Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО)
Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) – это пожарный автомобиль, оборудованный электросиловой установкой, средствами обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи, а также освещения места пожара или аварии.
Автомобиль связи и освещения АСО-20 на шасси КамАЗ-43114
Для управления силами и средствами на пожаре устанавливается связь между руководителем тушения пожара (РТП) и штабом пожаротушения, начальником тыла, начальниками боевых участков, и при необходимости с пожарными автомобилями. Связь на пожаре обеспечивает управление работой пожарных подразделений и получения от них сведений об обстановке на пожаре.
Для обеспечения управления силами и средствами используются радиостанции, громкоговорящие установки, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства, электромегафоны. Обычно все эти средства имеются на основных пожарных автомобилях, однако, зачастую при тушении крупных пожаров, с привлечением значительного количества сил и средств, возникают ситуации, когда стандартных средств и способов организации связи, становится недостаточно для полноценной организации связи на пожаре. Это же утверждение справедливо и для организации освещения места пожара в ночное время. В таких случаях привлекаются специализированные пожарные автомобили – автомобили связи и освещения.
Такие автомобили оборудованы значительным ассортиментом средств обеспечения радио и телефонной связи, а так же средствами освещения.
Первые отечественные АСО были созданы в московской и ленинградской пожарной охране в начале прошлого века.
Назначение
Пожарные автомобили связи и освещения предназначены для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования; могут обеспечивать работу штаба пожаротушения, являясь одновременно передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование.
АСО является специальным пожарным автомобилем и используется на месте пожара при проведении аварийно-спасательных работ.
Конструктивные особенности
Автомобили АСО состоят из следующих основных частей:
- базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода электросиловой установки;
- кабины водителя;
- салона, который должен состоять из двух отсеков: отсека для радистов и для радиотелефонистов;
- электросиловой установки;
- средств радиосвязи и проводной телефонной связи;
- аппаратуры звукозаписи и звукоусиления;
- средств вычислительной техники;
- стационарной осветительной мачты.
Вариант боевого развертывания АСО-20 (НЕФАЗ-4208)
1 – АСО-20; 2 – кабельная катушка; 3 – прожектор; 4 – соединительная муфта; 5 – коробка распределительная
По своему конструктивному исполнению пожарные автомобиле связи и освещения во многом напоминают пожарные автомобили газодымозащитной службы : на нем также установлена электросиловая установка с устройством защитного отключения, имеются коммутационные и распределительные устройства, силовые кабельные катушки, осветительная мачта.
Дальнейшее развитие АСО получили в виде пожарных автомобилей технической службы, связи и освещения. В дополнение к функциям АСО, данные автомобили так же оборудуются оборудованием и инструментом соответственно для пожарных автомобилей технической службы.
Тактико-технические характеристики
В таблице приведены основные ТТХ пожарных автомобилей связи и освещения когда-либо стоявших на вооружении подразделений пожарной охраны СССР и РФ.
Модель | Боевой расчет | Макс скорость | Масса полная | Шасси | Мощность генератора | Количество стационарных прожекторов | Количество переносных прожекторов |
АСО-5(66)90 | 5 | 85 | 5650 | ГАЗ-66 | 5 | 1 | 9 |
АСО-12(2705) | 5 | 3500 | 12 | ||||
АСО-16(3250) | 6 | 6600 | ЗиЛ-3250 | 16 | |||
АСО-16(3205) | 6 | 7090 | ПАЗ-3205 | 16 | |||
АСО-20(43101) | 6 | 80 | 12000 | КамАЗ-43101 | 20 | ||
АСО-20(43203) | 6 | 80 | Урал-43203-01 | 20 | |||
АСО-12(66)90А | 5 | 85 | 5780 | ГАЗ-66 | 12 | 4 |
История
Давно замечено, что ночью яркое пламя рядом с темными предметами или кромешной тьмой еще не охваченных огнем помещений, где уже отключено электричество, создает сильный контраст освещенности. Чтобы не искать впотьмах очаг возгорания, пожарным требуется специальный источник света.
С древности и до недавних пор они шли в темные закоулки горящих домов с факелами (смоляными, восковыми, магниевыми, керосиновыми) и фонарями (свечными, ацетиленовыми и др.). Столь слабые источники света не позволяли осветить значительное пространство, к тому же их пламя, случалось, само способствовало распространению огня. Так что пожарным в ночное время приходилось действовать с большим риском, нежели днем. Чтобы повысить эффективность пожаротушения в темное время суток, применили новинку XX веке — электрические прожекторы. Однако, прежде чем они стали пригодными для этого вида деятельности, специалистам различных отраслей техники пришлось изрядно потрудиться.
Сначала прожекторы заимствовали в армии, на флоте и железной дороге. Одни (дальнего действия) фокусировали лучи в узком пучке, обеспечивая небольшое, но очень яркое пятно. Другие же (ближнего действия) достаточно хорошо освещали предметы на малом расстоянии в широкой зоне. Их называли прожекторами заливающего света (ПЗС). Особенностью обоих типов было круглое световое пятно. И если первые не годились из-за чрезмерной концентрации лучистого потока, то вторые, хотя и подходили, но слишком уж рассеивали свет.
Пожарным требовался прожектор с конусообразным пучком света, дававшим эллиптическое пятно на плоской поверхности: не слишком высокое, но достаточно широкое. Создать нужный отражатель с двумя сопряженными параболическими поверхностями оказалось слишком уж сложной задачей. Поэтому решили вместо одного «идеального» светильника применять несколько ПЗС с углом рассеяния 30-40 градусов. Их ставили в ряд и освещали горящее здание. Поначалу применяли ПЗС типов ВЭО-ХІV-4 (диаметром 46 см с лампой мощностью 1000 Вт) и ВЭО-ХХVІІ (соответственно 35 см и 500 Вт).
Первый отечественный прожекторный ход изготовили сотрудники Ленинградской Государственной пожарной охраны (ЛГПО) в 1929 году. На шасси грузовика Я3 установили распределительный редуктор от пожарного автонасоса, электрический генератор мощностью 5 кВт напряжением 127 В, понижающий трансформатор для питания прожекторных ламп напряжением 12 В. Иногда их подключали к автомобильному аккумулятору. В кузов грузили прожекторы и разнообразный инструмент. Развертывая освещение, старались подключать трансформатор к ближайшей подстанции. Бойцы с небольшими прожекторами (диаметром до 35 см) проникали в здание, освещая пожарным путь к очагу возгорания.
Эффект такого освещения помещений горящих объектов оказался высоким и показал целесообразность создания специальных машин. В этом снова отличилась ЛГПО. Вот как поступили ее специалисты.
Прожекторный автомобиль сделали из автобуса ЗИС-8 (шасси АМО-4, позднее ЗИС-11). За спинкой водительского сидения расположили распределительную коробку от ПМГ-1. Салон разделили на три отсека: передний, средний, задний. В последнем установили электрогенератор, на перегородке закрепили шесть прожекторов диаметром 35 см с лампами мощностью 500 Вт. В средний – поместили 12 переносных прожекторов диаметром 25 см с лампами по 250 Вт (каждый с проводом длиной 40 м) и два – диаметром 50 см и лампами по 1000 Вт. Там же положили две распределительные коробки. Провода в восьми бобинах по 50 м втиснули в ящики, подвешенные к подножкам машины. В переднем отсеке был пульт управления освещением, три скамьи, в их коробах лежали защитные костюмы, сапоги, амуниция и приборы личной защиты, на полу стоял трансформатор. Как же использовалась эта машина на пожаре?
Пожарный автомобиль освещения, созданный ЛГПО на шасси ЗИС-5
Подъехав к горящему объекту, из автомобиля вытаскивали прожектора, устанавливали их на треноги и подсоединяли к ним провода. Трансформатор подключали к электроподстанции или генератору, после чего включали прожектора. При необходимости носимыми прожекторами освещали внутренние помещения горящего здания. При изменении ситуации прожектора переносили на другие места. Потушив пожар и обеспечив отъезд пожарных, укладывали прожектора, провода и прочие принадлежности на свои места. Лишь после этого покидали пожарище.
Пожарные сразу нашли применение «светоносному» автобусу. Ночные бдения осветителей стали для них нормой жизни. Об одном эпизоде рассказал ветеран пожарной обороны Санкт-Петербурга Н.Г. Лукашевич:
Мне запомнился пожар в ночь с 31 августа на 1 сентября 1935 года. Было пасмурно, но без дождя. В дежурке мы вспоминали свои учебные года. Вдруг после 10 вечера поступил сигнал о возгорании на заводе «Нефтегаз», что по шоссе Энтузиастов, 132. Приехали быстро. Сполохи пламени на пяти объектах и кромешная тьма вокруг них не радовали. Горели трех- и пятиэтажные корпуса, слесарная мастерская, огромная емкость с нефтепродуктами и еще что-то. Около нашей машины остановился осветительный автобус, Из него сразу же начали вытаскивать прожектора. Их устанавливали на треногах поближе к горящим объектам и прокладывали провода. По команде включили свет, и во дворе «Нефтегаза» стало все видно. Наш расчет охлаждал емкость с бензолом. На ее стенке красовалась метровая надпись «№ 10». Мы с четырех сторон поливали эту «кастрюлю» из стволов и видели, что делают другие расчеты. К окнам корпусов приладили лестницы. Первыми внутрь проникли осветители с небольшими прожекторами за которыми тащились провода. Окна осветились, но не пламенем, а электрическим светом. Следом пошли пожарные с брандспойтами и шанцевым инструментом. Все расчеты действовали согласовано, и грозный пожар удалось локализовать, а через пять часов и вовсе погасить. Освещение не отключали, покуда пожарные собирали свое имущество и уезжали с территории завода. Когда наша машина отъезжала, я увидел, что осветители тоже начали свертывать свою технику.
Всего на горящие объекты подали 29 стволов. Воду брали из магистрали и искусственного водоема. Никто из «тушил» не пострадал. Действия пожарных и осветителей признали правильными, а убытки «Нефтегаза» – минимальными.
Технические характеристики прожекторного автомобиля ЛГПО (ЗИС-11)
Прожекторный автомобиль ЛГПО на шасси ЗИС-11
Базовое шасси | ЗИС-11 |
Численность экипажа | 10 чел. |
Прожекторы в задней чести (500 Вт) | 6 шт. |
Выдвижные прожекторы (1000 Вт) | 2 шт. |
Носимые прожекторы (200 Вт) | 12 шт. |
Мощность электрогенератора | 11,5 кВт |
Количество взрывобезопасных ручных фонарей | 6 шт. |
Количество защитных костюмов | 6 компл. |
Количество ручных электропил | 4 шт. |
Успешные действия ленинградских осветителей ночных пожаров побудили наших специалистов приступить к разработке необходимой техники. Так, в 1937 году (именно тогда организовали НИИ противопожарной обороны) завершили проектирование прожекторно-противодымного хода. В машине обтекаемой формы было четыре отсека. В первом сидели шофер командир и боец. Во втором – шесть пожарных, и тут же стояли два носимых прожектора с лампами по 500 Вт. В третьем крепились два выдвижных дыморефулера. В последнем же (с задними дверями) располагались две группы по три прожектора с лампами 500 Вт и 1000 Вт, В комплект входили 10 складных всасывающих рукавов по 2 м длиной и диаметром 280 мм, четыре прорезиненных 20-метровых рукава и другие принадлежности. В кузове располагались электрогенератор, противогазы, шанцевый инструмент и пр.
До Великой Отечественной войны не смогли освоить выпуск таких машин. Лишь в 50-х гг. начали делать автомобили связи и освещения (АСО). Их строили на шасси ЗИС-150, позже – на ГАЗ-66 и ПАЗ-672. В начале 90-х гг. потребовалась более совершенная машина. Вот что рассказал один из ее создателей подполковник Всероссийского НИИ пожарной обороны (ВНИИПО) Ю.Г. Улогов:
В январе 1995 года меня назначили научным руководителем этого проекта. Техническое задание (ТЗ) разработали в руководимом мной подразделении. Мы согласовали его с Главным управлением МВД и будущим изготовителем — подмосковным Жуковским механическим заводом (ЖМЗ), специалисты которого без дополнительного финансирования выпустили конструкторскую документацию. В некоторых технических решениях мы применили авиационные технологии, например, электрогенератор частотой 400 Гц. Это существенно снизило вес генератора и позволило вырабатывать гораздо большую мощность. Опытный образец сделали в апреле. Машину создали в рекордно короткие сроки, ведь со дня начала работ над ТЗ до выезда новинки из цеха не прошло и трех месяцев! Испытания шли почти год. После их завершения 16 февраля 1996 года начался выпуск машин АСО-20.
Вот некоторые технические характеристики новинки: шасси – ПАЗ-3205, колесная формула – 4×2 или 4×4, мощность электрогенератора – 20 или 40 кВт, 2 или 3 прожектора с кварцевыми лампами по 1,5 кВт на мачте высотой до 8 м, три стационарные и до 20 носимых радиостанций. Трудно поверить, что далеким аналогом этого удивительного автомобиля явилась осветительная машина, изготовленная питерскими пожарными в далеком 1929-м…
14.2.4. Средства оперативного управения при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ
Пожарные автомобили связи и освещения – далее (АСО) – предназначены для доставки в районы вызова личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования.
АСО может обеспечивать работу штаба пожаротушения. Одновременно он является передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование.
АСО укомплектованы стационарными и переносными радиостанциями, а также телефонными аппаратами. Каждый АСО укомплектован громкоговорящими установками и катушками с магистральным кабелем на стационарных и выносных катушках.
Средства освещения (прожекторы) типа ПКН-1500 или ИО-02-1500-02. Они могут устанавливаться стационарно на осветительных мачтах или быть переносными.
АСО разработаны на шасси ПАЗ-672, ГАЗ-66, ГАЗ-3308, КамАЗ-4208. Так, эксплуатируются две модели АСО-12 на шасси ГАЗ-66-01 и ПАЗ-672. Создано несколько новых моделей АСО на различных шасси.
По перечню оборудования, его техническим характеристикам в комплексе АСО выделяется автомобиль связи и освещения – АСО-20. Он установлен, как и автомобиль АГ-12, на шасси ПАЗ-3205. Боевой расчет на АСО-20 — 6 человек.
Оборудование АСО-20 смонтировано в салоне автобуса, который разделен на два отсека: штабной и связи (задний). В штабном отсеке установлены два стола для работы штаба пожаротушения. На столах имеются телефоны, магнитофон, компьютер, принтер и другое оборудование.
Для работы штаба вне салона на АСО-20 имеется выносной стол. В заднем отсеке на столах и стеллажах размещено оборудование для работы радиста и телефониста: радиостанции, телефонный коммутатор. Усилитель громкоговорящей связи.
Источники электропитания. Для питания потребителей энергии на АСО имеется генератор и дизельная электростанция.
Генератор ГТ40ПЧ6-2С. При 6000 об/мин он развивает мощность 20 кВт при напряжении 220 В. Величина тока 15 А и его частота (400±8) Гц. Привод его осуществляется от двигателя шасси базового автомобиля посредством КОМ и карданного вала.
На АСО-20 имеется преобразователь напряжения 220 В 400 Гц в напряжение 220 В 50 Гц.
Дизельная электростанция АД-4-230-ВМ1 является резервным источником питания для подачи напряжения 220 В 50 Гц в случае выхода из строя основной электроустановки.
Дополнительные аккумуляторные батареи напряжением 12 или 24 В предназначены для питания цепей управления схемы изделия и оборудования связи.
Для подзарядки аккумуляторных батарей на АСО используется источник питания ИП-220/12, включаемый в сеть 220 В 50 Гц и выпрямляющий постоянный ток 12 В.
Электроосвещение места пожара. Оно осуществляется шестью прожекторами ИО-02-1500-02. Два из них установлены на прожекторной площадке на крыше автомобиля и могут подниматься на высоту 8 м над уровнем земли. С помощью специального электромеханизма мачта может поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол ±260 о , а в вертикальной плоскости – на угол ±30 о . Четыре прожектора могут выноситься из салона и с помощью кабелей подсоединяться к силовому щиту автомобиля.
Питание прожекторов осуществляется переменным током напряжением 200 В, частотой 400 Гц. Мощность, потребляемая одним прожектором, равна 1,5 кВт.
АСО-20 укомплектован мощными средствами радио- и телефонной связи. Количество установленных на автомобиле аппаратов и их радиус действия приводятся в табл. 14.10.
Специальные пожарные автомобили. Пожарный автомобиль связи и освещения асо Автомобиль связи и освещения асо 16
Назначение : Для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии), обеспечения связи с центральным пунктом, электропитания различного оборудования и аварийно-спасательного инструмента. Также АСО является штабом пожаротушения.
Пожарная машина АСО изготовлена на шасси а/м КАМАЗ, в изотермическом фургоне из пятислойных сэндвич-панелей СУПЕРТЕРМ® , для эксплуатации при температуре воздуха -40°С… +40°С, оснащен энергосиловой установкой (ЭСУ), специальным оборудованием, пожарно-техническим вооружением (ПТВ) и аварийно-спасательным инструментом и оборудованием (АСИО) .
Может быть установлен на шасси отечественных и импортных автомобилей (КамАЗ, УРАЛ, ГАЗ, МАЗ, MAN, Mercedes, Volvo, IVECO, Ford и др.).
Пожарная машина АСО имеет оформленные документы для постановки на учет в ГИБДД и Сертификат одобрения типа транспортного средства, а так же Разрешение на перевозку бригады до 6-ти человек .
Салон боевого расчета Пожарного автомобиля АСО состоит из двух частей и обеспечивает размещение 6 человек (включая водителя). Передняя часть салона – штатная кабина шасси (кабина водителя), задняя – пассажирский отсек кузова. Единое пространство салона для свободного визуального и речевого контакта водителя, командира расчета и членов боевого расчета обеспечивается через проем в смежных стенках штатной кабины шасси и кузова. Салон оборудован местами для оборудования, которое размещается эргономично, острые углы и кромки, способные нанести травмы боевому расчету, отсутствуют. Крепление оборудования исключает возможность его самопроизвольного перемещения во время движения.
Грузовой отсек Пожарной машины АСО представляет собой отдельное закрываемое помещение, в котором установлены стеллажи для размещения специального оборудования ПТВ и АСИО. Для освещения рабочего пространства имеются дополнительные светильники.
Все оборудование имеет удобные быстросъемные фиксаторы, а его расположение выполнено с учетом требований эргономики. Крепление всего оборудования и инструмента выполнено способом, исключающим его перемещение и создание помех водителю и боевому расчету во время движения, а также во время нештатных аварийных ситуаций.
Пол и задняя дверь грузового отсека изнутри кузова покрыты рифленым алюминием, который препятствует скольжению и не подвержен коррозии.
ЭСУ мощностью 16 кВт с приводом от двигателя шасси а/м предназначена для обеспечения питания выносных прожекторов и электроинструмента.
АСО оборудован магистральной кабельной катушкой с длиной кабеля 100 м и распределительным щитом с герметичным закрывающимся люком, расположенным снаружи автомобиля. Распределительный щит обеспечивает подключение дополнительных электропотребителей через три разъема 220В и один 380В, а также подключения АСО к городским электросетям.
Для обеспечения освещения рабочей зоны АСО оборудован светодиодными фонарями внешнего освещения. Может быть установлена осветительная пневматическая мачта высотой 8м с дистанционным управлением, состоящая из телескопической выдвижной части, спаренных прожекторов и пульта управления. Управление прожекторами осуществляется с пульта управления, установленного в задней стенке кузова.
На крыше Пожарной машины АСО размещены стационарные громкоговорители . Выносные громкоговорители размещаются на стеллажах в грузовом отсеке, предусмотрено их подключение к распределительному щиту на кузове АСО.
На АСО установлен комплект бортового навигационно-связного оборудования , средства вычислительной техники, радиосвязи и проводной телефонной связи, аппаратура звукозаписи и звукоусиления.
За дополнительной информацией обращайтесь к специалистам ООО «МПЗ»
Основные пожарные автомобили разделяются на две специфические подкатегории: пожарные автомобили общего применения и пожарные автомобили целевого применения .
Пожарные автомобили общего применения.
К таким авто относятся автоцистерны, автонасосы, а также машины первой помощи.
Автоцистерны оборудованы специальными резервуарами для жидкости и насосами. Данная спецтехника используется для транспортировки огнетушащих субстанций, различных устройств и оборудования непосредственно к месту пожара. В качестве огнетушащей жидкости может использоваться вода или пена.
Автоцистерны являются наиболее распространённым видом пожарной техники. Существует несколько типов соответствующих пожарных машин:
- лёгкие, ёмкость которых не превышает 2000 литров. Примером такого ТС является автоцистерна марки АЦ30(53А);
- средние, ёмкость которых составляет 2-4 метра кубических. Примером подобных ТС являются цистерны марок АЦ30(130), АЦ40(375);
- тяжёлые, емкость которых превышает 4 метра кубических.
Стоит отметить, что автоцистерны выполняются на базе автомобилей ЗИЛ (объём водяного бака – 3,5м3, объём пенообразователя – 210л производительность насоса – 40 литров в секунду). Также используются автомобили КамАЗ (водяной бак – 5м3, пенообразователь 350л, производительность насоса – 40л/с) и Урал (объём бака для воды – 15м3, пенообразователь – 900л, производительность насоса – 100л/с).
Автонасосы имеют конструкцию, схожую с автоцистернами. Однако оснащаются большим количеством соответствующего оборудования. Также установки оснащаются увеличенными ёмкостями для транспортировки пенообразователя. Применяются такие автомобили совместно с АЦ или самостоятельно. Чаще всего такие ТС исполняются на базе шасси КамАЗ. При этом диаметр рукава, через который подаётся огнетушащая субстанция, может составлять 51 или 77 миллиметров. Общая длина рукавов на авто может составлять 3500-5000 метров. Производительность насоса равна 100 литров в секунду.
Машины первой помощи используются для оперативной доставки расчёта, малогабаритного оборудования и огнетушащей субстанции к месту пожара. С помощью этих транспортных средств выполняется локализация пожара до прибытия более мощной техники. Исполняются автомобили первой помощи на базе шасси ГАЗ. При этом объём водяного бака равен 500 литров, объём пенообразователя – 50л, производительность помпы – 0,8л/с.
Пожарные автомобили целевого применения.
Установки пенного тушения. Данная спецтехника применяется для доставки огнетушащей субстанции, оборудования и вспомогательных приспособлений к месту пожара. От автоцистерн эти машины отличаются наличием двух переносных устройств, обеспечивающих подъём генераторов пены на определённую высоту (до тринадцати метров). Также в состав такой конструкции могут входить такие агрегаты и приспособления:
- стационарный лафетный ствол (комбинированный);
- две дозирующие вставки;
- генераторы пены (шесть штук).
Техника исполняется на базе шасси Урал. Объём ёмкости для перевозки пенообразователя – 180л. Производительность насоса – 2400л/с.
Установки порошкового тушения. Эта спецтехника используется для ликвидации возгораний на различных промышленных объектах (предприятия по переработке нефти, химическая промышленность, атомная энергетика). Подобные транспортные средства были сняты с производства в 1986 году, однако в отдельных пожарных частях используются по сегодняшний день.
Установки газового тушения. Этот вид техники применяется для тушения горящего электрооборудования, которое находится под напряжением. Также соответствующие транспортные средства используются для ликвидации возгораний в архивах, музеях. С помощью этих агрегатов можно тушить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, разлитые по поверхности или находящиеся в резервуарах.
Исполняется такая спецтехника на базе шасси ЗИЛ, КамАЗ, Урал. Основным функциональным механизмом авто является установка газового тушения. Также в конструкции ТС присутствуют баллоны с углекислотой. Подача огнетушащего вещества осуществляется через специальный ствол.
Автомобили газо-водяного тушения. Такая техника оборудуется турбореактивным двигателем. Благодаря этому создаётся мощный поток газа, который обладает большим коэффициентом кинетической энергии. Используются такие машины при тушении газонефтяных фонтанов. Авто создаются на базе шасси КамАЗ. Производительность насоса, подающего газо0водяную смесь – 150 литров в секунду.
Установки комбинированного тушения. Такая спецтехника обеспечивает последовательную подачу специальной пены и ОПС непосредственно к очагу пожара. Комплектация соответствующих машин определяется типом базового шасси и установки надстройки.
Транспортное средство может исполняться на шасси КамАЗ. Объём цистерны для воды составляет 6м3. Масса огнетушащего порошка – 1000 килограмм. Производительность насоса – 80л/с.
Аэродромные автомобили. Эта техника используется при спасении экипажей и пассажиров воздушного транспорта, а также при ликвидации пожаров на авиатранспорте и последствий соответствующих аварий. Аэродромные машины разделяются на два вида:
- стартовые автомобили, локализирующиеся непосредственно возле взлётных полос. Примером такой техники является транспортное средство АА40(131), выполненное на базе шасси ЗИЛ;
- основные автомобили, располагающиеся в пожарной части. Примером такой машины является авто модели АА60(7310), выполненное на базе МАЗ.
Также аэродромная пожарная спецтехника может исполняться на шасси КамАЗ. Транспортное средство имеет производительность насоса – 40 литров в секунду. Объём цистерны для воды – 5м3. Масса перевозимой углекислоты – 50 килограмм.
Насосные станции. Такая техника применяется для подачи жидкости по магистралям к мобильным стволам или пожарным машинам. Насосные станции выполняются на шасси ЗИЛ, а также на прицепах. Производительность насосов таких установок –110 литров в секунду.
Специальные пожарные автомобили
В эту группу машин входят следующие транспортные средства:
Рукавный автомобиль. Техника используется для транспортировки определённого количества рукавов к месту возгорания либо для прокладки магистралей на ходу. Выполняются ТС на базе шасси ЗИЛ. Количество транспортируемых рукавов зависит от их диаметра.
Скорость выкладки шлангов в одну линию составляет 9 километров в час.
Машины для организации освещения и связи. Техника используется освещения территории возле горящего объекта. Кроме того, агрегаты позволяют устанавливать полноценную связь рабочей бригады с центральным штабом. Примером такой машины служит агрегат АСО12(66)90А. Мощность генератора спецтехники – 12кВт. В комплекте присутствуют радиостанции (переносная стационарная), громкоговоритель, телефон, прожектор. Монтирована установка на шасси ГАЗ.
Пожарные автолестницы. Устройства применяются для подъёма сотрудников пожарной службы на верхние этажи. Классификация этих машин осуществляется с учётом длины самой лестницы и типа приводного мкханизма:
- лестница малой длины. Пример – авто АЛ18(52А)Л2. Длина – не более 20 метров;
- лестница средней длины. Пример – авто АЛ30(131)Л21. Длина – до 30 метров;
- лестница большой длины. Пример – авто АЛ45(257)ПМ109. Длина – 30 метров и более.
Приводы автолестниц бывают на электрической тяге, гидравлические, механические, комбинированные.
Вспомогательные пожарные автомобили
В эту группу пожарных машин входят легковые автомобили, которые используются для перевозки сотрудников штабов и частей. Также сюда включены грузовые транспортные средства, часто используемые для транспортировки разнообразного инвентаря, ценностей и прочих вещей. Помимо этого к вспомогательной спецтехнике относятся бензовозы, передвижные мастерские, мобильные лаборатории, автокраны, экскаваторы и трактора, а также прочие транспортные средства.
Статью прислал: Ellada
Общие сведения
Конструктивные особенности
- базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода электросиловой установки;
- кабины водителя;
- салона, который должен состоять из двух отсеков: отсека для радистов и для радиотелефонистов;
- электросиловой установки;
- средств радиосвязи и проводной телефонной связи;
- аппаратуры звукозаписи и звукоусиления;
- средств вычислительной техники;
- стационарной осветительной мачты.
Дальнейшее развитие АСО получили в виде пожарных автомобилей технической службы, связи и освещения . В дополнение к функциям АСО, данные автомобили так же оборудуются оборудованием и инструментом соответственно для пожарных автомобилей технической службы.
Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей связи и освещения
В данной таблице можно увидеть ТТХ пожарных автомобилей связи и освещения когда-либо стоявших на вооружении подразделений пожарной охраны СССР и РФ.
Модель | Боевой расчет | Макс скорость | Масса полная | Шасси | Мощность генератора | Количество стационарных прожекторов | Количество переносных прожекторов |
АСО-5(66)90 | 5 | 85 | 5650 | ГАЗ-66 | 5 | 1 | 9 |
АСО-12(2705) | 5 | 3500 | 12 | ||||
АСО-16(3250) | 6 | 6600 | ЗиЛ-3250 | 16 | |||
АСО-16(3205) | 6 | 7090 | ПАЗ-3205 | 16 | |||
АСО-20(43101) | 6 | 80 | 12000 | КамАЗ-43101 | 20 |
К средствам технической службы относится пожарная техника, в состав которой входят пожарные машины, пожарно-техническое вооружение (ПТВ), а также средства связи, освещения и другое пожарное оборудование . Основным видом пожарной техники являются пожарные автомобили (ПА).
В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяются на основные, специальные и вспомогательные
Основные пожарные автомобили предназначены для подачи огнетушащих веществ в зону горения и подразделяются на автомобили общего применения (для тушения пожаров в городах и населенных пунктах) и автомобили целевого применения: аэродромные, воздушно-пенного тушения, порошкового тушения, газового тушения, комбинированного тушения, автомобили первой помощи.
Специальные пожарные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре. Перечень специальных работ приводится в Боевом уставе пожарной охраны.
К вспомогательным пожарным автомобилям относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили, а также другие специализированные транспортные средства.
1 СПЕЦИАЛЬНЫЕ
АКП — 30 /камаз/
Пожарные коленчатые подъемники предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, для спасания людей из верхних этажей горящих зданий.
Подразделения, вооруженные коленчатыми подъемниками во взаимодействии с подразделениями на основных пожарных машинах, обеспечивают подачу огнетушащих средств и ввод их на тушение пожаров в верхние этажи, проведение спасательных работ из верхних этажей и эвакуацию имущества, работу лафетного ствола закрепленного в корзине автоподъемника, управление которым осуществляется с земли, а также для подачи пены средней кратности на высоту.
Тип шасси — КамАЗ
Габаритные размеры, мм:
Максимальная скорость – 100 км/ч
Угол подъема – 90 град.
Высота подъема – 30 м
Грузоподъемность люльки – 350 кг
Ширина между крайними точками опоры –5,5 м
АВТОЛЕСТНИЦА АЛ – 53/мерседес/
Поворотная лестница ДЛ 53 К/Ф представляет собой спасательное транспортное средство с подъемной платформой, которое используется в первую очередь для спасания людей, тушению пожаров и обеспечения технической поддержки.
Достигаемая высота спасания составляет приблизительно 53 метра.
Конфигурация лестница ДЛ 53
В качестве шасси используется шасси с передним рулевым управлением типа Мерседес Бенц. Двигатель обеспечивает передвижение автомобиля и перемещение специальных приспособлений.
Кабина водителя и отделения команды обеспечивает место для водителя, помощника водителя и команды до 4 человек имеется две двери.
Рабочая платформа состоит из нержавеющего, нескользящего жесткого алюминиевого покрытия, а внешний кожух выполнен из стального листа. Складывающаяся лестница – стремянка установлена в задней части платформы слева. Рабочие органы пожарного насоса расположены на платформе слева. Доступ в левый и правый отсеки для хранения осуществляется через встроенные жалюзи.
Ходовой механизм соединен с основанием ходового механизма и шасси автомобиля посредством зубчатого колеса. Оно обеспечивает вращение на 360 градусов соединения шасси и крепления узла лестницы. Привод осуществляется посредством ходового механизма с гидравлическим управлением.
Пульт управления расположен с внешней левой стороны ходового механизма и состоит из панели управления и сиденья оператора.
Лестница состоит из 6 секций, 5 из которых могут телескопически выдвигаться и убираться. Нижняя секция лестницы вращается на оси крепления лестницы. Секции лестницы выполнены из замкнутых стальных полых профилей квадратного сечения, а нижние пояса выполнены из специальных гнутых профилей.
Работа поворотной лестницы в целом состоит из следующих функций:
Выравнивание на местности
От уровня земли лестницы может быть поднята максимально на 75 градусов.
Лестница может быть опушена максимально на минус 12 градусов ниже уровня пола
Поворотная лестница может непрерывно вращаться на 360 градусов, м если она поднята приблизительно на 30 см под углом 7 градусов от положения покоя.
Лестница выдвигается и убирается при помощи 4 гидравлических цилиндров.
Обеспечение оптимальной работы лестницы при вызовах необходимо соблюдать следующие инструкции:
1. Температура окружающей среды в гараже лестницы должна быть минимум + 5 0С;
2. Проводить обслуживание и ремонт через интервалы определяемые заводом – изготовителем;
3. проверять приспособления и запасные части на их комплектность и правильность хранения;
4. Соблюдать инструкции завода – изготовителя;
5. Каждый раз перед выездом необходимо убедится, что лестница полностью убрана, надежно закреплена на опоре и замок лестницы закрыт.
Выбор площадки для установки лестницы:
1. Установить автомобиль на выбранной площадке как можно ближе к объекту на котором будет использована лестница / расстояние не должно быть менее 9 метров;
2. Проверить твердость грунта и неровности площадки, обращая внимание на:
Задние колеса автомобиля или гидравлические цилиндры опорной системы не должны располагаться на мягком грунте, закрытых люках или крышках гидрантов.
Боковой наклон поворотной лестницы на неровном грунте не должен превышать 7 градусов.
Подъем по лестнице
При подъеме по лестнице следует соблюдать следующие меры предосторожности:
Перед завершением маневров лестницей установите секции, чтобы секции были выровнены по оси;
Командир лестницы должен убедиться в том, что лестница находиться в правильном вертикальном положении, на наклоненную лестницу, поднятую чем на 40 градусов нельзя подыматься, если лестница находится без нагрузки.;
По лестнице нельзя подниматься до тех пор, пока не будут завершены маневры;
На пульте управления лестницей всегда должен находиться оператор во время подъема по лестнице, необходимо постоянно следить за индикатором нагрузок и опорной системой.;
в ночное время площадка должна быть освещена
Каждый поднимающийся по лестнице должен быть хорошо знаком с рабочими и предохранительными устройствами лестницы и должен иметь страховочный пояс;
По лестнице нужно взбираться равномерными шагами и не слишком быстро;
При спасательных операциях, человек, которого спасают должен быть либо привязан веревкой к верху лестницы или же спасатель спускается по лестнице впереди спасаемого человека;
При маневрах лестницы, на лестнице не должно находиться люди.
АВАРИЙНО _ СПАСАТЕЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
Техническая характеристика АСА
1.Комплект гидравлического инструмента
Электростанция «Bosh» — 1 ;
Гидронасос с электроприводом — 1;
Гидронасос ручной — 1 ;
Цилиндр гидравлический LSR — 1 ;
Ранорасширитель LSР – 1 ;
Режущее устройство LS – 1 ;
Гидравлические шланги — 2 ;
Галагеновые прожектора – 2 ;
2.Комплект гидравлического инструмента «Эконт»:
Насосная станция НС «ХОНДА» — 1 ;
Ручной гидравлический насос Н – 80 ;
Расширитель – ножницы с насадкой для открывания стальных дверей — 1 ;
Гидроцилиндр ЦС –2 — 1 ;
Комплект приспособлений к гидроцилиндру
Гидравлические шланги — — 4 ;
4. Сигнально – громкоговорящая установка СГУ – 80 , Элект – 1 ;
5.Катушка кабельная – 1 ;
АВТОЛЕСТНИЦА АЛ – 30 / ЗИЛ 131/
Пожарная автолестница предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, для спасания людей из верхних этажей горящих зданий.
Подразделения, вооруженные автолестницами во взаимодействии с подразделениями на основных пожарных машинах, обеспечивают подачу огнетушащих средств и ввод их на тушение пожаров в верхние этажи, проведение спасательных работ из верхних этажей и эвакуацию имущества.
Тип шасси — ЗИЛ – 131
Габаритные размеры, мм:
Масса с полной нагрузкой, кг – 10500
Наименьший радиус поворота, м – 10,2
Максимальная скорость. км/ч – 80
Мощность двигателя. кВт (л. с.) –
Расход топлива на 100 км. л – 40
Запас хода по топливу, км – 400
Длина полностью выдвинутой лестницы, м: без дополнительного колена – 30,2
с дополнительным коленом – 32,2
Максимальный угол поворота колен – неограничен
Время выполнения маневров лестницы, с:
Подъем колен на 75 – 30
Выдвигание колен на полную длину — 30
Поворот колен в право на 90 – 15
Грузоподъемность лифта, кг — 180
АВТОМОБИЛЬ СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ / АСО – 8/
Пожарные автомобили связи и освещения предназначены для освещения места работы пожарных подразделений на пожарах и обеспечения связи управления и информации. Они доставляют к месту пожара боевой расчет и комплект специального оборудования для обеспечения связи и освещения на месте пожара.
Подразделения вооруженные автомобилем связи и освещения может обеспечить связь управления с помощью переносных радиостанций, громкоговорящей установки, телефонной связи, связь информации с помощью автомобильных радиостанций и телефона, подключаемого к АТС, а также освещение четырех – шести боевых позиций при работе подразделений по тушению пожара. Данный автомобиль может использоваться в качестве электростанции, обеспечивающей электроэнергией агрегаты освещения, связи и электроинструменты. Подача электроэнергии осуществляется от генератора, установленного непосредственно на автомобиле, либо от городской электросети. Вблизи от автомобиля связи и освещения, как правило располагается штаб пожаротушения.
Шасси — ГАЗ – 66- 01
Число мест боевого расчета – 5
Габаритные размеры, мм:
Максимальная скорость, км/ч – 85
Контрольный расход топлива, л – 24
Запас хода по топливу, км – 870
Марка – ЕСС5 – 62 – 42 – М — 101
Мощность, кВТ – 8
Напряжение, В – 220
Лампа накаливания — КН – 220 – 1500
Марка ПКН – 1500
Напряжение, В – 220
Переносные –6 шт.
АВТОЛЕСТНИЦА АЛ – 30 / ПМ 512/
Пожарная автолестница предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, для спасания людей из верхних этажей горящих зданий.
Подразделения, вооруженные автолестницами во взаимодействии с подразделениями на основных пожарных машинах, обеспечивают подачу огнетушащих средств и ввод их на тушение пожаров в верхние этажи, проведение спасательных работ из верхних этажей и эвакуацию имущества.
Тип шасси — Камаз
Высота полностью выдвинутой лестнице при угле 75 — не менее 30 м;
Рабочая нагрузка на вершину не прислоненной лестницы:18 м – 350 кгс; 24м — 100 кгс;
Грузоподъемность автолестницы/ кран / — угол 30 – 75 0 – 2000 кг;
Рабочий диапазон от –7 до + 75 ;
Угол поворота не менее 360 0;
Ширина в ТС — 2500 мм;
Высота в ТС – 3800 мм;
Длина в ТС – 11000 мм;
Тип шасси – полноприводное;
Число мест для боевого расчета – 3 ч;
Максимальная скорость – 70 км/ч;
Средний срок службы — 11 лет
АР – автомобиль рукавный, АШ – автомобиль штабной, АТСО – автомобиль техники и связи.
АЭРОДРОМНЫЙ АВТОМОБИЛЬ /АА/
Пожарные аэродромные автомобили пред предназначены для обеспечения пожарно-спасательной службы на стартовой полосе аэродрома, тушение пожаров в самолетах и вертолетах , работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из самолетов, потерпевших аварию, а также для тушения пожаров на объектах в районе аэропортов. Автомобили служат для доставки к месту аварии самолета или вертолета боевого расчета, пожарного оборудования и подачи в очаг пожара воды, ВМП, высокоэффективных огнетушащих порошков, хладонов и жидких бромэтиловых составов. Аэродромные автомобили, укомплектованы бензиномоторными дисковыми пилами ПДС – 400 , предназначенными для вскрытия фюзеляжей самолетов. Для тушения пожаров в закрытых помещениях, отсеках самолетов, кабинах, подкапотных пространствах, а также на электроустановках, находящихся под напряжением, автомобили оборудованы огнетушащими установками СЖБ и порошковыми огнетушителями.
Тактико – техническая характеристика АА – 60
АВТОЦИСТЕРНА ПОЖАРНАЯ АЦ – 2,5 – 40 /ЗИЛ –131/
В настоящее время подразделения пожарной охраны оснащены современными средствами спасания людей и тушение пожаров, которые позволяют им выполнять задачи в самых сложных условиях обстановки на пожарах.
Отделение, вооруженное автоцистерной, автонасосом или насосно-рукавным автомобилем, является первичным тактическим подразделением пожарной охраны,способно самостоятельно выполнять отдельные задачи по тушению пожара, спасанию людей, защите и эвакуации материальных ценностей.
Основным тактическим подразделением пожарной охраны является караул, состоящий из двух и более отделений на основных пожарных автомобилях. В зависимости от специфики охраняемого района или объекта караулы могут быть усилены одним или несколькими отделениями на специальных или вспомогательных пожарных машинах.
Автоцистерна пожарная АЦ – 2,5 –ПМ – 548 А.
Полная масса – 10280 кг;
Тип кабины – сдвоенная;
Тип шасси – полноприводное;
Мощность двигателя – 110(150) кВТ (л. с);
Производительность насоса – 40л/с;
Базовое шасси – ЗИЛ – 433440 ;
Наибольшая высота всасывания – 7,5 м;
Максимальная скорость – 80 км/ч;
Вместимость емкости – 2500 л;
Вместимость пенобака – 200 л;
Полный срок службы – 10 лет
АВТОЦИСТЕРНА ПОЖАРНАЯ АЦ – 5– 40/КАМаЗ/
Автоцистерна пожарная АЦ – 5 – 40 ПМ 524
Масса – 15600 кг;
Высота всасывания – 7,5 м.;
Длина – 8500 ; Ширина – 2500 ; высота 3100 мм;
Вместимость емкости 5000 л;
Вместимость пенобака 400 л;
Срок службы – 10 лет.
АВТОЦИСТЕРНА ПОЖАРНАЯ АЦ – 7– 40/КАМаЗ/
Автоцистерна пожарная АЦ – 7 – 40 ПМ 524
Масса – 18255 кг;
Напор ПН – 100 м; производительность – 40л/с;
Высота всасывания – 7,5 м.;
Максимальная скорость движения – 80 км/ч;
Длина – 8500 ; Ширина – 2500 ; высота 3400 мм;
Вместимость емкости 7000 л;
Вместимость пенобака 700 л;
Срок службы – 10 лет.
АНР – автомобиль насосно – рукавный. ПНС – пено-насосная станция, АГВТ – автомобиль газоводяного тушения, АВ – пенного тушения,
В ГПС эксплуатируется ряд модификаций пожарных автомобилей связи и освещения (АСО). Они сооружены на шасси ГАЗ или ПАЗ различных модификаций (шасси 4х2.1 или 4х4.1), мощность двигателей этих автомобилей около 88,5 кВт, и при небольшом различии они развивают скорость 80 – 90 км/ч.
Наиболее распространенными являются АСО-8(66), две модификации АСО-12 (ПАЗ-672) и АСО-12(66) мод.90А. Численность боевого расчета на них соответственно 6, 8 и 5 человек.
Машины оборудованы генераторами переменного тока различной мощности от 8 до 20 кВт с частотой 50 Гц. Только на АСО-8 генератор производит ток напряжением 400 В вместо 230 В на других машинах.
Средства освещения (прожекторы) типа ПКН-1500 одинаковы на всех АСО. На АСО-8 имеется два прожектора стационарных и два выносных. АСО-12(66) оборудован 5 переносными прожекторами, а на АСО-12 (ПАЗ-672) их только 2.
АСО укомплектованы стационарными и переносными радиостанциями, а также телефонными аппаратами. Их количество и радиус действия указываются в табл. 10.4.
Каждый АСО укомплектован громкоговорящими установками и катушками с магистральным кабелем на стационарной и выносной катушках.
По перечню оборудования, его техническим характеристикам в комплексе АСО выделяется автомобиль связи и освещения – АСО-20. Он установлен, как и автомобиль АГ-20, на шасси ПАЗ-3205. Боевой расчет на АСО-20 — 6 человек.
Оборудование АСО-20 смонтировано в салоне автобуса, который разделен на два отсека: штабной и связи (задний). В штабном отсеке установлены два стола для работы штаба пожаротушения. На столах имеются телефоны, магнитофон, компьютер, принтер и другое оборудование.
Для работы штаба вне салона на АСО-20 имеется выносной стол. В заднем отсеке на столах и стеллажах размещено оборудование для работы радиста и телефониста: радиостанции, телефонный коммутатор. Усилитель громкоговорящей связи.
Источники электропитания. Для питания потребителей энергии на АСО имеется генератор и дизельная электростанция.
Генератор ГТ40ПЧ6-2С. При 6000 об/мин он развивает мощность 20 кВт при напряжении 220 В. Величина тока 15 А и его частота (400±8) Гц. Привод его осуществляется от двигателя шасси базового автомобиля посредством КОМ и карданного вала.
На АСО-20 имеется преобразователь напряжения 220 В 400 Гц в напряжение 220 В 50 Гц.
Дизельная электростанция АД-4-230-ВМ1 является резервным источником питания для подачи напряжения 220 В 50 Гц в случае выхода из строя основной электроустановки.
Дополнительные аккумуляторные батареи напряжением 12 или 24 В предназначены для питания цепей управления схемы изделия и оборудования связи.
Для подзарядки аккумуляторных батарей на АСО используется источник питания ИП-220/12, включаемый в сеть 220 В 50 Гц и выпрямляющий постоянный ток 12 В.
Электроосвещение места пожара. Оно осуществляется шестью прожекторами ИО-02-1500-02. Два из них установлены на прожекторной площадке на крыше автомобиля и могут подниматься на высоту
8 м над уровнем земли. С помощью специального электромеханизма мачта может поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол ±260 о, а в вертикальной плоскости – на угол ±30 о. Четыре прожектора могут выноситься из салона и с помощью кабелей подсоединяться к силовому щиту автомобиля.
Питание прожекторов осуществляется переменным током напряжением 200 В, частотой 400 Гц. Мощность, потребляемая одним генератором, равна 1,5 кВт.
АСО-20 укомплектован мощными средствами радио- и телефонной связи. Количество установленных на автомобиле аппаратов и их радиус действия приводятся в табл. 10.5.
Дополнительное оборудование состоит из ряда устройств. Противотуманные фары ФГ-119 установлены на переднем бампере АСО. Они предназначены для использования при движении АСО во время тумана.
Фары-искатели ФГ-16К предназначены для освещения места работы ночью. Одна из них установлена над кабиной водителя, а вторая – на задней стенке АСО.
На АСО-20 имеется универсальный комплект инструмента УКИ-12. Он предназначен для вскрытия и разборки строительных конструкций на пожаре. В его состав входят резаки, ломы различного назначения, багры и т.д. (всего 10 наименований).
АСО-20 в подразделениях ГПС может быть доукомплектован различным электроинструментом, электродолбежниками, электропилой, дымососом и т.д. с электродвигателями напряжением 220 В и частотой 400 Гц.
Кабельные катушки. Стационарная кабельная катушка с магистральным кабелем для питания выносных прожекторов, удаленных от АСО на расстояние до 96 м.
В состав АСО также входят четыре переносные катушки для питания энергопотребителей, удаленных от АСО на расстояние до 36 м. Два кабеля предназначены для обеспечения питания переносных прожекторов. Два других кабеля могут использоваться как удлинители.
К кабелям при боевом развертывании подключаются распределительные коробки (КР), от которых питаются потребители.
При работе генератора АСО должен быть заземлен. Заземляющий провод из меди имеет длину 20 м и сечение 10 мм 2 .
Принципиальная схема боевого развертывания представлена на
рис. 10.9. Возможны и другие варианты. При этом должны соблюдаться два требования. Во-первых, суммарная мощность всех потребителей не должна превышать мощность генератора. Во-вторых, распределение нагрузки по линиям на выходном щите должно быть равномерным и не превышать 6 кВт при включенных прожекторах на мачте.
Оборудование АСО-20 позволяет питать электроэнергией осветительные приборы, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование. Оно обеспечивает функционирование сил и средств при их управлении на пожаре.
Автомобили штабные
Автомобили штабные (АШ) предназначены для доставки к месту пожара дежурной службы пожаротушения и комплекта средств связи и специального оборудования. На их базе организуется работа штаба пожаротушения.
АШ сооружаются на полноприводных или неполноприводных шасси (рис. 10.10). В их салонах размещены стационарные и выносные рабочие столы на 5 – 6 человек, средства СИЗОД, пожарно-техническое вооружение различного назначения (комплект слесарного и шанцевого инструмента, спецодежда и др.) и средства связи. Некоторое оборудование представлено в табл. 10.6.
Вариант боевого развертывания АШ представлен на рис. 10.11.
Различные модели АШ могут укомплектовываться по-разному. Так, на АШ-6(3205) дополнительно установлены один переносной магнитофон, звукоусилительная установка «Сталь». В комплектации имеются два групповых и четыре индивидуальных фонаря и другое оборудование. Для увеличения дальности связи на автомобиле установлена телескопическая мачта, позволяющая поднимать аппаратуру на 12 м. На АШ-5 (на шасси ГАЗ-27057) предусмотрены комплект средств спасания, ручная лебедка, трос буксировочный.
Сколько полевых телефонных аппаратов устанавливается на асо
Disclaimer
Посещая этот сайт и используя размещенную на нем информацию, вы, тем самым, принимаете данные условия использования и отказываетесь от любых претензий, которые могут возникнуть в результате использования этого сайта или любых материалов, информации, высказываний или рекомендаций, размещенных на сайте. Работа настоящего сайта регулируется законодательством РФ. Сайт не содержит материалы для образовательных программам, ГДЗ и ключи к ним