Помещения с дежурным персоналом
Здравствуйте! Вопрос по п.6 и п. 56 “ППР в РФ”.
1. Под объектами с круглосуточным пребыванием людей в п. 6 ППР понимаются только объекты с наличием спальных мест (например, гостиницы), или также объекты организаций, где располагается дежурная смена (спальных мест нет, но сменный персонал находится круглосуточно)? У нас нефтебаза, и персонал осуществляет работу в круглосуточном режиме, посменно.
2. Является ли пожарным постом в соответствии с п. 56 ППР помещение дежурной смены, которое согласно СП 484.1311500.2020 оборудовано приборами приемно-контрольными пожарными, с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (и чему он должен быть обучен?), при этом дежурный персонал осуществляет работы, не связанные с обеспечением пожарной безопасности (занимаются производственными задачами), но при этом на них возложены обязанности по оповещению о пожаре.
В отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей ( за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану)…
Таким образом, производственные и складские объекты с точки зрения Правил противопожарного режима в РФ не могут относиться к объектам с круглосуточным пребыванием людей.
2. Пожарный пост – специальное помещение, оборудованное приборами приемно-контрольными пожарными и/или приборами пожарными управления (или их выносными панелями индикации и/или управления) с круглосуточным пребыванием обученного дежурного персонала.
Указанное в вопросе помещение может считаться пожарным постом. Дежурный персонал должен быть обучен мерам пожарной безопасности в форме проведения противопожарных инструктажей, включая порядок действия при поступлении сигнала о пожаре или неисправности систем противопожарной защиты (в зависимости от систем, сигнал от которых выведен на ППКП данного пожарного поста). Кроме того, в данном случае необходима реализация требования п.56 Правил противопожарного режима в РФ:
Руководитель организации обеспечивает наличие в помещении пожарного поста (диспетчерской) инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты.
Пожарный пост (диспетчерская) обеспечивается телефонной связью и исправными ручными электрическими фонарями из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного, средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
Должностная инструкция действий дежурного персонала при получении сигнала пожарной сигнализации
В пункте 64 Правил противопожарного режима в РФ сказано:
То-есть озаботится об инструкции о порядке действий при получении сигналов должен руководитель предприятия, а не обслуживающая или (тем более) монтажная организация. И соответственно отвечать за ее содержание.
Ниже приведен пример такой инструкции.
ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок противопожарной защиты.
1. При поступлении сигнала «Пожар» на пульт пожарной автоматики, дежурный (сторож, вахтер, охранник) ДОЛЖЕН:
1.1. Определить место расположения сработавшего извещателя по схеме трассировки лучей, индикации на дисплее пульта или в таблице номеров зон;
1.2. Не сбрасывать сигнал до выяснения обстоятельств, поскольку это отключит средства противопожарной защиты – можно только отключить внутренний зуммер пульта, чтобы не мешал принятию решения;
1.3. Максимально быстро проследовать (или направить находящегося рядом помощника) в помещение, где сработал датчик пожарной сигнализации, и визуальным осмотром убедиться в наличии или отсутствии пожара (ложное или истинное срабатывание).
1.4. При обнаружении пожара (истинное срабатывание):
1.4.1. Сообщить о пожаре по телефону «01» («112» с мобильного), указав адрес объекта, что горит, свою фамилию и номер телефона, с которого передается сообщение;
1.4.2. Сообщить о пожаре одному из руководителей по следующим телефонам:
1.4.3. Действовать по инструкции «ИПБ-01-2020» при возникновении пожара.
1.5. При отсутствии пожара (ложное срабатывание):
1.5.1. Осуществить сброс сигнала;
1.5.2. Сообщить о ложном срабатывании одному из руководителей по телефонам из п.1.4.2 данной Инструкции;
1.5.3. Сообщить в организацию, осуществляющую техническое обслуживание сигнализации, по телефонам _______________________________;
1.5.4. Проверить, что средства противопожарной защиты и инженерные системы здания вернулись в дежурное состояние;
1.5.5. Если был нажат извещатель пожарный ручной – взвести его в исходное положение;
1.5.6. При невозможности сброса сработавшего извещателя — осуществить его отключения для возможности взятия остальных извещателей в разделе.
2. При поступлении сигнала «Неисправность» на пульт пожарной автоматики, дежурный (сторож, вахтер, охранник) ДОЛЖЕН:
2.1. Сообщить о сигнале одному из руководителей по телефонам из п.1.4.2 данной Инструкции;
2.2. Сообщить в организацию, осуществляющую техническое обслуживание сигнализации, по телефонам _______________________________;
2.3. Отключить внутренний зуммер пульта, чтобы не мешал принятию решения.
3. При заступлении на дежурство дежурный (сторож, вахтер, охранник) ОБЯЗАН:
3.1. Убедится, что система пожарной сигнализации находится в норме – отсутствуют сигналы неисправности и отключения;
3.2. При наличии неисправностей и отключений убедится, что имеется соответствующая запись в журнале и отметка о том, что проинформированы вышестоящие руководители и обслуживающая организация;
3.3. Убедится, что средства противопожарной защиты находятся в дежурном режиме;
3.4. Убедится, что управляемые сигналами от системы пожарной сигнализации инженерные системы здания не заблокированы;
3.5. В случае обнаружении новых отключений и неисправностей — сообщить одному из руководителей по телефонам из п.1.4.2 данной Инструкции и в организацию, осуществляющую техническое обслуживание сигнализации, по телефонам _______________________________;
3.6. Отключить внутренний зуммер пульта, если он активен, чтобы не мешал принятию решения.
4. Обо ВСЕХ поступивших сигналах и принятых по ним мерах произвести запись в специальном журнале «Сработки и отказы противопожарных систем».
Правила противопожарного режима в 2023 году: обзор изменений и алгоритм разработки инструкции
С 1 марта 2023 года вступают в силу значительные изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Появляются уточнения, дополнения и новые пункты как в основном тексте, так и в приложениях к Правилам. В статье подробно разбираем изменения, сравниваем их с действующими правилами и приводим подробный алгоритм составления инструкций о мерах пожарной безопасности с учетом всех нововведений.
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Какие документы изменились?
С 1 марта 2023 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 24.10.2022 № 1885, которое изменяет правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее — Правила). Основной пласт изменений начнет действовать с 1 марта 2023 года, кроме пункта 29 изменений — он вступает в силу 1 марта 2024 года.
Рассмотрим подробнее наиболее значимые изменения и разберем алгоритм составления инструкций с учетом этих изменений.
Новый пункт 2.1
Отдельного и пристального внимания заслуживает добавление нового пункта 2.1 Правил: «Руководитель организации обеспечивает эксплуатацию зданий, сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ „Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“ и (или) проектной документации».
Здесь стоит обратить особое внимание на часть 4 статьи 4 указанного ФЗ. Формулировка в нем означает, что если объект построен до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и положения регламента ужесточают требования, по которым этот объект был построен, то при обеспечении пожарной безопасности могут применяться ранее действовавшие нормы.
Проектная документация
В ранее упомянутом Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» есть требования, которые обязывают проектировщиков вносить в проектную документацию пожарно-технические характеристики зданий, сооружений, строительных конструкций, инженерного оборудования и строительных материалов. Но как быть если такая документация на объектах отсутствует, здания построены давно и много раз менялся правообладатель? В таком случае правообладатель обязан эксплуатировать объект в строгом соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности, а при отступлении от норм или отсутствии требований — разрабатывать специальные технические условия или стандарт организации.
Инструкция о мерах пожарной безопасности
Обновления упростили порядок разработки инструкции о мерах пожарной безопасности (п. 2 Правил). Документ можно будет оформить в отношении группы однотипных по функциональному назначению и пожарной нагрузке зданий и сооружений, расположенных по одному адресу. Зачем это нужно?
Очень часто на предприятии на одном земельном участке по одному адресу расположено несколько зданий или сооружений, и различие между ними может быть в литерах или номерах строений. Если назначение и категории нескольких зданий одинаковые (например, склад готовой продукции — функциональное назначение Ф5.2, категория по пожарной и взрывопожарной опасности — В3), то в их отношении можно будет разработать одну инструкцию о мерах пожарной безопасности. Это изменение позволит сократить количество документов по пожарной безопасности.
Появились дополнения и в содержание инструкции (п. 393 Правил). Теперь в инструкцию необходимо будет вносить перечень должностных лиц, являющихся дежурным персоналом (при их наличии). Что такое дежурный персонал на объекте? Большинство нормативных документов определяют его как персонал, находящийся на дежурстве в смене, который допущен к переключению или отключению оборудования. Это могут быть в том числе и сотрудники охраны, имеющие соответствующие допуски к оборудованию. Этот новый пункт инструкции позволит разграничивать ответственность и обязанности в случае возникновения пожара.
Алгоритм разработки инструкции о мерах пожарной безопасности
Разработке инструкций о мерах пожарной безопасности в Правилах посвящен раздел XVIII. Для удобства приведем пошаговый алгоритм разработки.
Шаг 1. Определить и уточнить специфику пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. Информацию указываем в общих положениях инструкции.
Напоминаем, что сейчас инструкция должна быть разработана на каждое здание и сооружение.
Шаг 2. Оформить второй раздел, в котором обязательно должны быть отражены следующие вопросы:
а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.);
б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и материалов;
г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;
д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта, проведения огневых или иных пожароопасных работ;
е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды, ветоши;
и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, открытии и блокировании в открытом состоянии вращающихся дверей и турникетов, а также других устройств, препятствующих свободной эвакуации людей, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения);
л) допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты.
Шаг 3. В следующем разделе необходимо указать должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности. Это может быть руководитель или лица, назначенные руководителем соответствующим приказом или распоряжением. В их обязанности, которые могут быть закреплены в должностной инструкции или в иных локальных актах организации по пожарной безопасности, обязательно должны в числе прочих входить следующие вопросы, связанные с действиями в случае возникновения пожара:
а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства, дежурных и аварийных служб объекта защиты;
б) организация спасения людей с использованием для этого имеющихся сил и технических средств;
в) проверка включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов,
устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на их внешней поверхности, способной превысить (в том числе при неисправности теплогенерирующего аппарата) 90 градусов Цельсия;
д) перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, а также выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания, сооружения;
е) прекращение всех работ в здании, сооружении (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
ж) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не задействованных в тушении пожара;
з) осуществление общего руководства тушением пожара (с учетом специфических особенностей объекта защиты) до прибытия подразделения пожарной охраны;
и) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
к) организация одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;
л) встреча подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
м) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте защиты опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;
н) по прибытии подразделения пожарной охраны информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта защиты, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте защиты веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;
о) организация привлечения сил и средств объекта защиты к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.
При создании системы пожарной безопасности не стоит забывать, что немаловажным аспектом является обучение лиц мерам пожарной безопасности. Все ответственные лица должны иметь образование или профессиональные компетенции в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ по пожарной безопасности.
Шаг. 4. Утвердить инструкцию руководителем организации и ознакомить работников с положениями инструкции.
Общий раздел правил
Появились новые и обновились существовавшие ранее пункты общего раздела Правил. Изменения смягчили ряд требований, а также уточнили порядок применения некоторых пунктов. Рассмотрим основные из них.
- Изменения в пункте 16 «Б» позволят организовать мастерские и хранение на чердаках, в технических, подвальных, подземных и цокольных этажах, подпольях, вентиляционных камерах и других технических помещениях в случаях, если это установлено нормативными документами по пожарной безопасности. Ранее запрет на хранение был категоричным, теперь можно будет разработать специальные технические условия или стандарт организации, на которые можно будет опираться при создании системы пожарной безопасности на объекте. Изменение частично смягчает требование и помогает ответственным лицам правильно организовать рабочее пространство, ведь очень часто на объектах бывает так, что хранить, например, расходные материалы или сложить инструменты и инвентарь негде.
- В подпункте «Г» пункта 16 появилось уточнение о запрете установки решеток на окнах подвалов. Действующая редакция трактовалась двояко, пункт перефразировали — теперь решетки запрещено устанавливать только на окнах подвалов и на приямках у окон подвалов.
- В подпункте «К» пункта 16 — снова про хранение: с марта 2023 года хранить под лестничными маршами и площадками запрещается только вещи, мебель, оборудование и другие предметы, выполненные из горючих материалов. Соответственно, подтверждать негорючесть материалов, если это не очевидно, придется соответствующими документами — паспортами, сертификатами и прочей специальной документацией.
- Появились долгожданные уточнения по ведению журнала эксплуатации систем противопожарной защиты. Новый пункт 17.1 уточнил порядок ведения журнала — его допускается вести в электронном виде, форма определяется руководителем организации.
- К требованиям по содержанию путей эвакуации и эвакуационных выходов также появились уточнения. В пункте 26 приведен перечень дверей эвакуационных выходов, на которых запоры должны обеспечивать их свободное открывание изнутри без ключа — это выходы из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, лестничных клеток, зальных помещений. Ранее эта норма применялась ко всем дверям, ведущим на пути эвакуации или наружу, или в безопасную зону.
Напомним, что запоры, обеспечивающие свободное открывание дверей изнутри без ключа — это засовы, щеколды, вставки в замочные скважины, замки «антипаника» и прочие подобные устройства, которые по смыслу нормы можно быстро открыть, не задерживаясь на поиск ключа и отпирание замка.
Ширина коридоров и иных путей эвакуации, по которым одновременно могут эвакуироваться 50 и более человек должна составлять не менее 1,2 метра, в остальных случаях не менее 1 метра. То есть замер должен производится в свету — от края оборудования до противоположной стены или оборудования, стоящего напротив.
При оформлении договора аренды стоит помнить, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Важно правильно и подробно описать в договоре аренды все аспекты, обозначить зону ответственности каждой из сторон — это поможет не только организовать систему пожарной безопасности объекта на высоком уровне, но грамотно распределять финансовые средства.
Пожароопасные работы и первичные средства пожаротушения
Смягчаются требования к порядку проведения пожароопасных работ.
За местом проведения огневых работ после их окончания необходимо будет наблюдать в течение 2 часов (вместо 4), при этом для наблюдения допускается использовать систему видеонаблюдения.
Утрачивает силу пункт 411 о правилах, применяемых к бочкам для хранения воды и ящикам для песка. Также отменяется требование проверять покрывала для изоляции очага пожара один раз в год и вносить соответствующую информацию в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Коснулись изменения и норм обеспечения огнетушителями, обновленные пункты содержат более мягкие требования, а значит на действующих объектах переоснащение не потребуется.
Обеспечение пожарной безопасности на территориях населенных пунктов и в зданиях для проживания людей
Изменились требования, изложенные в п. 70 Правил в части ширины противопожарной преграды — ширина минерализованной полосы, отделяющей лес от используемой прилегающей к нему территории, увеличена с 0,5 метра до 1,4 метра. Также этот пункт дополнен абзацем о необходимости создания или обновления минерализованных полос шириной не менее 10 метров в населенных пунктах, подверженных лесным пожарам.
Отдельного внимания заслуживает требование, которое изложено в пункте 71: один из его абзацев содержит порядок обеспечения беспрепятственного проезда подразделений пожарной охраны через въезды, оборудованные воротами, шлагбаумами или ограждениями. Сейчас при установке этих устройств необходимо обеспечить один из вариантов:
- круглосуточное дежурство дежурного персонала в месте их установки;
- оборудовать аудио- и видеосвязью с диспетчерским пунктом;
- обеспечить их открывание по сигналу срабатывания пожарной сигнализации.
С марта 2023 года в части аудио- и видеосвязи можно выбрать только один вид связи.
За последние годы произошло большое количество пожаров в домах и квартирах, где проживают многодетные семьи, в том числе и неблагополучные. К сожалению, в результате этих пожаров погибли и продолжают погибать дети. МЧС России достаточно продолжительное время совместно с органами социальной защиты на безвозмездной основе ведет работу по установке автономных дымовых пожарных извещателей в такие дома и квартиры. Новые требования, которые будут регламентированы пунктом 85_1, закрепили обязательную установку автономных дымовых пожарных извещателей в комнатах квартир и жилых домов, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, если в них не установлены системы пожарной сигнализации, предусмотренные проектом дома. Безусловно, требование очень нужное и важное — обнаружение пожара на ранних стадиях поможет избежать гибели людей и значительного ущерба для имущества.
Зачем нужен круглосуточный дежурный персонал на пожарном посту
Независимый эксперт в области пожарной безопасности с опытом работы более 29 лет.
У меня всегда вызывает удивление, что кто-то кого-то пытается обязать нести круглосуточное дежурство непосредственно возле пожарных приемно-контрольных приборов. Этого не требовалось и никогда не будет требоваться. Теперь почему.
Совсем недавно, в очередной раз, столкнулся на одном из форумов с таким обсуждением.
Вопрос: «Может кто сталкивался, с тем, что согласно п.6.1.1 ГОСТ Р 59638-2021«Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность» эксплуатация СПС включает в себя подготовку дежурного персонала по использованию технических средств СПС (изучение технической документации). В какой форме происходит эта подготовка и какими документами фиксируется?»
Ответ: в виде «Инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты». В ней должно быть написано все необходимое для работы дежурного персонала с СПС, СОУЭ и прочими системами, в том числе какие кнопки для чего нужны и когда нажимать. Самое основное для этого, без лишней ненужной и отвлекающей информации и лучше всего с картинками».
И откуда появляются такие мысли про картинки с кнопками, которые нужно уметь нажимать.
Вопрос первый. Для чего нужно годами круглые сутки глядеть на всё множество этих индикаторов. Что может произойти, если на них вовсе не смотреть.
Вопрос второй. Что должно произойти, если сработает СПС. От СПС, т.е. от где-то находящегося ППКП (лучше всего на пожарном посту), в помещение дежурного персонала должен дойти световой и звуковой сигнал об этом, как, это указано в п.7 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Одновременно с этим запустится СОУЭ, СПДВ и пойдут сигналы на инженерное оборудование, так или иначе связанное с ПБ. И никакого ППКП из состава СПС со всеми блоками индикации этих ППКП в помещениях дежурного персонала вовсе может и не быть, а зачем.
Вопрос третий. Что должно произойти, после того, как какой-то дежурный персонал здания (именно этого конкретного здания, а не какой-то там, находящийся за три километра) получит этот световой и звуковой сигнал — строго выполнять требования п.394 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». Каждый выполняет то, что ему предназначено в соответствии с утвержденной руководителем организации инструкцией и никакой самодеятельности:
394. В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:
а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства, дежурных и аварийных служб объекта защиты;
б) организацию спасения людей с использованием для этого имеющихся сил и технических средств;
в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на их внешней поверхности, способной превысить (в том числе при неисправности теплогенерирующего аппарата) 90 градусов Цельсия;
д) перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, а также выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания, сооружения;
е) прекращение всех работ в здании, сооружении (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
ж) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не задействованных в тушении пожара;
з) осуществление общего руководства тушением пожара (с учетом специфических особенностей объекта защиты) до прибытия подразделения пожарной охраны;
и) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
к) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;
л) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
м) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте защиты опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;
н) по прибытии подразделения пожарной охраны информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта защиты, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте защиты веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;
о) организацию привлечения сил и средств объекта защиты к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.
Вот то, что должно быть и произойти. Всё остальное от лукавого.
А для чего у нас по старинке и непонятно откуда-то появившихся представлений о ПБ объекта (здания) хотят иметь круглосуточный специально обученный дежурный персонал на пожарном посту рядом с пожарными приборами.
Первое. Для того, чтобы отключить или сбросить все сработавшие системы пожарной автоматики от ложного срабатывания СПС. Но ложные срабатывания должны быть или исключены, или доведены до предельного минимума, пора к этому уже привыкнуть. И ради таких единичных случаев держать круглосуточный и специально обученный персонал просто нецелесообразно.
Второе. Чтобы при возникновении пожара в ручном режиме включить, ранее отключенные, необходимые исполнительные устройства пожарной автоматики. А кто это сможет сделать профессионально, ничего не перепутав, это что нужно в голове на память держать все алгоритмы работы СПА, заложенные при проектировании. Поэтому их изначально категорически запрещено из автоматического переводить в ручной режим управления.
В п.55 ППР имеем на этот счет очень жесткие требования:
55. Перевод систем противопожарной защиты с автоматического пуска на ручной, а также отключение отдельных линий (зон) защиты запрещается, за исключением случаев, установленных пунктом 458 настоящих Правил, а также работ по техническому обслуживанию или ремонту систем противопожарной защиты.
…
Т.е. это вообще идет в противоречие с требованиями ППР.
А может тогда на минутку заглянем в п. 6.1.2 ГОСТ Р 59638-2021:
6.1.2 При эксплуатации СПС необходимо использовать приведенные ниже уровни доступа.
Уровень доступа 1 (для дежурного персонала). На данном уровне доступа возможно выполнение следующих функций:
— контроль (визуальный и звуковой) состояний и режимов работы прибора, просмотр всех актуальных на текущий момент времени сообщений, с доступом к архиву событий, без возможности его изменения;
— тестирование оптической индикации, буквенно-цифрового дисплея и встроенной звуковой сигнализации;
— отключение звука встроенного звукового сигнализатора…
Т.е. ни о каких кнопках, да еще и на картинках для дежурного персонала и речи быть не может. У них может быть доступ только к одной единственной кнопке — звукового сигнализатора на ППКП, но она ничего не решает.
Третье. Для регистрации и докладов руководству о тех или иных поступивших извещениях как от СПС, так и от СПА об отказах или еще чем-то. Для этого тоже не имеет никакого смысла держать круглосуточно специально обученный персонал возле пожарных приборов, тем более это может храниться в электронном виде.
5.12 ППКП и ППУ, функциональные модули индикации и управления, ИБЭ следует устанавливать в помещении пожарного поста. Допускается установка указанных устройств в других помещениях при одновременном выполнении условий:…..
И их там этих условий много, выбирай любое.
А, если на объекте нет никакого круглосуточного дежурного персонала то:
5.12 … При отсутствии на объекте круглосуточного пребывания дежурного персонала требования к пожарному посту предъявляются только в части, касающейся помещения и размещения оборудования в нем.
Ну вот и договорились.
Но и с помещением пожарного поста также не всё гладко. Не зря же сотрудник ФГБУ ВНИИПО МЧС России Рыбаков И.В. совсем недавно на конференции в рамках выставки Securika Moscow 2023 всем нам поведал, что в ближайшее время и по этой части произойдут серьезные изменения:
Таким образом, всё будет в строгом соответствии с п.10 ППР.
В итоге, с одной стороны, имеем четко прописанные требования к эксплуатации СПА в соответствии с требованиями приведенными в ППР и в ГОСТ Р 59638-2021, а с другой стороны, абсолютно неподтвержденные никакими требованиями функции, возлагаемые на какой-то круглосуточный специально обученный дежурный персонал пожарного поста объекта.
Но почему-то почти все, кто хоть как-то связан с этим вопросом, имеют в голове абсолютно неправильное представление об этой организационной составляющей ПБ на объекте. Может все-таки взять и морально собраться, чтобы изучить эти три основных документа в части касающейся данного вопроса, и не выдумывать после этого всякие чудеса.