Какие вагоны оснащаются установкой водяного пожаротушения
Перейти к содержимому

Какие вагоны оснащаются установкой водяного пожаротушения

  • автор:

8. Установка водяного пожаротушения (увпт)

Установка водяного пожаротушения (далее по тексту — УВПТ) пассажирских вагонов является составной частью системы водоснабжения вагона и предназначена для тушения пожара в начальной её стадии развития после обесточивания вагона.

Запрещаетсяприменять УВП для тушения электрооборудования находящегося под напряжени­ем.

Основные технические характеристики УВПТ

1. Общие положения 1

2. Требования по обеспечению пожарной безопасности при подготовке вагонов в рейс 1

3. Требования по обеспечению пожарной безопасности в пути следования 2

4. Основные причины возникновения пожаров в вагонах пассажирских поездов 2

Классификация пожаров: 3

5. Оснащенность вагонов средствами пожаротушения 3

6. Установка пожарной сигнализации (УПС) 3

Принцип действия УПС. 4

Действия проводника. 4

7. Установка газового пожаротушения (УГП) 4

8. Установка водяного пожаротушения (УВПТ) 4

Назначение установки. 4

Устройство и принцип действия УВПТ. 5

Техническое обслуживание УВПТ. 5

9. Огнетушители Огнетушитель самосрабатывающий порошковый ОСП-1 5

Огнетушители углекислотные (Рис. 1,2) 7

Огнетушители порошковые (Рис. 3) 7

Огнетушители воздушно-пенные (Рис. 4,5) 8

Рис. 5 — Огнетушитель воздушно-пенный ОВП-10 10

Правила ТБ при использовании огнетушителей. 12

Для тушения людей огнетушитель использовать нельзя. 12

Генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения АГОС — 5 12

Технические характеристики 12

Температура т -50 до +50°С 13

относительная влажность до 98% 13

Рис. 6 — Устройство генератора огнетушащего аэрозоля АГОС-5 13

10. САМОСПАСАТЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИЗОЛИРУЮЩИЙ СПИ-20 13

Рис. 7 — Устройство самоспасателя промышленного изолирующего СПИ-20 14

11. ДЕЙСТВИЯ ПОЕЗДНЫХ РАБОТНИКОВ В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОЖАРА В ПАССАЖИРСКОМ ВАГОНЕ 15

1. Действия проводников горящего вагона. 15

1.1.Первоочередные действия дежурного проводника горящего вагона. 15

1.2.Первоочередные действия второго проводника горящего вагона (дежурного проводника соседнего (по направлению к штабному) вагона). 15

1.3.Последующие действия дежурного проводника горящего вагона. 15

1.4.Последующие действия второго проводника горящего вагона (дежурного про­водника соседнего (по направлению к штабному) вагона). 15

2.Действия проводников вагона, соседнего с горящим вагоном. 16

3.Действия проводников хвостового вагона. 16

3.1.Действия дежурного проводника хвостового вагона. 16

3.2.Действия отдыхающего проводника хвостового вагона. 16

4. Действия проводников остальных вагонов. 16

Диапазон температур эксплуатации от 4 до 50 о С

Устройство и принцип действия УВПТ.

УВПТ состоит из водяного бака, который связан с системой водоснабжения вагона с помощью постоянно отрытого крана и обратного клапана обеспечивающего постоянный уровень воды в баке, по­жарного насоса, водяных труб диаметром 25 мм с быстродействующими кранами и насадками для при­соединения пожарных рукавов (2-а поста).

При возникновении пожара необходимо вытащить из ниши рукав, одного из ближайших постов к пожару, и размотать его, затем открыть быстродействующий кран, включить пожарный насос и на­править пожарный ствол на очаг пожара.

Техническое обслуживание УВПТ.

Техническое обслуживание УВПТ производится визуальным осмотром. При этом проверяется наличие рукавов и стволов, отсутствия подтекания быстродействующих кранов, повреждения выключа­телей пожарного насоса.

Обслуживание УВПТ производится при проведении технического обслуживания вагона ТО-2 и

9. Огнетушители Огнетушитель самосрабатывающий порошковый ОСП-1

Предназначен для тушения горючих жидкостей, газов, твердых материалов и электрооборудова­ния. Не тушит щелочные и щелочно-земельные вещества, горящие без воздуха. Температурный порог срабатывания 100°С. Компоненты заряда ОСП-1 не токсичны и не вредят здоровью человека. О наличии этого огнетушителя в электрощите свидетельствует красный трафарет.

ОСП-1 представляет собой герметичный стеклянный сосуд (крепится горизонтально), заполнен­ный огнетушащим порошком и газообразователем. При температуре 100°С газообразователь разлагает­ся, давление возрастает, что приводит к разрушению сосуда и импульсному выбросу огнетушащего по­рошка. При возникновении загораний в районе установки ОСП-1 или появлении его признаков (дым) допускается применения любых других первичных средств пожаротушения (ручных огнетушителей, воды, пены) с соблюдением мер предосторожности от лопнувших осколков колбы. Работы по осмотру и демонтажу сработавшего ОСП-1 производятся после снижения температуры до нормальной не раньше, чем через 2 часа после его срабатывания. Характеристики: Емкость — 1 литр

Тушащее вещество — порошок и газообразователь

Масса огнетушителя — 1,2 кг

Диапазон эксплуатации — минус 50°С плюс 50°С

Огнетушители углекислотные (Рис. 1,2)

Предназначены для тушения загораний различных веществ, горение которых не может происхо­дить без доступа воздуха, и электроустановок напряжением до 1000 В. Представляют собой стальной баллон, в горловину которого ввернуто запорно-пусковое устройство с раструбом.

Рис. 1Огнетушитель ОУ-3: 1 — баллон; 2 — запорно-пусковое устройство; 3 — раструб

Для приведения огнетушителя в действие необходимо снять его с кронштейна (с помощью которо­го он крепится к стенке вагона). Удерживая его одной рукой, другой распломбировать и выдернуть че­ку, одновременно направляя раструб на огонь. Подводить струю углекислого газа (снега) к огню нужно с края. При пользовании огнетушитель нельзя поворачивать в горизонтальное положение. Не пользо­ваться огнетушителем голыми руками во избежание обморожения. Характеристики: Емкость — 3 (6) литров Тушащее вещество — двуокись углерода Время действия — 9-15 с. Длина струи — 2,5-3,0 м. Масса огнетушителя — 9-15 кг Диапазон эксплуатации — минус 40°С плюс 50°С Срок хранения тушащего вещества — 2 года Срок переосвидетельствования — 6 месяцев Срок службы огнетушителя — 10 лет.

Рис. 2 Огнетушитель ОУ-6: 1 — баллон; 2 — запорно-пусковое устройст­во; 3 — шланг; 4 — раструб

Огнетушители порошковые (Рис. 3)

Предназначены для тушения твердых, жидких, газообразных веществ, и электроустано­вок, находящихся под напряжением не более 1000 В.

Состоят из корпуса, наполненного огнетушащим порошком. Принцип действия основан на использовании энергии сжатого газа и выброса огнетушащего порошка. Данный огнетушитель относится к группе огнетушителей, у которых газ находится в отдельном баллоне высокого дав­ления, размещенном внутри корпуса. Такие огнетушители мене трудоемки в эксплуатации, име­ют более простую конструкцию, но требуют повышенной герметичности.

Принцип действия: сорвать пломбу, поднять рукоятку запуска в верхнее положение, на­править шланг на огонь, нажать на рукоятку пистолетного распылителя. Характеристики: Емкость — 5 (10) литров Тушащее вещество — порошок Время действия — 9-15 с.

Пожарная безопасность вагонов поезда: требования и действия персонала

Люди, отправляющиеся в командировку, на отдых в вагонах пассажирских поездов, рассматривая мелькающие пейзажи, грузовые составы, в том числе перевозящие горючие жидкости, газы, редко задумываются, насколько опасным может стать путешествие, если железнодорожники и пассажиры не будут соблюдать требования безопасности.

Обеспечение требований пожарной безопасности в поездах это очень важно, так как на небольшое количество вагонов, большое количество пассажиров; узкие коридоры, неудобные эвакуационные, аварийные пути, выходы при возникновении возгорания, задымлении затрудняют экстренное покидание, ставя под угрозу здоровье и жизнь людей. Рассмотрим подробнее.

Вагоны пассажирского поезда

Вагоны пассажирского поезда

Нормативные документы

Разработку, выполнение противопожарных мероприятий, организацию проведения различных работ, направленных на обеспечение безопасности от пожара в пассажирских, грузовых поездах, проводят на основании следующих официально утвержденных нормативных документов:

  • ППР в РФ – основополагающие государственные правила ПБ, в которых приведен ряд требований к грузовым составам, но практически нет указаний по организации противопожарного режима в пассажирских поездах.
  • ППБО-109-92 – «Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте», часто кратко именуемые ЦУО/112 по номеру приказа МПС РФ.

Хотя данные правила неприменимы с 21.07.2019 согласно приказу Минтранса РФ, но это наиболее полный свод требований к обеспечению ПБ людей, транспортируемых грузов в пассажирских, грузовых поездах как на стадии формирования, в пути следования, так при стоянках на станциях, экстренных остановках, поэтому до выхода в свет новых утвержденных ППБ на ж/д транспорте, целесообразно пользоваться этим нормативным документом.

  • ЦЛ-ЦУО-448 – актуальная инструкция пожарной безопасности для пассажирских поездов, изданная в 1997 году.

А также другие приказы, новые указания РЖД, в том числе изданные в связи с происшедшими авариями, пожарами на подвижном составе железной дороги.

Требования

Общие, так и конкретные противопожарные требования изложены в вышеуказанных нормативных документах.

При перевозке опасных и взрывопожароопасных грузов по железной дороге следует руководствоваться требованиями раздела XII «ППР в РФ» о транспортировке таких веществ, материалов, а также указаниями ППБО-109-92.

В целях обеспечения безопасности работников железной дороги, защиты дыхательных путей, глаз на случай действий при пожаре в пассажирских, грузовых поездах с 20.03.2019 в «ППР в РФ» дополнительно включен пункт 288.1, предписывающий обязательное обеспечение локомотивов, вагонного подвижного состава средствами индивидуальной защиты исходя из расчета – не меньше 1 комплекта на 1 работника локомотивных, поездных бригад.

Шкаф и пульт управления пожарной сигнализацией

Шкаф и пульт управления пожарной сигнализацией

Общие

  1. Включать под нагрузку силовую и осветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, при нагреве аппаратов или отдельных мест на пульте управления, а также оставлять работающее электрооборудование без присмотра.
  2. Самостоятельно заменять электрические лампы.
  3. Самостоятельно заменять сработавшие предохранители.
  4. Включать электроплитки и другие нагревательные приборы и электропотребители, не предусмотренные электрической схемой вагона.
  5. Хранить посторонние предметы в нишах с электроаппаратурой, складывать горючие материалы в близи приборов отопления, электросветильников, газовых горелок и других бытовых приборов предусмотренных конструкцией вагона.
  6. Эксплуатировать вагон с замыканием, утечкой тока на корпус вагона.
  7. Включать потребители электроэнергии вагона без соответствующего контроля за показаниями на приборах (вольтметр, амперметр). Электрообогреватели водоналивных и сливных труб не имеющие устройств автоматического отключения, включать более чем на 15-20 минут. Электрообогрев вагона с электроотоплением напряжением 3000 В при ручном режиме включается не более чем на 30-40 минут (в зависимости от температуры в купе вагона).
  8. Включать электрокалориферы при неработающей вентиляции и допускать их нагрев выше 28 С по показанию дистанционного термометра.
  9. Оставлять меж вагонные электрические соединения (штепсели, головки) не убранными в холостые розетки и защитные коробки.
  10. Эксплуатировать неисправные аккумуляторные батареи и производить их зарядку не установленным способом.
  11. Сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, на электрических печах, кухонных плитах, кипятильниках, дизель-генераторных установках и выпускных трубах.
  12. Выполнять самостоятельный ремонт электрооборудования.
  13. Оставлять вагон без присмотра.
  14. Применять для растопки котлов печей, плит и кипятильников легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (керосин, бензин, масло и др.) и сжигать в них топливо, несоответствующее эксплутационной документации на вагон.
  15. Хранить около котла, в нише кипятильника, возле кухонных плит, на электропечах и под ними горючие предметы, материалы.
  16. Топить котел, бойлер и кипятильник без воды или с водой ниже допустимого уровня, с неисправными дымовытяжными трубами, их деталями а также применять дрова, длина которых превышает размер топки.
  17. Оставлять без надзора действующие отопительные приборы.
  18. Выбрасывать на перегонах и подстанциях в не установленных местах шлак и золу, а также чистить котёл при открытых тамбурных дверях при движении вагона. Выбрасывать шлак, золу и мусор следует только в предусмотренных для этого в местах на станциях, указанных в расписании пунктах формирования и оборота.
  19. Эксплуатировать вагоны с нарушенной (частично или полностью) термоизоляцией стен и перегородок, в котельных помещениях, кухнях, возле кипятильника и надпотолочном пространстве в районе проходя дымовытяжных труб.
  20. Оставлять неочищенные от пыли и прочих горючих отходов и материалов надпотолочные пространства котельных, места расположения циркуляционных насосов отопления и вентиляционные дефлекторы.
  21. Применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы не предусмотренные конструкцией или модернизацией вагона.
  22. Отогревать открытым огнем (факелом, раскалёнными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы водоснабжения, отопления и фановой трубы.
  23. Применять для освещения открытый.
  24. Курить в не установленных для этих целей местах. Курить разрешается только в нерабочем тамбуре, оборудованном пепельницами (не менее двух).
  25. Закрывать переходные тамбурные двери при неисправной вызывной сигнализации на внутренний замок «секретку» в пути следования поезда.
  26. Загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (большой коридор, малый коридор, косой коридор, рабочий и не рабочий тамбура).
  27. Допускать к поездке пассажиров с легковоспламеняющимися жидкостями, взрывоопасными материалами.

ВАЖНО: при обнаружении неисправности электрического оборудования или возникновения короткого замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона (одна лампа на пульте управления погасла, другая горит полным накалом), проводник обязан отключить все потребители, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.

В пассажирском поезде

Купейные, плацкартные или вагоны пригородной электрички, с точки зрения порядка эвакуации при пожаре, мало чем отличаются по своей конструкции, устройству эвакуационных, аварийных выходов:

  • При обнаружении запаха дыма во время движения поезда, необходимо без паники, помогая престарелым людям, детям, эвакуироваться в противоположную от очага возгорания сторону через двери тамбуров в соседние вагоны.
  • После остановки поезда следует выходить наружу через штатные боковые двери в тамбурах вагонов пассажирских поездов, электричек.
  • При невозможности воспользоваться основными эвакуационными выходами в пассажирских вагонах – купейных, типа «плацкарта» необходимо открывать аварийные выходы, которыми являются окна в купе № 3, 6, обозначенные надписями: «Аварийный/запасный выход», укомплектованными ручным инструментом для разрушения оконных стекол.

Кроме того, хладнокровно действуя в чрезвычайной ситуации, при невозможности по тем или иным причинам воспользоваться штатными, аварийными выходами из вагона, следует разбивать твердыми предметами, включая огнетушители, которыми в обязательном порядке укомплектован каждый пассажирский поезд, любые доступные для проведения эвакуации окна, очищая проемы от остатков стекла по всему периметру.

Ответственными за ПБ, в том числе за организацию работ по ликвидации пожара в пассажирских, грузовых вагонах, цистернах, на платформах в пути следования подвижного состава являются:

  • Начальники, механики-бригадиры, электромеханики данных поездов.
  • Машинисты отвечают за локомотивы, мотор-вагонный состав.
  • Обеспечение пожарной безопасности в вагоне должностными обязанностями возложено на проводников, начальников, экспедиторов почтово-багажных вагонов, приемосдатчиков багажа, грузов; электромонтеров, механиков вагонов с дизельными электростанциями; директоров вагонов-ресторанов, заведующих купе-буфетами.

Эвакуационные выходы из вагона поезда

Эвакуационные выходы из вагона поезда

Запрещено отправлять в рейс пассажирские вагоны:

  • При выявлении технических неисправностей, которые могут привести к возникновению возгорания.
  • Не полностью укомплектованных средствами первичного пожаротушения.
  • С неисправными системами тушения пожаров, установками сигнализации, в которых оконечными устройствами обнаружения очага возгорания служат дымовые извещатели.
  • С неработоспособными аварийными выходами, системами принудительного удаления дыма.
  • С нестандартными аппаратами, плавкими вставками защиты от короткого замыкания электрооборудования, что может привести к возгоранию.

Пассажирские вагоны комплектуются воздушно-пенными, углекислотными, порошковыми огнетушителями согласно нормам оснащения, приведенным в таблице 1 ЦЛ-ЦУО-448.

Для проводника вагона при эксплуатации, проведении технического сервиса важно выполнять основные требования ПБ, изложенные в правилах, инструкциях, приказах Минтранса, РЖД:

  • Знать, неукоснительно исполнять должностные, противопожарные инструкции.
  • Не допускать любые действия, которые могут способствовать возникновению очага возгорания.
  • Выполнять все технологические, регламентные работы по обеспечению ПБ при подготовке к отправке в рейс пассажирских вагонов.
  • Не использовать неисправное оборудование, приборы, инструменты; соблюдать эксплуатационные правила безопасности.
  • Выполнять указания начальников депо, вагоноремонтных участков; лиц, что отвечают за проведение пожароопасных работ.
  • Уметь пользоваться имеющимися в вагоне средствами тушения пожаров.
  • Не допускать загромождение проходов, тамбуров, выходов из вагонов, а также провоз опасных грузов – горючих, легко воспламеняемых жидкостей, взрывчатых веществ.

Пожарные извещатели в вагоне поезда

Пожарные извещатели в вагоне поезда

Все должностные лица, которые виновны в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера, последствий своих поступков, бездействия, несут ответственность – от дисциплинарной до уголовной, согласно законодательству РФ.

В грузовом поезде

Пожарная безопасность поезда, перевозящего различные грузы, определяется как их свойствами, например, пожарной опасностью нефти, нефтепродуктов, бензина, так и комплексом стандартных противопожарных мероприятий – от регламентного проведения работ по наливу, загрузке без потеков на корпусах, россыпей, проливов горючего сырья, материалов внутри грузовых вагонов, на транспортных платформах до соблюдения правил перевозки, аккуратной разгрузки, слива в емкости хранения.

Огнетушитель ОСП в шкафу электрооборудования

Огнетушитель ОСП в шкафу электрооборудования

Среди них такие требования пожарной безопасности:

  • Любой подвижной состав, который подается под загрузку пожароопасным сырьем, товарами, должен быть технически исправен, предварительно очищен от следов ранее перевозимых материалов, сгораемой упаковки, мусора.
  • Запрещено производить погрузку пожароопасных материалов в поврежденной таре, с открытыми крышками.
  • При обнаружении в ходе транспортировки поврежденной тары/упаковки, россыпей, розливов взрывопожароопасных материалов, следует немедленно их удалить, убрать, очистить пол.
  • Недопустима перевозка на открытых платформах, площадках грузов в бумажной, пергаментной упаковке или из других легкогорючих материалов.
  • В вагоне поезда опасные грузы – различные виды агрессивных, взрывоопасных, горючих веществ, материалов следует разделять, производя складирование в противоположных отсеках. При этом запрещается погрузка в вагоны, в контейнеры на платформах грузовых поездов взрывопожароопасных материалов, что не разрешены к совместной транспортировке.
  • Все опасные грузы, включая взрывопожароопасные, требуется надежно закреплять внутри вагонов, контейнеров, на открытых площадках, платформах, чтобы исключить перемещение в ходе движения, резкого торможения.
  • Уровень заполнения цистерн горючими жидкостями, ЛВЖ не должен превышать показатели, что установлены в документации на эксплуатацию этого вида подвижного состава.
  • При разгерметизации цистерн, воспламенении истекающих сжиженных углеводородных газов следует немедленно подробно сообщить об аварийной ситуации диспетчеру поезда, дежурному ближайшей станции.

Подводя итоги, можно сказать, что безопасность людей в пути следования поездов в целом зависит от их действий – от не курения пассажирами в тамбурах вагонов до грамотных, умелых действий работников железной дороги в повседневных, аварийных ситуациях.

Средства пожаротушения

  1. Огнетушители (оборудован каждый вагон):
  • ОСП устанавливается в шкафах управления электрооборудованием;
  • ОУ или ОП в малом коридоре со стороны рабочего тамбура;
  • ОВП в малом коридоре со стороны нерабочего тамбура.

Огнетушители в вагоне поезда

Огнетушители в вагоне поезда

  1. Установка газового пожаротушения применяется в шкафах управления электрооборудованием (вместо ОСП).
  2. Установка водяного пожаротушения (имеется не во всех вагонах) – это пожарный рукав, кран и кнопка запуска находится в нише 2-го и 7-го купе.
  3. Установка пожарной сигнализации (оборудован каждый вагон) располагается в служебном купе проводника.
  4. Пожарный кран. В зависимости от типа вагона расположен в различных доступных для обнаружения местах (котельное отделение, туалет и др.).
  5. Багор, лом, топор – находятся в ресторане или в штабном вагоне.
  6. Песок находится в вагоне – ресторане.

Места быстрого набора воды

Пожарный кран – вода подается из системы водоснабжения сильным потоком, необходимым для своевременного тушения.

Кран в служебном отделении вагона – располагается над мойкой и обычно используется для бытовых нужд во во время эксплуатации.

Пожарный кран и схема водоснабжения в вагоне

Пожарный кран и схема водоснабжения в вагоне

Фановая труба – данный тип быстрого набора воды доступен только во время стоянки поезда. Для набора воды подобным образом необходимо два человека: первый – держит педаль спуска воды в туалете (возможно использование тяжелого предмета, который кладется на педаль), второй в это время набирает воду под вагоном.

Водопроводные краны в туалете с нерабочего конца – они расположены снизу и сверху от раковины, указывают уровень воды в системе водоснабжения вагона.

Установка водяного пожаротушения (имеются не во всех вагонах) – пожарный рукав, кран и кнопка запуска находятся в нише 2-го и 7-го купе. В случае отказа в работе электронасоса необходимо открыть кран, через который начнет поступать вода самотеком.

Комбинированный кипятильник – для быстрого набора воды необходимо отключить комбинированный кипятильник, перевести трехходовой кран в положение «Закрыто», снять натяжную скобу, стеклянный колпак и сетчатый фильтр. Установить емкость для набора воды под трехходовым краном, перевести ручку крана в положение «Сырая вода».

Действия персонала

При обнаружении пожара

Ответственным за организацию тушения пожара и эвакуацию пассажиров в пассажирском поезде является начальник поезда.

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда каждый работник поездной бригады, начальник поезда, электромеханик, проводники вагонов, работники багажного, почтового, почтово-багажного, вагона-ресторана и купе-буфета, вагона-клуба, видеосалона и служебно-технического вагона обязаны:

  • Остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара). Разбудить проводника находящегося на отдыхе, вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика и сообщить машинисту локомотива.

В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест.

  • Открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров. Обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители, кроме цепи аварийного освещения, открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы – и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами;
  • Открыть аварийные выходы (окна), где они предусмотрены конструкцией вагона, а при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара по ходу эвакуации пассажиров.

Стоп кран в вагоне поезда

Стоп кран в вагоне поезда

В случае срабатывания установки пожарной сигнализации (УПС) проводник вагона должен убедиться в достоверности ее показания и в случае обнаружения пожара принять необходимые меры, а в случае ложного срабатывания вызвать электромеханика поезда.

Одновременно с эвакуацией пассажиров и после нее проводники вагона, не дожидаясь прибытия начальника поезда и электромеханика поезда, обязаны приступить к тушению пожара в самоспасательном изолирующем противогазе (СПИ-20) первичными средствами пожаротушения. После эвакуации пассажиров и во время тушения пожара двери для перехода из вагона в вагон в соседних с горящим вагонах должны быть закрыты.

Все работники поездной бригады обязаны прибыть к месту пожара с огнетушителями или с другими средствами пожаротушения и принять участие в эвакуации пассажиров и тушении пожара.

По различной обстановке (например потеря связи): при остановке поезда, один проводник хвостового вагона бежит с сигнальными огнями приблизительно за километр от состава в сторону путей и сигнализирует о ЧП.

По прибытии к месту пожара начальник поезда и проводник горящего вагона должны лично убедиться в полной эвакуации пассажиров из вагона, используя для этих целей самоспасатель СПИ-20, а электромеханик удалить предохранитель аккумуляторной батареи на пульте управления (по возможности) и в обязательном порядке предохранитель, расположенный в коробке на аккумуляторном ящике (с целью полного обесточивания).

Отцепка горящего вагона

Во всех случаях при возникновении пожара начальник поезда обязан через локомотивную бригаду или дежурного по станции и поездного диспетчера вызвать территориальное пожарное подразделение или пожарный поезд. Одновременно принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны (но не менее 10 м) или близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить удобный подъезд передвижных средств пожаротушения. При этом машинист и помощник машиниста локомотива обязаны действовать по указанию начальника поезда.

После расцепки состава начальник поезда обязан потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения в контактной сети.

Отцепка горящего вагона

Отцепка горящего вагона

Расцепку состава производят электромеханик и начальник поезда в следующей последовательности:

  • Взять у машиниста локомотива или его помощника ключ отопления поезда и разъединить высоковольтную магистраль головного вагона поезда и электровоза (при этом на электровозе предварительно должны быть опущены токоприемники);
  • Отцепить вагоны, стоящие за горящим вагоном, для чего поднять переходные площадки горящего вагона, перекрыть концевые краны, разъединить тормозные рукава, межвагонные соединения с обоих концов горящего вагона, привести в действие автотормоза хвостовой (оставляемой на месте) части поезда, повернуть рычаг автосцепки горящего вагона в положение расцепа, выдвинуть головную часть поезда вместе с горящим вагоном на расстояние не менее 10 м;
  • Отцепить загоревшийся вагон от головной части поезда, для чего перекрыть концевые краны загоревшегося и соседнего вагонов, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза загоревшегося вагона полным открытием концевого крана и повернуть рычаг автосцепки в положение расцепа. Головную часть вагона подвинуть на расстояние 15-20 м.

В случае невозможности удержать вагоны на автотормозах, привести в действие ручные тормоза; помощник машиниста в данной ситуации должен уложить под колёса I вагонов имеющиеся на локомотиве тормозные башмаки. Тормозные башмаки укладываются с учётом уклона пути.

При отцепке хвостовой части состава и горящего вагона, а также ограждении поезда на перегоне подавать машинисту локомотива сигналы, установленные Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации № ЦРБ-757.

До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда поездная бригада должна принимать все зависящие от нее меры по спасению пассажиров и ликвидации пожара, используя все имеющиеся средства пожаротушения и индивидуальной защиты, а после прибытия командного состава на место происшествия руководствоваться их указаниями.

Эвакуация пассажиров

Своевременная и правильно организованная эвакуация пассажиров позволяет значительно снизить число пострадавших, а чаще всего, практически полностью избежать несчастных случаев и человеческих жертв.

Необходимо помнить, что при пожаре в вагоне чаще всего главную опасность для большинства людей представляет собой вовсе не огонь, а дым и токсические выделения внутренней обшивки и оборудования вагона. Угарный газ, синильная кислота, хлористый водород (и другие соединения), выделяющиеся при горении, являются сильнейшими «кровяными ядами» и блокируют свойства гемоглобина по переноске кислорода к тканям организма. В первую очередь это пагубно сказывается на деятельности жизненно важных органов. При вдыхании продуктов горения в течение одной – двух минут человек перестает адекватно реагировать на обстановку, теряет сознание. Если своевременно не вынести пострадавшего из зоны задымления и не оказать медицинскую помощь – в 100% случаев наступает летальный исход.

Возможные поражения (травматические повреждения) людей при пожаре в вагоне и эвакуации:

  • ожоги (при термическом действии пламени, от контактов с раскаленными и тлеющими поверхностями);
  • отравление продуктами горения (при вдыхании дыма), острые приступы у страдающих заболеваниями дыхательных путей (астма и т.д.);
  • переломы, вывихи, ушибы (при давке, выходе из вагона и т.д.)
  • кровотечения (при контакте с битым стеклом и другими режущими, колющими предметами);
  • сердечные приступы, нервные срывы.

Избежать (либо свести к минимуму) вышеперечисленные поражения позволяет правильно организованная эвакуация пассажиров.

Одним из главных правил в действиях при пожаре должен быть принцип «защита временем». Чем быстрее будет обнаружен очаг возгорания, чем быстрее начнутся мероприятия по его ликвидации, чем быстрее пройдёт спасение людей, тем меньше будет ущерб от случившегося.

Для оптимального проведения эвакуации крайне важным является согласованность действий. Необходимо помнить, что пассажиры не знакомы с порядком эвакуации и в состоянии крайнего возбуждения могут действовать по своему усмотрению (и не всегда правильно). Особую трудность представляет эвакуация в ночное время, когда необходимо быстро разбудить всех пассажиров и объяснить каждому порядок действий. Дополнительную сложность представляет и плохая видимость в темное время суток.

Пожар в вагоне относится к разряду экстремальных ситуаций. Поведенческие реакции людей в данных условиях крайне не однозначны и напрямую зависят от доминирующих типов высшей нервной деятельности (темперамента). В любом случае человек испытывает стресс, который в свою очередь может привести как к панике, апатии либо к активным и разумным действиям.

Наибольшую опасность представляет паника. Люди, подверженные панике теряют способность к адекватной оценке ситуации, действуют бессознательно, не организованно, представляют реальную угрозу для самих себя и окружающих. Значительно проще предотвратить панику, чем управлять ей. Для этого необходимо помнить о том, что проводник должен первым (а не от пассажиров) узнать о происшествии, своевременно и правильно оповестить людей о случившемся, быстро и четко поставить задачу по порядку эвакуации, оказать помощь (либо организовать оказание помощи) нуждающимся. Важно не допустить проявление любой инициативы от активных пассажиров, чьи неправильные действия могут осложнить ситуацию и привести к потере времени. В состоянии паники люди начинают подражать тем, чьи действия им подсознательно кажутся убедительными. Значит «пример для подражания» должен действовать правильно.

Правила поведения проводника при организации эвакуации в вагоне

Материал доступен по кнопке СКАЧАТЬ внизу статьи

  1. Сконцентрировать на себя внимание пассажиров (резким хлопком ладоней, громким твердым голосом).
  2. Учитывая, что концентрация внимания будет очень кратковременной необходимо незамедлительно четко, громко и внятно объявить о происшествии, объяснить порядок действий. Психологи рекомендуют в данном случае вместо слова «пожар» использовать выражение «возгорание в вагоне». Таким образом, первая фраза проводника может звучать следующим образом: «Внимание, граждане пассажиры! Прошу тишины! Внимание в вагоне произошло возгорание (либо угроза возгорания)! Просьба всем срочно покинуть вагон! Все двери и аварийные выходы открыты!». Важно помнить, что большинство пассажиров (тем более в состоянии стресса) плохо себе представляют, где находятся рабочий (или не рабочий) тамбур. Проводник должен указать словами (продублировав рукой) направления выхода из вагона.
  3. Необходимо, прежде всего, эвакуировать людей! Выполнение этой задачи может осложнить то, что большинство пассажиров в первую очередь начнут собирать свои вещи, тем самым, теряя драгоценное время. Кроме того, выход с вещами значительно затруднит и замедлит прохождение узких коридоров в вагоне. Пассажирам необходимо объяснить, что сначала нужно спасти людей, а вещи можно будет забрать после ликвидации пожара, либо в случае их порчи (утраты) железная дорога возместит ущерб в полном объёме.
  4. Обеспечить одностороннее непрерывное движение пассажиров в направлении «из вагона».
  5. Использовать помощников из числа пассажиров для содействия в эвакуации. Для этих целей лучше всего подходят военные, спортсмены, либо просто вменяемые, владеющие собой люди, а также, безусловно члены поездной бригады.

Каждому из них необходимо четко, внятно, правильно поставить задачу, которая может выглядеть следующим образом:

УСТАНОВКА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ВОДЯНОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА

"Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов международного сообщения между государствами — участниками СНГ, Грузией, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой" (Вместе с "Порядком действий поездной бригады при обнаружении. ", "Переносными огнетушителями, их устройством и работой", "Содержанием и обслуживанием огнетушителей", "Установкой. сигнализации и водяного пожаротушения. ", "Огнетушителем самосрабатывающим порошковым (ОСП-1). Устройством, работой и техническим обслуживанием", "Самоспасателем промышленным изолирующим СПИ-20") (Утверждена 29.11.1999 на 25-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ) (с изм. и доп. от 19.05.2017)

УСТАНОВКА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

И ВОДЯНОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА

Г.1. Установка пожарной сигнализации

Г1.1 Общие сведения

Установка пожарной сигнализации (УПС) пассажирского вагона (далее по тексту — установка) предназначена для раннего автоматического обнаружения признаков загорания в помещениях или служебных отсеках вагона, оповещения служебного персонала с указанием адреса, где произошло тревожное событие.

Установка может выполнять следующие дополнительные функции:

а) охрану вагона, в том числе и купе;

б) вызов обслуживающего персонала;

в) включение установки пожаротушения (УПТ) при ее наличии в вагоне.

Установка включает в себя следующие устройства:

1) приемно-контрольный прибор (ППК), выполняющий опрос и управление всеми подключенными к нему устройствами, выдачу сообщения об их состоянии;

2) комплект пожарных извещателей (ИП), предназначенных для обнаружения возгорания. Количество и состав ИП определяются модификацией и исполнением установки, соответствующими определенному типу вагона.

По пожеланию заказчика к установке дополнительно могут подключаться следующие устройства:

— охранные извещатели (ИО), предназначенные для обнаружения несанкционированного проникновения в вагон и купе;

— кнопки вызова (например: вызов проводника из купе);

— приборы управления (ПУ), предназначенные для управления УПТ;

Связь ППК с установленными в вагонах ИП, ИО и кнопками вызова осуществляется по проводам шлейфа сигнализации (ШС) (на каждый вагон (купе) — свой ШС), а связь ППК с ПУ или другими возможными устройствами, отвечающими определенным требованиям, — по специальной линии связи.

1) подачу звукового и светового сигналов, указывающих на адрес защищаемого вагона (купе), а также дублирование их речевыми сообщениями при возникновении следующих событий:

— неисправность ШС — короткое замыкание (КЗ), обрыв проводов или снятие ИП, неправильное подключение полярности ИП;

— срабатывание ИО при взятом под охрану объекте;

— нажатие кнопки вызова на объекте;

— неисправность линий связи или ПУ;

— неисправность ППК (отказ исполнительных схем);

2) регистрацию и хранение происшедших событий в памяти с указанием адреса и времени их возникновения;

3) самоконтроль работоспособности исполнительных схем.

— просмотреть запомненные события на дисплее ППК;

— дистанционно управлять внешними устройствами (отключение или подключение защищаемых вагонов и взятие их под охрану, ручной запуск УПТ при его наличии и т.д.);

— отключить звуковой сигнал;

— оперативно проконтролировать световую и звуковую сигнализацию.

Г.1.2. Описание конструкции и режимов работы установки

Г.1.2.1. Приемно-контрольный прибор

Приемно-контрольный прибор (ППК) конструктивно состоит из приборного блока и монтажного модуля, конструктивно объединенных корпусом.

Через монтажный модуль осуществляется подключение проводов внешнего монтажа, электрически связывающих воедино всю установку. Приборный блок подключается к монтажному модулю.

На лицевой панели ППК размещаются дисплей, кнопки управления.

На дисплее все индикаторы разделены на следующие группы: мнемоническая схема вагона, табло, общие индикаторы состояния ППК. На мнемонической схеме вагона свечение индикатора определяет адрес, где произошло событие, высвечиваемое общим индикатором. На табло индицируется вспомогательная информация.

Г.1.2.2. Пожарные извещатели

В установке могут использоваться два типа извещателей: комбинированный (дымо-тепловой) и тепловой.

Тепловые пожарные извещатели должны срабатывать при достижении внутри объема контролируемого помещения максимальной температуры 70 — 80 °C или при скорости нарастания температуры внутри контролируемого объема равной 5 — 10 °C/мин.

Дымовые пожарные извещатели должны срабатывать при достижении в контролируемых помещениях значений задымленности (количество дыма и других продуктов сгорания, устанавливаемых для каждого типа вагона).

Конструкция пожарных извещателей и исполнения их монтажа в вагоне должны легко обеспечивать съемность извещателей с применением специального инструмента.

Конструкцию теплового извещателя условно можно разделить на корпус и защитную крышку. Снятие крышки осуществляется поворотом ее против движения часовой стрелки с преодолением действия внутреннего фиксатора.

В дежурном режиме индикатор комбинированного извещателя не светится. При переходе в тревожный режим (срабатывании) индикатор извещателя начинает светиться.

Дежурный режим теплового извещателя характеризуется кратковременным и периодическим свечением индикатора. Тревожный режим (срабатывание) извещателя характеризуется постоянным свечением индикатора.

Г.1.2.3. Охранные извещатели

В установке допускается применять любой охранный извещатель, работающий на размыкание "сухих" контактов при переходе в тревожный режим (контактный, инфракрасный объемный и т.д.).

Описание конструкции и принципа действия приводится в сопровождающей документации на охранный извещатель.

Г.1.3. Описание режимов работы установки приводится в документации изготовителя.

Г.1.4. Эксплуатация УПС.

Эксплуатация пассажирских вагонов с неисправной УПС запрещается до полного устранения неисправностей.

Запрещается демонтирование УПС, предусмотренных конструкций в пассажирских вагонах, а также отправление с пунктов формирования с неисправными УПС.

В процессе эксплуатации установка должна находиться во включенном состоянии.

При возникновении неисправностей в пути следования уполномоченное лицо поездной бригады делает запись в журнале об обнаруженных неисправностях, принятых мерах и докладывает по окончании рейса соответствующей службе для вызова на вагон специалиста.

Г.1.5. Техническое обслуживание УПС

Техническое обслуживание и проверка технического состояния установки в процессе эксплуатации проводится специализированными подразделениями вагонных депо персоналом, изучившим руководство по эксплуатации установки.

Техническое обслуживание и проверка технического состояния установки включает в себя проверку работоспособности установки и другие виды работ, предусмотренные производителем.

Г.2. Установка водяного пожаротушения

Вагоны должны быть оборудованы устройствами пожаротушения с использованием воды из системы водоснабжения или другими установками пожаротушения, принятыми в установленном порядке.

При постройке вагоны оборудуются системой пожаротушения с запасом воды. Электропитание установки водяного пожаротушения должно осуществляться от аккумуляторной батареи через предохранители, расположенные в коробке с предохранителями АБ.

Г.2.1. Назначение установки

Установка водяного пожаротушения (далее по тексту — УВПТ) пассажирских вагонов является составной частью системы водоснабжения вагона и предназначена для тушения пожара в начальной ее стадии развития после обесточивания вагона.

Запрещается применять УВП для тушения электрооборудования, находящегося под напряжением.

Г.2.2. Основные технические характеристики УВПТ

Объем водяного бака УВПТ, л

Пожарный водяной насос постоянного тока производительностью, л/мин

Пожарный ствол с диаметром спрыска, мм

При установке в вагоне одного поста, длина пожарного рукава должна обеспечивать его развертывание до тамбура нетормозной стороны вагона.

Г.2.3. Устройство и принцип действия УВПТ

УВПТ состоит из водяного бака, который связан с системой водоснабжения вагона с помощью постоянно открытого крана и обратного клапана, обеспечивающего постоянный уровень воды в баке, пожарного насоса, водяных труб диаметром 25 мм с быстродействующими кранами и насадками для присоединения пожарных рукавов (1 или 2 поста), автоматических выключателей пуска.

При возникновении пожара необходимо вытащить из ниши рукав одного из ближайших постов к пожару и размотать его, затем открыть быстродействующий кран, включить пожарный насос и направить пожарный ствол на очаг пожара.

Г.2.4. Техническое обслуживание УВПТ

Техническое обслуживание УВПТ производится визуальным осмотром. При этом проверяется наличие рукавов и стволов, отсутствие подтекания быстродействующих кранов, повреждения выключателей пожарного насоса.

Обслуживание УВПТ производится при проведении технического обслуживания вагона ТО-2 и ТО-3.

Устройство установки водяного пожаротушения.

УВПТ состоит из электронасоса, расходного бака, автоматических выключателей электронасоса, кранов подачи воды в пожарные рукава, пожарных рукавов со стволами и трубной разводки. Пожарные рукава размещены в специально оборудованных нишах второго и седьмого купе.

Заполняется бак из системы водоснабжения через постоянно открытый клапан ВНИМАНИЕ! Во время эксплуатации вагона расходный бак должен быть постоянно заполнен водой, а клапан 154- постоянно открыт.

Электродвигатель насоса установки подключен к клеммам аккумуляторной батареи напрямую через отдельные предохранители, что обеспечивает независимость этой установки от остального оборудования.

Приведение в действие установки водяного пожаротушения.

Для приведения в действие установки необходимо:

  1. В зависимости от места расположения очага возгорания использовать рукав либо из ниши 2 купе, либо из ниши 7 купе, для чего открыть замок створки соответствующей ниши, створку вынуть и положить на пол.
  2. Вынуть пожарный рукав, потянув его на себя за ствол, размотать его в направлении очага загорания, открыть расположенный в нише кран, там же включить автоматический выключатель электронасоса и приступить к тушению очага возгорания струей воды.
  3. Очаг возгорания заливать водой, начиная с краев и продвигаясь кругами к его центру.

В случае отсутствия воды в системе водоснабжения, пополнения расходного бака водой не будет, и имеющегося запаса воды хватит на работу установки пожаротушения только в течение 90 секунд.

Проверка работы установки водяного пожаротушения.

Проводится проводником пассажирского вагона перед каждым отправлением вагона в рейс под руководством поездного электромеханика.

Для проведения проверки необходимо:

— предварительно с помощью крана 155 убедиться в наличии воды в расходном баке: должно происходить вытекание воды через кран при его открывании. В случае отсутствия воды в баке, необходимо проверить положение клапана 154, он должен быть открыт, обеспечивая наполнение расходного бака из системы водоснабжения вагона. При появлении воды из крана 155, закрыть его;

— открыть замок створки ниши 2-го или 7-го купе, створку вынуть и положить на пол;

— извлечь из ниши пожарный рукав и размотать его до ближайшего туалетного помещения, где ствол рукава поместить в предварительно приготовленное ведро;

— открыть расположенный в нише кран 158 и включить там же на 5-7 секунд автоматический выключатель электронасоса, с началом работы которого из ствола рукава должна вытекать ровная струя воды;

— убедившись в работе установки, воду из шланга слить в ведро. Шланг уложить в нишу, створку ниши установить на место;

— проверку производить по очереди: в первый рейс использовать пожарный рукав ниши 2-го купе, во второй рейс использовать пожарный рукав ниши 7-го купе и т.д.

Примечание: места расположения кранов можно найти по схеме водоснабжения вагона (имеется в каждом вагоне).

МЕСТА БЫСТРОГО НАБОРА ВОДЫ В ВАГОНЕ.

  1. Пожарный кран.

В зависимости от типа вагона расположен в различных, доступных для обнаружения, местах (котельное отделение, туалет и др.). Вода подается из системы водоснабжения сильным потоком, необходимым для своевременного тушения.

  1. Кран в служебном отделении вагона располагается над мойкой и обычно используется для бытовых нужд во время эксплуатации вагона.
  2. Фановая труба. Данный тип быстрого набора воды доступен только во время стоянки поезда. Для набора воды подобным образом необходимо два человека: первый – держит педаль спуска воды в туалете (возможно использование тяжёлого предмета, который кладётся на педаль), второй в это время набирает воду под вагоном.
  3. Водопробные краны в туалете с нерабочего конца. Они расположены снизу и сверху от раковины указывают уровень воды в системе водоснабжения вагона.
  4. Установка водяного пожаротушения (имеются не во всех вагонах) — пожарный рукав, кран и кнопка запуска находятся в нише 2-го и 7-го купе. В случае отказа в работе электронасоса необходимо открыть кран, через который начнёт поступать вода самотёком.
  5. Комбинированный кипятильник.

Для быстрого набора воды необходимо отключить комбинированный кипятильник, перевести трехходовой кран в положение «Закрыто», снять натяжную скобу, стеклянный колпак и сетчатый фильтр. Установить ёмкость для набора воды под трёхходовым краном, перевести ручку крана в положение «Сырая вода».

ОБЯЗАННОСТИ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА.

Ответственным за организацию тушения пожара и эвакуацию пассажиров в пассажирском поезде является начальник поезда.

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда каждый работник поездной бригады, начальник поезда, электромеханик, проводники вагонов, работники багажного, почтового, почтово-багажного, вагона-ресторана и купе-буфета, вагона-клуба, видеосалона и служебно-технического вагона обязаны:

1) Остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара). Разбудить проводника находящегося на отдыхе, вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика и сообщить машинисту локомотива

В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест.

2) Открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров. Обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители, кроме цепи аварийного освещения, открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы – и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами;

3) Открыть аварийные выходы (окна), где они предусмотрены конструкцией вагона, а при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара по ходу эвакуации пассажиров.

В случае срабатывания установки пожарной сигнализации (УПС) проводник вагона должен убедиться в достоверности ее показания и в случае обнаружения пожара принять необходимые меры, а в случае ложного срабатывания вызвать электромеханика поезда.

Одновременно с эвакуацией пассажиров и после нее проводники вагона, не дожидаясь прибытия начальника поезда и электромеханика поезда, обязаны приступить к тушению пожара в самоспасательном изолирующем противогазе (СПИ-20) первичными средствами пожаротушения. После эвакуации пассажиров и во время тушения пожара двери для перехода из вагона в вагон в соседних с горящим вагонах должны быть закрыты.

Все работники поездной бригады обязаны прибыть к месту пожара с огнетушителями или с другими средствами пожаротушения и принять участие в эвакуации пассажиров и тушении пожара.

По прибытии к месту пожара начальник поезда и проводник горящего вагона должны лично убедиться в полной эвакуации пассажиров из вагона, используя для этих целей противогаз СПИ-20, а электромеханик удалить предохранитель аккумуляторной батареи на пульте управления (по возможности) и в обязательном порядке предохранитель, расположенный в коробке на аккумуляторном ящике (с целью полного обесточивания).

ОТЦЕПКА ГОРЯЩЕГО ВАГОНА.

Во всех случаях при возникновении пожара начальник поезда обязан через локомотивную бригаду или дежурного по станции и поездного диспетчера вызвать территориальное пожарное подразделение или пожарный поезд. Одновременно принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны (но не менее 10 м) или близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить удобный подъезд передвижных средств пожаротушения. При этом машинист и помощник машиниста локомотива обязаны действовать по указанию начальника поезда.

После расцепки состава начальник поезда обязан потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения в контактной сети.

Расцепку состава производят электромеханик и начальник поезда в следующей последовательности:

1) Взять у машиниста локомотива или его помощника ключ отопления поезда и разъединить высоковольтную магистраль головного вагона поезда и электровоза (при этом на электровозе предварительно должны быть опущены токоприемники);

2) Отцепить вагоны, стоящие за горящим вагоном, для чего поднять переходные площадки горящего вагона, перекрыть концевые краны, разъединить тормозные рукава, межвагонные соединения с обоих концов горящего вагона, привести в действие автотормоза хвостовой (оставляемой на месте) части поезда, повернуть рычаг автосцепки горящего вагона в положение расцепа, выдвинуть головную часть поезда вместе с горящим вагоном на расстояние не менее 10 м;

3) Отцепить загоревшийся вагон от головной части поезда, для чего перекрыть концевые краны загоревшегося и соседнего вагонов, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза загоревшегося вагона полным открытием концевого крана и повернуть рычаг автосцепки в положение расцепа. Головную часть вагона подвинуть на расстояние 15-20 м.

В случае невозможности удержать вагоны на автотормозах, привести в действие ручные тормоза; помощник машиниста в данной ситуации должен уложить под колёса вагонов имеющиеся на локомотиве тормозные башмаки. Тормозные башмаки укладываются с учётом уклона пути.

При отцепке хвостовой части состава и горящего вагона, а также ограждении поезда на перегоне подавать машинисту локомотива сигналы, установленные Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации № ЦРБ-757.

До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда поездная бригада должна принимать все зависящие от нее меры по спасению пассажиров и ликвидации пожара, используя все имеющиеся средства пожаротушения и индивидуальной защиты, а после прибытия командного состава на место происшествия руководствоваться их указаниями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *