Когда вводится режим повышенной готовности рсчс
Перейти к содержимому

Когда вводится режим повышенной готовности рсчс

  • автор:

Режим повышенной готовности РСЧС

Режим повышенной готовности РСЧС – это режим функционирования РСЧС, её отдельных подсистем или звеньев, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности определяются:

Медработник в повышенной готовности

Работник медучреждения при вводе режима «Повышенная готовность»

  • обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности;
  • границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация;
  • силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации;
  • перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации;
  • должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации.

Образец постановления или распоряжения

В соответствии с пп б п. 28 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС в режиме повышенной готовности, являются:

  • усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
  • введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
  • непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
  • уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
  • приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
  • восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

Кроме этого в соответствии с п. 10 ст. 4.1. Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Многие задаются вопросом: «Сколько может длиться режим повышенной готовности и когда его отменяют?».

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности, руководители федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

То есть режим может действовать неограниченное время, пока не будут устранены обстоятельств, послуживших основанием для его введения.

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «а» статьи 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», для органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы устанавливается режим повышенной готовности

Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Дополнительно читайте материал:

Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. –М.: 1999; постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том III (П–С); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. –М.: Московская типография № 2, 2007.

Когда вводится режим повышенной готовности рсчс

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо МЧС России от 5 сентября 2022 г. № М-9-784 «О подготовке распорядительных документов по режимам функционирования Ф и ТП РСЧС»

Главным управлением "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России сформирован перечень системных недостатков при оформлении распорядительных документов органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации о введении режима функционирования "чрезвычайная ситуация" для органов управления и сил РСЧС (приложение 1).

В целях качественной подготовки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления распорядительных документов о введении режимов функционирования "повышенная готовность" и "чрезвычайная ситуация" для органов управления и сил РСЧС направляем образцы распорядительных документов и порядок их оформления (приложения 2, 3).

В рамках оказания методической помощи прошу на регулярной основе проводить разъяснительную работу с должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, по порядку подготовки распорядительных документов.

1. на 2 л. в 1 экз.;

2. на 4 л. в 1 экз.;

3. на 6 л. в 1 экз.

Начальник Главного управления
"Национальный центр управления
в кризисных ситуациях" МЧС
генерал-лейтенант
А.Н. Лекомцев

Перечень системных недостатков
при оформлении распорядительных документов органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации о введении режима функционирования "чрезвычайная ситуация" для органов управления и сил РСЧС

1. Отсутствие в распорядительном документе положения об отнесении сложившейся обстановки (произошедшего события) к чрезвычайной ситуации в соответствии с приказом МЧС России от 05.07.2021 г. N 429 "Об установлении критериям информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" (зарегистрирован Минюстом России 16.09.2021 N 65025) (далее — приказ N 429).

постановлением администрации города Евпатория Республики Крым от 31.08.2022 N 1881-п сложившаяся обстановка, связанная с аварией на водоводе и нарушением жизнедеятельности населения пгт. Мирный и Новоозерное городского округа Евпатория не отнесена к чрезвычайной ситуации.

Данный недостаток характерен для 90% издаваемых распорядительных документов. Отражение данного вопроса является основополагающим, так как все принимаемые решения исходят от факта произошедшей чрезвычайной ситуации.

2. Введение режима функционирования "чрезвычайная ситуация" при сложившейся обстановке (произошедшем событии), не соответствующей критериям информации о чрезвычайных ситуациях.

постановление администрации Ковдорского МО Мурманской области от 12.07.2022 N 610 "О введении режима чрезвычайной ситуации муниципального уровня на территории муниципального образования Ковдорский муниципальный округ", изданное в результате пожара в многоквартирном жилом доме в г. Ковдор.

В соответствии с приказом N 429 пожар не является источником чрезвычайной ситуации. Федеральным законодательством пожары регулируются обособленно от чрезвычайных ситуаций (Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

3. Применение некорректных формулировок, противоречащих законодательству.

постановлением администрации Кабанского МР Республики Бурятия от 27.07.2022 N 1001 режим чрезвычайной ситуации введен "на территории МО "Кабанский" в результате почвенной засухи, вместе с тем органы управления и силы РСЧС в режим функционирования "чрезвычайная ситуация" муниципального звена РСЧС не приводились;

распоряжением Петровского муниципального района Саратовской области от 04.08.2022 N 340-Р вследствие аварийного отключения шкафного регуляторного пункта в г. Петровск введен "на территории муниципального образования город Петровск Петровского муниципального района Саратовской области режим чрезвычайной ситуации техногенного характера".

Режим чрезвычайной ситуации устанавливается для органов управления и сил РСЧС и не зависит от вида чрезвычайной ситуации.

4. Введение режима функционирования для всего звена (подсистемы) РСЧС независимо от источника чрезвычайной ситуации и ее последствий.

постановлением администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края от 30.07.2022 N 509 в связи с выявлением очага африканской чумы свиней на территории свинотоварной фермы сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза имени 1-го мая в режим введен для всего районного звена РСЧС.

Фактически применяются силы и средства, выполняющие противоэпизоотические мероприятия, приведение в режим чрезвычайной ситуации всего звена РСЧС является нецелесообразным, что говорит о формальном подходе к применению сил и средств для ликвидации чрезвычайной ситуации.

5. Отсутствие положения об определении руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, а также закрепление выполняемых мероприятий за ответственными должностными лицами.

постановлением Администрации муниципального района "Александрово-Заводский" Забайкальского края от 27.07.2022 N 317 не назначен руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением территорий и с. Александровский завод.

Кроме того, практически во всех руководящих документах определяются мероприятия, направленные на ликвидацию чрезвычайной ситуации, при этом не назначаются ответственные должностные лица за их организацию и выполнение. Таким образом, вся ответственность возлагается на должностное лицо, принявшее соответствующие решения.

Образец
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ / РАСПОРЯЖЕНИЕ
**.**.**** N ****
О введении режима функционирования "ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ" для органов управления и сил (районного звена, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций)

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом субъекта РФ (дата, номер) "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в связи с обстановкой (описание), прогнозируемой (сложившейся) на территории муниципального образования/субъекта РФ, в следствие которой могут пострадать (пострадали) (описание):

1. Установить с (время, дата) для органов управления и сил (муниципального звена, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) режим функционирования "Повышенная готовность".

2. Установить (соответствующий) уровень реагирования для органов управления и сил (муниципального звена, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

3. Перечень превентивных мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайной ситуации, сроки выполнения, назначение ответственных должностных лиц (определить в зависимости от складывающейся обстановки).

4. Перечень дополнительных мер по защите населения и территорий в случае возможного возникновения чрезвычайной ситуации (определить при необходимости).

5. Ответственный за контроль выполнения распорядительного документа (определить должностное лицо).

Должность И.О. Фамилия

Порядок оформления
распорядительного документа при введении режима функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил РСЧС

В констатирующей части указывается перечень нормативных правовых актов, послуживших основанием для издания данного распорядительного документа: Федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты.

Например: В соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", на основании протокола КЧС и ОПБ муниципального образования в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, а также возможных последствий в результате (описываются обстоятельства, послужившие основанием для введения режима функционирования).

В распорядительной части:

В преамбуле распорядительного документа описывается прогнозируемая (сложившаяся) обстановка в результате чего вводится соответствующий режим функционирования для органов управления и сил муниципального звена, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1. Установление режима функционирования "повышенная готовность" для соответствующих органов управления и сил РСЧС (в соответствии с пунктом 6 статьи 4.1. Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", подпунктом "б" пункта 28 положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794).

2. Установление уровня реагирования в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил РСЧС (в соответствии с пунктом 10 статьи 4.1. Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

3. Указываются необходимые мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайной ситуации, сроки их выполнения, ответственные должностные лица, а также дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федераци от 30.12.2003 N 794 органы управления и силы РСЧС в режиме повышенной готовности осуществляют:

усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

4. В случае принятия дополнительных мер по защите населения и территорий (в соответствии с пунктом 10 статьи 4.1. Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"):

ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации;

определение порядка разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

определение порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

приостановление деятельности организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

осуществление мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

В соответствии с пунктом 4 Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом МЧС России от 22.01.2013 N 33, решение о реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должно содержать сведения о:

перечне реализуемых дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в зависимости от складывающейся обстановки и необходимости их принятия;

границах территории, в пределах которой реализуются дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

сроках, на которые реализуются или к которым должны быть реализованы дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

силах и средствах, привлекаемых для реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

порядке управления и взаимодействия при реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

вопросах всестороннего обеспечения реализуемых дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Решение о реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций оформляется соответствующим правовым актом.

5. Устанавливается контроль за исполнение настоящего постановления (должностное лицо).

Образец
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ / РАСПОРЯЖЕНИЕ
**.**.**** N ****
О введении режима функционирования "ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ" для органов управления и сил (районного звена, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций)

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом субъекта РФ (дата, номер) "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктом 1.1.1 приложения к приказу МЧС России от 05 июля 2021 года N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", в связи с обстановкой (описание), сложившейся на территории населенного пункта/муниципального образования/субъекта РФ, в следствие которых пострадали (описание):

1. Признать (отнести) сложившуюся обстановку (произошедшее событие), возникшую в результате (описание) на территории (населенный пункт, муниципальное образование, субъект РФ) чрезвычайной ситуацией.

2. Отнести возникшую чрезвычайную ситуацию к чрезвычайной ситуации (соответствующего) характера.

3. Ввести с (время, дата) для органов управления и сил (районного звена, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) режим функционирования "Чрезвычайная ситуация".

4. Установить (соответствующий) уровень реагирования для органов управления и сил (районного звена, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

5. Руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации возложить на (наименование должности, Фамилия Имя Отчество).

6. Перечень мероприятий, направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, сроки выполнения, назначение ответственных должностных лиц (в зависимости от складывающейся обстановки).

7. Перечень дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (при необходимости).

8. Определение ответственного за контроль выполнения распорядительного документа.

Должность И.О. Фамилия

Порядок оформления
распорядительного документа при введении режима функционирования
"Чрезвычайная ситуация" для органов управления и сил РСЧС

В констатирующей части:

Указывается перечень нормативных правовых актов, послуживших основанием для издания данного распорядительного документа: Федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.

Например: В соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 05.07.2021 N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", на основании протокола КЧС и ОПБ муниципального образования в целях ликвидации последствий обстановки/события, возникшей в результате (описываются обстоятельства, послужившие основанием для введения режима функционирования).

В распорядительной части:

1. Отнесение сложившейся обстановки (произошедшего события) к чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом приложения к приказу МЧС России от 25.07.2021 N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера".

2. Принятие решения органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления об отнесении возникшей чрезвычайной ситуаций к чрезвычайной ситуации соответствующего характера на основании классификации, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

3. Введение режима функционирования "чрезвычайная ситуация" для соответствующих органов управления и сил РСЧС (в соответствии с пунктом 6 статьи 4.1. Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", подпункта в) пункта 28 положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794).

4. Установление уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию для соответствующих органов управления и сил РСЧС (в соответствии с пунктом 8 статьи 4.1. Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

5. Назначается руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, с указанием должности и Ф.И.О (в соответствии с пунктом 10 статьи 4.1. Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

6. Указываются необходимые мероприятия, направленные на ликвидацию чрезвычайной ситуации, сроки их выполнения, ответственные должностные лица, а также дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации.

В соответствии с подпунктом в) пункта 28 положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 органы управления и силы РСЧС в режиме чрезвычайной ситуации осуществляют:

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;

оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.

7. В случае принятия дополнительных мер по защите населения и территорий (в соответствии с пунктом 10 статьи 4.1. Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"):

ограничение доступа людей и транспортных средств в зону чрезвычайной ситуации;

определение порядка разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

определение порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

приостановление деятельности организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

осуществление мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

В соответствии с пунктом 4 Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом МЧС России от 22.01.2013 N 33 решение о реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должно содержать сведения о:

перечне реализуемых дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в зависимости от складывающейся обстановки и необходимости их принятия;

границах территории, в пределах которой реализуются дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

сроках, на которые реализуются или к которым должны быть реализованы дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

силах и средствах, привлекаемых для реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

порядке управления и взаимодействия при реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

вопросах всестороннего обеспечения реализуемых дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Решение о реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций оформляется соответствующим правовым актом.

8. Устанавливается контроль за исполнение настоящего постановления/распоряжения (должностное лицо).

Обзор документа

Перечислены системные недостатки при оформлении распорядительных документов местных и региональных органов о введении режима функционирования "чрезвычайная ситуация" для органов управления и сил РСЧС.

Приведены образцы распорядительных документов о введении режимов функционирования "повышенная готовность" и "чрезвычайная ситуация" для органов управления и сил РСЧС, порядок их оформления.

А если бы у нас ввели режим ЧС?

Многие жалуются, что режим повышенной готовности не позволяет рассчитывать на социальную помощь, а введенные запреты нарушают конституционные права граждан. В интернете звучат призывы о введении режима ЧС на всей территории страны. Но улучшит ли это положение граждан и бизнеса?

А если бы у нас ввели режим ЧС?

28 апреля Владимир Путин объявил о продлении «нерабочих дней» до 11 мая. В стране продолжает действовать режим повышенной готовности. Из-за применения вынужденных ограничений населению и бизнесу с каждым днем все труднее держаться на плаву, несмотря на вводимые меры поддержки. Ситуация усложняется тем, что механизм реализации господдержки на практике часто не работает. Многие ожидают введения режима чрезвычайной ситуации в надежде на дополнительную социальную помощь. И формальные признаки для этого имеются. Но улучшит ли ситуацию режим ЧС? Давайте разбираться.

В чем разница между режимом повышенной готовности и режимом чрезвычайной ситуации?

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, природного явления, катастрофы, стихийного бедствия или распространения заболевания, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде 1 .

Для защиты населения и окружающей среды от подобных последствий созданы органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС). Они могут функционировать: а) в режиме повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС; б) в режиме повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС; в) в режиме чрезвычайной ситуации – при возникновении ЧС.

То есть действующий сегодня на территории практически всех субъектов РФ режим повышенной готовности – это режим функционирования РСЧС, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Режим повышенной готовности и режим ЧС вводятся идентично: при федеральном или межрегиональном характере угрозы – Правительством РФ, при региональном или муниципальном – органами госвласти субъектов. Только режим повышенной готовности вводится для предотвращения чрезвычайной ситуации, а режим ЧС – для устранения ее последствий. Иными словами, неэффективность первого режима повлечет введение второго.

Какие ограничения могут вводиться при режиме повышенной готовности и режиме ЧС?

Во время обоих режимов мероприятия по защите населения и территорий проводятся исходя из принципа необходимой достаточности 2 . Например, может быть ограничен доступ людей и транспортных средств в зону ЧС и на территорию, где существует угроза возникновения ЧС; приостановлена деятельность организаций, если есть угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан 3 .

Так, сегодня в большинстве регионов не работают объекты розничной торговли, физической культуры и спорта, рестораны и кафе, косметические салоны и т.д.; закрыты детсады, школы и вузы; работники преимущественно переведены на удаленную работу, учащиеся – на дистанционное обучение; действует режим самоизоляции – на улицу рекомендовано выходить только при острой необходимости; в некоторых регионах введен пропускной режим.

Правительство РФ и органы власти субъектов могут устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями дополнительные ограничения и правила поведения с учетом особенностей чрезвычайной ситуации или угрозы ее возникновения. Несложно предположить, что если эпидемиологическая ситуация будет ухудшаться, то может быть введен режим ЧС, и тогда станут применяться более суровые ограничительные меры.

В каком случае власти должны ввести режим ЧС?

Ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304, которое закрепляет признаки каждого из уровней режима ЧС 4 .

  • Локальный уровень: зона ЧС не выходит за пределы территории организации. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – не более 10 человек. Размер материального ущерба – не более 240 тыс. руб. Например, разлив нефти на территории ООО при разгерметизации танков танкера из-за навигационной аварии. При этом нефть не попала на смежные участки.
  • Муниципальный уровень: зона ЧС не выходит за пределы муниципального образования. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – не более 50 человек. Размер материального ущерба – не более 12 млн руб. Например, шквальный ветер в поселении или городе.
  • Региональный уровень: зона ЧС не выходит за пределы территории субъекта РФ. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – свыше 50 человек, но не более 500. Размер материального ущерба – не более 1,2 млрд руб. Например, землетрясения в Республике Тыва 6 июня 2012 г.
  • Федеральный уровень: количество погибших и получивших ущерб здоровью – более 500 человек. Размер материального ущерба – свыше 1,2 млрд руб. Например, наводнение в Иркутской области в июле 2019 г.

Согласно статистике за 30 апреля, в России зафиксировано 106 498 случаев заражения коронавирусной инфекцией, погибло 1073 человека. Формально режим ЧС уже мог быть введен. Учитывая, что причиной возникновения сложившейся ситуации является распространение заболевания, можно предположить, что режим повышенной готовности Правительство РФ изменит на режим ЧС только после вынесения Главным государственным санитарным врачом РФ постановления о необходимости принятия мер по введению режима чрезвычайной ситуации.

Не нарушают ли «коронавирусные» запреты конституционные права граждан?

На сегодня уже имеются примеры обжалования нормативных правовых актов, которыми введен режим повышенной готовности. По мнению заявителей, они не соответствуют требованиям законодательства РФ, нарушают конституционные права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Пока по этим основаниям ни один обжалуемый акт суды не отменили. Более того, например, Брянский областной суд признал введенные меры и ограничения законными и обоснованными 5 .

По смыслу Конституции РФ жизнь и здоровье человека являются высшим благом, без которого утрачивают свое значение другие блага и ценности. Потому их сохранение и укрепление играют первоочередную роль в жизни общества и государства.

В число прав и свобод человека ст. 27 Конституции включает право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Однако право гражданина на свободу передвижения не является абсолютным. Согласно ст. 55 Конституции оно может быть ограничено федеральным законом для защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц. Таким образом, возможность применения ограничительных мер предусмотрена Конституцией.

(Напомним: 22 апреля должно было пройти общероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ, но из-за распространения коронавирусной инфекции принято решение о его переносе на другой день. Новая дата пока не назначена. О том, что Основной Закон планируется изменить на треть, читайте в статье «Разбираемся в конституционных поправках».)

Режим ЧС позволил бы гражданам претендовать на дополнительную поддержку государства?

Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах ЧС 6 .

Однако в большинстве случаев ущерб необходимо доказывать в судебном порядке. А это расходы, время и нервы. Кроме того, оказание единовременной материальной помощи при ЧС носит точечный характер, компенсация не выплачивается каждому.

Помимо прочего работодатели получат право расторгать с работниками трудовые договоры без каких-либо дополнительных выплат (п. 7 ст. 83 ТК РФ).

Так помог бы нам режим чрезвычайной ситуации? Для борьбы с коронавирусом власти ввели жесткие ограничения. При режиме ЧС запретов стало бы больше. А вот предусмотренные меры поддержки вряд ли бы реанимировали экономику и улучшили положение граждан. Полагаю, бизнесу скорее бы помогло ослабление ограничений, а возобновление работы предприятий приостановило бы увеличение количества безработных в стране.

1 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ).

2 Статья 7 Закона № 68-ФЗ.

3 Статья 4.1 Закона № 68-ФЗ.

4 Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

5 Решение Брянского областного суда от 10 апреля 2020 г. по делу № 3а-722/2020.

Справочная информация: «Коронавирус (COVID-19). Введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации. Признание форс-мажором» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъектах РФ введен режим повышенной готовности.

В ряде регионов данная ситуация признана обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *