Подготовка к выступлениям в СМИ. Как правильно дать интервью?
Каждое мероприятие, событие, ликвидация чрезвычайной ситуации или выезд на происшествие сотрудников МЧС России привлекает внимание представителей средств массовой информации. Комментарии приходится давать многим категориям должностных лиц: руководителям подразделений, инспекторам ГИМС, УНД, руководителям тушения пожаров и другим сотрудникам пожарной охраны.
Не каждый человек рожден хорошим оратором, а умение вести себя непринужденно перед камерой присуще единицам. Навык общения с прессой можно приобрести на специально подготовленных занятиях.
Давайте разберемся как правильно давать интервью на камеру.
Метод обучения заключается в том, что должностные лица, распределенные по категориям ≪начальники высшего ранга≫, ≪начальники отделов и отделений≫, ≪инспекторский состав≫, приглашаются для занятий в зал, оборудованный видеопроектором (большим монитором, подключенным к системному блоку).
Подготовка к интервью
Для занятий подбираются видео сюжеты с неудачными комментариями, которые данные лица предоставили в СМИ ранее. Примеры: раскачивание интервьюируемого, прикасание к частям лица, запинание, поиск нужного слова, несоответствие речи, происходящему за спиной. На экране транслируется видеоряд. Руководитель занятий (начальник пресс-службы) разбирает в подробностях каждый сюжет, обсуждает нюансы. Должностные лица задают вопросы. Происходит беседа.
Хорошее интервью получается тогда, когда интервьюируемый:
- отвечает спокойно;
- не обращает внимания на нелепые комментарии (не каждый журналист разбирается в специфике МЧС России);
- исправляет невежественные и неточные утверждения;
- может спокойно спросить, откуда журналист взял факты;
- использует точные слова и фразы;
- не принимает ложную или вводящую в заблуждение трактовку журналистом событий или фактов и может спокойно настоять на своей точке зрения;
- не расслабляется, пока интервью действительно не закончится;
- не позволяет журналистам приписывать себе его слова;
- не реагирует на заявление о приближающемся сроке сдачи материала;
- не делает поспешных заявлений (срок расследований причин пожара, например до 10 дней, никак не раньше);
- уделяет внимание речи, используя технику профессионального разговора;
- не поддается волнению;
- хорошо подготовлен;
- не пользуется специальными терминами;
- помнит, что через журналиста говорит с населением.
Практическая отработка интервью на камеру
Каждое должностное лицо приглашается к установленной на штатив видеокамере. Вопросы интервьюируемому продумываются и готовятся заранее, по направлению деятельности. Все вопросы должны быть с шокирующим эффектом для того, чтобы подготовить сотрудников МЧС России к достойной встрече с ≪желтой прессой≫. Например, вопрос начальнику пожарной части: ≪Скажите, пожалуйста, почему подразделения прибыли к тушению огня так поздно? Почему вода закончилась через несколько минут?≫. Инспектору надзорной деятельности: ≪Почему вы не называете причины пожара, ведь он уже ликвидирован?
Сколько нужно заплатить инспектору УНД, чтобы предпринимателю удачно пройти проверку на соблюдение требований пожарной безопасности?≫. Вопросы задает руководитель занятий, на которого и должен научиться смотреть интервьюируемый во время записи комментариев на камеру. Оператор снимает реакцию человека перед камерой, его ответ и манеру поведения.
Комплексный разбор отснятого материала
Отснятое видео с ответами на вопросы всех участников занятия выводятся на экран, как ранее до этого, выводились сюжеты. Сотрудники коллективно разбирают материал. Обсуждают качество предоставленных должностными лицами комментариев, их манеру поведения перед камерой. Недостатки и достоинства видно сразу же.
Выступая в СМИ, должностное лицо, прежде всего, представляет все ведомство, территориальное подразделение. Крайне важно предоставить достойные комментарии для населения, не исказить факты, подчеркнуть важность работы МЧС России.
Даже за одно занятие должностные лица приобретают необходимые навыки общения с прессой. Повышается уверенность в себе. Сотрудники перестают раскачиваться перед камерой, размахивать руками, стараются не употреблять слова-паразиты.
При комплексном подходе к обучению сотрудников выступать перед камерой, занятия рекомендовано проводить не реже одного раза в квартал.
Как уверенно и красиво говорить на камеру — развиваем ораторское мастерство
Лет 5–7 назад ораторскому мастерству спикеров не придавали особого значения, так как аудитории было важнее просто получить нужную информацию, которая была в дефиците. Сегодня ситуация другая: слушатели хотят получать не только пользу, но и удовольствие от выступлений специалистов.
Как эксперту говорить на камеру так, чтобы его было приятно слушать, расскажет медиаменеджер и руководитель студии видеопродакшена Videoset-insta Анна Хлебникова.
АННА ХЛЕБНИКОВА
Основательница студии видеопродакшена Videoset-insta
Яркая и запоминающаяся речь — мечта любого спикера. Её не добьёшься по щелчку пальцев, при этом не всё так сложно. Тренер по речи и публичным выступлениям Седа Каспарова говорит, что даже 10 минут ежедневных занятий дадут ощутимые результаты. Вебинары станут более информативными и интересными, на переговорах к человеку с поставленной речью станут лучше прислушиваться, и даже аудиосообщения зазвучат иначе. Чтобы это случилось, нужно тренироваться — подскажу упражнения, которые помогут сделать речь красивой и уверенной.
Соблюдаем скоростной режим
По опыту студии видеопродакшена Videoset-insta, основные проблемы экспертов — слишком быстрая или медленная речь.
Одни спикеры тараторят, будто боятся что-то недосказать. Часто проглатывают слова, сбиваются. Слушатели упускают часть информации, потому что попросту не разбирают часть фраз и теряют нить повествования.
Другие монотонно бубнят, делают длинные паузы или экают — такой темп сложно выдержать. Хочется поторопить эксперта, потому что становится скучно, а мозг буквально отключается. К тому же создаётся ощущение, что эксперт неуверен в себе.
Поэтому лучше соблюдать скоростной режим.
Чтобы узнать скорость речи, найдите текст на 100 слов, включите секундомер и прочитайте его вслух в привычном для вас режиме. Если уложились в минуту, у вас идеальный темп речи. Если закончили на 5–10 секунд раньше — речь быстрая, а если чтение забрало 70–80 секунд — медленная.
Идеальный темп речи — 90–100 слов в минуту.
110 и более слов — слишком быстрая речь.
70–80 слов — очень медленная речь.
Как корректировать темп речи
Если вы говорите быстро
Возьмите любой текст и читайте его, добавляя паузы после каждого слова. Пауза должна быть примерно равна длине слова. Длинное слово — длинная пауза. Короткое слово — короткая пауза.
- отделить друг от друга тематические блоки,
- подобрать более точное слово или интересный оборот,
- дают всем возможность перевести дух.
Если вы говорите медленно
Найдите любимое стихотворение или любой знакомый текст и попробуйте читать его с разной скоростью: максимально быстро, постепенно ускоряя и замедляя темп. Меняйте темп каждые 2–4 строки или сохраняйте один и тот же на протяжении всего чтения.
Здорово, если вы будете задавать себе темп с помощью метронома. Можно установить специальное приложение или найти онлайн-метроном — например, этот позволяет задать нужный темп в один клик. Начните читать текст со скоростью 60 ударов в минуту, а потом увеличивайте или уменьшайте темп, чтобы найти комфортный для вашей речи.
Упражнение научит управлять скоростью речи и изменять её в зависимости от целей выступления.
Чётко проговариваем слова
Трудно слушать спикеров, у которых во рту каша и приходится вслушиваться, чтобы разобрать слова. От такого напряжения слушатели быстро утомляются и уже не могут полноценно воспринимать даже полезное выступление.
Поэтому стоит прорабатывать артикуляцию и включать в утреннюю разминку упражнение для ораторов.
Как прорабатывать артикуляцию
Возьмите ручку или карандаш, заведите её или его за клыки и придавите зубами. Чётко произносите любые слоги с буквой «р»: при, пра, пре, прю, гря, гри, гра, дрю, дря, дри и т.д. При этом можно заниматься утренними делами: расчёсываться, заплетать ребёнку волосы или готовить завтрак.
Пример такого упражнения
Откройте любую книгу, выберите абзац примерно на четверть страницы и читайте вслух, чётко проговаривая только согласные. Потом прочитайте тот же отрывок, но теперь произносите только гласные.
Расширяем словарный запас
Когда у спикера богатый лексикон, его речь становится ярче, насыщеннее, интереснее. Такой эксперт может подобрать слова, которые чётче доносят смысл, передают оттенки эмоций, точнее расставляют акценты.
С большим словарным запасом проще подстраиваться под аудиторию. Например, экспертная аудитория лучше воспринимает профессиональные слова и термины, а новички или далёкие от темы люди — более простой язык.
Словарный запас бывает активным и пассивным.
Активный — это слова, которыми мы пользуемся каждый день.
Пассивный — это слова и выражения, которые мы встречаем в литературе, на выступлениях экспертов, слышим от коллег, добавляем в наши выступления и материалы. Такие слова хранятся в памяти, но почти не используются.
Наша задача — увеличивать пассивный запас и превращать его в активный.
Одно из лучших упражнений — это чтение художественной литературы, но не обычное, а осознанное. Для этого стоит завести специальный блокнот или файл. И всякий раз, когда вы читаете книгу, выписывайте туда новые слова, интересные выражения, необычные обороты. Можно фиксировать цитаты, факты, истории. Эти находки следует использовать в постах, в статьях, в общении, чтобы слова закреплялись в активном словаре.
Как расширять словарный запас
Подберите максимум синонимов к любому слову. Это может быть предмет, который вы видите перед собой: компьютер, окно, ручка. Или его характеристика: новый, зелёный, дорогой. А можно поработать над словами, которые вы часто используете в рабочих чатах или на выступлениях.
Придумайте рассказ из слов, в которых нет буквы «к», «с» или любой другой буквы. Забавно, но в голову будут приходить слова именно с запретной буквой. Придётся попотеть
курс
Голос и речь:
как говорить убедительно
Узнать больше
- Заговорите свободно
- Обретёте уверенность в себе, чтобы зазвучать с естественной для вас красотой
- Научитесь говорить ёмко и доходчиво
- Наладите взаимодействие со слушателями
Следим за чистотой речи
Чистая речь — это прежде всего речь без слов-паразитов. Сами по себе это обычные слова, но когда мы используем их не к месту и слишком часто, они портят речь. Главным образом это слова «в общем», «как бы», «на самом деле», «это самое», «вот», «кстати», «как сказать». И конечно, разнообразные «ну», «эээ», «гм» и тому подобные.
Ими мы заполняем паузы, пока подыскиваем нужные слова, или склеиваем разрозненные мысли. Для говорящего слова-паразиты — это костыли. А вот для слушателя — мусор, который отвлекает от сути. К тому же эксперт с мусорной речью воспринимается как непрофессионал или неуверенный в себе человек.
Проблема ещё и в том, что часто мы даже не осознаём, что произносим такие слова. Переслушайте свои последние аудиосообщения или запишите видео на любую тему. Например, поделитесь впечатлениями о фильме или расскажите, как прошёл ваш день. Теперь послушайте свой рассказ и выпишите слова, которые вы употребляете чаще других. Скорее всего, вы удивитесь результатам.
Слова-паразиты используют почти все, но очистить свою речь стоит в любом случае.
Как избавляться от слов-паразитов
Попробуйте делать паузу, когда хочется произнести «эээ» или «ну». Просто не открывайте рот, пока подбираете слово. Всего за 2–3 секунды передышки мозг подскажет следующие слова, и экать уже не придётся.
Или наоборот: произнесите слово-паразит максимальное количество раз, чтобы сама мысль об этом слове вызывала отторжение.
Говорим проще
Рассказать простым языком о сложных вещах — ценное умение. Забудьте о тяжеловесных конструкциях и длинных предложениях, когда к концу фразы слушатель забывает, что было в начале.
И конечно, избегайте канцелярита: «данный», «является», «определённый», «иметь место», «был поднят вопрос», «заострить внимание», «мною была выполнена задача» и не только. Канцелярит утяжеляет речь, усложняет восприятие, убивает эмоции и динамику — такими словами невозможно вдохновить или убедить.
Чаще всего встречаются такие канцеляризмы:
- длинная цепочка существительных из 3 и более слов — например, «во избежание принятия решения сотрудником отдела маркетинга предприятия…»;
- отглагольные существительные — «хождение», «взятие», «выявление» и другие;
- причастные и деепричастные обороты;
- страдательный залог — к примеру, «мною было принято решение»;
- отымённые предлоги — такие, как «по поводу», «вследствие».
Как бороться с канцеляризмами
Мы в Videoset-insta помогаем спикерам доработать выступления, опираясь на несколько правил.
Сокращать длинные цепочки существительных
Длинные цепочки существительных превращают предложение в ребус и нужно перечитать его пару раз, чтобы докопаться до сути. Поэтому лучший способ борьбы — упростить, перестроить предложение, разбавить существительные глаголами.
Добавить динамики
Отглагольные существительные убивают динамику в рассказе. Все эти «обсуждение», «повышение», «осуществление», «выполнение», «улучшение» показывают процесс, а не результат. Они не рисуют картинку в голове слушателя, а потому не вызывают никаких эмоций.
Использовать глаголы везде, где можно
Не лучше обстоит дело с причастными и деепричастными оборотами — сложно и громоздко.
Самая сильная часть речи — глагол. Именно он показывает динамику, убеждает и вовлекает. Поэтому отглагольные существительные, причастные и деепричастные обороты заменяем глаголами.
Не прятать героя повествования и его поступки, а выдвигать вперёд
От страдательного залога веет безысходностью. Такое ощущение, что мы заранее снимаем с себя ответственность. Если такой подход не про вас — меняйте на действительный залог.
Облегчить громоздкие словесные конструкции
И да, куда же без отымённых предлогов, таких как «вследствие», «ввиду», «в отношении», «в продолжение». Фраза сразу становится тяжёлой и неповоротливой. Лучше заменить на более простую конструкцию.
Резюмируем
Тренируйте каждый день голос, дикцию, речь. Занятия даже по 10 минут принесут заметный результат, если делать это регулярно.
Следите за скоростью речи. 90–100 слов в минуту — идеальная скорость. Слишком быстрая речь — утомляет, слишком медленная — раздражает.
Разрабатывайте артикуляционный аппарат каждое утро, чтобы было легко произносить даже заковыристые слова и фразы.
Расширяйте словарный запас, чтобы ваши выступления каждый раз были интересными и звучали по-новому. Богатый лексикон поможет точнее передавать смысл, оттенки и проще подстраиваться под аудиторию.
Читайте осознанно: выписывайте новые слова, выражения, обороты, истории в специальный блокнот и сразу же применяйте в общении, постах, статьях. Так вы расширите свой словарный запас.
Избегайте слов-паразитов: делайте паузу вместо «ну», «эээ» или другого мусора. Переслушивайте свои аудио- или видеозаписи и выписывайте вредные слова.
Говорите проще: заменяйте отглагольные существительные, причастные и деепричастные обороты — на глаголы, а витиеватые конструкции — на более простые.
Читать также
16 способов удерживать внимание зрителей: как снимать обучающие или экспертные видео
Как сделать экспертные материалы лёгкими для восприятия — избавляемся от канцелярита и скуки
Как побороть страх публичных выступлений
Как эксперту подготовить и провести учебный вебинар
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Учимся снимать интервью: секреты, ошибки, рекомендации. — KinoSklad.ru
Интервью относится к базовым методам получения информации в журналистике и других смежных профессиональных сферах. Газетное и журнальное интервью всегда были фундаментом популярных печатных изданий. Телевизионное интервью, благодаря своему живому формату, практически переросло в отдельный художественный жанр, а лучшие ведущие-интервьюеры известны миллионам зрителей по всей планете. При этом интервью, являясь полноценным телевизионным продуктом, в отличие от кино или новостных репортажей не требует в подготовке и производстве наличия сложной технической базы и серьезных финансовых вложений. Именно поэтому быстрое развитие социальных сетей и отдельных интернет ресурсов для публичного видеоконтента привело к тому, что интервью, как жанр творческой и коммерческой деятельности, стал невероятно популярным у специалистов и востребованным зрительской аудиторией. Технический прогресс обеспечил все необходимые условия для качественного создания видеоматериалов, и сейчас практически любой человек, желающий создать собственный видеоконтент, может на высоком профессиональном уровне подготовить и выложить в сеть интересное и увлекательное интервью. Главное, решить, где и для каких целей вы хотите продвигать свое информационное видео.
YouTube и все, все, все
Сейчас основной площадкой для конкурентного телевизионным каналам видеоконтента стал, конечно же, YouTube. Несмотря на определенные редакторские ограничения, которые естественным образом не могли обойти и эту платформу, YouTube предоставляет своим пользователям уникальную возможность прямого обращения к зрителю. И что самое важное – у авторов нет стилистических или технических ограничений при съемке своего контента. Как говорится, каждый делает то, что хочет, и как хочет. Интервью с любыми спикерами практически на любую тематику просто заполонили сетевое пространство, и если раньше ярким гостем можно было кого-то удивить, то сейчас сам собеседник уже может и не вызвать интереса. Чтобы зритель остался на вашем канале, необходимо приложить немало усилий для того, чтобы интервью не только слушалось, но и смотрелось. При всей видимой простоте экранного или эфирного диалога, интервью как жанр сам по себе устанавливает свои профессиональные границы. Не соблюдение эти границ, пренебрежение условиями качественной записи интервью может свести всю предварительную работу к напрасной трате времени и средств, а гости, которые могли бы стать участниками вашего проекта в дальнейшем, просмотрев провальные выпуски, предпочтут общаться с куда более подготовленной командой. Нельзя забывать, что YouTube и другие социальные платформы и мессенджеры, это только технические площадки для реализации личных амбиций. Свою оценку вашей работе даст только зритель, и если вы отнесетесь к нему без должного уважения, то бестолково снятое вами интервью получит то, чего заслуживает – ничего.
Ошибки, которые нельзя исправить
Качественное профессиональное интервью вы всегда отличите от дилетантской работы. Вам может только показаться, что все сделано легко. На самом деле, в каждом набравшем значительное число просмотров интервью продуманы все детали – от начала и до конца. И если процессу подготовки интервью вы не уделили должного внимания, то во время съемки или в период постпродакшн, на монтаже, вас обязательно подкараулят неприятные сюрпризы. Что-то вы сможете исправить, но есть ошибки, которые могут поставить на всей вашей работе жирную кляксу. Чтобы этого не случилось, необходимо знать основы и нюансы проведения интервью.
Знайте, с кем вы говорите!
Казалось бы, самое простое правило, которое следует соблюдать при подготовке интервью – знание собеседника или тематического материала, о котором пойдет речь. Но, увы, чаще всего именно это и игнорируется, поскольку неопытный интервьюер может самонадеянно посчитать, что всё выстроится само собой, в процессе разговора. Иногда ведущий начинает полагаться только на собственную «харизму», забывая о важности приглашенного собеседника. В итоге в таких интервью зритель получает скучного спикера, однотипные и общепринятые вопросы, повторения, заминки, недосказанность, отсутствие интригующей моментов и всяческих эмоций. Правило тут одно – чем больше вы знаете о герое программы, тем шире может получиться ваш диалог, тем больше у вас возможностей сменить неинтересную тему и вести разговор по выбранной вами сюжетной линии. И не забывайте – приглашенный гость должен иметь время познакомиться с вами и вашей творческой и технической командой. Незнакомое место, незнакомые люди – вы сами захотите что-то рассказывать в такой обстановке?
Локация или место встречи изменить можно!
Сколько интервью не сработали из-за того, что зритель даже не стал слушать экранных персонажей и отключил свое внимание от неинтересной картинки. Современный потребитель информации давно уже воспитан на примерах лучших телевизионных творцов, и сформировавшиеся эстетические требования определяют отношения зрителя к увиденному. Если вы собрались продвинуть на рынок ценнейший, нужный товар, а запись интервью с производителем или заказчиком вы делайте на скорую руку в неубранном, тусклом офисе или в грязной мастерской, то не удивляйтесь тому, что ваш общий бизнес не дал после этого нужного результата. Выбор локации для любого интервью – это наиважнейший фактор, влияющий на зрительское восприятие записанного разговора. Если вы работаете с колес, по месту, то внимательно осмотрите все помещения или натурную фактуру, которую вам предстоит использовать в качестве антуража. В слаженных командах этот процесс занимает чуть ли не основное место в подготовке съемки. Здесь важно мнение каждого, поэтому выбирая локацию для интервью, советуйтесь и обсуждайте то, что видите или то, что хотите увидеть в кадре. Проще работать, когда у вас уже есть определенное место для съемок – павильон, студия, подготовленная квартира или даже гараж. Меняйте интерьер так, как вам хочется, но каждая деталь антуража должна быть продумана и должна иметь свою цель. И еще. Если место встречи можно изменить, то его надо изменить! При подготовке съемочной площадки обращайте внимание на инженерные коммуникации, потому что вам потребуется надежная электропроводка и розетки. Оценивайте помещение и с точки зрения посторонних шумов: сигналящие неподалеку автомобили испортят самую великолепную картинку! Правильный выбор локации практически всегда дает авторской команде и приглашенному гостю нужное настроение, а это уже важный шаг к запоминающемуся интервью!
Аппаратура
Как ни странно, вопрос аппаратуры, который еще несколько десятков лет назад критически разделял профессиональный и любительский уровень съемок, в настоящий момент перестал быть таким же важным и определяющим. Сегодня можно снять достойное интервью на iPhone или смартфон – качество обычной бытовой техники неимоверно возросло, что, собственно, и открывает двери в мир профессионального видеопроизводства для миллионов авторов. Подобрать для качественной студийной съемки бюджетные варианты цифровых камер сейчас вообще не проблема. Достаточно проконсультироваться с продавцом или специалистом в области профессиональной фото и видеосъемки. То же самое касается и микрофонов. В наше время легко можно выбрать нужный динамический направленный микрофон или петличку, всё будет зависеть от формата интервью – работаете вы на улице или в студии. Лучше всего привлекать для работы со звуком опытного спеца, который сможет гарантировать качество записи. То же самое можно рекомендовать и для работы со светом. В этой области большое значение имеет опыт: правильно выставить свет может, действительно, только мастер по свету. Такой профессионал поможет найти необходимую световую аппаратуру и подготовит любое помещение к съемке интервью.
Отдельно остановимся на штативах, поскольку часто этим важным аксессуарам творческой работы не уделяется нужное внимание. В мире, когда большинство людей может снимать с руки на телефон, штатив воспринимается как нечто устаревшее и обременительное. Однако только профессионалы знают, что на практике без качественных штативов вы вряд ли сможете снять то, что желаете. Позаботьтесь об их наличии, особенно если вы намереваетесь снимать интервью с нескольких камер. Штатив не только разгрузит вашу команду в процессе съемок (он поможет снять интервью даже если вы сам себе режиссер, оператор и ведущий!), но и даст нужные творческие возможности для выстраивания композиции кадра. Без штативов вы просто замучаетесь!
Важно! Отправляясь на выездное интервью, по возможности дублируйте всю требуемую для съемок аппаратуру. Выбирайте компактную технику, чтобы можно было брать в дорогу как можно больше нужной аппаратуры. Искать на месте сломанный объектив или видеокамеру у вас не получится. Поэтому готовиться к важным съемкам надо так, как к погружению в океан или как к полету в космос. Вы должны предусмотреть всё, даже то, чего не бывает! И тогда у вас всё получится!
Изначально шансы дорасти до успешного и известного режиссера кино малы. Чтобы стать таковым, нужно неустанно трудиться, проявлять свои творческие способности и постоянно развиваться, не обращать внимания на промахи, заручиться удачей.
5 добрых советов, которые помогут вам не выглядеть глупо перед камерой
И получить от съемки только положительные эмоции.
Я — тележурналист. Едва ли не каждый день я знакомлюсь с десятком новых людей. Записи программ и интервью дают мне неплохую возможность понаблюдать за ними, в том числе и за тем, как они держатся перед камерой.
Помню, когда я только пришел на телевидение, мне было очень тяжело вести себя естественно перед черным объективом, поэтому я хочу поделиться с вами профессиональными секретами и наблюдениями, которые (я надеюсь) помогут вам стать настоящим любимцем камеры.
Если бы мне дали 9 часов на то, чтобы срубить дерево, 7 часов я бы потратил на то, чтобы наточить топор.
А. Линкольн.
Готовьтесь к интервью заранее! Вам необходимо не только полностью разбираться в теме, но и найти такие слова, которые смогли бы убедить даже самых конченых скептиков в правильности вашей точки зрения/преимуществах вашего продукта. Говорите искренне и верьте в то, о чем вы говорите.
Набросайте тезисы, ключевые слова, в конце концов — запишите свои мысли. Заучивать текст не нужно — это скажется на качестве и будет сразу заметно и по мимике, и по отсутствию жестов, и по интонации.
Если речь идет о постановочной съемке или о записи синхрона (фрагмент интервью хронометражем 15–20 секунд, который разбивает закадровый текст корреспондента) — делайте минимум 3–4 дубля для того чтобы у корреспондента был выбор при монтаже. Да и у вас к 4-му разу наверняка откроется второе дыхание и вы окончательно соберетесь с мыслями и выложитесь по максимуму.
Кстати, подготовка касается и вашего внешнего вида. Когда человека застают врасплох — не выглядеть глупо могут «не только лишь все, мало у кого это выходит».
У страха глаза велики.
(Русская пословица)
Признайтесь себе (и корреспонденту), что боитесь. Страх — это абсолютно нормально, особенно если вы делаете что-то впервые. Я не раз замечал, что, признав страх, люди начинали концентрироваться на его преодолении, и в итоге запись интервью проходила на ура!
Накануне интервью думайте о заранее заготовленной информации, о последовательности элементов повествования, а непосредственно перед — просто расслабьтесь и получайте удовольствие. В конце концов — это же не смертельно, верно?
Желающий добиться успеха должен задавать правильные предварительные вопросы.
(Аристотель)
Не стесняйтесь задавать вопросы! Я обожаю, когда мой собеседник также заинтересован в качестве материала, и если я вижу искренний интерес, то я готов работать с удвоенной энергией и генерировать новые идеи! Особенно, если это касается коммерческих съемок.
От ошибок никто не застрахован, и зачастую вопросы помогают нам вовремя их заметить и устранить, а это значит, что в эфир выйдет очень годный и сочный медиа-продукт. Однако главное, чтобы вопросы не перерастали в споры.
Если спор превращается в скандал, то процесс рождения истины завершается выкидышем.
(Стас Янковский)
Не перечьте съемочной группе, если, конечно, вы не матерый журналист. Вы — эксперт в своей области, съемочная группа — в своей. Если оператор сказал встать именно здесь — значит нужно встать именно здесь. Если корреспондент просит вас перезаписать синхрон — значит нужно переписать синхрон.
Поверьте, нам виднее как и что вам нужно делать, потому что в успехе съемки мы заинтересованы не меньше (а иной раз — и гораздо больше!), чем вы. И поступаем мы так не из-за нереализованных командирских замашек или синдрома вахтера, а потому что хотим выдать в эфир качественный материал.
Люблю говорить — это помогает думать.
(Томас Стернз Элиот)
Когда я вижу, что мой визави зажат, запинается и бледнеет перед камерой, я предлагаю ему сделать кофе-брейк (если это уместно). А затем — разговариваю с ним на отвлеченные темы. Книги, истории из моей практики, истории из жизни — стараюсь разговаривать с ним обо всем, что может помочь ему отвлечься и (прошу прощения за невольный каламбур) — разговориться. Если вам попался менее галантный корреспондент — проявите инициативу первым! Так вы снимите напряжение, и камера перестанет казаться вам орудием пытки.
Ваша задача — найти контакт со съемочной группой, поймать волну драйва, и выложиться на все 100%! Если позволяет формат — не бойтесь быть раскованным, не бойтесь улыбаться и тогда вы обязательно получите удовольствие от съемки и захотите оказаться на экране еще и еще!
Если меня читают коллеги по цеху, то я прошу их поделиться своими мыслями и дополнить этот список.
А еще, я буду рад пообщаться со всеми здесь, или вконтакте. Думаю, нам всегда будет чем поделиться друг с другом!