Организационная структура рсчс.
Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
территориальный — территорию субъекта РФ;
местный — территорию района (города, населенного пункта);
объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев соответствующих административно-территориальному делению. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Органы управления системы рсчс.
На каждом уровне РСЧС создаются координирующие органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координирующие органы:
на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
на региональном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям не создаются;
на территориальном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
на местном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
на объектовом уровне — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) создаются в целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на разных уровнях управления РСЧС и являются коллегиальными (совещательными) органами.
В пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Органами повседневного управления единой системы (РСЧС) являются:
центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Региональный состав рсчс включает регионы:
Приволжский (Нижний Новгород)
В мирное время органы управления, силы и средстваРСЧСучаствуют в подготовке государства к ведению гражданской обороны по следующим основнымнаправлениям:
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;
заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения;
совершенствование систем оповещения населения;
планирование мероприятий ГО;
обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целяхГОзапасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.). Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:
— служба медицины катастроф (Минздрав);
— служба охраны общественного порядка (МВД России);
— противопожарная служба (МВД России);
— служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России);
— государственная спасательная служба (МЧС России);
— служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав);
— служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);
— служба экологической безопасности (Госкомэкология России);
— противопаводковая служба (Минприроды России);
— служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);
— служба поиска и спасения на море (Минтранс России);
— транспортная служба (Минтранс России);
— служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);
— служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).
Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях.
Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК). Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации. Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Все уровни управления РСЧС имеют:
— постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее — органы управления по делам ГОЧС);
— органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);
— силы и средства;
— резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:
— на федеральном уровне — МЧС России;
— на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
— на местом уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;
— на объектовом уровне (в организациях) — отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.
Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.
В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:
— оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);
— дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.
Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:
— на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;
— на территориальном уровне — КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
— на местном уровне — КЧС органов местного самоуправления;
— на объектовом уровне (в организациях) — объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.
Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС.
Для руководства силами и средствами МЧС России, дислоцированными на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также координации деятельности соответствующих территориальных органов управления по делам ГОЧС, организации взаимодействия территориальных КЧС функционируют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее — региональные центры).
В целях координации деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС на территории нескольких субъектов Российской Федерации и организации взаимодействия между органами исполнительной власти нескольких субъектов Российской Федерации при региональных центрах могут создаваться региональные КЧС или другие координирующие органы.
С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧСпереводится на функционирование в условиях военного времени. Порядок перевода и режимы функционированияРСЧСв условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ в редакции федеральных законов от 28 октября 2002 г. № 129-ФЗ, 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ, 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ, 30 октября 2007 г. № 241-ФЗ функционирует единая Российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.
Основная цель создания РСЧС ‒ объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организация функционирования РСЧС определена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции от 7 ноября 2008 г.)
К основным задачам единой государственной системы, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся:
— разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, повышение устойчивости функционирования организаций и объектов социального назначения;
— обеспечение готовности к действиям органов управления, а также сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от последствий ЧС;
— подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
— организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— ликвидация чрезвычайных ситуаций;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, проведение гуманитарных акций;
— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Руководство системой РСЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).
Основными задачами МЧС России являются:
1. Выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России.
2. Организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
3. Осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России,
5. Осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
Территория РФ разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры (РЦ) РСЧС. Такие центры функционируют в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск.
Система РСЧС действует в трех режимах:
1. режим повседневной деятельности ‒ в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке;
2. режим повышенной готовности ‒ при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозе войны;
3. чрезвычайный режим ‒ при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.
Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов чрезвычайных ситуаций принимает Правительство РФ, МЧС или соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются:
— на силы и средства наблюдения и контроля;
— силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают:
— подразделения органов надзора (надзор за состоянием котлов, мостов, атомных электростанций (АЭС), газовых и электрических сетей и др.);
— службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами»
— сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
— лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
— службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, Министерства обороны, Министерства внутренних дел (МВД), невоенизированные формирования гражданской обороны, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России. Основу этих сил составляют войска гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова основная цель создания единой Российской государственной системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)?
В каких городах созданы региональные центры РСЧС !?
Всего в составе МЧС России имеется 9 региональных центров (РЦ) по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ) , Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ) , Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский РЦ) , Самара (Приволжский РЦ) , Екатеринбург (Уральский РЦ) , Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ) , Красноярск (Восточно-Сибирский РЦ) , Чита (Забайкальский РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный РЦ) .
В состав поисково-спасательной службы (ПСС) МЧС России сегодня входят 6 региональных поисково-спасательных отрядов (ПСО) , 24 филиала (11 поиска и спасания на водных объектах) , ПСО по Калининградской области, Байкальский ПСО, отряд «Центроспас» (филиал в Туапсе) , ФГУ «Госакваспас» (филиалы в Балтийске, Геленджике и Корсакове) .
Штатная численность поисково-спасательных формирований МЧС России составляет 3758 человек, из которых 1565 — аттестованные спасатели (50%).
Штатная численность аварийно-спасательных формирований, содержащихся за счет субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и иных источников финансирования, составляет 9311 человек, из которых 5106 — аттестованные спасатели (55%).
Региональный состав РСЧС включает регионы
38. Гражданская оборона (ГО) — система мероприятии по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Основные задачи, решаемые гражданской обороной:
Защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т.д.).
Координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий, катастроф.
Повышение устойчивости объектов экономики отраслей и их функционирования в чрезвычайных условиях.
Создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой.
Проведение аварийно – спасательных и других неотложных работ
Поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолетов, вертолетов, и других летательных аппаратов
Специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: