Как просто проверить турбину своими руками на дизельном и бензиновом двигателе
Эта статья будет полезная не только владельцам машин с турбинами, но и тем, кто хочет приобрести авто с турбодвигателями на вторичном рынке. Сегодня покажу, как можно проверить турбокомпрессор со снятием и без снятия его с двигателя. Какие признаки неисправностей могут быть.
Будем проверять турбонагнетатели визуально, тактильно, и при помощи компьютерной диагностики. Диагностика будет проводиться на снятой турбине и на двигателе. Видео и комментарии специалистов прилагаются.
Общие рекомендации
- Внимательно смотрим на патрубки и корпус турбины на наличие масла. Если масло внутри патрубков или на корпусе агрегата – это признаки неисправности турбокомпрессора.
- При покупке подержанной турбины осматриваем лопасти крыльчатки холодной и горячей части. Они должны быть целыми, не иметь сколов и трещин.
- Проверяем улитки, если в районе крыльчаток есть потертости от лопастей, значит турбина иметь серьезный дефект.
- Пальцами беремся за край вала крыльчатки и проверяем осевой и радиальный люфт. В осевом направлении его не должно ощущаться. При радиальном смещении допускается совсем небольшой люфт – это тепловой зазор.
Это были общие советы проверки турбины снятой с мотора и установленной под капотом. Сейчас приведу конкретные рекомендации.
Как проверить турбокомпрессор снятый с двигателя
Допустим, вы хотите купить б/у турбину на разборке. Доверять продавцам нельзя, им важно продать товар. Поэтому проверяем её своими руками.
Осматриваем его визуально
Чтобы не было сколов на её корпусе: картридже, улитках. Масляные потеки вы не увидите, а вот если есть микротрещины или отколоты кусочки металла – это уже звоночек, чтобы пройти мимо такой покупки. Кроме того, лопасти рабочих колес должны быть целыми, не должно быть сколов или деформаций.
Заглядываем внутрь улиток холодной и горячей части. Если у предыдущего владельца разлетелась крыльчатка, то внутри будут выбоины и места ударов.
Присматриваемся, чтобы не было притёртостей в районе лопастей и внутреннего корпуса улитки. Если был большой люфт, то лопатки могут «выгрызть» целые борозды в металле. Такую турбину покупать нельзя.
Беремся пальцами за край вала крыльчатки и проверяем люфт
Пробуем расшатывать её в осевом и радиальном направлении. Осевого люфта руками ощущаться не должно. Он допускается с завода, но его можно измерить только спецприборами, а пальцами он не должен чувствоваться.
При раскачивании влево-вправо, небольшой люфт допускается – это тепловой зазор между крыльчаткой и корпусом. В работе давление масла центрует вал и он не шатается, а при нагревании он расширяется и зазор «уходит».
Видео ручной проверки снятой турбины:
Проверяем клапан турбины
В статье про автомобильные турбокомпрессоры подробно описывал назначение клапана вестгейта или «калитки». Поэтому его неисправность приведет к снижению наддува турбины.
Беремся за шток управления байпасом и двигаем его вверх. Он должен открывать клапан, визуально это будет видно. При отпускании штока, он должен закрывать его под действием возвратной пружины. Такой принцип проверки зависит от типа актуатора – на давление или разряжение.
Плотность прилегания «калитки» в улитке можно оценить только визуально, посветив во входной патрубок горячей части фонариком. Если клапан плотно закрылся, то свет не должен пробиваться сквозь него. Не везде этот метод будет работать.
Проверить по-другому работоспособность актуатора не получиться. Сымитировать давление или разряжение над мембраной будет тяжело, чтобы посмотреть подвижность штока или клапана. Не у всех хватит легких, чтобы надуть или втянуть шток.
Проверяем наличие люфта на самом клапане. Для этого отсоединяем тягу актуатора и пальцами расшатываем «калитку». Она болтаться в посадочном месте не должна, в противном случае клапан вестгейта не будет корректно работать. Допускается небольшой люфт, если агрегат с пробегом, но не больше 0,1-0,2 мм.
Проверка геометрии
Чтобы проверить турбину с изменяемой геометрией, нужно запастись рожковым ключом, так будет удобнее. Одной рукой держим за корпус турбокомпрессора, второй берем ключ и упираемся в место соединения штока актуатора и механизма геометрии.
В зависимости от типа актуатора ключ нужно надавливать от него или к нему и смотреть на подвижность штока. Если все двигается без заклиниваний – геометрия исправная.
Диагностика турбонагнетателя на автомобиле
Используется для проверки:
- Ваши глаза, руки и уши. Кроме этого, иногда можно применять «пятую точку» (в хорошем смысле этого слова).
- Компьютерное оборудование: Лаунч, Вася диагност и т.д.
При покупке б/у автомобиля проверка турбины начинается с визуального осмотра. Для этого пригодятся вещи с первого пункта. Фактически, всё, что мы проверяли на снятом турбокомпрессоре, то же самое можно посмотреть и на автомобиле.
На СТО или самостоятельно снимаем патрубок от турбонагнетателя до интеркулера. Нет возможности, скидывает шланг от радиатора к впускному коллектору. Проверяем наличие масла внутри. Если оно там есть и оно выливается из него – это свидетельствует о больших проблемах с турбокомпрессором.
Корпус не должен быть в масле. Это касается и патрубков.
Чтобы добраться до крыльчатки, нужно снять впускной патрубок от воздушного фильтра до улитки. Пальцами проверяем радиальный и осевой люфт.
Постарайтесь осмотреть колесо компрессора, его лопатки и внутреннюю часть «холодной» улитки. Если есть малейшие повреждение – турбину на помойку. До горячей части добраться будет сложнее, да и никто вам разбирать её не разрешит. Но принцип проверки такой же.
Попросите сделать тестовую поездку
Смотрите за ускорением автомобиля. Если машина не может разгоняться и её обгоняет даже троллейбус, значит есть проблемы. Именно сейчас вам понадобится ваша «пятая точка». Ей хорошо чувствовать, как автомобиль ускоряется.
Во время поездки слушайте, какие звуки исходят из-под капота. Если на холостых оборотах свиста не было, а при разгоне он появился и стал усиливаться – есть нюансы в турбокомпрессоре. Но свистеть могут патрубки, интеркулер, поэтому не нужно сразу списывать со счетов турбонагнетатель.
Проверка на холостом ходу
Попросите хозяина несколько раз погазовать. Если из выхлопной трубы пойдет плотный сизый дым с запахом горелого масла – проблемы с турбиной или с мотором в целом. Такую машину лучше обойти стороной.
Проверьте уровень масла. Если турбокомпрессор гонит масло во впуск, а об этом может свидетельствовать белый дым из трубы, то уровень масла в двигателе будет низким или вообще отсутствовать.
Не все владельцы автомобилей с TSI двигателями задумываются об уровне масла в картере мотора. Хорошо если есть электронный датчик, но в большинстве случаев никто не проверяет масляный щуп. При диагностике турбокомпрессора на б/у машине этот показатель будет критическим.
Компьютерная диагностика
Разберем диагностику на примере «Вася Диагност» и автомобиля Фольксваген Тигуан с мотором 2,0 литра. Кстати, подобные измерения можно сделать и другими средствами, тем же «Лаунчем» или более дешевым ELM327.
-
Подключаемся к автомобилю и нажимаем на кнопку «Выбор» в окне «Выбор блока управления».
На холостых оборотах двигателя эти показатели не сильно нас волнуют. Нам важно знать, как они меняются при ускорении и плавном разгоне. Не отключаясь, начинаем разгоняться. Смотрим на «Фактическое» и «Расчетное значение наддува» в первой строке, и «клапан N75» во второй строчке.
Открытие клапана N75 не должно быть более 80-85%. Если этот показатель у вас будет выше, значит, есть неполадки в системе наддува мотора.
Важное о Васе Диагносте и диагностике наддува мотора
Некоторые автомобили после 2012 года оснащены ЭБУ с прошивкой EDC17. В ней производители реализовали защиту от чтения и записи информации с блоков памяти. Поэтому, прочитать корректно данные невозможно. Другими словами – в Васе Диагносте недоступна кнопка «Измеряемые группы».
Как самому проверить турбину на дизельном моторе
Необходимость проверить турбину дизельного двигателя своими руками может возникнуть по ряду причин. Выполнение диагностики турбокомпрессора на СТО зачастую потребует определенных финансовых затрат, так как специалисты в большинстве случаев подключают диагностическое оборудование, снимают турбину с двигателя для проверки.
Чтобы выявить неисправности самостоятельно без снятия турбины, можно воспользоваться несколькими способами диагностики. На проблемы с турбокомпрессором могут указывать следующие прямые или косвенные признаки, которые проявляются в процессе работы силового агрегата:
- появление черного, сизого или синеватого дыма выхлопа;
- дизель шумно работает в разных режимах под нагрузкой;
- повышается температура, мотор склонен перегреваться;
- возрастает расход горючего и моторного масла;
- двигатель теряет мощность, падает тяга и динамика;
Рекомендуем также почитать статью о том, почему дизельный двигатель может дымить черным выхлопом. Из этой статьи вы узнаете о способах диагностики и возможных неисправностях при таком дымлении силового агрегата.
В самом начале стоит отдельно отметить, что подобные симптомы могут возникать не только по причине неисправностей турбины, но данный элемент также находится в списке.
Визуальный осмотр
На начальном этапе диагностики следует проверить уровень и качество дизельного моторного масла. Также необходимо исключить возможное попадание сторонних предметов в турбокомпрессор.
Далее приступаем к анализу цвета выхлопных газов. Падение мощности и черный цвет выхлопа дизеля говорит о переобогащении смеси. Это может указывать на недостаточное количество подаваемого в цилиндры воздуха по причине неисправностей во впуске. Тяга дизельного мотора может также пропадать в результате утечек на выпуске.
Для проверки мотор необходимо завести и оценить звуки в процессе работы турбокомпрессора. Турбина не должна свистеть или скрипеть, не должно быть звука прорывающегося воздуха через соединения. Нужно проверить состояние и герметичность соединений патрубков, по которым осуществляется подача воздуха. Любые неплотности или повреждения недопустимы. Также обязательно проверяется состояние воздушного фильтра, так как загрязнение и снижение его пропускной способности приведет к недостаточной подаче воздуха в цилиндры.
Если дизель дымит белым или сизым выхлопом, тогда это указывает на попадание масла в цилиндры двигателя и его сгорание в рабочей камере. Подобная неисправность может возникать как по причине неисправностей турбокомпрессора, так и других узлов ДВС. Также на проблему указывает большой расход масла (около литра на 1 тыс. пройденных км.)
В этом случае необходимо снова вернуться к проверке воздушного фильтра и ротора турбины. Загрязненный фильтр пропускает малое количество воздуха, что приводит к сильной разнице давлений между корпусом турбины и картриджем с подшипниками. Из этого картриджа масло начинает вытекать в корпус компрессора. Если неисправностей не выявлено, тогда нужно приступить к осмотру сливного маслопровода на наличие загибов, трещин и других дефектов.
Еще одной причиной роста давления может служить активное попадание газов из камеры сгорания в картер двигателя, что препятствует нормальному сливу масла из турбины. Данная неисправность может быть связана с проблемами в работе системы вентиляции картерных газов, дизель начинает сапунить. На моторе с исправной турбиной во впускном и выпускном коллекторе не должно быть признаков обильного попадания масла.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему сапунит дизельный двигатель. Из этой статьи вы узнаете о причинах повышения давления в картере дизельного мотора.
Снова проводим анализ состояния турбины на осевой люфт. Если с компрессором все в норме, тогда причины наличия масла в турбине заключаются именно в повышении давления в картере двигателя. Дополнительно возможно присутствие пробки в сливном маслопроводе.
В случае шумной работы дизеля нужно проверить трубопроводы, через которые воздух подается под давлением, а также ротор турбокомпрессора. Ротор турбины во время прокрутки не должен касаться стенок. Повышенного внимания заслуживает состояние крыльчатки турбины. Любые зазубрины или признаки повреждений крыльчатки требуют немедленного ремонта компрессора. При обнаружении заметных дефектов ротора турбину необходимо снимать для детальной диагностики.
Проверка турбонагнетателя на заведенном двигателе
Проверять турбину на наддув следует так:
- пригласите помощника;
- запустите двигатель;
- определите патрубок, который соединяет впускной коллектор и турбокомпрессор;
- пережмите указанный патрубок рукой;
- помощник должен погазовать несколько секунд;
Если компрессор работает, тогда патрубок должен будет ощутимо раздуваться. При отсутствии производительности турбины этого не произойдет. Дополнительно следует оценить общее состояние патрубков, а также исключить возможность трещин и других дефектов впускного и выпускного коллектора дизельного двигателя.
Для чего охлаждать турбину перед остановкой двигателя. Особенности работы турбокомпрессора, температура выхлопных газов, охлаждение моторным маслом.
От чего зависит срок службы турбонагнетателя дизельного ДВС. Особенности и рекомендации касательно эксплуатации и ремонта турбин с изменяемой геометрией.
Назначение и конструкция турбокомпрессора дизельного мотора. Принцип работы турбонагнетателя, особенности использования турбины на дизельном ДВС.
Назначение, особенности конструкции, место установки регулятора давления топлива инжекторного двигателя. Признаки неисправностей РДТ, проверка устройства.
Распространенные неисправности дизельного двигателя и диагностика агрегатов данного типа. Проверка топливной системы дизельного мотора, полезные советы.
Линейка дизельных двигателей CRDi Hyundai/KIA: сильные и слабые стороны моторов данного типа, особенности эксплуатации, ремонта и обслуживания.
О ЧЕМ СВИСТИТ ТУРБИНА?Как проверить турбину дизельного, бензинового двигателя…
Привет мои дорогие Други и Подруги!Решил вам для расширения кругозора создать вот такой вот ПОСТ…
Если вы эксплуатируете дизельный или бензиновый (турбированный) автомобиль, то стоит уделить особое внимание состоянию турбины. Это довольно дорогой агрегат, который существенно влияет на стоимость приобретаемого «железного коня». Если автомобиль ранее неправильно эксплуатировался может потребоваться ремонт турбины, который ощутимо ударит по карману. Поэтому к вопросу выбора автомобиля с турбокомпрессором стоит подходить с особой тщательностью.
Диагностика проблемы в автосалоне может обойтись вам в кругленькую сумму, и это не считая самого ремонта. Если средства ограничены, то вы можете самостоятельно проверить работу турбокомпрессора.
Основные неисправности турбины дизельного двигателя (тут и далее подрузумевается в том числе бензиновые турбированные аналоги) можно определить не прибегая к помощи специалистов. Часто автомобилисты или работники СТО сразу снимают турбокомпрессор с двигателя, не определив реальной проблемы. Это приводит к лишним тратам сил и времени. В большинстве случаев намного проще определить неисправность не снимая турбину.
Наиболее распространёнными признаками неисправности турбины являются:
чёрный, сизый или синий цвет выхлопных газов
шумная работа двигателя, помпаж
перегрев двигателя
большой расход масла или топлива
уменьшается тяга
К причинам таких проблем относят: грязное или некачественное масло, посторонние предметы внутри механизма турбины, отсутствие или низкий уровень масла.
Хотя это признаки показательны, далеко не всегда они указывают именно на неисправность работы турбины. В ряде случаев причиной их появления являются другие узлы двигателя.двигателя
Теперь рассмотрим, как самостоятельно проверить турбину дизельного двигателя и устранить проблемы.
Начнем с наиболее простых и легко обнаруживаемых визуально проблем, которые можно определить самостоятельно.
Уменьшение мощности двигателя, выхлопные газы стали чёрного цвета.
Налицо недостаточное поступление воздуха в двигатель и сгорания обогащённой смеси внутри турбины.
Причина: засорение клапана, утечка во впускном или выпускном коллекторе.
Устранение. Запускаем двигатель и слушаем работу турбины. По звуку можно определить, где именно возникла проблема. Проверяем места соединения воздушных патрубков, если там все в порядке переходим к воздушному фильтру. В случае если его работа нарушена, необходима замена.
Если есть возможность, то проверьте износ турбины. Для этого прокрутите немного ротор вокруг своей оси. Небольшой люфт является нормой, но если же ротор цепляет за корпус, турбину следует отдать в ремонт.
Если вы выполнили все перечисленные действия, а причина так и не найдена, проблема кроется в неисправности самого двигателя и топливной системы.
Сизый, белый или синеватый цвет выхлопных газов.
Серый (белый или синеватый) дым свидетельствует о том, что масло попадает выхлопную систему и там сгорает. В таком случае поломка возникла в турбине или двигателе. Не в зависимости от изменения цвета дыма растет потребление масла с 0,2 до 1 литра на тысячу километров.
Устранение: Проверяем воздушный фильтр, как ни странно вероятнее всего его загрязнение стало причиной утечки масла. Дело в том, что загрязненный воздушный фильтр пропускает незначительный объем воздуха из-за чего создается большая разница в давлении между корпусом компрессора и картриджем турбины (иначе корпус подшипников) и из второго в первый начинает вытекать масло. Если фильтр в порядке смотрим на наличие повреждений на роторе. После внимательно осматриваем сливной маслопровод на наличие пробок, перегибов и повреждений. Не в зависимости от результатов предыдущих проверок обратите внимание на давление картерных газов. Они могут препятствовать нормальному сливу масла. Часто эта проблема возникает из-за нарушений их системы вентиляции. И последнне ВЫПУСКНОЙ КОЛЛЕКТОР .В нем не должно быть МАСЛА…
Устранение. Опять же начинаем с воздушного фильтра. После проверяем давление в корпусе турбины и крепление. На глаз определяем износ турбины. Это можно сделать по люфту оси. Если все в норме, то скорее всего причина поломки в повышенном давлении картерных газов или засорении сливного маслопровода.
Шумная работа двигателя.Признаки неисправности турбины
Наиболее распространёнными признаками неисправности турбины являются:
чёрный, сизый или синий цвет выхлопных газов
шумная работа двигателя, помпаж
перегрев двигателя
большой расход масла или топлива
уменьшается тяга
К причинам таких проблем относят: грязное или некачественное масло, посторонние предметы внутри механизма турбины, отсутствие или низкий уровень масла.
Хотя это признаки показательны, далеко не всегда они указывают именно на неисправность работы турбины. В ряде случаев причиной их появления являются другие узлы двигателя.
Диагностика турбины без снятия с двигателя
Теперь рассмотрим, как самостоятельно проверить турбину дизельного двигателя и устранить проблемы.
Начнем с наиболее простых и легко обнаруживаемых визуально проблем, которые можно определить самостоятельно.
Уменьшение мощности двигателя, выхлопные газы стали чёрного цвета.
Налицо недостаточное поступление воздуха в двигатель и сгорания обогащённой смеси внутри турбины.
Причина: засорение клапана, утечка во впускном или выпускном коллекторе.
Устранение. Запускаем двигатель и слушаем работу турбины. По звуку можно определить, где именно возникла проблема. Проверяем места соединения воздушных патрубков, если там все в порядке переходим к воздушному фильтру. В случае если его работа нарушена, необходима замена.
Если есть возможность, то проверьте износ турбины. Для этого прокрутите немного ротор вокруг своей оси. Небольшой люфт является нормой, но если же ротор цепляет за корпус, турбину следует отдать в ремонт.
Если вы выполнили все перечисленные действия, а причина так и не найдена, проблема кроется в неисправности самого двигателя и топливной системы.
Сизый, белый или синеватый цвет выхлопных газов.
Серый (белый или синеватый) дым свидетельствует о том, что масло попадает выхлопную систему и там сгорает. В таком случае поломка возникла в турбине или двигателе. Не в зависимости от изменения цвета дыма растет потребление масла с 0,2 до 1 литра на тысячу километров.
Устранение: Проверяем воздушный фильтр, как ни странно вероятнее всего его загрязнение стало причиной утечки масла. Дело в том, что загрязненный воздушный фильтр пропускает незначительный объем воздуха из-за чего создается большая разница в давлении между корпусом компрессора и картриджем турбины (иначе корпус подшипников) и из второго в первый начинает вытекать масло. Если фильтр в порядке смотрим на наличие повреждений на роторе. После внимательно осматриваем сливной маслопровод на наличие пробок, перегибов и повреждений. Не в зависимости от результатов предыдущих проверок обратите внимание на давление картерных газов. Они могут препятствовать нормальному сливу масла. Часто эта проблема возникает из-за нарушений их системы вентиляции.
И последнее – выпускной коллектор. На нём не должно быть следов масла.
Повышенный расход масла.
Устранение. Опять же начинаем с воздушного фильтра. После проверяем давление в корпусе турбины и крепление. На глаз определяем износ турбины. Это можно сделать по люфту оси. Если все в норме, то скорее всего причина поломки в повышенном давлении картерных газов или засорении сливного маслопровода.
Шумная работа двигателя.
Устранение. Проверяем все трубопроводы, которые работают под давлением, затем ось турбины. Просматриваем роторы на наличие повреждений. Если вы обнаружили потёртости или деформацию, необходимо снять турбину для более тщательного осмотра. Скорее всего, понадобится квалифицированный ремонт.
ДАЛЕЕ перейдем ко второму этапу проверки для него нам понадобиться посторонняя помощь.
Проверка наддува. Заведите мотор, откройте капот, найдите патрубок соединяющий турбину и впускной коллектор двигателя и пережмите его рукой, затем попросите своего товарища нажать на газ в течение 3-5 секунд, а потом отпустить. В это время вы должны почувствовать, как патрубок раздувается под давлением. Если такого нет в течение 3-4 циклов значит турбина сломана.
В большинстве случаев вполне хватает первых двух этапов для определения неисправности турбокомпрессора не снимая его с двигателя, но для пущей уверенности можно провести и следующие пункты.
Отсоедините и осмотрите патрубки. Если в них нет или имеется незначительные следы отпотевания масла — значит все хорошо, но если же там его много значит нужно выяснять причину. Иногда турбина при этом совершенно исправна, а виной всему двигатель.
Посмотрите на состояние крылатки турбины, если есть следы зазубрин и забоин то турбину как можно раньше нужно снять для проведения ремонта или полной замены.
Попробуйте переместить вал в осевом направлении. Люфта вообще не должно ощущаться, поскольку его допустимое значение менее 0,05мм в противном случае турбина является сломанной.
Передвиньте вал в радиальном направлении. Его значение достигает 1 мм, поэтому его можно ощутить. Прокрутите крыльчатку вокруг своей оси. При этом она не должна задевать стенки. Если это все же происходит или люфт значительно больше значит турбина в скором времени сломается или уже сломана.
Если предыдущие этапы не дали результатов осмотрите корпус турбины, патрубки, фланцы, коллекторы двигателя на наличие трещин.
Будьте более внимательны к работе своего автомобиля. Если вы заметили какое-то изменение, то не ждите усугубления проблемы, а проведите диагностику. Всегда используйте только качественное масло, масляные фильтры и меняйте их в срок. Это поможет турбине на дизельном двигателе прослужить вам долгие годы…
ТурбокомпрессоР
Масла на фильтре не должно быть, значит турбина кидает масло
Вертикальный люфт допустимо 0,5 мм
Горизонтальный люфт до 1,00 мм
Как проверить турбину на двигателе: рекомендации специалиста
Еще 15-20 лет назад турбированные двигателя встречались только на грузовиках и спецтехнике. Но сейчас все чаще производители используют турбину на легковых автомобилях. На то есть свои причины. Ведь благодаря турбокомпрессору, можно значительно увеличить мощность двигателя и крутящий момент без потери расхода и увеличения камеры сгорания. К сожалению, данный элемент не вечен и со временем выходит из строя. Что же, давайте рассмотрим, как проверить работу турбины своими руками.
Основные признаки неисправности
Если данный механизм начал давать сбои в работе, вы сразу это ощутите. В первую очередь, неисправность турбины будет отображаться на ходовых качествах автомобиля. Так, значительно пропадет динамика разгона. Машине будет трудно набрать нужную скорость, особенно на подъем или при загрузке. Также двигатель будет тяжелее набирать обороты. По сути, он превратится в обычный «атмосферник». А как известно, на трубированных автомобилях стрелка тахометра существенно «оживает» после определенного диапазона оборотов (2 и более тысяч, в заливистости от типа мотора). При неисправном компрессоре она будет тянуться вверх так же медленно, как и в начале.
Черный дым из выхлопной и малая мощность. Что делать?
Основная проблема заключается в несанкционированном поступлении воздуха в выпускной или впускной коллектор. Итак, как проверить турбину дизельного двигателя своими руками? Для начала запускаем мотор и прислушиваемся к его звуку работы. Так можно определить конкретное место поломки. Часто проблема заключается в лишнем «подсосе» воздуха или загрязненном воздушном фильтре.
Сизый дым из выхлопной
Этот признак может говорить о чрезмерном расходе масла. Смазка попадает в выхлопную систему и там сгорает. Основная причина заключается в недостаточном пропуске воздуха. Это может быть грязный фильтр, из-за чего создается разница в давлении между картриджем турбины и корпусом компрессора. Также стоит осмотреть повреждение на роторе и сливной маслопровод. Последний не должен содержать пробок и перегибов. Дополнительно проверяют давление картерных газов в системе. Это тоже может стать причиной повышенного расхода масла и синего дыма.
Проверяем наддув
Как проверить турбину на дизеле без снятия? Запускаем двигатель, открываем капот и находим патрубок, который соединяет впускной коллектор и турбину. Его нужно пережать рукой, а затем отпустить. Далее помощник должен нажать на газ в течении трех секунд. В чем суть этой проверки? После нажатия на газ вы увидите, как патрубок под давлением раздувается. Если этого не произошло, значит, турбина не работает как положено.
Дефектовка
Чтобы убедиться в исправности элемента, можно произвести его дефектовку. Как проверить турбину? Для этого отсоединяем патрубок, который идет на воздушный фильтр, и осматриваем лопатки турбины. Они должны быть без забоин и зазубрин, с правильной формой (не погнутые). При повреждении крыльчатки компрессор нужно менять, либо ремонтировать.
Если на автомобиле используется воздушный радиатор (интеркуллер), его тоже необходимо осмотреть. Внутри него исключены потеки масла. В противном случае компрессор нуждается в ремонте.
О герметичности
Стоит отметить, что даже при дефектовке невозможно определить поломку на 100 процентов. Дело в том, что подобные признаки могут наблюдаться и из-за негерметичных соединений впускного и выпускного тракта. По этой причине система не может произвести нормальную регулировку подачи топлива. Это ведет к повышенному расходу масла, топлива и падению мощности.
Профилактика
Чтобы не задаваться вопросом, как проверить турбину, нужно знать меры профилактики. Несколько простых советов, отмеченных ниже, значительно продлят срок службы вашему элементу:
- Придерживайтесь регламента замены воздушного фильтра. В половине случаев повышенный расход масла и другие проблемы с турбиной возникают именно из-за грязного фильтра. И если на атмосферных двигателях просто пропадет тяга, то здесь будет перегружен весь механизм (а именно компрессор, из-за разницы давлений во впуске и выпуске).
- Следите за уровнем масла. Даже кратковременное «голодание» очень вредно для двигателя и турбины. Заливайте только рекомендованное производителем масло. Часто поломки возникают из-за применения поддельной продукции. Что касается регламента замены, он немного отличается от обычных, атмосферных двигателей. На турбированных моторах масло меняется раз в 7 тысяч километров.
- Контролируйте величину наддува. Особенно это касается тех, кто ставит турбину нештатно на бензиновые двигателя. Данный параметр должен находится в пределах одного бара. Помните, что с каждым увеличением «буста» мотор терпит колоссальные нагрузки.
- Перед тем как глушить мотор после поездки, дайте ему поработать 1-2 минуты на холостых. Так вы исключите углеродный осадок, который вредит подшипникам турбины.
Заключение
Итак, мы выяснили, как проверить турбину разными способами. При возникновении проблем не стоит медлить с их устранением. Ведь повышенному износу подвергается не только компрессор, но и сам двигатель. Не используйте присадки, которые, по словам производителей, «лечат» турбину. Они никаким образом не восстановят заводские зазоры и уж тем более не вернут прежнее состояние треснутых лепестков крыльчатки. Все эти проблемы решаются только путем механического вмешательства, со снятием и дефектовкой.