Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о структуре и порядке формирования органов государственной власти. Особенности избирательного процесса и участия личного состава в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Прочность конституционного строя во многом зависит от демократизма и рациональности государственной власти. Конституция 1993 года ознаменовала принципиально новый подход к формированию властных органов. Построенные на основе демократического принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, они в своей совокупности образуют систему, необходимую для осуществления государством его функций.
Российское государство провозглашено и строится как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Эти наиболее принципиальные его черты и составляют основы конституционного строя, на которых основывается деятельность органов государственной власти России.
При демократическом политическом режиме, действующем в соответствии с конституцией, должно обеспечиваться подчинение всех членов общества государственному праву. Для этого необходимо, чтобы государство реализовало свою власть в соответствии с определенными принципами. Важнейшие из них возводятся в ранг конституционных и составляют основы конституционного строя.
Под основами конституционного строя государства понимаются главные его принципы, обеспечивающие подчинение государства праву и характеризующие его как конституционное государство.
Конституционный строй это совокупность основополагающих базовых общественных отношений, урегулированных конституционно-правовыми нормами, которые закрепляют народовластие, права и свободы гражданина, федерализм, суверенитет, а также принципы организации государственной власти и местного самоуправления.
Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя:
- права и свободы человека, гражданина как высшая ценность;
- народовластие и республиканская форма правления;
- федеративное устройство;
- разделение властей;
- государственный суверенитет;
- верховенство права;
- политическое и идеологическое многообразие;
- единство экономического пространства и свобода экономической деятельности;
- социальный характер государства;
- светский характер государства;
- признание и гарантирование местного самоуправления.
Все эти положения содержатся в Главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Они определяют все последующее содержание Основного Закона, и им не могут противоречить никакие другие его нормы. Положения Главы 1 Конституции РФ, устанавливающие основы конституционного строя, не подлежат пересмотру путем внесения в Конституцию поправок и изменений – возможно только принятие новой Конституции.
Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Характеристика России как демократического государства выражает необходимость обеспечения в стране реального действия прав и свобод человека, народовластия, идеологического и политического плюрализма, разделения властей, а также местного самоуправления.
Конституция РФ, обладая высшей юридической силой и имея прямое действие на всей территории России, закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне международных стандартов (свобода слова. право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т.д.) и должна соблюдаться всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Права и свободы человека признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их.
Единственным источником власти в России, носителем ее суверенитета является многонациональный народ. Это значит, что наша страна провозглашается государством народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, а также свободное осуществление ее народом в соответствии с его суверенной нолей и конкретными интересами непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
Характерным атрибутом демократического государства является принцип идеологического многообразия. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Данный принцип дополняется также конституционным признанием многопартийности или принципом политического плюрализма. Последний способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность более широких сдоев населения, легализует политическую оппозицию, способствует преодолению апатии и отчуждения граждан от власти. Политический плюрализм выражается в свободе политических мнений и политических действий, дает возможность гражданину не только состоять в любой действующей в рамках Конституции РФ партии, но и быть беспартийным. Его проявлением является деятельность независимых объединений граждан.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на:
- законодательную,
- исполнительную и судебную.
Чтобы обеспечить реализацию принципа разделения власти, не только в верхних ее эшелонах, но и во всей иерархии, предусматривается соединение этого принципа с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.
Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Это означает, что государство само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные организации и граждане.
Правовое государство – это конституционное государство. Конституция является центром правовой системы, на ее базе строится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу прямое действие и применяется на всей территории России.
Основы государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма.
Государство реализует свои властные правомочия главным образом через систему органов и учреждений, которые в совокупности образуют государственный механизм.
Конституционно-правовое регулирование государственного механизма в демократических государствах основываются на ряде принципов, среди которых необходимо назвать следующие два:
- Принцип народного суверенитета, означающий, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ. Власть народа осуществляется в двух основных формах: непосредственной и представительной.
- Высшим непосредственным выражением народовластия в РФ являются свободные выборы и референдум;
Разделение властей – один из основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.
Принцип разделения властей был выработан мировым сообществом в ходе развития демократических государств в противовес другой модели, основанной на идее монополизации власти.
Государственный орган – это лицо (президент, губернатор) или организованная группа лиц (парламент, суд и т.д.), наделенные правом государственных полномочий, необходимых для осуществления функций государственной власти.
Государственным органам в Российском государстве присущи специфические черты, отличающие их от других органов или организаций. К ним относятся:
а) Порядок образования государственных органов четко регламентирован нормами Конституции РФ, федеральными законами. Существуют следующие способы создания государственных органов: избрание, назначения, формирование;
б) Каждый государственный орган имеет свое направление деятельности, т.е. социальное назначение, выраженное в его задачах. Например, парламент осуществляет законодательную власть и проводит парламентский контроль, правительство – исполнительную власть и т.д.;
в) Государственный орган наделен определенной компетенцией, которая включает функции и конкретные полномочия (права и обязанности) в отношении определенных предметов ведения.
Следует иметь в виду, что в отличие от частных лиц, которые могут делать все, что не запрещено законом, государственный орган может делать только то, на что он прямо правомочен законом или основанным на законе другим государственным актом;
г) Каждый государственный орган имеет четко определенную структуру.
Например, парламент, т.е. Федеральное Собрание в РФ, состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Каждая палата имеет внутреннюю организацию: председатель, заместители, комитеты или комиссии и т.д.
д) Каждый орган государственной власти строит свою работу в присущих и определенных ему организационно-правовых формах, т.е. в соответствии с определенной процедурой. Так, основной формой работы палат Федерального Собрания являются заседания. Конституция РФ и принятые палатами парламента регламенты определяют периодичность работы указанных органов, порядок проведения внеочередных заседаний и др. Процедура работы парламента, например, включает целый ряд производств или процессов: законодательный процесс, процедура назначения должностных лиц и т.д.;
е) Наконец, каждый государственный орган обладает таким элементом правового статуса, как ответственность. Например, конституционная ответственность Президента РФ наступает в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления и состоит в потере Президентом РФ своей должности.
Каждая из составных частей системы и органы, входящие в нее, обладают значительной спецификой, обусловленной природой и характером соответствующих законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти:
а) Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента РФ, парламентов республик в составе России, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации (государственных дум краев, областей, городов федерального значения и т.п.) и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и других органов на уровне сельских и городских районов). Они занимаются в основном нормотворческой деятельностью. Те, которые обладают правом принимать законы (парламент РФ и парламенты республик), принято называть органами законодательной власти. Органы государственной власти других субъектов Федерации (автономных образований, городов федерального значения,
краев и областей), а также городов, сельских и городских районов, которые вправе принимать не законы, а иные нормативно-правовые акты (решения, постановления и т.п.), именуют обычно представительными органами государственной власти. Так же именуют, как мы видели вначале, и органы законодательной власти. И это верно: и первые, и вторые состоят из депутатов – представителей групп избирателей и общественных объединений, избранных в органы власти народом;
б) Федеральные органы исполнительной власти имеют существенные особенности по сравнению с органами как законодательной, так и судебной власти. Они обусловлены своеобразием характера и спецификой функций исполнительной власти и органов, данную власть осуществляющих.
Одной из основных особенностей исполнительной власти как ветви государственной власти является то, что она имеет исполнительный и распорядительный характер. Исполнительный характер состоит в практической организации выполнения законов, иных нормативных актов, других правовых предписаний. Распорядительный характер проявляется в том, что по вопросам своей компетенции органы исполнительной власти вправе принимать постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на соответствующей территории (всей Федерации в целом, республики в составе России, края, области, города, района). В силу того, что эти органы обладают не только исполнительной, но и распорядительной властью, их именуют также исполнительно-распорядительными органами. К ним относятся: Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти республик в составе РФ, органы глав администраций городов, сельских и городских районов;
в) Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Особое место в системе органов государственной власти нашей страны занимает Президент Российской Федерации. По своему правовому статусу он обладает широкими полномочиями и оказывает существенное влияние как на внутреннюю политику государства, так и на его внешнеполитический курс. От личности Президента РФ во многом зависит состояние Вооруженных Сил РФ, Верховным Главнокомандующим которых он согласно Конституции Российской Федерации является.
Избирательное право представляет собой по существу совокупность правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, цветного самоуправления и на выборные должности исполнительной власти, а также порядок осуществления этого права. Таким образом, избирательное право позволяет реализовать международные нормы на право граждан принимать участие в управлении своей страной через свободные справедливые выборы.
В развитие Конституции Российской Федерации законодателем был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», который вступил в силу 10 декабря 1994 года. Этот Федеральный закон устанавливает основы избирательного процесса в России, реализует избирательные стандарты, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.). Практика применения закона доказала его необходимость в качестве главного связующего звена в системе федерального избирательного законодательства. Он дал прогрессивное демократическое направление развитию всех избирательных законов. С учетом практики его применения и в связи с необходимостью более полного правового регулирования основ избирательной системы Российской Федерации, конкретизации соответствующих норм, а также федерального регулирования прав граждан на участие в референдуме был разработан и принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вступивший в силу 30 сентября 1997 года.
Подготовительная стадия любых выборов начинается с принятия решения о назначении выборов. Назначение выборов – важнейший институт избирательного права, так как своевременным и периодическим назначением выборов обеспечивается общепризнанное мировым сообществом право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Для обеспечения сбалансированной и подконтрольной работы всех ветвей государственной власти в основных законах государства, как правило, устанавливается порядок, в соответствии с которым выборы соответствующего органа назначаются не им самим, а государственным органом, принадлежащим к другой ветви власти. В этом находит свое выражение принцип разделения властей.
В статьях 102, 84 Конституции Российской Федерации определено, что выборы Президента России назначаются Советом Федерации, а выборы депутатов Государственной Думы – Президентом России. Федеральные законы о выборах Президента России и выборах депутатов Государственной Думы конкретизируют порядок назначения выборов в данные государственные органы, причем в строго фиксированные сроки. В Конституции и в современном избирательном законодательстве заложены и другие нормы обеспечения волеизъявления народа, избирательных прав и свобод граждан, что существенно обезопасило реализацию конституционного права граждан России избирать и быть избранными, гарантировало периодическое проведение свободных выборов.
В Международном пакте о гражданских и политических правах, в Декларации о критериях свободных и справедливых выборов отмечено, что «государства должны устанавливать действенную беспристрастную и недискриминационную процедуру регистрации избирателей «. В Российской Федерации вопрос о признании за гражданином права быть включенным в список избирателей по своему значению относится к числу конституционных, поскольку он непосредственно связан с правом граждан на участие в свободных выборах, являющихся высшим выражением власти народа (ст. 3 ч. 3 Конституции Российской Федерации), а также с вытекающим из этого положения принципом всеобщности избирательного права. Избирательное законодательство определило, что составление списков избирателей является компетенцией территориальных избирательных комиссий, но при этом сведения об избирателях должны передаваться в комиссии главой местной администрации и уточняться дважды в течение года (в январе и июле месяце).
Российское законодательство о выборах предусматривает, как и признано в мире, право граждан знакомиться с подготовленными списками избирателей и требовать устранения возможных неточностей и ошибок.
Проведение предвыборной агитации довольно подробно регулируется законами о выборах различных стран, при этом законодатели опираются на требования международных документов.
В нашей стране предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов. Так же, как и в Германии, Венгрии, Франции, Чехии, Словакии и многих других государствах, в России Федеральным законом установлено, что в течение трех дней до дня выборов опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов не допускается. Этот срок способствует ограничению возможности манипулирования мнением избирателей.
Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан Российской Федерации запрещает участвовать в предвыборной агитации государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам, членам избирательных комиссий. Федеральным законодательством гарантируется предоставление кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим списки кандидатов, бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний на территории соответствующего избирательного округа на равных основаниях.
В международном праве не установлены конкретные нормы по вопросам финансирования избирательных кампаний. Но из требований международных документов о необходимости проведения справедливых выборов следует, что национальным законодательством страны юридически должны гарантироваться равные возможности кандидатов, политических партий в финансировании избирательных кампаний. В настоящее время в федеральных избирательных законах России закреплена определенная система финансирования, учитывающая некоторые общие тенденции развития современного избирательного законодательства. Главные из них – государственное субсидирование кандидатов и избирательных объединений, ограничение их собственных избирательных фондов, а также финансовых источников, их образующих. Так, например, в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» установлен предельный размер расходов кандидата из создаваемого им избирательного фонда. Закон также предусматривает опубликование источников формирования избирательных фондов, их размеров, не допускает использование средств на агитацию помимо избирательных фондов, а также перечисление в избирательные фонды иностранных пожертвований. Принятые в России федеральные законы обеспечивают ответственность кандидатов, избирательных объединений за нарушения порядка финансирования избирательных кампаний вплоть до отмены регистрации кандидата, списка кандидатов.
Что касается порядка голосования и определения результатов выборов, то по этим вопросам российское законодательство предусматривает выполнение ряда положений международных документов:
- во-первых, создание для подготовки и проведения выборов избирательных комиссий, независимых в пределах своей компетенции от государственных органов и органов местного самоуправления;
- во-вторых, гласность и открытость работы избирательных комиссий;
- в-третьих, обязательность публикации полных данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий о результатах выборов на всех уровнях, а также предоставление заверенных копий протоколов избирательных комиссий сразу после их оформления наблюдателям, членам с совещательным голосом;
- в-четвертых, административная и уголовная ответственность членов комиссий за неправильный подсчет голосов, подделку документов, не предоставление наблюдателям сведений об итогах голосования и другие противоправные действия или бездействия.
После принятия всенародным голосованием Конституции в декабре 1993 года комплекс мер, введенных российскими законодателями с учетом международных требований, опыта стран с развитой демократией, позволил на демократической основе провести федеральные выборы в 1995 – 1996 годах. Но это не значит, что процесс разработки избирательного законодательства в нашей стране завершен. Тенденции развития международных избирательных стандартов, практика последних лет применения законодательства о выборах в России ставят ряд задач по укреплению избирательной системы государства. Так, нуждаются в дополнительном уточнении нормы, связанные с регистрацией избирателей; составлением списков избирателей; выдвижением кандидатов и сбором подписей в их поддержку; регистрацией кандидатов; обеспечением равных условий для кандидатов при проведении предвыборной агитации; конкретизацией правил финансирования агитационной деятельности; гарантией невмешательства органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц в избирательный процесс; организацией голосования проживающих в отдаленных и труднодоступных районах, а также за пределами территории Российской Федерации; подведением итогов голе сования; повышением ответственности за нарушение избирательного законодательства и многие другие. Процесс совершенствования законодательства в полной мере должен идти и на уровне субъектов Российской Федерации. Начинать здесь надо с приведения действующих законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством. Требует совершенствования и правоприменительная практика.
Реализация этих мер способствовала бы более полному осуществлению принципов выборной демократии, гарантий избирательных прав граждан, закреплению демократических преобразований, проходящих в России.
31. Способы формирования органов и должностных лиц в РФ
Формирование – определение персонального состава органов и должностей публичной власти. Такое определение осуществляется на основе конкретных способов, которые находятся в зависимости от вида органов или должности публичной власти, от формы правления, территориального устройства и режима, а также от субъективных намерений учредителей и законодателя.
Способы формирования в РФ:
1. Избрание (выборы);
4. Ex officio – в силу должности;
5. Смешанные способы;
Выборы – первый по значимости из способов формирования органов и занятия должностей, осуществляемый посредством голосования граждан за представленные кандидатуры. Институт непосредственной демократии – императивный. В законе
2002 «Об основных гарантиях избирательных прав…» определяет выборы как форму
прямого волеизъявления граждан, осуществляемую в целях формирования органа
государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Это наиболее демократичный способ формирования, поскольку предполагает альтернативность, которая, однако, при
определенных обстоятельствах может отсутствовать, а также волеизъявление
избирателей по вопросу избрания кандидатов – второй тур голосования. Альтернативность делает выборы наиболее демократичным способом, но на итоги выборы играет модель избирательной системы, факторов и т.п.
Выборы в РФ используются для формирования ряда органов и ДЛ:
3. Депутаты ЗАКС СРФ;
4. Высшее должностное лицо СРФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти СРФ), если он избирается непосредственно
гражданами РФ, проживающими на территории данного СРФ – в ином случае
ЗАКС может избирать ВДЛ РФ по представлению кандидатуры ПРФ;
5. Депутаты представительных органов муниципальных образований (поселений, городских округов, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований ГФЗ; депутаты представительных органов муниципальных районов и городского округа с внутригородским делением, если они избираются на муниципальных выборах);
6. Глава муниципального образования, если он избирается на муниципальных
Назначение – способ формирования органов и занятие должностей,
осуществляемый через принятие компетентным органом или ДЛ решения о
наделении конкретного лица полномочиями того или иного органа или ДЛ. Если назначение осуществляется коллегиальным органом публичной власти на альтернативной основе, то оно нередко именуется избранием. Члены коллегиального ОПВ, формирующие другие органы и ДЛ через избрание, голосуют за представленные в установленном порядке кандидатуры. Для избрания кандидату необходимо набрать установленное количество голосов. Избрание следует отличать от выборов – нужно определить лицо, назначаемое на должность.
Назначаемые должности ОПВ в РФ (с учетом реформ 2014 и 2020):
1. Члены СФ, по два представителя от каждого субъекта РФ – назначаются по
одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти, а также представители РФ, назначаемые ПРФ (не более 30 членов), а также бывшие ПРФ ex officio;
2. Председатель Правительства РФ назначается ПРФ после утверждения его
кандидатуры ГД; заместители Председателя Правительства РФ и федеральные
министры назначаются ПРФ после утверждения его кандидатуры ГД (ранее – с
согласия, но ничего особо не изменилось); руководители силовых ФОИВ назначаются ПРФ после консультаций с СФ. Окончательное решение принимает ПРФ – появился заместитель председателя Правительства;
3. Судьи КС РФ, ВС РФ назначаются СФ по представлению ПРФ; судьи других
федеральных судов назначаются ПРФ;
4. Генеральный прокурор РФ, его заместители, прокуроры СРФ и др. назначаются на должность ПРФ после консультаций с СФ; прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности ГП РФ иногда с согласия СРФ;
5. Члены ЦИК РФ, из которых: 5 – назначаются ГД из числа кандидатур,
предложенных фракциями, иными депутатскими образованиями, а также депутатами; 5 – назначаются СФ из числа кандидатур, предложенных ЗАКС СРФ и ВДЛ СРФ; 5 – назначаются ПРФ;
6. ВДЛ СРФ, если он избирается депутатами ЗАКС СРФ по представлению ПРФ 3 кандидатов из предложенных ему политическими партиями кандидатур;
7. Представительный орган городского округа с внутригородским делением, если он формируется путем избрания из состава представительных органов
внутригородских районов в соответствии с равной независимо от численности
населения внутригородских районов нормой представительства;
8. Глава муниципального образования, если он избирается представительным органом МО из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Замещение – способ формирования, предполагающий временное осуществление полномочий органа или должностного лица, возникающее по причине невозможности их осуществления законным обладателем или их вакантности. В отличие от иных способов формирования, имеющих первичный характер,
замещение носит вторичный характер и служит восполнению и минимизации
последствий невозможности осуществления полномочий.
На федеральном уровне замещение используется в отношении:
Президента РФ в случае его отставки или смерти – Председатель
Правительства временно становится и.о. обязанностей ПРФ. Цепочка
замещений, если установлено, что и.о. не сможет исполнять обязанности ПРФ
– в РФ такой цепочки не существует; Депутатов ГД, избранным в составе федерального списка кандидатов – если
выборы по пропорциональной системе, то в случае досрочного прекращения
полномочий, депутат из того же списка замещает выбывшего кандидата,
может заменить из иного региона; Председателя Правительства РФ – можно замещать обязанности – делает
заместитель, решает либо ПРФ либо Председатель Правительства, какого
Ex officio – по должности – способ формирования органов и занятия должностей,
предполагающей вхождение в орган или занятие должности в силу занятия (в т.ч. ранее) другой должности. На федеральном уровне используется для формирования:
1. Совета Федерации – бывшие Президенты РФ (прекративший свои полномочия
2. Совета Безопасности РФ (Председатель, целый ряд постоянных членов –
директор ФСБ, Председатель Правительства РФ, Спикер СФ, министр
иностранных дел, министр внутренних дел, министр обороны, директор СВР;
3. Государственного Совета РФ (Председатель и члены ГС: Председатель – Президент, члены – Председатель СФ, Председатель ГД, полномочные представители президента, главы субъектов, главы фракций в ГД).
Смешанные способы формирования – сочетание основных способов (при
формировании коллегиальных органов) или дополнение основных способов
согласием или представлением кандидатур со стороны других органов и ДЛ. Сочетание основных способов, например: представительный орган муниципального
района в зависимости от избранной модели формирования может формироваться не только на выборах, но и состоять из глав поселений, входящих в состав
муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава.
Такой основной способ формирования органов и должностных лиц как назначение
может дополняться утверждением (утверждение ГД Председателя Правительства
РФ, его заместителей, федеральных министров), консультациями (с СФ по кандидатурам руководителей силовых ФОИВ, ГП РФ, его замов, иных прокуроров) или представлением кандидатур со стороны других органов и ДЛ (назначение судей КС РФ СФ по представление ПРФ).
Жребий – способ формирование органов и занятия должностей, осуществляемый посредством не зависящего от воли кого-либо случайного определения победителем кандидата. Жребий случаен и не предсказуем, поэтому наиболее объективен и наименее коррупционен, но при этом не обязательно рекрутирует наиболее
талантливых, целеустремленных и пользующихся народной поддержкой кандидатов.
Для этого жребию могут предшествовать процедуры выдвижения и отбора лучших среди лучших, которые олигархизируют жребий. В России жребий используется для отбора кандидатов в присяжные заседатели, который производится путем случайной выборки, при помощи компьютера. Секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки.
Дискреция законодателя в определении способов формирования, прямо не
установленных в Конституции РФ – федеральный законодатель обладает свободой усмотрения в сфере правового регулирования и выбора способа формирования ОПВ
и ДЛ, если такие способы напрямую не установлены законом. Принцип носит конституционно-судебного принципа – КРФ не рассматривает выборы в качестве
единственно допустимого механизма формирования всех органов публичной власти
на каждом уровне из уровней ее организации. Не рассматривают выборы в качестве единственного способа формирования органов государственной власти и
МД, которые не конкретизирует, какие именно органы публичной власти и какого
уровня подлежат формированию исключительно путем проведения таких выборов, а равно не обязывает государства-участники к организации только прямых выборов
в органы публичной власти. Конституция и МП допускает возможность различных
вариантов наделения полномочиями органы и ДЛ публичной власти,
непосредственно не поименованных в КРФ в качестве избираемых, в т.ч. возможность наделения полномочиями соответствующих органов и лиц, если при
этом соблюдаются конституционные права и свободы и иные общепризнанные
права и свободы человека и гражданина, включая право на свободные выборы.
Федеральный законодатель вправе избирать наиболее эффективные и соразмерные
конституционным целям механизмы организации государственной власти, в т.ч.
при наделении полномочиями ОГВ и ДЛ, в отношении которых соответствующий порядок прямо не предусмотрен в КРФ, соблюдая при этом конституционные принципы и нормы и обеспечивая сбалансированное сочетание полномочий и
интересов РФ и СРФ – дискреция законодателя при формировании органов и ДЛ, так как изначально лица избирались всенародно, но в Закон 1999 г. в 2003 г. были
внесены поправки, в соответствии с которым глава СРФ может быть избран ЗАКС.
Принципы формирования системы органов государственного управления
Сущность и виды принципов формирования системы органов государственного управления
Принципы формирования системы органов государственного управления – это основополагающие начала, определяющие порядок создания и функционирования органов государственной власти в стране.
В соответствии с российской Конституцией все органы государственного управления делится исходя из принципа разделения властей на:
- во-первых, законодательные органы государственной власти;
- во-вторых, исполнительные органы государственной власти;
- в-третьих, судебные органы государственной власти.
Таким образом, принцип разделения властей выступает в качестве одного из определяющих принципов формирования органов государственной власти.
Еще одним существенным принципом формирования системы органов государственного управления является иерархичность этого управления, подразумевающая выделение двух уровней власти:
- во-первых, федерального уровня;
- во-вторых, местного уровня.
Причем в первом случае подразумевается наличие двух подуровней, зачастую рассматриваемых как отдельные уровни управления, превращающие двухуровневую систему власти в трехуровневую.
Принципы формирования федеральных органов государственного управления
Федеральные органы государственного управления выстраиваются в трехуровневую систему, которая включает в себя:
- во-первых, правительственный аппарат;
- во-вторых, систему министерств;
- в-третьих, систему служба, агентств и надзорных органов.
В качестве правительственного аппарата выступают исполнительные и распорядительные органы государственного управления высшего уровня.
Под министерствами понимают органы, которые выполняют функции разработки государственной политики, координации деятельности государственных служб, агентств, надзорных органов, функционирующих в определенной сфере.
Третий уровень системы федеральных органов государственного управления представлен следующими видами органов:
- во-первых, службы, представляющие собой органы, ориентированные на оказание услуг по реализации властных государственных полномочий, финансируемые за счет бюджетных средств или предусмотренных законодательством платежей обязательного характера со стороны организаций и граждан. Примером таких органов является налоговые, таможенные, служба судебных приставов и так далее;
- во-вторых, агентства, представляющие собой органы, которые оказывают государственные услуги либо за счет бюджетного финансирования, либо на коммерческой основе. Примером таких агентств является статистическое, авиационно-космическое и так далее;
- в-третьих, надзорные органы – это органы, которые реализуют контрольную функцию государства в отношении организаций и граждан.
Территориальный принцип формирования органов государственного управления
Российскую государственность признают уникальной в связи с тем, что миграционные процессы и процессы взаимодействия различных народов, находящихся на территории страны, не имеют аналогов в мире.
Для федеративного государства характерны следующие принципы формирования его устройства:
- во-первых, наличие конституционно закрепленной формы государственного устройства, подразумевающей существование единого государства, в рамках которого функционируют его составные части, обладающее существенными полномочиями в сфере самостоятельного принятия решений и управления;
- во-вторых, законодательно закрепленный принцип распределения принадлежащей народу власти государства по вертикальному направлению в соответствии со строго определенными, взаимосвязанными, ограничивающими друг друга полномочиями;
- в-третьих, наличие конституционно-согласованного механизма общественного самоуправления, распределенного по системе государственного управления в целом и по ее уровням;
- в-четвертых, наличие конституционных гарантий свобод и прав гражданина и человека, подразумевающих способность распределенной государственной власти беречь общество от возможности узурпации власти отдельными лицами или органами.
В соответствии с Конституцией Россия является демократическим федеративным правовым государством, имеющим республиканскую форму правления.
В основе российской государственности находится два принципа:
- во-первых, принцип разделения властей;
- во-вторых, комплементарный принцип, подразумевающий выделения различных уровней управления в системе государственного управления.
Осуществление государственного управления в России возлагается на федерацию и ее субъекты.
Управление со стороны федерации распространяется на всю территорию страны, определенную государственной границей.
На уровне субъектов федерации управление осуществляется органами, формируемыми самостоятельно регионами либо посредством проведения выборов, либо посредством назначения их состава.
На самостоятельность органов государственного управления федерального уровня влияют следующие исторически обусловленные факты:
- во-первых, создание федерации осуществлялось не через систему объединения отдельных государств, Россия просто провозгласила себя федерацией;
- во-вторых, в основе Российской Федерации находится не конституционно-договорная, а конституционно-правовая федерация;
- в-третьих, Россия представляет собой асимметричную федерацию;
- в-четвертых, российское законодательство допускает изменение статуса субъекта федерации;
- в-пятых, субъекты федерации не имеют право выхода из нее.
Система органов государственного управления регионального уровня включает в себя три ветви власти:
- законодательную власть, представленную, как правило, однопалатным парламентом;
- исполнительную власть, представленную правительством и главой администрации региона;
- судебную власть, представленную конституционными и уставными судами.
Законодательство допускает возможность вмешательства федерации в региональное управление в ряде предусмотренных случаев.
Виды государственной власти. Государственная власть: понятие и виды
Развитие человеческого общества продолжается уже несколько десятков тысячелетий. За это время организация общественных отношений претерпела значительные изменения. Наверное, сейчас уже никто не возразит, что государственная власть (понятие и виды будут охарактеризованы ниже) — это наиболее совершенная на современном этапе эволюции форма общественной организации.
Что такое власть?
Любая форма организации жизни общества подразумевает наличие власти кого-то над кем-то. Власть — это форма управления социальными процессами. Личность или социальная группа, имеющие большой авторитет среди множества социальных групп или на определенной территории, определяют приореты для всех. Власть — это подчинение большого количества людей социальным признанным авторитетам.
Государственная власть: понятие и виды
В теории государства и права принято считать, что государственная власть — это особый вид социальной власти, при наличии которой удерживается единство социально неоднородного общества путем деятельности особой структуры. Именно государство считается тем механизмом, который может обеспечить мирное сосуществование и динамичное развитие общества в определенных границах.
Виды государственной власти:
- законодательная;
- исполнительная;
- судебная.
В России, как и в любой другой цивилизованной стране, действует принцип деления власти. Все 3 вида государственной власти существенно отличаются друг от друга и имеют конкретные характеристики. Свойства органов власти отображаются в специфике их деятельности и функциях.
Органы государственной власти: понятие, виды
Органы государственной власти — это основанный государством коллектив людей, имеющий статус юридического лица и осуществляющий государственные функции в определенной отрасли или сфере общества.
Каждый из них входит по своему функционалу в структуру конкретной ветви власти в Российской Федерации. Функции и цели, а также методы работы всех государственных органов регулируются Конституцией и законами государства. В теории государства и права выделяют следующие виды органов государственной власти.
В зависимости от способа создания:
- Первичные — орган избирается всем населением страны или определенной территории непосредственно. К таким органам можно отнести законодательное собрание края, области, а также Государственную Думу.
- Вторичные — это институции, которые создаются первичными органами государственной власти. Вторичные учреждения не подконтрольны народу, так как он их не назначает и не выбирает.
По характеру образования:
- избираемые органы (парламент, местные советы);
- органы, состав которых определяет или назначает глава государства или вышестоящая организация (например, часть судей Конституционного Суда назначается Президентом);
- органы власти, передающиеся по наследству (в России и Украине таковых нет).
В зависимости от способа принятия решений:
- Коллегиальные — решение в этом учреждении может приниматься только большинством голосов. В основном, это органы законодательной власти или местные советы.
- Единоличные — решения принимаются непосредственно руководителем и оформляются в виде приказа.
По видам функций:
- парламент (в России это Государственная Дума, в Украине — Верховный Совет) — орган законодательной власти;
- Президент — это фигура, которая стоит над всеми органами власти, а также представляет интересы страны на внешней арене;
- суды — это органы, выполняющие важнейшую в демократическом государстве функцию правосудия;
- милиция и другие правоохранительные органы;
- спецслужбы, которые защищают особые интересы государства (ФСБ в России, СБУ в Украине, ФБР и ЦРУ в США).
Как формируются органы власти?
Итак, мы говорим про виды государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Формирование органов каждой из ветвей власти в Российской Федерации происходит по-разному. По своей природной сути, власть принадлежит народу. Ясно, что каждый гражданин государства не может обладать одновременно властными функциями, поэтому вполне логично делегировать эти полномочия избранным, наиболее достойным и авторитетным людям.
Для этого существуют выборы. Исключительно выборным путем формируются органы законодательной ветви власти. Это касается как центрального законодательного субъекта (Государственной Думы), так и местных советов областей, автономных республик и краев. Органы исполнительной власти относятся к категории назначаемых. Избрать Совет Министров путем выборов невозможно ни в одном из государств на Земле. Судебная власть также не выбирается. Судьи назначаются на свои должности квалификационными коллегиями после сдачи определенных нормативов (кроме некоторых исключений, например, судьи Конституционного Суда назначаются по квоте Президента, Государственной Думы и Съезда судей).
Структура исполнительной власти в Российской Федерации
По Конституции Российской Федерации предусмотрены такие виды исполнительных органов государственной власти:
- федеральные;
- местные.
К федеральным органам власти относятся: правительство (Кабинет Министров), министерства и ведомства. Главный орган исполнительной власти — это правительство. В состав Кабинета Министров входят: премьер-министр, первый заместитель премьер- министра, несколько заместителей главы правительства, министры. Количество министров в разные годы может колебаться, потому что министерства могут как создаваться, так и ликвидироваться. Перечень министерств, которые входят в структуру правительства сегодня, такой:
- внутренних дел;
- гражданской обороны и противодействия чрезвычайным ситуациям;
- обороны;
- юстиции;
- здравоохранения;
- культуры;
- образования и науки;
- экологии и природных ресурсов;
- развития промышленности и торговли;
- по делам регионов Дальнего Востока;
- недавно создано Министерство, которое курирует Крым;
- сельского хозяйства;
- спорта;
- развития транспорта;
- труда и социальной защиты населения;
- по делам развития экономики;
- энергетики.
Кроме министерств, действуют также службы и ведомства. Такие структуры чаще всего занимаются вопросами безопасности, а также узкопрофильными темами, которые должна курировать центральная власть. На местах функции исполнительных органов власти исполняют местные администрации. Возглавляют местные органы президенты или губернаторы.
Как назначаются руководители и члены органов исполнительной власти? Премьер- министр назначается президентом страны после согласования с Государственной Думой. Формирование правительства, кроме руководителей оборонного блока, проводит глава правительства на свое усмотрение. Руководители некоторых служб и ведомств также назначаются президентом и утверждаются парламентом. На местном уровне принцип назначения руководителей выборный. Люди на территории субъекта Федерации могут самостоятельно решить, кто достоин руководить регионом.
Полномочия исполнительной власти
Как известно, все виды органов государственной власти РФ построены по принципу деления власти. Органы исполнительной власти осуществляют внутреннюю и внешнюю политику государства. Правительство разрабатывает и реализует программы экономического и социального развития государства, разрабатывает программы обороны государства. В ведении правительства находятся такие сферы, как промышленность, охрана правопорядка, оборона, торговля, образование, охрана природы, финансы, транспорт и многие другие отрасли. Реализация функций исполнительных органов власти происходит путем принятия таких нормативно- правовых актов, как распоряжения и постановления.
Законодательная власть
Говоря на тему про виды государственной власти в РФ, стоит отметить, что большая роль в развитии страны принадлежит законодательной власти. Правительство проводит государственную политику на базе законов, которые принимаются именно этой властью. По Конституции Российской Федерации единственным органом законодательной власти является Федеральное Собрание. Состоит из двух палат: Федерального Собрания (высшая палата ) и Государственной Думы (нижняя палата). Принцип формирования палат разный. Государственная Дума избирается путем общенациональных прямых выборов. Независимо от избирательной системы, которая практикуется на конкретных выборах, депутаты Думы представляют интересы всех жителей страны. Совет Федерации формируется фактически на местах, потому что в его состав входят руководители местных органов исполнительной и законодательной власти.
На местах также избираются законодательные собрания, состоящие из одной палаты. Необходимость местных органов, которые вправе издавать законы, объясняется большой площадью государства. Россия — это федерация, которая включила в свой состав много этнически разных субъектов, поэтому такая система власти позволяет наиболее точно учитывать интересы всех групп общества.
Полномочия законодательной власти
Основная функция законодательной ветви — создавать юридическую базу для жизни государства. Депутаты разрабатывают и принимают законы, постановления, регулирующие разные сферы деятельности. Парламент утверждает состав Кабинета Министров. Также депутаты дают согласие на назначение и увольнение руководителей центральных органов исполнительной власти. Кроме этого, исключительно Государственная Дума может поднимать вопрос об импичменте президента.
Система органов судебной власти
Виды государственной власти в системе сдерживания и противовесов выстроены очень логично. Роль судебной власти тоже следует оценивать серьезно. Суды в России выстроены по той же системе, которая практикуется сейчас в лучших мировых демократиях. Элементами судебной системы есть конституционные, арбитражные суды, а также суды общей юрисдикции. В отличие от унитарных государств, конституционные (в некоторых регионах — уставные) суды есть в каждом регионе страны.
Система и полномочия судов общей юрисдикции
Существует 3 уровня судов общей юрисдикции в системе российского судопроизводства. В роли судов первой (в некоторых случаях — второй) инстанции подразумеваются районные суды. Выше районных по иерархии считаются областные (краевые, республиканские) суды, которые рассматривают апелляционные жалобы на решения нижестоящих судов. Возглавляет иерархию судов общей юрисдикции Верховный Суд Российской Федерации. Коллегии судей этого органа принимают решения по кассационным жалобам на решения средних инстанций судебной системы.
В некоторых случаях роль первой инстанции могут выполнять мировые судьи, которые проживают на определенной территории, владеют основными теоретическими знаниями.
Суды общей юрисдикции могут начинать судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и другим делам.
Полномочия и система конституционных и арбитражных судов
Система этих судов похожа, потому что есть всего лишь две ступени. Действуют конституционные и арбитражные суды на уровне субъектов Федерации. Высшими инстанциями по Конституции считаются Конституционный Суд РФ и Верховный арбитражный суд РФ.
Вопреки схожести систем, полномочия у судебных инстанций разительно отличаются. Конституционные суды по своей компетенции рассматривают законы и подзаконные акты, принятые органами законодательной и исполнительной власти. Арбитражные суды рассматривают споры между юридическими лицами.
Президент: порядок избрания и полномочия
Россия — это очень централизованная республика, поэтому президент стоит в центре системы власти. По статусу президент — это глава государства. Он представляет государство на внешней арене.
Президент выбирается сроком на 6 лет путем прямого, тайного избирательного права всем населением государства. Отстранение от должности возможно только путем импичмента.
Президент может влиять как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государства. Полномочия президента распространяются на такие сферы:
- исполнительную власть;
- право законодательной инициативы;
- сферу безопасности и т. д.
Заключение
Виды власти, государственного управления — это всего лишь формы государственной власти. Каждая ветвь власти путем реализации своих полномочий как бы сдерживает остальные две ветви от монополизации всей власти в своих руках.
Итак, в России существует 3 вида государственной власти: судебная, законодательная, исполнительная. Именно такое соединение видов власти на сегодняшний день идеальное.