Какие цели преследует программа москвы безопасный город
Перейти к содержимому

Какие цели преследует программа москвы безопасный город

  • автор:

Приложение. Государственная программа г. Москвы "Безопасный город"

22 февраля, 4 сентября 2012 г., 10 сентября 2013 г., 10 июня 2014 г., 13 мая 2015 г., 10 октября 2016 г., 28 марта 2017 г., 27 марта 2018 г., 26 марта 2019 г.

Паспорт
Государственной программы города Москвы «Безопасный город»

Наименование Государственной программы города Москвы

Цели Государственной программы города Москвы

Комплексное обеспечение безопасности населения и объектов на территории города Москвы, в том числе:

— защита личности, общества и государства от противоправных посягательств;

— снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение защиты населения и территорий города Москвы от угроз природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

— повышение готовности органов исполнительной власти города Москвы по вопросам мобилизационной подготовки экономики

Конечные результаты Государственной программы города Москвы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы

Наименование конечного результата

2019 год, прогноз

2020 год, прогноз

2021 год, прогноз

Доля населения, удовлетворенного уровнем обеспечения безопасности и правопорядка в городе Москве (процент от числа опрошенных)

Задачи Государственной программы города Москвы

1. Координация деятельности органов исполнительной власти города Москвы и правоохранительных органов по комплексному обеспечению безопасности в городе Москве.

2. Противодействие терроризму, поддержание уровня антитеррористической защищенности критически важных объектов города Москвы в соответствии с нормативными требованиями.

3. Обеспечение охраны общественного порядка, предупреждение правонарушений и противодействие незаконной миграции.

4. Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы и состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

5. Ежегодное снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий.

6. Обеспечение оперативного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на водных объектах.

7. Обеспечение и поддержание высокой готовности сил и средств системы гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

8. Повышение готовности органов исполнительной власти города Москвы по вопросам мобилизационной подготовки экономики.

9. Развитие цифровой материально-технической базы правоохранительных органов

Координатор Государственной программы города Москвы

Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы

Ответственные исполнители подпрограмм

Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы,

Департамент по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы,

Управление делами Мэра и Правительства Москвы,

Департамент информационных технологий города Москвы

Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы,

Департамент здравоохранения города Москвы,

Департамент культуры города Москвы,

Департамент городского имущества города Москвы,

Департамент образования и науки города Москвы,

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы,

Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы,

Департамент развития новых территорий города Москвы,

Департамент финансов города Москвы,

Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы,

Комитет общественных связей и молодежной политики города Москвы,

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы,

Департамент спорта города Москвы,

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы,

Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы,

Департамент строительства города Москвы,

Департамент торговли и услуг города Москвы,

Департамент информационных технологий города Москвы,

Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы,

Департамент капитального ремонта города Москвы,

Департамент градостроительной политики города Москвы,

Департамент культурного наследия города Москвы,

Объединение административно-технических инспекций города Москвы,

префектура Восточного административного округа города Москвы,

префектура Западного административного округа города Москвы,

префектура Зеленоградского административного округа города Москвы,

префектура Северного административного округа города Москвы,

префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы,

префектура Северо-Западного административного округа города Москвы,

префектура Центрального административного округа города Москвы,

префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы,

префектура Юго-Западного административного округа города Москвы,

префектура Южного административного округа города Москвы,

префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы

Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы

Наименование Государственной программы города Москвы

Расходы (тыс. рублей)

2019 год, прогноз

2020 год, прогноз

2021 год, прогноз

бюджет города Москвы

средства федерального бюджета

средства юридических и физических лиц

Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы

1. Характеристика текущего состояния в сфере обеспечения общественной безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах

Город Москва — столица и субъект Российской Федерации, в котором проживает более восьми процентов населения страны, является политическим, административным, промышленным, транспортным, финансовым, научным и культурным центром Российской Федерации. На территории столицы находятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти города Москвы и Российской Федерации. Москва является крупным промышленно-производственным центром, в городе насчитывается свыше 10 тыс. промышленных предприятий, в том числе 19 радиационно-, 40 химически- и 6 биологически-опасных объектов, 45 взрывопожароопасных объектов, около 5 тыс. образовательных организаций, около 3 тыс. учреждений культуры, большое количество финансово-кредитных организаций.

Обеспечение безопасности города Москвы не только как столицы и субъекта Российской Федерации, но и как крупнейшего города страны с более чем двенадцатимиллионным населением является необходимым условием жизни и деятельности его жителей, соблюдения их законных прав и свобод, эффективного функционирования системы управления, экономики, городского хозяйства, транспорта и связи, развития социальной и духовной сфер общества.

На безопасность жителей и гостей столицы, объектов ее инфраструктуры, а также на психологический климат в городе и привлекательность города Москвы как центра деловой активности и туризма негативное воздействие оказывают следующие факторы:

— нацеленность на московский регион международных террористических организаций;

— интенсивность миграционных потоков из ближнего зарубежья и государств Центральной Азии и, как следствие, легализация в московском регионе лиц, принимавших участие в незаконных вооруженных формированиях на территории иностранных государств и причастных к террористической деятельности;

— распространение радикальной, экстремистской и террористической идеологии с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.

Особого внимания в части антитеррористической защищенности требуют объекты транспорта и транспортной инфраструктуры, жизнеобеспечения города, особо опасные производства, места массового пребывания людей.

В силу ряда условий, таких как статус столицы, высокий уровень жизни, город Москва является центром притяжения для организованных групп и преступных сообществ, осуществляющих незаконный оборот наркотиков.

Опасным явлением для общества является вовлечение в противоправную деятельность несовершеннолетних. Несмотря на целенаправленную профилактическую работу, проблема остается актуальной.

Особое беспокойство вызывает рецидивная преступность в городе Москве.

Москва продолжает оставаться центром концентрации мигрантов на территории страны, в этой связи в течение ряда лет наиболее сложными для столичного мегаполиса остаются вопросы контроля за соблюдением миграционного законодательства.

Значительное влияние на безопасность жителей столицы и ее гостей оказывает ситуация на улично-дорожной сети города. Год от года растет количество автотранспортных средств.

Остается острой проблема по обеспечению пожарной безопасности на объектах города Москвы.

Сложная обстановка сохраняется на водоемах города Москвы, где происходят аварии и происшествия с судами, последствиями которых являются загрязнение водоемов и гибель людей.

Требуется проведение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности населения, снижению травматизма и гибели людей на водных объектах, для чего необходимо строительство и реконструкция спасательных станций на водных объектах, оснащение подразделений спасателей современными плавательными средствами, водолазным и спасательным снаряжением.

Для решения перечисленных вопросов и реализации задач по обеспечению общественной безопасности, предупреждению чрезвычайных ситуаций в городе Москве используется комплексный подход по профилактике правонарушений и борьбы с преступностью, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В городе Москве сформированы и действуют Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений при Правительстве Москвы, Антинаркотическая комиссия в городе Москве, Антитеррористическая комиссия города Москвы, постоянно действующее Координационное совещание по обеспечению правопорядка в городе Москве, Совет при Мэре Москвы по противодействию коррупции, Межведомственная комиссия Правительства Москвы по азартным играм и лотереям, Московский городской штаба при Правительстве Москвы по координации деятельности в области использования интеллектуальной собственности, контроля за оборотом аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей, противодействия реализации контрафактной продукции в сфере высоких технологий, предупреждения и пресечения несанкционированной торговли, незаконного оборота алкогольной продукции, Комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в городе Москве.

Создана и функционирует Московская городская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — МГСЧС).

Совместная целенаправленная деятельность органов исполнительной власти города Москвы, ГУ МВД России по г. Москве, УФСБ России по г. Москве и Московской области, Главное управление МЧС России по г. Москве (далее — ГУ МЧС России по г. Москве), других правоохранительных органов, реализация мероприятий по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью и обеспечению безопасности граждан в городе Москве позволили сохранить устойчивую тенденцию роста доли населения города, удовлетворенного уровнем обеспечения безопасности и правопорядка в городе Москве, снизить количество криминальных происшествий и деструктивных событий.

В 2018 году по сравнению с 2017 годом отмечено снижение:

— на 10,2 процента количество грабежей;

— на 12,6 процента количество разбойных нападений;

— на 3,8 процента количество преступлений, связанных с умышленным причинением вреда здоровью;

— на 3,5 процента количество преступлений, совершенных в общественных местах;

— на 4,5 процента количество преступлений, совершенных на улицах;

— на 24,8 процента краж из квартир;

— на 23,8 процента краж транспортных средств.

Правительство Москвы оказывает значительную поддержку правоохранительным органам и частям пожарно-спасательного гарнизона города Москвы в части укрепления материально-технической базы. Указанные органы комплектуются современной специализированной техникой и автотранспортом, оборудованием связи, снаряжением. В рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы построено 30 объектов, а также отремонтировано более 300 объектов.

К 2018 году укомплектованность пожарно-спасательного гарнизона города Москвы составила 98 процентов от установленных норм, при этом доля современных видов техники, пожарно-технического вооружения и оборудования составила 85 процентов от общего количества, увеличилась техническая надежность пожарной техники.

На территориях Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы отремонтировано 7 пожарных депо, построено 22 вертолетные площадки, оборудовано 141 место для забора воды из открытых водоисточников, осуществлена замена 624 пожарных гидрантов. Дополнительно создано 12 городских пожарно-спасательных отрядов и 1 поисково-спасательный водолазный отряд, численность пожарных и спасателей в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы увеличена в 3 раза.

Внедрение в деятельность пожарно-спасательного гарнизона города Москвы цифровых технологий позволило автоматизировать процесс приема и обработки сообщений о чрезвычайных ситуациях, в результате чего сокращено время реагирования пожарных и спасателей на 16 процентов.

В городе Москве создана и введена в промышленную эксплуатацию комплексная система оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Система обеспечивает доведение сигналов оповещения и информирования через электросиренные установки и уличную звукофикацию, радио, телевидение, сотовую связь и иные средства. К 2018 году региональной системой оповещения населения охвачено 100 процентов территории города Москвы.

Обеспечен механизм гарантированного восстановления утраченных или пришедших в непригодное состояние документов для организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

За счет проведения профилактических работ, усиления государственного пожарного надзора, обеспечения современным материально-техническим оснащением пожарно-спасательного гарнизона города Москвы достигнуто снижение на 5 процентов количества пожаров в жилых помещениях и надворных постройках.

Проведена работа по оборудованию вновь создаваемых мест купания на водоемах города Москвы и организации дежурства спасательной службы на них. В результате коэффициент гибели людей на водных объектах города Москве в расчете на 100 тыс. населения по итогам 2018 года составил 0,44 и является самым низким в стране (средний показатель по России — 2,18).

Опыт реализации задач по обеспечению безопасности города Москвы в предыдущие годы привел к выводу о необходимости продолжения комплексной работы по всестороннему обеспечению безопасности жителей и гостей столицы.

В целях комплексного обеспечения безопасности населения и объектов на территории города Москвы разработана Государственная программа города Москвы «Безопасный город» (далее — Государственная программа), реализуемая на период 2019 — 2021 годов.

В рамках ее реализации должны быть выполнены задачи, направленные:

— на противодействие терроризму в городе Москве, повышение антитеррористической защищенности населения, критически важных объектов;

— на предупреждение правонарушений на территории города Москвы;

— на обеспечение охраны общественного порядка в городе Москве;

— на снижение рисков возникновения деструктивных событий — чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий на водных объектах (далее — деструктивные события);

— повышение готовности органов исполнительной власти города Москвы по вопросам мобилизационной подготовки экономики.

2. Прогноз развития в сфере обеспечения общественной безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и планируемые макроэкономические показатели Государственной программы

Вопросы безопасности граждан всегда были и остаются одними из приоритетных направлений деятельности государства. Реализация государственной политики в области противодействия преступности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов города Москвы.

Условия и тенденции социально-экономического развития города Москвы в ближайшие годы, а именно: прогнозируемые темпы роста промышленного производства, жилищного строительства, реализация программ развития энергетики, транспортного комплекса города Москвы, развитие материальной базы системы здравоохранения и образования города Москвы, а также другие факторы развития позволяют определить систему целей, задач и методов реализации мероприятий в области предупреждения правонарушений, чрезвычайных ситуаций, развития гражданской обороны, защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Применение программно-целевого метода обеспечения безопасности города Москвы позволит осуществить:

— формирование и развитие приоритетных направлений профилактики правонарушений, снижение тяжести последствий преступлений;

— координацию деятельности территориальных органов правоохранительных органов Российской Федерации, органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности города;

— реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество преступлений, а также деструктивных событий.

На реализацию Государственной программы существенное влияние будет оказывать совокупность факторов внутреннего и внешнего характера. В зависимости от них возможны два сценария выполнения Государственной программы — реалистический и пессимистический.

Реалистический сценарий предполагает, что:

— политическая и экономическая ситуация в стране и городе стабильная;

— социальная напряженность в обществе относительно низкая;

— аварийность на промышленных объектах и транспорте находится в пределах среднестатистических показателей.

В этом случае выполнение программных мероприятий позволит достичь поставленной программной цели.

Пессимистический сценарий предполагает:

— неблагоприятную экономическую ситуацию в стране и в городе;

— социальную напряженность в обществе;

— риск аварийности на промышленных объектах и транспорте выше среднестатистических показателей.

Наличие этих неблагоприятных факторов могут привести к снижению эффективности Государственной программы в целом.

По предварительным оценкам, реализация программных мероприятий должна привести к:

— повышению доли населения города Москвы, удовлетворенного уровнем обеспечения безопасности и правопорядка в городе Москве;

— снижению количества преступлений, совершаемых на улицах, в местах массового пребывания и отдыха граждан, количества тяжких и особо тяжких преступлений;

— поддержанию критически важных объектов инфраструктуры города Москвы, оборудованных инженерно-техническими средствами обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, на уровне 100 процентов технической готовности;

— минимизации нарушений миграционного законодательства;

— сокращению количества людей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях;

— снижению количества деструктивных событий;

— оснащенности подразделений пожарно-спасательного гарнизона города Москвы современными видами техники, пожарно-техническим вооружением, оборудованием, средствами индивидуальной защиты;

— повышению готовности объектов мобилизационного назначения;

— развитию цифровой материально-технической базы правоохранительных органов.

3. Цели и задачи Государственной программы

Целью Государственной программы является комплексное обеспечение безопасности населения и объектов на территории города Москвы, в том числе:

— защита личности, общества и государства от противоправных посягательств;

— снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение защиты населения и территорий города Москвы от угроз природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

— повышение готовности органов исполнительной власти города Москвы по вопросам мобилизационной подготовки экономики.

Условиями достижения целей Государственной программы является решение следующих задач:

— координация деятельности органов исполнительной власти города Москвы и правоохранительных органов по комплексному обеспечению безопасности в городе Москве;

— противодействие терроризму, поддержание уровня антитеррористической защищенности критически важных объектов города Москвы в соответствии с нормативными требованиями;

— обеспечение охраны общественного порядка, предупреждение правонарушений и противодействие незаконной миграции;

— ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы и состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях;

— ежегодное снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий;

— обеспечение оперативного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на водных объектах;

— обеспечение и поддержание высокой готовности сил и средств системы гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

— повышение готовности органов исполнительной власти города Москвы по вопросам мобилизационной подготовки экономики;

— развитие цифровой материально-технической базы правоохранительных органов.

В полном объеме цели и задачи Государственной программы отражены в паспортах подпрограмм (приложение 1 к Государственной программе).

Для решения вопросов в сфере обеспечения комплексной безопасности города Москвы привлекаются граждане и общественные объединения, учитываются их инициативы по наиболее актуальным вопросам.

Особенностью Государственной программы является необходимость осуществления совместных действий на территории города Москвы субъектов обеспечения безопасности городского и федерального уровней.

4. Сроки и этапы реализации Государственной программы с указанием плановых значений конечных результатов

Этап реализации Государственной программы и ее подпрограмм с 01.01.2019 по 31.12.2021.

Прогнозные значения конечных результатов приведены в паспортах подпрограмм Государственной программы (приложение 1 к Государственной программе).

5. Обоснование состава и значений конечных результатов Государственной программы и подпрограмм

В качестве целевых показателей оценки хода выполнения Государственной программы используются: доля населения, удовлетворенного уровнем обеспечения безопасности и правопорядка в городе Москве; обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий; снижение в процентах к 2019 году количества деструктивных событий на 100 000 населения.

Показатели Государственной программы, подпрограмм и непосредственный результат основных мероприятий приведены в приложении 2 к Государственной программе.

6. Перечень подпрограмм Государственной программы

Для реализации целей и задач, указанных в разделе 3 настоящей Государственной программы, структура Государственной программы разделена на 4 подпрограммы:

— «Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений» (далее — подпрограмма 1) (таблица 1 приложения 1 к Государственной программе);

— «Предупреждение чрезвычайных ситуаций, развитие гражданской обороны, защита населения и территорий города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (далее — подпрограмма 2) (таблица 2 приложения 1 к Государственной программе);

— «Мобилизационная подготовка экономики» (далее — подпрограмма 3) (таблица 3 приложения 1 к Государственной программе);

— «Внедрение цифровых технологий для обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений» (далее — подпрограмма 4) (таблица 4 приложения 1 к Государственной программе);

Конечные показатели подпрограмм приведены в приложении 2 к Государственной программе.

7. Краткое описание подпрограмм Государственной программы

Мероприятия подпрограммы 1 направлены на:

— обеспечение охраны общественного порядка, предупреждение правонарушений на территории города Москвы и противодействие незаконной миграции;

— профилактику предупреждения экстремизма, религиозной и расовой нетерпимости.

— профилактику правонарушений в жилом секторе, на улицах города Москвы и профилактику пожарной безопасности;

— ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы и состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях;

— выявление и пресечение правонарушений в сфере производства, оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— противодействие терроризму, поддержание уровня антитеррористической защищенности населения, критически важных объектов города Москвы в соответствии с нормативными требованиями;

— снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий;

— укрепление материально-технической базы общественных формирований, участвующих в обеспечении общественного порядка, подразделений правоохранительных органов.

Мероприятия подпрограммы 2 направлены на:

— развитие системы гражданской обороны города Москвы;

— обеспечение функционирования служб в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— снижение количества деструктивных событий;

— оснащение, содержание и обслуживание систем связи, оповещения и автоматизированных систем Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы и подведомственных ему государственных учреждений города Москвы, ГУ МЧС России по г. Москве, его территориальных подразделений, пожарных частей федеральной противопожарной службы, организаций, руководство деятельностью которых в соответствии с их учредительными документами осуществляет ГУ МЧС России по г. Москве;

— развитие и эксплуатация системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в городе Москве (система-112);

— увеличение доли современных видов техники, вооружения и оборудования в оснащении пожарно-спасательного гарнизона города Москвы;

— наращивание страхового фонда документации для обеспечения проведения и организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций в городе Москве;

— совершенствование и функционирование систем оперативного управления в чрезвычайных ситуациях, мониторинга, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций;

— развитие и совершенствование системы подготовки и обучения пожарных и спасателей, информирование и подготовка населения города Москвы в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, а также обучение мерам пожарной безопасности;

— поддержание в постоянной готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий города Москвы от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» мероприятия подпрограммы 3 содержат сведения, отнесенные к государственной тайне.

В подпрограмму 4 включены мероприятия, направленные на оснащение подразделений правоохранительных органов современной вычислительной техникой и специальным оборудованием.

Конкретные мероприятия, реализуемые в рамках Государственной программы, значения планируемых натуральных показателей отражены в приложении 2 к Государственной программе.

В реализации ряда мероприятий Государственной программы принимают участие ГКУ города Москвы «Московская безопасность», ГБУ города Москвы «Московский исследовательский центр», ГКУ города Москвы «Московский городской штаб народной дружины», ГКУ города Москвы «Московский городской совет общественных пунктов охраны порядка», ГКУ города Москвы «Пожарно-спасательный центр», ГКУ города Москвы «Московский авиационный центр», ГКУ города Москвы «Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах», ГКУ дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города Москвы» и другие.

Кроме того, в реализации мероприятий Государственной программы участвуют ГУ МВД России по г. Москве, Росгвардия, ГУ МЧС России по г. Москве, УФСБ по г. Москве и Московской области, УТ МВД России по ЦФО, УФСИН России по г. Москве, УФССП России по Москве, ФГБУ «Федеральный исследовательский центр психиатрии и наркологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, иные органы государственной власти и общественные организации города Москвы (в пределах возложенных полномочий).

В реализации мероприятий подпрограммы 3 принимают участие ГУП «Специальное предприятие при Правительстве Москвы», Казенное предприятие города Москвы «Московский научно-технический центр «Регион» при Правительстве Москвы».

8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы и подпрограмм

При планировании ресурсного обеспечения Государственной программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере города, высокая социальная значимость обеспечения безопасности в городе Москве, а также реальная возможность ее решения при поддержке органов исполнительной власти города Москвы.

Финансирование мероприятий Государственной программы осуществляется в соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации в этой сфере.

Объемы финансирования определяются главными распорядителями бюджетных средств и исполнителями мероприятий Государственной программы и уточняются ежегодно при формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый год.

Кроме того, привлечены собственные средства организаций, антитеррористическая защищенность объектов которых обеспечивается в рамках Государственной программы.

Также для реализации мероприятий могут быть привлечены внебюджетные финансовые средства и иные поступления, если их использование не противоречит законодательству Российской Федерации.

Объем финансирования Государственной программы, подпрограмм и мероприятий по годам реализации отражены в приложениях 3, 3 (1), 4 к Государственной программе.

9. Характеристика мер правового регулирования в сфере безопасности и борьбы с преступностью

Государственное правовое регулирование в сфере безопасности, предупреждения и пресечения преступлений обеспечивается нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.

— Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;

— Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

— Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности»;

— Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

— Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;

— Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. N 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка»;

— Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

— Указ Президента России от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

— Закон города Москвы от 19 марта 2008 г. N 14 «О системе профилактики правонарушений в городе Москве».

— Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

— Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

— Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

— Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

— Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации»;

— Закон города Москвы от 5 ноября 1997 г. N 46 «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

— Закон города Москвы от 12 марта 2008 г. N 12 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей города Москвы»;

— Закон города Москвы от 12 марта 2008 г. N 13 «О пожарной безопасности в городе Москве».

— Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении»;

— Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне»;

— Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне»;

— Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

— нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Мэра Москвы и Правительства Москвы в области мобилизационной подготовки и мобилизации, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

— Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

— Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности»;

— Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

— Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;

— Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;

— Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. N 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка»;

— Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

— Закон города Москвы от 19 марта 2008 г. N 14 «О системе профилактики правонарушений в городе Москве».

Правовую базу, необходимую для реализации Государственной программы составляют и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы, устанавливающие правовые основы обеспечения безопасности личности, общества, государства, определяющие систему безопасности и ее функции, порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности.

10. Методы оценки эффективности и результативности реализации Государственной программы

В целях оценки эффективности мероприятий Государственной программы, а также проведения в оперативном порядке корректировки приоритетов и задач Государственной программы разрабатывается система мониторинга, контроля и оценки результатов.

В качестве критериев оценки эффективности мероприятий Государственной программы используются индикаторы и показатели Государственной программы, которые приводятся в приложениях к Государственной программе. Индикаторы, выраженные в процентах, показывают основные тенденции в области совершенствования системы обеспечения безопасности и повышения ее уровня.

Эффективность реализации Государственной программы определяется степенью достижения показателей и задач Государственной программы.

Основным показателем эффективности Государственной программы является доля населения, удовлетворенного уровнем обеспечения безопасности и правопорядка в городе Москве (процент от числа опрошенных) и рассчитывается по формуле:

Д — Доля населения, удовлетворенного уровнем обеспечения безопасности и правопорядка в городе Москве (процент от числа опрошенных);

КОП — количество опрошенных граждан, давших положительный ответ;

ОКО — общее количество опрошенных граждан.

Методика оценки эффективности и результативности Государственной программы осуществляется в соответствии со следующим порядком и учитывает:

— степень достижения целей и решения задач Государственной программы в целом и ее подпрограмм;

— степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета города Москвы;

— степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации.

Показатель степени достижения целей и решения задач Государственной программы в целом рассчитывается по формуле (для каждого года реализации Государственной программы):

— значение показателя степени достижения целей и решения задач Государственной программы в целом;

n — число показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Государственной программы (в расчете участвуют показатели 1-го уровня Государственной программы);

— соотношение фактического и планового значения k-го показателя (индикатора) достижения целей и решения задач Государственной программы.

Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм Государственной программы учитывает показатели (индикаторы) эффективности Государственной программы, показатели степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации и рассчитывается согласно формуле:

— значение показателя степени достижения целей и решения задач i-й подпрограммы;

— число показателей (индикаторов) i-й подпрограммы (в расчете участвуют показатели уровня подпрограмм);

— соотношение фактического и планового значения k-го показателя (индикатора) достижения целей и решения задач i-й подпрограммы, т. е. фактически показатели степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации.

Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета города Москвы рассчитывается согласно формуле:

ЭИС — эффективность использование средств бюджета города Москвы;

— запланированный объем затрат из средств бюджета города Москвы на реализацию Государственной программы;

— фактический объем затрат из средств бюджета города Москвы на реализацию Государственной программы.

Общая эффективность и результативность Государственной программы определяется по формуле:

ПР — эффективность и результативность Государственной программы;

— значение показателя степени достижения целей и решения задач Государственной программы в целом;

ЭИС — эффективность использования средств бюджета города Москвы.

В случае если значение ПР превышает единицу, это свидетельствует о высокой эффективности и результативности Государственной программы.

Приложение 1. Паспорта подпрограмм Государственной программы г. Москвы "Безопасный город"

Приложение 2. Сведения о прогнозных значениях натуральных показателей Государственной программы г. Москвы "Безопасный город"

Приложение 3. Финансовое обеспечение Государственной программы г. Москвы "Безопасный город" за счет средств бюджета г. Москвы

Приложение 3(1). Финансовое обеспечение мероприятий Государственной программы г. Москвы "Безопасный город", реализованных в отчетном финансовом году

Приложение 4. Объем финансовых ресурсов Государственной программы г. Москвы "Безопасный город"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Безопасный город

Что это такое? Безопасный город – это современная концепция проживания в городских агломерациях, а также реализуемый на практике аппаратно-программный комплекс. АПК представляет собой систему со сложной структурой и многочисленными компонентами.

В чем суть концепции? Работу АПК, как правило, координирует оперативно-технический центр (ОТЦ), куда поступают и где анализируются данные с сотен различных источников: камер видеонаблюдения, транспорта, средств экстренного оповещения и т. д.

Факторы, негативно влияющие на безопасность города как среды

В советские времена на карте нашей страны появилось много новых населенных пунктов, в том числе городов и рабочих поселков. В основном это было связано с нуждами промышленности, и особенно быстрыми темпами развивались поселения, на территории которых находились крупные производственные объекты. Дух коммунизма ярко отражался на внешнем облике городов – их архитектуре и планировке.

Главное внимание тогда уделялось выполнению планов строительных работ, возведению за короткие сроки максимальных площадей жилья, и вопрос об удобстве для проживания стоял не на первом месте.

Факторы, негативно влияющие на безопасность города как среды

В 1990-е годы обустройство большинства российских городов замедлилось из-за экономических сложностей, а во многих населенных пунктах и вовсе наметилась деградация, выражавшаяся в уменьшении численности населения и обветшании инфраструктуры.

Без поддержки государства возведение и развитие городов, как правило, невозможно, но при этом нельзя упускать из вида и население, которое имеет свои интересы и потребности и вправе рассчитывать быть услышанным властями.

Бюджетные ограничения существовали всегда, и это накладывает серьезный отпечаток на преобразование городского пространства. Особенно печальная картина наблюдалась в конце прошлого века, когда наиболее заметными явлениями стали застройка публичных площадей из-за стремления местных администраций к монетизации своих прав, резкое снижение финансирования культурных учреждений, приводящее к их упадку и закрытию, распространение вандализма, ухудшение качества дорог, проблемы с уличным освещением и т. д.

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Валентин Белоусов

pdf иконка

10 шагов, которые помогут выбрать добросовестного подрядчика

Поможет сохранить бюджет и уложиться в сроки проекта

Уже скачали 11 507 уже скачали

Последние два десятилетия отмечаются позитивные перемены, и большинство российских городов похорошели. Однако есть куда стремиться дальше, и многое зависит от профессионализма муниципальных властей, их способности умело распорядиться имеющимися ресурсами.

Городское пространство практически в любой стране, в том числе и в России, обладает своим колоритом, который отражает исторические, религиозные, этнические и культурные особенности местности.

При этом среда должна быть комфортной для самих жителей, и здесь необходимо находить компромиссы. Скажем, исторический центр требует бережного к себе отношения, и не следует уродовать старые уголки бросающимся в глаза новоделом. Однако это не значит, что население таких районов должно жить, как 100 лет назад, без доступа к благам современной цивилизации. Нужно комбинировать, учитывая как эстетические, так и прагматичные факторы.

Одной из масштабных задач по развитию пространства городов России является обеспечение комфорта и безопасности для их обитателей.

Суть концепции безопасного города

Темп современной жизни нарастает, что особенно ощущается в крупных городах. Расширяются территориальные границы, усложняется инфраструктура, увеличивается число систем, входящих в состав городского хозяйства. Одновременно ставится цель по формированию единого информационно-управляющего комплекса, который бы позволял отслеживать и направлять протекающие процессы.

Особенно это актуально для мегаполисов, само существование которых сейчас зависит от наличия эффективной техногенной среды. Это касается и создания новейших систем безопасности, которые должны быть способны контролировать все компоненты городской инфраструктуры и наблюдать за происходящими событиями. К примеру, подобным комплексам необходимо уметь предотвращать чрезвычайные ситуации, а при их наступлении обеспечивать быстрые ответные меры.

Поскольку любой значительный город представляет собой сложную, разнородную и при этом динамично развивающуюся инфраструктуру, то к сфере безопасности предъявляются особые требования. Прежде всего, это надежность, устойчивость и способность бесперебойно работать в круглосуточном режиме.

Примером автоматизированной системы для выполнения данных задач является программа «Безопасный город», в состав которой входят программно-аппаратные средства и организационные меры для функционирования видеоохраны, технической безопасности, а также для комплексного управления объектами жилищно-коммунального хозяйства в общегородских масштабах.

Задачи АПК «Безопасный город»

«Безопасный город» представляет собой совокупность технических и программных средств, облегчающих работу городских ведомств и служб по предотвращению и устранению последствий явлений, угрожающих жизни и здоровью граждан, а также ухудшающих условия проживания в населенном пункте. К их числу относятся разнообразные аварии (на электросетях, тепловых магистралях и т. д.), выбросы вредных для человека веществ, пожары, подтопления, криминальные ситуации и многое другое.

Задачи АПК «Безопасный город»

Программно-аппаратный комплекс «Безопасный город» преследует следующие цели:

  1. Сформировать единую коммуникационную платформу для муниципальных органов, обеспечить межведомственное взаимодействие по устранению рисков общественных опасностей.
  2. Ввести общие функциональные и технические требования к средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных угроз безопасности городского пространства, их прогнозирование и предупреждение, а также на построение схем реагирования на угрозы.
  3. Обеспечить информационный обмен между участниками всех действующих программ федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности. На практике это выглядит как создание единого информационного пространства с разграничением прав доступа для разных пользователей.
  4. Включить в вышеупомянутое информационное пространство, охватывающее вопросы безопасности, все заинтересованные структуры федерального, регионального и муниципального уровней.
  5. Разрабатывать и вводить дополнительные инструменты, направленные на оптимизацию работы муниципальных систем мониторинга состояния общественной безопасности;
  6. Выстраивать и развивать системы, позволяющие проводить ситуационный анализ симптомов и причин дестабилизации обстановки, а также прогнозировать существующие и потенциальные угрозы безопасности населению муниципального образования.

Комплекс отличает человекоориентированный подход. Это заключается в том, что самой главной ценностью системы «Безопасный город», реализуемой в масштабах всей России, являются интересы населения и уровень качества его жизни. Кроме того, осуществление данной программы способствует более стабильному социально-экономическому развитию территории, что позитивно скажется на материальном благосостоянии граждан.

Составной частью АПК «Безопасный город» являются нормативные правовые акты и регламенты межведомственного взаимодействия, которые направлены на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и ключевым факторам среды обитания.

Элементы комплекса вот уже несколько лет планомерно внедряются на территории регионов Российской Федерации. С помощью АПК координируются действия различных служб и ведомств, как государственных, так и муниципальных, создаются инструменты для сбора и аналитики данных о городском пространстве, на основе которых принимаются административные решения, влияющие на повседневную жизнь миллионов наших сограждан.

Ключевыми пользователями системы являются операторы единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС). В зависимости от характера ситуации, местоположения, уровня опасности и других критериев они привлекают к решению возникающих проблем ведомственные службы и организации.

Основные участники взаимодействия при реагировании на угрозы:

  • муниципальные ЕДДС;
  • региональные мониторинговые центры – центры управления в кризисных ситуациях субъекта;
  • подразделения экстренных служб: полиция, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, структуры МЧС, аварийная служба газа и др.;
  • городские службы жилищно-коммунального и природоохранного характера;
  • диспетчерские пункты предприятий и учреждений.

Возможности «Безопасного города» масштабны, и система имеет несколько взаимосвязанных направлений деятельности: безопасность городской инфраструктуры, безопасность на транспорте, в сфере экологии, поддержание общественного порядка и т. д.

3 главных принципа построения системы безопасного города

Система безопасного города строится на трех фундаментальных принципах, которые носят объективный и универсальный характер.

Принцип 1. Оправданность практической деятельности

Исходным положением является идея, что необходимо соотносить пользу и возможный ущерб от любого действия. Соответственно, если урон будет больше, то мероприятие сразу теряет свое оправдание.

Также возможна ситуация, когда общественные и частные интересы вступают в противоречие друг с другом. В этом случае необходимо учитывать следующие условия:

  • даже если действие несет благо всему обществу, но при этом создает чрезмерные угрозы для отдельной личности, оно становится неоправданным риском;
  • в жизни людей всегда присутствуют определенные риски, в том числе связанные с родом их деятельности, и целью должна быть минимизация опасностей, помещение рисков в пределы допустимых значений;
  • при расчете общей суммы расходов на те или иные мероприятия должны учитываться требования по обеспечению безопасности всех жителей, чьи интересы это затрагивает. Планирование защитных мер от рисков необходимо осуществлять таким образом, чтобы это соответствовало как общественному благу, так и охране прав граждан.

Принцип 2. Оптимизация защиты

Сначала определимся с тактической целью управления – под ней понимается максимизация выгоды, которую получает все общество от каких-либо мероприятий. Повышение уровня защиты способствует стабилизации всех видов деятельности. Люди оказываются в состоянии большего физического, социального и душевного комфорта, что в конечном итоге положительно влияет на среднюю продолжительность жизни.

3 главных принципа построения системы безопасного города

Получается, что ведущий критерий, которым оценивается уровень достижения цели, – это стоимость увеличения срока жизни. Этот показатель имеет социально-экономическую природу, и он должен предусматривать оптимизацию расходов на борьбу с различными видами рисков.

Если система действует успешно, то очевидным результатом должно стать снижение уровня опасностей для всего общества. Разумеется, остаются отдельные люди и социальные группы, например, профессионального характера, которые по объективным причинам подвергаются повышенным рискам. За это они имеют право на определенную компенсацию, и их в любом случае нужно защищать от чрезмерных рисков.

Принцип 3. Обстоятельность

Политика управления рисками эффективна и последовательна лишь в том случае, когда система учитывает весь спектр потенциальных опасностей, причем обществу и каждому отдельному гражданину обеспечивается снижение уровня рисков до допустимого уровня.

С учетом того, что программа «Безопасный город» имеет характер национального проекта, она предполагает взаимодействие между субъектами РФ. Кооперация должна быть выгодной для всех партнеров, и ее задача – способствовать общей цели повышения уровня защиты.

Одним из аспектов системы является ее экономическая составляющая. С одной стороны, реализация комплексных мер требует издержек, но с другой – и ожидаемый эффект выражается в экономических категориях – повышении качества жизни.

Данные принципы должны обязательно приниматься во внимание в процессе разработки стратегии безопасности.

4 компонента системы безопасного города

Выделяются четыре основных блока АПК «Безопасный город»: координация и взаимодействие, безопасность населения и инфраструктуры, безопасность на транспорте и экологическая безопасность.

Координация и взаимодействие

Этот ключевой сегмент, определяющий общие контуры системы и основу ее функционирования, которое невозможно без взаимодействия структур, причастных к сфере безопасности. В этом блоке есть два уровня:

  • Региональная платформа, в рамках которой координируется работа участников системы в масштабе субъекта.
  • Единый центр оперативного реагирования — он создается на уровне муниципалитета и обеспечивает взаимодействие внутригородских пользователей системы.

Данный блок отвечает за все процессы коммуникации и планирования, включая прием и обработку информации о происшествиях, анализ данных и формирование прогнозов развития ситуации, разработку сценариев реагирования на угрозы и т. д.

Безопасность населения и инфраструктуры

Задачей этого блока является обеспечение общественной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. «Безопасный город» позволяет оценивать качество работы городских коммунальных служб, отслеживать состояние инженерных систем, осуществлять мониторинг местных предприятий, на которых используются потенциально опасные для человека технологии. Также система обеспечивает правопорядок, противопожарную защиту и т. д.

В данном сегменте присутствуют различные функциональные подсистемы, которые осуществляют:

  • интеллектуальное видеонаблюдение;
  • оповещение населения;
  • мониторинг объектов инженерной инфраструктуры;
  • мониторинг состояния водоснабжающей сети;
  • пожарную охрану;
  • передачу информации о происшествиях, например тревожные кнопки в общественных местах, и т. д.

Безопасность на транспорте

Этот блок АПК отвечает за безопасность дорожного движения, защищает транспортную инфраструктуру, обеспечивает снижение аварийных ситуаций. Соответственно, в нем выделяются профильные информационные подсистемы, между которыми возможен обмен данными:

  • фото- и видеофиксация нарушений правил дорожного движения;
  • управление маршрутами общественного транспорта;
  • весогабаритный контроль;
  • регулирование дорожного движения;
  • информирование в общественном транспорте;
  • управление парковками и пр.

Безопасность на транспорте

Экологическая безопасность

Данный блок осуществляет мониторинг окружающей среды с участием заинтересованных природопользователей и отраслевых служб. Основные функциональные возможности АПК «Безопасный город» в экологическом сегменте:

  • мониторинг состава атмосферного воздуха;
  • гидрохимический мониторинг;
  • мониторинг состояния почв;
  • лесопожарный мониторинг;
  • дистанционное зондирование земли и аэросъемка;
  • контроль обращения с отходами;
  • контроль техники природоохранных служб;
  • и другие отраслевые подсистемы, связанные со сбором и обработкой информации об окружающей среде.

Структура системы безопасного города

По структуре АПК «Безопасный город» является древовидной моделью. Разберем эту схему на конкретном примере жилого микрорайона. Здесь каждый объект (дом) оборудован техническими системами: видеонаблюдение, датчики учета ресурсов, охранно-пожарная сигнализация, контроль доступа и т. д. Все данные поступают в единый опорный узел, который производит их группировку и анализ. Далее информация из опорных узлов передается на вышестоящий уровень, а именно в оперативно-технический центр (ОТЦ).

Правда, возможны различные варианты построения системы, и промежуточное звено в виде опорных узлов необязательно – тогда данные с объектов сразу идут в ОТЦ. Система «Безопасный город» допускает настройку информационно-организационной структуры исходя из практических нужд конкретного муниципального образования.

Структура системы безопасного города

Технической основой опорного узла является сервер, который предназначен для решения различных задач. В него поступают все сведения от датчиков, камер и прочих устройств, подключенных к системе «Безопасный город», причем аналоговые сигналы преобразуются в цифровую форму. Здесь же вся информация помещается на кратковременное хранение.

Далее сведения транслируются в ОТЦ, который служит долговременным хранилищем данных. Кроме того, в ОТЦ принимается решение о необходимости передачи информации в службы оперативного реагирования в зависимости от того, какая сложилась нештатная ситуация.

Для мегаполисов целесообразно разделение ОТЦ на две структуры. Одна из них – оперативный центр, персонал которого отслеживает информацию с камер видеонаблюдения, сигнальных устройств и средств связи. Целью деятельности этого подразделения является текущий контроль соблюдения уровня безопасности в городе – если он снижается, то к решению проблем подключаются специализированные службы.

Второй же центр занимается техническим и программным обеспечением функционирования системы. В нем размещается дежурный административно-технический персонал, в ведении которого находится все серверное и телекоммуникационное оборудование.

С точки зрения технологий АПК «Безопасный город» является гибридной системой, объединяющей в единый комплекс технические и программные продукты от разных производителей. Интегрированная архитектура дает возможность выполнять системные функции независимо от типа имеющегося оборудования, его производителя и технических характеристик, если они соответствуют установленным требованиям.

Система «Безопасный город» включает в себя фундамент и надстройку. Фундаментом служит программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий совместимость и взаимодействие всех элементов надстройки. Он выполняет администраторские функции, но главным образом дает возможность обмениваться данными между всеми пользователями системы.

Среди требований, которым должен соответствовать программно-аппаратный комплекс, основными являются надежность и возможность наращивать систему в процессе ее функционирования. Распределенная модульная архитектура позволяет достигать этого с помощью разделения системных функций между ядрами, способными действовать автономно.

К примеру, одно ядро «Безопасного города» управляет системой видеонаблюдения, другое – элементами охранно-пожарной сигнализации и т. д. При этом система может легко расширяться присоединением к ней новых объектов. Наличие нескольких ядер повышает жизнеспособность комплекса, поскольку даже выход из строя одного позволяет решать задачи за счет оставшихся.

Подсистемы АПК представляют собой модули, интегрированные в состав комплекса. Такая модель очень эффективна, так как, с одной стороны, возможен выбор индивидуальной конфигурации для конкретного объекта. К примеру, если охранно-пожарная сигнализация не требуется, то к соответствующему ядру подключение не производится – только к тем, которые необходимы. С другой же – легко осуществляется наращивание комплекса путем увеличения числа модулей.

АПК «Безопасный город» умеет не только «видеть» одновременно все происходящее, но и «действовать» по ситуации в рамках разработанных алгоритмов. Интеллектуальная среда включает в себя модели функционирования подсистем при решении задач по обеспечению безопасности. В зависимости от события произойдет определенное реагирование системы, скажем отправка экстренного сообщения с сигналом тревоги в профильные службы, автоматическое включение системы пожаротушения и т. п.

Комплекс «Безопасный город» дает возможность настройки ответных действий при выявлении опасной ситуации, и при этом используются программные средства. Картинка с установленных телекамер анализируется автоматически, и система способна подсказать оператору, где нарушен нормальный ритм процессов. Далее оператор отправляет сигнал дежурному какого-либо ведомства, которое принимает меры для устранения возникшей проблемы. Кроме того, видеоинформация может напрямую пересылаться в подразделения МВД, МЧС, аварийные службы для оценки ситуации.

Преимущества и проблемы внедрения концепции безопасного города

Концепция системы «Безопасный город» основывается на комплексном обеспечении безопасности в городском пространстве. Целевыми индикаторами служат следующие задачи:

  1. Снизить количество преступлений, совершаемых в общественных местах, и повысить их раскрываемость.
  2. Улучшить инвестиционную привлекательность населенного пункта.
  3. На постоянной основе проводить мониторинг ситуации в местах наибольшего скопления людей.
  4. Обеспечить максимально быстрое реагирование на сообщения о любых происшествиях.
  5. Повысить уровень защиты наиболее важных объектов в составе городской инфраструктуры.
  6. Обеспечить защиту частной собственности и гарантировать общественный порядок в жилых секторах.
  7. Улучшить дорожную ситуацию, сократить число ДТП и снизить ущерб от их последствий, активизировать деятельность по розыску угнанных транспортных средств и участвовавших в угоне злоумышленников.

Преимущества и проблемы внедрения концепции безопасного города

Основные функциональные возможности системы «Безопасный город»:

  1. Ведение круглосуточного мониторинга.
  2. Обеспечение взаимодействия с охранными системами.
  3. Аналитический контроль произошедших событий.
  4. Архивация полученных данных.
  5. Фиксация происшествий, создание протокола событий и позиционирование видеокамер при появлении тревоги.
  6. Общий мониторинг поступающей информации.
  7. Дистанционное управление подсистемами.
  8. Централизованное администрирование.
  9. Изменение масштабов комплекса путем подключения новых объектов и модулей, а также расширение функционала.

Комплексный подход, реализованный в системе, позволяет организовать эффективную защиту и контроль на разнообразных объектах и минимизировать вероятность сбоев, вызванных человеческим фактором.

Введение в действие АПК требует внесения изменений в нормативные документы. Помимо прочего, желателен пересмотр даже отдельных положений Жилищного кодекса РФ. Имеются в виду нормы, касающиеся правил застройки, а также использования городских объектов, обеспечивающих общественную безопасность. В случае принятия соответствующих изменений все, кто нуждаются в доступе к актуальной информации об объектах, которые представляют потенциальную опасность для населения, смогут получать сведения на законных основаниях, например, в виде подключения к системе мониторинга.

Подобный контроль позволит повысить эффективность АПК «Безопасный город», поскольку данные о текущем состоянии будут передаваться онлайн в режиме реального времени в профильные структуры. Только таким образом можно предупреждать нештатные ситуации и быстро реагировать на них.

Законодательная база безопасного города

Система «Безопасный город» находится в процессе ее широкомасштабного внедрения. Начало ее разработки относится к 2014 году, и с того времени понимание сущности и задач АПК менялось.

Основные нормативные документы:

  • Постановление Правительства РФ № 39 «О Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием АПК “Безопасный город”» от 20.01.2014.
  • Поручение Президента РФ № Пр-1175 от 27.05.2014 и Правительства РФ от 29.05.2014.
  • Концепции построения и развития АПК «Безопасный город» (утверждена Распоряжением Правительства РФ №2446-р от 03.12.2014).
  • Методические рекомендации по построению и развитию АПК «Безопасный город» в субъектах РФ от 08.12.2016.
  • Единые требования к техническим параметрам сегментов АПК «Безопасный город» № 4516п-П4 от 28.06.2017.

Законодательная база безопасного города

Базовым же документом должен стать Федеральный закон «О единой системе обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды жизнедеятельности “Безопасный город”», проект которого был разработан МЧС России в 2021 г., но на текущий момент остается не внесенным на рассмотрение Государственной Думы.

Кроме того, нормативно-правовое регулирование вопросов, связанных с внедрением комплекса, осуществляется на уровне субъектов в виде региональных постановлений, распоряжений и концепций. Ими определяется ответственность и сфера деятельности ведомств и служб, использующих систему.

На федеральном уровне реализацию государственной программы по построению и развитию АПК «Безопасный город» обеспечивает МЧС России в координации с Межведомственной комиссией (МВК) и Советом главных конструкторов (СГК).

МВК включает в себя представителей 22 федеральных ведомств, и она необходима для выработки общей согласованной концепции системы, требований к ней, а также для решения организационных, финансовых и иных вопросов, к которым имеют отношение органы исполнительной власти на уровне федерации, регионов и муниципальных образований. Эта Комиссия действует на основании Постановления Правительства РФ № 36 от 20.01.2014.

СГК, или рабочая группа, отвечает за выработку единых методических и технических подходов при реализации программы во всех регионах. Нормативной базой являются Положение о Совете главных конструкторов от 13.11.2016 и Регламент Совета главных конструкторов, утвержденный 1.07.2022.

Внедрение АПК «Безопасный город» идет поэтапно, и на портале единой системы можно увидеть, в каких субъектах и городах России она уже принята в промышленную эксплуатацию, а в каких готовится к запуску. Возможности этого комплекса впечатляют уже сейчас, и с развитием умных технологий они будут только расширяться, обеспечивая безопасную и комфортную для жизни городскую среду.

Безопасный город. Как в Москве борются с преступностью

Москва — один из крупнейших мегаполисов, в который традиционно устремляются не только многочисленные гости и туристы, но и лица с криминальными интересами. Ведь здесь большое скопление людей, быстрый темп жизни и есть много возможностей для тех или иных противоправных действий. Поэтому и была продумана концепция проекта «Безопасный город», которая предусматривает борьбу с преступностью и правонарушениями в разных направлениях. И именно она является приоритетным направлением работы столичной мэрии и правительства Москвы.

Недавно в столице сотрудники ФСБ РФ вместе со своими коллегами из МВД задержали 21-летнего гражданина Таджикистана по подозрению в его причастности к группировкам террористического характера, запрещенным в РФ. В частности, правоохранители обвинили молодого человека в том, что он помогал ранее задержанным иностранным гражданам попасть на территорию боевых действий в САР для вступления в ряды международной террористической организации «Джебхат-ан-Нусра» (запрещена на территории РФ).

Операция по задержанию столь опасного преступника подтверждает, что программа «Безопасный город» эффективна и помогает делать Москву максимально спокойным и некриминальным городом.

Заметные результаты

Согласно статистическим данным, регулярно публикуемым МВД, в столице заметно снизился уровень нарушений миграционного законодательства и снизилось число преступлений, которые совершаются жителями других городов. Кроме того, решена одна из давних проблем Москвы — значительная часть рынка труда мигрантов, к которой со стороны жителей города было немало претензий, легализована.

Это стало возможным, отмечают эксперты, во-первых, за счет внедрения миграционной реформы, которую многие называли радикальной. Она включала в себя такие принципиально важные пункты, как введение патентов для трудовых мигрантов, создание эффективной и действительно работающей системы выдворения и закрытия въезда в страну для тех, кто уже попался на нарушении миграционного законодательства. Причем сами мигранты также поняли, что для них преступать закон чревато — это отразилось на их поведении: согласно официальным данным, они реже начали нарушать законодательство. Соответственно, снизилось и число выдворений из страны.

Вопросы миграции

На самом деле, именно вопросам поведения мигрантов уделяется особое пристальное внимание. Так, например, мэр Москвы Сергей Собянин дал поручение полиции в столице вместе с народными дружинами регулярно контролировать ситуацию — они должны своевременно проводить разнообразные мероприятия.

Кроме того, в тесном сотрудничестве с федеральным правительством проводятся мероприятия, нацеленные на сохранение правопорядка в данном вопросе — создаются новые законы, основан едины Миграционный центр. Сегодня у мигрантов, въезжающих на территорию России и в Москву, как наиболее перспективный и интересный для иностранцев город, есть выбор — или они соблюдают все правила и честно играют по ним, т.е. сдают экзамен на знание языка, оформляют все необходимые документы, проходят обязательную медкомиссию, честно работают, уплачивая все налоги и ведут себя добропорядочно, либо им полностью перекрывают въезд в страну, а в случае тяжелейших правонарушений и вовсе отдают под суд. И большинство из мигрантов предпочитают соблюдать правила, установленные российской стороной.

Борьба за порядок

Московские власти разработали и собственные программы, которые позволяют делать город безопаснее. Так, например, одним из направлений было устранение контейнерных рынков и нелегальных ларьков-павильонов, раскинувшихся по городу. В них проживали и трудились тысячи человек, причем далеко не всегда законно пересекших границу.

Также особое внимание в рамках концепции «Безопасного города» уделили и работе с такими традиционно проблемными точками, как вокзалы. А еще разобрались с нелегальными таксистами.

Все меры, принимаемые в рамках проекта, дали свои результаты — уровень преступлений, совершаемых мигрантами, стремится вниз. За последние семь лет в Москве заметно сократилось количество преступлений. Так, например, отмечается, что в два раза меньше зафиксировано убийств, машины стали угонять в 4 раза реже, количество же квартирных краж и вовсе снизилось в 4,5 раза. «По оценкам москвичей, в 2010 году только 30% горожан говорили, что наш город безопасный. Сегодня так считают две трети москвичей» — отметил мэр Москвы Сергей Собянин.

Положительные результаты подчеркивает и начальник главного управления ГУ МВД РФ по Москве Олег Баранов. Он сказал, что система «Безопасный город», работающая в столице, оказывает неоценимую помощь сотрудникам органов правопорядка. С ее помощью в одном только 2018 году удалось раскрыть около 3 000 преступлений. «В их числе 27 убийств, 77 случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 165 разбойных нападений, более 300 грабежей» — сказал Баранов.

В рамках проекта реализуется целый комплекс мероприятий, который позволяет столице стать максимально безопасным и комфортным для жизни городом. Так, это и освещенность улиц, даже в труднодоступных и промышленных районах города, работа народных дружин, патрулирование сотрудниками МВД улиц и дворов и прочие мероприятия. Особняком можно выделить такую современную систему налаживания порядка в городе, как видеофиксация.

Камеры наблюдения

Камерами видеонаблюдения сегодня оборудовано все больше домов, подъездов, дворов и улиц. Современные камеры дают максимально качественную картинку и хороший устойчивый сигнал, за счет чего можно довольно оперативно разыскивать преступников, находящихся в розыске.

К единой городской системе видеонаблюдения подключается всё больше камер.

Система видеофиксации в Москве постоянно совершенствуется — о новых тенденциях в данном направлении говорил Сергей Собянин на расширенном общегородском совещании по вопросам профилактики правонарушений. В этом году камеры на улицах стали еще умнее — их оснащают системой распознавания лиц. «В ближайшее время наши правоохранительные органы перейдут в своей работе на новый уровень информационных технологий. В 2018 году более 40 процентов камер видеонаблюдения заменили на более совершенные. В этом году мы завершим эту работу и создадим впервые систему распознавания лиц, которая будет выявлять преступников, находящихся в розыске». Это был пилотный проект, который показал хорошие результаты. «Первые эксперименты, проведенные в метрополитене и в ряде районов, дали очень хорошие результаты. Десятки преступников, которые были в розыске, найдены и задержаны. Я думаю, эта система сделает город просто недоступным для преступных элементов» — отметил столичный градоначальник.

С помощью камер, как отмечают эксперты и наблюдатели, уже удалось задержать несколько сотен рецидивистов, включая и представителей мигрантов, которые не захотели выполнять правила правопорядка.

Безопасный город. Что это такое? Как получить данные с камер видеонаблюдения

Современный город — не самое безопасное место. Каждый день множество людей становятся жертвами мелких и крупных правонарушений. Когда на машине за время стоянки появляется вмятина, исчезает оставленный у подъезда велосипед, коляска, ограбили квартиру или родственник пострадал от хулиганов хочется найти виновного и восстановить справедливость.

И помогает это сделать программа «Безопасный город».

Что такое система «Безопасный город»

Это комплекс программно-аппаратных средств и организационных мероприятий, обеспечивающий видеоохрану, наблюдение, безопасность в едином информационном пространстве.

Первоочередная задача системы – автоматизация, ускорение процессов решения важных общегородских проблем. Что может такая система:

  • автоматически оповещать ответственные организации и специальные службы о чрезвычайных ситуациях благодаря круглосуточному контролю улиц города;
  • записывать и хранить материалы, что позволяют восстанавливать и моделировать реальный ход событий.

Также камеры системы «Безопасный город» помогают:

  • эффективно управлять дорожным движением и повышения уровня безопасности на улицах города;
  • отслеживать места большого скопления людей, где проводятся массовые мероприятия, на вокзалах, ярмарках;
  • восстанавливать реальный ход событий при авариях, драках, других нарушениях закона;
  • контролировать ситуацию на улицах;
  • предотвращать террористические угрозы.

Коротко говоря, эта общегородская система используется для максимального повышения безопасности на улицах и дорогах города.

Онлайн-доступ к программе «Безопасный город» Камеры видеонаблюдения в прямом эфире

Рядовые жители не имеют свободного доступа к системе. Просматривать текущую ситуацию в городе могут только сотрудники уполномоченных местным департаментом информационных технологий организации – управ, служб ЖКХ, правоохранительных органов.

Как получить архивную запись из системы «Безопасный город»

Сначала надо определиться, с какой (или с каких) камер необходим материал. Они бывают:

  • от департамента транспорта, установлены, как правило, на перекрестках;
  • в местах массового скопления людей – у метро, на пешеходных зонах, оживленных улицах;
  • дворовые, расположенные на домах и оснащенные десятикратным оптическим зумом;
  • подъездные, размещаемые как снаружи, так и внутри парадных;
  • частные, принадлежащие магазинам, банкам.

Сразу скажем, что если нужна запись с камеры, установленной собственником – финансовым или торговым учреждением, то обращаться в городские службы бесполезно. В этом случае необходимо договариваться с владельцем частной камеры.

В остальных случаях алгоритм действий, следующий:

  • Позвонить оператору программы «Безопасный город» и сообщить время и место происшествия. Звонок необходимо сделать как можно раньше после события, запись которого нужна.
  • Оператор уточнит, какие камеры расположены в данном месте, присвоит номер заявке, отправит запрос в архив.
  • Обратиться в полицию, сообщив номер заявки. Уполномоченные сотрудники получат запрошенную запись и передадут ее вам или вашему адвокату на электронном носителе.

Процедура получения информации через городские службы довольно непростая и долгая.

Расскажем, как это организовано в компании АВК-ВЕЛЛКОМ.

Удобный и простой способ получать данные с камер своего района в любое время

Подключиться к системе «Безопасный город» жители городов Люберцы, Котельники, Лыткарино, Дзержинский, а также поселков Удельная, Томилино, Родники, Красково, Малаховка, Ильинский, Быково могут через камеры онлайн от АВК-ВЕЛЛКОМ. Сделать это можно в личном кабинете или через форму регистрации на сайте.

После получения доступа:

  • переходим по ссылке на сайт;

  • выбираем свой район и интересующую точку, например, камеру в Люберцах, интегрированную в программу «Безопасный город»;

  • нажимаем на кнопку запуска просмотра, без оформления этой функции у провайдера изображение транслироваться не будет.

При подписке на услугу вы получите доступ более чем к тремстам HD-камерам, но получить саму запись сможете только при наличии запроса от правоохранительных органов.

«Безопасный город» уже больше 15 лет помогает решать проблемы и вовремя принимать превентивные меры правоохранительным органам, дорожным службам, МЧС, предприятиям ЖКХ и другим организациям, заботящимся о нормальной жизни в городах и поселках.

Сейчас программа вышла на новый уровень. Она становится доступной для жителей. В описанном примере не во всех населенных пунктах существует плотное покрытие улиц, но АВК-ВЕЛЛКОМ постоянно увеличивает видеоохват территорий. И уже сейчас можно не только мониторить свой автомобиль на стоянке, но и отслеживать, например, продвижение ребенка от дома до школы и обратно. Программа «Безопасный город» — важное и нужное начинание, помогающее сделать жизнь действительно безопаснее.

Мы запускаем обновленный сайт и нам важно Ваше мнение!

Ознакомьтесь с сайтом и если нашли замечания опишите их с помощью формы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *