Что такое светосила объектива и на что она влияет
Что такое светосила объектива? Это параметр, который характеризует пропускание света оптической системой (объективом фотокамеры). На него нужно обязательно обращать внимание при покупке фотооборудования. В этом материале рассказали подробно о том, что такое светосила объектива и на что она влияет.
Такая аппаратура нужна при съёмке в условиях низкой освещённости. Например, если хочется красиво снять звёздное небо, тёмный грот или пещеру. Фото: sway.office.com
Об оптической светосиле простыми словами
Все объективы пропускают через линзы лучи света. Количество пропущенного света зависит от разных параметров. Например, от степени прозрачности линз.
Но главный параметр, влияющий на пучок пропускаемого света — степень открытия диафрагмы. Это пластиковый поворотный диск, который состоит из пластинок, «лепестков». При повороте лепестки открываются (между ними появляется круглое отверстие) или закрываются. Чем больше раскрыты пластинки, тем больше они пропускают света. Чем больше может открыться диафрагма объектива, тем выше его светосила.
Как узнать светосилу объектива, где посмотреть нужный параметр? Значение написано на самой аппаратуре. Число, написанное на конкретной модели, — максимальное. Диафрагма раскрывается до этого значения. Меньше — можно, больше — нельзя.
Чем меньше цифра, тем выше значение. Например, есть три объектива с разной светосилой: F4, F2.8, F1.2. Самую большую имеет последний (диафрагма может максимально раскрыться), самую низкую — первый. Второй вариант — это средний показатель.
Светосила — это не светочувствительность. Первое — это характеристика объектива. Второе — ISO, параметр, который характеризует уровень чувствительности матрицы (деталь, которая «превращает» свет в картинку) к свету. Этот термин относится к экспозиции. Подробно о ней уже рассказали в блоге.
Светосила — параметр, который не всегда постоянный. Например, есть объективы, у которых такое значение меняется при разном зуме. Например, NIKKOR Z DX 16–50mm f/3.5–6.3 VR. О нём рассказывали в одном из обзоров.
NIKKOR Z DX 16–50mm f/3.5–6.3 VR — складной, компактный широкоугольный объектив. Фото: millenniumoptiks.in
На минимальном фокусном расстоянии у этой модели показатель — F3.5 (максимальная светосила), на максимальном он снижается до F6.3. Это особенность чаще встречается в бюджетной аппаратуре. У более дорогих моделей показатель неизменный. Это значит, что у них одинаковая светосила при любом фокусном расстоянии.
В чём измеряется светосила
Рядом с цифрой на аппаратуре пишут букву «F». Это «F-число». Его определяют по простой формуле: нужно поделить фокусное расстояние объектива на диаметр отверстия диафрагмы. Полученный результат — нужное нам число. Например, фокусное расстояние 50 мм. А максимальное раскрытие 25 мм. 50 делим на 25. Получается, что светосила 1:2 (F2.0).
Важно понимать, диафрагма — это только механизм, который уменьшает и увеличивает диаметр отверстия (через него проникает свет). Максимальный его размер ограничен конструкцией объектива.
Но диафрагмы может не быть вообще. В этом случае съёмка происходит всегда при «максимально открытой диафрагме». Именно этот механизм и применяется в смартфонах.
В чём разница между объективами F32, F1.4 и F5.6 и другими? В степени раскрытия диафрагмы и в количестве пропускаемого света. Доступно разница показана на картинке ниже.
Диафрагменный ряд. Фото: assets.prophotos.ru
При более закрытой диафрагме больше глубина резкости (область, в которой объекты находятся в фокусе), а на матрицу попадает меньше света.
Если же лепестки диафрагмы шире открыты, всё происходит наоборот. Глубина резкости уменьшается, а на матрицу попадает больший пучок света.
Какое бывает максимальное раскрытие диафрагмы? Обычно оно не больше 1. Но есть светосильные модели с показателем F0.95 и больше. Как это возможно? Всё просто. Фокусное расстояние объектива должно быть меньше диаметра отверстия. В итоге, при делении меньшего числа на большее, результат получается меньше 1. Примеры таких моделей:
– Handevision IBELUX 40mm f/0,85;
– Handevision IBELUX 40mm f/0,85;
– Canon 65mm F/0,75;
– Carl Zeiss Planar f/0,7.
Carl Zeiss Super Q Gigantar 40мм f/0,33 — шуточная модель, на которую не было сделано ни одного снимка. Фото: cameralabs.org
Эффективная и геометрическая светосила
Всё, о чём мы рассказали выше, относится к геометрическим параметрам. Так как учитывается размер, диаметр. Но ни одна линза не пропускает свет на 100%. Например, часть света отражается от поверхности стёкол. Повлиять на это может качество линз и антибликовых покрытий.
А если объектив грязный, то потеря света может достигать до 50%. Поэтому лучше не забывать чистить его время от времени.
Итог: из-за многих факторов (качество линз, сложность конструкции и др.) реальная светосила аппаратуры всегда будет чуть меньше. Насколько? Нет универсального показателя. Нужно провести исследование конкретного объектива.
Если геометрический показатель, который указывает производитель, маркируется буквой «F», то эффективный обозначается буквой «Т». Узнать её можно на сайтах различных лабораторий, которые занимаются такими исследованиями. Например, DXOmark.
В таблице графа с нужным параметром — Transmission. Фото: dxomark.com
Важно: у объективов с одинаковым «F», но разным «Т» картинка будет отличаться. Ярче будет та, которая снята на «Т» с большим показателем. Иногда он очень важен. Например, при киносъёмке. Поэтому на кинообъективах стоит маркировка не «F», а «Т».
Что такое светосильный объектив
К такой категории относятся варианты, которые имеют показатель от F2.8 и выше (F2, F1.4 и др.).
Если речь идёт о зум-объективах, то у таких моделей наибольшее значение светосилы F2.8. Аппаратура с таким показателем обычно большая по размеру и у неё быстрый автофокус.
Есть ещё светосильные фикс-объективы. У них нет возможности менять угол обзора. Но при этом они, как правило, небольшого размера, позволяют получить чёткое изображение даже при тусклом свете. Их светосила может быть от F2 и выше.
Самыми светосильными объективами могут пользоваться обладатели полнокадровых камер. Есть бюджетные и дорогие модели разных производителей.
Для среднеформатных камер (матрица больше 36х24 мм) таких супермоделей уже нет. Максимум, который предлагают производители — F2.8. Почему так? Чем больше размер матрицы, тем больше будет объектив, который может пропустить достаточно света для покрытия её большей площади. В итоге аппаратура получается очень большая, дорогая и неудобная.
Когда важна высокая светосила камеры
При недостаточном количестве света. Например, при съёмке в тёмном зале, вечером на улице. Такой объектив передаст матрице максимум света. Это лучше, чем повышать ISO и в итоге получить много шумов на снимке.
Со светосильным объективом можно снимать в местах, где нельзя поставить искусственный свет и недостаточно естественного. Например, храм, театр, специфический музей, где нельзя менять освещение композиции.
В таких объективах, как мы упоминали выше, улучшенная система автофокуса. И даже в сложных условиях освещённости камера всё равно будет быстро и уверенно работать. А если вооружиться штативом, то можно сделать завораживающие фото звёздного неба.
С таким объективом можно делать красивые снимки даже ночью. Фото: wall.alphacoders.com
Стильный и красивый размытый фон — художественный приём, который доступен с такими объективами. Глубина резкости уменьшается, когда диафрагма раскрывается шире. Поэтому светосильный объектив позволяет сделать размытый фон, а один объект сделать чётким. Это позволяет акцентировать внимание на объекте, сделать его более объёмным и спрятать нежелательные детали на фоне.
Светосила и выбор объектива
Такие объективы помогают делать красивые и необычные фотографии. Но есть жанры, в которых они не нужны. Например, съёмка:
– для каталога одежды;
– предметов: мебель, аксессуары, изделия для декора;
– пейзажей, природы;
– памятников, архитектурных ансамблей.
В этих случаях светосила не важна. Потому что фотографировать приходится обычно в локации с хорошим освещением, со штатива, на закрытой диафрагме.
А вот купить такой объектив для фотоаппарата стоит при съёмке:
– мероприятий (например, свадьбы, выпускные);
– портретов;
– репортажной;
– творческой (звёздное небо, необычные эффекты в студии или на природе и т. д.).
Такая аппаратура поможет создавать красивые творческие снимки, которые станут достойным пополнением портфолио. Надеемся, что наш материал помог вам разобраться в том, что такое светосила и на что она влияет.
Светосила объектива
Что это такое? Светосила объектива – одна из важных характеристик фото- и видеокамер, влияющих на качество съемки при определенных условиях. Данный параметр определяется по конкретной формуле и наносится в виде маркировки на поверхность устройства.
Зачем знать? Значение светосилы при выборе соответствующей аппаратуры следует учитывать далеко не во всех случаях – иногда это просто не нужно. Но зачастую без подобной техники добиться поставленных перед собой целей просто нереально.
О светосиле объектива простыми словами
От ширины отверстия объектива зависит то, сколько света попадет на матрицу аппаратуры, а это влияет на качества кадра. Регулировка ширины отверстия, пропускающего свет в объективе, осуществляется с помощью диафрагмы. Однако у нее есть предельные значения. Если диафрагма открыта широко, светосила объектива будет максимальной. Несмотря на то что в теории все гораздо сложнее, упростив, можно говорить о том, что светосила в данном случае – это значение по максимуму открытой диафрагмы.
Узнать эту величину можно, внимательно осмотрев объектив, на нем будет указано максимальное значение диафрагмы. Светосила – наиболее важный параметр, такой же, как и фокусное расстояние. Чаще всего обозначается буквой F. Обратите внимание на то, что чем указанное число F меньше, тем выше светосила объектива.
Определение параметров светосилы
Чтобы узнать максимальную светосилу объектива, достаточно внимательно осмотреть аппарат. Указанное значение будет тем числом, до которого может раскрываться диафрагма на конкретной модели объектива. То есть раскрыть ее меньше получится, больше – нет.
Помните о том, что чем меньше цифра, тем выше значение, до которого раскрывается диафрагма. Для наглядности рассмотрим пример, светосила какого объектива лучше: F4, F2,8, F1,2.
Из трех указанных вариантов максимальная будет у последнего объектива, поскольку его диафрагма сможет раскрыться сильнее всего. Наиболее низкий параметр – у первого объектива, второй вариант – среднее значение.
Необходимо понимать, что может быть постоянная светосила объектива и переменная. К примеру, у zoom-объективов она будет отличаться на минимальном и максимальном положении зума. На самом коротком фокусном расстоянии значение может быть F3,5, на максимальном — F6,3. Объясняется это спецификой недорогих объективов. Zoom-объективы с постоянной светосилой на всем диапазоне фокусных расстояний – предпочтительный вариант, так как они универсальны.
Скачивайте и используйте уже сегодня:
10 шагов, которые помогут выбрать добросовестного подрядчика
Поможет сохранить бюджет и уложиться в сроки проекта
Уже скачали 11 507
Определяется число F, то есть светосила, по формуле: фокусное расстояние объектива, поделенное на диаметр отверстия диафрагмы. Значение, которое получится, – искомое. К примеру, фокусное расстояние 50 мм, при этом диафрагма максимально раскрывается на 25 мм. Если поделить 50 на 25, получится, что светосила 2:1 (F2,0).
Запомните, что диафрагма представляет собой механизм, с помощью которого возможно увеличение светосилы объектива за счет раскрытия отверстия, через которое проходит свет.
Наибольший размер этого отверстия зависит от конструктивных особенностей объектива. Однако на ряде моделей данный механизм отсутствует. Тогда аппаратура будет снимать всегда на максимально открытой диафрагме. По такому же принципу осуществляется съемка на смартфонах.
До каких значений может раскрыться диафрагма по отношению к фокусному расстоянию? Чаще всего это число не менее 1. Однако можно приобрести модели, на которых светосила объектива F обозначена числом 0.95 и меньше.
Как удается добиться такого значения? Нужно, чтобы фокусное расстояние объектива было меньше диаметра отверстия. Тогда, разделив меньшее число на большее, получим результат меньше единицы.
Распространенные значения светосилы в объективах
Профессиональные светосильные zoom-объективы имеют наименьшее значением диафрагмы F2,8. У облегченных и бюджетных моделей минимальная диафрагма F4. Такие объективы не являются светосильным.
Zoom-объективы со значениями как F2,8, так и F4 имеют постоянную светосилу на всем диапазоне фокусных расстояний. Таким образом, у 70-200 мм зума диафрагма F2,8 будет доступна как на 70, так и на 200 мм.
Любительские «темные» зумы имеют переменную светосилу F3,5-5,6. Таким образом минимальное значение диафрагмы в широкоугольном положении будет F3,5, соответственно, в телеположении – F5,6. Такие модели с переменной светосилой компактные и бюджетные.
Объективы с фиксированным фокусным расстоянием отличаются большой светосилой, особенно если сравнивать их с зумами. Значение диафрагмы может быть F2,8. Модели «фиксов» с действительно большой светосилой имеют ее значение до F2. Фикс-объективы, которые выбирают профессионалы, имеют светосилу F1,4 либо F1,2. У ряда узкоспециализированных объективов, к примеру для астрофотографии, диафрагма открывается до F0,7, однако такие модели встречаются достаточно редко.
Объясняются такие большие отличия в светосиле объективов с переменным и постоянным фокусным расстоянием просто: «фиксы» конструктивно достаточно простые. Оптические схемы zoom-объективов сложные, состоят из десятков линз из разных сортов стекла, поэтому добиться светосилы выше F2,8 проблематично.
Преимущества и недостатки светосильной оптики
Нельзя однозначно утверждать, что светосильные объективы лучше других моделей. Далее приведены основные плюсы и минусы такой оптики.
Достоинства объективов с большой светосилой:
- Можно использовать короткие выдержки, низкие значения ISO.
- Получится сделать малую глубину резкости, чтобы визуально изолировать объект съемки, эффектно размыв задний план.
- Автофокус работает быстро и точно.
- Можно использовать телеконвертеры.
- В видоискатель попадает больше света, поэтому компоновать кадр легче.
Несмотря на весомые преимущества, у светосильной техники есть минусы:
- Такие объективы дороже, чем более темные модели одного класса с идентичными фокусными расстояниями.
- Объектив много весит, снимать с рук тяжело, так же как и носить технику.
- Размеры объектива достаточно большие, придется использовать специальную объемную сумку.
- Требуются фильтры большого диаметра.
Все, о чем мы говорили ранее, относится к геометрической светосиле. При проведении расчетов учитывались только геометрические параметры, такие как диаметр, ширина отверстия. Но то, какое количество света поступит через объектив, зависит также от качества стекла линзы.
Даже высококачественное стекло не способно пропустить 100 % света, часть его будет отражена от стеклянной поверхности, часть потеряется в оптической схеме объектива. У самых современных объективов потери достигают 40 %. И чем сложнее оптическая схема, тем выше потери.
Конечно, светопропускная способность линзы зависит от того, насколько качественно она изготовлена, есть ли на ней антибликовое просветляющее покрытие. Для снижения потерь несколько линз объединяют в группы.
Однако эффективная светосила объектива всегда немного меньше геометрической. Геометрическая светосила обозначается буквой F. Эффективная светосила, в которой учтены потери света в объективе, обозначается буквой T (Transmission).
Изготовители объективов обычно указывают светосилу в T-стопах. По этой причине светопропускание объектива измеряется в независимых лабораториях. Когда геометрическая светосила объектива одинаковая, модель с более высокой эффективной светосилой даст максимально яркое изображение.
В большинстве случаев отличия между геометрической и эффективной светосилой у современных фотоаппаратов небольшие, составляют менее ½ ступени экспозиции. Но для кинематографистов важно значение именно эффективной светосилы. По этой причине на кинообъективах указаны T-стопы, но не F-стопы.
Когда без светосильного объектива не обойтись
В каких случаях потребуется светосильный объектив? Без него не обойтись, если освещение плохое. К примеру, когда вы фотографируете в темноте, в вечернее время суток.
С помощью такой фототехники получится передать матрице максимальное количество света. Такое решение лучше, чем увеличить ISO, что приведет к тому, что на изображении будет много шумов.
При помощи объектива с большой светосилой получится фотографировать там, где нет искусственного света, а солнечных лучей недостаточно. К примеру, в церкви, кинотеатре, музее, то есть когда невозможно изменить освещение композиции.
Только с помощью светосильного объектива получится эффектно размыть фон на картинке. Поскольку диафрагма раскрыта широко, глубина резкости уменьшится. За счет этого удается максимально размыть фон, выделив на нем нужный объект. Так вы сможете акцентировать внимание на четком объекте, добавить объема, размыв нежелательные детали на фоне.
Учитывая все вышесказанное, стоит отметить, что светосильный объектив нужен репортерам, спортивным журналистам, а также тем, кто снимает в помещении, где недостаточно естественного света. Без такой фототехники не обойтись пленэрным портретистам, которые сделают что угодно, чтобы получить красивое боке.
Для астрофотографов важен каждый фотон. То же самое касается и фотоохотников, свадебных фотографов, которые для работы используют объективы с большой светосилой.
Тем, кто трудится в студии, много путешествует, занимается макросъемкой, а также снимает пейзажи, нет необходимости покупать объективы со сверхсветосилой. Не стоит использовать такие профессиональные объективы и любителям, которые недавно начали заниматься фотосъемкой, для них подойдет китовый объектив, чтобы набить руку и получить достаточно опыта. Для любительской фотосъемки и некоторых профессиональных задач не нужна светосила свыше F4 (для zoom-объективов) или F1,8 (для «фиксов»).
Светосила объектива в современных камерах видеонаблюдения
Светосильная оптика используется не только фотографами, но и в системах видеонаблюдения, поскольку в данной сфере также необходимо получить изображение высокого качества.
Объективы с обычной светосилой
Объективы для камер наблюдения, точно так же как и встроенные объективы непосредственно в камерах, обычно имеют стандартные значения светосилы: от 1:1,2 до 1:2,0 (F1,2–F2,0). При этом большие значения будут у сменных либо встроенных объективах с автодиафрагмой и в ручных или моторизованных механизмом изменения фокусного расстояния моделях, другое название которых – вариофокальные объективы.
Меньшие значения светосилы встречаются на встроенных монофокальных (где фокусное расстояние не меняется) небольших объективах с фиксированной светосилой (фиксированная диафрагма).
Стоит отметить, что для большого диапазона фокусных расстояний, от 1,4 до 16, а в ряде случаев и 25 мм, стандартное число F составляет от 2,0.
Объективы с повышенной светосилой
Светосила более 1:1,2 для сферической оптики, включая многолинзовые модели, практически не встречается. Использование асферических поверхностей в элементах объектива позволяет получить светосилу 1,0 и более. Но произвести такую фототехнику достаточно сложно, кроме того, такие объективны нельзя назвать бюджетными.
Усовершенствование материалов и технологии производства привело к тому, что сегодня массово изготавливаются асферические объективы. Они производятся по особой технологии, на них есть маркировка ASP. Приобрести их можно по средней стоимости, если они выполнены из пластика.
Несмотря на использование асферики, светосила объективов не увеличилась в массовых масштабах. Причина этого кроется в расширении спектрального рабочего диапазона объективов для камер наблюдения в инфракрасную область. Это было необходимо для повышения чувствительности видеокамер, чтобы они могли эффективно работать с инфракрасной подсветкой.
При расширении спектра принимаемого излучения приходится жертвовать другими параметрами. Если перейти к сплошному мегапиксельному наблюдению, необходимо увеличить разрешение проецируемого на сенсор изображения. На этот нюанс стоит обратить внимание, поскольку при росте разрешения сокращаются форматы матриц.
Высокая светосила встречается только в ряде специальных моделей сменных объективов, стоимость которых достаточно высока. При покупке фотообъектива с определенной светосилой ориентируйтесь на свои потребности, чтобы сделать правильный выбор.
Про светосилу
В своем обиходе многие фотографы под словами ‘Диафрагма’, ‘Светосила’, ‘Относительное отверстие’ часто понимают одно и то же.
Если все сильно упростить, то число F (число диафрагмы) отвечает только за соотношение геометрического отверстия объектива к его фокусному расстоянию – потому еще можно встретить определение, что число F называют геометрической светосилой. На деле же, светосила – это способность объектива к пропусканию света, и на эту способность влияет не только отношение фокусного расстояния объектива к его диаметру (т.е. геометрические показатели). Огромную роль в возможности пропускания света играет оптическая схема объектива, которая имеет свойство пропускать не весь падающий свет.
Идеальный объектив пропускал бы весь свет, который падает на него, но из-за отражения, переотражения и поглощения оптическими элементами реального объектива до светочувствительного элемента, который и формирует конечное изображение, доходит только часть светового потока. Потому то разные объективы с разными оптическими схемами, но с одинаковым относительным отверстием могут создавать разную экспозицию на фотографиях при прочих равных показателях. С этим очень часто сталкиваются в кино, где нужно монтировать очень много коротких роликов, например снятых с разных ракурсов, в один большой. При этом, если сцена снимается с разных ракурсов разной оптикой с одним и тем же значением F, то в итоговой склейке можно получить разные яркости, что будет очень плохо смотреться при просмотре. Это самый примитивный пример, который часто приводят видеооператоры.
Чтобы было удобней работать с фото и видеотехникой, существует так называемое T число (от английского ‘Transmission’ – пропускание, передача). Число T является числом F, скорректированным с учетом эффективности светопропускания объектива. Число T показывает эквивалент объектива с определенным числом F, который бы пропускал все 100% света. Например, если объектив 50mm, F/1.4 пропускает только 50% света, то ему будет соответствовать идеальный объектив с числом T 2.0. Пользоваться числом T можно точно так же, как и числом F.
Пример. Если мы имеем объектив 100mm T 4.0, то не важно какое в действительности у него геометрическое отверстие и какое он имеет число F, он все равно будет пропускать столько же света, как и любой другой объектив с таким же числом T, например какой-нибудь 50mm T 4.0. При этом у 100mm T 4.0 и у 50m T 4.0 могут быть абсолютно разные значения числа F. Если на такие объективы одеть нейтральный светофильтр, то можно сказать, что их значения чисел F будут сохранятся, а числа T поменяются на ступень затемнения фильтром. Таким образом T-stop (аналог ступени числа F) во многом более удобно использовать.
В сети я встречал информацию, что фотографов обманывают, указывая на корпусе объектива не настоящее значение светосилы. На деле никто никого не обманывает, просто между понятием “светосила” и “относительное отверстие” имеются определенные отличия, о которых знает опытный фотограф. На объективе же указывается обычное значение относительного отверстия (оно же именуется максимальной диафрагмой, или числом F), а вот сколько в действительности света пропускает такой объектив, порой можно найти только в инструкции к объективу.
Когда я писал текст для этой статьи, то нашел у себя инструкцию к современному объективу Nikon Nikkor AF-S 35mm 1:1.8G DX, перечитал ее от корки до корки, но так и не нашел информацию про светопропускание объектива. Потому на производителя таки можно злословить за неполную информацию про объективы.
Из-за разного коэффициента светопропускания могут возникать даже маленькие парадоксы с диафрагменным числом F. Например, возьмем два объектива – Nikon 35mm 1:1.8G DX Nikkor (объектив для кропнутых камер) и Nikon 35mm 1:2D Nikkor (полноформатный объектив). Казалось бы, что первый объектив обладает слегка большей светосилой, чем второй. Но если попробовать снимать с помощью этих объективов, используя кропнутую камеру, то может оказаться, что количество света, проецируемое на матрицу камеры первым объективом будет меньше, чем вторым. Это связано с тем, что кропнутый объектив имеет более сильное виньетирование на F/1.8 и с разными потерями светового потока в оптических схемах.
Фото для разделения абзацев 🙂
Многие начинающие фотографы стремятся использовать светосильную оптику по общепринятым причинам – уменьшение выдержки, более гибкий контроль ГРИП, красивый рисунок и отличное качество изображения. Но светосильная оптика дает еще несколько очень приятных (а может и не приятных?) нюансов.
Первым из них хочу отметить яркость оптического видоискателя. Светосильная оптика дает приятную яркую картинку в ОВИ. С такими объективами намного удобней наводиться вручную, не нужно сильно всматриваться в ОВИ и щурить правый глаз. Человеческий глаз очень хорошо подстраивается по интенсивность освещения, а потому разницу с разными объективами не всегда заметишь, но она есть. Лично я пробовал определить мое личное ощущение яркости ОВИ с помощью светосильного объектива с ручным управлением диафрагмой – Porst Color Reflex MC Auto 1:1.2/55mm. Вот что заметил:
- Разница между F/1.2 и F/1.4 не чувствуется вообще
- Разница F/1.4 и F/2.0 практически неуловима
- Разницу между F/2.0 и F/2.8 уже можно легко уловить, но на F/2.8 в ОВИ все хорошо просматривается и не вызывает никакого дискомфорта
- Разница между F/2.8 и F/4.0 просто колоссальна, ее сразу замечаешь. Визуально работать на F/2.8 значительно приятней
- Разница между F/4 и F/5.6 не сильно заметна, но на F/5.6 после F/2.0 остается чувство сильной ограниченности.
- При дальнейшем закрытии диафрагмы все становится блеклым.
На основании проведенного опыта (и некоторых других) я пришел к выводу, что наиболее комфортными значениями максимального относительного отверстия для визирования являются F/2.8 и ниже.
Можете провести собственный эксперимент на яркость ОВИ вашей камеры. Это проще всего сделать, если камера поддерживает предварительный просмотр глубины резкости через ОВИ. Если такой функции нет, то нужно воспользоваться объективом с ручным контролем диафрагмы. Электронный видоискатель для такого теста не подходит.
Боке Гелиос-44 с 8 лепестками. Фото разделитель
Светосильная оптика не только дает более яркую и светлую картинку в ОВИ, но и позволяет во многих случаях, куда более точно и быстрей справляться системе автоматической фокусировки.
Если говорить грубо, то чем сильней световой поток от объектива к зеркалу, тем проще фазовым датчика фокусировки выполнять фокусировку. Впервые я прочувствовал разницу долго снимая в студии, где у меня под рукой имелся слабый пилотный свет от осветителей. Светосильный объектив, который я использовал для поясного портрета легко цеплялся за объект съемки, но когда мне приходилось снимать группу людей и использовать штатный зум со средней светосилой, то он просто отказывался фокусироваться при таком освещении.
Предполагаю, что светосильная оптика должна улучшать качество фокусировки также в режиме Live View.
Помимо улучшений в системе фокусировки, камера, со светосильными объективами в определенных условиях, намного точней производит и замер экспозиции. Я не могу сказать точно, насколько и по каким причинам та или иная камера улучшает работу экспонометра, но, исходя из своего опыта, я почему-то уверен, что ошибок в экспозиции со светосильной оптикой куда меньше.
На моей практике ошибки в экспозиции чаще всего возникают при использовании оптики средней светосилы и при съемке на прикрытых диафрагмах. При использовании светосильной оптики на тех же значениях числа F, ошибок значительно меньше. Конечно, небольшие ошибки в экспозиции не критичны, если снимать в RAW, но все же это неплохой плюсик таких объективов.
Также, я замечаю, что светосильная оптика дает меньше брака из-за ошибок фокусировки при использовании на прикрытых диафрагмах. Я предполагаю, что если при фокусировке на светосильный объектив была допущена незначительная ошибка, то во время съемки при закрытии диафрагмы ощутимое расширение зоны ГРИП просто компенсируют эту ошибку.
Кто не знает, то современные зеркальные камеры всегда выполняют фокусировку при полностью открытой диафрагме и закрывают ее до установленного значения только во время спуска затвора.
Для примера возьмем светосильный полтинник с F/1.4 и обычный штатный зум с F/3.5-5.6. Будем проводить съемку на 50мм и F/6.3. Если первоначально была допущена ошибка фокусировки на полтиннике, то из-за закрытия диафрагмы до F/6.3 зона ГРИП сильно расширится и скорее всего захватит наш объект съемки. В то же время, если была ошибка фокусировки у зума, то небольшое изменения ГРИП при переходе от F/5.6 до F/6.3 не сможет компенсировать неточную фокусировку.
Правда, есть у светосильный оптики и явные недостатки. Одним из них хочу выделить дифракционный порог, который порой начинается с F/8. Особенно дифракцией на сильно закрытых диафрагмах страдают супер-светосильные объективы с F/1.4 и F/1.2 и ниже. Обычно минимальное число F, которые они могут использовать – это F/16. Несветосильная оптика менее подвержена дифракции ибо ей нужно выполнять меньший маневр диафрагмой. Так штатные “темные” зумы на F/8 только приходят “в чувство” и показывают отличное качество фото. Это может быть критичным только для определенных типов съемки, да и у разных объективов порог разный. Описанные мной особенности и тонкости не всегда можно наглядно показать, но со временем они начинают ощущаться на практике и влиять на работу 🙂
Что означает светосила объектива и для чего она нужна?
При использовании современных фотоаппаратов нужно знать определенные характеристики оборудования. В противном случае добавить необходимого эффекта на фотографии не получится. В статье расскажем подробнее о светосиле и о том, как она виляет на снимок.
Что это такое?
Светосила – одна их важнейших характеристик в фотоаппарате, а точнее в объективе. Данный параметр необходим, чтобы сделать четкую и детализированную фотографию даже в условиях недостаточной освещенности. Высокий показатель означает, что у вас в руках профессиональная техника. Стоит отметить, что светосильная оптика стоит дорого.
Опытные фотографы используют несколько моделей объективов, отличающихся по фокусному расстоянию. Специалисты рекомендуют новичкам выбирать доступные по цене объективы, чтобы учиться использовать современное цифровое оборудование.
Вышеуказанный параметр отвечает за то, сколько света попадет в устройство фотоаппарата и на чувствительную матрицу. Не многие знают, что линзы внутри объектива изготовлены из полностью прозрачного материала. Проходя через пластик или стекло, световой поток рассеивается, и его часть теряется. До матрицы световой луч доходит не в полную силу.
Количество солнечного света можно регулировать при помощи диафрагмы. Чем шире открыт этот элемент, тем больше будет поток. Производители при обозначении светосилы учитывают, насколько максимально можно раскрыть диафрагму. Также обязательно берут в расчет фокусное расстояние. Чем соотношение меньше, тем больше будут параметры светосилы.
От интенсивного света, который попадает на светочувствительную матрицу, зависит следующее:
- глубина резкости снимка;
- возможность сделать качественную фотографию в темном помещении или в вечернее время суток.
Рассмотрим каждый параметр подробнее.
Объективы, отличающиеся высокой светосилой, дают возможность выделять лишь основные объекты на фотографии. Такой параметр будет полезен при портретной съемке. Для обозначения числа элементов, которые находятся в резкости, используется аббревиатура ГРИП. Это расшифровывается как «глубина резко изображаемого пространства».
Правильно используя данную характеристику, можно оформить красивый размытый фон – боке. При помощи этого фотографы скрывают ненужные детали на изображении, переводя их в фон. Такие изображения смотрятся эффектно.
Если света недостаточно, чтобы сделать качественный снимок, необходимо настроить следующие характеристики:
- светочувствительность (обозначается как ISO);
- выдержку;
- диафрагму.
При настройке выдержки нужно быть аккуратным. В противном случае кадр получится полностью смазанным. При установке большой выдержки снимать с рук не получится, нужно использовать штатив. Даже незначительное движение рук приведет в «шевеленке».
Если установить чересчур высокую светочувствительность, на снимке появится цифровой шум. Фотографу остается только открыть диафрагму, чтобы сделать максимально четкий снимок при недостаточном количестве света.
Когда необходима?
Любители фотосъемки, которые используют цифровое оборудование только для бытовых снимков, могут вполне нормально обходиться доступной техникой. Для таких пользователей параметр светосилы не имеет особого значения.
Профессиональные фотографы обращают внимание на каждую характеристику. Они используют светосильные объективы в следующих случаях.
- Данный параметр пригодится во время спортивных соревнований или при съемке дикой природы, когда важно быстро и четко запечатлеть особый момент. Чтобы объект, который движется быстро, получился на снимке четко, нужно установить короткую выдержку.
- Без светосильного объектива не удастся получить качественные снимки ночного города или других пейзажей, сделанных после захода солнца. Такие модели способы улавливать даже малейшие крупицы света, чтобы получилось качественное изображение.
- Если чувствительность матрицы к свету недостаточная, то при помощи объектива этот недостаток можно исправить.
- Без специального оборудования также не обходятся репортеры, которые работают в различных условиях. Это могут быть темные помещения, такие как музеи, ночные клубы, рестораны и прочее.
Маркировка
Показатель светосилы обозначается английской буквой F (f). С его помощью производители указывают мощность потока света, который достигает матрицы. Однако о данном параметре нужно рассказать подробнее.
Чтобы обозначить диафрагму, торговые марки используют соотношение следующих параметров:
- диаметр диафрагмы, когда она максимально раскрыта;
- фокусное расстояние.
Данный показатель может выглядеть в виде таких чисел – 1: 1.2 или 1: 2.8. Бренды используют международный формат – f/1.2, f/2.8 и другие варианты.
Интересный факт. Объектив с самым высоким параметром светосилы был выпущен американской корпорацией NASA во второй половине XX века (1966 год). Значение диафрагмы – f/0.7. Специалисты изготовили 10 моделей, три из которых презентовали всемирно известному режиссеру Стэнли Кубрику для создания киношедевров, один передали в руки Carl Zeiss. Остальные 6 объективов было отправлено специальному заказчику.
Мало кто из пользователей знает, что профессиональный уровень данной характеристики составляет f2.8. Это оптимальное значение. Техника, обладающая данным параметром, доступна далеко не каждому. Для обычных покупателей вполне будет достаточно значение f4 и более. Модели таких объективов не считаются светосильными и имеют более доступную цену.
Как выбрать объектив?
Ассортимент цифровой техники для съемки представлен в большом разнообразии фотоаппаратов и объективов. Определить, какой лучше, сложно даже опытному специалисту, не говоря уже об обычных покупателях. Производством оборудования занимаются как мировые торговые марки, так и производители, работающие в бюджетном и среднем ценовом сегменте.
Всю оптику, которая отличается высоким показателем светосилы, можно поделить на 2 вида:
- фиксы;
- модели, имеющие переменное фокусное расстояние.
Первый вариант используют для съемки в студии. Главная особенность такой оптики заключается в том, что можно легко и быстро менять расстояние объекта до объектива. Это очень полезная функция, когда нужно постоянно перемещаться по помещению, в то время как модель стоит статично. Фиксированные объективы могут похвастаться повышенным качеством съемки. При их сборке производители используют уменьшенное количество линз, из-за чего число искажений уменьшается.
Новички, которые только начинают осваивать фотосъемку, часто используют объективы с максимальным фокусным расстоянием. Эта характеристика варьируется от 50 до 55 миллиметров. При этом светосила составляет от 2,8 до 1,4. Данные модели также называются «полтинниками». Они имеются в каталогах всех известных производителей оборудования для съемки. Указанных выше параметров вполне достаточно, если не придется заниматься ночной или предметной съемкой на высоком уровне.
Также пользуются просом фиксы с показателем фокусного расстояния от 30 до 35 миллиметров. Данные модели относятся к широкоугольным объективам. Их можно использовать для разнообразных творческих замыслов. Их главная особенность заключается с том, что они не подходят для съемки портретов из-за искажения перспективы.
Если вы ищите объектив для портретов крупным планом, следует выбирать фиксы с фокусным расстоянием от 85 до 135 миллиметров. Данный показатель поможет оформить на заднем плане выразительное боке, что идеально для данного направления в съемке.
Что касается стекол с переменным параметром, большой спрос имеют варианты с фокусным расстоянием, которое варьируется от 17 до 55 миллиметров. Для работы также понадобится оптика с показателем расстояния от 70 до 200. Данное оборудование используется для съемки репортажей различной тематики.