Правила поведения и действия населения при радиационных авариях
Радиационная авария – это нарушение правил безопасной эксплуатации ядерно-энергетической установки, оборудования или устройства, при котором произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом пределы их безопасной эксплуатации, приводящей к облучению населения и загрязнению окружающей среды. Основными поражающими факторами таких аварий являются радиационное воздействие и радиоактивное загрязнение. Аварии могут сопровождаться взрывами и пожарами.
Радиационное воздействие на человека заключается в нарушении жизненных функций различных органов (главным образом органов кроветворения, нервной системы, желудочно-кишечного тракта) и развитии лучевой болезни под влиянием ионизирующих излучений.
Радиоактивное загрязнение вызывается воздействием альфа-, бета- и гамма- ионизирующих излучений и обусловливается выделением при аварии непрореагированных элементов и продуктов деления ядерной реакции (радиоактивный шлак, пыль, осколки ядерного продукта), а также образованием различных радиоактивных материалов и предметов (например, грунта) в результате их облучения.
На планете существует всего 3 источника радиационной опасности:
- Космос, включающий природное радиоактивное излучение
- Опасный фон, оставшийся после ядерных испытаний
- Эксплуатация объектов, в состав которых входят радиоактивные или ионизирующие вещества, включая хранилища и захоронения опасных отходов.
Аварии на этих объектах, даже незначительного характера, способны привести к разрушающим последствиям, которые не так просто будет ликвидировать. Как действовать, если возникла такая ситуация и можно ли себя обезопасить, живя на радиоактивно загрязненной местности – рассмотрим в данной статье.
Что это за авария и чем она опасна
На территории России существует примерно несколько сотен действующих неподвижных радиационно опасных объектов. К ним относятся различные предприятия по переработке топлива, хранилища, атомные станции, ядерные военные объекты. Помимо этого существуют различные приборы, функционирующие при помощи радионуклидных источников.
Любая поломка, хищение, диверсия, утечка способна вызвать чрезвычайную ситуацию, связанную с гибелью людей и отравлением ближайших природных объектов. Хранилища, в которых сконцентрированы большие объемы отравляющих веществ, представляют наибольшую опасность за счет образования более обширных зон радиационной аварии.
Такой аварийной ситуацией считается любое событие, приведшее к внезапному облучению людей, а также загрязнению окружающей среды с обязательным превышением допустимых величин, установленных нормативными актами.
Причины радиационных аварий могут заключаться в человеческом факторе (ошибки рабочих, нарушение инструкций, диверсии, отказ оборудования) и иметь природный характер (стихийные бедствия).
Основными поражающими факторами радиационных аварий на любом объекте является излучение и заражение территории опасными отравляющими частицами. Опасность заражения заключается в способности любого вида излучения оказывать разрушающее влияние на атомы той среды, где они находятся. В результате происходит изменение его структуры, состава, ткани, что приводит к непоправимым нарушениям в жизнедеятельности.
В результате у людей наблюдаются следующие поражения:
- При паровом взрыве возникают ожоги, повреждения кожного покрова и травмы
- Лучевая болезнь. Тяжесть протекания и исход зависят от полученной дозы излучения.
- Отдаленные последствия, выражающиеся в сокращении жизни, возникновение опухолей, снижении иммунитета, бесплодии, генетических мутациях у последующих поколений.
Тяжесть губительных последствий для здоровья зависит не только от полученной дозы, но и от времени, в течение которого человек находился в опасной зоне и подвергался излучению.
Рекомендуем к просмотру интересное видео – возможно использовать для проведения занятий!
Очаги поражения
Сам объект, на котором произошла авария с выбросом радиоактивных веществ, а также прилегающие к нему территории, включая здания, коммуникационные сооружения, предприятия, населенные пункты, где уровень радиационного заражения превышает ³ 2мР/ч, становится очагом поражения.
Зоны заражения при поражении радиацией
В зависимости от степени поражения в этом очаге выделяются 3 зоны:
- На территории с уровнем более 2-5 мР/ч устанавливается жесткий контроль. На данном участке постоянно контролируется доза излучения, населению выдаются индивидуальные противорадиационные средства защиты, осуществляется специальная обработка местности.
- Местность с уровнем 5-20 мР/ч является зоной отселения. Все животные, люди эвакуируются, круглосуточно ведется радиационная разведка, доставка продуктов происходит только в герметичной специальной таре.
- Там, где Р > 20 мР/ч официально обозначается, как зона отчуждения. Данная территория ограждается специальной проволокой, люди отселяются на другое место жительство.
На границах всех выявленных опасных участков в обязательном порядке устанавливаются специальные знаки, предупреждающие о наличии радиационного излучения.
Способы защиты и Ваши действия
Действия при радиационной аварии
При опадании в зону радиационной аварии существует всего 3 варианта действий, которые необходимо предпринять:
- Ограничить до минимума время пребывания на данной местности
- Защититься специальными средствами защиты или использовать защитные сооружения, поглощающие излучение
- Эвакуироваться из зоны заражения
Если Вы в момент выброса химических веществ находились на открытой местности, то незамедлительно закройте органы дыхания и укройтесь в любом здании.
Рассмотрим более подробно, как необходимо себя вести в помещении при возникновении радиационной аварии.
- Закройте форточки, окна. Включите телевизор или радио для получения всей необходимой информации. Следуйте услышанным указаниям.
- Если Вы были на улице, то обязательно примите душ, а одежду плотно упакуйте в мешок. Выпейте много жидкости.
- Заранее следует полностью укомплектовать всем необходимым аптечку. Если у вас в семье кто-то болеет хроническим заболеванием, то необходимо чтобы нужные медикаменты были в достаточном количестве.
- При невозможности покинуть жилище, следует приступить к его герметизации. Особое внимание уделите щелям, вентиляции, оконным рамам, дымоходам.
- Примите препараты йода.
- Постоянно пользуйтесь марлевой повязкой, респиратором или маской. Для улучшения фильтрующих свойств самодельных средств защиты увлажняйте их водой.
При объявлении эвакуации не выходите на улицу без защиты органов дыхания и кожного покрова. Рюкзак с вещами дополнительно упакуйте в полиэтилен. Дома выключите все электроприборы, проверьте краны и газовое оборудование. Не забудьте пройти регистрацию перед отправкой у сотрудника, отвечающего за эвакуацию.
Профилактические меры при проживании на загрязненной местности
Если вы вынуждены находиться на территории, которая загрязнена радиоактивными веществами, то используйте только водопроводную воду. Зимой безопасными считаются водоемы, которые имеют толстый ледяной покров.
Любые корнеплоды можно использовать в пищу только после тщательной промывки, очистки и тепловой обработки. С копченостей и мясопродуктов безопаснее будет снять внешний слой в 1 см.
Эффективным считается проведение йодной профилактики за несколько часов до возможного облучения. Используют йодистый калий в таблетках или растворе согласно инструкции и возрасту.
Продукты, хранящиеся в плотно закрытых тарах из стекла или металла, защищены от радиоактивных частиц и или пыли. Молочные продукты, в которые попали отравляющие вещества необходимо подвергнуть переработке в масло или творог. Растительное масло следует отстаивать в течение 5 суток. После верхнюю часть сливают и используют по назначению.
Крупы следует пересыпать в чистую, продезинфицированную емкость. Во избежание попадания на них радиоактивной пыли, предварительно сыпучие продукты увлажните. В случае, если они хранились открыто, то необходимо снять сверху слой толщиной до 3 см. Воду можно очистить с помощью длительного отстаивания (до 15 часов) либо с применением песка и угольного фильтра. Лучше всего будет приобрести нитратометр и измерять уровень радиоактивности в самих продуктах.
Предлагаем ознакомиться еще с одним не менее интересным видео
Предупредительные мероприятия
Уточните наличие вблизи вашего местоположения радиационно-опасных объектов и получите, возможно, более подробную и достоверную информацию о них. Выясните в ближайшем территориальном управлении по делам ГОЧС способы и средства оповещения населения при аварии на интересующем Вас радиационно-опасном объекте и убедитесь в исправности соответствующего оборудования.
Изучите инструкции о порядке Ваших действий в случае радиационной аварии.
Создайте запасы необходимых средств, предназначенных для использования в случае аварии (герметизирующих материалов, йодных препаратов, продовольствия, воды и т.д.).
Как действовать при оповещении о радиационной аварии
Находясь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком (шарфом) и поспешите укрыться в помещении. Оказавшись в укрытии, снимите верхнюю одежду и обувь, поместите их в пластиковый пакет и примите душ. Закройте окна и двери. Включите телевизор и радиоприемник для получения дополнительной информации об аварии и указаний местных властей. Загерметизируйте вентиляционные отверстия, щели на окнах (дверях) и не подходите к ним без необходимости. Сделайте запас воды в герметичных емкостях. Открытые продукты заверните в полиэтиленовую пленку и поместите в холодильник (шкаф).
Для защиты органов дыхания используйте респиратор, ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные водой для повышения их фильтрующих свойств.
При получении указаний через СМИ проведите йодную профилактику, принимая в течение 7 дней по одной таблетке (0,125 г) йодистого калия, а для детей до 2-х лет – ¼ часть таблетки (0,04 г). При отсутствии йодистого калия используйте йодистый раствор: три-пять капель 5% раствора йода на стакан воды, детям до 2-х лет – одну-две капли.
Как действовать на радиоактивно загрязненной местности
Для предупреждения или ослабления воздействия на организм радиоактивных веществ:
- выходите из помещения только в случае необходимости и на короткое время, используя при этом респиратор, плащ, резиновые сапоги и перчатки;
- на открытой местности не раздевайтесь, не садитесь на землю и не курите, исключите купание в открытых водоемах и сбор лесных ягод, грибов;
- территорию возле дома периодически увлажняйте, а в помещении ежедневно проводите тщательную влажную уборку с применением моющих средств;
- перед входом в помещение вымойте обувь, вытряхните и почистите влажной щеткой верхнюю одежду;
- воду употребляйте только из проверенных источников, а продукты питания – приобретенные в магазинах;
- тщательно мойте перед едой руки и полощите рот 0,5%-м раствором питьевой соды,
Соблюдение этих рекомендаций поможет избежать лучевой болезни.
Как действовать при эвакуации
Готовясь к эвакуации, приготовьте средства индивидуальной защиты, в том числе подручные (накидки, плащи из пленки, резиновые сапоги, перчатки), сложите в чемодан или рюкзак одежду и обувь по сезону, однодневный запас продуктов, нижнее белье, документы, деньги и другие необходимые вещи. Оберните чемодан (рюкзак) полиэтиленовой пленкой.
Покидая при эвакуации квартиру, отключите все электро- и газовые приборы, вынесите в мусоросборник быстро портящиеся продукты, а на дверь прикрепите объявление «В квартире №___ никого нет». При посадке на транспорт или формировании пешей колонны зарегистрируйтесь у представителя эвакокомиссии. Прибыв в безопасный район, примите душ и смените белье и обувь на незараженные.
Вопрос №13. Понятие о радиационной аварии. Поражающие факторы радиац. Аварий и их последстия.
При авариях на радиационно опасных объектах могут возникнутьследующие поражающие факторы радиационного характера:
· проникающая радиация (облучение)
· радиоактивное загрязнение местности.
Кроме выше перечисленных радиационных поражающих факторов, воздействующих на организм человека в зоне аварии, на него действуют нерадиационные поражающие факторы:
· мощный электромагнитный импульс;
· острые или хронические психоэмоциональные перегрузки;
· нарушения привычного стереотипа жизни, режима и характера питания при длительном вынужденном нахождении (проживании) на радиоактивно загрязненной местности.
При авариях на радиационно опасных объектах могут возникнуть разрушения конструкций, технологических линий, пожар, выход в окружающую среду радиоактивных веществ, облучение людей смешанным гамма-нейтронным потоком и поступление радиоактивных веществ в органы дыхания и пищеварительный тракт, попадание их на кожные покровы и слизистые оболочки. Происходит радиоактивное загрязнение внешней среды, серьезно нарушающее экологическую ситуацию. В зависимости от границ распространения радиоактивных веществ и радиационных последствий выделяют:
· локальные аварии (радиационные последствия ограничиваются одним зданием, сооружением с возможным облучением персонала),
· местные аварии (радиационные последствия ограничиваются территорией АЭС);
· общие аварии (радиационные последствия распространяются за границу территории АЭС).
Вопрос №14. Действия населения при оповещении об аварии на радиац.объекте.
1. Включите радиоприемник, телевизор Прослушайте сообщение.
2. Находясь на улице, немедленно защитите органы дыхания и поспешите в укрытие. Для защиты органов дыхания используйте респиратор, ватно-марлевую повязку (ВМП) или подручные изделия из ткани, смоченные водой.
3. Закройте окна и двери, загерметизируйте помещение.
4. Проведите йодную профилактику. Принимайте в течение 7 дней по одной таблетке (0,125г) йодистого калия, детям до 2-х лет –? таблетки (0,04г) или йодистый раствор: 3-5 капель 5% раствора йода на стакан воды, детям – 1-2 капли.
5. Защитите продукты питания; сделайте запас воды.
6. Ждите информацию органов ГОЧС.
Вопрос № 15. Классификация возможных последствий облучения людей.
Вопрос №16. Радиоактивное заражение местности.
Радиоактивное заражение местности — загрязнение местности радиоактивными веществами, приводящее к повышению уровня радиации до опасных для здоровья человека значений (свыше 30 мкР/час).
К радиоактивному заражению местности приводит, в частности, выпадение радиоактивных веществ с атмосферными осадками и их перенос с грунтовыми водами после боевого применения и испытаний ядерного оружия, а также аварий, связанных, в частности, с повреждением или разрушением активной зоны ядерных реакторов, хранилищ радиоактивных материалов на них или в результате утечки радиоактивных отходов с предприятий, занимающихся их хранением или утилизацией.
Опасность поражения местности может сохранятся продолжительное время – дни, недели, месяцы. Заражение местности зависит от вида взрыва. Наиболее опасен наземный взрыв. Здесь сильна так называемая наведенная активность. Она увеличивается за счет вовлечения частиц грунта в облако взрыва.
Масштабы и степень заражения местности зависят от количества, мощности и вида ядерного взрыва, метеорологических условий, от скорости и направления ветра. Например, при взрыве мощностью в 1 мегатонну испаряется и вовлекается в огненный шар около 20 тысяч тонн грунта. Образуется огромное облако, состоящее из большого количества радиоактивных частиц. Облако перемещается. Радиоактивные частицы, выпадая из облака на землю, образую зону радиоактивного заражения (след). Этот процесс длится в течение 10-20 часов после взрыва.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
10. РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ
РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ – это нарушение правил безопасной эксплуатации ядерно-энергетической установки, оборудования или устройства, при котором произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом пределы их безопасной эксплуатации, приводящей к облучению населения и загрязнению окружающей среды.
Основными поражающими факторами таких аварий являются радиационное воздействие и радиоактивное загрязнение. Аварии могут сопровождаться взрывами и пожарами.
Радиационное воздействие на человека заключается в нарушении жизненных функций различных органов (главным образом органов кроветворения, нервной системы, желудочно-кишечного тракта) и развитии лучевой болезни под влиянием ионизирующих излучений.
Радиоактивное загрязнение вызывается воздействием альфа-, бета- и гамма- ионизирующих излучений и обусловливается выделением при аварии непрореагированных элементов и продуктов деления ядерной реакции (радиоактивный шлак, пыль, осколки ядерного продукта), а также образованием различных радиоактивных материалов и предметов (например, грунта) в результате их облучения.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Уточните наличие вблизи вашего местоположения радиационно-опасных объектов и получите, возможно, более подробную и достоверную информацию о них. Выясните в ближайшем территориальном управлении по делам ГОЧС способы и средства оповещения населения при аварии на интересующем Вас радиационно-опасном объекте и убедитесь в исправности соответствующего оборудования.
Изучите инструкции о порядке Ваших действий в случае радиационной аварии.
Созда йте запасы необходимых средств, предназначенных для использования в случае аварии (герметизирующих материалов, йодных препаратов, продовольствия, воды и т.д.).
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ОПОВЕЩЕНИИ О РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ
Находясь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком (шарфом) и поспешите укрыться в помещении. Оказавшись в укрытии, снимите верхнюю одежду и обувь, поместите их в пластиковый пакет и примите душ. Закройте окна и двери. Включите телевизор и радиоприемник для получения дополнительной информации об аварии и указаний местных властей. Загерметизируйте вентиляционные отверстия, щели на окнах (дверях) и не подходите к ним без необходимости. Сделайте запас воды в герметичных емкостях. Открытые продукты заверните в полиэтиленовую пленку и поместите в холодильник (шкаф).
Для защиты органов дыхания используйте респиратор, ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные водой для повышения их фильтрующих свойств.
При получении указаний через СМИ проведите йодную профилактику, принимая в течение 7 дней по одной таблетке (0,125 г) йодистого калия, а для детей до 2-х лет – ¼ часть таблетки (0,04 г). При отсутствии йодистого калия используйте йодистый раствор: три-пять капель 5% раствора йода на стакан воды, детям до 2-х лет – одну-две капли.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ НА РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННОЙ МЕСТНОСТИ
Для предупреждения или ослабления воздействия на организм радиоактивных веществ:
— выходите из помещения только в случае необходимости и на короткое время, используя при этом респиратор, плащ, резиновые сапоги и перчатки;
— на открытой местности не раздевайтесь, не садитесь на землю и не курите, исключите купание в открытых водоемах и сбор лесных ягод, грибов;
— территорию возле дома периодически увлажняйте, а в помещении ежедневно проводите тщательную влажную уборку с применением моющих средств;
— перед входом в помещение вымойте обувь, вытряхните и почистите влажной щеткой верхнюю одежду;
— воду употребляйте только из проверенных источников, а продукты питания – приобретенные в магазинах;
— тщательно мойте перед едой руки и полощите рот 0,5%-м раствором питьевой соды,
Соблюдение этих рекомендаций поможет избежать лучевой болезни.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЭВАКУАЦИИ
Готовясь к эвакуации, приготовьте средства индивидуальной защиты, в том числе подручные (накидки, плащи из пленки, резиновые сапоги, перчатки), сложите в чемодан или рюкзак одежду и обувь по сезону, однодневный запас продуктов, нижнее белье, документы, деньги и другие необходимые вещи. Оберните чемодан (рюкзак) полиэтиленовой пленкой.
Покидая при эвакуации квартиру, отключите все электро- и газовые приборы, вынесите в мусоросборник быстро портящиеся продукты, а на дверь прикрепите объявление «В квартире №___ никого нет». При посадке на транспорт или формировании пешей колонны зарегистрируйтесь у представителя эвакокомиссии. Прибыв в безопасный район, примите душ и смените белье и обувь на незараженные.
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
Познакомить учащихся с понятиями «радиационно опасный объект», «ионизирующее излучение», «радиоактивное загрязнение окружающей среды», дать общее представление о последствиях аварий на радиационно опасных объектах и о влиянии ионизирующего излучения на организм человека.
Развивающие
способствовать развитию у обучающихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности;
развивать логическое мышление, творческие способности у школьников; развивать коммуникативные способности через составление монолога и диалога; развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю) и самооценку
Воспитывающие
воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, стремление к взаимопониманию между людьми;
воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения;
продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания.
Планируемые результаты
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения при ЧС;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
Метапредметные
познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения
коммуникативные УУД:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при радиационной аварии
Основные термины и понятия
Радиационно опасный объект, радиоактивность, АЭС, радиационная авария, лучевая болезнь, ионизирующее излучение, зиверт, рентген
Межпредметные связи
Физика – «Радиоактивность», «Ионизирующие излучения»
Биология – «Влияние естественной радиации на рост растений», «Влияние радиации на организм человека»
Ресурсы урока:
ТСО (компьютер, телевизор, проектор), презентация, видеофрагменты, учебники, раздаточный материал.
Методы обучения
Объяснение, рассказ, дискуссия, чтение, конспектирование, иллюстрация
Приемы работы
составление плана текста; заполнение таблицы по прочитанному материалу; составление логической схемы прочитанного; конспектирование.
Информационно-коммуникационная технология; обучение в сотрудничестве;
Формы работы
Работа в группах
этапы урока задача этапа
деятельность учителя
деятельность
обучающихся
I. Организационный момент(мотивация к учебной деятельности)
Задача этапа: Настроить обучающихся на работу. Создать перед уроком атмосферу комфорта и доброжелательности
Приветствие. Приём отчёта дежурного. Психологический настрой обучающихся на работу.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Прошу вас не обращать на это внимания, не волноваться и настроиться на плодотворную работу. Я уверен, что сегодня вы хорошо покажите все свои знания и умения.
Приветствуют учителя. Отчёт дежурного.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Задача этапа: Проверка знаний обучающихся по пройденной теме
Закрепление пройденного материала
Задание 1. (фронтальный опрос)
На бланках написать классификацию ЧС техногенного характера
Заполняют предложенный бланк задания.
Проводят взаимопроверку согласно эталона на слайде, оценивают выполненное задание, выставляют оценку и ставят свою фамилию.
Задание 2. Составьте из слов паззлов определения:
Чрезвычайная ситуация ТХ
3 ученика на парте составляют правильно определение и затем прикрепляют на доске магнитами
III. Мотивация (создание проблемной ситуации)
Ребята, кто может из вас сказать, что связывают эти две даты? (11 марта 2011 и 26 апреля 1986)
Эти две фотографии?
Рассуждают, дают свои сформулированные ответы.
IV. Выявление причин затруднения и постановка цели урока, (целеполагание).
Задача этапа: Подвести обучающихся к самостоятельному определению темы урока.
Ребята, сегодня на нашем уроке будут присутствовать эксперты из разных областей наук: физики, биологии, медицины, биологии. Но для начала нам необходимо определить тему и цель урока.
Целеполагание:
Посмотрите на фотографии изображенные на слайде. Все эти фотографии подобраны со смыслом.
Ребята, давайте определим тему и цель нашего урока.
Если самостоятельно тему урока поставить трудно, то:
Составьте предложение, из набора слов, определяющее тему нашего урока:
3. радиационно опасный
Тема урока: «Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия»
Ребята, что это такое?
Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только приборами. Не безобидна (Радиация)
Чтобы вы хотели по этой теме сегодня узнать, изучить? Какая будет цель нашего урока?
1.Познакомиться с радиационно опасными объектами;
2.Что такое радиационная авария;
3. Как действует радиация на организм человека.
Отвечают на вопросы учителя, рассуждают и приводят примеры.
Рассуждают, дают свои сформулированные ответы
Определяют тему урока.
Рассуждают, дают свои сформулированные ответы
Рассуждают, дают свои сформулированные ответы
V. Основной этап «Открытие нового знания» (Изучение новой темы)
Задача этапа: Поиск новых знаний обучающимися, путём рассуждений, анализа и сопоставления
Объяснение нового материала
Ребята, как вы думаете, радиация всегда была или нет?
Ребята, как вы думаете, как давно появились на планете радиационно опасные объекты?
А для чего они используются?
Какое физическое явление лежит в основе работы этих объектов?
Как давно оно было открыто?
Для этого мы пригласим эксперта в области ИСТОРИИ, который нам расскажет об истории этого явления (радиоактивность)
Вильгельм Конрад Рентген (Он сделал трубку специальной конструкции — антикатод был плоским, что обеспечивало интенсивный поток икс-лучей. Благодаря этой трубке (она впоследствии будет названа рентгеновской) он изучил и описал основные свойства ранее неизвестного излучения, которое получило название — рентгеновское.)
Антуан Анри Беккерель В 1896 г Беккерель случайно открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана. Исследуя работу Рентгена, он завернул флюоресцирующий материал — уронил сульфат калия в непрозрачный материал вместе с фотопластинками, с тем, чтобы приготовиться к эксперименту, требующему яркого солнечного света. Однако ещё до осуществления эксперимента Беккерель обнаружил, что фотопластинки были полностью засвечены. Это открытие побудило Беккереля к исследованию спонтанного испускания ядерного излучения)
Пьер и Мария Кюри (Супруги Кюри обнаружили, что выделенная ими фракция светится. Спектральный анализ показал, что в спектре присутствуют линии излучения неизвестного до тех пор элемента, который был назван супругами радием. Им удалось выделить одну сотую грамма нового вещества. В том же 1898 году был открыт полоний — элемент, названный в честь Польши, родины Марии Кюри)
Рассуждают, дают ответы
Рассуждают, отвечают на вопросы
Выступает эксперт из учеников, который заранее приготовился
Слушают выступающего а затем обсуждают
Слушают, задают вопросы, делают пометки в тетради
VI. Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем учителя (Практическая работа)
Для того чтобы ответить на следующие вопросы, мы разделимся на 4 группы. Каждая группа получает свое задание, готовится, отвечает на поставленный вопрос, затем защищает свой вопрос.
Задание 1. Виды РОО (Приложение 1)
Задание 2. Список АЭС России (Приложение 2)
Задание 3. Группы чувствительности органов к радиации (Приложение 3)
Задание 4. Степени лучевой болезни (Приложение 4)
Физкультминутка «Давайте разомнёмся» (ЧЕРЕЗ 20 минут после начала урока)
Встают из-за парт и выполняют под музыкальный видеоролик разминку для глаз, рук, ног, шеи и головы.
Ребята, а что такое РОО?
Какие объекты относятся к РОО? Это нам расскажет группа 1, которая готовилась по данному вопросу
Ребята, а какие объекты из перечисленных выше являются потенциально опасными? (АЭС)
А какие АЭС есть в России?
Чтобы ответить на данный вопрос , перед нами выступит группа 2.
Все АЭС можно разделить на действующие, строящиеся, проектируемые, закрытые, отмененные
В России 10 действующих АЭС
Все АЭС в РФ в основном сосредоточены в европейской части. В зоне возможной опасности проживает 40 млн. человек. Но есть такое понятие, как роза ветров. Тогда возможное поражение увеличивается в разы
А что такое радиационная авария?
Как вы думаете, какие существуют 3 основных типа аварий на РОО? Для этого вспомним аварии на Чернобыльской АЭС и на Фукусима-1
Внешние события (чрезвычайные ситуации)
Что же такого опасного в радиации, которую не видно, не слышно, не почувствовать, не потрогать?
Для этого перед нами выступит эксперт из области ФИЗИКИ, который нам расскажет об ионизирующих излучениях.
Чем же опасно гамма излучение для человека?
(Просмотр видео 2 с 1.20 до 2.40)
Ребята, а вы знаете, что радиация по разному воздействует на организм человека. Существуют так называемые Группы критических органов.
О них нам расскажет группа 3, которая готовилась по данному вопросу.
Ребята, мы много говорили про радиацию. А кто знает, в каких единицах она измеряется?
Для это перед нами выступит эсперт из области ФИЗИКИ
(Доза излучения (Р) – количество энергии ионизирующего излучения, поглощаемое 1 граммом вещества. Измеряется в Рентгенах (Р)
Поглощенная доза – количество энергии поглощенное единицей массы вещества. Измеряется в Греях (Гр). 1 Грэй = 100 рад
Эквивалентная (биологическая) доза — количество энергии поглощенное единицей массы биологической ткани. Измеряется в Зивертах (Зв). 1 Зв = 100 бэр)
Ребята, как вы думаете, к каким последствиям может привести облучение человека ионизирующим излучением? Правильно, к заболеванию. А к какому заболеванию? (Лучевая болезнь)
Чтобы ответить на данный вопрос, перед нами выступит группа 4.
Если мы с вами говорили об облучении человека, то как вы думаете, каким оно может быть? (Внешним и внутренним)
Ребята, а вы знаете, что естественная радиация оказывает влияние на жизнь на Земле? Чтобы понять, каким образом, на расскажет эксперт из области биологии
Ребята, как вы думаете, какими особенностями обладают радиоактивные вещества?
(нет запаха, цвета, вкусовых качеств или других внешних признаков;
они способны вызывать поражение не только при соприкосновении, но и на расстоянии от источника загрязнения;
радиоактивные вещества не могут быть уничтожены химическим или другим способом. )