Первоочередное жизнеобеспечение населения
Основным объектом первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности.
Первоочередному жизнеобеспечению подлежат все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.
Первоочередное жизнеобеспечение населения при возникновении чрезвычайных ситуаций является одной из основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), позволяющих уменьшить его потери и сохранить ему здоровье. Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации в повседневной жизни несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.
Цель первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях
Главной целью первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.
Организация первоочередного жизнеобеспечения населения
Осуществляется постоянно действующими органами управления, силами и средствами, создаваемыми решениями глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данные органы управления и силы осуществляют свою деятельность в составе региональных и территориальных подсистем РСЧС.
Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения
Осуществляется силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения, и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
Подготовка территорий субъектов Российской Федерации
Подготовка территорий субъектов Российской Федерации к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС осуществляется заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения
Проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени опасностей для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.
Жизнеобеспечение населения представляет собой совокупность взаимно увязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых. Успешное решение задач по жизнеобеспечению населения требует четкой организации работ и наличия необходимых запасов материальных средств. К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся:
— обеспечение населения водой;
— предметами первой необходимости;
Оценка потребностей населения по всем видам обеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг проводится специалистами служб жизнеобеспечения. В эти службы входят представители организаций независимо от их организационно-правовых форм, которые осуществляют свою деятельность на соответствующей территории, а основу их составляют подразделения и организации коммунального хозяйства. Торговли, общественного питания, энергетики, транспорта, медицинских учреждений. Суточные потребности населения в воде, продуктах питания, коммунально-бытовых услугах. Топливе рассчитываются по его общей численности и нормам обеспечения в условиях чрезвычайной ситуации или военного времени. Потребности во временном жилье: землянках, палатках, сборных домиках оцениваются по численности населения, оставшегося без крова при условии дефицита жилья в населенных пунктах, в которых население концентрируется. Для обеспечения временным жильем обычно широко используются общественные здания. Численность медицинского персонала: врачей, среднего медицинского персонала, санитаров определяется по нормам, установленным Министерством здравоохранения России для чрезвычайных ситуаций и условий военного времени. При организации жизнеобеспечения обязательно следует учитывать потребности личного состава аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Прибывающие в зону чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные формирования и войска должны иметь автономное жизнеобеспечение на срок до 3 суток.
Организация первоочередного жизнеобеспечения населения
Первоочередное жизнеобеспечение населения – это своевременное удовлетворение основных потребностей населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и включает в себя медицинское обслуживание, в том числе оказание первой медицинской помощи, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости.
Во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий большое количество людей не только теряет крышу над головой, но и зачастую остается без необходимых медикаментов, одежды, предметов первой необходимости, а также еды и питья, пригодных к употреблению. Главная опасность всех внештатных ситуаций, затрагивающих крупные населенные объекты, состоит в их внезапности и быстром развитии. В большинстве случаев у жителей просто нет времени, чтобы правильно и полноценно подготовиться к эвакуации: приготовить еду и чистую воду, собрать сумку с необходимыми вещами и предметами гигиены.
Организация первоочередного жизнеобеспечения населения, попавшего в зону разрушающих воздействий ЧС, возлагается в первую очередь на органы администрации данного субъекта и государственные органы ГО. Приобщаются также к выполнению данной задачи органы РСЧС. Крайне важно приступить к оснащению пострадавших всем необходимым в кратчайшие сроки после бедствия. Эти меры предпринимаются параллельно со спасательно – восстановительными мероприятиями, а также действиями по ликвидации последствий ЧС.
Они включают в себя снабжение граждан водой, минимальным набором продуктов, предоставление временного крова, медицинских услуг, включая жизненно необходимые препараты, информации и транспорта. Подобные мероприятия проводятся как на местах катастрофы, так и на маршрутах осуществления организованной эвакуации людей и в убежищах.
Все меры по созданию условий для более или менее оптимального существования людей в условиях ликвидации катастрофы заключаются в следующем:
Обеспечение питьевой водой
Обеспечение населения питьевой водой
Средства коммуникации часто подвергаются авариям, поломках и разрушениям. В результате запрещается использовать имеющуюся воду из-за ее загрязнения. Для этого создаются пункты раздачи в наиболее удобных и безопасных местах. Выдача происходит в строго установленное время.
Снабжение продуктами питания
Снабжение населения продуктами питания
Для этого проводится оценка существующих на данный момент потребностей населения. Это нужно, чтобы выяснить необходимое количество продовольствия. Подсчет, распределение и выдача продуктов происходит централизованно, и контролируется соответствующими органами. Следует также учитывать возможности по запуску производства наиболее необходимых продуктов (хлеба, круп, макарон, консервов, молочных продуктов) непосредственно в самих пострадавших населенных пунктах. Проводится оценка имеющихся запасов на государственных резервных складах и торговых объектах. Организуются полевые иили передвижные кухни. Сюда же входит контроль уровня зараженности продовольствия на местных организациях. Если существует необходимость, то осуществляются меры по его обеззараживанию. Большое внимание уделяется снабжению необходимым питанием малолетних граждан.
Предметы первой необходимости
К ним относятся: одежда, постельное белье, обувь, банные принадлежности, чистящие средства, посуда. Начальным этапом является сбор и сортировка этих предметов из поврежденных местных складов, торговых объектов, жилых домов, включая гуманитарную помощь. Если выявляется имеющийся дефицит того или иного ресурса, то он компенсируется путем перераспределения или подготавливаются запросы в не пострадавшие субъекты о необходимой помощи. Все предметы, выдаваемые населению должны обязательно пройти проверку на безопасность, при необходимости подвергнуться частичному или полному обеззараживанию. В случае выявления зараженных предметов, непригодных к использованию, их следует ликвидировать путем сожжения или закапывания в землю. Определяются службы снабжения и места для пунктов выдачи. Они осуществляют свою деятельность согласно правилам и порядку, установленным в данной зоне бедствия.
Обеспечение жильем
План первоочередного жизнеобеспечения населения в обязательном порядке включает в себя и обеспечение жильем тех граждан, которые вследствие катастрофы лишились крова. В данной ситуации проводится оценка разрушений жилого фонда. Определяется количество граждан, чье жилье не подлежит восстановлению из-за повреждений несущих конструкций, а также учитываются дома, подвергшиеся сильному заражению химическими, радиационными или биологическими веществами. При возможности осуществляется доставка быстровозводимых зданий. Создаются временные укрытия – палатки, землянки, передвижные, легко собирающиеся домики. Для размещения используются безопасные места отдыха (санатории, базы, пансионаты, лагеря) и общественные сооружения (кинотеатры, школы, спортивные объекты). Обеспечение постоянным жильем взамен безвозвратно утерянного происходит уже после окончания спасательных и восстановительных мероприятий. Для этого используются бюджетные средства и средства страховых компаний. В некоторых случаях, документальным подтверждением для приобретения нового жилья может стать выданный жилищный сертификат.
Медицинская помощь
Медицинское обеспечение населения
В первую очередь обеспечиваются люди, имеющие серьезные травмы или страдающие хроническими заболеваниями. Затем в полном объеме предоставляется помощь медикам пожилым гражданам и детям. Важное место занимает подготовка достаточного запаса донорской крови, плазмы. В зависимости от количества пострадавших делаются запросы на поставку необходимого оборудования, медикаментов и специалистов. Осуществляется строгий контроль за распределением медпрепаратов. Небольшие дефициты перекрываются за счет местных ресурсов. Во избежание распространения эпидемий выделяются необходимые людские ресурсы и места для погребения жертв бедствия.
Обеспечения населения теплом, освещение местности проводится за счет сохранившихся в рабочем состоянии энергических источников и резервных топливных станций. Население снабжается аккумуляторами, малогабаритными печами и котельными. Используются дизельные электростанции. Проводится оценка разрушений коммунальных объектов. Определяется объем работы и необходимое время для восстановления их деятельности. В пунктах эвакуации организовываются передвижные бани, био – туалеты, простейшие прачечные и душевые. Может создаваться банно – прачечное обслуживание на территориях, не подвергшихся заражению или разрушающему воздействию стихийного бедствия.
Местные власти осуществляют очистку жилой местности от мусора, бытовых отходов, мелких разрушений.
Кроме того организация первоочередного жизнеобеспечения населения подразумевает транспортное и информационное обслуживание. К обеспечению транспортом относятся следующие мероприятия: доставка продуктов, медикаментов, людей к месту эвакуации, транспортировка раненных в другие районы. В чрезвычайной ситуации у населения возникает множества вопросов, и отсутствие ответов на них может породить агрессивные и панические настроения. Во избежание этого проводится своевременное и полное доведение необходимой информации до граждан, находящихся в зоне бедствия. В обязательном порядке доводится до сведения правила поведения во временных укрытиях и убежищах, как, где и когда будет организовываться доставка воды, пищи и продуктов первой необходимости. Сообщаются места расположения пунктов медицинской помощи, при объявлении эвакуации – места сбора и регистрации.
Информация может передаваться с помощью средств оповещения или передвижных громкоговорящих устройств. Следует внимательно относиться к полученным сведениям, не предпринимать самостоятельных действий без предварительного оповещения.
Защита жизнеобеспечение населения в условиях ЧС
Правовой основой защиты населения и территорий от ЧС является Федеральный закон,» О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N9 68-ФЗ. Законом определены принципы, способы и основные мероприятия защиты. Принципы зашиты, представляют собой основные положения, которыми необходимо руководствоваться при организации защиты населения и территорий от ЧС.
Основными принципами защиты населения являются:
1.принцип заблаговременности (преемственности) проведения мероприятий защиты, поскольку своевременная готовность к спасению от бедствия — это половина успеха;
2.принцип дифференцированного подхода в определении мероприятий защиты по регионам. Это позволяет рационально учесть экономические, природные и иные возможности, особенности территорий, определить степень реальной опасности возникновения ЧС в конкретной местности;
3.принцип необходимой достаточности мероприятий защиты. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий должны определяться исходя из максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
4.принцип самостоятельной ликвидации ЧС силами и средствами организаций, органов самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС.
Основными способами защиты от ЧС являются: укрытие людей в защитных сооружениях, эвакуация (рассредоточение) персонала объектов экономики и населения за пределы пострадавшей зоны, а также использование средств индивидуальной защиты.
Основные мероприятия защиты в условиях ЧС можно разделить
П е р в у ю г р у п п у составляют предупредительные мероприятия. Сюда относятся проводимые заблаговременно мероприятия:
о предупреждении ЧС;
планированию защиты объектов экономики (ОЭ) и населения от ЧС;
созданию фондов средств защиты, разведки, профилактики и обеззараживания;
обучению (подготовке) населения мерам защиты от ЧС;
подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.
Вторую группу составляют защитные мероприятия.
К ним относятся:
выявление и оценка обстановки в ЧС;
оповещение персонала объектов и населения о возникновении (или угрозе ее возникновения);
укрытие персонaла и населения в защитных сооружениях;
эвакуация (рассредоточение) персонала и населения;
использование средств индивидуальной защиты;
дозиметрический и химический контроль;
медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;
определение и соблюдение режимов радиационной и химической защиты персоналом объектов экономики и населением.
Организация общественного порядка в зоне ЧС
Третья группа аварийно-спасательные работы
Локализация отдельных очагов повышенной опасности устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций; созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, организации работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.
В 1992 г. по инициативе МЧС России (тогда — Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям) постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Позже она была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (сохранив прежнюю аббревиатуру — РСЧС) и закреплена законом Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.). В России впервые в истории появился постоянно действующий единый управляющий и организующий центр в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий — МЧС России. Появилась единая государственная система, объединившая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
Эта система осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Основные задачи РСЧС: — разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; — осуществление программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
— подготовка населения к действиям в ЧС, в том числе на водных объектах; — организация оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей;
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
— ликвидация чрезвычайных ситуаций;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций, а также выполнение других задач.
Координационными органами являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС ПБ); на федеральном уровне — Правительственная комиссия такого же названия и назначения. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
— на федеральном уровне — МЧС России; — на межрегиональном уровне — региональные центры МЧС России; — на региональном уровне — Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации; — на муниципальном уровне — органы ГОЧС при органах местного самоуправления; — на объектовом уровне — подразделения ГОЧС организаций.
В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС. Их основу составляют аварийно-спасательные службы, аварийно- спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами. Состав и структуру этих сил определяют создающие их органы. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях РСЧС создаются и используются соответствующие резервы финансовых и материальных ресурсов. Для приёма информации о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112».
Органы управления и силы РСЧС функционируют в режимах:
а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения ЧС;
б) повышенной готовности — при угрозе возникновения ЧС;
в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации ЧС.
При введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации в зависимости от различных факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
а) объектовый; б) местный; в) региональный (межмуниципальный); г) федеральный.
Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Основные задачи гражданской обороны:
— обучение населения в области гражданской обороны;
— оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время;
— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
— предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (убежища, противогазы и др.);
— проведение аварийно-спасательных работ;
— первоочередное обеспечение пострадавшего населения;
— обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО и др.
Ведение гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны либо введения Президентом России военного положения на территории страны или в отдельных её местностях, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Руководство гражданской обороной в стране осуществляет Правительство РФ, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований — главы органов исполнительной власти субъектов и руководители органов местного самоуправления, в организациях — их руководители.
Управление гражданской обороной возложено:
— в масштабах страны — на МЧС России, федеральный орган исполнительной власти, имеющий право выполнять специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны;
— в пределах территорий — на региональные центры МЧС России и Главные управления МЧС России по субъектам РФ;
— в федеральных органах исполнительной власти и в организациях — на их структурные подразделения (или назначенных работников).
Силы гражданской обороны включают: спасательные воинские формирования МЧС России, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
На вооружении спасательных воинских формирований имеется специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим этих формирований выдаются удостоверения личности со специальной отметкой и международные отличительные знаки гражданской обороны — голубой равносторонний треугольник на оранжевом фоне.
Перед гражданской обороной России стоят многообразные и ответственные задачи. Основные из них:
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в результате этих действий;
оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению средств коллективной и индивидуальной защиты (убежища, противогазы и др.);
проведение аварийно-спасательных работ; первоочередное обеспечение пострадавшего населения, в том числе оказание первой помощи, и др.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Найдите 2 минуты и прочитайте про:
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей В соответствии со ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление.
Плотность урока физической культуры Одним из показателей эффективности урока является его плотность.
Информация. Свойства информации. Данные Большинство ученых в наши дни отказываются от попыток дать строгое определение информации и считают.
Западничество и славянофильство в русской философии В напряженной полемике конца 30-х — 40-х годов XIX в. о месте России в мировой истории оформилось славянофильство и западничество как.
Смена нательного белья Алгоритм действий 1. Вымыть руки, надеть перчатки. 2. Приподнять верхнюю половину туловища пациента. 3. Осторожно скатать грязную.
Какие мероприятия необходимы для поддержания необходимых условий жизнеобеспечения населения в чс
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
20.08.2020 г. N 2-4-71-18-11
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И РАБОТЫ ПУНКТОВ ВРЕМЕННОГО
РАЗМЕЩЕНИЯ ПОСТРАДАВШЕГО НАСЕЛЕНИЯ
Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения (далее — Методические рекомендации) содержат основные положения по подготовке территории и рекомендации по действиям органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при решении задач по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, а также основные задачи и рекомендуемый порядок функционирования пунктов временного размещения пострадавшего населения, эвакуируемого (отселяемого) при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Методические рекомендации разработаны с учетом требований федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и других федеральных органов исполнительной власти.
Методические рекомендации предназначены для оказания практической помощи территориальным органам МЧС России, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в решении вопросов организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения.
Предложенные Методические рекомендации следует применять с учетом особенностей субъектов Российской Федерации и специфичных для них чрезвычайных ситуаций различного характера.
I часть. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основные понятия, термины и определения
1.1.1. Чрезвычайная ситуация (далее — ЧС) — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Различают ЧС по характеру источника — природные, техногенные, биолого-социальные и военные.
ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.
1.1.2. Зона ЧС — территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
1.1.3. Зона бедствия — часть зоны ЧС, требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
1.1.4. Пострадавшее население — часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, пораженная либо понесшая материальные убытки в результате возникновения ЧС.
1.1.5. Пораженный в ЧС — человек, заболевший, травмированный или раненый в результате поражающего воздействия источника ЧС.
1.1.6. Источник ЧС — опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений.
1.1.7. Жизнеобеспечение населения (далее — ЖОН) в ЧС (далее — ЖОН ЧС) — совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
1.1.8. Вид ЖОН ЧС — деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне ЧС.
1.1.9. К видам ЖОН ЧС относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, транспортное, психологическое и информационное обеспечение.
1.1.10. Приоритетность и состав необходимых видов ЖОН определяются характером ЧС.
1.1.11. Первоочередные потребности населения в ЧС — набор и объемы жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в ЧС.
1.1.12. Первоочередное ЖОН ЧС — это совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья граждан в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных.
1.1.13. Период ЖОН ЧС — время, ограниченное началом и окончанием удовлетворения жизненно важными материальными средствами и услугами пострадавшего населения по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.
1.1.14. Система ЖОН ЧС — структурное звено функциональной подсистемы РСЧС, предназначенное для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях, состоящее из органов управления, служб, сил и средств ЖОН ЧС.
1.1.15. Управление ЖОН ЧС — осуществление исполнительной властью и органами местного самоуправления всех уровней, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, заблаговременной подготовки системы и подсистем ЖОН ЧС к функционированию в ЧС, а также оперативное управление процессом ЖОН ЧС непосредственно после появления угрозы или факта возникновения источника ЧС.
1.1.16. Подготовка системы ЖОН ЧС — планирование и проведение постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям комплекса мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования системы ЖОН ЧС.
1.1.17. Оперативное управление процессом ЖОН ЧС — решение органами управления системы ЖОН ЧС практических задач по ЖОН, возникающих в период ликвидации чрезвычайной ситуации.
1.1.18. Подсистема ЖОН ЧС — часть системы ЖОН ЧС, реализующая один из его видов.
1.1.19. Орган управления системы ЖОН ЧС — организационная структура системы ЖОН ЧС, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной подготовки к ЖОН и оперативного управления этим процессом при возникновении ЧС.
1.1.20. Силы ЖОН ЧС — подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов услуг ЖОН ЧС.
1.1.21. Служба обеспечения населения в ЧС — функционально-организационная структура системы ЖОН ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
1.1.22. Средства ЖОН ЧС — коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы материальных ресурсов, используемые для жизнеобеспечения населения в ЧС.
1.1.23. Мобильный комплекс первоочередного ЖОН в зоне ЧС — совокупность автономных технических средств и запасов материальных ресурсов, приспособленных для самостоятельного передвижения или транспортирования в зоны ЧС на различных видах транспорта, предназначенных для снабжения пострадавшего населения первоочередными жизненно важными материальными средствами и (или) коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, а также медицинским обеспечением.
1.1.24. Резерв материальных ресурсов для ЖОН ЧС — запасы материальных средств, заблаговременно накапливаемые для ЖОН ЧС.
1.1.25. Устойчивость системы ЖОН ЧС — способность системы ЖОН ЧС стабильно удовлетворять в требуемых объемах и номенклатуре первоочередные потребности населения ЧС.
1.1.26. Показатель устойчивости системы ЖОН ЧС — отношение возможностей системы ЖОН ЧС по выполнению стоящих перед ней задач после воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации к ее возможностям до возникновения ЧС.
1.1.27. Готовность системы ЖОН ЧС — состояние готовности системы ЖОН ЧС к действиям в условиях прогнозируемых ЧС.
1.1.28. Показатель готовности системы ЖОН ЧС — отношение возможностей системы ЖОН ЧС к первоочередным потребностям населения при возникновении поражающих факторов и воздействии вероятных для данного региона источников чрезвычайной ситуации.
1.1.29. Требования к первоочередному ЖОН ЧС — совокупность основных условий практической направленности, из которых следует исходить при выборе, планировании и проведении мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
1.2. Основные принципы организации первоочередного
1.2.1. Принципы ЖОН ЧС — основные исходные положения, которыми необходимо руководствоваться при выборе, планировании и реализации мероприятий по первоочередному ЖОН в ЧС.
1.2.2. При создании и поддержании условий ЖОН ЧС населения рекомендуется соблюдать следующие его основные принципы:
— приоритетность функции государства в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по ЖОН ЧС;
— рациональное распределение функций по ЖОН ЧС между центральными, региональными, местными и ведомственными органами управления;
— территориально-производственная (отраслевая) организация ЖОН ЧС;
— персональная ответственность должностных лиц за выполнение законодательных, правовых и нормативных актов по ЖОН ЧС;
— заблаговременность подготовки страны (региона) к ЖОН ЧС;
— обеспечение социальной защищенности и психологической поддержки всех граждан в зоне ЧС;
— обеспечение физиологической и энергетической достаточности норм ЖОН в зонах ЧС;
— первоочередное ориентирование системы ЖОН ЧС на местные ресурсы и возможности с последующим (при необходимости) использованием региональных и государственных ресурсов в зависимости от типа и масштаба ЧС;
— открытость процесса ЖОН ЧС за счет использования ресурсов от непострадавших регионов страны и зарубежной помощи;
— способность к быстрому восстановлению системы ЖОН ЧС после воздействия на нее дестабилизирующих факторов природных и техногенных ЧС.
1.2.3. Основным объектом первоочередного ЖОН ЧС является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности.
1.2.4. Первоочередному ЖОН подлежат все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла ЧС.
1.2.5. Вопросы первоочередного ЖОН, равно как и его защиты в ЧС, имеют приоритет перед любыми другими сферами деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.
1.2.6. Главной целью первоочередного ЖОН ЧС является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.
1.2.7. Организацию первоочередного ЖОН рекомендуется осуществлять постоянно действующими органами управления, силами и средствами, создаваемыми решениями глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данные органы управления и силы осуществляют свою деятельность в составе региональных и территориальных подсистем РСЧС.
1.2.8. Первоочередное ЖОН ЧС рекомендуется осуществлять силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения, и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
1.2.9. Подготовку территорий субъектов Российской Федерации к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС рекомендуется осуществлять заблаговременно.
1.2.10. Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного ЖОН рекомендуется проводить с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени опасностей для населения возможных ЧС, характерных для каждой территории.
1.2.11. Объемы и содержание мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного ЖОН рекомендуется определять исходя из необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
1.2.12. Снабжение пострадавшего населения продуктами питания и водой в зонах ЧС, в районах эвакуации и сил, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС, рекомендуется осуществлять, исходя из принципа физиологической (для неработающих) и энергетической достаточности.
1.3. Общие рекомендуемые требования к организации
первоочередного жизнеобеспечения населения
1.3.1. Разработку планов мероприятий по первоочередному ЖОН ЧС рекомендуется проводить в режиме повседневной деятельности органов управления региональных и территориальных подсистем РСЧС на основе прогнозов о возможной обстановке на территории при возникновении стихийных бедствий, аварий и катастроф.
1.3.2. Органам управления региональных и территориальных подсистем РСЧС, уполномоченным на решение задач жизнеобеспечения населения, рекомендуется знать возможную обстановку, которая может сложиться на территории вследствие стихийных бедствий или техногенных аварий, пути и методы решения проблемы первоочередного ЖОН ЧС.
1.3.3. Личный состав сил (отрядов, групп, команд, формирований и т.д.), привлекаемый для организации первоочередного ЖОН в зонах бедствия и районах эвакуации, рекомендуется оснастить соответствующими техническими средствами, материальными ресурсами и подготовлен к действиям в случае возникновения ЧС.
1.3.4. Первоочередное ЖОН рекомендуется организовать с учетом принципов своевременности и комплексности, то есть в полном объеме по всем необходимым в конкретной обстановке видам жизнеобеспечения.
1.3.5. Все мероприятия по первоочередному ЖОН рекомендуется состыковывать по срокам и месту с другими мероприятиями, проводящимися для спасения, сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.
1.3.6. При выборе мероприятий рекомендуется исходить из минимизации затрат времени, сил, технических, материальных и финансовых средств на их реализацию.
1.3.7. При организации первоочередного ЖОН по всем его видам органам управления региональных и территориальных подсистем РСЧС рекомендуется руководствоваться основными положениями и требованиями законодательных и нормативных документов, перечисленных в приложении N 13.
1.3.8. При функционировании на территории нескольких потенциально опасных объектов или вероятности возникновения на ней стихийных бедствий планы организации первоочередного ЖОН рекомендуется разрабатывать на все возможные случаи возникновения чрезвычайных ситуаций, а оценку возможностей и подготовленность — для крупномасштабных ЧС.
1.3.9. В режиме повседневной деятельности всех подсистем РСЧС рекомендуется обеспечивать постоянную готовность органов управления всех звеньев, сил и средств к выполнению задач по первоочередному ЖОН в случае возникновения на территории ЧС.
1.3.10. При планировании мероприятий по первоочередному ЖОН рекомендуется учитывать специфику их организации при различных источниках возникновения ЧС, влияние фактора времени на потери населения, заблаговременно разрабатывать механизм управления всеми силами и средствами, обеспечивающий их взаимодействие и оперативность при решении этих задач.
1.4. Общие вопросы организации первоочередного
1.4.1. Первоочередное ЖОН при возникновении ЧС является одной из основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), позволяющее уменьшить его потери и сохранить ему здоровье. Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации в повседневной жизни несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.
1.4.2. Подготовку территории к первоочередному ЖОН рекомендуется осуществлять на основании постановления (решения) главы администрации субъекта Российской Федерации или постановления (закона) его законодательного органа. Ответственными за организацию подготовительных работ по этой задаче рекомендуется назначать органы управления, уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Органом управления в ЧС является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧСиОПБ) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Глава органа исполнительной власти является председателем этой комиссии.
КЧСиОПБ каждого субъекта Российской Федерации состоит из подкомиссий, решающих задачи защиты населения и территорий и ликвидации ЧС на основании положения о ней, утверждаемого главой администрации — председателем комиссии.
В связи со сложностью организации первоочередного ЖОН и многогранностью задач, целесообразно в составе КЧСиОПБ субъектов Российской Федерации иметь специальную подкомиссию по решению этих задач, особенно в сейсмоопасных регионах и в субъектах Российской Федерации, на территории которых имеются потенциально опасные объекты, аварии на которых могут привести к крупномасштабным ЧС.
1.4.3. Основными силами и средствами при решении задач по первоочередному ЖОН ЧС являются специально выделенные и подготовленные органы управления, специалисты и средства соответствующих министерств, ведомств, организаций и предприятий (независимо от форм собственности), ответственных за организацию ЖОН и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
1.4.4. Организационной основой решения задач первоочередного ЖОН ЧС являются планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями.
2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Влияние природных стихийных бедствий и техногенных
аварий на население и систему жизнеобеспечения
2.1.1. ЧС природного и техногенного характера подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, размеров материального ущерба, а также границ зон распространения ЧС.
Независимо от типа ЧС природного и техногенного характера последствия их проявления приводят к формированию следующих зон: зона массовых (физических) разрушений (далее — ЗМР), зона радиоактивного загрязнения (далее — ЗРЗ), зона химического заражения (далее — ЗХЗ), зона массовых пожаров (далее — ЗМП), зона катастрофического затопления (далее — ЗКЗ), зона бактериологического заражения (далее — ЗБЗ).
2.1.2. Внезапность возникновения ЧС природного характера, особенно землетрясений, и техногенных аварий и катастроф, отсутствие методов и способов краткосрочного прогнозирования времени их возникновения, масштабность охватываемой ими территории, вероятность массового поражения населения требуют высокой подготовленности всех звеньев РСЧС и, прежде всего, территориальных ее подсистем, к ликвидации их последствий и организации первоочередного ЖОН.
Основные показатели, характеризующие влияние на население наиболее опасных для него стихийных бедствий и техногенных аварий, приведены в таблице 2.1.
2.1.3. При возникновении на территории субъекта Российской Федерации локальных, муниципальных, межмуниципальных, региональных ЧС организация первоочередного ЖОН рекомендуется осуществлять за счет собственных ресурсов.
При ЧС регионального, межрегионального и федерального характера расходы на проведение мероприятий по первоочередному ЖОН, в первую очередь, рекомендуется осуществлять за счет ресурсов субъекта Российской Федерации, а при их недостаточности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может обратиться в Правительство Российской Федерации за оказанием федеральной помощи.
2.1.4. Органам исполнительной власти всех уровней и органам управления, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, при них при выборе и планировании мероприятий по организации первоочередного ЖОН рекомендуется учитывать данные, приведенные в таблице 2.1.
Основные показатели, характеризующие опасные для населения
стихийные бедствия и техногенные аварии
Источник возникновения чрезвычайной ситуации
Крупные аварии на химически опасных объектах
Аварии на радиационно опасных объектах с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу
Возможность надежного прогнозирования начала событий
Возможная площадь зоны ЧС, кв. км
Возможная численность населения в зоне ЧС, чел.
Десятки и сотни тысяч
Десятки и сотни тысяч
Сотни тысяч или даже миллионы
Десятки и сотни тысяч
Возможные потери населения, чел.
Массовые потери населения
От нескольких десятков до нескольких тысяч
От нескольких сотен до десятков тысяч
Социальный ущерб населению
Потери жилья, личного имущества, рабочих мест
Потери жилья, личного имущества, рабочих мест
Потери жилья, личного имущества
Возможное состояние системы жизнеобеспечения
Разрушение и повреждение практически всех подсистем жизнеобеспечения
Сохраняются, кратковременная невозможность использования
В зоне сильного загрязнения не могут использоваться длительное время
Частичное повреждение отдельных подсистем
Продолжительность периода первичного жизнеобеспечения
До 30 суток в зоне ЧС
До 3 суток в местах временного отселения
До 30 — 40 суток в местах эвакуации
По статистическим данным региона
Основные мероприятия и виды жизнеобеспечения населения, снижающие его потери в ЧС
Все виды ЖОН. В первые дни приоритетными должны быть медицинское обеспечение и обеспечение водой
Экстренная эвакуация. Обеспечение медицинское и водой.
В местах сосредоточения отселенного населения все виды ЖОН
Медицинское обеспечение и обеспечение водой.
На всех этапах эвакуации все виды ЖОН
Заблаговременная эвакуация. Обеспечение населения временным жильем.
2.2. Влияние фактора времени на потери населения
в чрезвычайных ситуациях
2.2.1. Эффективность спасательных работ и проведения мероприятий по первоочередному ЖОН при возникновении ЧС, особенно, вызванных землетрясениями, крупными авариями на химически и радиационно опасных объектах, зависит от времени начала их проведения, их продолжительности и выбора наиболее оптимальных решений и мероприятий.
При планировании мероприятий по спасению и первоочередному ЖОН рекомендуется учитывать данные о возможных летальных исходах в зонах чрезвычайных ситуаций в зависимости от времени их реализации (таблица 2.2).
Возможные объемы летальных исходов в зонах ЧС в зависимости
от времени задержки мероприятий
Объемы летальных исходов (%) в зависимости от времени их задержки (час)
Извлечение людей из-под завалов зданий после землетрясений
Оказание медицинской помощи пораженным при землетрясениях.
40% — легкая степень поражения;
20% — средней тяжести;
20% — тяжелой степени;
20% — крайне тяжелой степени
Обеспечение водой для питья
Обеспечение продуктами питания
Оказание медицинской помощи при тяжелых отравлениях аварийно химически опасными веществами
Приведенные в таблице 2.2 цифры соответствуют благоприятным погодным условиям. Высокая температура и низкая влажность воздуха могут сократить время выживания людей при отсутствии воды, а при низкой температуре воздуха резко сокращается время выживания людей, находящихся в завалах, и людей, лишенных крова и тепла. В таблице дано время обеспечения водой пострадавшего населения для питья. При планировании мероприятий необходимо учитывать, что водой должны быть обеспечены спасатели и медицинские формирования, оказывающие медицинскую помощь пораженным при землетрясениях, аварийно химически опасными веществами (далее — АХОВ) и радиоактивными веществами. Решающую роль в спасении жизни людей, как ни при каких других чрезвычайных ситуациях, играет фактор времени при воздействии на них АХОВ. Обеспечить в короткое время медицинскую помощь пораженным АХОВ при крупных авариях на химически опасных объектах даже при условии достаточной оснащенности и профессиональной подготовке личного состава медицинских токсикологических бригад и бригад скорой медицинской помощи не представляется возможным. Поэтому самым радикальным мероприятием, обеспечивающим сохранение жизни и здоровья населения, проживающего вблизи химически опасных объектов является экстренная его эвакуация из опасных зон при крупных авариях на них.
2.2.2. Своевременность предоставления жизнеобеспечивающей продукции и услуг пострадавшему населению в зоне ЧС достигается установлением и отработкой временных нормативов, таких как интервал времени от момента свершения до момента подачи сигналов оповещения населения, времени приведения в готовность и прибытия в зону ЧС соответствующих сил и средств РСЧС.
Нормативы времени организации первоочередного ЖОН в зоне ЧС рекомендуется сопоставлять с нормативами времени начала ведения спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи.
Данные нормативы рекомендуется разрабатывать территориальным органам управления РСЧС с учетом данных, приведенных в таблице 2.2, типов и масштабов ЧС и природно-климатических условий субъектов Российской Федерации.
Отработка местных временных нормативов позволит сохранить жизнь и здоровье населению и существенно уменьшить объемы мероприятий по организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и затраты на их проведение.
Правительством Российской Федерации приняты постановления от 1 марта 1993 г. N 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» и N 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов». В этих документах приведены нормативы по расстояниям, охватываемым этими системами.
Для радиационно опасных объектов радиус действия локальной системы оповещения должен составлять 5 км вокруг объекта (включая поселок объекта), а для химически опасных — 2,5 км. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вплоть до городов, на территории которых действуют потенциально опасные объекты, возложена ответственность за оповещение остального населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного загрязнения или химического заражения, а также определены их права и обязанности по использованию для этого действующих местных радиовещательных и телевизионных станций. Но и в этих документах нет нормативов времени от момента аварии до момента подачи сигналов оповещения. Для установленных указанным выше постановлением радиусов оповещения радиоактивное или химическое облако или шлейф достигнут дальних границ этих зон при скорости ветра 5 — 7 м/с за 12 — 16 минут или за 6 — 8 минут, соответственно. Рекомендуется учитывать, что на таких небольших расстояниях облако или шлейф не размываются воздушными потоками и концентрация опасных веществ в них может быть очень высокой. Контроль за выполнением этих постановлений и установка автоматизированных систем оповещения персонала и населения на потенциально опасных объектах, независимых от человека и исключающих влияние на нее субъективных факторов (ожидание команды «сверху», некомпетентность персонала, обслуживающего систему сигнализации и оповещения, и т.п.) являются необходимыми условиями обеспечения безопасности населения.
3. ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
3.1. Исходные данные для организации первоочередного
3.1.1. Исходными данными для организации первоочередного ЖОН в случае возникновения на территории ЧС являются:
прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате землетрясения, наводнения или иных стихийных бедствий, аварий на радиационно или химически опасных объектах;
прогнозируемая численность населения, которая может пострадать в результате этих стихийных бедствий или аварий (состав пострадавшего населения по возрасту и полу, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских организациях населенных пунктов);
прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения;
потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае возникновения ЧС;
продолжительность периода первоочередного ЖОН при различных источниках возникновения ЧС.
3.1.2. Прогнозы обстановки на территории, ожидаемой численности пострадавшего населения, численности и структуры санитарных потерь, о возможном состоянии жилого фонда, зданий и сооружений различного назначения, сетей водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и т.п.) рекомендуется разрабатывать органами управления, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, по имеющимся у них методическим документам. К разработке прогнозов могут быть привлечены специалисты инженерной инфраструктуры, потенциально опасных объектов и соответствующих отраслевых научно-исследовательских учреждений.
Подготовленные органами управления прогнозные данные рекомендуется передавать руководителям служб жизнеобеспечения для проведения детальных расчетов по потребностям пострадавшего населения в продукции или услугах этих служб.
3.1.3. Оценку потребностей населения по всем видам жизнеобеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг по каждому виду рекомендуется проводить специалистами служб жизнеобеспечения. Они также проводят расчеты по необходимой численности своих специалистов для организации жизнеобеспечения, количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печек или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водоводов, авторефрижераторов и т.п.) и их материально-техническому обеспечению в период эксплуатации, суточных объемов перевозок в период развертывания в зоне ЧС и в последующие дни.
3.1.4. Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рекомендуется рассчитывать по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общую потребность в этих видах жизнеобеспечения — путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первичного ЖОН.
В расчетах рекомендуется принимать следующие продолжительности периода жизнеобеспечения:
в зоне ЧС после землетрясения — до 30 суток;
в местах временного отселения после аварии на химически опасном объекте — до 3 суток;
в приемных эвакуационных пунктах после аварии на радиационно опасном объекте (вне зон опасного радиоактивного заражения) — до 3 — 10 суток (в зависимости от сроков организации эвакуации);
в местах сосредоточения отселенного населения из зон затопления при наводнениях — по среднестатистическим многолетним данным для данной местности.
3.1.5. При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания рекомендуется считать, что в первые 2 — 3 суток после стихийного бедствия, до организации в зоне ЧС приготовления горячей пищи, для его обеспечения представится возможность использовать только сухие пайки, консервированные и другие продукты, не требующие тепловой обработки. Хлеб потребуется доставлять из соседних населенных пунктов любым видом транспорта. Рекомендуется учитывать необходимость поставки в зону ЧС для грудных детей и детей до 3 лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных — специального питания до их срочной эвакуации из зоны ЧС. При определении необходимых пострадавшему населению объемов хлеба, мяса, рыбопродуктов, картофеля, овощей, макаронных и крупяных изделий, жиров, сахара, соли, рекомендуется исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки — консервированными продуктами или сборными пайками. Нормы обеспечения продуктами питания даны в таблицах п. 1.1, п. 1.2 и п. 1.5 приложения N 1.
3.1.6. Суточные потребности в воде в зоне ЧС оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для различных нужд этого населения (таблица п. 1.11 приложения N 1) с учетом потребностей в воде пораженных при оказании им медицинской помощи и при их лечении в зоне ЧС в полевых госпиталях.
3.1.7. Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, особенно в холодное время, при загрязнении радиоактивными веществами и заражении опасными химическими веществами.
Перечень предметов первой необходимости, номенклатура и рекомендуемые размеры одежды и обуви и нормы обеспечения ими приведены в таблицах пп. 1.7 — 1.10 приложения N 1.
3.1.8. Потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, топливе, освещении) рекомендуется определять в соответствии с нормами для условий ЧС (таблица п. 1.12 приложения N 1).
3.1.9. Потребности во временном жилье, в основном в палатках, сборных юртах, сборных домиках, рекомендуется оценивать по численности населения, оставшегося без крова в зоне ЧС, вызванной землетрясением, или отселенного из опасных зон радиоактивного загрязнения или химического заражения в сборные эвакуационные пункты при дефиците жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшее население. Нормы обеспечения временным жильем даны в таблице п. 1.12 приложения N 1.
3.1.10. Потребности в медицинском обеспечении населения рекомендуется оценивать отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) рекомендуется определять с учетом данных о прогнозируемой структуре санитарных потерь и о летальных исходах пораженных в зависимости от времени задержки оказания им медицинской помощи. Потребность в комплектах индивидуальных медицинских гражданской защиты и лекарственных препаратах для их пополнения рекомендуется определять по численности пострадавшего населения и продолжительности проведения профилактики (предупреждения или снижения тяжести последствий) поражений в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения (загрязнения). Потребность в медицинском имуществе, особенно в лекарственных средствах, рекомендуется определять по численности и ожидаемой структуре санитарных потерь и нормам, установленным Минздравом России для ЧС. Особое внимание рекомендуется уделять обеспечению медицинских формирований Всероссийской службы медицины катастроф (далее — ВСМК), оказывающих медицинскую помощь пострадавшим вне медицинской организации, получившим механические травмы при землетрясениях, антибиотиками, противошоковыми средствами, кровью и кровезаменителями, а получившим химические отравления — средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность, обезболивающими, кислородом и водой.
Для остального пострадавшего населения потребность в специалистах и медицинском имуществе для оказания первичной медико-санитарной помощи рекомендуется определять нормами, установленными Минздравом России с учетом психологического состояния населения в условиях ЧС, особенно вызванных землетрясениями и авариями на радиационно опасных объектах.
Рекомендуется обеспечить санитарно-эпидемиологическую службу необходимыми методиками и средствами для контроля качества воды, продуктов питания, средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий ЧС в соответствии с нормами, установленными Роспотребнадзором.
3.1.11. После завершения расчетов по суточным объемам необходимых материальных средств и услуг для каждого вида первоочередного ЖОН органам управления рекомендуется оценивать суммарные потребности пострадавшего населения в различных материальных средствах и услугах за весь период жизнеобеспечения, суточные объемы перевозок, количество и состав формирований, команд для организации первоочередного ЖОН.
Кроме того, рекомендуется учитывать потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава служб жизнеобеспечения, а также личного состава спасательных служб, формирований, аварийных бригад, привлекаемых к аварийно-восстановительным работам, комендантской службы по охране общественного порядка и охране сосредотачиваемых в зоне ЧС материальных ресурсов. Потребности этих категорий участников ликвидации последствий ЧС определяется по их суммарной численности и нормам обеспечения (таблицы п. 1.1, п. 1.4 приложения N 1).
Результаты расчетов рекомендуется учитывать службами по каждому виду жизнеобеспечения для оценки общей потребности в их продукции или услугах.
3.1.12. Все полученные данные по результатам расчетов (пп. 3.1.4 — 3.1.11) сводятся службами по каждому виду жизнеобеспечения в таблицы (таблицы пп. 2.2 — 2.4 приложения N 2). Один экземпляр таблиц представляется органу управления, уполномоченному на решение задач по защите населения и территорий от ЧС, для обобщения, анализа и разработки сводной ведомости потребностей пострадавшего населения и участников ликвидации последствий ЧС в материальных ресурсах, услугах и технических средствах.
3.1.13. Привлекаемые для ликвидации последствий ЧС спасательные воинские формирования МЧС России, воинские части и подразделения Минобороны России должны быть на автономном обеспечении.
3.2. Оценка возможностей территории по первоочередному
3.2.1. Возможности субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения в случае возникновения на его территории ЧС и потребностей личного состава спасательных служб (отрядов, групп, команд, невоенизированных формирований, бригад), участвующих в ликвидации последствий этой ситуации, рекомендуется оценивать:
по запасам материальных средств, продуктов, товаров, имущества различного назначения, имеющихся в населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации;
по суточным объемам производства продуктов питания, пищевого сырья на предприятиях каждого населенного пункта этого субъекта, при этом особое внимание должно быть обращено на наличие продуктов питания, готовых к употреблению без тепловой обработки, для снабжения населения в первые 3 суток после возникновения ЧС;
по численности специалистов каждого вида жизнеобеспечения, которые подготовлены и могут быть привлечены к работе в чрезвычайной ситуации;
по наличию мобильных технических средств жизнеобеспечения населения;
по численности пострадавшего в ЧС населения, которое может быть размещено и обеспечено всем необходимым в населенных пунктах субъекта Российской Федерации при его эвакуации из зоны ЧС;
по наличию и возможностям стационарных медицинских организаций в населенных пунктах субъекта Российской Федерации для приема пораженных из зоны ЧС;
по транспорту для всех видов транспортной работы (доставка в зону ЧС воды, продуктов питания, личного состава бригад, служб и формирований, топлива и ГСМ, палаток, юрт сборных и контейнерных домиков, технических средств жизнеобеспечения, эвакуации пострадавшего населения и т.п.);
по средствам для проведения разведки в зоне ЧС (самолетам, вертолетам, автотранспорту), специалистам и их оснащенности соответствующей аппаратурой и приборами для оценки радиационной и химической обстановки;
по специалистам и средствам контроля за качеством воды, пищи и проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в зоне ЧС или в местах сосредоточения эвакуируемого или отселенного населения.
3.2.2. Оценку возможностей субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения рекомендуется проводить руководителями служб каждого вида ЖОН и их специалистами. Полученные данные сводятся в таблицы (таблица п. 2.5 приложения N 2). Один экземпляр таблиц передается органу управления, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, для обобщения за субъект в целом (таблица п. 2.6 приложения N 2).
3.2.3. При заблаговременной оценке возможностей субъекта Российской Федерации рекомендуется исключать запасы различных материальных средств и их производство, а также сил и технических средств в населенных пунктах, которые могут попасть в зону ЧС. Возможность использования этих ресурсов уточняется данными разведки при возникновении ЧС.
3.3. Оценка подготовленности территории к решению задач
по первоочередному жизнеобеспечению населения
3.3.1. Оценку степени (уровня) подготовленности субъекта Российской Федерации к первоочередному ЖОН рекомендуется осуществлять по показателям подготовленности по каждому необходимому для пострадавшего населения виду продукции, материальных средств и услуг, а также необходимых сил, технических средств, транспорта.
Показатели подготовленности могут быть выражены в относительных (отношение возможностей к потребностям) или в натуральных величинах (разность между возможностями и потребностями). Если относительный показатель подготовленности по какой-либо позиции материальных средств или услуг меньше единицы, то по этой позиции субъект Российской Федерации не подготовлен. Если разность отрицательная, она означает дефицит в этом материальном средстве или услуге, в технических средствах или специалистах, который должен быть ликвидирован в процессе подготовки территории к первоочередному ЖОН в ЧС.
Результаты расчетов по подготовленности субъекта РФ по каждому виду жизнеобеспечения заносятся в таблицы (таблица п. 2.6 приложения N 2).
3.3.2. Основным показателем подготовленности органов управления рекомендуется считать время, в течение которого руководитель (лицо, принимающее решение) сможет организовать работы по спасению, эвакуации населения из зон бедствия, оказанию медицинской помощи и снабжению населения продукцией и услугами жизнеобеспечения.
Промежуток времени, в течение которого руководителю необходимо будет принимать решения на организацию перечисленных мероприятий, включает следующие составляющие:
время на проведение разведки (инженерной, радиационной, химической, тыловой, медицинской) и оценки обстановки в зоне ЧС;
время на уяснение задач и выработку решений на проведение мероприятий по спасению, эвакуации и организации жизнеобеспечения населения в зоне ЧС;
время на выдвижение и развертывание соответствующих сил и средств для организации аварийно-спасательных работ, эвакуации, оказания медицинской помощи и снабжения пострадавшего населения в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в районах временного отселения.
Отсчет этого периода производится от момента получения руководителем информации о возникновении ЧС (таблица 3.1).
Задачей органов управления в этом случае рекомендуется считать снижение числа летальных исходов за счет сокращения времени на организацию перечисленных мероприятий по спасению людей и в организации всех видов их жизнеобеспечения.
3.3.3. Оценкой подготовленности к проведению первоочередных аварийно-восстановительных работ на предприятиях и объектах системы жизнеобеспечения в зонах бедствия рекомендуется считать наличие необходимых сил и запасов материально-технических ресурсов. Перечень первоочередных аварийно-восстановительных работ на предприятиях и объектах системы жизнеобеспечения населения в зонах ЧС, их объемы, необходимые силы и средства рекомендуется определять на основании прогноза о масштабах и границах зон чрезвычайных ситуаций (землетрясений, наводнений и других ЧС, при возникновении которых могут быть разрушены здания, сооружения и инженерные сети).
На основании этой информации рекомендуется определять ущерб предприятиям и объектам систем жизнеобеспечения (полное или частичное разрушение зданий, сооружений и оборудования, систем и объектов инженерной инфраструктуры: линий электропередачи и связи, водопроводов, канализации, теплосетей, газопроводов и т.д.). Определение объема разрушений, сил и средств для проведения первоочередных ремонтно-восстановительных работ рекомендуется осуществлять на основании имеющихся методик, нормативов (СНиП) по укрупненным показателям стоимости ремонтно-восстановительных работ.