46. Авиационные катастрофы – чс нового типа.
Аварии и катастрофы летательных аппаратов могут возникать, начиная с момента запуска двигателей, при разбеге по взлетно-посадочной полосе на взлете, во время полета и при посадке, вплоть до выключения двигателей. Мировая статистика свидетельствует о том, что почти половина аварий и катастроф происходит на летном поле и половина в воздухе на различных высотах полета нередко над малонаселенной (труднодоступной) территорией земли или над водной поверхностью.
Авиационная авария — это авиапроисшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее значительное разрушение самолета, когда проведение восстановительных работ представляется невозможным или нецелесообразным.
Под авиационной катастрофой понимается авиапроисшествие, повлекшее за собой гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.
Ежегодно в мире происходит
60 авиакатастроф, в 35 из которых гибнут все пассажиры и экипаж, это около 3000 человек.
Причины:
отказ или неисправность отдельных элементов техники;
воздействие неблагоприятных внешних условий;
недочеты в наземном обеспечении полета;
несоблюдение правил эксплуатации и пилотирования;
столкновения между собой летательных аппаратов в воздухе и на земле, столкновения с птицами.
Падение потерпевшего аварию летательного аппарата может быть причиной жертв как на его борту, так и на земле (при падении на жилые постройки), может привести к разрушению производственных зданий и нарушению производственных процессов. Особенно опасно падение самолетов на АЭС и объекты химической промышленности, так как при этом возможен выход во внешнюю среду РВ или СДЯВ.
Спасательные и аварийные работы при авиационных происшествиях можно разделить на два вида: проводимые членами экипажа воздушного корабля и проводимые наземными службами.
Одно из важных особенностей действий экипажа при возникновении авиа-происшествий является крайне ограниченное время на оценку обстановки, принятия решения и на сами действия. В этих условиях экипаж подает сигналы бедствия и докладывает по радиосвязи в аэропорт о случившемся, необходимой помощи, местонахождении и принятом решении. При вынужденной посадке принимаются меры повышения безопасности пассажиров. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются все проходы к ним. После посадки организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние, на случай возможного пожара или взрыва самолета развертывается площадка для оказания первой медицинской помощи. Используются медицинские средства, находящиеся в аптечке самолета.
Выживание пассажиров и членов экипажа при авиационном происшествии, возникшем над труднодоступной территорией или над водной акваторией, во многом зависит от подготовленности экипажа, быстроты поиска и правильной организации спасения терпящих бедствие. В безлюдной местности внешняя среда часто становится источником опасности для жизни (отсутствие воды, пищи, холод, жара и др.).
При вынужденной посадке экипаж должен сообщить об этом пассажирам и порекомендовать принять правильную позу в кресле, потребовать застегнуть привязные ремни, удалить из полости рта съемные челюстные протезы, развязать галстук, снять обувь на высоком каблуке.
Сразу после вынужденной посадки экипажу следует быстро (за 1,5-3 мин.) эвакуировать пассажиров, вынести пострадавших, используя все выходные двери и аварийные люки. При возможности необходимо вынести продукты питания, воду, медикаменты и аварийную радиостанцию. В связи с возможностью взрыва и пожара пассажиры должны быть удалены от потерпевшего воздушного судна на безопасное расстояние.
Некоторые аварийные ситуации в полёте и правилах поведения пассажиров.
Декомпрессия. Начинается с оглушительного рёва, которым сопровождается истечение воздушного потока из кабины. Воздух кабины мгновенно наполняется пылью, кабина может погрузиться на несколько минут в туман, так как уменьшение давления приводит к конденсации водяных паров, находившихся в воздухе. Даже после того как декомпрессия наступила, сильный шум может продолжаться из-за сильных воздушных потоков, несущихся мимо пробоины в фюзеляже.
Отсеки, в которых находятся кислородные маски, должны автоматически открываться, если «высота» в кабине достигнет 4000 или 5000м. Воздух быстро выходит из лёгких — процесс, остановить который нельзя. Кроме этого, становится заметным повышение давления, появляется боль в ушах, в полостях или области кишечника, обусловленная расширением газов в теле. В кабине может возникнуть сумятица. На многих самолётах кислородные маски вываливаются из отсека в потолке и зависают в таком положении, до которого может дотянуться сидящий пассажир, на многих — прикрепляются к спинке впереди стоящего кресла.
Маневр уклонения — самолёт по воле пилота, чтобы избежать столкновения в воздухе, может либо набрать высоту, либо спикировать, либо совершить резкий разворот с креном влево или вправо. Во время таких ситуаций, пассажиры и бортпроводники могут получить травмы. Поэтому рекомендуется на протяжении полёта без особой нужды не покидать своё место и оставаться пристёгнутым. Если ремень безопасности застёгнут с большой слабиной у талии, пассажир может при аварии сползти под ремень и повредить внутренние органы.
Наиболее подходящая фиксированная поза: после закрепления ремня безопасности пассажир наклоняется вперёд и кладёт руки в скрещённом положении на кресло, расположенное впереди него; голова прижимается к рукам; ноги продвигаются вперёд, насколько это можно, но нельзя пытаться просунуть их под кресло, стоящее впереди, так как если кресло сломается, оно может повредить ноги. Если кресла впереди нет, то нужно согнуться и плотно сцепить руки под коленями. Голову надо уложить на колени или, по крайней мере, поместить голову в самое низкое положение. Ноги — упереть в пол, выдвинув их вперёд как можно дальше.
Нет единого мнения о наилучшем способе удержания или фиксации ребёнка во время аварии самолёта. Если аварийной ситуации предшествует предупредительный период, на некоторых авиалиниях используется следующий приём: ребёнка заворачивают в шерстяное одеяло и укладывают на пол у переборки перед родителем. На некоторых авиалиниях предлагают иную позу: уложить поперёк тела на колени взрослого. Иной вариант: ребёнка усаживают на колени к родителю, но лицом назад. В такой позе ребёнок уже прижат к спинке кресла, расположенного впереди, причём голова и туловище ребёнка удерживаются сбоку от корпуса родителя, а не перед плечом родителя. Ещё одна поза: ребёнка рекомендуют держать поперёк груди в диагональном положении — в традиционном положении укачивания.
Вынужденная посадка на воду — время на подготовку весьма ограничено, если оно вообще будет. Для спасения на воде в самолёте есть ряд плавсредств. Некоторые кресельные подушки спроектированы с расчётом обеспечения плавучести пассажира с подушкой на воде. У плавающей кресельной подушки имеются лямки или петли, прикреплённые к ней для того, чтобы за них можно было ухватиться в воде. Они расположены на обратной стороне. Надо постараться как можно выше расположить голову и плечи. Спасательные жилеты, как правило, располагаются в кармане под креслом или в спинке впереди стоящего кресла.
При попадании в воду следует насколько возможно уменьшить скорость потери тепла. Береговая охрана США рекомендует следующий способ: охватить руками с боков грудную клетку и поднять бёдра повыше, чтобы уменьшить поток воды, омывающий область паха. По некоторым данным, этот способ может увеличить расчётный срок выживаемости почти на 50 %. Другой способ, который рекомендуется, получил название «куча». По этому способу несколько человек собираются в воде в кучу таким образом, чтобы их бока упирались в бока соседей. Это приведёт не только к уменьшению потока воды, омывающего каждого человека, сохраняя тем самым тепло, но, поскольку группа людей образует более заметную цель, увеличит шансы быстрее обнаружить людей.
Самолёты, совершающие рейсы над обширными водными пространствами, оснащаются и спасательными надувными лодками, трапами-плотами. Нахождение этих плавсредств тоже указывает стюардесса. Как правило, эти лодки надуваются при помощи баллона с углекислым газом и комплектуются радиомаяком для быстрого нахождения пострадавших.
МКУ «Управление по делам ГО и ЧС городского округа город Бор»
1. Критерии не использовать при отнесении ДТП к ЧС.
2. За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ (например, в местах выпуска сточных вод).
3. Исключая пожары при ДТП.
4. Учет пожаров и последствий от них осуществляется в соответствии с приказом МВД РФ от 30.06.1994 № 332 «Об утверждении документов по государственному учету пожаров и последствий от них в Российской Федера¬ции», применяемым в системе МЧС России от 25.12.2002 № 608.
5, 7. За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ.
Аварии на авиационном транспорте
Авиационная катастрофа — опасное происшествие на воздушном судне, в полете или процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ НА САМОЛЕТЕ
Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.
После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками – возможен взрыв.
В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.
КАК ДЕЙСТОВАТЬ ПРИ «ЖЕСТКОЙ» ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ
Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.
Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.
МЧС России определило, что считать чрезвычайной ситуацией
Казалось бы, технические, на первый взгляд, нюансы, будут на самом деле реально влиять на жизнь обычных граждан, ведь с разными режимами ЧС связаны и определенные ограничения для людей, а также полагающиеся им льготы и компенсации.
Как указывают специалисты, для самих спасателей целью разработки классификации ЧС является «повышение эффективности планирования и ликвидации последствий ЧС, определение порядка действий, проведение расчета необходимых ресурсов, порядка и размеров финансирования».
Проще говоря, в случае происшествия спасателям надо знать, сколько сил и средств задействовать, чтобы максимально быстро и эффективно справиться с бедой. Кроме того, без наличия соответствующей классификации ЧС невозможно вести их статистический учет, проводить анализ.
Что же считать ЧС, а что — нет? Теперь на этот вопрос дан четкий ответ в приказе МЧС России. К чрезвычайным ситуациям отнесены 27 видов техногенных катастроф и 41 природный катаклизм. И для всех в документе предусмотрены свои критерии.
Например, ДТП будет относиться к чрезвычайной ситуации, если в аварию попало транспортное средство, имеющее более восьми пассажирских мест, а в происшествии погибли более пяти человек или более 10 получили травмы. Прекращение движения на участке федеральной или региональной трассы более чем на 6 часов из-за аварии также отныне служит критерием для ЧС.
Или взять, к примеру, авиапроисшествия. Авиакатастрофы вроде как по определению должны считаться ЧС. Но это не совсем так. Исключения составляют сверхлегкие самолеты. Кроме того, аварии на воздушном транспорте будут относиться к чрезвычайным ситуациям, если в результате погиб один человек и более, а также, если получили вред более пяти человек или пострадали более 50 человек.
А вот факт падения или разрушение ракетно-космического аппарата будет относиться к категории ЧС в любом случае, даже если обошлось без погибших и раненых.
Квалифицированы как ЧС будут и аварии на объектах теплоснабжения, но, как сказано в приказе МЧС, только в том случае, если в результате нарушены условия жизнедеятельности более 50 человек более чем на одни сутки.
Важен при этом и температурный режим, как квалифицирующий признак: температура воздуха в жилье во время аварии должна быть ниже плюс 18 градусов. К чрезвычайным ситуациям также отнесены аварии на объектах водоснабжения, электроэнергетики и газораспределительных систем, если они повлекли нарушение условий жизни более чем 50 человек на сутки и более.
Также в приказе сказано: «взрыв или разрушение элементов зданий и сооружений, в результате которых погиб один человек и более или получили травмы более пяти граждан, а также если нарушены условия жизнедеятельности более 50 человек, тоже будут относиться к чрезвычайным ситуациям».
А вот обезвреживание взрывоопасных предметов не всегда будет считаться ЧС. В прошлом году пиротехниками МЧС было обнаружено и обезврежено более 1,4 тысячи авиабомб времен Великой Отечественной войны, но режим ЧС не вводился.