Система безопасности которая имеет речевой информатор
Перейти к содержимому

Система безопасности которая имеет речевой информатор

  • автор:

Технические средства оповещения

При создании доступной среды для людей с ограниченными физическими, ментальными или сенсорными возможностями важным моментом была и остается правильная организация систем оповещения и эвакуации, позволяющая поставить в известность абсолютно всех находящихся в здании людей о бедствии или пожаре. Особенно актуальны подобные средства для различных медицинских учреждений, где плотность инвалидов намного выше, чем в любых других общественных или жилых комплексах. Также не менее важно обеспечить обратную связь от инвалида, которая обычно представляет собой кнопку экстренного вызова. Установка подобной меры безопасности может не раз спасти жизнь человеку, ограниченному в передвижении. Кроме того, следует помнить, что слабослышащий человек может просто не услышать сигнал тревоги или пожарную сигнализацию, если в здании не установлена индукционная система для слабослышащих, нивелирующая этот физический недостаток. Еще одним немаловажным моментом является установка в здании специальных поручней, которые помогут комфортно передвигаться, а в случае опасности своевременно и быстро эвакуироваться людям, физически ограниченным в передвижении без посторонней помощи.

2. Применение систем оповещения

Звуковой маяк

Слабовидящие и незрячие люди должны иметь возможность получать информацию об окружающем пространстве: где они находятся, какие услуги могут получить, как пройти и какие препятствия есть на пути следования. Одними из средств помощи для ориентирования в пространстве являются звуковые маяки.
Звуковые маяки воспроизводят аудиосообщения, которые помогают ориентироваться. Несколько звуковых маяков могут быть подключены к системе громкой связи и служить в качестве динамиков. Особенно удобно применять звуковые маяки в ключевых точках на маршруте движения незрячего, где необходимо принимать решения о смене направления движения. Особенно часто звуковые маяки вешаются над входной дверью для ориентации незрячего.

В настоящее время звуковые маяки являются неотъемлемыми устройствами для акустической маркировки путей движения маломобильных групп населения, особенно эффективно используются такие устройства лицами с ограничениями здоровья по зрению — слепыми или слабовидящими.

Но данный способ маркировки путей для МГН обладает одним недостатком, незрячий человек может получить звуковую информацию только тогда, когда подойдет непосредственно близко к маяку (попадет в зону действия датчика движения), что существенно снижает эффективность использования таких устройств при перемещении даже в знакомом пространстве так, как прежде чем получить информацию необходимо еще и дойти до этой точки.

Чтобы незрячему человеку было легче получать информацию вне зависимости от расположения маяка существуют также звуковые радио маяки. Это устройство выгодно отличается тем, что имеет речевой информатор со встроенным радио модулем, в задачи которого входит прием радио сигналов местных радиостанций, прием линейного сигнала трансляции по проводным линиям либо воспроизведение заранее записанной трансляции на внутреннюю память (флеш-карту).

Результатом применения такого радио-звукового маяка является расширение эффективной зоны его использования, как вспомогательного средства ориентирования для незрячих и слабовидящих людей.

Радио-звуковые маяки помогают сориентироваться, например, в холле помещения и информируют входящих посетителей с ограничениями по зрению о назначении помещения, о возможных опасностях на пути движения и пр. Особенно удобно применять такие устройства в ключевых точках на маршруте движения незрячего, где необходимо принимать решения о смене направления движения. Очень часто радио-звуковые маяки вешаются над входной дверью для правильной ориентации незрячего. Также современные производители предлагают вариант радио-звукового маяка, который можно использовать в общественном транспорте. То есть о приближающемся к остановке общественном транспорте устройство сообщает и номер автобуса, и маршрут движения. Незрячий человек совершенно самостоятельно принимает для себя решение, подходит ему автобус или нет.

Также существуют звуковые маяки для лифтовой системы. В большинстве случаев лифты старого и нового образца не адаптированы звуковым оповещением. За одну поездку кабина лифта останавливается несколько раз, чтобы забрать или высадить пассажиров, незрячий человек просто теряется в пространстве. Именно для этого необходимо звуковое сопровождение остановок на этажах.

Индукционная петля

Для людей с проблемами по слуху системами оповещения также являются индукционные петли. Индукционная петля – это система, способная передавать голосовые сигналы без звуковых помех окружающего мира прямо на слуховой аппарат слабослышащего человека. Она может передавать человеческий голос, музыку и т.д. Виды данных систем различаются в зависимости от расстояния передачи сигнала.

Существует знак, указывающий людям со слуховыми устройствами, что надо переключить аппарат в режим «Т» (Катушка). Индукционные петли бывают портативные и стационарные.

Особенность портативной индукционной петли – это использование ее на небольших расстояниях (до двух метров). Чтобы человек получил информацию в свой слуховой аппарат, необходимо перевести его в режим катушки («Т»). Включенную индукционную петлю рекомендуется поставить на горизонтальную поверхность в зоне общения. Портативные индукционные системы используют: в небольших аудиториях, переговорных комнатах, прикассовых зонах, на ресепшн, информационных стойках, в приёмных кабинетах. Для обеспечения комфортного общения слабослышащих людей с обслуживающим персоналом индукционные петли узконаправленного действия устанавливаются в банках, магазинах, билетных кассах, гостиничных комплексах. Для того чтобы человек с ограничением по слуху мог получить важную для себя информацию в пути, переносные индукционные системы монтируются под внутреннюю обшивку крыши такси, ж\д вагона и городского общественного транспорта.

Индукционные системы портативного вида различаются по дальности радиуса действия, также есть модели с возможностью записи голосовых сообщений в формате mp3; у некоторых моделей есть возможность подключения внешнего микрофона и, конечно, устройства различаются по размеру.

Стационарные индукционные модели разработаны для использования на расстоянии от 80 до 500 метров. Их можно устанавливать, как горизонтально, так и крепить к стене, при этом по периметру рабочего помещения проводится специальный кабель, составляющий зону охвата индукционного поля. Для получения полной информации слабослышащему человеку необходимо перевести слуховой аппарат в режим катушки «Т». Стационарные индукционные петли используют: в больших лекториях учебных заведений, конференц-залах, театрах, кинозалах, церквях, залах ожидания, на перронах железнодорожных вокзалов.

Индукционные петли стационарного вида различаются по дальности радиуса действия индукционных волн. Также некоторые модели могут принимать сигналы систем безопасности, таких как, например, пожарная сигнализация или система охраны. Существуют модели с функцией фантомного питания, также петли могут иметь различия по количеству независимых аудиовходов с индивидуальной настройкой уровня мощности.

Световой маяк

Также к средствам оповещения относится световой маяк. Световой маяк — техническое средство реабилитации для слабовидящих людей. Светодиодное табло предназначено для отображения сменяемой двухвариантной информации для слабовидящих людей. Оно также называется световой маяк (надписи «ВХОД», «ВЫХОД» или графическое изображение очков). Всем хорошо известно, что инвалидам по зрению не так просто различить или прочесть информацию, которая им необходима, поэтому им приходится постоянно обращаться за помощью. Именно для этого была разработана система определенных изображений, которая позволяет таким людям ориентироваться в пространстве. Световой маяк является одним из прогрессивных нововведений в области светодиодных табло, разработан в рамках государственной программы «Доступная среда» и позволяет сделать помещение доступным для инвалидов по зрению и слуху.

Бегущая строка и светодиодное табло

Существуют такие средства как бегущие строки и светодиодные табло. Они представляют собой панели со светодиодным LED экраном, на котором может отображаться различная текстовая или графическая информация. Благодаря крупному яркому отображению светодиодные табло привлекают внимание посетителей. Данный тип оборудования позволяет инвалидам по слуху получать информацию о работе здания, о предназначении помещений, а также узнавать о сигналах тревоги и пр. Слабослышащие люди считывают информацию с табло и с комфортом ориентируются в здании. Размещение бегущих строк и светодиодных табло регламентируется СП 59.13330.2016 пунктами 6.5.1, 6.5.2, 6.5.7.

Визуально-акустическая система

Еще одним видом систем оповещения для людей с инвалидностью по зрению являются визуально-звуковые устройства, например, визуально-акустические системы. Одной из таких систем является адаптивная система оповещения Сурдоцентр. Она включает в состав несколько связанных внутри помещения визуально-акустических светодиодных табло, которые с помощью коммутатора подключаются к единому пульту управления оператора. Применяется для информирования посетителей с нарушениями функции зрения и слуха в больницах, реабилитационных центрах, объектах социального обслуживания инвалидов и других значимых объектах.

С применением блоков системы «Сурдоцентр» стало возможным легко адаптировать любой объект, обеспечив при этом информационную доступность для любого посетителя, что особенно важно для оповещения в экстренных ситуациях. Такая система актуальна и применяется на всех объектах городских инфраструктур: в аэропортах, автостоянках, банках, бассейнах, больницах и т.д.

3.Применение системы вызова

Система вызова помощи — это оборудование, которое позволяет инвалидам, пожилым людям и другим представителям МГН сообщать сотрудникам учреждения, о необходимости получить помощь. Чаще всего кнопки вызова помощи устанавливают на входной группе возле лестниц и пандусов и в санитарных комнатах. Оказавшись в затруднительной ситуации, посетитель активирует кнопку. Ответственный сотрудник приходит к месту вызова для того, чтобы оказать помощь. Системы вызова персонала помогают в адаптации для инвалидов любого учреждения.

Системы вызова персонала являются простым и эффективным средством, позволяющим инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата, в первую очередь, и прочим МГН, во вторую очередь, запросить и соответственно получить гарантированную оперативную помощь персонала объекта при возникших затруднениях.

В общем случае система вызова персонала включает в себя кнопку вызова, беспроводной приемник сигналов вызова и усилитель мощности сигналов.

Кнопки вызова персонала предназначены для установки в различных зонах объекта на наиболее вероятных путях следования людей, использующих для передвижения кресла-коляски.

В зависимости от условий их установки и функционирования кнопки выпускаются в трех основных модификациях, предназначенных для работы снаружи здания (на улице), внутри здания в помещениях массового пребывания людей и внутри здания в помещениях санитарных узлов.

Кнопки вызова, предназначенные для наружной установки, должны иметь герметичное, антивандальное исполнение, сохранять работоспособность во всем возможном температурном диапазоне. Такие кнопки должны иметь крупные размеры, позволяющие нажимать их людям с нарушением функций верхних конечностей: протезом, культей, опорной тростью, локтем. Они должны устанавливаться, как правило, на стене перед дверью, предназначенной для входа инвалидов на коляске, на высоте от 0,8 до 1,1 м, со стороны дверной ручки, а в случае раздвижных дверей с правой стороны от них. В случае, если не обеспечивается возможность гарантированного самостоятельного подъезда инвалида на коляске к входу в здание (например, при отсутствии штатного пандуса), кнопка вызова должна размещаться в доступном для инвалидов на коляске месте на высоте от 0,8 до 1,1м со стороны подхода от мест парковки (стоянки) автотранспорта инвалидов.

Кнопки вызова, предназначенные для установки в туалетах и в душевых кабинах должны иметь влагостойкое исполнение, при этом, целесообразно применять кнопки, в которых для активации вызова помощи достаточно дотронуться до центра кнопки без приложения каких-либо усилий.

Кнопки вызова, предназначенные для установки в помещениях массового пребывания людей должны иметь антивандальное исполнение. Они могут устанавливаться на стене или вертикальном информационном стенде на высоте от 0,8 до 1,1 м, могут размещаться в едином конструктиве вместе с тактильной схемой.

Системы помощи должны иметь голосовое подтверждение активации, которое предназначено не только для контроля работоспособности, но и оповещения самого незрячего при ее активации. Система (кнопка вызова) должна выдавать голосовое сообщение «Вы активировали систему вызова помощи. Ожидайте на месте к вам сейчас подойдёт дежурный специалист». Не допускаются к использованию системы без голосового подтверждения работоспособности, так как такие устройства не дают обратной связи и являются бесполезными для незрячего человека.
Рекомендуется применять кнопки вызова со специальным шнурком, позволяющим вызвать помощь даже при падении инвалида.

Не допускается использования бытовых дверных звонков в качестве систем вызова помощи ввиду их функциональной невозможности определять конкретную точку помощи, а также не высокого эксплуатационного периода. Каждая кнопка вызова помощи должна быть обозначена тактильным и визуальным способом при помощи специальных пиктограмм.

Очень важно правильно адаптировать туалетную комнату для людей с инвалидностью. Именно в туалете необходимо устанавливать кнопку вызова помощи персонала, имеющую шнур. Не всегда до кнопки есть возможность дотянуться, а шнурок может выручить человека с инвалидностью в трудной ситуации.

Адаптивные системы вызова пациента

Системы вызова пациента на основе визуально акустических табло, ориентированные на все категории инвалидов, является немаловажной деталью при формировании доступной среды в поликлинике или больнице. Такие системы делают комфортной не только работу медицинского персонала, но и пациентов, ожидающих в очереди, особенно если они имеют ограничения в восприятии информации.

Принцип работы. Врач нажимает на дистанционном пульте кнопку с номером визуально речевого сообщения, после чего над входной дверью в его кабинет высвечивается соответствующая информация, а также произносится голосовое дублирование информации. Настройка звука на табло сделана таким образом, что сообщения слышно только в пределах 2х метров от двери, чтобы не создавать акустические помехи.

В результате чего незрячий человек не только получает информацию о приглашении в кабинет, но и ориентируюсь на звук, может определить направление входа. Благодаря тому, что в системе применяются голосовые сообщения с указанием номера кабинета и категории врача, даже если будет слышен звук от работы других систем, данный факт не будет мешать ориентироваться незрячему человеку. Для глухого на табло вся информация будет передаваться в текстовом виде.

В основе системы лежат два взаимозакоммутированных устройств, визуально-акустическое табло и блок индикации программ, с возможностью воспроизводить как визуальные, так и акустические сообщения, и сигналы, в необходимый промежуток времени, используя пульт ПДУ с целью информирования все маломобильные группы населения. Для обеспечения качественного изображения разрешение визуально-акустического табло должно быть не менее 16х64 пикселя, блока индикации программ 16х32.

Удобство для инвалида по зрению: для незрячего звуковая информация имеет не только информационное значение, это еще важный ориентир при движении к двери кабинета.

4. Применение информационных тактильно — сенсорных терминалов, доступных для инвалидов

На территории объектов с массовым посещением людей должен быть установлен, как минимум, один информационный тактильно-сенсорный терминал, доступный для всех категорий инвалидов, позволяющий получить необходимую информацию о работе объекта и оказываемых на нем услугах, а также устанавливать связь со службами оказания экстренной помощи.

Информационный терминал представляет собой изделие, содержащее корпус, сенсорный экран с фронтальной поверхностью, выполненной с возможностью пропускания светового потока, формирующего изображение, который является источником визуальной информации. Каналы передачи данных, а также блок управления (компьютер) и блок питания сенсорный экран, источник визуальной информации размещены внутри металлического корпуса. Сенсорный экран снабжён управляющей зоной и/или управляющими зонами, и/или информационными зонами, с тактильной информацией (тактильной панелью управления) предназначенной для управления терминалом тотально слепым человеком. Совокупность такого конструктива и специального программного обеспечения создает возможность работы с терминалом инвалидов различных категорий, получать им необходимую информацию или сообщать информацию о чрезвычайных ситуациях в доступной для них форме.

Доступность терминала для инвалидов по зрению обеспечивается за счет наличия тактильно-сенсорного экрана или специальной тактильной панели управления, которая позволяет управлять терминалом тотально слепому человеку. Яркая контрастная маркировка габаритов, программная установка функции увеличения изображения, изменение контрастности и цвета фона делают терминал доступным для слабовидящих.

В терминале должна быть реализована функция программного обеспечения для доведения до пользователя информации, представленной на экране, реалистичным синтезированным голосом. Кнопка связи с экстренными службами должна быть тактильно обозначена и иметь голосовое подтверждение активации, которое предназначено не только для контроля работоспособности, но и оповещения самого незрячего при ее активации. Система (кнопка вызова) должна выдавать голосовое сообщение «Вы активировали систему вызова помощи. Ожидайте на месте к вам сейчас подойдёт дежурный специалист».
Не допускаются к использованию системы без голосового подтверждения работоспособности, так как такие устройства не дают обратной связи и являются бесполезными для незрячего человека.

Терминал должен содержать в пользовательской части программного обеспечения и/или интерфейса программного обеспечения специальную выделенную зону (вертикальную или горизонтальную полосы) с сенсорными кнопками – пиктограммами доступности для инвалидов по слуху, по зрению, для инвалидов-колясочников, отличающейся по цвету от остального информационного поля. Сенсорные кнопки включают или отключают режимы отображения информации в виде, адаптированном для разных категорий инвалидности.

Требования к возможностям режима «Специальные возможности отображения текстовой и графической информации для людей с инвалидностью по зрению»:

-включение режима должно осуществляться нажатием пальца на сенсорную кнопку с пиктограммой «черные очки»

-возможность включения режима «контрастные цветовые гаммы»

-возможность отображения информации в режиме «экранная лупа»

-возможность управления и восприятия информации тотально незрячему человеку реализована с применением тактильно-сенсорной панели управления.

Терминал должен обеспечивать возможность удаленного администрирования и наполнения контента программного обеспечения через сеть Интернет.

5. Применение централизованных систем визуально-звукового оповещения

Информативность и безопасность объекта для всех категорий инвалидов являются важнейшими характеристиками, определяющими уровень безбарьерности объекта.

ЕДИНАЯ ФОРМУЛА ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

Наличие доступной, объективной, и непрерывной информации и сигнализации при нахождении на объекте и перемещении по нему не только помогает людям с ограничениями по здоровью получать качественные услуги, но и существенно повышает уровень их безопасности и защищенности в чрезвычайных ситуациях.

Применение комплексных визуально-акустических систем оповещения на объектах с массовым посещением людей дает возможность передавать не только информацию различного содержания для всех посетителей, например, о начале работы или закрытии, о правилах и особенностях предоставления услуг, о действиях в экстремальных ситуациях, но и сигналы о чрезвычайных ситуациях в формате, доступном для инвалидов различных нозологий.

Передаваемая информация и сигналы должны восприниматься всеми людьми, включая такие категории инвалидов, как тотально незрячие и тотально глухие. С применением универсальных блоков систем визуально-звукового оповещения стало возможным легко адаптировать любой объект, обеспечив при этом информационную доступность для любых посетителей в любом месте, в том числе в экстремальных ситуациях.

Визуально-звуковые устройства – средства, которые просто незаменимы при адаптации как объектов общественного назначения, так и прилегающих к ним территорий. Ведь формирование доступности какого-либо оборудования или услуги для всех пользователей, без исключения, является важным аспектом создания доступного пространства. Визуально-акустические устройства позволяют оповещать все категории маломобильного населения одновременно, благодаря синхронизации визуальной и акустической информации.

Речевой информатор

+375 17 350-11-62
+375 29 261-93-97

Режим работы пункта выдачи товара:
пн-пт 09:00-18:00
Прием заказов 24/7

Copyright (C) 2020 ТЧУП «Торговый дом «БелТИЗ». 220004, г. Минск, ул. Амураторская, 7, офис 5.

Регистрация в торговом реестре: № 514776 от 19.07.2021г. УНП 190504462

У вас есть комментарии, жалобы или предложения по работе нашего магазина?

Современные микропроцессорные системы безопасности (смсб)

создавать элементы интеллектуальной транспортной системы – интеллектуальный локомотив, интеллектуальный грузовой поезд, интеллектуальный вагон скоростного и пассажирского поезда, интеллектуальные системы сигнализации и связи, путевой инфраструктуры, интегрированные с автоматизированными системами управления;

интегрировать локомотивные, станционные и перегонные системы регулирования движения с автоматизированными системами управления перевозочным процессом. Основные функции современных систем безопасности представлены в Приложении № 2. Этапность развития СМСБ показана на рис. 3.1.

Система автоматического управления торможением поезда – САУТ и ее модификации САУТ-УМ, САУТ-МП, САУТ-Ц, САУТ-ЦМ.

Предназначена для обеспечения автоматической прицельной остановки поезда перед светофором с запрещающим показанием или местом ограничения скорости.

Дополнительными функциями системы являются: предотвращение скатывания поезда после остановки, индикация на пульте машиниста фактической и разрешенной скорости движения и ряд других.

В настоящее время на сети железных дорог устройствами САУТ оборудовано около 22 % локомотивов, и 29 % длины линий наиболее напряженных участков железных дорог.

Анализ обстоятельств случаев проезда запрещающих сигналов в период с 1990 по 2005 год показывает, что на локомотивах и МВПС, оснащенных системой САУТ и включенных при движении поезда допущено только 4 случая проезда, в то время как на локомотивах и МВПС без САУТ совершено более 200 случаев проезда.

Проезды запрещающих сигналов подвижным составом, оборудованным САУТ, были вызваны в основном тремя причинами: отказами путевых и локомотивных устройств и ошибочными действиями локомотивных бригад в нестандартных ситуациях, в том числе при исправной аппаратуре.

В первой модификации путевые датчики CАУТ устанавливались у каждого светофора и передавали через специальную антенну на локомотив информацию о длинах и уклонах двух впередилежащих блок-участков.

В настоящее время широко применяется система CАУТ-Ц, в которой путевые датчики устанавливаются централизованно на входах и выходах со станций. При входе поезда на станцию они передают на локомотив информацию о длине маршрута и ограничениях скорости, а на выходе со станции выполняют роль идентификаторов перегонов. Информация о длинах блок-участков, уклонах и ограничениях скорости на перегонах содержится в блоке параметров пути на самом локомотиве. При каждом торможении CАУТ определяет тормозной коэффициент и корректирует режим торможения. Система имеет речевой информатор для предупреждения машиниста о показании светофоров и приближении к переездам, обеспечивает дополнительный контроль бдительности машиниста.

Оперативную информацию о поездной обстановке CАУТ получает от системы АЛCH или КЛУБ. Для индикации машинисту значения скорости и регистрации информации вместе с системой CАУТ применяются локомотивные скоростемеры 3CЛ2М или КПД3.

Комплексное локомотивное устройство безопасности КЛУБ было разработано для замены АЛCH и дополнительных устройств безопасности.

Функциональное назначение КЛУБ: прием и дешифрация сигналов АЛС, отображение на локомотивном светофоре показания находящегося впереди напольного светофора; контроль разрешенной скорости движения в зависимости от показания АЛСН; периодический контроль бдительности машиниста; защита от несанкционированного движения локомотива; автоматическая остановка поезда перед светофором с запрещающим показанием на кодированном участке.

Кроме того, в КЛУБ заложены функции приема и обработки сигналов от АЛC-ЕH, в котором (вместо 3-х, как у АЛCH), используются 48 активных сигналов с защитой от влияния сигналов с соседних путей и смежных блок-участков.

КЛУБ выполнено с использованием микропроцессорной элементной базы, имеет внутреннее резервирование и существенные технические ресурсы для наращивания функциональных возможностей. Аппаратура соответствует требованиям по исключению опасных отказов и имеет сертификат безопасности.

С 2004 года на железных дорогах производится внедрение серийно выпускаемых Ижевским радиозаводом комплексных локомотивных микропроцессорных устройств безопасности КЛУБ-У, дополненных устройствами принудительной остановки поезда (КОН) при несанкционированном выключении КЛУБ-У и цифровыми радиомодемами. Технические параметры системы КЛУБ-У предоставляют возможность приема кодов АЛС и определенных команд с использованием цифрового радиоканала. В системе КЛУБ-У электронный скоростемер и система автоматической расшифровки являются функциями самой системы, что значительно сокращает объем устанавливаемой на локомотив аппаратуры.

В настоящее время устройствами КЛУБ-У оборудовано 8% локомотивного парка.

Комплекс средств сбора и регистрации контролируемых параметров движения локомотивов КПД-3. Для измерения скорости движения, ускорения, текущего времени, пройденного пути и регистрации параметров движения поезда с возможностью автоматической дешифрации разработан и внедряется электронный скоростемер КПД-3 (изготовитель — Пензенский завод «Электромеханика»). Он используется совместно с АЛСН и системой КЛУБ.

Устройства телемеханического контроля бодрствования машиниста ТСКБМ созданы для замены приборов контроля бдительности типа УКБМ (с Л-116, Л-116У), блоков предварительной световой сигнализации Л-77, Л-159 (Л-159М), Л-143.

В настоящее время устройствами ТСКБМ оборудовано около 10% локомотивного парка.

Система автоматического ведения поезда САВП по своему назначению не относят к локомотивным устройствам безопасности, однако она напрямую выполняет ряд функций обеспечения безопасности движения.

САВП выполняет следующие основные функции:

— автоведение поезда в соответствии с требованиями ПТЭ железных дорог и других нормативных документов, определяющих правила и порядок движения пассажирских поездов;

— выполнение заданного графиком движения или другим нормативным документом времени хода поезда;

— выбор энергетически рациональных режимов движения;

— автоматизированное управление тягой и электропневматическими, пневматическими и электродинамическими тормозами поезда;

— регистрация параметров движения, данных о функционировании подсистем, об экстренной остановке поезда, а также вводимой информации о параметрах и идентификации поезда, локомотива, локомотивной бригады с автоматической записью информации;

— ввод необходимой для автоведения информации, а также ввод и запоминание настроечной информации о локомотиве;

— автоматическая корректировка на каждом блок-участке отклонения координаты поезда от действительного местоположения с точностью, обеспечивающей реализацию оптимальных режимов ведения поезда, а также возможность ручной коррекции текущей координаты;

— периодический контроль исправности системы с отображением результатов контроля на устройстве индикации;

— фиксация грубых отступлений в содержании пути, требующих принятия мер, с речевой информацией машиниста для передачи дежурному по станции или поездному диспетчеру;

— фиксация превышения предельных значений продольных динамических усилий в поезде, нарушающих комфортность проезда пассажиров с речевым предупреждением об этом машиниста.

Система может работать в двух режимах: советчика и автоведения. В первом режиме управление локомотивом осуществляется машинистом, а система выдает на индикаторное устройство рекомендуемые (расчетные) значения параметров движения. Во втором режиме управление локомотивом осуществляется системой.

Системой САВП оборудовано около 2000 локомотивов и МВПС.

Единая комплексная система управления и обеспечения безопасности движения поезда (ЕКС) (рис. 3.2) обеспечивает выполнение расписания, минимизацию расхода электроэнергии на тягу поезда, предупреждает возникновение аварийных ситуаций, снижает негативное влияние «человеческого фактора» в процессе ведения поезда.

ЕКС решает следующие основные задачи:

исключение проездов светофоров с запрещающими показаниями;

исключение превышения допустимой скорости движения;

обеспечение контроля бдительности и бодрствования машиниста;

обеспечение контроля постоянных и временных ограничений скорости движения;

исключение несанкционированного движение поезда;

блокирование движения поезда при несанкционированном отключении

машинистом системы КЛУБ-У, входящей в состав ЕКС;

обеспечение контроля скорости движения поезда на тупиковые станционные пути;

обеспечение контроля режимов работы оборудования локомотива;

обеспечение контроля технического состояния тормозной системы поезда;

регистрация параметров движения;

регистрация действий локомотивной бригады;

обеспечение остановки поезда по команде ДСП или ДНЦ, переданной на локомотив по радиоканалу.

ЕКС выполняет основные функции, объединенных на программно-интерфейсном уровне четырех систем:

комплексного локомотивного устройства безопасности (КЛУБ-У);

системы автоматического управления торможением (САУТ-ЦМ);

телемеханической системы контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ);

— унифицированной системы автоматического ведения поезда (УСАВП), которая служит для автоматизированного и безопасного ведения поезда по расписанию с использованием энергооптимального алгоритма управления.

Формирование базы данных осуществляется каждой подсистемой в своем формате и по своим программам. Базы данных должны иметь одинаковые значения параметров по одним и тем же объектам.

Система ЕКС обеспечивает:

— автоматизированное управление тягой и тормозами, гарантирующее соблюдение графика и безопасность движения;

— автоматическую отработку режимов нештатных и опасных ситуаций;

— выдачу речевых предупреждающих сообщений;

— уменьшение объема ручного ввода информации;

— продление устойчивого работоспособного состояния машиниста и снижение его загрузки, что уменьшает вероятность появления ошибки при управлении.

В 2005 году системой ЕКС оборудовано 15 локомотивов на Московской железной дороге, которые проходят эксплуатационные испытания.

Оснащение локомотивного парка дополнительными приборами безопасности, применение на участках железных дорог с интенсивным движением поездов устройств нового поколения, таких как САУТ, КЛУБ, телемеханическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ), создали предпосылки для более надежной работы локомотивных бригад.

Число случаев проезда запрещающих сигналов на перегонах практически сведено к нулю. Случаи проезда запрещающих сигналов на станциях подразделяются на выходные — 34-40%, маневровые — 31-36%, входные — 11-13%, маршрутные — 8-9%. На не кодированных путях станций допущено 44-51% случаев проезда запрещающих сигналов.

"Говорящая" микросхема в охранных устройствах

Ю. ВИНОГРАДОВ, г. Москва
Звуковая имитация жизнедеятельности на охраняемом объекте — разговоры, музыка — может озадачить злоумышленника. Но громогласное обращение к нему с предупреждением о применении активной защиты может оказаться более убедительным. Описание такого устройства на основе специализированной микросхемы предлагается в данной статье.

Как и любой узел системы охранной сигнализации, «говорящее» устройство (или речевой информатор) должно иметь достаточную выходную мощность в активном режиме и предельно малое энергопотребление в режиме ожидания. Схема речевого информатоpa показана на рис. 1. Его основой является специализированная микросхема ISD1416P для записи/воспро-изеедения голосовых сообщений длительностью до 16 с. Записываемую фразу произносят перед микрофоном ВМ1 при нажатой кнопке SB 1. Сигнал с выхода микрофона усиливается и заносится в память микросхемы, где может хранится долгие годы.

Для воспроизведения записанного фрагмента необходимо кратковременно подать на вход устройства напряжение 1. 12 В. При этом транзистор VT1 откроется и перепад напряжения на входе РЕ (вывод 24) микросхемы DD1 переведет ее в режим воспроизведения. Выходная мощность встроенного в микросхему DD1 УЗЧ невелика (около 12 мВт), поэтому для увеличения громкости введен УЗЧ на микросхеме К174УН7 (DAI). На нагрузке сопротивлением 4 Ом выходная мощность может достигать 3 Вт. Громкость сигнала устанавливают подстроенным резистором RI6.
Напряжение питания микросхемы ISD1416P — 5 В. поэтому в устройство введен экономичный стабилизатор напряжения на ОУ DA2. Источником образцового напряжения для стабилизатора является параметрический стабилизатор напряжения на стабилитроне VDI и резисторе R20. Напряжение на выходе ОУ
Ubwx = Uvo,(R22*R23)/R23 — 5 В, где Udi — напряжение стабилизации стабилитрона (около 3 В).
Ток, потребляемый микросхемой DD1 в дежурном режиме, не превышает 1 мкА. а вот микрофон ВМ1 потребляет существенно больший ток (доли миллиампера). Для того чтобы он включался только в режиме записи, резистор R9 соединен не с общим проводом. как это нередко делают, а с выходом RECL (вывод 25) микросхемы DD1. на котором нулевое напряжение устанавливается только в режиме записи. Опыт показал, что при таком включении микрофона общий потребляемый ток по цепи 5 В не превышает 4 мкА.
Недопустим в охранных системах ток покоя УЗЧ К174УН7 (20 мА). поэтому в цепь ее питания введен электронный ключ, собранный на транзисторе VT3.
При переходе микросхемы DD1 в режим воспроизведения на ее выходе SP- (вывод 15), кроме переменного напряжения 34, присутствует постоянная составляющая около 1.5 В. которая через резистор R12 поступает на базу транзистора VT2, открывая его и транзистор VT3.
Постоянные резисторы — МЛТ, С2-23. подстроенный — СПЗ-3, СПЗ-19, оксидные конденсаторы — импортные с током утечки не более 1 мкА, остальные конденсаторы — КМ-6, К10-17. Микросхему IS01416P можно заменить на ISD1420R которая позволяет записывать речевые фрагменты длительностью до 20 с, но имеет меньшую верхнюю границу полосы пропускания — 2,6 кГц (у ISD1416P — 3,3 кГц). Транзистор VT3 — структуры р-п-р с допустимым током коллектора не менее 1 А, коэффициентом передачи тока не менее 60 и напряжением насыщения не более 0,5 В. К светодиоду HL1 предьявляется только одно требование — он должен светить достаточно ярко при токе 2. 3 мА. Динамическая головка — любая мощностью 3. 5 Вт и сопротивлением катушки 4 Ом.
Детали монтируют на печатной плате, для установки микросхемы ISD1416P рекомендуется применить 28-выводную панель, это позволит легко ее заменять при проведении экспериментов.
Источник питания устройства — 12- вольтовая батарея с емкостью не менее 2. 3 А-ч. Потребляемый ток в дежурном режиме не превышает 20 мкА, поэтому продолжительность работы устройства в этом режиме определяется в основном током саморазрядки батареи. Поскольку режим воспроизведения может быть длительным (многократные повторы), микросхему К174УН7 следует установить на теплоотвод, который можно изготовить из дюралюминиевой пластины (рис. 2). Сначала теплоогвод винтами МЗ крепят к микросхеме, а затем винтами М2 — к плате.
Предлагаемое устройство можно использовать и как квартирный «говорящий» звонок, для этого в схему необходимо ввести еще одну кнопку с нормально разомкнутыми контактами, которую подключают между выводом 24 микросхемы DD1 и общим проводом. Для снижения влияния помех на работу звонка параллельно кнопке (на плате) устанавливают конденсатор емкостью 0,1. 0.33 мкФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *