную (более толстые панели, отличающиеся богатством выбора оттенков) модификации.
Двусторонняя
Ее главная особенность – отсутствие лицевой и тыльной сторон, что позволяет применять ламели для устройства деревянных перегородок. При внешней или наружной облицовке пользователь может выбирать более привлекательную, без дефектов сторону для расположения ее снаружи.
Материал не имеет вентиляционных перфораций, а потому не подходит для использования в помещениях с повышенной влажностью.
Традиционно вагонка ассоциируется с деревом, однако сегодня существует также пластиковый вариант. В его основе – поливинилхлорид. Материал отличается устойчивостью к воздействию влаги и прочим атмосферным влияниям, длительным (до 30 лет) сроком службы. Однако пластиковые панели менее прочные и, конечно, они не дают того эффекта натуральности, близости к природе, уникальности окраса, что дарят древесные модели.
На первый план выходит критерий эстетической привлекательности, а не прочности материала, можно рекомендовать брашированную вагонку. Этот вид имеет характерный рельеф и фактуру и применяется для создания необычных интерьеров. Брашированная евровагонка изготавливается исключительно из хвойных пород.
Еще одной разновидностью эстетически оформленных панелей можно назвать евровагонку с тиснением. На поверхности панели методом, сходим с чеканкой, наносится 2 и более узора. В большей или меньшей степени они вдавлены в панель, что и обеспечивает определенный стилистический эффект.
Существует, наконец, вагонка кирпичиком, также применяемая для декоративной финишной отделки. Доска имитирует кирпичную кладку и имеет еще одно название – стеновой паркет.
В зависимости от сухости материала выделяют разные варианты ламелей. Оптимально сухая евровагонка имеет показатели влажности не более 12-15%.
Каждый из рассматриваемых видов вагонки относится к тому или иному сорту. Подобное деление основывается на состоянии вагонки после ее распила и сушки. При этом оценивается наличие трещин и сучков на ламелях, смоляных карманов, участков непрострогов (плохо обработанных зон).
При этом не существует единого стандарта деления на сорта, поэтому каждый производитель пользуется разными ГОСТами или разрабатывает собственные технические условия (ТУ).
Выделяют следующие сорта вагонки:
- Экстра. Материал этого сорта называется также бессучковым, поскольку на 1 погонный метр допустимо появление только 1 сучка, без характерных сколов и трещин вокруг и по всей поверхности. При наличии смоляных карманов их вскрывают, смолу удаляют, получившиеся пустоты шпаклюют и затирают мелкой наждачкой. Получившиеся профили не требуют дополнительной обработки и относятся к декоративным материалам премиум-класса.
- Класс А. Профили этого класса могут иметь до 2-3 сучков на погонный метр, небольшие сколы. Лицевая сторона ламелей может иметь небольшие трещины (некоторые производители шпаклюют их) и участков непрострогов. Если профили изготовлены из хвойных пород, допускается засмоленность (не более 10% на парию). Расцветка может колебаться в пределах одного тона и незначительно отличаться на каждом десятом профиле. Подходит для укладки на пол, оформления потолка.
- Класс В. Одна панель может иметь до 2 сучков, трещины длиной не более 3 см на лицевой и торцевых частях доски. На поверхности кромки допустимо присутствие выпавших сучков, диаметр которых не превышает 20 мм. Панели часто изготавливаются из сердцевинной части и имеют смоляные карманы. Допускается присутствие участков, поврежденных насекомыми, однако процент последних – не более 5%. Возможны участки непрострогов и синевы (показатель нарушения технологии сушки), если они не становятся причиной нестабильности панели.
- Класс С. В данную категорию попадают все остальные профили, пригодные для отделки. Недопустимо включать в данный сорт лишь гнилые и потерявшие стабильность доски. В остальном же допускаются следующие дефекты: наличие сучковых отверстий диаметром свыше 20 мм, сквозные трещины, сколы, засмоленность, наличие синевы и несоответствие окраса.
Материал
Классификация вагонки может вестись с учетом вида древесины, используемой для изготовления профилей. Основой для панелей могут быть следующие породы деревьев:
Хвойные
Для вагонки из хвои характерно присутствие большого количества смол и эфирных масел, что препятствует поражение материала насекомыми, повышает сопротивляемость влаге. После обессмоливания доски применяются для наружной отделки, облицовки бань, саун (за исключением парилки) и других помещений с повышенной влажностью воздуха. Панели из хвои достаточно долго – до нескольких десятилетий, эксплуатируются.
- Ель характеризуется привлекательной фактурой без выраженных узоров, отсутствием шероховатостей, удачным ее применение окажется в помещениях в современном стиле. Поскольку это мягкий вид древесины, обычно из нее изготавливаются ламели округлых форм. При монтаже следует помнить о высокой гигроскопичности еловых досок, которые необходимо обрабатывать защитными составами.
Среди прочих преимуществ – ценовая доступность.
- Еще более доступными с точки зрения цены являются профили из сосны. Материал также имеет привлекательную фактуру и подходит как для наружной, так и внутренней отделки. Единственное, от использования сосновой вагонки следует отказаться в местах, где есть риск повреждения материала. Дело в том, что он уязвим к ударам и царапинам, поскольку имеет низкую плотность. Кроме того, долгое время в процессе эксплуатации профили выделяют смолу. В связи с этим недопустимо использовать их в бане, ведь прислонившись к раскаленной смоле на поверхности стен или полок, гарантированно получишь ожог.
- Если рассматривать более дорогие материалы – то это лиственница, высокая цена которой связана с лучшими эксплуатационными свойствами материала. Благодаря особенностям структуры он обладает повышенными теплоизоляционными способностями и удивительно привлекательной фактурой, узором. Особенностью вагонки из лиственницы является благородный красноватый оттенок.
- Еще один хороший теплоизолятор, обладающий к тому же повышенной прочностью – кедр. Изготовленные из него доски имеют ощутимый смоляной аромат, который благотворно влияет на ЦНС человека, а также отпугивает комаров.
Лиственные породы
Имеют меньший срок службы, однако обладают более высоким коэффициентом теплоизоляции. Применяются преимущественно для внутренней облицовки бань и саун, поскольку даже при высоких температурах не могут стать причиной ожога.
- Среди материалов, отличающихся ценовой доступностью, – липа. Впрочем, стоит отметить высокую прочность вагонки, сопротивляемость механическим нагрузкам и ударам, повышенную влагостойкость. Недостатком материала является его склонность темнеть спустя некоторое время эксплуатации.
- Стойкостью к влаге отличается и ольха, которая при нагревании к тому же выделяет целебные для организма дубильные вещества. Неудивительно, что ее часто выбирают для оформления бань и саун. Преимуществом материала является улучшенное звукопоглощение, хорошая теплопроводность и аутентичная узнаваемая расцветка. Из «минусов» – менее продолжительный срок службы.
- Береза подходит для внутренней отделки, но только в очень сухих помещениях, поскольку сильнее других видов подвержена воздействию влаги и гниению.
- Классической считается дубовая вагонка, отличающаяся в первую очередь непревзойденной прочностью материала. Она также подходит для применения во влажных помещениях, а также используется для наружных работ. Аналогичными свойствами обладает ясень.
Экзотические породы
Как правило, речь идет о красном дереве, которое добывается преимущественно в тропических регионах. Полученный материал отличается универсальностью применения, высокой прочностью и влагостойкостью, необычным рисунком и богатой цветовой палитрой. Естественно, что и стоимость таких досок существенно выше.
Размер и упаковка
Вагонка производится во многих размерах, что обусловлено сферой применения, особенностями монтажа. Длина материала колеблется в пределах 0,5-10 м (стандартная для отечественного материала длина – 2, 3, 6 м; для евровагонки – еще и 50 мм), шаг – 10 см.
Ширина ламели обычно составляет 80-200 мм. Более широкая вагонка больше подвержена деформациям при «скачках» температур. Узкая полоса устойчива к температурным перепадам и механическим повреждениям. Для достижения определенной стилистической картины нередко осуществляется чередование ламелей разной ширины. Это никак не влияет на прочностные характеристики готовой поверхности.
Дизайнеры рекомендуют использовать более широкую доску для помещений больших площадей. Если же стоит цель визуально «поднять» потолок, то подойдут закрепленные вертикально узкие ламели.
При расчете необходимого количества вагонки следует учитывать не общую, а полезную ширину доски. Как правило, она находится в пределах 80-88 мм, а в широком варианте может достигать 190 мм.
При выборе ширины планки важно, чтобы она соответствовала толщине материала. Только так можно добиться оптимальных прочностных показателей. Идеально, если показатели ширины и толщины досок соотносятся в пропорциях 1: 6. Например, в идеале доска шириной 150 мм должна иметь толщину 6 мм.
Толщина ламелей для внутренних работ – 12,5 мм, что обеспечивает лучшее соотношение прочности и веса материала. Для наружной отделки лучше взять более толстые профили, толщина которых – 15-20 мм. Такие доски удержат не только собственный вес, но и вес теплоизоляционного материала. Хотя их стоимость, конечно, выше более тонких аналогов.
Согласно отечественному ГОСТу, толщина вагонки может составлять 15-25 мм. Если обратиться к европейскому стандарту DIN, то толщина выпускаемой евровагонки может быть равна 13, 16 и 19 мм.
Возвращаясь к высоте профиля, стоит отметить, что он может изготавливаться из цельного куска древесины или путем сращивания. Последний метод подразумевает соединение досок высотой 150-750 мм в один профиль путем стыковки на микрошип и дополнительному проклеиванию места стыка. Соединение получается прочным, поскольку профиль выдерживается под прессом до полного высыхания клеящего состава.
Впрочем, невозможность узнать, какой клей использовался, заставляет покупателей отказываться от приобретения сращенных ламелей для внутренней отделки. Это связано с риском выделения токсинов клея при нагревании досок.
Как правило, сращенные модели более тяжелые и дорогие, что связано с технологическими особенностями сращивания, в результате которых невозможен выпуск досок тоньше 15 мм.
Вес материала зависит от типа применяемой древесины. Например, квадратный метр ясеня весит 11 кг, в то время как такой же объем тополя – всего 5,7 кг.
Стандартным количеством ламелей является 10 штук в упаковке, при этом в материале класса А допускается наличие до 20% досок класса В.
Форма
Форма вагонки непосредственно связана с ее видом. Большая часть материала имеет форму деревянного бруска (стандартная вагонка-панель). Аналогичную ровную, но более совершенную внешне поверхность можно получить, применяя евровагонку. Максимальную гладкость и безупречность оснований обеспечит монтаж так называемой вагонки-штиль. Указанные варианты (могут быть узкими и широкими) в большинстве случаев находят применение при внутренней отделке.
Круглая вагонка, имитирующая оцилиндрованное бревно, называется блок-хаус и применяется для наружных и внутренних работ. Стилизация под бревенчатую поверхность достигается благодаря полукруглой форме лицевой части ламели. Ширина «бревен» находится в пределах 90-190 мм и зависит от толщины материала.
Цвета
Одним из преимуществ евровагонки является ее неповторимый древесный оттенок и уникальный узор. Цвет панелей обусловлен, в первую очередь, видом древесины, из которого они изготовлены. Красивый натуральный оттенок имеет липа, однако она быстро темнеет в процессе использования. Эталоном красоты считается евровагонка из красных пород дерева, ясеня. Вагонка из сосны отличается теплой золотистой гаммой, а доски из лиственницы – благородным красноватым оттенком.
Однако уже спустя несколько лет эксплуатации натуральная древесина начинает темнеть, ее внешний вид перестает быть привлекательным. Исправить ситуацию можно путем отбеливания панелей с помощью специальных средств. Однако процедуру придется проводить регулярно.
Гораздо разумнее и выгоднее изначально покрыть поверхность прозрачным лаком. Последний не изменяет цвета и рисунка древесины, но защищает их, подчеркивает природные переливы цвета и особенности фактуры.
Помимо лаков, можно воспользоваться пропитками и морилками. Оба вида материалов служат для защиты профилей, однако морилка делает поверхность на тон темнее.
Если для конкретного стиля интерьера необходима цветная вагонка, прибегают к ее окрашиванию декоративными составами. В качестве последних могут использоваться масляные и акрилатные краски, акриловые аквалаки, декоративная глазурь.
С помощью цветных панелей можно добиться того или иного стилистического эффекта. Так, светло-бежевые, песочные и белые вертикальные панели визуально вытягивают пространство. Яркие фрагменты станут акцентом помещения. Не забывайте, что цвета напольного и потолочного покрытий должны сочетаться друг с другом и оттенком стен.
Стиль и дизайн
В зависимости от способа крепления панелей можно изменять декор и внешний вид помещения. Самым простым вариантом расположения профилей является горизонтальный и вертикальный. Использование вертикальных тонких полос позволяет добиться эффекта высокого потолка.
Сделать помещение более динамичным, акцентировать внимание на поверхности позволяет укладка евровагонки по диагонали. Создать оригинальное и запоминающееся помещение позволяет чередование тонких и широких панелей. При этом достигается 3D рисунок – елочка, кирпичики, шахматка, ступеньки. Мебель следует подбирать в тон оттенку ламелей и простых геометрических форм.
Не менее стильно смотрятся комнаты, где вагонкой отделана только нижняя треть стены, в то время как остальная часть декорирована обоями, покрашена или оштукатурена. Граница между разными фактурами закрывается молдингом. Помимо эстетической привлекательности, данный вид оформления имеет практическое значение. Как правило, в нижней части штукатурка и обои быстро затираются, приобретая неопрятный вид. Использование лакированной вагонки решает эту проблему. Отличный вариант для детской или прихожей.
Наконец, широко применяется акцентное использование панелей. Ими отделывается одна из стен или ее часть, становясь «фишкой» интерьера.
Большую группу материала составляет окрашенная вагонка, которая позволяет воссоздать тот или иной интерьер. Так, выкрашенная в темный или черный цвет панель используется в классических гостиных и кабинетах, в то время как пастельный аналог подходит для интерьеров в стиле прованс.
Выбор и применение
Если вы хотите выбрать материал действительно высокого качества, приобретайте евровагонку. При этом при определении сорта ориентируйтесь на материал, классификация которого произведена по стандарту DIN. Учтите, что профили класса С не подходят для финишной облицовки.
Оцените ровность ламелей. Недопустимо наличие даже небольшого изгиба. Это свидетельствует о нарушении условий хранения. Дуги обычно имеют панели, хранящиеся в полиэтиленовой пленке. «Правильная» евровагонка хранится в упаковке. Не бойтесь просить продавца распаковать партию, не соглашайтесь оценивать материал только по первой и последней ламели в упаковке – они всегда безупречного качества.
Обязательно оцените качество сушки материала. Чем она выше, тем более прочной будет панель. Ее не поведет в процессе монтажа и эксплуатации. Для определения качества сушки существует специальный прибор – влагомер. Для вагонки при естественной влажности допустим показатель 20%, для евровагонки – 12% при относительной влажности.
Перед покупкой проверьте качество стыка. Для этого соедините между собой 2-3 ламели, между ними не должно остаться щелей. Сам процесс стыковки не должен отнимать много сил и времени.
Считается, что материал из древесины, произрастающей в северных регионах, более качественный. Это обусловлено тем, что в суровом климате рост древесины более медленный, а значит, ее прочность выше.
Для обшивки внутренних поверхностей применяются более тонкие ламели из древесных и хвойных пород, в банях и саунах используются обычно только лиственные варианты. Это связано с тем, что при нагревании панели из хвои выделяют смолу. При нагревании она может стать причиной ожога. Для наружной отделки используются ламели из кедра, лиственницы, дуба увеличенной толщины.
Чем обработать?
Сама по себе вагонка – это хрупкий и недолговечный материал, подверженный воздействию огня, влаги, пыли и насекомых-вредителей. Нивелировать данные недостатки позволяет обработка поверхностей ламелей.
Вагонку внутри дома следует покрывать противопожарными пропитками. Биозащиту материала как внутри, так и снаружи помещения обеспечит применение грунтовки. Такая антисептическая обработка особенно важна для тех панелей, где уже имеются следы поражения древоточцами. Грунтовка не изменяет цвета и фактуры профилей.
Повысить влагостойкость и сохранить природный оттенок досок можно с помощью лака. Обрабатывать поверхности можно без предварительной грунтовки, поскольку лак уже содержит антисептические компоненты. Обработка лаком придает поверхности полуматовый блеск, что подчеркивает глубину и многообразие цвета древесины, позволяет делать влажную уборку, защищает от воздействия температурных перепадов.
При выборе лака для внутренних работ отдавайте предпочтение составам на водной основе – аквалакам. Они не содержат органических веществ, а потому экологичны, быстро сохнут и не имеют неприятного запаха. Для обработки наружных поверхностей приобретайте лаки с гидрофобизирующими компонентами. Такая поверхность будет отталкивать частицы грязи и пыли.
Обрабатывать панели в бане лаком недопустимо, под воздействием высоких температур он теряет свойства и может выделять токсические пары. Вместо него используйте аквалак для горячих помещений.
Для защиты от влаги и вредителей древесины в предбаннике можно использовать олифу. Для парной следует купить специальные пропитки универсального действия – они повышают пожаробезопасность материала, защищают их от влаги, содержат антисептические компоненты.
Важный момент – обработку вагонки в бане производят до ее монтажа. Согласно технологии, обрабатывать необходимо обрешетку и панели до монтажа и еще раз – после установки.
Производители и отзывы
Доверие покупателей завоевали такие бренды, как:
- Lunawood – эта финская компания является признанным лидером, выпускающим термодревесину. Ламели, подвергшиеся обработке высокими температурами и паром, приобретают повышенную стойкость даже к суровым природным условиям, повреждениям, гниению. Продукция бренда широко представлена в РФ, а основным материалом для производства выступает сосна.
- Отечественный производитель «Астар» может похвастаться высоким качеством материала и многообразием вариантов евровагонки. У них вы найдете материалы всех классов от «премиум» до С. Что касается видов панелей, то здесь также богатство выбора. Только ламелей серии Soft-line, для которых характерны скругленные углы, порядка 10 вариаций!
- Положительных отзывов добилась также продукция компании «Вятская сосна». Производство ведется на немецком и итальянском оборудовании, а потому продукция отличается высоким качеством.
- Лидером в производстве пиломатериалов является отечественный бренд PromMax. Ведущим здесь является производство евровагонки из осины, ели и сосны. Покупатели отмечают оптимальное сочетание высокой надежности материала и доступной стоимости.
Удачные примеры и варианты
Ошибочным считается утверждение, что отделка вагонкой хорошо смотрится лишь на даче и в загородном доме в «деревенском» стиле. Материал хорошо сочетается с другими фактурами и при правильном использовании отлично выглядит даже в хай-тек интерьерах.
Виды вагонки — какая бывает вагонка?
Вагонка – это тонкая доска с соединением шип-паз. Она предназначена для обшивки зданий. В зависимости от породы дерева, материал используется в жилых комнатах, лоджиях, парных, банях, саунах.
Слово «вагонка» появилось во времена промышленной революции. Так называли тонкие профилированные доски, применявшиеся для обшивки вагонов. Позднее они получили современный вид, сохранив старое название.
Профили вагонки
За время существования вагонка получила множество типов сечения.
Стандарт
Базовый профиль деревянной вагонки, имеющий трапециевидное сечение размером 12,5-15х96мм (допускаются отклонения, но не более 1мм). Лицевая и тыльная стороны доски параллельны. Причем последняя может иметь 2 неглубоких продольных надреза, предотвращающие коробление.
На одной кромке вагонки есть углубление, а на другой – выступ, образующие соединение «шип-паз». Чтобы упростить монтаж, а также компенсировать увеличение объема дерева, шип делается короче, чем паз.
Евровагонка
Применяется как для внешней, так для внутренней обшивки здания. Отличается от предыдущего типа углубленным соединением с увеличенной длиной «полки» (из-за этого изменяется рисунок доски: стыки становятся заметнее). На тыльной стороне вагонка имеет вентиляционные борозды. Они позволяют отводить влагу и предотвращают образование конденсата (еще одна функция углублений – уменьшение напряжения при перепадах температур). Благодаря такой конструкции, вся вагонка, обрешетка и утеплитель служат в несколько раз дольше.
Такая вагонка изготавливается по европейскому стандарту DIN 68126/86 (в России на профилированные доски распространяется ГОСТ 8242-88). Требования к качеству материала здесь выше. Ширина и толщина продукта также несколько отличаются.
Штиль
Еще один тип профиля, изготавливаемый по российским стандартам. У этой вагонки «полка», характерная для евровагонки, практически отсутствует. Основным отличием «Штиля» являются закругленные углы. Из-за этого она выглядит лучше обычной. В остальном параметры доски совпадают с типом «Стандарт». Какую деревянную вагонку из этих выбрать – не так важно.
«Софтлайн»
Этот тип профиля тоже обладает скругленными углами. Однако такая доска имеет удлиненную «полку», из-за чего соединения становятся более заметными. Размеры тоже отличаются: вагонка этого вида на несколько миллиметров уже.
«Американка»
Основное отличие «американки» в том, что лицевая и тыльная стороны доски не параллельны. Разница толщины может достигать 8 миллиметров (с уклоном 5 градусов). Из-за этого образуется иллюзия монтажа досок внахлест. Такая вагонка применяется в основном для наружной обшивки дома.
«Блок-хауз»
Полукруглая вагонка с плоским основанием. Благодаря своей форме имитирует оцилиндрованное бревно. Применяется как для внутренней, так для внешней обшивки деревянного дома.
«Ландхауз»
Один из наиболее дорогих типов профиля. На лицевой стороне имеет сложный продольный рисунок, полученный путем фрезерования. Однако в продаже встречается доска, имеющая дополнительный поперечный узор (получается после обработки на цифровых станках). В основном «Ландхауз» используется для внутренней отделки помещений.
Какой из профилей выбрать – зависит в первую очередь от предпочтений и возможностей хозяев. Все эти виды имеют схожие свойства, но выглядят по-разному.
Сорт вагонки
Один из наиболее важных параметров, определяющих свойства вагонки, — ее сорт. В соответствии с российской классификацией, выделяется 4 типа досок.
Класс С
Самый низкий сорт доски, полученный после отбраковки материала более дорогих классов. Согласно ГОСТу, такая вагонка может иметь до 2 смоляных карманов, несквозные трещины (не более 5% от общей длины), пятна площадью до 15см2, неограниченное количество сучков. Благодаря низкой цене, используется в подсобных помещениях и гаражах.
Класс В
Более высокий класс доски, который уже может применяться для отделки дома. Цена такой вагонки несколько выше, но здесь также бывают дефекты (их можно исправить нанесением краски или цветного лака). Так, на каждые 1,5м2 допускается наличие не более 4 сучков (диаметр каждого – до 20мм), а также до 2 трещин.
Класс А
Доска высокого качества, подходящая для отделки лицевых стен. На 1,5м2 здесь может находиться до 2 несквозных трещин, а также не более 1 сучка (диаметр – от 5 до 15 мм). Такая вагонка для обшивки дома подходит оптимально.
«Экстра»
Самый дорогой тип вагонки. Здесь полностью исключены дефекты, что существенно упрощает монтаж. Зачастую производители поставляют такой материал в вакуумных упаковках, а в комплект включают специальные крепления.
Какая бывает вагонка по европейскому стандарту
Для евровагонки применяется отдельная система оценивания. Она включает 3 класса: A, B, С. Высший сорт А может иметь сучки (в том числе выпадающие – диаметром до 5мм, 1шт на погонный метр), искривления (если не мешают сборке), сквозные трещины длиной до 95мм. Сорт B допускает наличие светлой синевы (до 10% площади), невидимого обзола (на тыльной стороне доски), сквозные трещины длиной до 300 мм. Сорт С может обладать любыми дефектами, кроме гнили.
Порода дерева: какую вагонку выбрать
Внешний вид деревянной вагонки зависит от породы, из которой она изготовлена. Также выбор влияет на свойства материала. Бывает вагонка 2 видов: из хвойных и лиственных пород.
Хвойные деревья
Наибольшее распространение получила вагонка из хвойных пород дерева. Здесь встречаются как элитные, так недорогие сорта.
- Сосна. Самая популярная и дешевая порода дерева, из которой изготавливаются почти все виды вагонки и любые виды профиля. Благодаря содержанию смолы, устойчива к воздействию окружающей среды и гниению.
- Ель. Имеет рыхлую структуру с низкой плотностью, что существенно улучшает теплоизоляционные свойства дерева. При этом ель плохо переносит высокую влажность. Еще один минус материала – вся еловая вагонка имеет много сучков.
- Кедр. Имеет красивый цвет и выраженную текстуру. Кедр – мягкое дерево, которое легко обрабатывается. Из-за этих свойств он высоко ценится. Однако устойчивостью к гниению кедр похвастаться не может.
- Лиственница. Особенностью этого материала является большое содержание в составе камеди и высокая плотность. Поэтому все доски из лиственницы отлично переносят атмосферное воздействие. Отличается повышенной устойчивостью к гниению.
Какие породы использовать, а какие нет – зависит от условий, в которых будет находиться дерево. Все виды материала имеют разный срок службы и по-разному переносят воздействие.
Лиственные деревья
Лиственные породы применяются для изготовления вагонки несколько реже. В основном, здесь используется береза, ясень и осина.
- Береза. Из березы делают почти все виды и профили пиломатериала. Имеет высокую плотность, легко обрабатывается и хорошо держит лаковое покрытие. Основной недостаток материала – сильная подверженность гниению.
- Ясень. В основном эта порода используется при производстве мебели. Однако может применяться для изготовления вагонки. Такое дерево имеет красивую текстуру, почти не коробится. А устойчивость к загниванию и высокая прочность делают ясень одной из самых ценных пород. Используется для внутренней отделки домов.
- Дуб. Наиболее прочная, устойчивая к гниению порода. Имеет высокую стоимость, из-за чего применяется сравнительно редко.
- Осина. Бывает доска и из осины. Она имеет мягкую древесину с пористой структурой. Такой материал легко обрабатывается, обладает большим сроком службы. В нем почти нет сучков. Осина — лучший вариант для отделки парной.
- Липа. Такая вагонка применяется для отделки бань и, в редких случаях, для обшивки дома. Имеет самую широкую цветовую гамму, какая только может быть: от светло-коричневого до почти белого. Липа долговечна, не боится грызунов и влажности. Под влиянием высоких температур со временем может менять цвет (восстанавливается после шлифовки).
Все виды деревянной вагонки монтируются на обрешетку. Крепление может осуществляться с помощью кляймеров или крепежа Волна (какая бы вагонка не использовалась, монтировать ее с помощью только гвоздей или саморезов не рекомендуется).